УДК 378+330
Наливайко Татьяна Владимировна
Аспирантка Переяслав-Хмельницкого государственного педагогического университета имени Григория Сковороды, [email protected], г. Переяслав-Хмельницкий, Украина
СУЩНОСТЬ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Аннотация. События, произошедшие в Украине за последние годы - изменение политического строя и переход к демократизации, научно-технический прогресс, информатизация и компьютеризация общества, миграция специалистов и усиление конкуренции на рынке труда - кардинально изменили требования к подготовке специалистов разного профиля и профессионального образования в целом. В связи с этими изменениями современный специалист должен быть высококвалифицированным, конкурентоспособным, уметь быстро приспосабливаться к изменениям и ориентироваться в окружающей действительности, иметь достаточный интеллектуальный капитал. Поэтому мы считаем необходимостью определить сущность модели профессиональной компетентности будущих экономистов на современном этапе подготовки.
Ключевые слова: компетентность, модель, профессиональная компетентность, модель профессиональной компетентности, специалист.
Одним из эффективных методов познания и трансформации традиционной образовательной парадигмы в компетентност-ную Н. Боярчук считает моделирование. Модели дают возможность презентовать компетентносный подход не как дискретное педагогическое явление, направленное на локальные изменения отдельных аспектов образовательного процесса, а как целостную сущность - от постановки цели к получению конечного результата [2, с. 85].
Общенаучные понятия «модель» и «моделирование» являются важными и в то же время сложными инструментами для педагогики. Во-первых, они попали в отмеченную сферу из других областей знаний; во-вторых, как отмечает Е. Лодатко, они имеют особенности, природа которых основывается на нечеткости, расплывчатости педагогических понятий. Как свидетельствуют результаты терминологического анализа понятия «модель», его понимают:
1) в широком значении: как систему, которая мыслительно представляется или материализуется и, отображая или воссоздавая объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте;
2) в узком смысле: изображение определенного явления с помощью другого, более изученного, которое проще понять;
3) как упрощенные теории, которые позволяют изучать взаимосвязи между разны-
ми индикаторами в обществе;
4) как схему (график) любого объекта (процесса или явления), которая используется в качестве его упрощенной замены [3].
Компетентность в широком смысле в основном понимается как степень социальной и психологической зрелости человека, которая предусматривает определенный уровень психического развития личности, психологическую готовность к определенному виду деятельности, которая предоставляет индивиду возможность успешно функционировать в обществе и интегрироваться в нем. В узком смысле компетентность рассматривается как деятельностная характеристика, мера интегрированности человека в деятельность, а это предусматривает определенную мировоззренческую направленность личности, ценностное отношение к деятельности и ее предметам [4].
Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов Н. М. Бо-любаш представляет как процесс, направленный на усиленную совместную деятельность преподавателя и студентов в процессе профессиональной учебы, использования усовершенствованных содержания, методов, средств и форм учебы, ориентированных на формирование комплекса ключевых компетенций для данного вида деятельности и профессиональной компетентности как интегративной черты личности. Разработка модели позволяет более четко представить
процесс формирования профессиональной компетентности и определить приоритетные направления формирования личности студента как будущего профессионала-экономиста [1].
V. Chemega характеризует профессиональную компетентность по пяти компонентам [12]:
- содержательный компонент (включает в себя систему профессионально значимых знаний и умений);
- мотивационно-волевой компонент (включает мотивы, цели, потребности, ценности, которые актуализируются в профессиональной компетентности и стимулируют творческое самовыражение личности);
- функциональный компонент (выступает как реализация профессиональных знаний, умений и навыков в профессии);
- коммуникативный компонент (включает в себя способность выражать мысли четко и ясно на отечественных и иностранных языках, устанавливать межличностные отношения, чтобы выбрать лучший стиль общения в различных бизнес-ситуациях, организовывать и поддерживать диалог);
- рефлексивный компонент (проявляется в способности сознательно управлять производительностью и уровнем развития личности и личных дострижений).
Для более детального исследования структуры ключевых компетенций О. И. Яковенко считает необходимым обратить внимание на содержательную структуру профессиональной компетентности экономиста [11]. Документами, которые содержат перечень видов экономической деятельности и требования к целям, содержанию и компетентности будущих экономистов в процессе их профессиональной подготовки, являются «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010», утвержденная приказом Го-спотребстандарта Украины от 11.10.2010 г. № 457 и образовательно-квалификационная характеристика. В соответствии с первичными должностями, которые может занимать экономист, он подготовлен выполнять следующие функции: аналитическую, плановую, организационную, контрольную, учетно-статистическую, информационную.
