профессиональное образование
список литературы
1. Борытко Н.М., Куликов И.В. Особенности и принципы последипломной подготовки IT-специалиста в условиях корпоративного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 6(91). С. 37-42.
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» : Утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 (любое издание).
3. Масалимова А.Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальной, неформальной и информальной моделей // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL : http:// science-education.ru/103-6296.
4. Минзов А.С. Корпоративное образование в
России: сущность и цели. URL : http:// Minzov.ru. * * *
1. Borytko N.M., Kulikov I.V. Osobennosti i principy poslediplomnoj podgotovki IT-specialista v uslovijah korporativnogo obrazovanija // Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. № 6(91). S. 37-42.
2. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija na 2013-2020 gody» : Utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. № 295. (ljuboe izdanie).
3. Masalimova A.R. Korporativnoe obrazovanie i vnutrifirmennaja podgotovka: osobennosti formal'noj, neformal'noj i informal'noj modelej // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 3 [Jelektronnyj resurs]. URL : http://science-education.ru/103-6296.
4. Minzov A.S. Korporativnoe obrazovanie v Rossii: sushhnost' i celi. URL : http://Minzov.ru.
Corporate education as the urgent issue of pedagogic research (by the example of postgraduate training of IT specialists)
The significance of the issue of corporate education in the conditions of postgraduate training of a specialist makes itpossible to formulate the pedagogical questions regarding the groundwork of the companies making IT products. The typical task for such companies is the necessity not only to adapt but to teach higher school graduates. There is suggested the author's view on the issue and determined the subjects of the educational process, set the goal, tasks, contents and means of postgraduate training of a specialist in accordance with the hierarchy of roles in the IT company.
Key words: corporate education, postgraduate education, IT company, IT specialist, invariant competence, variable competence.
(Статья поступила в редакцию 14.01.2015)
р.М. мулдашев
(Саратов)
сущность личностного компонента медпакомпетентностп студентов педагогических специальностей
Описана проблема формирования личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей. Выделены несколько этапов, для каждого из которых определены наиболее эффективные формы и методы организации работы студентов.
Ключевые слова: медиакомпетентность, личностный компонент.
В условиях информатизации современного общества от степени сформированное™ медиа-компетентности будущих педагогов во многом зависит уровень компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий: владение приемами поиска, передачи, анализа, сопоставления, оценивания содержащейся в различных источниках информации и т.д.
Изучив работы многих зарубежных и отечественных специалистов, таких как S.J. Baran, Л.М. Баженова, O.A. Баранов, К. Безелгет, Е.А. Бондаренко, Л.С. Зазнобина, Л. Мастерман, К. Тайнер, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, Э. Харт, И.В. Челышева, Л.К. Шиян и др., мы пришли к выводу, что медиакомпе-тентность представляет собой вид профессиональной компетентности, позволяющей искать, получать, использовать, критически анализировать, творчески перерабатывать, оценивать, передавать и хранить в различных видах, формах и жанрах информацию, полученную в ходе медиадеятельности, а также создавать и размещать в медиасреде собственные медиа-ресурсы [2, с. 94].
В современном информационном обществе в условиях всё возрастающей роли информации и информационно-коммуникационных технологий существует социальная потребность в организации медиаобразования будущих учителей. Она предполагает не только овладение умениями осмысления, критического анализа, выявления эстетического и художественного значения медиатекстов, определения их потенциальных возможностей для
© Мулдашев P.M., 2015
- известия вгпу. пе
образования, развития и воспитания подрастающего поколения, но и формирование у будущих педагогов творческого опыта, позволяющего использовать медийные возможности как для создания собственных медиатекстов, так и в профессиональном саморазвитии.
Формирование медиакомпетентности студентов как важнейшего профессионального качества личности нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Около 30-35% требований к результатам освоения основных образовательных программ по направлению подготовки «Педагогическое образование» связано с владением выпускником медиакомпе-тентностью, которая встречается как среди общекультурных компетенций, так и профессиональных. Это позволило нам сделать вывод о том, что медиакомпетентность студентов педагогических специальностей должна формироваться в процессе их обучения в вузе при изучении всех без исключения дисциплин.
