компании в качестве премии, так и нежелание сторонних страховщиков принимать на свой страх нестандартные риски, сопутствующие основному виду деятельности такой группы фирм (в данном случае фирмы железнодорожной отрасли).
Учреждая компанию взаимного страхования, группа фирм, если брать ее как единое целое, посредством этой компании осуществляет фактически самострахование, что, вообще говоря, по природе своей страхованием не является. Укажем, что данный парадокс не исчерпывает всех особенностей кэптивного взаимного страхования, что является еще одним поводом к скорейшему принятию закона о взаимном страховании.
Реформа МПС - это новый этап не только в сфере развития страховой деятельности, на транспорте, но и во всей сопутствующей отрасли гражданско-правовой системе. Он ставит качественно иные задачи, и решить их можно не разрушая старое, а используя наиболее ценный опыт, накопленный за последние годы отечественной цивилистикой.
Исалова М.Н.
Сущность инвестиций и оценка инвестиционной деятельности
Динамичное развитие экономики Российской Федерации в целом и отельных ее субъектов зависит в решающей мере зависят от активизации инвестиционной деятельности. Резкий спад объемов производства в промышленности за период реформирования, низкий технический уровень производства, изношенность основных производственных фондов, почти полное прекращение строительства новых промышленных предприятий, медленные темпы технического перевооружения и модернизация действующих предприятий - все это следствие низкой инвестиционной деятельности.
В условиях рыночной экономики появилась необходимость вложения средств в новые виды инвестиционной деятельности, например в нематериальные активы: в патенты, лицензии, права пользования, авторские права, организационные расходы, торговые марки, товарные знаки, программые продукты ноу-хау, а так же в другие нефинансовые активы - затраты на приобретение в собственность земельных участков и объектов природопользования и других нефинансовых активов.
В федеральном законе Российской Федерации от 25 февраля 1999 года № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений» используется в качестве основных понятий как инвестиции, так и капитальные вложения.
Инвестиции - это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе и имущественные права, иные права, имеющие оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта.
Капиталовложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое пе-
ревооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
В зарубежной литературе понятие инвестиции по сравнению с отечественной трактуется несколько иначе по форме, но близко по содержанию. Например, Э. Долан и Д. Линсей подчеркивают роль инвестиций в деле строительства новых объектов производственного предприятия с целью получения в будущем большего капитала.
Они пишут: «Инвестиции означают отказ от текущего потребления в пользу будущего потребления. Чтобы построить больше фабрик, дорог, компьютеров, мы вынуждены изымать ресурсы из производства хлеба, кинофильмов, услуг и других вещей, могущих удовлетворить наши сиюминутные желания. Но в то же время мы оказываемся в лучшем положении с точки зрения удовлетворения завтрашних желаний».
Известный ученый в области инвестиций Дж. Кейнс особо подчеркивал необходимость инвестиций для развития экономики любой страны и повышения занятости. При этом он указывал на важность государственной поддержки инвестиционной деятельности.
Исходя из приведенных выше положений о сущности и содержании инвестиций, рассмотрим реальные процессы, которые происходили в инвестиционной деятельности страны и региона за период реформирования экономики.
За период с 1990 г. по 2000 г. общие объмы инвестиций в основной капил в целом по Российской Федерации в сопоставимых ценах уменьшились более чем в 4 раза, по
Республики Дагестан почти в 5 раз. Устойчивая тенденция снижения инвестиций наблюдалась по стране до 1999 г., а по республике до 2000 г.
Одним из показателей, характеризующим уровень инвестиционной деятельности является соотношение абсолютных размеров ежегодных инвестиций в основной капитал и валового внутреннего продукта. За период с 1990-2000 гг. величина этого показателя в целом по стране снизилась почти в 3 раза. Аналогичная ситуация и в Республике Дагестан. В течение почти всего рассмотренного периода практически не обновились основные производственные фонды промышленности. Если в восьмидесятые годы ввод новых основных фондов ежегодно составлял в промышленности 8-9 %, то в 1990 г. снизился до 6 %, а в 1999 г. составил всего 1,1 %. Износ основных факторов достиг к 2000
г. критической черты более 50 %. На балансах промышленных предприятий числится и используется в производственном процессе в целом по Российской Федерации полностью изношенных основных фондов почти 20 % от общего итога всех фондов. В Республике Дагестан эта цифра превышает 10 %. Если рассматривать долю полностью изношенных производственных фондов, то картина еще хуже: по промышленности России полностью изношено более 31 % всего парка машин и оборудования, по Республике Дагестан 11 %. За анализируемый период резко ухудшилась возрастная структура парка машин и оборудования.
