УДК 796.011
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПРОЦЕСС
А.И. Калоша, М.В. Рудин
В статье раскрывается сущность и структура культуры здоровья младших школьников, дается обоснование модели процесса ее формирования и излагаются результаты опытно--экспериментальной работы.
Ключевые слова: культура здоровья, физкультурно-оздоровительная деятельность, педагогический процесс, младший школьный возраст.
Формирование у школьников культуры здоровья является актуальной проблемой. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена задача обеспечить «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека» [5, с.6].
Однако исследования показывают, что в процессе обучения младших школьников используются различные модели, в которых акцент сделан, прежде всего, на раннее вовлечение детей в предметное обучение, расширение объема получаемых знаний. При этом двигательный компонент физической активности остается либо неизменным, либо существенно ущемляется за счет увеличения статического компонента в режиме дня ребенка.
Подобные изменения воспитательных стратегий и технологий проводятся, как правило, без соответствующего физиолого-гигиенического обоснования, без учета возрастных особенностей развития и возможностей ребенка, предусматривающих врожденную биологическую потребность в активных движениях. Начальный этап обучения растущего организма нередко проходит в условиях адаптивной перестройки функциональных систем в ответ на чрезмерные по силе и продолжительности воздействия. Такие воспитательные подходы могут нарушать процесс адаптации к условиям школьного учреждения и приводить к значительному нервно-эмоциональному и сенсомоторному напряжению [4, с.51].
Процесс адаптации детей к школе происходит на фоне незавершенного морфогенеза, гетерохронности развития и недостаточной зрелости основных функциональных систем организма, являясь одной из причин ухудшения здоровья [6, с.59].
Некоторые авторы, изучая причины неблагополучия со здоровьем школьников, утверждают, что действующие в школах учебные планы обрекают учащихся на перегрузку [1; 2].
Постановка физического воспитания в образовательном учреждении является легко управляемым здоровьеобразующим фактором среды обитания, но в практике школьного обучения оно все еще занимает второстепенную позицию.
Физкультурно-оздоровительные подходы к воспитанию детей являются разнонаправленными и используют различные, часто не связанные между собой отдельные элементы физического воспитания которыми могут быть: корригирующая и оздоровительная гимнастика, массаж, физио- и фитотерапия, оздоровительное плавание, максимальное использование двигательного компонента.
При этом внедрение практически любого альтернативного двигательного режима считается здоровьесберегающим и прогрессивным, что далеко не всегда является обоснованным с точки зрения физиологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Отсутствие единого подхода диктует необходимость оценки современных систем физического воспитания детей с учетом состояния их здоровья и физического развития, адаптивных возможностей и особенностей функциональных систем организма, физической работоспособности и подготовленности.
По данным Т. А. Хорошевой, изучение режима дня показало, что у большинства школьников он составлен без учета гигиенических требований и рекомендованных нормативов. Основными нарушениями в структуре режима дня являются высокая учебная нагрузка, недостаточный активный отдых на воздухе, неполноценный ночной сон и низкий уровень двигательной активности. Необходимы совместные усилия семьи и школы по составлению рационального режима дня и контроль за его выполнением в соответствии с гигиеническими требованиями [6, с.59].
Отсюда вытекает задача формирования культуры здоровья учащихся. По мнению Н.К. Дзапаровой, культура здоровья - это совокупность сформированных, социально-значимых качеств и повседневных поступков личности ребенка, основанных на деятелностно основанном им пласте здоровьесберегающих знаний, а также осознанное умение вести здоровый образ жизни, реализовывать навыки развития и сохранение здоровья [3, с. 12].
Мы в своем исследовании рассматриваем культуру здоровья как уровень развития личности в качестве субъекта здоровьесберегающей и оздоровительной деятельности в соответствии с ее интересами, способностями и возможностями. Культура здоровья человека имеет два взаимосвязанных аспекта: культура здоровьесбережения, предупреждение болезней и культура поддержания, укрепления здоровья и борьбы с болезнями.