Приобретение студентами ключевых компетенций профессиональной деятельности требует у них соответствующего понятий-
ного аппарата, знания основных принципов и методов организации экономической деятельности, самой способности экономического (аналитического) мышления, готовности к применению знаний и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности. Важную роль в этом играет вопрос организации учебного процесса, особенно процесса практической подготовки студента, использования нетрадиционных методов обучения, инновационных методик, адекватное внедрение в учебный процесс информационных технологий [11].
Проблема согласования отечественной педагогической терминологии и науки в целом с компетентностным подходом заключается в том, что научные работники преимущественно пользуются традиционной и понятной триадой «знания - умения - навыки», из которой выходит целый ряд категорий и понятий. Однако понятие «компетентность» шире, чем знание или умение, и предусматривает способность специалиста использовать в конкретной ситуации приобретенные знания, умения, учебный и жизненный опыт, знание им методов поиска необходимой информации, умения ее анализировать, видеть проблемы и пути их решения, самоэффективность, а также понимание необходимости учиться на протяжении всей жизни [7]. Поэтому, по мнению Н. М. Самарук, компетентность выражает значение традиционной триады «знания -умения - навыки», интегрируя их в единый комплекс [9].
О. Г. Максимова и Л. А. Харитонова выделили следующие основные направления процесса формирования профессиональной компетентности:
- вооружение будущих экономистов теоретическими и технологическими знаниями в процессе изучения ими всех учебных дисциплин;
- формирование социальных компетенций - способности к сотрудничеству, ведению дискуссий, восприятию критики, готовности к согласованным действиям, направленным на достижение поставленных целей, и др.;
- формирование познавательных компетенций - способности к систематизации, оценке учебно-профессиональной информации, самостоятельной идентификации соб-
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 2 / 2016
71
ственных образовательных потребностей и др.;
- формирование организационных компетенций - способности и готовности самостоятельно организовывать учебную и профессиональную деятельность на основе ее планирования и оценки;
- формирование специальных компетенций - способности самостоятельно решать учебные и профессиональные задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных данных с соблюдением соответствующих норм [8].
В докладе международной комиссии по образованию для ХХ1 в. Жан Делор сформулировал суть модели современного образованного человека в рамках, на которых основывается образование, - научиться познавать, делать, жить вместе и быть [6].
Также для того чтобы будущий экономист был профессионально компетентным, не следует забывать о его физическом состоянии и здоровье. В реализации стратегии устойчивого развития Украины в качестве ключевых факторов выступает образование и система здравоохранения. Образование о здоровье, здоровом образе жизни, здоро-вьесбережении - это гармоничное, активное, творческое «сегодня» и качественное, оптимистичное «завтра». Суть экологического образования - в осознании общечеловеческих ценностей, знаний об источниках и последствиях нарушения естественного равновесия и личной ответственности за содеянное перед самим собой и перед семьей, обществом, государством, планетой. Экологическое образование, которое является основой национальной безопасности страны, направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества, нации, государства [8].
Следовательно, профессиональную компетентность будущих экономистов можно рассматривать как интегративное качество личности, определяемое владением набором компетенций: совокупностью взаимосвязанных содержания, умений, навыков, способов деятельности, включающих личностное отношение к предмету деятельности и физическому здоровью.
Структура профессиональной компетентности будущего экономиста, характеризующаяся сформированностью у студента трех блоков образовательных компетенций, может быть представлена схемой (рис.).
В экономической науке модель - это логическое (обычно математическое) описание того, что экономическая теория считает особенно важным при исследовании определенной проблемы; изучение любых объектов путем рассмотрения их системных структур. По Н. М. Самарук, модель - изображение; следовательно, это может быть схема, график любого объекта, процесса или явления, которые используются в качестве его упрощенной замены. Модель представляет собой четырехместную конструкцию, компонентами которой являются субъект (человек), задание, которое решается субъектом, объект - оригинал (фрагмент реальной действительности) и язык или способ описания материального воссоздания модели [9].
