Научная статья на тему 'Модель государственной поддержки отечественной кинематографии: этапы развития и современное состояние'

Модель государственной поддержки отечественной кинематографии: этапы развития и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1326
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОИНДУСТРИЯ / FILM INDUSTRY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE FINANCIAL SUPPORT / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / ENTERTAINMENT INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачева Н. В.

В статье анализируется экономическое положение российской киноиндустрии. Делается вывод, что отечественная киноиндустрия не смогла стать самостоятельным сектором экономики, способным развиваться на основе современных рыночных механизмов и инвестиционных решений. При этом нынешняя модель господдержки отечественной кинематографии не вполне соответствует современным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Model of State Financial Support of the National Film Industry: Stages of Development and Current State

The article analyzes the economics of Russian film industry. The author draws a conclusion that Russian film industry failed to become the independent industry which is able to develop on the basis of modern market mechanisms and investment decisions. Current model of state support of domestic film industry doesn’t match the modern demands.

Текст научной работы на тему «Модель государственной поддержки отечественной кинематографии: этапы развития и современное состояние»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2015. № 6

ЭКОНОМИКА СМИ

Н.В. Ткачева, канд. филол. наук, ведущий научный сотрудник кафедры теории и

экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail:

natkacheva52@mail.ru

МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

В статье анализируется экономическое положение российской киноиндустрии. Делается вывод, что отечественная киноиндустрия не смогла стать самостоятельным сектором экономики, способным развиваться на основе современных рыночных механизмов и инвестиционных решений. При этом нынешняя модель господдержки отечественной кинематографии не вполне соответствует современным требованиям.

Ключевые слова: киноиндустрия, государственная финансовая поддержка, экономика, индустрия развлечений.

The article analyzes the economics of Russian film industry. The author draws a conclusion that Russian film industry failed to become the independent industry which is able to develop on the basis of modern market mechanisms and investment decisions. Current model of state support of domestic film industry doesn't match the modern demands.

Key words: film industry, state financial support, economics, entertainment industry.

Кинематограф — это не только составная часть современной ме-диасистемы, в состав которой помимо традиционных СМИ вошли индустрии развлечений. Кинематограф — это сегмент «индустрии содержания»1, производящий кинофильмы, а также большой объем контента для современного телевидения.

Кинематограф является не только самым любимым искусством в нашей стране, но и самым массовым. В 2013 г. Россия вошла в десятку ведущих мировых кинорынков, заняла восьмое место в мире по кассовым сборам (после Германии, Южной Кореи и Индии)2.

Наряду с динамичным ростом кассовых сборов в последние годы заметен рост также и других показателей отечественной киноиндустрии — производственных и рекламных бюджетов, посещаемости и

1 Медиасистема России / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2015. С. 12.

2 Данные IHS Screen Digest. См: Theatrical Market Statistics — Motion Picture Association of America. URL: http://www.mpaa.org/wp-content/uploads/2014/03/MPAA-Theatrical-Market-Statistics-2013_032514-v2.pdf

общего объема зрительской аудитории, доли российского кино на экранах страны.

В условиях рынка киноиндустрия, являясь отдельной отраслью экономики, «движимая собственными финансовыми интересами, вынуждена исходить из соображений самоокупаемости, интересов собственников, акционеров, инвесторов»3. Однако несмотря на то что российский кинематограф работает в условиях рыночной экономики более двадцати лет, отечественная киноотрасль так и не вышла на уровень устойчивого и сбалансированного развития.

Главные вопросы — повышение рентабельности киноотрасли, установление полноценной экономической взаимосвязи между кинопроизводителями и каналами дистрибуции — до настоящего времени так и не решены. Серьезной проблемой остается также вопрос качества отечественной кинопродукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. К факторам, сдерживающим рост кинопроизводства, следует отнести низкую окупаемость проектов, высокую себестоимость производства, ограниченный объем внешних инвестиций, в том числе отсутствие кредитования и возвратного финансирования кинопроектов.

Российское кино имеет необычайно интересную и богатую историю, включающую советский киноавангард 1920-х гг., ставший мировой классикой, военную кинохронику 1940-х гг., проникновенный кинореализм 1960-х гг., имевший сильный гуманистический посыл и стремление познать богатый внутренний мир человека, остросоциальное перестроечное кино второй половины 1980-х гг. и, наконец, кино 2000-х гг. с попытками современных кинематографистов разобраться в стремительных процессах нашей эпохи.

После социалистической революции 1917 г. советские власти, придавая большое значение культурно-просветительской функции кино, его роли в агитационно-пропагандистской работе, быстро наладили кинопоказ по всей стране в основном за счет кинопередвижек и узкопленочных сельских киноточек. Если в 1925 г. их было всего 2 тыс., то в 1934 г. — почти 30 тыс.

В годы Великой Отечественной войны кинопроизводство было приравнено к военному — в тяжелых фронтовых условиях людям гораздо больше, чем в мирное время, требовался отдых. Поэтому в эти годы продолжали сниматься фильмы, поддерживающие общий боевой дух нашего народа.

В 1960-е годы, когда окончательно были преодолены экономические последствия Великой Отечественной войны, начался расцвет советской кинематографии, который продолжался два десятилетия.

3 Вартанова Е.Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности // Медиаскоп. 2009. № 1.

1. Эпоха стабильности советской киноиндустрии (1960—1980 гг.)

В 1960 г. в стране функционировали 40 киностудий, действовало около 150 тыс. киноустановок. Ежегодно производилось 130-150 полнометражных художественных фильмов и около 1 400 документальных, научно-популярных и учебных фильмов, издавался ряд профильных журналов и т.д. Шестидесятые, а за ними и семидесятые годы ХХ века стали самыми стабильными и благополучными в истории советской кинематографии: ежегодная посещаемость кинотеатров колебалась в пределах 4,2-4,6 млрд человек4 (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

Лидеры кинопроката в СССР (млн зрителей), 1961—1970 гг.

