СУЩНОСТЬ МЕХАНИЗМА ПРОДЮСИРОВАНИЯ
в кинематографии
SUMMARY OF FILM PRODUCING MECHANISM IN CINEMATOGRAPHY
УДК 791.631-051
ПоКИДКо Вера Владимировна
аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, veranda_0303@mail.ru
POKIDKO Vera Vladimirovna
Post-graduate student of the Saint-Petersburg State University of Film and Television, veranda_0303@ mail.ru
Аннотация.
В статье рассмотрены понятия механизма продюсирования и профессии «продюсер». Сформулированы основные принципы функционирования механизма продюсирования и описаны основные сегменты производственной цепочки кинопроекта.
Ключевые слова: продюсирование, механизм продюсирования, сегменты производственной цепочки, факторы влияния на механизм продюсирова-ния.
Abstract.
The article provides concepts of the film producing mechanism and Film Producer profession. It defines basic principles of operation for the film producing mechanism, and describes the main segments of the production chain of the film project.
Key words: film producing, the film producing mechanism, segments of production chain, factors influencing on film producing mechanism.
В посткризисных экономических условиях роль продюсирования в кинематографии резко возрастает. В сложившейся ситуации как никогда необходимо разработать механизм продюсирования, позволяющий оптимально решать задачи разной степени сложности, стоящие перед хозяйствующими субъектами в сфере кинематографии (кинокомпаниями, продюсерскими центрами). Прежде всего не-
обходимо ввести само понятие продюсирова-ния, которое является основополагающим.
В соответствии с авторскими представлениями, продюсирование - это комплекс мер, направленных на создание оптимальных условий, необходимых для работы над кинопроектом и предусматривающих координацию и управление вопросами, связанными с финансированием, наймом рабочего персо-
ПЕТЕРБУРГСКИй ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2014
49
нала, гражданско-правовыми отношениями с авторами фильма, на всех этапах производства - от стадии разработки проекта до его проката.
Дальнейшая логика исследования научного труда требует определения такой научной дефиниции, как продюсер.
В соответствии с ФЗ 126-93 «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», продюсер - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма [1]. По нашему мнению, это определение слишком сжато и не достаточно полно раскрывает сущность деятельности продюсера.
Более подробно исследуемая нами дефиниция раскрывается в квалификационных требованиях, представленных на портале МедиаДжобс.ру. В соответствии с ними продюсер - это человек, который организует финансирование проектов (с привлечением собственных средств или средств спонсоров) и их продвижение в средствах массовой информации; обосновывает целесообразность осуществления выдвинутых проектов, их идейно-художественное значение, их окупаемость и прибыльность, а также организует разработку планов реализации проектов; определяет пути и методы их выполнения; участвует в подборе кадров для осуществления проектов, обеспечивает их рациональную расстановку и координирует деятельность всех заинтересованных в проекте сторон. Также «продюсер организует выполнение комплекса работ в процессе внедрения проектов, обеспечивая их необходимыми средствами и принимает меры по наиболее эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, строгому соблюдению режима их экономии, осуществляет контроль за их использованием в процессе подготовки и внедрения проектов. Помимо этого, в ведении продюсера находятся вопросы, связанные с изучением и анализом отечественной и зарубежной литературы по тематике осуществляемых проектов, а также с организацией работ по проведению рекламных кампаний, касающихся разработанных проектов» [2].
Автор данной статьи считает определение недостаточно полным, так как в нем нет упоминания о гражданско-правовых отношениях продюсера с авторами фильма (режиссером, сценаристом, композитором, а также с дистрибьюторами. Одной из ключевых задач продюсера является заключение договоров с ними, так как в конечном счете именно это позволит кинопроизводителю беспрепятственно заниматься продвижением завершенного аудиовизуального произведения на различные кинофестивали (ведь именно наличие договоров с авторами фильма является обязательным условием для участия фильма в конкурсной программе), а также получить необходимое для проката удостоверение .
