СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЛОСОФИИ
Э.В. ИЛЬЕНКОВА
А.А. Поляруш, канд. пед. наук
Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-3-1-61-63
Аннотация. Основное содержание исследования состоит в анализе проблем содержания педагогической деятельности и применения знаний на практике на основе философских воззрений Э.В. Ильенкова, связавшим две проблемы в единое целое. Выведена сущность понятия «педагогическая деятельность», заключающаяся в создании условий для формирования способа (метода) познания в составе субъективности. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогики и философии.
Ключевые слова: деятельность, знание, опыт, практика, компетенции, память, мышление, метод, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс.
Понятие педагогической деятельности остаётся недостаточно разработанным, зачастую искажающим сущность педагогического процесса. Например, под педагогической деятельностью предлагается понимать «деятельность взрослых, направленную на осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей». При таком подходе объектом педагогической деятельности является ученик, субъектом - педагог [1]. Однако, как пишет выдающийся философ советского периода, гегельянец, Эвальд Васильевич Ильенков, «человек существует как субъект деятельности, направленной на окружающий мир и на самого себя, он активно производит свою реальную жизнь в формах, созданных им самим, его собственным трудом» [2].
Авторы, не согласные с позицией ученика как объекта, декларируют деятельность как самостоятельную активность учащихся в процессе усвоения материала. Однако непонимание этой активности, составляющей природу человека, наивные рассуждения о роли среды в воспитании, о способностях, прочие педагогические вопросы попали под острое перо критики Ильенкова. Все разговоры о деятельности, принимаемой за синоним активности, не включены в педагогическую систему, по сути, процесс воспитания и образования понимается изолированно от основной характеристики человека - преобразования
природы, что представляет собой предметную деятельность.
Понятие деятельности философ выводит из анализа распространённой педагогической проблемы - «применение знаний в жизни». Если эту проблему экстраполировать на современное состояние образования, то она выражается в формулировке профессиональных компетенций ФГОС высшего образования. Не располагая никакими объективными критериями, способными установить факт усвоения компетенции студентом, приверженцы данной парадигмы «усилили» их идентификаторами достижений, вдобавок к знаниям, умениям и навыкам, усугубляя, и без того карикатурное состояние образовательных стандартов.
Всю абсурдность требований применения знаний на практике, Ильенков обосновывает тем обстоятельством, что человек знает, как нужно действовать - так, как его учили в учебном заведении, однако действует вопреки знаниям.
Нелепость ситуации заключается в том, что в человеческой субъективности есть как будто два, не связанных между собой свойства: знания и умения. Осознавая эту проблему, теоретическая педагогика пытается выработать правила соотнесения знания с предметом. Но все эти правила носят субъективный, искусственный характер. На самом деле эта проблема неразрешима, потому что надумана. Такой проблемы в
объективном значении не существует. Проблема заключается в том, что центральному понятию «знания» не уделено должного философского значения. Если «знание» приходится ещё как-то приладить к предмету, то это не знание, а всего лишь представление о предмете.
Все попытки уйти от репродукции к «интерактивным» методам обучения так и остаются формами, не меняющими содержания образования. Школа за всё время своего существования задействует рассудок - низшую ступень мышления, способную лишь транслировать правила, добытые чужим пониманием. Поэтому интеллект выпускников учебных заведений работает по схеме формально усвоенных правил и, сталкиваясь с нестандартной ситуацией, не может найти её решения.
Анализируя природу человека, Э.В. Ильенков опирается на антропологические воззрения К. Маркса, в сущности человека усматривающего всеобщую форму человеческого существования в труде, в непосредственном преобразовании природы. Ильенков, основываясь на философии Гегеля, подчёркивает: в своей практике «.. .индивид повторяет то, что сделал до него и для него "всеобщий дух", и, стало быть, действует по тем же самым законам и в тех же самых формах» [2]. По-иному, мир науки, материального производства есть опредмеченное - реализованное в продукте - мышление человечества. Задача индивида в процессе своей социализации - «распредметить» его, воспроизвести в мышлении (перевести в плоскость идеального), понять и освоить формы деятельности, реализованные в предметах осуществлены. «В этом и состоит сущность образования», - утверждает Ильенков. В образованном сознании категории воплощаются в виде активных форм деятельности мышления, в форму понятия. Когда индивид владеет этими активными формами деятельности, тогда знает и осознает их как формы мышления. Когда этого не происходит, то и возникает «наивный фетишизм» по меткому выражению философа, который напрямую принимает наличные понятия за чисто объективные определения вещей. Он принимает их за
таковые только потому, что даже не задумывается об участии мышления в производстве той или иной вещи наивно считает их вечными и неизменными определениями вещей самих по себе, будто они существуют вне опыта. На этой почве и формируется некритическое мышление вера человека всему, что говорят об этих вещах от имени учителя, интернета, учебников.
