Научная статья на тему 'Роль дистанционного обучения в повышении ИКТ компетентности учителей трудового обучения'

Роль дистанционного обучения в повышении ИКТ компетентности учителей трудового обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATIONAL ENVIRONMENT / ИКТ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ICT COMPETENCE / RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимов Аьламжон Амриллоевиич

В статье раскрыто знчение курсов дистанционного повышения квалификации в развитии ИКТ, компетентности учителей, трудового обучения на основе проведенного эксперимента. Создание современной информационой среды в процессе повышения квалификации рассматривается как активный инструмент повышения профессиональной компетентности учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимов Аьламжон Амриллоевиич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дистанционного обучения в повышении ИКТ компетентности учителей трудового обучения»

3. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / под ред. Б. Б. Айсмонтаса: хрестоматия для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. М.: МГППУ, 2013. 334 с.

4. Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». № 12 (106), 2013. С. 164-167.

The role of distance learning in increasing of the ICT competence

of labor teachers Ibragimov A. (Republic of Uzbekistan) Роль дистанционного обучения в повышении ИКТ компетентности учителей

трудового обучения Ибрагимов А. А. (Республика Узбекистан)

ИбрагимовАъламжон Амриллоевиич /Ibragimov A'lamjon — старший научный сотрудник-исследователь, лаборатория управления качеством образования, Узбекский научно исследовательский институт педагогических наук, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрыто знчение курсов дистанционного повышения квалификации в развитии ИКТ, компетентности учителей, трудового обучения на основе проведенного эксперимента. Создание современной информационой среды в процессе повышения квалификации рассматривается как активный инструмент повышения профессиональной компетентности учителей. Abstract: in the article, the role of distance learning courses in increasing of the ICT competence of labor teachers is reflected based on practical tests. In addition, the creation of the modern media environment in the qualification process is seen as a tool for improving teachers'professional competence.

Ключевые слова: дистанционное обучение, повышение квалификации, информация, информационная среда, ИКТ компетентность.

Keywords: distance learning, retraining, information, informational environment, ICT competence.

Эффективное внедрение формы дистанционного обучения в систему повышения квалификации работников народного образования является одним из достижений в сфере развития информационных технологий.

Применение этой формы обучения в процессе повышения квалификации создает для слушателей целый ряд удобств и преимуществ: слушатели имеют возможность в удобное для себя время и в удобном месте заниматься самообразованием, экономится время, появляется возможность обучения без отрыва от основной работы, отмечается высокая эффективность; большое количество слушателей могут одновременно пользоваться общирной информационной базой, сокращаются расходы по сравнению с традиционным повышением квалификации, можно получить доступ к самым новейшим достижениям в сфере телекоммуникационных технологий благодаря вхождению в мировое информационное пространство [2, с. 285-286].

Из наиболее значимых параметров дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий В. А. Сластенин выделяет такие, как: интенсификация образовательного процесса, повышение мобильности подготовки, переподготовки и повышения квалификации, обеспечение эффективности использования педагогического и иных ресурсов учебных заведений [1, с. 66].

В результате последовательного внедрения инновационных технологий в систему образования республики все больше учителей общеобразовательных школ повышают квалификацию дистанционным обучением. Начиная с 2016 года, дистанционное повышение квалификации введено и для учителей трудового обучения.

При организации курсов дистанционного повышения квалификации, прежде всего, был проведен опрос среди учителей трудового обучения с целью выявления того, достаточно ли учителя понимают сущность дистанционого обучения и какие видят преимущества в этой форме повышения квалификации, по сравнению с традиционной. Из участвующих в начальном опросе 104 слушателей 58 выразили своё положительное отношение к дистанционной форме повышения квалификации, а при итоговом опросе почти все слушатели высоко оценили дистанционное обучение. В числе опрошенных слушателей в начальном опросе всего 16 учителей из Ташкентского областного института переподготовки и повышения квалификации работников народного образования (ИППКРНО), 14

89

учителей из Ферганского ИППКРНО, 15 учителей из Самаркандского ИППКРНО и 13 учителей из Наманганского ИППКРНО выразили свою положительную оценку (Рис. 1).