Культуру здоровья необходимо рассматривать как общекультурный феномен, предполагающий единство, взаимоопределение и взаимовлияние всех его составляющих. Культура здоровья есть, прежде всего, социальный механизм накопления, хранения информации о здоровье, здоровом образе жизни и всех ее составляющих, с последующим переходом знаний в желание овладеть здоровьесберегающими и оздоравливающими технологиями, а также способностью реализовать их в социальных отношениях. Сама же здоровьеориентированная деятельность есть не что иное, как, прежде всего, социально-педагогическая деятельность на протяжении всего становления и формирования личности с целью целенаправленного создания условий, адекватных здоровому образу жизни, повышающих культуру труда и отдыха, как итог сохранения, улучшения и укрепления социального, психологического, физического, духовно-нравственного здоровья общества.
Формирование культуры здоровья учащихся должно осуществляться как педагогически организованный процесс.
В настоящее время все чаще применяется модельное представление сложных объектов и процессов. Ученые
рассматривают модель как универсальный способ познания, как язык современной науки.
Мы считаем, что модель процесса формирования культуры здоровья младших школьников должна включать в себя следующие блоки (модули): концептуальный блок, программно-целевой блок, содержательный блок, технологический блок, оценочно-результативный блок, блок организационно-педагогических условий.
Прежде всего, нужно определить содержание концептуального блока модели, который включает в себя методологические подходы и принципы.
В качестве ведущих подходов, на основе которых осуществлялось проектирование модели процесса формирования культуры здоровья младших школьников, мы избрали следующие.
Аксиологический подход предполагает рассмотрение личности учащегося и его здоровья как высших социальных, жизненных и педагогических ценностей и важнейшей задачи современного образования.
Культурологический подход дает возможность рассматривать здоровье человека феноменом культуры и трактовать его через понятие «культура», а культуру здоровья считать частью общей (базовой) культуры личности.
На наш взгляд, культуру здоровья можно рассматривать как часть общей культуры, как интегративную личностную характеристику, которая определяет осознанное ценностное отношение человека к своему здоровью, обуславливающую активную, целенаправленную, здоровьесберегающую деятельность.
Системный подход реализуется в нескольких аспектах. Во-первых, он позволяет рассматривать здоровье как целостную систему, включающую в себя физический, психический, нравственный и социальный компоненты. Во -вторых, он предполагает установление системообразующих связей и отношений между компонентами процесса формирования культуры здоровья учащихся.
Антропоцентрический подход заключается в учете возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников, а также в применении здоовьесберегающих технологий.
Деятельностный подход указывает на активную роль самого субъекта в сохранении, укреплении и развитии своего здоровья, так как деятельность является ведущим фактором становления и развития человека. Реализация деятельностного подхода базируется на признании наличия в человеке позитивных возможностей в сбережении своего здоровья.
Мы согласны с мнением о том, что «из всех институтов формирования личности ребенка школа обладает наиболее благоприятными условиями мотивированного обоснования и воспитания культуры здоровья. Особенно значима здоровьесберегающая роль начальной школы, в которой посредством развития здоровьесберегающих знаний, умений, навыков и соответствующих привычек младшие школьники учатся сохранять и развивать свое здоровье, поддерживать здоровый образ жизни» [3, с.23].
Цель, задачи, содержание и другие блоки модели процесса формирования культуры здоровья учащихся обусловлены социальным заказом, который заключается в сохранении, укреплении и поддержании здоровья молодежи как основы социального, личностного и профессионального благополучия.
Цель и задачи образовательного процесса реализуются в результате педагогического взаимодействия учителей и учащихся как субъектов этого процесса и направлены на формирование аксиологического, информационно -теоретического, поведенческого и функционального компонентов культуры здоровья, которые составляют содержательный блок модели.
Содержание образовательного процесса реализуется с помощью здоровьесберегающих технологий, которые составляют технологический блок модели.
Оценочно-результативный блок модели включает в себя критерии и результаты образовательного процесса. Под результатом мы понимаем повышение уровня сформированное™ культуры здоровья младших школьников по следующим критериям.
Мотивационно-ценностный критерий - ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Мотивы сохранения здоровья, положительная мотивация здоровьесберегающей деятельности.
Когнитивный критерий - сформированность у школьников системы знаний о здоровье как ценности, личной гигиене, рациональном режиме дня, полноценном сбалансированном питании, профилактике заболеваний, предупреждение травматизма, негативном влиянии вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, наркомании, токсикомании) на здоровье.
Деятельностно-практический (поведенческий) критерий - сформированость у школьников умений и навыков, здорового образа жизни, выполнения статических и динамических упражнений, организации своего режима труда и отдыха, проведения приемов снятия психоэмоционального напряжения, соблюдения режима питания, закаливания организма, оказание элементарной первой помощи в экстренной ситуации, соблюдения норм личной гигиены, отказа от вредных привычек, контроля своего физического и психического состояния.