Модель современного специалиста описывает основные требования к специалистам, тенденции их использования, области применения и тому подобное. С другой стороны, модель специалиста - это некоторый эталон, идеал работника, который должен быть подготовлен в вузе и который отвечает современным требованиям общества. Основные требования к специалистам отражены в образовательно-квалификационных характеристиках специалистов определенного направления подготовки. На основе образовательно-квалификационных характеристик создается модель подготовки специалиста в виде образовательно-профессиональной программы, в которой отражен не только перечень учебных предметов, но и результаты овладения программой в виде знаний, умений, навыков.
Следовательно, модель специалиста можно рассматривать как социальный заказ и как результат профессионального образования [9].
С. М. Горобец приводит следующие примеры моделей компетенций мировых стандартов (базовые типы компетенций) [3].
1. Модель SHL (международные стандарты управления - специалист, менеджер, руководитель группы) выделяет следующие типы компетенций: предпринимательские качества (бизнес, творческий подход, решительность, стратегия); качества руководителя (лидерство, планирование и организация, ориентация на качество, убедительность); профессиональные качества (специальные знания, анализ и решение проблем, устная
Структурные компоненты
Мотивационный компонент Общенаучный компонент Информационно-компьютерный компонент Социальный компонент Саморегулирующий компонент
Содержание компонентов
Отражает готовность студента к проявлению компетентности; потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области экономики ИТ. д. Отражает способность и готовность будущего экономиста научно анализировать проблемы и процессы экономической сферы, умение использовать на практике базовые знания и методы обработки информации ИТ. д. Умения и навыки работы на персональном компьютере на основе использования операционных систем, утилит, надстроек над операционной системой и операционными оболочками и т. д. Предусматривает успешное установление взаимоотношений и осуществление профессиональной деятельности в социуме и т. д. Развитость механизмов самооценки, понимание собственного уровня самосознания, значимости для других людей, дисциплинированности и поддерки физической формы и т. д.
Образовательные компетенции (ключевые, общепредметные, предметные и здоровьесберегательные)
Рис. Структура профессиональной компетентности будущего экономиста
и письменная коммуникация); личные качества (межличностное понимание, гибкость, стабильность, личная мотивация).
2. Модель S. Whiddett & S. Hoolyforde (разработка модели компетенций на материалах компании) выделяет такие типы компетенций: развитие бизнеса (личное развитие, генерирование и обоснование идей); достижение результатов (планирование, четкость менеджмента, постановка целей); анализ -работа с информацией (анализ и принятие решений); люди (работа в команде, влияние, управление отношениями).
3. Модель Society for Human Resource Management (модель для управления коллективом) выделяет следующие типы компетенций: знание бизнеса; персональная дееспособность; стратегический взнос; практические навыки и обладание технологиями менеджмента.
4. Модель «Корпоративные финансовые
технологии» выделяет такие типы компетенций: системное мышление; принятие решений; ориентация на результат; аналитические способности; креативность; гибкость, быстрая и адекватная реакция; способности к учебе; организаторские способности; делегирование полномочий; умение планировать время, управлять проектами, работать в команде, убеждать, отстаивать мысль; умение слушать других, поддерживать обратную связь; навыки проведения презентаций и переговоров; способность ретранслировать знание и навыки.
Следовательно, анализируя вышеизложенный материал, можно сделать следующий вывод: модель профессиональной компетентности будущих экономистов - это целый ряд взаимосвязанных специальных и общечеловеческих качеств специалиста, которые не должны ограничиваться сугубо профессиональными рамками.
Библиографический список
1. Болюбаш Н. М. Модель формуван-ня професшно! компетентност майбуттх економютав засобами мережевихтехнологш [Электронный ресурс]. URL: http://scienceandeducation. pdpu.edu.ua/journals/2009/NiO_10_2009/metodika/ Bolyubash.htm (дата обращения: 11.01.2016).
2. БоярчукН. Модель формування професшно! компeтeнтноcтi майбутнiх eкономicтiв // Педагопчт науки. - 2013. - № 1(57). - С. 85-95.
3. Горобець С. А. Теоретичн засади про-блеми формування професшно! компетентност майбутнього фахгвця-економкта [Электронный ресурс]. - URL: http://studentam.net.ua/content/ view/3505/97/ (дата обращения: 14.01.2016).
4. Горобець С. М.Теоретичш модeлi компeтeнцiй майбутнiх eкономicтiв [Электронный ресурс]. - URL: http://studentam.net.ua/content/ view/3497/97/ (дата обращения: 12.01.2016)
5. Дибкова Л. М. 1ндишдуальний пщхщ у формування професшно! компетентной! майбутнх еконотстш: дис. ... канд. пед. наук. - К., 2006. - 227 с.
