УДК 377:37.013.77 ББК 74.5 З 45
Н.Ю. Звягинцева
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО
ПЕДАГОГА
(РЕЦЕНЗИРОВАНА)
Аннотация. В статье рассматриваются возможности компетентностного подхода в формировании инновационной компетентности будущего педагога как одной из системообразующих качеств современного специалиста. Осуществлён анализ различных трактовок понятий «профессиональная компетентность», «инновационная педагогическая компетентность»; определена структура и компоненты инновационной компетентности будущего педагога.
Ключевые слова: компетентность, компетенции, инновационная компетентность,
компетентностный подход.
N.Yu. Zvyagintseva FORMATION OF INNOVATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER
Abstract. The paper examines the opportunities of the competence approach in formation of innovative competence of the future teacher as one of backbone qualities of the modern expert. The analysis of various treatments of concepts “professional competence”, “innovative pedagogical competence” is carried out. The structure and components of innovative competence of the future teacher is defined.
Keywords: competence, competences, innovative competence, the competence approach.
История человечества сопровождается постоянным возрастанием динамики нововведений во всех сферах деятельности человека. Подготовка студентов педагогического вуза как субъектов инновационной деятельности в нашем быстро развивающемся мире становится одной из актуальных проблем. Это связано с тем, что современная российская система образования находится в стадии динамичного обновления.
К немногочисленным работам, связанным с готовностью к инновационной деятельности (ИД) будущих специалистов, следует отнести диссертационные исследования Л.Т. Чернова, Е.В. Родькина, И.А. Протасова, И.Е. Пискарёва, Е.А. Гудкова, И.Н. Алексеенко, О.Ф. Хараман, Е.Д. Кузнецова, А.С. Ховрина, Н.В. Топилина, О.Р. Бадагуева, С.В. Осина, Л.С. Гавриленко, А.А. Пасишникова. Вообще понятие «готовность к деятельности» в психолого-педагогической литературе имеет различные трактовки: установка (Д.Н. Узнадзе); предстартовое состояние (В.А. Алаторцев, А.Д. Ганюшкин); активное состояние личности, вызывающее деятельность (В.П. Безухов, Н.И. Кузнецова); состояние бдительности (Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин); сложное структурное образование, система профессионально значимых качеств, мотивов, компетентности, умений (Е.П. Белозерцев, К.М. Дурай-Новакова, И.А. Колесникова); сущностный компонент профессиональной компетентности (Ю.В. Койнова, А.И. Мищенко); результат профессиональной подготовки (В.И. Данильчук, М.И. Дьяченко, В.В. Сериков, В.А. Сластенин). Готовность к инновационной деятельности обладает общими свойствами готовности человека к педагогической деятельности, но ей присущи определённые особенности, которые дают основание рассматривать её как специфический вид
профессиональной готовности. Рядом авторов под готовностью к ИД понимается: «целостная готовность к восприятию, освоению, осуществлению инноваций»; «базовое основание его профессионально направленной личности»; «интегральное качество педагога, включающее в себя устойчивое стремление к изучению и практическому использованию передового опыта» (О.Р. Бадагуева), «многомерное активное состояние личности, обеспечивающее ему самореализацию» (Е.А. Гудков); «возможность самостоятельно, целенаправленно, поэтапно на основе потребностно-мотивационнной сферы осуществлять и контролировать персональную деятельность» (С.Г. Григорьева). В структурных моделях обозначенных исследований по «готовности к инновационной деятельности» входят следующие компоненты: мотивационный, когнитивный,
поведенческий или процессуальный и рефлексивный. Реализация моделей педагогической системы формирования готовности к инновационной деятельности в основном осуществлялась через «обогащение содержания дисциплин педагогического цикла знаниями из области педагогической инноватики» или введение «спецкурсов» и активизацией процесса формирования «активными методами обучения».
В настоящее время в педагогике рассматривается преимущественно понятие профессиональной компетентности как результата профессиональной подготовки и образовательной компетентности как качественно нового подхода к содержанию образования, который характеризуется тесной связью с жизнью, будущей профессиональной деятельностью и ориентируется на предоставление личности способности выполнять различные виды деятельности. В.А. Сластенин рассматривает понятие профессиональной компетентности педагога и раскрывает структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения. «Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» [7]. На наш взгляд, данное понятие компетентности содержит очень важный компонент-готовность к осуществлению деятельности, то есть данное понятие применимо и к любой другой деятельности специалиста. Таким образом, понятие профессиональной компетентности специалиста можно определить как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению соответствующей деятельности.