Ташкентский ИППКРНО Ферганский ИППКРНО Самаркандский Наманганский

ИППКРНО ИППКРНО

В Начальный опрос и Итоговый опрос

Рис. 1. Отношение слушателей к дистанционному повышению квалификации

Дистанционное повышение квалификации создает возможность для осуществления контроля знаний слушателей путем промежуточной аттестации и проведения тестирования, для эффективного использования электронных образовательных ресурсов, методического обеспечения учебного процесса, привлечения дополнительных материалов из различных источников, совершенствования учебного процесса через организацию самостоятельного обучения.

Таким образом, создаются условия ддя достижения определенной цели дистанционного повышения квалификации педагогических кадров. Слушателям помогают понять, какие конкретные результаты они смогут получить по окончании курсов, в сети создается пространство взаимного общения, применяются эффективные педагогические и информационные технологии, используются всевомозжные информационные источники для самостоятельного получения знаний, устанавливются системные отношения, способствующие совместной работе в группе и обмену опытом.

Наблюдения показывают, что у слушателей дистанционных курсов повышения квалификации существенно повысилась компетентность в работе с информациоными коммуникационными технологиями (Рис. 2).

Ташкентский Ферганский ИППКРНО Самаркандский Наманганский

ИППКРНО ИППКРНО ИППКРНО

Н Результаты входного тестирования Ы Результаты выходного тестирования

Рис. 2. Результаты эксперимента по изучению ИКТ компетентности слушателей

В процессе дистанционного повышения квалификации создается информационная образовательная среда, то есть база информационных ресурсов, мультимедийных средств, возможность пользоваться видео и аудиозаписями, электронной почтой и сетевыми ресурсами и с помощью подобных средств работать с необходимой информацией: осуществлять поиск, обработку, обобщение материалов, подготавливать презентацию. В итоге у слушателей развиваются и совершенствуются компетентностные умения работы с инфомационно-коммуникационными технологиями. Названная система работы обеспечивает непрерывное повышение квалификации педагогических работников и способствует постоянному совершенствованию педагогического мастерства.

Литература

1. Педагогика профессионального образования // Под ред. В. А. Сластенина. М.: «Академия», 2006. 426 с.

2. Ibragimov A. Modernization the System of Teacher Training in the Republic of Uzbekistan // Eastern European Scientific Journal. Düsseldorf Germany, 2016. № 3. P. 174.

The essence of outdoor games as means of education of positive relations between

the senior preschool children Levochkina E.1, Chernyshkova M.2, Khruleva T.3 (Russian Federation) Сущность подвижных игр как средство воспитания положительных взаимоотношений старших дошкольников Левочкина Е. А.1, Чернышкова М. О.2, Хрулева Т. Б.3 (Российская Федерация)

'Левочкина Елена Александровна / Levochkina Elena — студент, кафедра педагогики и психологии дошкольного образования, факультет начального, дошкольного и специального образования, Омский государственный педагогический университет; 2ЧернышковаМарина Олеговна / Chernyshkova Marina — воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 349 общеразвивающего вида; 3Хрулева Татьяна Борисовна /Khruleva Tatiyana — студент, кафедра педагогики и психологии дошкольного образования, факультет начального, дошкольного и специального образования, Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Аннотация: в статье анализируются роль игры в жизни ребенка, а также функции подвижной игры и их влияние на взаимоотношения старших дошкольников.

Abstract: the article analyzes the role of the game in the child's life, as well as the function of the mobile games and their impact on the relationship between the senior preschool children.

Ключевые слова: подвижная игра, воспитание, взаимоотношения, функции игры. Keywords: mobile game, education, relationships, play function.

Отличительной чертой совместного образа жизни старших дошкольников является неуклонное повышение требований к организованности и самостоятельности поведения и деятельности. Организованность старших дошкольников проявляется в знании правил, в умении их выполнять и подчиняться общим требованиям, установленным в группе, в готовности совместными усилиями достигать общей цели, согласовывая действия и распределяя обязанности на основе взаимной договоренности. Организованность поведения помогает старшему дошкольнику найти свое место и определить свою роль в коллективе, она сообщает поведению детей целеустремленность. Именно поэтому огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [1, с. 270].

Основатель российской системы физического воспитания Ф. Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, Ф. Лесгафт писал: «Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». По определению П. Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни» [2, с. 216].

По мнению Э. Я. Степаненковой, «подвижная игра - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил» [3, с. 60]. В. Шмонина считает, что «подвижная игра - это средство пополнения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.