Подводя итог вышеизложенного, автор настоящей статьи считает необходимым дать собственное определение профессии «продюсер». Итак, продюсер - это человек, выполняющий функции организации, контроля, инициации и координации на всех этапах кинопроизводства, а также создающий оптимальные условия для непрерывного финансового, правового и иного обеспечения кинопроекта и рабочего персонала, главной целью деятельности которого является доведение аудиовизуального произведения до конечного потребителя - зрителя и получение прибыли.
Теперь рассмотрим подробнее функции продюсерской деятельности, так как в дальнейшем это будет необходимо при раскрытии сущности механизма продюсирования.
Функции продюсерской деятельности:
• разработка идеи, этап development;
• привлечение финансирования на этап развития;
• подбор съемочной команды;
• привлечение финансирования для этапа производства и этапа post-production;
• поиск дистрибьюторов и sales-агентов.
• работа над PR-кампанией фильма, продвижение его на фестивали, презентация проекта на кинорынках;
• координация и контроль гражданско-правовых отношений с членами съемочной группы, в частности с авторами фильма.
Все эти функции не может исполнять один человек, поэтому существуют много видов
(«линейка») продюсеров, между которыми распределены данные функции.
Генеральный продюсер - создает условия для съемки фильма; инициирует, координирует и управляет вопросами увеличения бюджета, найма ключевого персонала и соглашений с дистрибьюторами. Продюсер участвует во всех стадиях создания фильма, от начала разработки проекта до его проката.
Исполнительный продюсер - в крупных проектах это обычно представитель или один из руководителей студии, хотя эта должность может быть присвоена и просто крупному инвестору. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических. В небольших компаниях или независимых проектах роль исполнительного продюсера может выполнять автор/сценарист.
Сопродюсер - продюсер, который отчитывается перед исполнительным продюсером и обеспечивает финансирование фильма. Вовлечен в ежедневное производство в большей мере, чем исполнительный .
Ассоциированный продюсер - обычно исполняет роль представителя продюсера, который может отвечать за часть его финансовых, творческих или административных функций. Полномочия ассоциированного продюсера делегируются опытному в делах кинопроизводства человеку, который выступает как консультант, либо тому, кто внес крупный финансовый или творческий вклад в проект.
Ассистирующий продюсер - обычно работает под управлением ассоциированного продюсера.
Линейный продюсер - следит за бюджетом фильма и ежедневным производством.
Административный продюсер - занимается наймом внештатных работников для различных стадий производства.
Таким образом, данное разделение функций позволяет оптимизировать как финансовые, так и временные затраты на всех этапах производства кинопроекта.
Говоря о механизме продюсирования, немаловажно выделить и те сегменты кинорын-
ка, на которые распространяется продюсер-ская деятельность:
• рынок кинопроизводства и услуг для кинопроизводства;
• рынок кинодистрибьюции;
• вторичные рынки сбыта.
Рассмотрим подробнее деятельность продюсера на каждом из этих сегментов.
Продюсер может вкладывать средства в:
• производственную базу с целью оказания услуг (павильоны, техническая база);
• формирование портфеля фильмов либо отдельного фильма (затраты на создание фильма);
• создание дистрибьюторской кампании, т. е. покупку прав на ассортимент фильмов (права, тиражирование, реклама, логистика);
• организацию кинотеатра или сети кинотеатров (строительство, покупка и оборудование);
• выпуск фильмов на DVD (покупка прав, тиражирование и логистика);
• распространение фильмов через Интернет (покупка прав и технический комплекс);
• создание агентств и специализированных компаний; вертикально-интегрированные инвестиции, когда инвестор вкладывает капитал во все основные элементы цепочки ценности (Value chain) [3]. По мнению автора, это наиболее надежный способ вложения капитала, требующий, однако, значительных денежных ресурсов, что становится возможным, только если продюсер является одним из главных игроков рынка.