1 Бриллиантовая рука (комедия, 1968) 76,7

2 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (комедия, 1966) 76,5

3 Свадьба в Малиновке (комедия, 1967) 74,6

4 Операция «Ы» и другие приключения Шурика (комедия, 1965) 69,6

5 Щит и меч (1 и 2 серии) (приключенческий фильм, 1968) 68,3

6 Новые приключения неуловимых (приключенческий фильм, 1968) 66,5

7 Человек-амфибия (фантастика, 1961) 65,4

8 Война и мир, 1-я серия, «Андрей Болконский» (киноэпопея, 1965) 58,3

9 Освобождение («Огненная дуга», «Прорыв») (киноэпопея, 1968) 56,1

10 Сильные духом (приключенческий фильм, 1967) 55,2

Источник: Пичугин Э.А. Кинопрокат в России. Взгляд в будущее». СПб, 2009. С. 8.

Таблица 2

Лидеры кинопроката в СССР (млн зрителей), 1971—1980 гг.

1 Пираты ХХ века (приключенческий фильм, 1979) 87,6

2 Москва слезам не верит (кинороман, 1979) 84,4

3 Экипаж (психологический триллер, 1980) 71,1

4 А зори здесь тихие (военная драма, 1972 66,0

4 Количество посещений киносеансов с платным показом и количество киноустановок (1965—1981 гг.) см.: Народное хозяйство СССР 1922—1982. Юбилейный статистический ежегодник. ЦСУ СССР М: Финансы и статистика.1982. URL: http://eot16. ru/1922-1982.pdf

5 Джентльмены удачи (комедия, 1971) 65,0

6 Табор уходит в небо (мелодрама, 1976) 64,9

7 Калина красная (киноповесть, 1973) 62,5

8 Афоня (комедия, 1975) 62,2

9 Корона Российской империи (приключенческий фильм, 1971) 60,8

10 Иван Васильевич меняет профессию (комедия, 1973) 60,7

Источник: Пичугин Э. А. Кинопрокат в России. Взгляд в будущее. СПб, 2009. С. 8.

Высокие показатели посещаемости тех лет объясняются просто. С одной стороны, не было другой альтернативы посещения культурных мест — сказывалось отсутствие достаточного количества концертных и спортивных залов, клубов, кафе, ресторанов и т.д. С другой стороны, далеко не у каждой семьи был телевизор, а билеты в кино стоили недорого. Поэтому регулярный поход в кино стал доступен практически каждому

Для повышения рентабельности кинематографа в советский период практиковался широкий показ в течение нескольких лет старых («повторных») фильмов, количество которых доходило до 60% всех кинофильмов, находившихся в прокате. Отдельные фильмы в итоге собирали по 100 млн зрителей и больше.

Еще одна особенность советского кинопроката — упор на рост количества киноустановок, в том числе передвижных, позволявших устраивать киносеансы в любых условиях, даже на открытом воздухе, на колхозной площади и в городских дворах. Киноустановки имелись на многих предприятиях, государственных и общественных организациях. Однако их использование, как правило, не имело коммерческих целей и не пополняло доходы киноотрасли. Поэтому высокая советская статистика по количеству киноустановок сама по себе не характеризует развитие кинотеатрального платного показа фильмов.

Главная особенность экономики кинопроката и кинопоказа в СССР заключалась в искусственном сдерживании цен на кинозрелище. После денежной реформы 1961 г. были установлены цены на билеты (в среднем 30 коп.; детские и дневные сеансы от 10 коп., вечерние — от 50-70 коп. и 1 руб. 20 коп. на широкоэкранные или двухсерийные фильмы), которые не менялись вплоть до распада СССР в конце 1991 г.

Существует расхожее мнение о том, что в советское время доходы киноотрасли занимали чуть ли не третье место после доходов, поступающих в госбюджет от торговли углеводородами и алкогольной продукцией. Однако это не так.

Кинематография никогда не входила в список крупных отраслей советской экономики. Для того чтобы оценить размеры киноотрасли в период с 1960 — конца 1980-х гг., достаточно сопоставить доходы от кинопоказа с доходами госбюджета СССР5: в 1960 г. на фоне невысоких государственных доходов (770 млрд руб. в дореформенных ценах) вклад кинопоказа составил 1,1% всех доходов (8,53 млрд руб.)6.

В 1960—1970 гг. при средней цене билета в 0,3 руб. валовый доход от кинопоказа равнялся 1,2—1,5 млрд руб. Однако доходная часть бюджета ежегодно росла, в связи с чем относительный вклад доходов от кинопоказа непрерывно снижался в общем бюджете страны. Таким образом, доходы от кинопоказа в 1970 г. составили 0,9% всех доходов бюджета СССР, а в 1980 г. — снизились до 0,5%. В 1985 г. этот показатель сократился до 0,25%. Таким образом, в лучшие годы отрасль формировала немного выше 1%, в остальные — менее 1% доходов госбюджета.

В первой половине 1980 гг. в стране начал снижаться уровень посещаемости кинотеатров. В условиях роста благосостояния население массово приобретало телевизоры, сначала черно-белые, а к 1980 г цветные. Одновременно со стремительным развитием ТВ с середины 1980 гг. набирает силу новый вид развлечений — просмотр видеофильмов, повсеместно открываются кооперативные видеосалоны, начинается нелегальное копирование и массовое распространение видеокассет. В итоге, традиционному походу в кинотеатр зрители стали все чаще предпочитать просмотр фильмов по телевизору или на видеомагнитофоне.

Известно, что с конца 1960 гг. в странах Европы и США из-за развития телевидения также резко упала кинопосещаемость, публика переключилась на другие сферы досуга. В итоге владельцы крупных кинотеатров закрывали убыточные заведения и вместо них строили небольшие многозальные кинотеатры, часто расположенные в торговых центрах.

