УДК 377.5
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПАРИКМАХЕР»
© 2017
Рассказов Филипп Дементьевич, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор Герасимова Мария Сергеевна, аспирант третьего года обучения Сургутский государственный университет, (628400, Россия, Сургут, проспект Ленина, дом 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В настоящее время современные тенденции развития образования требуют от системы среднего профессионального образования подготовки компетентных специалистов среднего звена, способных эффективно функционировать в условиях возрастания динамизма протекания производственных процессов и многократным увеличением информационного потока. Технологическая деятельность в профессиональной компетентности специалиста является основополагающим элементом выполнения других видов производственной деятельности: организационно-управленческой, опытно-экспериментальной, специально-технологической. В XXI веке технологическая деятельность специалиста в области «Парикмахерское искусства» подразумевает организованную и упорядоченную деятельность, включающую определённые способы, последовательность приемов и операций, связанных с созданием креативного образа с помощью современных технологий парикмахерского искусства. Статья посвящена проблемам формирования технологической компетенции студентов колледжа. Многомерность определения понятия «технологическая компетенция» требует проведения дополнительных исследований с целью уточнения и раскрытия отдельных компонентов формирования технологической компетенции студентов специальности «Парикмахер». В данной статье рассматривается актуальность формирования технологической компетенции студентов, обучающихся по специальности «Парикмахер», как базовой составляющей становления их профессиональной компетентности. Авторы раскрывают понятие и уточняют структуру технологической компетенции будущих специалистов в учреждениях среднего профессионального образования на примере технологической компетенции студентов специальности «Парикмахер».
Ключевые слова: компетентность, компетенция, технологическая компетенция, технологическая компетенция студентов специальности «Парикмахер».
ESSENCE AND STRUCTURE OF THE STUDENT TECHNOLOGICAL COMPETENCIES OF THE SPECIALITY «HAIRDRESSER»
© 2017
Rasskazov Philipp Dementevich, Professor, Department of Theory and Methodology Of Professional Education, Doctor of Pedagogical Sciences Gerasimova Maria Sergeevna, Postgraduate Student, The Third Year of Training
Surgut State University (628400, Russia, Surgut, Lenina Street, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. Nowadays, modern trends of education development require from the intermediate vocational education the training of competent mid-level professionals are able to operate effectively in conditions of workflow dynamic growing and multiple increase of information flow. Professional specialist competence in technological process is a fundamental element of performing other types of production activities: organizational, managerial, experimental and especially technological etc. In the twenty-first century, technological activity of the specialist in the field of «Hairdressing» means organized and concerted activity, including specific methods, sequence of methods and operations connected with the construction of a creative image with the help of modern hairdressing technologies. The article deals with the problems of formation and technological competence of college students. Multidimensionality of the definition «technological competence» requires additional research studies to clarify and disclose the individual components of technological competence formation of students of the specialty «Hairdresser». This article clarifies the relevance of technological competence formation of students of the specialty «Hairdresser» as a necessary condition of professional competence formation of student's specialty «Hairdresser». The authors reveal the concept and clarify the structure of technological competence of future specialists in institutions of secondary vocational education on the example of technological competence of students of the specialty «Hairdresser».
Keywords: Competence, Competency, Technological Competence, Student Technological Competencies of The Specialty «hairdresser».
Современное реформирование профессионального образования в РФ предполагает изменение содержательных установок и формальных принципов подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Одним из важнейших компонентов является обеспечение модульно-компетентностного подхода в реализации основных профессиональных образовательных программ, взаимосвязи академических знаний и практических умений [1].
В среднем профессиональном образовании, в соответствии с требованиями образовательных стандартов СПО третьего поколения, результатами обучения должны стать профессиональные компетенции, определяемые содержанием видов производственной деятельности будущих специалистов.
Среди профессиональных компетенций специалиста особое место занимает технологическая компетенция, так как технологическая деятельность является ведущей в общем объёме профессиональной деятельности выпускника.
Значительный вклад в изучение проблемы форми-Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1(18)
рования технологической компетентности внесли такие ученые, как: П.Р. Атутов, В.М. Зуев, А.М. Новиков, П.Н. Новиков, Г.П. Онушкин, В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Я. Хотунцев, А.Д. Урсул и др.
В материалах для разработчиков документов по модернизации образования отмечено, что компетентность шире понятия знание, умение, навык, и она включает когнитивную, операционально-технологическую, моти-вационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие [2].
Таким образом, можно определить, что «компетенция» обозначает область деятельности приложения знаний, умений и навыков успешной в определенной сфере, а «компетентность» - это результат интериориза-ции (фр. interiorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) [3-5]. Следовательно, «компетентность» - это последствие процесса перехода от внешних показателей применения знаний, умений, навыков и социальных форм общения в совокупность человеческих качеств личности, обеспечивающих качественную продуктивную деятельность в определенной области.