Согласно авторскому представлению, механизм продюсирования является структурой, подверженной значительному влиянию внешней среды, поэтому необходимо рассмотреть факторы, оказывающие влияние на механизм продюсирования. Первым и самым главным фактором являются законодательные акты, регулирующие отношения в сфере кинематографии. Применительно к нашим российским реалиям именно они оказывают существенное влияние на механизм продю-сирования и его развитие.
Так, Министерством культуры Российской Федерации была опубликована информация о том, что с 2015 г. бюджетные средства, выде-
ПЕтЕрБургский экономический ЖУРНАЛ • № 3 • 2014
51
ляемые им на развитие кинематографии, планируется полностью перевести в субсидии. Решение принято в рамках исполнения поручения президента, подписанного по итогам заседания президентского Совета по культуре и искусству.
Таким образом, ныне действующий Федеральный закон № 94 о тендерах («О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») для кинематографистов фактически отменят.
По словам представителя ведомства, это сделано «в целях обеспечения большей прозрачности проводимых процедур при распределении средств».
Ранее члены киносообщества уже привлекались к принятию финансовых решений в качестве экспертов - в ходе питчингов Министерства культуры и Фонда кино, где авторы фильмов-претендентов доказывали необходимость получения государственного финансирования. По мнению главного редактора журнала «Искусство кино», в числе плюсов данной системы удобство отчетности и ориентированность на художественный результат; в числе минусов - то, что вместо «прозрачности» кинематографистов может ожидать «сложная процедура продю-серских интриг». Такое мнение имеет право на существование хотя бы потому, что еще неизвестен принцип, по которому министерство будет назначать победителей новых конкурсов, и вероятнее всего, по предположению Д. Дондурея, это будет какой-то свой внутренний рейтинг, в котором будут отсеиваться те, кто не соответствует текущей идеологии министерства или не обладает нужным статусом.
В числе мер Министерства культуры по поддержке отечественного кинематографа было названо увеличение доли возвратных средств, выделяемых Фондом кино на кинопроекты (с 31 до 40%), и суммы господдержки производства неигровых фильмов объемом 39-44 мин до 2 млн рублей. Кроме того, Министерство культуры установило объем финансирования производства национальных анимационных фильмов - теперь он составляет
15% от общего лимита бюджетных средств, за исключением средств Фонда кино. Помимо этого, для всех видов фильмов (игровых, неигровых, анимационных) определен размер государственной поддержки - не более 65% от общей стоимости производства.Кро-ме того, Министерство культуры продолжит следить за долей российских фильмов в прокате. В 2014 г. она должна составлять не менее 18%. Высокая планка была задана в ушедшем году, когда фильмы «Метро», «Легенда № 17», «Сталинград» успешно конкурировали с американскими и европейскими кинелентами. Среди мероприятий по поддержке отечественного кинематографа отсутствует квотирование. Хотя министр культуры В. Мединский неоднократно заявлял о необходимости введения квот для показа российского кино.
Одной из мер популяризации российского кинематографа станут рекламные ролики, созданные по заказу Минкультуры, которые в обязательном порядке должны демонстрироваться в каждом кинотеатре страны перед началом сеансов. Первый такой ролик появился на экранах в конце 2013 г. [4].
Не только акты, регулирующие отношения в сфере кинематографии, оказывают влияние на работу механизма продюсирования, но и изменения в налоговом законодательстве, в частности принятый законопроект о введении налоговых льгот для кинематографистов «О внесении изменений в статьи 257, 258 и 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий облегчить бремя российским производителям кино. В поправках в Налоговый кодекс министерством финансов было предложено сократить с 10 до 2 лет срок окупаемости кинофильмов и уже исходя из этого реального жизненного цикла уменьшить срок амортизации и соответственно амортизационные расходы на прокат лент. Этот шаг направлен на поддержку кинематографистов.
Авторы законопроекта поясняют, что срок окупаемости кинофильмов в России сегодня составляет в среднем один-два года. А раз основная выручка поступает в первые годы после премьеры, то и списание расходов путем амортизации не следует растягивать на десять
лет, как это принято сейчас. Кроме того, предложено освободить от налога на прибыль затраты на создание фильмов-анонсов, которые демонстрируются в кинотеатрах перед показом других картин [5].