В соответствии роду занятий и научным интересам исследователями наряду с «профессиональной компетентностью» разрабатываются такие категории, как «социальная компетентность», «коммуникативная компетентность», «информационная компетентность» и т.д. Существуют разные точки зрения о соотношении данных категорий. Согласно одним, эти компетентности входят в структуру профессиональной, согласно другим - профессиональная компетентность содержит социальную, коммуникативную, информационную и т.д. Понятие «инновационная компетентность» (Л.О. Кочешкова) рассматривалась с точки зрения руководителя средней общеобразовательной школы в структуре его профессиональной компетентности. В докторском исследовании Л.В. Шкериной. рассматривается понятие «инновационная педагогическая компетентность» студентов педагогического вуза. Она понимает её как комплекс компетентностей:
- ключевых (информационная, коммуникативная, общеучебная, диагностическая, прогностическая, аналитико-рефлексивная, исследовательская);
- инновационных базовых (в сфере воспитания, развития и просвещения детей и родителей);
- инновационных специальных (в сфере предметной и межпредметной подготовки учащихся) [9].
Авторы «Стратегии модернизации содержания общего образования» считают:
- компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования;
- понятие компетентности включает не только когнитивную и операциональнотехнологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.;
- компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;
- в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата («стандарт на выходе»);
- компетентности формируются не только в процессе обучения в образовательном учреждении, но и под воздействием окружающей среды [8].
В последние годы среди теоретико-методологических подходов в педагогике все чаще называют компетентностный подход. Так, Э.Ф. Зеер и И.А. Зимняя считают, что «предтечами компетентностного подхода» в отечественной педагогике были В.В. Давыдов, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий и их последователи. Они в своих трудах стремились реализовать идею построения содержания образования на основе реконструирования модели деятельности. Компетентностный подход находится в стадии становления, существуют разные его определения. Компетентностный подход определяется как:
- вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (то есть относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций;
- подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях;
- постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационного и коммуникационно насыщенного пространства;
- приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость,
самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности.
Компетенция в понимании Б.И. Канаева: «Идеализированное и нормированное представление о требованиях к тому или иному виду человеческой деятельности, с которыми должны сопоставляться фактические показатели образующейся личности, осваивающей данный опыт» [3]. Разводя два понятия, можно считать, что компетенция — это, условно говоря, то, к чему следует стремиться в том или ином виде деятельности, а компетентность — то, что достигнуто в этом направлении. И если компетентность является качественной характеристикой формирующейся личности (некий результат образовательных достижений человека), то компетенция — круг вопросов, отражающих сущностные позиции требуемого качества, нормативное содержание признаков какого-либо опыта человеческой деятельности в его целостном представлении.
В нашем исследовании цель применения компетентностного подхода состоит в обеспечении качества подготовки будущего педагога к его профессиональной функции -инновационной компетентности в сфере образования. Компетентностный подход даст возможность разработать инновационную компетентность будущего педагога, которая еще больше мобилизует студентов в системе образования и расширит возможности трудоустройства молодых специалистов. Инновационная компетентность предполагает владение специалистом исследовательской, стратегической, креативной, системообразующей, коммуникативной компетенциями. Все представленные
компетенции являются структурными компонентами инновационной компетентности, но с различным содержательным наполнением.
Именно данный подход наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности в системе образования, так как:
- проявляется как обоснование содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность;
- является обобщенным условием способности человека эффективно действовать за пределами учебных ситуаций;
- характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых компетентность изначально возникла;
- предполагает готовность к совместной деятельности в условиях внутригрупповой и межгрупповой конкуренции;
- формирует способность принимать решения под внешним давлением в условиях ограниченного времени;
- формирует способность принимать на себя ответственность за результаты проведения своих решений в жизнь и др.
