Essence of personal component of the mediacompetence of students specializing in pedagogic disciplines
There is considered the issue of personal component of the mediacompetence of students specializing in pedagogic disciplines. There are marked out several stages, each of them contains the most effective forms and methods of students' work organization.
Key words: mediacompetence, personal component.
(Статья поступила в редакцию 16.01.2015)
т.Ф. Бородина
(Елабуга)
реализация
компетентностного подхода в процессе формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности в школе
Рассматриваются проблема формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности, компоненты креативно-инновационной компетентности учителя. Приводятся результаты констатирующего эксперимента, связанного с изучением уровней готовности к исследуемой деятельности, определяются критерии сформированности уровней.
Ключевые слова: компетентностный подход, креативно-инновационная компетентность, креативная компетенция, креативные качества, компонент, критерий, готовность.
Новая модель образования связана с ком-петентностным подходом, предполагающим смену образовательной парадигмы [2]. Компетентностный подход в его первоначальном варианте, предложенном разработчиками ключевых компетенций для молодых европейцев, лишь усиливает практико-ориентированность образования, акцент на операциональную, на-
выковую сторону результата. В российской психолого-педагогической науке компетент-ностный подход ориентирован преимущественно на ценностно-смысловую, содержательную, личностную составляющие образования, не противопоставляется традиционному знаниевому, усиливая его практико-ориентированность, существенно расширяя его содержание личностными составляющими [3].
новая образовательная парадигма влечет за собой переосмысление ценностей педагогического труда, изменение отношения учителей к профессиональной деятельности. Рост конкуренции на рынке образовательных услуг, актуализируя творческие виды педагогической деятельности, мотивирует учителей к реализации творческого потенциала.
Одним из видов творческой педагогической деятельности, приобретающей популярность в современных условиях, является креативно-инновационная деятельность как продуктивная педагогическая деятельность, результаты которой направлены на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе посредством педагогического творчества и являются потенциальными педагогическими инновациями.
компетентностный подход в процессе подготовки будущих учителей к успешной педагогической деятельности предполагает формирование компетенций, составляющих профессиональную компетентность учителя. Понятие профессиональной компетентности рассматривается в современной психолого-педагогической науке с разных точек зрения (Е.П. Тонконогая, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.С. Занаев и др.) и чаще всего трактуется как результат профессиональной подготовки. Так, по мнению В.А. Сластенина, «понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» [5].
Определение, данное В.А. Сластениным, раскрывает понятие «профессиональная компетентность» через такую категорию, как «готовность», предполагающую наличие сформированных педагогических умений, навыков, совокупности знаний. Готовность является основным условием эффективной креативно-инновационной деятельности и рассматривается как закономерный результат целенаправленной профессиональной подготовки, про-
© Бородина Т.Ф., 2015
являющийся в ценностном отношении личности к креативно-инновационной деятельности, сформированной мотивации к осуществлению этой деятельности, во владении системой знаний и умений в области педагогической инно-ватики и инновационных процессов, наличии определенного опыта по созданию и внедрению педагогических новшеств, навыках рефлексии и совокупности профессионально-личностных качеств, способствующих повышению эффективности креативно-инновационной деятельности. Формирование готовности представляет собой комплексный процесс, осуществляемый в рамках вузовской подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность учителя представляет собой комплексное образование, в структуре которого можно выделить несколько компонентов. В соответствии с теорией Н.В. Кузьминой [4], можно выделить следующие компоненты профессиональной компетентности учителя:
1) предметная компетентность,
2) методическая компетентность,
3) коммуникативная компетентность,
4) педагогическая компетентность,
5) аутопсихологическая компетентность.
Так как условия осуществления педагогической деятельности постоянно меняются, возрастают требования, предъявляемые к учителю, обновляется и содержание профессиональной педагогической компетентности. так, Л.В. Шкерина выделяет инновационную компетентность, которая определяется как совокупность ключевых, инновационных базовых и инновационных специальных компетентно-стей [7]. О.В. Соловьева и Л.А. Халилова рассматривают понятие креативной компетентности педагога. В структуре креативной компетентности личности (в том числе преподавателя) традиционно выделяют следующие качества: способность к творчеству, решению проблемных задач; изобретательность; гибкость и критичность ума, интуицию, самобытность и уверенность в себе; способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, предвидению и др.; эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; ассоциативность, воображение, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмпатии (эмпа-тийность); проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом; преодоление стереотипов; склонность к риску, стремление к свободе [6].