Также весьма интересен и тот факт, что 24 января 2014 г. Государственной думой РФ был принят в первом чтении законопроект «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (об особенностях учета при исчислении налога на прибыль организаций отчислений в Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии), освобождающий от налога на прибыль средства, которые возвращают в Фонд кино организации кинематографии.
Законопроектом предлагается из состава доходов Фонда исключить получаемые им от организаций кинематографии денежные средства. Изменения вносятся в главу 25 части второй Налогового кодекса. На данный момент, согласно пояснительной записке к документу, считаются займом и не облагаются налогом лишь средства, выделяемые Фондом кино компаниям на условиях полной возвратности. В то время, как статус частично возвращаемых средств в законодательстве не определен, а следовательно, может считаться доходом Фонда и соответственно подлежит налогообложению. Депутаты предлагают исключить эту правовую неточность. Данный законопроект был внесен еще в сентябре прошлого года. С 2013 г. Фонд кино распределяет сумму в 3 млрд рублей по новому принципу. Как сказано в соглашении Фонда и Министерства культуры от 24 апреля 2013 г., 1,5 млрд рублей выделялось кинокомпаниям-лидерам отечественного кинопроизводства на безвозвратной основе; другим организациям кинематографии на этих же условиях предоставлялось 400 млн рублей. Под субсидирование процентных ставок по кредитам Фонду выделялось 100 млн, под стопроцентный возврат средств - 300 млн рублей. 150 млн Фонд кино выдавал на условиях частичной возвратности средств от реализации картин, а 500 млн рублей возвратных денег -на поддержку фильмов в прокате.
По оценке министра культуры РФ Владимира Мединского, с учетом возвратной схемы финансирования кинопроектов из вложенных в 2013 г. в кино средств в Фонд в 2014-2015 гг. вернется около 760 млн рублей. Дальше эта цифра будет только расти, за счет чего к 2017 г. поддержка российского кинематографа увеличится вдвое: половина средств будет выделяться из бюджета, а вторую половину составят возвращенные кинокомпаниями деньги [6]. В соответствии с авторским представлением, проводимые реформы могут позволить продюсерам, являющимся главными игроками рынка, упростить схему получения государственных денег на собственные проекты и оптимизировать расходы. Вопрос только в том, смогут ли продюсеры в полной мере гарантировать качество производимой ими продукции, ведь приоритетом должно являться именно качество, а не количество, и с учетом проводимых реформ при увеличении суммы, выделяемой на производство, прямо пропорционально должно расти и качество аудиовизуального контента [6].
Фактором, опосредованно влияющим на механизм продюсирования, является недостаточность подготовки специалистов, т. е. самих продюсеров. Но в этом направлении предпринимаются достаточно серьезные шаги.
Качество кинообразования в России является одним из базовых факторов, определяющих современное состояние и перспективы развития национального рынка кино- и телепродукции и непосредственно влияющих на ее конкурентоспособность.
К сожалению, знаний, полученных в современных отечественных телевизионных и киновузах, на практике недостаточно. На сегодняшний день кризис в кинопроизводстве существует по всему спектру профессий, включая режиссеров, сценаристов, продюсеров. Обусловлено это в том числе и тем, что несмотря на серьезные изменения, которые претерпела школа сценарного и режиссерского мастерства, в российских вузах до сих пор действует устаревшая система образования. Лучшие методологии родились и существуют в Голливуде - именно в них сегодня и нуждается отечественный кинематограф.
петербургский экономический журнал • № 3 • 2014
53
Одним из инструментов совершенствования системы подготовки кадров для теле- и киноиндустрии является введение альтернативных образовательных площадок с привлечением зарубежных педагогов и методологий. Такое нововведение в России необходимо, более того, оно должно быть поддержано не только продю-серскими компаниями, но и государством [7].