Психофизиологический критерий - волевые усилия личности в процессе здоровьесберегающей деятельности, способность преодолевать трудности объективного и субъективного характера, ощущать радость здорового образа жизни, адаптивность организма, проявляющаяся в показателях физической выносливости, быстроте, силе, ловкости (координационных способностях), скоростно-силовых качествах, гибкости.
Мы предполагаем, что процесс формирования культуры здоровья младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: обеспечение комплексного воздействия на аксиологический, информационно-теоретический, поведенческий компоненты; создание здоровьесберегающей среды школы; использование потенциала учебных дисциплин в формировании культуры здоровья учащихся; разработка и применение в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий; гуманизация занятий по физической культуре, организация этих занятий в форме межсубъектного диалога преподавателя и учащихся, направленного на формирование у школьников отношения к здоровью как непреходящей ценности и усвоение правил здоровьесбережения; организация физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в учебное и во внеучебное время; повышение здоровьесберегающей компетентности учителей, координация действий педагогического коллектива по формированию культуры здоровья школьников; взаимодействие школы с семьями, учреждениями здравоохранения, культуры,
дополнительного образования и СМИ.
Проведенный анализ позволил нам модель формирования культуры здоровья младших школьников графически представить следующим образом (рис. 1).
Описание модели:
Концептуальный блок:
Задачи: 1 - формирование аксиологического компонента; 2 - формирование информационно-теоретического компонента; 3 - формирование поведенческого компонента; 4 - формирование эмоционально-волевого компонента.
Содержательный блок:
Аксиологический компонент: 1 - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; 2 - формирование положительной мотивации здоровьесберегающей деятельности;
Информационно-теоретический компонент: 1 - формирование у учащихся представления о строении и функциях организма; 2 - формирование представления о сущности здоровья и здорового образа жизни; 3 -вооружение учащихся информацией о правилах личной гигиены, правильного режима дня, рационального питания, о пагубном влиянии вредных привычек.
Поведенческий компонент: 1 - вооружение учащихся умениями и навыками здоровьесберегающей деятельности, соблюдение режима дня, правильного питания, правил личной гигиены; 2 - актуализация двигательной активности младших школьников; 3 - формирование потребности в физкультурно-оздоровительной деятельности, занятиях физкультурой и спортом.
Функциональный компонент: 1 - состояние и функции костно-мышечной системы; 2 - состояние и функции сердечно-сосудистой системы; 3 - состояние и функции дыхательной системы.
Программно-целевой блок:
Цель: Формирование культуры здоровья младших школьников
Задачи: 1 2 3 4
Содержательный блок:
1 2 3 4
Оценочно-результативный блок:
Критерии: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический, психофизиологический Результаты: повышение уровня сформированности культуры здоровья младших школьников
Блок организ ационно
педагог ических условий 1
2
3
4
5
6
7
8
Рис. 1. Модель процесса формирования культуры здоровья младших школьников
Технологический блок:
1 - медико-гигиенические технологии; 2 - физкультурно-оздоровительные технологии; 3 - экологические здоровьесберегающие технологии; 4 - технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности; 5 -здоровьесберегающие образовательные технологии (технологии, направленные на решение дидактических задач и попутно обеспечивающие сохранение здоровья учащихся; технологии, непосредственно направленные на укрепление и сохранение здоровья учащихся и попутно обеспечивающие решение образовательных задач).
Блок организационно-педагогических условий:
1 - комплексное воздействие на все компоненты культуры здоровья младших школьников; 2 - создание здоровьесберегающей среды школы; 3 - использование здоровьесберегающего потенциала учебных дисциплин; 4 -разработка и применение здоровьесберегающих технологий; 5 - гуманизация занятий по физической культуре; 6 -организация физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся; 7 - повышение здоровьесберегающей компетентности учителей, координация их действий по формированию культуры здоровья учащихся; 8 -взаимодействие субъектов формирования культуры здоровья младших школьников.
Данная модель функционирует следующим образом. Зная структуру и критерии, субъекты образовательного процесса выявляют исходные уровни сформированности культуры здоровья учащихся (диагностический этап).
Исходя из этих уровней, разрабатываются содержание и технологии формирования у школьников культуры здоровья (проектировочный этап).