При оценке объектов и динамики инвестиций необходимо отметить и такую тенденцию: снижение инвестиций в машиностроение и металлообработку было большим, чем в добывающие отрасли промышленности. По данным Госкомстата России в 1999 г. в общем итоге инвестиций на долю машиностроения и металлообработки приходилось всего 3,6 %, в то время как отрасли топливного комплекса - 13,9 %, в энергетику - 4,5 , в пищевую промышленность - 5,8 %. Для сравнения, в десятилетие 1980-1989 гг. разница между капитальными вложениями в топливно-энергетический комплекс и машиностроительный комплекс составляла 54 % в пользу первого, то в десятилетие 1990-2000 гг. эта разница составила 426 %, т.е. возросла в 8 раз.
Сокращение инвестиций в отечественном машиностроительном комплексе в целом по стране и машиностроительные заводы Республики Дагестан неизбежно связано с необходимостью роста импорта затрат на приобретение и использование зачастую устаревшей техники, неполным использованием действующих машиностроительных мощностей, еще большей сырьевой направленностью российского экспорта.
В переходный период значительно изменилась и структура инвестиций по источникам финансирования. Так, в дореформенный период на долю централизованных источников, а также средств государственного бюджета приходилось до 80 %.
Анализируя объемы инвестиций и их структуру по источникам можно сделать вывод о том, что доля государственных инвестиций крайне мала, и она постоянно снижается. В 1987 г. на долю государственных инвестиций приходится 82 % всех инвестиций, в 1990 г. 42 %, в 1995 г. 10,1 %, а в 2000 г. лишь 5,8 %. Эта тенденция видимо продолжается и дальше.
В программных документах экономического и социального развития страны на ближайшую перспективу отмечается, что государство не будет вмешиваться в деятельность предприятий в части развития. На первый взгляд такая позиция оправдана и она диктуется тем реальным фактом, что абсолютное большинство промышленных предприятий, а в ряде отраслей практически все предприятия приватизированы и являются акционерными предприятиями, где доля государства незначительны, или ее вообще нет.
Вкладывать средства в частные предприятия рискованно. Вместе с тем отказ от инвестиционной поддержки промышленности невольно подрывает экономические устои самого государства. Дело в том, что все основные показатели, характеризующие уровень экономического и финансового состояния любого государства; валовый внутренний продукт, консолидированный бюджет, объем промышленной продукции, розничный товарооборот, экспортная выручка, доходы на душу населения, инвестиции в основной капитал в конечном итоге зависит от уровня экономических и финансовых показателей -промышленных предприятий.
Сокращение инвестиций в России нередко объясняется дефицитом у государства надлежащих средств, крайне малой по сравнению с развитыми странами мира доходной частью федерального бюджета. Но таких средств и не будет, если государство не собирается оказывать поддержку и содействия в инвестировании предприятий.
Создалась парадоксальная ситуация: с одной стороны государство своей властью и своими законами осуществило приватизацию, создало многотысячную армию частных предприятий, а с другой стороны почти полностью игнорирует их интересы с помощью жесткой налоговой и кредитной системы и нежеланием вкладывать средства в их развитие, что позволило бы увеличить налоговые и другие поступления в бюджет.
Цифра относительного высокой доли собственных средств предприятий в объеме инвестиций создают иллюзию благополучия в финансовой деятельности предприятий. На самом деле значительное количество промышленных предприятий из-за низкой рентабельности крайне ограничены в собственных ресурсах для целей инвестирования. Кроме того, в целом по Российской Федерации 40,8 % предприятию на начало 2000 г. были убыточны. Если взять депрессивные регионы, то эта цифра намного выше: в Республике Дагестан 48,9%, в Республике Ингушетия 67,7 %, в Республике Тыва 80,7 %, в северных автономных округах 70-80 %.
В республиках Северного Кавказа в структуре инвестиций преобладают средства бюджета. Доля собственных средств, особенно прибыли, незначительна. Учитывая сложившуюся экономическую и стратегическую политику Правительства Российской Федерации в деле финансирования инвестиционных проектов в ближайшие десять лет, можно сделать вполне обоснованный вывод о том, что ориентация депрессивных регионов на бюджетные средства, несостоятельна и неперспективна. Для повышения инвестиционной деятельности, в первую очередь технического перевооружения и реконструкции производства необходимо искать более надежные источники. Крайне незначительна в составе инвестиций, вкладываемых в промышленность доля отечественных коммерческих банков. За 2000 г. эта цифра составила по Российской Федерации 4,2 %, по Республике Дагестан 0 %. Причин этому три: во-первых, банки не хотят рисковать и осуществлять долгосрочные вложения в промышленные предприятия с неустойчивым финан-
совым положением; во-вторых банки не имеют достаточных средств для инвестирования; в третьих, сами предприятия не состоянии брать кредиты банков из-за высоких банковских ставок.