Осознание важности формирования медиакомпетентности в процессе подготовки будущих педагогов ставит во главу угла необходимость выявления личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей, обусловливающего индивидуально-личностную стратегию профессионального образования.
Личностный компонент медиакомпетентности студентов педагогических специальностей предполагает, что в процессе медиадея-тельности максимально учитываются их половозрастные и индивидуально-психологические особенности (темперамент, способности, потребности, мотивы, отношение студента к различным видам медиадеятельности и др.). Этот учет осуществляется через характер общения со студентами, через содержание и форму учебных заданий, которые стимулируют их личностную, интеллектуальную активность, поддерживают и направляют их медиа-деятельность без излишнего фиксирования ошибок, промахов, неудачных действий. Тем самым, как подчеркивает А.К. Маркова, осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся, но и формирование, дальнейшее развитие их психики, познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик и т.д.
в процессе формирования личностного компонента медиакомпетентности студентов
гогические науки -
педагогических специальностей выделяют несколько этапов:
• мотивационно-целевой, связанный с определением студентами под руководством педагога цели и содержания основных видов своей медиадеятельности, осуществляемой в ходе их профессиональной подготовки;
• процессуально-деятельностный, в процессе которого преподаватель совместно со студентами определяет формы и методы работы по овладению медиакомпетентностью, необходимой обучающимся для осуществления будущей педагогической деятельности;
• рефлексивно-оценочный, в результате которого студент под руководством преподавателя имеет возможность определить эффективность достижения поставленной цели.
Остановимся на перечисленных этапах более подробно. Мотивационно-целевой этап процесса формирования личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей определяется системой целей и совокупностью стойких мотивов, внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к медиадеятельности и задающих ее границы и формы, а также придающих ей направленность на осознанное отношение личности к использованию медиа в будущей профессиональной педагогической деятельности [1, с. 209].
Положительная мотивация и соответствующая целевая установка являются основой целенаправленного развития личностного компонента медиакомпетентности студентов. в соответствии с этим важнейшей педагогической задачей является организация деятельности студентов, направленной на их мотивационно-целевое развитие: обеспечение положительной мотивации и целевой ориентации обучающихся в преодолении неизбежно возникающих трудностей в ходе формирования их компетентности, в том числе медиа-компетентности [3].
в основе процесса формирования личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей лежит личностно-деятельностный подход. личность выступает субъектом медиадеятельно-сти, которая, в свою очередь, совместно с другими факторами определяет его личностное развитие. Поэтому немаловажное значение на мотивационно-целевом этапе имеет метод свободного обучения, предложенный К. Роджерсом, заключающийся в том, чтобы, не диктуя готовое и, возможно, не нужное обучающему-
ся знание, разбудить в нем собственную познавательную активность, которая выразится в выборе и содержания, и целей, и методов работы, и поведения, и ценностей.
Метод свободного обучения может быть подкреплен объяснительно-иллюстративным методом, основное назначение которого состоит в организации усвоения студентами информации, сообщаемой преподавателем различными средствами: устным словом (рассказ, лекция о выбранной профессии и значении медиа в ней), печатным словом (книги по педагогике), наглядными средствами (видеофрагменты уроков, посещение открытых мероприятий в школе), практическим показом способов деятельности (показ приемов работы на компьютере с различными видами информации).
Наиболее эффективными формами организации процесса обучения на мотивационно-целевом этапе будут являться самообучение (самообразование), индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения, которые позволят осуществить учет индивидуальных склонностей, способностей и интересов студента, помочь ему в постановке цели и выборе средств ее достижения.
Процессуально-деятельностный этап формирования личностного компонента медиа-компетентности студентов педагогических специальностей предполагает овладение профессиональными базовыми и технологическими компетенциями, в частности медиакомпе-тенциями - умениями и навыками выбора методов, средств, способов и приемов работы с различными видами информации, отвечающими специфике целей и содержания профессиональной деятельности будущего работника социальной сферы.
на основе знаний о будущей профессии и значении медиа в ней, полученных студентами на мотивационно-целевом этапе с помощью объяснительно-иллюстративного метода, преподаватель может обеспечить формирование у обучающихся медиакомпетентности, прибегнув к использованию следующих методов обучения: репродуктивного, проблемного, частично-поискового, исследовательского, кейс-метода и метода медиапроектов. Остановимся на этих методах более подробно.
Суть репродуктивного метода обучения заключается в том, что с помощью системы заданий на медиаматериале преподаватель организует деятельность студентов по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов работы с различными видами информации.
Проблемные, частично-поисковые и исследовательские методы обучения приближают студентов к постановке проблемы и самостоятельному ее решению благодаря выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования. Проблемный анализ ме-диатекстов, поиск информации и исследовательская работа студентов на материале медиа будут способствовать развитию их критического мышления и опыта использования ме-диасредств.
С последними тремя методами тесно связаны метод медиапроектов и кейс-метод, являющиеся наиболее эффективными и продуктивными для формирования личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей.
технология работы с кейс-методом в данном случае включает в себя несколько этапов:
• индивидуальная самостоятельная работа студентов (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или действия);
• работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
• презентация и экспертиза результатов работы малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
В основе метода медиапроектов лежит развитие критического мышления, познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Данный метод способствует формированию надпредметных навыков и умений, позволяет находить оптимальные пути достижения поставленных целей.
Метод медиапроектов подразумевает организацию обязательной мультимедийной презентации результатов, что предполагает владение определенными интеллектуальными умениями (анализ, сопоставление, синтез, мысленное экспериментирование, прогнозирование и т.д.), но, главное, умением работать с различными источниками информации, что невозможно без владения студентами медиа-компетентностью.
Описываемый метод включает в себя разнообразные проблемные методы обучения, позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, что предполагает его использование в совокупности с индивидуальной и групповой формами организации работы студентов.
С методами обучения на процессуально-деятельностном этапе формирования лич-
- известия вгпу. пе,
ностного компонента медиакомпетентно-сти студентов тесно связаны индивидуально-групповые и фронтальные формы организации работы обучающихся с медиасредствами, а также самостоятельная учебная работа студентов.
Следующий, рефлексивно-оценочный этап формирования личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей позволяет обучающимся в процессе самоконтроля, самооценки и рефлексии прийти к целостному представлению и осознанию целей, содержания, форм, методов и средств своей медиадеятельности. Именно этот этап позволяет будущим педагогам соотнести цель и результаты своей медиа-деятельности, зафиксировать степень их соответствия, наметить дальнейшие цели и при необходимости скорректировать свой образовательный путь. Анализ своей самостоятельной познавательной деятельности и ее медийных продуктов (мультимедийных презентаций, видеофильмов, информационных и исследовательских проектов и др.) помогает студенту осознать уровень сформированности личного компонента своей медиадеятельности, приводит к пониманию своих проблем и создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования и перехода на следующий уровень.
Рефлексия, самоконтроль и самооценка на рефлексивно-оценочном этапе формирования личностного компонента медикомпетент-ности студентов педагогических специальностей будут способствовать повышению уровня критичности мышления по отношению к ме-диатекстам любых видов и жанров, формированию профессиональной медиакомпетентно-сти будущих педагогов.
Таким образом, комплекс активных методов обучения в совокупности с индивидуальной, групповой и самостоятельной формами работы на процессуально-деятельностном этапе обучения развивает мотивационную сферу личности и служит исходным основанием для планирования учебной, научно-исследовательской и медиадеятельности обучающихся, а также для самоконтроля и самооценки фактических результатов обучения студентов на рефлексивно-оценочном этапе.
список литературы
1. Кучина О.П. Управление мотивационно-целевым развитием студентов при обучении в вузе // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики : материалы VI Междунар. науч. заоч. конф. Липецк, 2011. С. 208-211.
гогические науки -
2. Мулдашев P.M. Некоторые характеристики личностного компонента медиакомпетентно-сти студентов педагогических специальностей // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 94-97.
3. Паринова Г.К. Педагогические риски при реализации компетентностного подхода // проблемы и перспективы реализации компетентност-ного подхода в системе образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Саратов: Наука, 2014. С. 25-29.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 года № 788 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: http: // www.fgosvo.ru.
5. Рахимбаева И.Э. Профессионально-педагогическая компетентность субъектов высшего педагогического художественно-творческого образования как показатель эффективности управления его качеством // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 5. С. 131-136.
* * *
1. Kuchina O.P. Upravlenie motivacionno-celevym razvitiem studentov pri obuchenii v vuze // Aktual'nye voprosy sovremennoj psihologii i pedagogiki : materialy VI Mezhdunar. nauch. zaoch. konf. Lipeck, 2011. S. 208-211.
2. Muldashev R.M. Nekotorye harakteristiki lichnostnogo komponenta mediakompetentnosti stu-dentov pedagogicheskih special'nostej // Pedago-gicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. № 3. S. 94-97.
3. Parinova G.K. Pedagogicheskie riski pri realizacii kompetentnostnogo podhoda // Problemy i perspektivy realizacii kompetentnostnogo podhoda v sisteme obrazovanija : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Saratov: Nauka, 2014. S. 25-29.
4. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 22 dekabrja 2009 goda № 788 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 -Pedagogicheskoe obrazovanie» [Jelektronnyj resurs]. URL: http: //www.fgosvo.ru.
5. Rahimbaeva I.Je. Professional'no-pedago-gicheskaja kompetentnost' subektov vysshego pe-dagogicheskogo hudozhestvenno-tvorcheskogo obra-zovanija kak pokazatel' jeffektivnosti upravlenija ego kachestvom // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2008. № 5. S. 131-136.
Essence of personal component of the mediacompetence of students specializing in pedagogic disciplines
There is considered the issue of personal component of the mediacompetence of students specializing in pedagogic disciplines. There are marked out several stages, each of them contains the most effective forms and methods of students' work organization.
Key words: mediacompetence, personal component.
(Статья поступила в редакцию 16.01.2015)
т.Ф. Бородина
(Елабуга) РЕАЛИЗАЦИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К КРЕАТИВНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ
Рассматриваются проблема формирования готовности будущих учителей к креативно-инновационной деятельности, компоненты креативно-инновационной компетентности учителя. Приводятся результаты констатирующего эксперимента, связанного с изучением уровней готовности к исследуемой деятельности, определяются критерии сформированности уровней.
Ключевые слова: компетентностный подход, креативно-инновационная компетентность, креативная компетенция, креативные качества, компонент, критерий, готовность.
новая модель образования связана с ком-петентностным подходом, предполагающим смену образовательной парадигмы [2]. Компе-тентностный подход в его первоначальном варианте, предложенном разработчиками ключевых компетенций для молодых европейцев, лишь усиливает практико-ориентированность образования, акцент на операциональную, на-
выковую сторону результата. В российской психолого-педагогической науке компетент-ностный подход ориентирован преимущественно на ценностно-смысловую, содержательную, личностную составляющие образования, не противопоставляется традиционному знаниевому, усиливая его практико-ориентированность, существенно расширяя его содержание личностными составляющими [3].
новая образовательная парадигма влечет за собой переосмысление ценностей педагогического труда, изменение отношения учителей к профессиональной деятельности. Рост конкуренции на рынке образовательных услуг, актуализируя творческие виды педагогической деятельности, мотивирует учителей к реализации творческого потенциала.
Одним из видов творческой педагогической деятельности, приобретающей популярность в современных условиях, является креативно-инновационная деятельность как продуктивная педагогическая деятельность, результаты которой направлены на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в школе посредством педагогического творчества и являются потенциальными педагогическими инновациями.
Компетентностный подход в процессе подготовки будущих учителей к успешной педагогической деятельности предполагает формирование компетенций, составляющих профессиональную компетентность учителя. Понятие профессиональной компетентности рассматривается в современной психолого-педагогической науке с разных точек зрения (Е.П. Тонконогая, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.С. Занаев и др.) и чаще всего трактуется как результат профессиональной подготовки. Так, по мнению В.А. Сластенина, «понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» [5].
Определение, данное В.А. Сластениным, раскрывает понятие «профессиональная компетентность» через такую категорию, как «готовность», предполагающую наличие сформированных педагогических умений, навыков, совокупности знаний. Готовность является основным условием эффективной креативно-инновационной деятельности и рассматривается как закономерный результат целенаправленной профессиональной подготовки, про-
© Бородина Т.Ф., 2015