Затем осуществляются мероприятия по реализации намеченной программы с учетом методологических подходов, принципов и организационно-педагогических условий (деятельностный этап). После реализации намеченной программы изучается ее эффективность (диагностический этап). Результаты этой диагностики поступают субъектам образовательного процесса и соотносятся с целью. Цель может быть недостигнута или достигнута частично, поэтому на рисунке эта связь обозначена пунктирной линией.
При необходимости, в содержание и технологии вносятся соответствующие коррективы (коррекционный этап) и снова осуществляется цикл педагогического взаимодействия до тех пор, пока не будет достигнут достаточный уровень сформированности культуры здоровья учащихся.
Таким образом, разработанная нами модель является саморегулируемой системой, позволяющей повышать уровень сформированности культуры здоровья младших школьников.
С целью реализации в этой опытно-экспериментальной работе мы использовали следующие формы и методы: исследование потенциала учебных дисциплин в формировании культуры здоровья учащихся; организация физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в учебное и внеучебное время; проведение семейных спортивных праздников «День здоровья», «Мама, папа, я - спортивная семья», «Веселые старты», «Быстрые и ловкие», и др. В учебное расписание был введен специальный курс «Школа здоровья» в объеме 40 часов, который предусматривает проведение занятий по основам здорового образа жизни. До начала и после эксперимента с помощью специальных методик мы изучили состояние сформированности у младших школьников культуры здоровья.
Результаты опытно-экспериментальной работы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей сформированности культуры здоровья младших школьников (в %)
Критерии До эксперимента После эксперимента
Мотивационно-ценностный Выс. Сред. Низ. Итого Выс. Сред. Низ. Итого
ЭГ 22 35 43 100 34 48 18 100
КГ 20 36 44 100 21 37 42 100
Когнитивный Выс. Сред. Низ. Итого Выс. Сред. Низ. Итого
ЭГ 8 48 44 100 22 67 11 100
КГ 9 50 41 100 11 49 40 100
Деятельностно-практический Выс. Сред. Низ. Итого Выс. Сред. Низ. Итого
ЭГ 16 53 31 100 24 68 8 100
КГ 14 56 30 100 13 54 33 100
Психофизиологический Выс. Сред. Низ. Итого Выс. Сред. Низ. Итого
ЭГ 7 24 69 100 11 51 38 100
КГ 6 23 71 100 7 29 64 100
Итого общий уровень ЭГ 13,25 40 46,75 100 22,75 58,5 18,75 100
Итого общий уровень КГ 12,25 41,25 46,5 100 13 42,25 44,75 100
Исследование показало, что за период эксперимента количество учащихся, имеющих высокий уровень сформированности культуры здоровья, в экспериментальной группе возросло в 1,7 раза, а количество школьников, имеющих низкий уровень этой культуры, сократилось в 2,5 раза. В контрольной группе изменение этих показателей незначительно. Это говорит о достаточно высокой эффективности опытно-экспериментальной работы.
The article reveals the essence of the culture and structure of health of younger students, given rationale of the model, the process of its formation and presents the results of experimental work.
Key words: health culture, sports and recreational activities, educational process, primary school age.
Список литературы
1. Волкова О.А. Воспитательная система образовательного учреждения со здоровьесберегающим компонентом: Концепция. Программа. Циклограмма деятельности. М.: УЦ «Перспектива», 2010. 116 с.
2. Георгиевский А.Ф. Формирование культуры здорового образа жизни младших подростков в общеобразовательных учреждениях: Автореф. дис. ...канд. пед. наук / А.Ф. Георгиевский. М., 2009. 21 с.
3. Дзапарова Н. К. Педагогические особенности формирования культуры здоровья младших школьников (в условиях РСО-АЛАНИЯ) Автореф. дис. .канд. пед. наук / Н.К. Дзапарова. Владикавказ, 2007. 23 с.
4. Кучма В.М., Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю. Влияние современных форм организации физического воспитания на состояние здоровья детей дошкольного возраста. / Гигиена и санитария 2006. № 3 С. 50-53.
5. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», М.: Проспект, 2013. 160 с.
6. Хорошева Т.А., Бурханов А.И. Морфофункциональные особенности развития организма учащихся начальных классов / Гиг. и сан. 2006. № 4. С.58-60.
Об авторах
Калоша А.И. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, fizvoss@bk.ru
Рудин М.В. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского