Научная статья на тему 'Подвижные игры как средство гармоничного развития детей'

Подвижные игры как средство гармоничного развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2386
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мендот Э. Э., Мендот И. Э.

Подвижные игры одна из составных частей общей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие, в единстве с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием и обучением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мендот Э. Э., Мендот И. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLLING PLAYS (GAMES) AS FACILITY (TOOL) OF THE HARMONIOUS DEVELOPMENT CHILD

Rolling games is are one of the component parts of the general system of the unbringing, which have the purpose fortification of the health of the person and his correct physical development, in unity with mental, moral, aesthetic(esthetic) and labor unbringing and education.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры как средство гармоничного развития детей»

- знания, полученные учащимися экспериментальных классов во время уроков о традициях тувинского народа, обеспечивают более высокий образовательный, воспитательный, оздоровительный уровень по сравнению с контрольными классами, занимающимися по комплексной школьной программе.

Это говорит о том, что национальные виды спорта, самобытные физические упражнения, танцы и народные игры эффективно влияют на учебный процесс по физическому воспитанию учащихся 59 классов. Эффективность учебного процесса повышается, если учащиеся сознательно, активно осваивают знакомые им движения. Предлагаемые им народные игры, национальные виды спорта, танцы расширяют круг знаний, снимают психологическую зависимость и внутреннюю скованность.

Перечисленные характеристики,

составляющие в сумме общую подготовленность школьников по предмету «Физическая культура», позволяют в полной мере судить об

эффективности учебно-воспитательного процесса, в основу которого положены народные средства физического воспитания тувинского народа.

Таким образом, эффективное использование средств физической культуры тувинского народа получило экспериментальное подтверждение в практике массового апробирования и внедрения рекомендуемого опытного материала в школах Республики Тыва. Оно выразилось в росте показателей физической подготовленности и развития, улучшении общего здоровья детей в экспериментальных группах.

Литература

1. Кыргыс Э.К. Физическое воспитание учащихся основой школы на основе традиционной физической культуры тувинцев: Автореф. дис... канд.пед.наук. -Красноярск, 2008.- 22 с.

2. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. и др. Физичекое воспитание учащихся 5 - 7 классов. Учебное пособие//- 2 изд. [Текст] - М.: Просвещение, 2001.-С.7-35, 169-176.

3. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. [Текст] - М., 1996. - С. 1324.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ROLLING PLAYS (GAMES) AS FACILITY (TOOL) OF THE HARMONIOUS

DEVELOPMENT CHILD

Э.Э. Мендот, Э.Э. Мендот, И.Э. Мендот Mendot E.E. Mendot E.E. Mendot I.E.

Подвижные игры - одна из составных частей общей системы воспитания, имеющая целью укрепление здоровья человека и его правильное физическое развитие, в единстве с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием и обучением.

Rolling games - is are one of the component parts of the general system of the unbringing, which have the purpose fortification of the health of the person and his correct physical development, in unity with mental, moral, aesthetic(esthetic) and labor unbringing and education.

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытнообщинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. По этому поводу Е.А.Покровский писал, что о детских играх перво-

бытных народов, к сожалению, мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны. Практически никто из этнографов вообще не ставил себе задачей такое исследование. Лишь в 30-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племени Новой Гвинеи,

в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх.

В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция тогда еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производи-тельного труда, передать им опыт этого труда, осуществляя постепенное включение детей в доступные им формы деятельности.

Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа (1715г.) писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя. Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу.

Овладевая способами использования орудий труда и приобретая при этом необходимые для участия в труде взрослых способности, дети постепенно включаются в производительный труд взрослых. Можно предположить, что в этих упражнениях с уменьшенными орудиями есть некоторые элементы игровой ситуации. Во-первых, это некоторая условность ситуации, в которой происходит упражнение. Пенек, торчащий на поляне, не настоящий зверь, а цель, в которую стреляет мальчик, не настоящая птица. Во-вторых,

осуществляя действие с уменьшенными орудиями труда, ребенок производит действие, сходное с тем, которое производит взрослый, и, следовательно, есть основание предполагать, что он сравнивает, а может быть, и отождествляет себя со взрослым охотником, со своим отцом или старшим братом. Таким образом, в этих упражнениях имплицитно могут содержаться элементы игры.