Подходя к раскрытию сущности механизма продюсирования кинематографии с учетом вышеизложенного, автор делает следующий вывод: механизм продюсирования является сложной категорией управления. Он включает в себя:
• цели управления, которые соответствуют основным целям продюсерской деятельности: реализацию функций организации, контроля, инициации и координации на всех этапах кинопроизводства, а также созданию оптимальных условий для непрерывного финансового, правового и иного обеспечения кинопроекта и рабочего персонала, главной целью деятельности которого является доведение аудиовизуального произведения до конечного потребителя - зрителя и получение прибыли;
• факторы влияния - процессы, оказывающие непосредственное воздействие на работу механизма продюсирования в интересах достижения поставленных целей;
• элементы механизма - комплекс мер, предпринимаемых для создания оптимальных условий для работы на всех этапах кинопроизводства, в который входит:
планирование (постановка целей и задач, выявление необходимых ресурсов и их источников, определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них, фиксация результатов планирования в материальном виде, например в виде проекта,
организация( создание взаимосвязей между ресурсами механизма с целью упорядоченности их действий);
• координация (обеспечение согласованности действий в механизме путем установления коммуникации между элементами и ресурсами механизма):
контроль (обеспечение достижения основных целей механизма путем наблюдения за его деятельностью в течение всего временного промежутка),
ресурсы механизма - материальные и финансовые ресурсы, социальный и организационный потенциалы, при использовании которых реализуется и обеспечивается достижение поставленных целей.
Такими ресурсами являются:
• творческо-производственный персонал (съемочная группа кинопроекта);
• предприятия, обеспечивающие техническую, материальную оснащенность (киностудии, продюсерские центры, rental-агентства);
• финансово-кредитные организации (банки), частные и государственные фонды, занимающиеся поддержкой кинематографии, рекламные агентства, спонсоры, инвесторы.
Реальный механизм продюсирования всегда конкретен, так как направлен на достижение конкретных целей; это воздействие осуществляется путем использования конкретных ресурсов или потенциалов. Он формируется каждый раз, когда принимается управленческое решение путем согласования всех элементов механизма. В соответствии с выполняемым комплексом мер выделяются функции продюсерской деятельности. Эти функции распределены между несколькими людьми, так как из-за многоступенчатого процесса один человек не может справиться с таким объемом работы.
Механизм продюсирования - это составная (наиболее активная) часть системы управления кинематографией, во главе которой находится продюсер, которая непостоянна, подвергается изменениям внешней среды. Главными факторами, влияющими на его изменение, являются: законодательные акты, регулирующие отношения в сфере кинематографии, а также прочие акты и законы в сфере налогового законодательства и гражданского права. Опосредованным фактором является недостаточность подготовки специалистов в сфере кино и телевидения, поэтому развитие профильного образования ставится организациями, осуществляющими деятельность в сфере кинематографии, во главу угла. Сущность механизма продюсирования состоит в постоянном взаимодействии и наличии обратной связи между элементами и ресурсами механизма, а также в гибкости и способности реагировать на изменения внешней среды.
Список литературы
1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» c изм. от 28.12.13.
2. Индустриальный портал о работе и рынке труда в медиа и рекламе. URL: http:// www.mediajobs.ru/infocenter/documents/313 (дата обращения: 20.03).
3. Крол А. В. Продюсирование кинопроектов. Ч. 1. URL: http://snimifilm.com (дата обращения: 21.03.14).
4. Известия. 15 апреля 2014 г. URL: http://izvestia.ru/news/565093#ixzz2scZ8VfCO (дата обращения: 21.04.14).
5. Образовательный портал «Слово». URL: http://www.portal-slovo.ru/news/46380.php (дата обращения: 23.03.14).
6. Proficinema URL: http://www.proficinema.ru/news/detail.php?ID=153998 (дата обращения: 25.03.14).
7. Ассоциация продюсеров кино и телевидения. URL: http://rusproducers.ru/ (дата обращения: 27.03.14).
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 3 • 2014
55