В начале 1980 г. в стране было построено около 3000 кинотеатров (вместимостью от 400 до 1200 зрительских мест), содержание которых тяжким бременем отразилось на бюджете Госкино СССР. Несмотря на то что кинотеатры понемногу пустели, в соответствии с генеральным планом строительства вместе с новым жильем возводились и большие однозальные кинотеатры, рассчитанные на высокую посещаемость.

Остановить строительство кинотеатров в советских условиях было невозможно, поскольку в условиях государственно-плановой эконо-

5 Статистика по доходам госбюджета 1940—1990 гг.; число киноустановок 1980— 1990 гг. см.: Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991. URL: http://eot16.ru/1990.djvu

6 URL: http://www.forbes.ru/mneniya/opyty/26974-oshibki-v-stsenarii

мики будущие доходы от кинопоказа планировались не по реальной статистике количества посещений, а впрямую зависели от заданных показателей — количества установок и кинотеатров.

В 1985 г. прокатные сборы киносети составили 935 млн рублей, а расходы на содержание кинотеатров — 1,1 млрд рублей, т.е. расходы превысили доходы.

Несмотря на убыточность отечественной киноотрасли, никаких системных трансформаций в киноиндустрии не происходило до начала перестроечных процессов в советском обществе.

2. Кино в условиях трансформации российского общества:

демократические реформы и кризис отрасли (1986—1998 гг.)

В мае 1986 года состоялся V съезд кинематографистов СССР, где острой критике была подвергнута существующая в СССР система кинопроизводства и управления киноотраслью. Решениями съезда была ликвидирована монополия Госкино СССР и государственного проката. Постановлениями V съезда все творческие объединения, существовавшие на киностудиях, были разделены и преобразованы в творческие студии и производственные цеха, действующие на принципах хозрасчета.

Руководство вновь образованных творческих студий самостоятельно занялось продвижением своих кинокартин на экраны страны через дирекцию кинотеатров, минуя прокат.

Перестройка в кино началась с выхода на экран фильмов, прежде лежавших «на полке». Получили развитие производство документальных фильмов, а также кинотеатральный показ фильмов зарубежных киноклассиков, прежде запрещенных по идеологическим соображениям.

Согласно статистическим данным, в 1986 г. в кинотеатрах СССР было продано 4 млрд билетов. Валовой доход составил 1,33 млрд руб. За этот год было снято 150 полнометражных фильмов, на производство каждого в среднем затрачено 300 тыс. руб.

В 1987 г. кинотеатр посетили 3,8 млрд человек, в том числе новые фильмы посмотрели 1,6 млрд человек. В стране насчитывалось 4 865 стационарных (работающих на постоянной основе) кинотеатров, но только 800 из них приносили доход7.

Для окупаемости киноотрасли каждый отечественный фильм, выходивший на экраны страны, должен был собрать не менее 17 млн зрителей. Однако в 1984 г. половина советских картин при показе со-

7 Без учета кинотеатров с ограниченным режимом работы, летних, кинотеатров райцентров, киноустановок.

бирала менее 5 млн. В 1987 г. — уже 2/3 отечественных кинофильмов не преодолевали барьер в 5 млн зрителей.

В 1989 г. государство ради сохранения прежних объемов кинопроизводства (до 150 полнометражных художественных фильмов в год) было вынуждено полностью дотировать половину всей производимой кинопродукции в стране.

Отмена государственной монополии на кинопроизводство, прекращение бюджетного финансирования привели к бурному развитию независимых студий, кинокооперативов, в том числе фирм-однодневок, многие из которых за время существования выпустили не более 1-2 кинофильмов. Так, в 1990 г., по разным оценкам, было выпущено от 200 до 300 фильмов, однако большая часть кинопродукции не была ориентирована на прокат, финансирование производства фильмов происходило с целью легализации теневых капиталов, не связанных с кино.

Отмена госмонополии на внешнеторговые операции открыла отечественным дистрибьюторам и прокатчикам широкий доступ к западным фильмофондам.

Но даже кассовые зарубежные — индийские, французские и американские комедии и мелодрамы, повсеместно заполнившие экраны кинотеатров, не могли спасти отрасль от надвигающегося экономического краха, который по времени совпал с распадом СССР.

В 1990—1991 гг. было создано 500 фильмов, в финансировании которых приняли участие всевозможные предприятия (фабрики, заводы, колхозы), банки, кооперативы, а также частные лица.

После крушения СССР процесс перестройки отечественного кино на некоторое время принял стихийный характер.

В условиях отмены цензуры и ликвидации госмонополии на производство фильмов кино начали снимать все, кто сумел найти деньги, независимо от профессиональной принадлежности и уровня образования — от осветителей и каскадеров, имевших некоторое отношение к кинопроизводству, до людей, совершенно посторонних миру кино. Именно это время отмечено преобладанием на отечественных экранах примитивных картин, служащих образцом пошлости и безвкусицы.

Крупные кинотеатры не выдерживали конкуренции по разнообразию репертуара с видеосалонами и, в связи с нерентабельностью кинопоказов, больше не использовались по назначению. Многие из них существовали за счет сдачи в аренду своих помещений под казино, дискотеки, мебельные и автомобильные салоны, торговые центры, склады и т.д.

Что касается немногих качественных фильмов, произведенных профессиональными кинематографистами в трудные годы перехода к рынку, то прибыли своим создателям эти проекты не приносили. Во-

первых, из-за ограниченного проката (сохранившиеся кинотеатры крайне неохотно брали для кинопоказа отечественную продукцию), во-вторых, из-за активной деятельности видеопиратов. Как правило, одновременно с печатанием копий новой киноленты для кинотеатрального показа тут же на фабрике производились пиратские копии данного фильма на видеокассетах, которые затем широко распространялись в торговых точках, видеосалонах и видепрокатах. Нередко новый фильм выходил на пиратских видеокассетах раньше официальной даты премьерного показа в кинотеатрах.