В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Во

второй половине Х1Хв. появляются работы виднейших педагогов

Н.И.Пирогова, позднее Е. Н. Водовозова, П.Ф. Каптерева и др. В них подчеркивается первостепенное значение подвижной игры как деятельности, отвечающей возрастным потребностям ребенка.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф. Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка.

П.Ф. Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Движения, используемые в игре, предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях.

П.Ф. Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию».

По утверждению П.Ф. Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у детей умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро, выполнять правила, ценить товарищество.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Многочисленными исследованиями доказано, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панциря» на теле (М. Александер, В.Райх, М. Фельденкрайз и др.), поэтому для реализации задач гармоничного развития детей важно понять, как «действует» наше тело. Учитель физии-ческой культуры должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплексной, сбалансированной реализации всех потенциальных возможностей человека, а одностороннее развитие губительно для личности, нередко граничит с психологической или физической болезнью.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего и гармоничного развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как

развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи, играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх детей, прежде всего, находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удовольствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «бабочка крылышками», и т.д.). Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживание, соучастие, сопричастность. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестли-вость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию детей, несут в себе разную социальную направленность.

Например, народные игры расширяют круг общения и способствуют росту национального самосознания, поскольку приобщают к историческим достижениям, культурному наследию тувинского народа. Для представителей же некоренной национальности внедрение достижений культуры, культурного наследия коренного населения дает возможность оценить его и тем самым способствует развитию взаимопонимания между народами.

Тувинским народным играм «Сывыртажыр» (Догонялки), «Мени тут» (Лови меня), «Аржыыл какчыры» (Платочная салка) присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию комбинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется», «Хулур-хулур» (прокатывание клубочка) требуют от играющих прекратить движение по соответствующему сигналу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность движений в таких играх чрезвычайно важны.

В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу», «Ужар ушпас» (Летит, не летит) «Бодалгалажыры» (Устный счет) совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным

играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений. В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, в ней он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.

Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об

окружающем мире, гармоничного развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Литература

1. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 1999.

2. Гориневский В.В. Игры и развлечения. -М.;Л.: Молодая гвардия, 1924. Изд. 3, перераб. и доп.

3. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник для пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология (дошкольная)». - М.: Просвещение, 1985. - Изд. 3, испр. и доп.

4. Коровин С.С. Подвижные игры в физическом воспитании. - Оренбург: ОГПИ, 1996.

5. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей: книга для воспитателя детсада. - М.: Просвещение, 1987.

6. Лесгафт П.Ф. Сборник педагогических сочинений. - М.: Физкультура и спорт, 1952. - Т.2.

7. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 12.

ВНЕДРЕНИЕ БОРЬБЫ «ХУРЕШ» В ШКОЛЬНУЮ СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

THE INTRODUCTION OF STRUGGLE "ХУРЕШ" IN THE SCHOOL SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF THE REPUBLIC OF TYVA

С.Ы. Ооржак, Х.Д.-Н. Ооржак, Л.Б. Ооржак S. Oorshak, H. Oorshak, L. Oorshak

Обоснование и экспериментальное подтверждение эффективного применения борьбы «Хуреш» в системе физического воспитания общеобразовательной школы Республики Тыва. Апробирование программы по борьбе «Хуреш».

Ключевые слова: борьба «Хуреш», национальные виды спорта, физическое воспитание школьников, программа физического воспитания, педагогический эксперимент.

Substantiation and experimental confirmation of the effective application of the struggle "Huresh" in the physical education system of secondary schools of the Republic of Tuva. Testing of the program on struggle "Huresh".

Key words: the struggle of the "Huresh", national kinds of sports, physical education of schoolchildren, the program of physical education, pedagogical experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.