ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА
(Сообщение о проведенной Всероссийской научно-практической конференции, г. Махачкала, 27-28 октября 2009 года)1
PROBLEMS OF FORMATION AND REALIZATION OF REGION
INDUSTRIAL POLICY (The message about spent All-Russia scientifically-practical Conferences, Makhachkala, October 27-28th, 2009)
По инициативе Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН совместно с Экономическим совет при Президенте РД и Дагестанским государственным университетом при информационной поддержке научного журнала «Региональные проблемы преобразования экономики», 2728 октября 2009 года была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА». На конференции был обсуждён широкий круг проблем, связанных с формированием эффективной промышленной политики в депрессивных регионах, механизмами её реализации в условиях трансформации отечественной экономики.
At the initiative of Institute of social and economic researches of the Dagestan centre of science of the Russian Academy of Sciences together with Economic council at the President RD and Dagestan state university at information support of a scientific magazine «Regional problems of transformation of economy», October 27-28, 2009 was spent All-Russia conference «PROBLEMS Of FORMATION AND REALIZATION Of REGION INDUSTRIAL POLICY». At a conference the wide circle of problems connected to formation of effective industrial policy in regions, mechanisms of its realization in conditions of transformation of domestic economy was discussed.
По инициативе Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН совместно с Экономическим совет при Президенте РД и Дагестанским государственным университетом при информационной поддержке научного журнала «Региональные проблемы преобразования экономики», 27-28 октября 2009 года была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА». В конференции приняли участие свыше 170 ученых из 19 регионов, из них 32 доктора наук и 65 кандидатов наук. На конференции был обсуждён широкий круг проблем, связанных с формированием эффективной промышленной политики в депрессивных регионах, механизмами её реализации в условиях трансформации отечественной экономики.
1 Публикация подготовлена на основе текстов выступлений, представленных участниками и организаторами конференции. Более подробно доклады отражены в сборнике «Материалы всероссийской научно-практической конференции: «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА». - Махачкала, Наука ДНЦ, 2009
В первый день работы конференции были заслушаны пленарные доклады.
Со вступительным словом выступил председатель Президиума Дагестанского научного центра РАН Амирханов Хизри Амирханович, в котором он поблагодарил всех участников за проявленный интерес к рассматриваемым на конференции вопросам.
Далее с приветственным обращением к участникам конференции выступил заместитель Председателя Правительства Республики Дагестан Гази-магомедов Ризван Казимович.
Вел заседание директор Института СЭИ ДНЦ РАН Сагидов Юрий Нурмагомедович.
На заседании были выслушаны следующие доклады:
Кандауров Казбек Османович - Министр промышленности транспорта и связи Республики Дагестан
Практическая работа по прогнозированию возможных последствий влияния мирового финансового кризиса на национальную экономику и выработке мер по минимизации влияния кризисных явлений на промышленность республики была начата еще в 2008 году, после обращения Президента Российской Федерации Д. А. Медведева с посланием к Федеральному Собранию Российской Федерации.
На тот период на работе предприятий республики уже сказывались обусловленные кризисом негативные явления, такие как задержка прохождения платежей, трудности с реализацией гражданской продукции из-за падения платежеспособного спроса, усугубление ситуации с недоступностью долгосрочных кредитных ресурсов, снижение ассигнований на государственный оборонный заказ по отдельным тематикам, другие факторы.
В конце прошлого года в республике был создан Совет по антикризисным мерам при Президенте Дагестана Алиеве М. Г., который провел достаточно эффективную работу по предотвращению влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу. Вопросы сохранения рабочих мест, своевременности выплаты заработной платы и достижение ее роста, имеют для республики большое социально-политическое значение, соответственно работа Совета строилась с учетом этих факторов.
В Министерстве промышленности, транспорта и связи РД, как органе, осуществляющем государственное регулирование в сфере промышленности, был разработан план антикризисных мероприятий, создана рабочая группа.
Вместе с тем, из-за ограниченности возможностей республиканского бюджета, многие антикризисные предложения остались нереализованными или реализация их отложена, с условием рассмотрения возможностей осуществления в последующем. К примеру, предоставление промышленным предприятиям отсрочек по налоговым выплатам может быть реализовано только принятием соответствующего закона, предполагающего изменения в бюджете республики.