6. Максимова О. Г., Харитонова Л. А. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов в условиях современного вуза // Вестник ТГПУ. - 2009. - Выпуск 11 (89). -С. 17-23.
7. Масленткова К. С. Прогностична модель формування професшно! компетентност майбуттх економютгв та !! експерименталь-на пeрeвiрка [Электронний ресурс] // Вюник
Нацюнально1 академл Державно! прикордонно! служби Укра!ни. - 2011. - Вип. 1. - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://nbuv. gov.ua/UJRN/Vnadps_2011_1_12 (дата обращения: 09.01.2016).
8. Мосттака Т. П. Проблема формування здоров'язбережувально! компетентном! у контекста сталого розвитку [Электронний ресурс] // 1нновацшш тдходи до виховання студентсько! молодi у вищих навчальних закладах: матерiали Мгжнародно! науково-практично! конференцп (м. Житомир, 22-23 травня 2014 р.). - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://eprints.zu.edu.ua/18229/1/%D 0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%96%D0 %BF%D0%B0%D0%BA%D0%B0%20%D0%A2. pdf (дата обращения: 12.01.2016).
9. Самарук Н. М. Формування професшно! компетентном! майбуттх економютгв [Электронний ресурс] // Вюник Национально! академл Державно! прикордонно! служби Укра!ни. -2011. - Вип. 2. - Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://nbuv.gov.ua/UJRN/ Vnadps_2011_2_12 (дата обращения: 15.01.2016).
10. Сушко О. С. Формування професшно-предметних компетенцш майбуттх економютгв у процес навчання фгнансово! математики // На-уковий часопис НПУ iменi М. П. Драгоманова. Серш N° 3. Фiзика i математика у вищгй i середнш школг Зб. наукових праць. - 2012. - № 10. -
С. 201-207.
11. Яковенко О. I. Технолопчна модель фор-мування ключових компетенцш професшнл дiяльностi майбутнiх економiстiв у процеС практичноï [Электронный ресурс] // Modem problems and ways of their solution in science, transport, production and education 2013. - URL:
http://www.sworld.com.ua/konfer31/938.pdf (дата обращения: 08.01.2016).
12. Chernega V. Communicativeness as a component of proffesionalcompetence of future economists [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.vtei.com.ua/doc/16.10.2015/6/39.pdf (дата обращения: 20.01.2016).
Поступила в редакцию 17.12.2015
Nalivaiko Tatiana Vladimirovna
Postgraduate of Pereyaslav-Khmelnitsky State Pedagogical University named after Grygoryi Skovoroda, [email protected], Pereyaslav-Khmelnitsky, Ukraine
THE ESSENCE OF MODEL OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE ECONOMISTS AT THE PRESENT STAGE OF PREPARATION
Abstract. The changes that occurred in Ukraine in recent years, dramatically changed the requirements for the preparation of specialists in different fields and professional education in general. These changes include: changes in the political system and the transition to the democratization, scientific and technical progress, informatization and computerization of society, migration of experts, and increasingof competition in the labor market. In connection with these changes, a modern specialist must be highly qualified, competitive, able to quickly adapt to changes and to be guided in reality, have sufficient intellectual capital. Therefore, we consider it necessary to define the essence of the model of professional competence of future economists at the present stage of preparation.
Keywords: competence, a model of professional competence, a model, professional competence, specialist.
References
1. Boljubash, N. M. Model' formuvannija pro-fesijnoj kompetentnosti maybutnikh ekonomistiv zasobamy merezhevykh tekhnologhij [The model of formation of professional competence of future economists networking tools] [online]. Available at: http://scienceandeducation.pdpu.edu.ua/jour-nals/2009/NiO_10_2009/metodika/Bolyubash.htm (Accessed 11 January 2016) (in Ukrainian).
2. Bojarchuk, N., 2013. Model' formuvannja profesijnoj kompetentnosti maybutnikh ekonomistiv [The model of formation of professional competence of future economists]. Pedaghoghichni nauky [Ped-agogichni science], 1(57), pp. 85-95 (in Ukrainian).
3. Ghorobec, S. A., Teoretychni zasady prob-lemy formuvannja profesijnoji kompetentnosti majbutnjogho fakhivcja-ekonomista [The theoretical basis of the problem of forming professional competence of the future expert-economist] [online]. Available at: http://studentam.net.ua/ content/view/3505/97/ (Accessed 14 January 2016) (in Ukrainian).