Важнейшим инвестиционным ресурсом являются иностранные инвестиции.
Ситуация с иностранными инвесторами в Республике Дагестан отличается от общероссийской, причем в худшую сторону. За последние пять лет в республику поступило мене 2 млн. долларов США из зарубежных стран.
Основные проблемы привлечения иностранных инвестиций связвны в первую очередь с экономической и политической нестабильностью в России и отсутствием надлежащих нормативных и правовых актов регулирующих этот вид инвестиционной деятельности. Федеральный закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-Ф3 от 9 июля 1999 г. содержит основные положения, но не отвечает на вопросы связанные с установлением различных льгот по налогообложению, страхованию, гарантий Правительства Российской Федерации и других мер, стимулирующих иностранных инвесторов. В нормативно-правовых и других законодательных актах Российской Федерации недостаточно четко прописаны требования к иностранным инвесторам в части вывоза прибыли зарубеж, вытеснения отечественных товаропроизводителей с внутреннего и внешнего рынков, закрытия производств по выпуску конкурентоспособной продукции.
Перечисленные недостатки в значительной мере относятся к законодательным актам в части иностранных инвестиций, принятым в Республике Дагестан.
Газиева С.С., Итуев А.М.
Деятельность строительных организаций Дагестана в условиях рынка
На всех этапах социально-экономического развития Дагестана строительство всегда играло важную роль в решении народнохозяйственных задач. Оно, как одна из ведущих отраслей, должно обеспечивать процессы развития рыночной экономики. Строительный комплекс, как интегрированная часть народнохозяйственного комплекса выполняет определенные функции перед обществом - производство товаров для удовлетворения производственных и личных потребностей в соответствии с платежеспособным спросом хозяйствующих субъектов различных отраслей народного хозяйства и членов общества, т.е. производить строительную продукцию.
Строительный комплекс - одна из немногих сфер экономики, в которой до 1994 г. удавалось сохранить основной потенциал.
Анализ показал, что одной из основных причин, снижения уровня эффективности производства строительных предприятий Дагестана, является несоответствие существующей системы прогнозирования развития производства новым требованиям рыночной экономики. Изучение факторов, определяющих рост эффективности, свидетельствует, что повышение организационно-технического уровня строительства и прирост производительности будут зависеть главным образом от воздействия индустриализации строительства, внедрения новых строительных материалов и конструкций, применения прогрессивных конструктивных проектных решений.
Важно отметить роль строительных ассоциаций. Они должны создаваться по принципу - замкнутого цикла, то есть объединять строительно-монтажные и производственные предприятия, предприятия механизации, транспорта и другие обеспечивающие отрасли. Это позволяет осуществлять строительство объектов в полном объеме собственными силами.
Создание ассоциаций обеспечивает: углубление отраслевой и технологической специализации строительных и монтажных подразделений путем четкого разделения труда между ними и внутри них; специализацию производственных предприятий и обслуживающих хозяйств, рост уровня индустриализации строительства, внедрение новых конструкций и материалов, прогрессивной технологии и организации строительного производства, совершенствование управления строительным производством на основе централизации и усиления служб подготовки и оперативного у правления производством., использование для этих целей современных средств организационной и вычислительной техники: совершенствование экономической и аналитической работы на основе организации централизованного технико-экономического прогнозирования, бухгалтерского и статистического учета.
Приоритетной задачей на ближайший период должно быть содействие развитию конкуренции, повышению конкурентоспособности строительных организаций. С этой целью необходимо: продолжить совершенствование структуры подрядного рынка; разработать и реализовать программу поддержки малого предпринимательства в строительстве; совершенствовать привлечение на региональный рынок частных, в том числе иностранных подрядчиков. Конечно, не обойтись без государственной поддержки для модернизации и переоснащения производственной базы подрядных организаций, а также насыщения строительного рынка современной строительной техникой, машинами, новыми эффективными строительными материалами и конструкциями. Такая поддержка необходима и для совершенствования системы управления качеством строительной продукции, в том числе путем усиления государственного архитектурно-строительного надзора и лицензирования строительной деятельности.