Несмотря на положительную в целом динамику развития промышленности республики, ситуация по некоторым отраслям продолжает оставаться напряженной. Наиболее заметно кризисные явления сказались на машино -строении, как отрасли, более других интегрированной в российскую эконо-
мику. Резкое снижение производства в автомобильной промышленности, авиастроении, сокращение ассигнований на государственный оборонный заказ по некоторым тематикам, привели к значительному снижению заказов на продукцию. На сегодня только два машиностроительных предприятия сохранили положительную динамику роста - ОАО «Завод «Дагдизель» за счет гос-оборонзаказа, и ОАО НИИ «Сапфир» за счет высокой конкурентоспособности продукции.
Несмотря на кризисные явления, за последние полтора-два года в промышленности республики введено более десятка новых производств. Среди самых значимых можно отметить реконструкцию Хасавюртовского консервного завода, в которую привлечено инвестиций на сумму 600 млн. руб. Запущены производства профиля ПВХ на ООО «Крунор», тары на основе биораз-лагаемого полимера, мебельный и обувной цеха на ООО «Глобал-М», спир-товый цех на Дербентском коньячном комбинате, кожевенный цех в с. Гертма Казбековского района.
В эти производства инвестировано более 1 миллиарда рублей, создано более 400 новых рабочих мест, в 2009 г. по ним прогнозируются объемы около 300 млн. рублей.
Касаясь инновационной деятельности, хотел бы обратиться к ученым республики с просьбой обратить внимание на разработки по тематике сельскохозяйственного машиностроения. Это направление в настоящее время может стать весьма перспективным, промышленный потенциал республики позволяет заняться выпуском этой продукции. Развивать это направление было рекомендовано республике во время встречи в Департаменте автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Министерства промышленности и торговли России, состоявшейся в сентябре этого года. Министерство готово оказать в этом плане содействие в привлечении в республику отечественных и зарубежных инвесторов.
За последнее время в республике принят ряд законов, направленных на создание благоприятных условий для предприятий, реализующих перспективные инвестиционные проекты, внедряющих современные технологии. Это к примеру законы о государственной поддержке приоритетных проектов, льготах по налогу на имущество, государственно-частном партнерстве, республиканском залоговом фонде, поддержке инновационной деятельности, о технопарках и другие. В условиях кризиса активное применение этих мер поддержки могло бы оказать существенную помощь промышленным предприятиям, позволило бы повысить их конкурентоспособность. Однако на сегодняшний день во многом не удалось применить указанные меры на практике, такую ситуацию необходимо срочно исправлять.
Необходимо признать недостаточной работу в части организации участия предприятий республики в антикризисных мероприятиях федерального правительства, предусматривающих предоставление государственных гарантий и субсидий при использовании кредитных ресурсов. Однако применение этих мер поддержки во многом зависит от доступности долгосрочных кредитов.
Дальнейшие меры по смягчению влияния кризисных явлений на промышленность республики будут осуществляться исходя из развития ситуации, в результате мы надеемся сохранить положительную динамику в про-
мышленном производстве, придать новый импульс развития отрасли в по -сткризисный период.
Все, что будет наработано на нашей Всероссийской научно-практической конференции, необходимо всесторонне изучить и применить в целях развития промышленности республики, как отрасли, имеющей важное социально-политическое и экономическое значение для Республики Дагестан.
Исмаилов Тагир Абдурашидович - д.т.н., профессор, ректор ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет »
Стратегическая задача перевода национальной экономики на инновационный путь развития требует переосмысления роли и адекватного изменения и усиления функций университетов как центров науки и образования и обеспечения промышленно-экономического комплекса высококвалифицированными специалистами. Одним из основных направлений государственной политики в этой области должно стать восстановление взаимодействия науки, образования и производства. Одним из путей такого восстановления является создание Технологических парков (Технопарков), предметом деятельности которых является создание условий для организации и развития малых инновационных структур, ускоренное производственное освоение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретений, создание конкурентоспособных технологий, товаров и услуг и доведение их до потребителя на коммерческой основе.