Резкое подорожание кинопроизводства в 1992 г., отсутствие проката многих фильмов привело к быстрому падению объемов кинопроизводства и оттоку желающих вкладывать капитал в отрасль. Большинство инвесторов в погоне за быстрой прибылью и считавших, что кинопроизводство — это беспроигрышная лотерея, оказались не готовы вкладывать «длинные деньги» при сроке окупаемости фильма около двух лет с начала финансирования проекта.

Продолжал снижаться объем производства полнометражных фильмов. Так, если в 1992 г. было произведено 166 кинофильмов, в 1993 г. — 137, то в 1996 г. всего 35 кинофильмов8.

Кинематографисты в поисках средств вновь стали обращаться к государству. Роскинокомитет в 1993—1997 гг. продолжал оказывать поддержку половине снимаемых в России лент.

В результате коренных преобразований в кинематографе экономические связи между производством и сбытом кинопродукции были разрушены, а прежде тесно связанные между собой звенья отраслевой цепочки — киностудия - прокат - кинотеатр — перестали нуждаться друг в друге. Киноотрасль как объединение взаимосвязанных хозяйствующих субъектов практически прекратила свое существование, а финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 г., поставил отечественный кинематограф на грань выживания.

3. Российская киноотрасль в условиях рыночной экономики

(2000-2013 гг.)

В первой половине 2000-х гг. российское правительство провело целый ряд организационных мероприятий по выводу отечественной киноотрасли из кризиса. Был упразднен прежний федеральный орган управления кинематографией Госкино России, а его функции переданы Министерству культуры. Были осуществлены первые шаги по приватизации киностудий, создано ОАО «Российский кинопрокат», главной целью которого стало увеличение доли российского кино на

8 URL: http://www.km.ru/kino/EED92EE78AED11D3A90AOOCOF0494DCA

киноэкранах страны9. Следует отметить, что в 2001 г. доля отечественных фильмов в кинопрокате составляло не более 7%.

Отечественная кинематография начала свое возрождение уже в системе координат рыночной экономики, когда пришлось полностью перестраивать кинопроизводство, восстанавливать развалившийся кинопрокат, избавляться от избыточной массы устаревших кинотеатров.

В качестве защитных мер отечественных кинопроизводителей, начиная с 2002 г. на заседаниях Госдумы неоднократно ставился вопрос об ограничении показа зарубежных фильмов в кинотеатрах и по телевидению, введении квот на демонстрацию иностранных фильмов. Однако соответствующий закон не был принят в связи с опасением, что подобные меры могут подорвать интерес инвесторов к развитию отечественной киноиндустрии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная цель реформ, проводимых в 2000—2009 гг. — вывести отрасль на самоокупаемость — не была достигнута, кино так и не приблизилось к точке окупаемости фильмов, создаваемых для массовых зрителей10. Ситуация в отечественной киноотрасли вновь вернулась к абсолютной зависимости от государственного финансирования, а рост объемов кинопроизводства с использованием средств государственного бюджета превратился в устойчивую тенденцию.

В 2013 г. российское кинопроизводство располагало 24 киностудиями, включая 11 государственных, 11 частных и 2 государственно-частных, и 30 крупными сервисными компаниями, предлагающими услуги в сфере кинопроизводства. Все крупнейшие киностудии СССР — «Мосфильм», Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, «Ленфильм», «Леннаучфильм», «Свердловская киностудия», «Союзмультфильм» — до сих пор остаются в государственной собственности.

Большая часть действующих киностудий полного цикла и крупные сервисные компании сконцентрированы в столичных городах Москве и Санкт-Петербурге, а также в г. Екатеринбурге.

В период 2010—2013 гг. в России действовало более 460 кинопроизводственных компаний и ежегодно производилось около 600 фильмов: их них в среднем 20% приходилось на полнометражные художественные фильмы, 10% — на анимационные ленты (полнометражные и короткометражные), 70% — на документальные картины.

Часть художественных фильмов (не больше трети) производились продюсерскими компаниями на собственные деньги и средства частных инвесторов, т. е. без государственной поддержки.

9 См. Указы Президента РФ: «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000, «Об акционировании государственных киностудий» от 4.04.2001, «О создании акционерного общества "Российский кинопрокат"» от 5.04.2001.

10 URL: http://www.polit.ru/article/2009/11/18/kino09/

В современной России представлены все секторы киноиндустрии — производство, кинопоказ, кинодистрибуция. В кинопроизводстве задействованы частные (продюсерские) компании, использующие мощности государственных и частных киностудий, в то время как показ и дистрибуция, связанные с демонстрацией фильмов, представляют собой частный сектор экономики. Кинопоказ осуществляется кинотеатрами (независимыми и сетевыми), в то время как дистрибьюторские компании поставляют кинотеатрам фильмы для просмотра. Дистрибуция (прокат) включает в себя помимо кинотеатрального проката рынок домашнего видео. В свою очередь рынок домашнего видео состоит из двух секторов: видео на физических носителях (дисках DVD и BD) и видео по запросу в электронном формате (через платные ТВ-платформы и видеосервисы в Интернете). Сначала осуществляется кинотеатральный прокат, по окончании которого открываются платные права на ТВ показ, издание видеорелизов на дисках и по запросу.

В настоящее время движущей силой развития всей российской киноиндустрии являются кассовые сборы (выручка от продажи билетов в кинотеатрах), на которые приходится две трети валовой выручки отрасли. В 2013 г. кассовые сборы составили 1,373 млрд долл. США11. Средняя цена билетов в кинотеатрах приблизилась к 235 руб.12, что сопоставимо с ценами на Западе. Посещаемость кинотеатров превысила 173 млн человек13.