В настоящее время актуальным кажется включение в структуру профессиональной компетентности дополнительного компонента - креативно-инновационной компетентности учителя. Рассматривая креативно-инновационную деятельность как вид педагогической деятельности, можно сделать вывод, что он включает в себя все компоненты педагогической деятельности. на этом основании мы выделяем следующие компоненты креативно-инновационной компетентности учителя: мотивационно-ценностный, когнитивный, креативный, операциональный, рефлексивный.
Мотивационно-ценностный компонент связан со стремлением личности к организации и реализации креативно-инновационной деятельности, осознанием необходимости в усовершенствовании образовательного процесса. креативно-инновационная компетентность учителя неразрывно связана с осознанием личностью потребности в самообразовании, саморазвитии и достижении высокого уровня творческой самореализации в профессиональной деятельности. Формированию мотивации к креативно-инновационной деятельности способствует ценностное отношение к ней.
когнитивный компонент предполагает знание сущности, структуры и содержания креативно-инновационной деятельности, владение методологией педагогического исследования и педагогического творчества, знание основных этапов творческой педагогической деятельности. Для успешной креативно-инновационной деятельности, результатом которой может выступать образовательное новшество, необходимо также знание основ инновационного менеджмента и правовой защиты интеллектуальной собственности.
креативный компонент отражает уровень творчества в деятельности педагога. он включает в себя стремление к поиску новых способов осуществления педагогической деятельности, направленность на реализацию творческого подхода к педагогической деятельности, видение объектов деятельности в новом ракурсе, восприимчивость к новому, знание видов педагогического творчества, нетрадиционный подход к организации своей деятельности, творческий подход к решению любых профессиональных задач, творческое мышление, способность генерировать оригинальные идеи.
операциональный компонент включает в себя совокупность сформированных умений и навыков планирования и реализации креативно-инновационной деятельности, разработки программ, принятия решений в управ-
Качество Средний балл Ранг
Компетентность 4,3 1
Открытость новому 5,3 2
Потребность в саморазвитии 5,5 3
Готовность к высокоинтеллектуальной педагогической деятельности 6,7 4
Работоспособность 7,0 5
Инновационная восприимчивость 7,3 6
Мотивация к достижениям 7,4 7
Креативность 7,9 8
Гибкость и адаптивность к изменениям 8,0 9
Энтузиазм 8,6 10
Мобильность 8,7 11
Общий и научный кругозор 8,8 12
Оптимизм 9,3 13
Принципиальность и смелость в отстаивании своих идей 10,6 14
Критичность мышления 11,3 15
Любознательность 11,5 16
Способность преодолевать инерцию мышления 11,9 17
Рефлексивность 12,7 18
Готовность к риску 12,8 19
лении креативно-инновационными циклами, организации и самоорганизации и т.д.
Рефлексивный компонент связан с рефлексивной позицией педагога, адекватной критикой себя как актора креативно-инновационной деятельности и подразумевает осознание своих сильных и слабых сторон. Критический анализ результатов деятельности способствует совершенствованию ее организации и обозначению конкретных направлений коррекции. Рефлексивный компонент креативно-инновационной компетентности также включает способность сопоставлять поставленную цель с полученным результатом и определять соответствие выбранных форм, методов и способов поставленной цели. Все компоненты креативно-инновационной компетентности взаимосвязаны и в значительной степени пересекаются.
креативный компонент является одной из необходимых составляющих креативно-инновационной компетентности педагога и проявляется в креативной компетенции. Следует уточнить, что при выделении креативной компетенции за основу мы берем идею И.Е. Бряковой о том, что креативная компетенция представляет собой способность личности действовать результативно и творчески, мобилизуя и актуализируя знания в ситуации неопределенности для решения творческих задач [1]. Так как любой вид продуктивной педагогической деятельности предполагает готовность педагога к творчеству, то креативность составляет сущност-
ную основу каждого из них. В этом случае при определении готовности учителей к творческой самореализации в профессиональной деятельности следует учитывать и уровень сфор-мированности креативных качеств.
Членами научно-исследовательской лаборатории инновационной педагогической деятельности Елабужского института Казанского федерального университета, возглавляемой профессором кафедры педагогики Н.Н. Савиной, в 2013 г. был проведен констатирующий эксперимент, направленный на определение уровней сформированности готовности школьных учителей к инновационной деятельности. в эксперименте использовались анкета и лист самооценки, разработанные в лаборатории. нами было опрошено 562 школьных учителя, работающих в различных регионах Российской Федерации.
В процессе анкетирования учителям было предложено проранжировать профессионально-личностные качества, которые способствуют успешной деятельности современного педагога. Список предложенных авторами анкеты профессионально-личностных качеств включал 19 позиций, как показано в таблице выше. По результатам ранжирования креативность как интегральное проявление креативных качеств личности оказалась на 8-м месте.
Если учесть, что пару десятилетий назад такое качество, как креативность, не являлось в сознании учителей обязательным для успеш-
ной профессиональной деятельности, то такие результаты свидетельствуют о кардинальном изменении отношения учителей к своей профессиональной деятельности. однако при критическом анализе сущности инновационной деятельности и учете ее творческого характера становится очевидным, что креативность предопределяет творческий характер инновационной деятельности и делает ее возможной, отсюда значение креативности для инновационной деятельности оценивается учителями на данный момент недостаточно высоко.
лист самооценки был нацелен на оценку сформированности таких компонентов инновационной компетентности, как мотивы, личностные качества, когнитивные качества, гностические умения, исследовательские, проектировочные умения, креативные качества и конкурентоспособность. определение уровней сформированности готовности будущих учителей к инновационной деятельности сводилось к оценке проявления каждого из компонентов по пятибалльной шкале и выведению среднего показателя.
к креативным качествам были отнесены: развитое педагогическое воображение, неординарность и самобытность мышления; способность к продуцированию идей как индивидуально, так и в коммуникации с другими людьми; способность видеть в объекте новые признаки и находить им новое применение; способность к оригинальному решению педагогических задач; способность к созданию нового, авторского образовательного продукта.
по результатам эксперимента сформирован-ность креативных качеств учителя составляет 3,83%, что соответствует среднему уровню готовности учителей к инновационной деятельности и инновационной компетентности. при сопоставлении всех 8 выделенных компонентов можно сделать вывод о том, что уровень креативных качеств в структуре инновационной компетентности уступает только мотивационной составляющей (см. гистограмму на рис. 1).
полученные эмпирические данные не должны рассматриваться как доказательство того, что при организации подготовки учителей или студентов педагогических специальностей к такому виду продуктивной педагогической деятельности, как инновационная, необходимо уделять внимание только таким компонентам, как, например, конкурентоспособность или когнитивные качества, а имеющийся уровень сформированности креативных качеств будет достаточным для эффективной инновационной деятельности. подобное суждение является ошибочным, т. к. для эффективной инновационной деятельности необходимо достижение одинаково высокого уровня сформированности всех компонентов инновационной компетентности учителя, в том числе и креативных качеств.
в 2014 г. автором статьи был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было изучение состояния готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности в школе. Эксперимент предполагал применение авторского инструмен-
3,9 3,8 3,7 3,6 3,5 3,4 3,3 3,2 3,1
■
■
1
| | | |
1 1 1 1
^ /■ X? / V # .¿V # (Л <сР ч«- ХГ # ч«< .-о4 с? О „У ,гГ ЛГ ^ ✓ / / / / / /
Рис. 1
тария - анкеты, листа самооценки и опросника. В эксперименте приняли участие 525 студентов старших курсов педагогических специальностей из 11 высших учебных заведений Российской Федерации (г. Казань, Елабу-га, Самара, Шадринск, Махачкала, Симферополь, Екатеринбург, Набережные Челны, Уфа, Шадринск, Глазов).
Лист самооценки был нацелен на определение уровней сформированности готовности студентов-будущих учителей к креативно-инновационной деятельности в школе. Студентам было предложено оценить проявление у них качеств, умений или способностей, составляющих компоненты готовности к креативно-инновационной деятельности.
Были выделены следующие критерии, на основе которых возможно определение уровней готовности: мотивационно-ценностный, когнитивный, гностический, креативный, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой и оценочно-рефлексивный. Студенты оценивали показатели всех обозначенных критериев по пятибалльной шкале в зависимости от степени проявления того или иного показателя. уровни сформированности определялись по выделенным диапазонам от низкого уровня до высокого.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что средний уровень готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности выше среднего. При этом средний уровень креативного критерия - средний. При высоком уровне проявления мо-
тивационно-ценностного критерия уровень операционно-деятельностного можно определить как средний (см. гистограмму на рис. 2).