В подавляющем большинстве случаев подобного рода Технопарки организовываются и функционируют на основе ведущих технических вузов региона, имеющих необходимую материально-техническую, кадровую и организационную базу. Технопарки, созданные на основе технических университетов, на сегодняшний день составляют примерно 80 % от общего количества. Данное обстоятельство подчеркивает особую роль высшей школы и вузовской науки в создании научно-технологических парков, активное участие в формировании региональной инновационной инфраструктуры.
В Республике Дагестан вузом, на базе которого перспективны реализация Технопарка, является Дагестанский государственный технический университет, единственный технический университет в регионе, обладающий богатыми традициями, опытом научной и инновационной деятельности, широкими связями и взаимодействием с промышленными предприятиями республики.
В настоящее время в Дагестанском государственном техническом университете реализуется модель развития, позволяющая вузу развиваться как исследовательскому инновационному университету. Исследовательский инновационный университет - вуз с глубокой интеграцией научной, образовательной и инновационной деятельности, обеспечивающий устойчивое развитие, качество и востребованность высшего профессионального образования, опережающее кадровое и научно-техническое обеспечение национальной экономики по приоритетным отраслям народного хозяйства. В вузе создаются необходимые условия для коммерциализации знаний в научной и образовательной сферах на основе инновационных принципов организации и управления.
Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что последний период деятельности Дагестанского государственного технического университета характеризовался активной адаптацией к новым общественно-экономическим условиям, соответствующей модернизацией управления и структуры вуза. Задачи, стоявшие перед коллективом университета на данном этапе, в значительной мере решены, и достигнутые результаты позволяют оценить данный этап жизни университета в целом положительно.
Будущее страны и региона теснейшим образом зависит от успешной реализации идей, которые сегодня декларируются на высших уровнях управления государством. Среди этих идей - повышение конкурентоспособности всех компонентов народного хозяйства, выбор инновационного пути развития, совершенствование всех институтов гражданского общества. Организация в Республике Дагестан Технологического парка является развитием данных идей. Дагестанский государственный технический университет, являясь ведущим техническим вузом региона, располагает в полной мере необходимым потенциалом для его реализации.
Дохолян Сергей Владимирович - д.э.н., профессор, заведующий отделом ИСЭИ ДНЦ РАН
Современная экономическая ситуация в России требует объективного подхода к оценке роли и функций современного государства. В этой связи необходимо преодолеть два заблуждения. Одно из них - тезис о том, что мы живем в эпоху минимальной роли государства. Другое заблуждение сводится к якобы объективному снижению значимости государственного регулирования. Анализ мировых тенденций показывает, что отход от государственного регулирования повсеместно носил скорее внешний, чем глубинный характер, и что многие признаки свертывания государственного контроля излишне переоценивались.
Наиболее важным компонентом экономического развития страны является промышленная деятельность. Промышленная активность в XXI веке будет оставаться важнейшим фактором экономического развития Российской Федерации в связи с чем важен качественный уровень промышленности, ее конкурентоспособность, высокоэффективное функционирование промышленного комплекса. Затянувшийся структурный кризис отечественной экономики требует реализации долгосрочной программы структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособной промышленности.
Определяющую роль в создании нового типа отраслевой структуры промышленности играет промышленная политика, реализующая приоритеты общегосударственной значимости, но с учетом особенностей потенциала многообразных регионов России.
Сущность промышленной политики региона заключается в обоснованном выборе правительственными органами субъекта Федерации приоритетных отраслей и предприятий региона и в оказании им эффективной государственной поддержки.
При разработке промышленной политики в конкретном субъекте Федерации необходимо учитывать имеющийся в мировой и отечественной практи-
ке опыт ее формирования и реализации. При выборе рационального варианта промышленной политики должно быть проведено:
❖ изучение и анализ реального сектора экономики;
❖ оценка способов достижения конкурентоспособности продукции промышленности территориальных образований как основы ее прочного положения;
❖ анализ потребности в ресурсах для реализации различных вариантов промышленной политики;
❖ определение возможных экономических последствий выбора различных вариантов промышленной политики.
Такой подход позволит дифференцировать меры промышленной политики во времени, учесть этапы экономического реформирования, выявить реальные возможности осуществления действенной промышленной политики.