Две трети выручки отрасли, формируемые кассовыми сборами, — очень высокий показатель. Среднемировой показатель, по оценке IHS Screen Digest, равняется 53%14, т.е. кассовые сборы обеспечивают чуть больше половины всех денежных поступлений. В развитых западных странах на кинотеатральный показ приходится меньшая часть доходов, порядка 40%, в то время как основные доходы приносит рынок вторичных прав (видео по запросу, рынок DVD и BD, продажа прав на ТВ).

Однако в России до сих пор слабо развиты легальные вторичные рынки кинопроката — домашнее видео на физических носителях и в электронном формате. В российском случае оба этих рынка исторически оказались под контролем пиратского бизнеса. Согласно оценкам Web Control, в 2013 г. из-за российских кинопиратов в Интернете правообладатели недополучили 1,3 млрд долл. США потенциального дохода15, что равнялось объему российского рынка кинотеатрального

11 URL: http://www.kinobusiness.com/kassa/2013/

12 URL: http://kinoart.ru/archive/2013/01/gospodderzhka-itogi-goda

13 URL: http://research.nevafflm.ru/reports/cinema_market_reports/obzor-rossiiskogo-kinorynka.-itogi-2013-goda

14 URL: https://technology.ihs.com/419311/

15 URL: http://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/265715-piratskaya-renta-pochemu-krupneishii-onlain-kinoteatr-runet

показа в том же году. Очевидно, что в такой ситуации борьба с кинопиратством становится все более насущной мерой. До тех пор пока видеорынки не начнут контролироваться легальным бизнесом, основными источниками дохода российского кино по-прежнему останутся кинотеатральный показ и продажа прав на показ фильмов эфирным телеканалам.

Российский рынок домашнего видео развивается в соответствии с мировыми тенденциями, т.е. сектор физических носителей сокращается, а сектор видео по запросу растет. По оценкам PwC, в 2013 г. доходы в российском секторе видео по запросу оценивались в 156 млн долл. США., а доходы от продаж домашнего видео на физических носителях составили 89 млн долл. США16.

Существуют дополнительные источники доходов в киноиндустрии, которые в России развиваются быстрыми темпами и, прежде всего, консешн-бары (кинотеатральные бары с быстрым обслуживанием и небольшим ассортиментом продуктов, которые удобно брать с собой в кинозал), ресторан и игровая зона при кинотеатре. Демонстрация в кадре различных брендов, используемых в сюжете фильма (продакт-плейсмент), продажа сувенирной продукции и сопутствующих товаров, связанных с фильмом (мерчендайзинг), публикация книг и создание компьютерных игр на основе или по мотивам кинофильмов, продажа прав на прокат фильма за рубежом и т.д.

Российская киноиндустрия отличается высокой степенью непрозрачности экономической информации. Например, информация о рекламных бюджетах фильмов на российском рынке, как правило, является закрытой. Абсолютно недоступным для исследователей остаются отчеты о продажах кинопроизводителями прав на показ фильмов и телесериалов эфирным ТВ каналам. Более того, даже такая элементарная информация, как объем производственных бюджетов релизов (фильмов, вышедших в прокат в текущем году), во многих случаях является недоступной для исследований. Ввиду этого многие официально публикуемые исследования российской киноиндустрии, к сожалению, не обладают необходимым уровнем репрезентативности.

Наиболее открытой информацией в сфере кинопроизводства являются данные об объемах государственной поддержки кино, почерпнутые из отчетов Министерства культуры и Фонда кино.

Открытую информацию со временем сможет предоставлять также сектор кинопоказа, так как с 2010 г. в стране внедряется система он-лайн-отчетности о кассовых сборах кинотеатров — федеральная Еди-

16 Обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2014—2018 гг. Ключевые тенденции мирового и российского рынков PwC. URL: http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/ entertainment-media/publications/assets/entertainment-mediaoutlook-2014.pdf

ная автоматизированная информационная система учета кинобилетов (ЕАИС). Данная система призвана положить конец массовым хищениям выручки за проданные билеты в кинотеатрах.

В 2013 г. в прокат вышли 110 российских и 424 зарубежных полнометражных фильмов (художественных и анимационных). Система кинопроката в России, так же как в странах Европы и США, основана на выпуске новых фильмов (релизов). В 2012 г. срок показа фильма в кинотеатре составлял 34 дня (в 2010 г. — 57 дней)17. Длительный срок (до года) практикуется в редких случаях в прокате артхаусных фильмов. В последние годы сектор кинопоказа рос быстрыми темпами за счет реконструкции старых кинотеатров и строительства новых мультиплексов в торгово-развлекательных центрах.

Главным трендом современного этапа стал переход кинопроката и кинотеатров на цифровой формат. Уже в 2012 г. 92,5% фильмов были выпущены в прокат в цифровом формате. К середине 2014 г. в абсолютном большинстве кинотеатров и залов России было установлено цифровое оборудование — в 956 кинотеатрах (это 85% всех кинотеатров) и в 2976 кинозалах (это 95% всех залов)18. Полный переход на цифровые технологии в российских кинотеатрах ожидается в 2015 г

На российском рынке доминируют картины производства США, собирающие около 70% кассы. В настоящее время большинство российских картин (за редким исключением) в прокате не окупаются, финансовые средства, затраченные на их производство, не возвращаются. Поэтому судьба российского кинопроизводства в настоящее время зависит также и от оказываемой государством финансовой поддержки отрасли.

4. Современная система государственной поддержки кинематографии:

законодательство и экономические особенности

Поддержка кинематографии признается одной из главных задач государственной политики в сфере культуры и носит протекционистский характер, что закреплено в законе от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), который является главным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность органов исполнительной власти в сфере кинематографии.