4. Ghorobec, S. M. Teoretychni modeli kompe-tencij majbutnikh ekonomistiv [Theoretical models of competence of future economists] [online]. Availa-
ble at: http://studentam.net.ua/content/view/3497/97/ (Accessed 12 January 2016) (in Ukrainian).
5. Dybkova, L. M., 2006. Individualnyij pidkhid u formuvannja profesijnoji kompetentnosti majbut-nikh ekonomistiv [Individual approach to formation of professional competence of future economists]. Cand. Sci. (Pedag.). Kiev, 227 p. (in Ukrainian).
6. Maksimova, O. G., Kharitonova, L. A., 2009. Formirovanije professionalnoj kompetentnosti budu-shchih ekonomistov v uslovijah sovremennogo vuza [Formation of professional competence of future economists in the modern university]. Vestnik TGPU [TSPU Bulletin], Vol. 11 (89), pp.17-23 (in Russ.).
7. Maslennikova, K. S., 2011. Proghnostychna model' formuvannja profesijnoji kompetentnosti majbutnikh ekonomistiv ta jiji eksperymentaljna per-evirka [Predictive model of professional competence of future economists and its experimental verification]. Visnyk Nacionaljnoji akademiji Derzhavnoji prykordonnoji sluzhby Ukrajiny [Proceedings of the National Academy of State border service of Ukraine], Vol. 1 [online]. Available at: http://nbuv. gov.ua/UJRN/Vnadps_2011_1_12 (Accessed 9 January 2016) (in Ukrainian).
Siberian Pedagogical Journal ♦ № 2 / 2016
75
8. Mostipaka, T. P., 2014. Problema formuvannja zdorov'jazberezhuvaljnoji kompetentnosti u kon-teksti stalogho rozvytku [The problem of formation of health espiriualidad competence in the context of sustainable development]. Innovacijni pidkhody do vykhovannja studentsjkoji molodi u vyshhykh navchaljnykh zakladakh: materialy Mizhnarodno-ji naukovo-praktychnoji konferenciji (m. Zhyto-myr, 22-23 travnja 2014 r.) [Innovative approaches to the education of students in higher education: International scientific and practical conference (Zhytomyr, 22-23 May 2014] [online]. Available at: http://eprints.zu.edu.ua/18229/1/%D0%9C% D0%BE%D1%81%D1%82%D1%96%D0%B-F%D0%B0%D0%BA%D0%B0%20%D0%A2.pdf (Accessed 12 January 2016) (in Ukrainian).
9. Samaruk, N. M., 2011. Formuvannja profesi-jnoji kompetentnosti majbutnikh ekonomistiv [Formation of professional competence of future economists]. Visnyk Nacionaljnoji akademiji Derzhavnoji prykordonnoji sluzhby Ukrajiny [Bulletin of the National Academy of State Border Service of Ukraine], Vol. 2 [online]. Available at: http://nbuv.gov.ua/ UJRN/Vnadps_2011_2_12 (Accessed 12 January 2016) (in Ukrainian).
10. Sushko O. S., 2012. Formuvannja profesi-
jno-predmetnykh kompetencij majbutnikh ekono-mistiv u procesi navchannja finansovoji matematyky [Formation of professional and subject competences of future economists in the process of learning financial mathematics]. Naukovyj chasopys NPU imeni M. P. Draghomanova. Serija No 3. Fizyka i matem-atyka u vyshhij i serednij shkoli: Zb. naukovykh pracj [Chasopys NPU M. P. Drahomanov Poland, Sweden, Hungary. Series No. 3. Physics and mathematics in high and middle school], 10, pp. 201-207 (in Ukrainian).
11. Jakovenko, O. I. Tekhnologhichna model' formuvannja kljuchovyh kompetencij profesijnoji dijaljnosti majbutnikh ekonomistiv u procesi prak-tychnoji [The technological model of formation of key competencies of professional activity of future economists in the process of practical]. Modern problems and ways of their solution in science, transport, production and education 2013 [online]. Available at: http://www.sworld.com.ua/konfer31/938.pdf (Accessed 08 January 2016) (in Ukrainian).
12. Chernega, V. Communicativeness as a component of proffesionalcompetence of future economists [online]. Available at: http://www.vtei.com. ua/doc/16.10.2015/6/39.pdf (Accessed 20 January 2016)
Submitted 17.12.2015