Дагестан является регионом с достаточным промышленным потенциалом. В Республике Дагестан промышленность является структурообразующей отраслью. Доля промышленности в ВРП республики составляет 16,4%, доля в налоговых поступлениях достигала в 2000 году 59,6% (Таблица 2). Ведущее место занимают топливно-энергетическая, машиностроительная и пищевая промышленности, они дают вместе более 60% от производимой промышленной продукции. Помимо ведущих отраслевых комплексов в промышленности Дагестана неплохо развиты индустрия строительных материалов, деревообработка, химическая промышленность.
Начавшийся в 2008 мировой финансовый кризис отразился на экономике Республики Дагестан. И хотя индекс промышленного производства в сентябре 2009г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 114,3%, а в январе-сентябре 2009г. - 112,3% для текущего года характерно снижение темпов роста промышленного производства. Это обусловлено снижением объемов производства по следующим видам экономиче -ской деятельности: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, обработка древесины и производство изделий из дерева, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых и производство кокса, нефтепродуктов.
Дагестанские промышленные предприятия, обладая, определенным производственным и технологическим потенциалом в современных условиях хозяйствования не вполне адаптировались к внешней окружающей среде и смогли создать себе конкурентные преимущества.
Сегодня Дагестан, как республика, с длительной социальной депрессией, не может за счет собственных средств преодолеть сложившееся отставание. Необходим поиск выхода из сложившейся ситуации, так как длительное пребывание в таком состоянии может еще в большей степени усилить социальную напряженность и вызвать социальные конфликты и еще более осложнить обстановку в этом взрывоопасном регионе, имеющем исключительное значение для национальной безопасности России.
Грамотное формирование и проведение промышленной политики позволяет стимулировать экономический рост и структурные изменения в
пользу видов производств, отобранных по критериям развития конкурентоспособного производства. При этом совокупность инструментов промышленной политики должна соответствовать конкретному этапу рыночной трансформации реального сектора экономики и не может не меняться по мере смены этапов кризиса, стабилизации, постстабилизационного восстановления, активной структурной перестройки и экономического роста включения страны в процессы мирохозяйственной глобализации.
Абдулаев Ших-Саид Омаржанович - д.т.н., профессор, главный научный сотрудник ОМИ ДНЦ РАН, действительный член Академии инженерных наук Российской Федерации
Одной из проблем исследуемой региональной экономикой является определение закономерностей размещения производительных сил, а также развития регионов. В целях изучения этой проблемы наиболее актуальными представляются вопросы формирования производственной сферы. Эти вопросы особенно актуальны для Республики Дагестан, где в силу демографической ситуации образовался избыток трудовых ресурсов и связанная с ним большая безработица.
В условиях Республики Дагестан формирование производственной сферы существенно зависит от промышленной политики. Развитие региона в определяющей степени зависит от объемов промышленного производства. Об этом свидетельствует доля промышленного производства в общем показателе валового регионального продукта в лучшие советские год экономического развития. При этом практически отсутствовала безработица.
На современном этапе экономического развития Республики Дагестан относится к числу отсталых регионов, с депрессивной экономикой. Это подтверждается тем, что ВРП на душу населения составляет 21,4% от средне российской величины.
Депрессивность экономики Республики Дагестан определяется в первую очередь депрессивностью промышленности. В тоже время Республика Дагестан относится к старопромышленному региону, где концентрировались предприятия Военно-промышленного комплекса, машиностроительного, приборостроительного профиля, а также предприятия легкой и перерабатывающей промышленности. Эти предприятия пострадали в большей степе -ни от сокращения госзаказов, от разрыва прежних экономических связей.
В переходный период научно-технический уровень промышленности Республики Дагестан оказался неэффективный в рыночном отношении.
Этому обстоятельству содействовали изменения соотношения цен в пользу сырьевых отраслей, увеличения импорта вытесняющего отечественную продукцию и отсутствие инвестиций в основные средства.
Депрессивность региона характеризуется многими показателями, в том числе, такими как производство товаров и услуг, основные виды доходов, расходы на конечное потребление, инвестиции в основной капитал, занятость населения и т.д.
Можно было бы говорить и ставить проблемы организации промышленного производства материалов и техники в интересах обеспечения предприятий стройиндустрии, дорожного строительства, формирования рекреационных зон Республики Дагестан (санаторно-курортные, спор-
тивные и др. объекты). Но и здесь необходимого развития машиностроения и приборостроения нет с требуемой динамикой.