Законом определены направления государственной поддержки кинематографии, среди которых основными являются частичное го-

17 Киноиндустрия Российской Федерации. Ноябрь 2012. Исследование компании «Невафильм» для Европейской аудиовизуальной обсерватории. URL: http://research. nevafilm.ru/reports/eao/eao2012

18 URL: http://cinemaplex.ru/2014/03/11/nevafilm-research.html

сударственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов. Государственное финансирование производства и проката фильма не может превышать 70% сметной стоимости его производства или проката.

Государственная политика в сфере кино реализуется на фоне непрекращающихся реформ, которые проводятся второе десятилетие.

С 2010 г. в России государственную поддержку киноотрасли осуществляют две организации — Министерство культуры РФ и Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино).

В течение этого времени постоянно меняются правила игры для компаний-получателей господдержки. Так, в последние три года периодически разрешалось либо запрещалось одновременное финансирование проекта по линии минкультуры и Фонда кино (в настоящий момент разрешается). В связи с практикой передачи полномочий одного ведомства другому и обратно напряжение между двумя ведущими ведомствами продолжает усиливаться.

Ежегодная установка новых организационно-экономических принципов государственной поддержки кинопроизводства непосредственно отражается на качестве государственного управления кинематографией. Особенность регулирования заключается в том, что правила, установленные государственными ведомствами, не создают четких границ для участников рынка, поскольку практически всегда предполагают возможность исключений. Например, государственные средства, направляемые на производство фильма, должны возвращаться полностью, либо частично, но в ряде случаев могут не возвращаться вообще, чем активно пользуются кинопредприниматели. Государственное финансирование производства фильма, как правило, не может превышать 70% его сметной стоимости, но в ряде случаев может и превышать указанный уровень (вплоть до 100%), например, в зависимости от художественного уровня картины, либо особой социальной значимости. В итоге устанавливаются непрозрачные правила игры в отрасли и потенциально возрастают риски финансовых злоупотреблений.

Реформы в кино на протяжении многих лет ставили задачу сокращения участия государства в отрасли. В российской кинематографии сложилась парадоксальная ситуация: государство, являясь крупнейшим кинопродюсером в стране, не только не извлекает доход от показа коммерческих фильмов, профинансированных из госбюджета, но даже не требует возвратить вложенные средства.

В 2012 г. средний бюджет одного полнометражного художественного фильма в России оценивался в 95 млн руб., при этом средний

объем государственных средств, выделяемых на поддержку одного проекта, составлял 61 млн руб.

В целом объем государственной поддержки кинематографии составил в 2013 г. 6,67 млрд руб. (см. табл. 3).

Таблица 3

Государственная поддержка кинематографии РФ (2002—2013 гг.)

Год Объем государственной финансовой поддержки кинематографии, млн руб. Годовой прирост, %

2002 1 044,60 119

2003 1 543,40 48

2004 1 834,50 19

2005 2 097,90 14

2006 2 359,76 12

2007 2 641,32 12

2008 2 740,84 4

2009 2 445,35 -11

2010 4 452,50 82

2011 4 759,00 7

2012 6 332,21 33

2013 6 679,83 5

Источники: Министерство культуры РФ, Фонд кино

На разных этапах реформ неоднократно предпринимались попытки наладить механизм возврата финансовых средств, полученных кинопроизводителями у государства.

В конце декабря 2012 г. коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты проверки эффективности использования финансовых средств, выделяемых на государственную поддержку отечественной кинематографии в 2010—2012 гг. По оценке Счетной палаты в среднем суммы возврата средств, полученных на производство кинопредпринимателями несоизмеримо малы по сравнению с той суммой, которую государство вложило в поддержку производства и проката фильмов. К примеру, в 2011 г. коммерческие фильмы поддержанные государством собрали сумму в 4,1 млрд руб. или 72,6% кассы отечественного кино, а вернули Фонду кино менее 100 млн руб.19

19 Счетная палата недовольна распределением бюджетных денег на кино. 10.01.2013. URL: http:// www.vedomosti.ru

В итоге, в документах Счетной палаты указывалось, что в результате отсутствия эффективного механизма возврата государственных средств и самоокупаемости коммерческих фильмов Фонд кино «фактически распределяет субсидии на поддержку кинематографии»20.

В 2012—2013 гг. вновь ставился вопрос повышения ответственности продюсеров российских кинокомпаний за эффективность использования получаемых от государства средств.

В результате мер, предпринятых Фондом кино в 2013 г., доля средств, выделяемых кнопроизводителям на возвратной основе, возросла до 32,5% (в 2012 г. доля равнялась 12,9%21). По оценкам экспертов, каждый третий рубль, выданный кинематографистам, связан обязательствами его частичного или полного возврата (два рубля из трех по-прежнему не связаны никакими обязательствами). Невысокий уровень возвращаемых средств, к сожалению, не способствует строгой финансовой дисциплине кинопроизводителей.

К компетенции Министерства культуры в настоящее время отнесена поддержка проектов, реализация которых нацелена не столько на достижение экономических результатов, сколько на решение наиболее важных задач государственной политики в области кинематографии. Помимо поддержки производства и проката некоммерческих фильмов к функциям министерства относится финансирование фестивалей, конкурсов и смотров, а также международная деятельность по производству и продвижению кинофильмов.

Кроме этого министерство выдает прокатные удостоверения на кинопродукцию, выходящую в прокат на территории РФ (кинопрокат, видео по запросу и на дисках, ТВ показ), и удостоверения национального фильма, ведет единый Государственный регистр кино- и видеофильмов, выполняет функции государственного заказчика бюджетных целевых программ.