Полученные данные подтверждают идею о том, что студенты старших курсов педагогических специальностей осознают необходимость преобразовательной деятельности и положительно оценивают креативно-инновационную деятельность. Будущие учителя обладают достаточными знаниями о сущности креативно-инновационной деятельности, ее целях, задачах, способах и методах, а также определенной совокупностью гностических способностей. Однако средний уровень творческого потенциала, сформированности умений и навыков креативно-инновационной деятельности, подготовленности в эмоциональном плане, а также средний уровень проявления рефлексивной позиции делают невозможной организацию эффективной креативно-инновационной деятельности в школе.
Проведенные исследования и их результаты определяют необходимость дальнейшего изучения готовности учителей к творческой самореализации в профессиональной педагогической деятельности, определения уровней сформированности креативных качеств, особенностей и условий формирования креативно-инновационной компетентности педагога. Кроме того, полученные эмпирические данные актуализируют проблему формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности в вузе.
Список литературы
1. Брякова И. Е. Формирование креативных качеств личности в процессе открытого образования // Человек и образование. 2009. №1 (18). С. 41-45.
2. Вербицкий А.А. Основания для внедрения компетентностного подхода в образование // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. №3. С. 29-34.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. : исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990.
5. педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М. : Школа Пресс, 1998.
6. Соловьева О.В., Халилова Л.А. Креативность в структуре педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. № 2. URL: http:// ppip.idnk.ru.
7. Shkerina L.V. Development of innovative pedagogical competence of students of pedagogical higher school as the factor of their professional success [Электронный ресурс]. URL: http://www.kspu.ru/doccom/c2.
data/12efb66ff585e6aed0489c2641a6c9e9.doc . * * *
1. Brjakova I. E. Formirovanie kreativnyh kac hestv lichnosti v processe otkrytogo obrazovanija // Chelovek i obrazovanie. 2009. №1 (18). S. 41-45.
2. Verbickij A.A. Osnovanija dlja vnedrenija kompetentnostnogo podhoda v obrazovanie // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment. 2009. №3. S. 29-34.
3. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. M. : Issled. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004.
4. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija. M.: Vyssh. shk., 1990.
5. Pedagogika: ucheb. posobie / pod red. V.A. Slastenina. M. : Shkola Press, 1998.
6. Solov'eva O.V., Halilova L.A. Kreativnost' v ctrukture pedagogicheskogo myshlenija budushhih prepodavatelej vysshej shkoly // Prikladnaja psihologija i psihoanaliz: jelektron. nauch. zhurn. 2010. № 2. URL: http://ppip.idnk.ru.
7. Shkerina L.V. Development of innovative pedagogical competence of students of pedagogical higher school as the factor of their professional success [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.kspu.ru/doccom/ c2.data/12efb66ff585e6aed0489c2641a6c9e9.doc .
Implementation of the competence approach in the process of development of future teachers' readiness for creative and innovative work at school
There is regarded the issue of development of future teachers' readiness for creative and innovative work. There are considered the components of teacher's creative and innovative competence, given the results of the experiment regarding the levels of development of readiness for creative and innovative work. There are determined the criteria of development of readiness for creative and innovative work.
Key words: competence approach, creative and innovative competence, creative competence, creative qualities, component, criterion, readiness.
(Статья поступила в редакцию 22.01.2015)
Г.Н. АЛТУХОВА (Афины, Греция)
педагогические инновации в подготовке студентов к организации межкультурного взаимодействия школьников
Межкультурное взаимодействие школьников предполагает общение детей между собой, их активную познавательную деятельность и в результате - взаимообогащение духовной, эмоционально-ценностной, информационной сфер личности детей. При этом важна подготовка учителя, который умеет работать в поликультурном и многоязычном пространстве, владеет современными технологиями организации учебно-воспитательного процесса. Приоритетной становится необходимость разработки и внедрения педагогических инноваций в указанную подготовку.
Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, педагогические условия подготовки будущих учителей, методический инструментарий, педагогические инновации.
Изучение философских, культуроведче-ских, психологических, педагогических источников свидетельствует о существовании многих подходов к пониманию сущности поня-
© Алтухова Г.Н.., 2015