Исторический опыт экономического развития Дагестана показывает, что без промышленного производства не обеспечить занятости трудоспособной части населения и вообще не достичь поставленных стратегиче -ских целей.
В чем же причина сложившейся ситуации или целенаправленной социально-экономической политики федеральных, региональных и республиканских управленцев?
Федеральные власти заняты тем, что решают социальные проблемы населения страны, и они их решают для всех регионов, опираясь на природно-сырьевые ресурсы, хотя отмечают пагубность этого направления. А вот про -блемы экономико-экологического развития регионов продекларированы, но ничего не делается или об этом не знает средний гражданин России, обеспокоенный судьбами страны.
Если «Стратегия-2020» Российской Федерации определила главный вектор развития каждого субъекта или региона, то это должно быть обоснованно количественными показателями прогнозных расчетов и обеспечено анализом возможных последствий того или иного варианта развития.
Главная задача такого анализа состояла бы в ответе на вопросы: ре -шается ли базовая для Республики Дагестан задача занятости трудоспособного населения, какова динамика обновления основных фондов, каково качество трудовых ресурсов и как следствие решения этих задач -достаточна ли производительность труда, позволяющая поставить вопрос об инновационном социально-эколого-экономическом развитии Республики Дагестан.
Позицию региональной (ЮФО) и республиканской властей, пожалуй, можно объяснить, анализируя «Стратегию-2020» Республики Дагестан.
Нельзя поддержать, если нет ответов хотя бы на эти поставленные вопросы.
При решении этих вопросов необходимо проявление политической воли, о которой мы уже говорили и писали [2].
Очевидно, что для реализации «Стратегии-2020г» необходимо разработать программы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного соци-ально-эколого-экономического развития Республики Дагестан, но для этого должны быть четко сформулированы исходные данные и конечные цели с количественными показателями. В противном случае эти программы будут носить прожектерский характер.
Возникает вопрос, кто это должен сформулировать? По всей видимости, политическое и экономическое руководство республики, менеджеры (управленцы) всех отраслей и уровней промышленного производ -ства, с участием и по согласованию с региональными и федеральными властям.
Цапиева Ольга Константиновна - д.э.н., профессор, заместитель директора ИСЭИ ДНЦ РАН
В условиях рыночной экономики важнейшая роль отводится банковской системе. От эффективности работы банковской системы зависят успехи
антикризисного развития и финансовой стабилизации, а также стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности.
Рассматривая проблемы участия банковской системы в решении задач стратегии экономического развития страны и регионов, необходимо четко представить ее место в современной экономике, причем с учетом российской специфики, поскольку зарубежные модели, как правило, плохо подходят для переходного периода. Характер функций региональной банковской системы должен изначально определяться поставленными перед ней целевыми задачами, вытекающими из положения банковского сектора в системе экономических взаимосвязей региона.
Вследствие тенденций к усилению взаимосвязи банковской системы и экономики на региональном уровне банковские институты в рамках отдельных территориальных образований в настоящее время стали исполнять дополнительные специфические функции по обслуживанию потребностей региональных экономик. Именно наличие указанных функций позволяет выделить в рамках банковской системы страны относительно обособленные региональные банковские системы.
Проблемы кредитования реального сектора - задача стратегической важности. При существующих экономических и политических условиях механизм инвестиционного процесса в реальном секторе может быть запущен только при взаимодействии предприятий-заемщиков, банков-кредиторов и органов власти. Органы власти должны продемонстрировать свою роль в координации, поддержании и стимулировании возникающих инициатив предприятий и кредитных организаций.
С 1990 года шла повальная приватизация промышленных и других предприятий отраслей экономики. Основные средства и оборудование на предприятиях изношены на 50 - 90%, а порой полностью изношены. Мало кто из частных предпринимателей обеспокоен о капитальном ремонте основных средств и оборудования или замене их новыми, у предприятий не хватает оборотных средств. Поэтому коммерческие банки не заинтересованы направлять краткосрочные и долгосрочные кредиты в отрасли промышленности и другие отрасли экономики, где существуют кредитные и рыночные риски ликвидности, которые не позволяют своевременно исполнять обязательства по полученным кредитам.