В 2013 г. Министерству культуры было выделено 3,5 млрд руб. для распределения в виде госдотаций. Всего за 2013 г. при поддержке Минкультуры было завершено производство 40 игровых кинофильмов (включая 9 дебютов и 7детских картин), 85 мультипликационных фильмов (в том числе 4 полнометражных), 400 документальных фильмов. Министерством культуры была оказана поддержка 57 кинофестивалям в 28 регионах РФ и более 50 киномероприятиям по продвижению российских фильмов за рубежом. В 2013 г. 24 российских фильма приняли участие в крупнейших международных кинофестивалях22.

20 Счетная палата недовольна распределением бюджетных денег на кино. 10.01.2013. URL: http:// www.vedomosti.ru

21 URL: http://www.fond-kino.ru/news/6/656/

22 URL: http://rgdoc.ru/news/v-ministerstve-kultury-podveli-itogi-2013-kinogoda/

Если некоммерческое кино получает государственную финансовую поддержку через Минкультуры, то коммерческое кино — через Фонд кино. Фонд кино подразделяет выделяемые средства на два направления: поддержка лидеров российского кинопроизводства и поддержка компаний, не являющихся лидерами. В функции Фонда входит отбор продюсерских компаний-лидеров кинопроизводства. До 2013 г. всем этим компаниям выделялась одинаковая сумма средств на производство полнометражных игровых фильмов (по 250 млн руб.). С 2013 г. были отменены равные доли для лидеров и введен порядок выделения средств под конкретные проекты. Компании, претендующие на получение госфинансирования, теперь представляют свои проекты на пит-чинге (презентации кинопроекта с целью получения инвестиций) перед экспертами Фонда кино и представителями Министерства культуры.

С 2013 г. примерно две трети средств Фонда кино, выделяемых совокупно лидерам и остальным производителям, распределяются на безвозвратной основе или направляются на субсидирование процентных ставок по кредитам на производство фильмов. Список проектов, финансируемых на безвозвратной основе, утверждается на Попечительском совете Фонда кино по согласованию с Министерством культуры.

Чуть больше одной трети средств господдержки выделяется Фондом кино на возвратной основе с использованием одной из форм: возврат 100% полученных на производство фильма средств; возврат с прибыли от проката пропорционально доле Фонда кино в общем финансировании проекта; или, при поддержке фильма в прокате, частичная или полная возвратность средств. Кинематографистам было разрешено прежде всего возвращать деньги частным инвесторам, а затем уже Фонду кино.

Так, в 2013 г. Фонд кино поддержал производство 26 проектов кинокомпаний-лидеров, из которых 13 — на безвозвратной основе, 5 — на условиях 100% возврата выделенных средств, 2 — на условиях возвратности с прибыли, а 6 — на смешанных условиях возвратности23.

В 2013 г. бюджет Фонда кино, направляемый на поддержку компаний, составил 3,2 млрд руб. Фонд кино оказал поддержку лидеров в производстве 26 полнометражных художественных фильмов (из них 3 анимационных) и в прокате 7 фильмов (из них 2 анимационных). Поддержка других компаний включила производство 28 фильмов (в том числе 5 анимационных) и прокат 7 (в том числе 1 анимационного). Средний размер поддержки проекта, оказываемой Фондом кино, составил 48,5 млн руб. (в 2012 г. — 32 млн руб.).

23 URL: http://www.unikino.ru/day-by-day/item/5437-проекты-кинокомпаний-ли-деров-поддержанные-попечительским-советом-фонда-кино.Ы;т1

Методика отбора лидеров отечественного кинопроизводства была утверждена Постановлением правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1212, а позже была закреплена в приказе Фонда кино от 28 апреля 2012 г. № 916.

Критерии отбора лидеров кинопроизводства включают высокие показатели кассовых сборов кинотеатров и телевизионных рейтингов, наличие наград и кинопремий, продолжительность работы компании на рынке и количество выпущенных фильмов (с учетом тиражей). Каждый год Попечительский совет Фонда кино утверждает новый состав лидеров российского кинопроизводства (см. табл. 4).

Таблица 4

Кинокомпании — лидеры российского кинопроизводства (2010-2013 гг.)

Кинокомпания Количество фильмов, получивших поддержку Фонда кино в 20102013 гг. Количество выпущенных проектов поддержанных Фондом в 2010-2013 гг. Суммарные кассовые сборы картин, поддержанных Фондом 2010— 2013 гг., млн руб.

ТаББаК 11 8 4470

Кинокомпания СТВ 25 15 2988

Арт Пикчерс Студия 14 5 2200

Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова 9 4 1101

Дирекция Кино 4 2 1050

Централ Партнершип 13 10 928

Продюсерская фирма Игоря Тол-стунова 5 3 462

Enjoy Movies 3 1 160

Нон-стоп-продакшн 4 1 152

Рекун-синема 3 2 70

Компания «РЕАЛ-ДАКОТА» 6 1 35

Творческо-производственное объединение «РОК» 5 2 20

Кинокомпания «Коктебель» 3 1 4

Кинокомпания «СТРЕЛА» 1 0 0

Итого 106 55 13640

Источник: Фонд кино. 108

В регулировании киноотрасли большое значение придается статусу национального фильма. Удостоверение национального фильма (УНФ) дает продюсеру право на целый ряд налоговых льгот, поэтому практически все производители фильмов стремятся получить такие удостоверения.

Среди важнейших налоговых льгот киноотрасли остается освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС). От обложения НДС освобождены работы и услуги по производству кинопродукции, выполняемые (оказываемые) кинокомпаниями, и права на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. Также от обложения НДС освобождены сборы кинотеатров от продажи кинобилетов (на киносеансах всех фильмов, как имеющих статус национальных, так и не имеющих такового)24.