Структура содержания компетентностного становления личности обусловливает и алгоритм моделирования. Б.И. Канаев предлагает следующий алгоритм:
1. Определить границы опыта человеческой деятельности, познаваемого в конкретном образовательном процессе (систему). Сформулировать его содержательную характеристику.
2. Определить круг компетенций, которые характеризуют качество данного опыта человеческой деятельности (подсистемы). Сформулировать их содержательные характеристики как некие сферы познания опыта.
3. Рассмотреть каждую компетенцию с позиций ее элементного состава, характеризующего основы содержания любого образовательного процесса:
- с позиций знаний, добытых обществом;
- с позиций известных способов деятельности;
- с позиций возможностей творчества в рамках данной компетенции;
- с позиций опыта отношений к миру в этих же рамках.
4. Наполнить каждый элемент компетенции признаками их качества [3].
Инновационная компетентность является следствием личностно-ориентированного
обучения, поскольку относится к личности обучающегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий. Содержание образования при этом из модели, созданной объективно, для объекта образования превращается в «живое» знание, которое принадлежит индивидуальности обучающегося.
В настоящее время при формировании различных компетентностей ориентация направлена в основном на поиск активных методов и форм обучения. Анализ исследований позволяет сделать вывод, что в настоящее время имеется большой выбор активных форм обучения в вузе, в том числе и так называемое «обучение в сотрудничестве». Кроме того, исследователь инноваций в мировой педагогике М.В. Кларин видит будущее «в моделируемой практике», позволяющей, по его мнению, «прорабатывать смысловые ориентиры», тем самым задействовать в обучении то, что обычно ускользает от внимания и что при выявлении становится «почвой» для обновления (и разработки нового) конкретного образовательного инструментария [4].
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что компетентностный подход сочетает естественным образом идеи общепрофессионального и личностного развития; компетенции рассматриваются как сквозные, метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и интеллектуальные, коммуникативные, креативные, исследовательские, методологические, мировоззренческие и другие умения, что полностью соответствует важнейшим задачам подготовки будущих педагогов.
Инновационная компетентность входит в структуру профессиональной компетентности педагога и состоит их таких компонентов: ценностно-мотивационного, содержательного, операционно-деятельностного, рефлексивного, однако содержательное наполнение каждого компонента понятия «инновационная компетентность» для педагогов нуждается в уточнении и детализации.
Примечания:
1. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. №5.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5.
3. Канаев Б.И. Педагогический анализ результата образовательного процесса: практикоориентированная монография. М.; Тольятти: ИНОРАО, 2003.
4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. М.; Рига, 1998.
5. Практический интеллект / под общ. ред. Р. Стернберга. СПб.: Питер, 2002.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Кош-то-Центр, 2002.
7. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. М.: Школа Пресс, 1998.
8. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: НФПК, 2001.
9. Шкерина Л.В. Развитие инновационной педагогической компетентности студентов педагогического вуза как фактор их профессиональной успешности. URL: http://www.kspu.ru/doccom/c2.data/12efb66ff585e6aed0489c2641a6c9e9.doc.
10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос: Интернет-журнал. 2002. URL: ttp.www/eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
References:
1. Zeer E.F. The competence approach to education//Science and Education. 2005. No 5.
2. Zimnyanya I.A. Key competences as a new paradigm of the result of education//Higher education today. 2003. No. 5.
3. Kanaev B.I. The pedagogical analysis of result of educational process: the practice-focused monograph. М.; Tolyatti: INORAO, 2003.
4. Klarin M.V. Innovations in world pedagogy. М; Riga, 1998.
5. Practical intelligence / Ed. R.Sternberg. SPb.: Peter, 2002.
6. Raven J. Competence of a modern society. М: Kosh-to Center, 2002.
7. Pedagogy: the manual / Ed. V.A.Slastenina. М.: School Press, 1998.
8. Strategy of modernization of the contents of the general education: materials for working out documents on general education updating. М: NFPK, 2001.
9. Shkerina L.V. Development of innovative pedagogical competence of students of pedagogical higher school as the factor of their professional success. URL: http://www.kspu.ru/doccom/c2.data/12efb66ff585e6aed0489c2641a6c9e9.doc.
10. Khutorskoy A.V. Key competences and educational standards// Eidos: Internet magazine. 2002. URL: ttp.www/eidos.ru/journal/2002/0423.htm.