Лишь процесс деятельности ломает привычные схемы репродуктивного мышления, поскольку практика изменяет вещи в согласии с понятием, с тактикой, генерированной в мышлении, - здесь начинает рассматриваться как столь же важная ступень развития познания.
Обладая широкой философской позицией, Ильенков обращает внимание на традицию, заложенную Кантом, делить людей на две группы. Большинство людей действует по шаблону, не сомневаясь в истинности и всесильности формально усвоенных «правил»; они не могут справиться с заданием там, где новый предмет, в силу своих особенных свойств, исключает действия по заранее данной схеме. Таковы формы «оценки знаний» обучающихся: опрос, тесты, экзаменационные билеты и пр. [3]. Меньшую, группу составляют люди, умеющие улавливать, схватывать эти правила из собственного опыта и применять их в практике с умом, осознанно.
На основе философского анализа противоположных способов действий в окружающем мире, Э.В. Ильенков определяет сущность педагогической деятельности: деятельность педагога должна быть направлена не на внушение готовых правил, реализуемых бессмысленной зубрёжкой, а на организацию внешних условий, требующих от человека определённые способы действий. И только тогда, когда это необходимое действие совершено, целесообразно и необходимо выявить, схватить и удержать в сознании то самое правило, схему, которой это действие, по объективным, не зависящим от наличных у человека представлений, вынуждено было подчиниться. Только тогда этому выведенному правилу нужно дать словесное оформление - понятие. Гегель: «Категории надо вывести (а не произвольно или меха-
нически взять) ... (не «рассказывая», не «уверяя»), - здесь, в них «в этом зародыше все развитие» [4].
Если, по выражению Ильенкова, «воспитатель ума» задаёт «правило» как совокупность внешних условий, тогда ученик осознанно усваивается правило субъективной деятельности. Это есть метод как соответствие диалектической категории «общее». Если же педагог задаёт правило как алгоритм деятельности, то он загружает, и без того предельную память лишним предметом, с которым надо ещё совершить какие-то особые действия, что соответствует категории «особенное». В этом случае человек оказывается бессильным во многообразном мире.
В этом узелке размышлений о сущности
своё решение проблема соединения знаний с предметом. Именно в деятельности ученика, организованной умным педагогом, знание выступает как знание вещи со всеми её свойствами и пределами возможности преобразования её (творческое мышление), а не как конструкция, находящаяся вне вещи.
Подводя итог анализа части философии Э.В. Ильенкова, относящейся к педагогике, необходимо сделать основополагающий для образовательного процесса вывод: сущность педагогической деятельности заключается в организации педагогических условий, способствующих формированию в сознании ученика метода познания. В философии Ильенкова - это диалектический метод.
педагогической деятельности и находит
Библиографический список
1. Коршунова Н.Л. О природе закономерностей педагогической деятельности // Педагогика. - 1993. - № 5. - С. 58-61.
2. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. - М.: МПСИ, Воронеж. МОДЭК, 2002. - С. 78-84.
3. Лобастов Г.В. Диалектика разумной формы и феноменология безумия. - М.: Русская панорама, 2012. - 559 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - М., 1999. - 1072 с.
THE ESSENCE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE PHILOSOPHY
E.V. ILYENKOV
A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)
Abstract. The main content of the research consists in the analysis of the problems of pedagogical activity and the application of knowledge in practice based on the philosophical views of E.V. Ilyenkov, who connected the two problems into a single whole. The essence of the concept of "pedagogical activity" is derived, which consists in creating conditions for the formation of a method (method) of cognition as part of subjectivity. The work has an interdisciplinary character, written at the intersection of pedagogy and philosophy.
Keywords: activity, knowledge, experience, practice, competence, memory, thinking, method, I. Kant, G. Hegel, K. Marx.