Социально-экономическое развитие России и Дагестана, рост валового внутрирегионального продукта зависит от вложений инвестиций в отрасли экономики, от инноваций и внедрения передовых технологий в промышленность и другие отрасли экономики, от направления долгосрочных кредитов банковской системой в экономику. Государственным органам управления необходимо совместно с банковским сообществом, руководителями министерств, ведомств и предприятий найти направления стимулирования инвестиционной и инновационную активность в промышленность и других отраслях экономики.
Мудуев Шахмардан Ситтикович - д.г.н., профессор, начальник Управления развития производственного комплекса Министерства экономики Республики Дагестан
Стабильное социально-экономическое положение региона в значительной степени определяется наличием продуманной промышленной политики, характером и качеством развития промышленных предприятий, работающих на его территории, независимо от их принадлежности, форм хозяйствования, теория и практика территориальной организации и развития производительных сил распространяется одинаково на всех. В тоже время в России, в отличие от многих передовых стран, фактически отсутствует системная государственная и региональная научно-техническая и промышленная политика, не говоря о ее инновационной направленности. Однако, для успешного функционирования и устойчивого развития региональных промышленных систем необходимо не только наличие стратегии, но и наличие в составе этой стратегии инновационной компоненты. Следует отметить, что ни Россия, ни ее регионы в т.ч. Дагестан не отличаются от других стран и регионов какими-то особенностями. Нужна выверенная промышленная политика необходимая для реальной технологической модернизации и создания промышленной системы, отвечающая новым требованиям.
Под региональными промышленными системами понимаются промышленные предприятия и их группы, образующие в соответствии с региональными условиями и факторами производства взаимосвязанные комплексы.
В результате рыночной трансформации российской экономики системы мезоэкономического уровня изменились в наибольшей степени. Основная составляющая экономики мезоуровня - регион, подверглась существенным институциональным преобразованиям, связанным с перестройкой субъектов России, изменениями систем управления и финансирования.
В советскую эпоху «закрывали» целые селения. Одни считались бесперспективными и их жителей переселяли. Другие же по плану оказывались на дне будущих водохранилищ, и их жители отселялись в другие места, в основном они выезжали в будущие города. Такие процессы в Дагестане происходили не мало, и сейчас они продолжают иметь место.
Анализ показывает, что созданная в советский период система, структура и сеть промышленных, особенно машиностроительных предприятий, размещенных на территории регионов в т.ч. Дагестана, перестала развиваться и не способна отвечать современным вызовам.
Продолжаются всевозможные усилия на сохранение и реанимацию «обломков и остатков оборонного комплекса», с совершенно устаревшими технологиями и оборудованием, отсталыми, изжившими методами и способами управления. Не учитываются возникшие новые реальности другого характера, что вся экономика находится в состоянии глубокого кризиса и, конечно, в этой ситуации надо думать о выработке новой политики инновационно-технологической модернизации всей экономики страны и ее регионов.
Из-за отсутствия такой промышленной политики соответствующей новой ситуации, все промежуточные мероприятия по конверсии и трансформации предприятий промышленности оборонного назначения, структурные изменения в управлении, как на федеральном, так и на региональном уровнях провалились. Промышленники вовремя не смогли перейти на новые инновационные технологии, сохранить даже имеющиеся территории промышлен-
ных предприятий, а на строительство новых предприятий при желании уже земли на периферии даже не будут хватать. Фиксированные мощности изношены, не задействованы, но продолжают учитывать как имеющиеся. Все это показывает на отсутствие и текущей промышленной политики, а не только доктрины и стратегии.
Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников».
Промышленную политику в Дагестане необходимо ориентировать на создание новых производств по глубокой переработке всех видов сырья сельскохозяйственного производства, речь идет не об обычном консервировании и выпуске традиционной продукции, а производстве более технологичных видов вторичного сырья, концентратов и полуфабрикатов для организации новых производств, наладить работу существующих заводов и фабрик по переработке шерсти и кожсырья, построить новые производства и цеха надомных производств легкой и галантерейной промышленности. Примеры таких начал в республике есть, надо их развивать. Это даст возможность создания большого количества рабочих мест и соответствующий толчок развитию экономики. Аналогичная ситуация складывается в строительном, топливно-энергетическом комплексах. Необходимо выработать программы развития реального сектора экономики в рамках, обозначенных в Стратегии - 2020 кластерных систем, зон опережающего развития и Схемы территориальной планировки республики, с упором и учетом собственного ресурсного потенциала.