Кроме того, для учреждений культуры, к которым относятся кинотеатры, дома кино, клубы и другие организации, где осуществляется платный кинопоказ, введена льгота по земельному налогу, зачисляемому в местные бюджеты и составляющему около 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2011 г. Комиссией Таможенного союза была снижена с 15% до нуля ставка таможенной пошлины на импортируемые цифровые проекторы. Данная мера была введена сроком на пять лет. Киносети получили возможность сэкономить 10—15 тыс. евро на каждом новом цифровом зале, что весьма актуально на фоне требования правительства удвоить количество кинозалов в стране.

В октябре 2010 г. Постановлением правительства РФ25 был установлен авторский сбор с производителей и импортеров аудио- и видеоаппаратуры и носителей информации (CD, DVD, BD и проч.). Сейчас сбор составляет 1% от стоимости оборудования и материалов, взносы собирает Российский союз правообладателей (РСП). До 15% собранных средств РСП может использовать на собственные нужды. Данный сбор носит компенсационный характер и применяется в качестве меры борьбы с пиратством в аудиовизуальной сфере.

Помимо авторского сбора в российском законодательстве закреплено право композиторов, музыкальные произведения которых использованы в кинофильмах, на вознаграждение за публичное ис-полнение26. Кинотеатры облагаются этим налогом по ставке 3% от суммы доходов в случае коммерческого кинопоказа и по ставке

24 Налоговый кодекс РФ. Гл. 21. П. 20. Ст. 149.

25 Постановление правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».

26 Гражданский кодекс РФ. Ч. 4. П. 3. Ст. 1263.

0,5% в случае бесплатного показа. Налог выплачивается в пользу Российского авторского общества (РАО). Однако в постановлении правительства о минимальных ставках авторского вознаграждения от 1994 г.27 есть оговорка о договоре между композитором и кинопрокатчиком, позволяющая пренебрегать указанным размером ставки, в результате чего на практике РАО собирает с кинотеатров не более 1,5% от доходов в пользу композиторов. В целом российские кинопредприниматели активно выступают против «композиторских отчислений», ставя целью снизить данный налог до ставки 0,3%.

Существенным законодательным актом, регулирующим работу киноиндустрии, стал закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"», который регулирует также и деятельность телевидения. Закон приблизил российское законодательство к правовым нормам развитых стран, где давно и успешно регулируется доступ юных зрителей к информационной продукции28. В соответствии с законом введена возрастная маркировка аудиовизуального контента. Теперь возрастные ограничения устанавливаются правообладателем для каждого фильма самостоятельно, исходя из норм закона, и информация о них должна содержаться во всех рекламных материалах к фильму.

Постоянной темой, обсуждаемой в киноотрасли остается защита национального кино с возможным введением на уровне федерального закона отдельной квоты на показ российских фильмов в кинотеатрах. Большая часть кинопредпринимателей возражает против такого закона, считая, что подобные административные меры отпугнут из кинозалов молодежь — наиболее активную часть кинозрителей, которая в итоге начнет искать интересное для себя кино не в кинотеатрах, а в Интернете. Пока что закон о квоте не принят. Однако в федеральной программе «Культура России» на 2012— 2018 гг. содержится целевой показатель, относящийся к кинематографии, и обозначающий долю фильмов российского производства в общем объеме кинопроката на территории Российской Федерации. Ожидаемый в результате реализации федеральной целевой программы в 2018 г. показатель — увеличение доли российских фильмов до 28%29.

27 Постановление правительства РФ от 21.03.1994 № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

28 Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития Отраслевой доклад. М.: ФАМПК, 2013. С. 14.

29 URL: http://fcp.ekonomy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/402

Заключение

Принятая в 1996 г. государственная политика поддержки в сфере кино, включая регулирование и финансирование отечественной кинематографии, обусловила многолетние реформы и преобразования в отрасли. В настоящее время государственная поддержка играет ключевую роль в развитии российского некоммерческого кино, что позволяет решать важнейшие задачи государственной политики в области национальной культуры. Одновременно все более заметно участие государственного финансирования в производстве и прокате коммерческих фильмов, вследствие чего экономическая зависимость киноотрасли от государства все возрастает.

Отечественная киноиндустрия, функционирующая в условиях рынка уже более 20 лет так и не смогла стать самостоятельным сектором экономики, способным развиваться в соответствии с существующими рыночными механизмами, прежде всего на основе привлечения частных инвестиционных средств.

Сформировавшаяся протекционистская модель господдержки по сути сдерживает рост отечественной кинематографии, не позволяя ей самостоятельно развиваться и жить по законам рынка, как это происходит с другими секторами российской экономики.

Очевидно, что государственные средства, выделяемые безо всяких условий, ни в какой мере не мотивируют российских кинопроизводителей возвращать деньги, а также контролировать расходование средств и сроки производства. Получение государственной поддержки в виде невозвратных и бесконтрольных денег не стимулирует кинопредпринимателей к повышению прозрачности бюджетов кинопроизводства. Данные факторы обусловили высокие риски инвестиционной деятельности в киноотрасли для российского бизнес-сообщества. По этой причине отечественная бизнес-среда демонстрирует слабый интерес к отрасли.

Давно назревшей необходимостью стало участие в отечественном кинопроизводстве современных финансово-кредитных институтов: банков, хедж-фондов и т.д., способных осуществлять взаимодействие инвесторов и производителей, осуществлять контроль за целевым расходованием заемных средств, надежностью инвестора, гарантиями завершения кинопроизводства и т.д.

В настоящее время многочисленные преференции и льготы, выводящие киноотрасль из правил налогообложения, обязательных для других отраслей, а также крупные безвозвратные государственные вливания не способствуют развитию рыночных механизмов в киноиндустрии и, соответственно притоку частных инвестиций в отрасль.

Список литературы

Вартанова Е.Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности // Медиаскоп. 2009. № 1.

Медиасистема России / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2015.

Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития Отраслевой доклад. М.: ФАМПК, 2013.

Поступила в редакцию 04.08.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.