Ахматов Ибрагим Магомедович - Председатель совета директоров Машиностроительных предприятий Республики Дагестан, член Международного и Российского союзов товаропроизводителей, член экономического совета при Президенте Республики Дагестан
При всех общественных формациях функционирование промышленных предприятий без целенаправленной промышленной политики проблематично. Поэтому каждый руководитель предприятия, малого или большого в нынешних условиях отсутствия эффективной промышленной политики, постоянно работает над формированием и совершенствованием производственной деятельности своего предприятия, сообразуясь и ориентируясь в среде и в условиях, в которых предприятие функционирует,
А условия, общественные отношения, поле правовое и т.д. и в конечном итоге говоря: Состояние рынка - это объективная реальность, которую мы, к сожалению, изменять, улучшать сегодня не можем, нет возможности.
Поэтому мечтать о получении кредитов, как в западных странах за 0% у нас не получится или получить такие налоговые преференции, как в Китае для новых предприятий или при внедрении новой техники и технологии у нас вряд ли будет. Об этих и других вопросах мы руководители предприятий очень много говорили, писали на эти темы, проводили специальные заседания и слушания в народном собрании. Получается эти вопросы вне компетенции властных структур регионов. У нас в стране одно правовое поле.
У некоторых политиков сложились такие мнения, - если нет условий для производства, то есть производить не выгодно, производства сокращаются, но товаров на базарах, сколько хотите и откуда хотите. Зачем заниматься промышленным производством, привезут из-за границы в красивой упаковке, купим и обеспечим народ всем необходимым.
Из-за такой политики властей наша Республика и в том числе, в общем, страна стала депрессивной.
Об экономической общественной и политической выгоде организации собственного производства, а не о покупке продукции иностранных товаропроизводителей, мы руководители предприятий доказывали всегда и всем не только в настоящее время. Почти все поняли пагубность такой политики, но, к сожалению, запущенный и еще распущенный механизм остановить сложно.
Мы обладаем самым ценным ресурсом - производственными мощностями. Наш народ - не ленивые, работоспособные, трезвые люди. Это колоссальный потенциал при условиях формирования правильной промышленной политики.
Создание в Республике производства по технологиям продвинутых иностранных компаний позволит нам повысить техническую и производственную культуру, технический уровень и интегрироваться с крупными производителями.
Надо признаться, что по вопросам автоматизации технологических процессов по уровню развития и производства электроники и даже по технологии мехобработки при производстве массовой продукции, мы отстали от передовых компаний.
Это не вина наших предприятий, потому что в основном эти предприятия были созданы для выпуска мелкосерийной многономенклатурной оборонной продукции. А переход на массовое производство гражданской продукции требует больших капитальных вложений. И очень существенный фактор в условиях массового и резкого сокращения выпуска оборонной продукции, внутренний рынок, свободно отдали иностранным товаропроизводителям, и наш рынок заполнился товарами со всего мира и порой по демпинговым ценам и товарами, бывшими в употреблении. По моему мнению, если бы в нашей стране была бы определенная регулировка ввоза продукции, то такого кризиса еще долго не было бы.
В настоящее время можно считать, что нас услышали. Идут рабочие проработки в Министерстве промышленности России, прошли первые встречи на уровне нашего Министра и руководителей предприятий с руководством департаментов Министерства промышленности России. Но считаю необходимо проявить настойчивость руководству и добиться размещения в Республике, производства двигателей, агрегатов самых продвинутых компаний и не одно.
Для решения этих вопросов время назрело давно, и главное высшее руководство страны неоднократно заявляли о проблеме занятости нашей молодежи.
В настоящее время, в частности наше предприятие имеет опыт работы с вертикально интегрированными структурами, как АКБ «Сухой» и другими.
Считаю полезным и для других предприятий работать в тесном контакте с подобными компаниями.
Считаю, нет необходимости заниматься разработкой особой для нас промышленной политики. Можно просто перенять практический, конкретный, эффективный опыт Китайской Народной Республики.
Я посетил около 55 предприятий Китая. Были разные предприятия государственные, государственные совместно с иностранными компаниями, иностранные компании, частные.
На первом этапе создания особых экономических в Шеньжене были государственные предприятия Китая совместно с иностранными компаниями.
Китайское руководство своей мудрой промышленной политикой затянуло в страну компании и соответственно передовые технологии со всего мира.
Этим опытом надо воспользоваться (лучше поздно, чем никогда). Если сможем с помощью высшего руководства страны реализовать промышленную политику подобную Китайской, то это будет прорывом и решением вопросов навсегда.
Но в соответствии с сегодняшними реалиями нашей жизнедеятельности нам руководителям предприятий и органам власти надо разрабатывать на год, на 3 года, на 5 лет планы развития предприятий, (мы такие планы разрабатываем в рамках интегральных структур и госкорпораций).
Имея конкретные планы развития Республики с указанием исполнителей и сроков можно считать, мы перейдем от политиканства к конкретным делам.
Кубасаев Курбан Магомедович - руководитель Управления ФАС России по Республике Дагестан
Исследование проблем развития промышленного производства в депрессивном регионе (а к такому региону можно отнести и Республику Дагестан) невозможно без анализа всех структурных элементов, как правило используемых в механизме поступательного роста экономики. В их числе особенное значение приобретают те, которые помимо чисто технических инструментов проведения экономической политики (к ним с определенной долей условности можно отнести финансовые ресурсы, инвестиционные разработки и т.д.). Именно на субъектов, обладающих властными полномочиями, в немалой степени возложено проведение промышленной политики.
Органы власти, на сегодняшний день, выступают серьезным структурным элементом управления, концентрирующим в себе как права в решении вопросов, связанных с воздействием на происходящие в обществе экономические процессы, так и возможности по применению к субъектам хозяйственной деятельности санкций, предусмотренных законодательством. Управляя экономикой и оказывая влияние на осуществление предпринимательской деятельности, чиновники получают важные рычаги, определяющие их монопольное положение в принятии решений по вопросам, связанным с воздействием на хозяйственные процессы с помощью механизмов оказания поддержки тем или иным субъектам, при распределении между ними ограниченных ресурсов (финансовых средств, земельных участков, объектов недвижимости и т.д.).
Не секрет, что успешная реализация любого бизнес-проекта напрямую зависит от его финансовой обеспеченности, наличия у лица его реализующе-
го объектов собственности и других объектов гражданских прав. Управляя государственными финансами и объектами государственной собственности, в идеале, государство через свои органы должно оказывать поддержку тем субъектам хозяйственной деятельности, которые обеспечивают максимальную эффективность предоставляемой им государственной помощи (повышение налогооблагаемой базы, увеличение числа рабочих мест, поддержку малого предпринимательства и т.д.). Однако принятие распорядительных актов и избирательность в решение вопросов поддержки бизнес-проектов, при бесконтрольности этой деятельности, несет в себе определенный коррупционный потенциал. Институт государственной помощи, появившийся в нашей стране в 2006 году, был направлен в первую очередь на обеспечение законодательной регламентации механизмов оказания государственных и муниципальных преференций, с тем, чтобы подобная помощь могла оказываться органами власти только публично и на равной основе всем субъектам хозяйственной деятельности.
Конечно, влияние органов власти на проведение промышленной политики может быть разноплановым. Однако весьма важным направлением в этой работе является соблюдение должностными лицами органов власти основ конкуренции и недопустимость ее ограничения. Считаем, что соблюдение требований антимонопольного законодательства повысит эффективность предпринимаемых мер по развитию экономики.
Во второй день работа конференции продолжилась в секциях:
Секция 1. Стратегические проблемы промышленной политики депрессивного региона
Секция 2. Механизмы и инструменты воздействия федеральных и региональных органов власти на формирование и реализацию промышленной политики региона
Секция 3. Региональная промышленная политика и субъекты экономической деятельности региона
Завершая работу конференции и подводя итоги, организаторами в ходе анализа материалов и выступлений были выявлены современные ключевые проблемы промышленного развития региона. Разработаны рекомендации государственным органам по формированию и реализации эффективной промышленной политики. Принято решение о ежегодном проведении данной конференции с привлечением соответствующих структур - Министерства экономики РД, Министерства промышленности РД, комитетов правительства РД и др.