Опираясь на работы И.А. Зимней, Э.Ф. Зеера, В.Д. Шадрикова, Н.А. Селезневой, М.В. Никитина, В.Ю. Переверзева, И.И. Петровой, Ф.Д, Рассказова, А.Ю. Фальковской, Г.В. Ярочкиной по определению набора ключевых профессиональных компетенций, мы выделяем следующие:
- когнитивно-информационная компетенция;
- коммуникативная компетенция;
- социальная компетенция;
- специально-технологическая компетенция.
Технологическая компетенция включает операционально - деятельностный или операционально-процессуальный компонент компетентности, которая оказывает существенное влияние на уровень профессиональной компетентности студента в выбранной сфере деятельности.
Таким образом, технологическая компетенция, как одна из важных составляющих профессиональной компетентности, характеризуется технологическими знаниями и соответствующими креативными проявлениями умений применять полученные знания. Технологические знания - это не только результат процесса познания технологического мира, но и понимание наилучших методов производства товаров и услуг. Поэтому ориентация на формирование технологической компетенции повышает качество профессиональной подготовки студентов, способствует развитию их профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 100116 Парикмахерское искусство и положением об эксперименте по формированию индивидуальной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в Сургутском политехническом колледже разработана программа «Искусство прически. Технология введения в профессию» [7,8]. Данная программа является модулем технологической дисциплины «Парикмахерское искусство», а также является модулем экспериментальной программы по профессиональной ориентации для студентов первого курса Автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский политехнический колледж».
Как важнейшее условие успешной профессиональной деятельности обучающихся мы рассмотрим технологическую компетенцию студентов, обучающихся по специальности «Парикмахер», которая формируется под воздействием инноваций в области технологий парикмахерского искусства.
Мы считаем, что технологическая компетенция студентов специализации «Парикмахер» - это интегральное личностное образование, которое включает в себя:
- знания, умения, навыки создания различных причесок и личной направленности студента по данному виду деятельности;
- готовность действовать с учетом ответственности за качество своей работы, основываясь на основах анатомического строения кожи, волос и санитарных требованиях в сфере парикмахерских услуг;
- владение креативными навыками продуктивной деятельности;
- анализ, планирование, прогнозирование и рефлексия собственной учебно-познавательной и профессиональной деятельности;
- системный подход к решению проблемных ситуаций и нахождение оптимальных вариантов решений.
Уровень технологической компетентности студентов позволяет проявить творческие способности в области технологии создания причесок и благодаря этому добиться высоких результатов в профессиональной деятельности.
Следовательно, технологическую компетенцию
студентов специальности «Парикмахер» мы рассматриваем как базовую интегративную характеристику студентов, обеспечивающую единство и взаимосвязь когнитивно-информационного, специально-технологического, социального компонентов и отражающую уровень сформированности профессиональных знаний, умений и навыков (создание креативных образов с помощью современных технологий парикмахерского искусства, при соблюдении санитарно-гигиенических условий труда).
Уровень сформированности технологической компетенции студентов специализации «Парикмахер» проявляется во взаимодействии аксиологического, гносеологического и праксиологического компонентов.
Аксиологический компонент технологической компетенции студентов специальности «Парикмахер» включает систему ценностных ориентаций и профессионально важных качеств личности студента, задающих направленность и мотивированность учебной и профессиональной деятельности.
Для успешного овладения человеком профессией «Парикмахер» значимыми являются следующие виды индивидуально-психологических качеств личности:
1. Индивидуально-типологические свойства (сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы), которые в случае неблагоприятной для работы специалиста среды могут компенсироваться посредством выработки индивидуального стиля поведения;
2. Сенсорные и перцептивные свойства (для успешной деятельности парикмахера важным видом чувствительности является чувствительность в области пространственного различия и цветового зрения);
3. Профессионально значимые свойства внимания для парикмахера - интенсивность его концентрации, устойчивость;
4. Психомоторные свойства, благодаря которым специалист выбирает или вырабатывает систему операций, приводящих к достижению цели: адекватность текущего действия текущему состоянию объекта труда, целенаправленность;
5. Мнемические качества парикмахера: объем памяти, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент (профессиональная память парикмахера оперирует зрительными образами);
6. Особенности имажинитивные и мыслительные для профессии парикмахер заключаются в объединении творческого мышления с анализом приемов творческого (продуктивного) воображения (умение предвидеть результат, развитый эстетический и художественный вкус);
7. Волевые качества, способствующие умению преодолевать внутренние и внешние сложности в процессе труда: упорство, самодисциплина, терпение, целеустремленность.
Гносеологическим компонентом технологической компетенции студентов специальности «Парикмахер» является целостное образование, как результат чувственного и рационального познания понятий и категорий, общих принципов и законов дисциплины «Парикмахерское искусство».
Гносеологический компонент технологической компетенции включает следующие знания: история парикмахерского искусства; основы санитарии и гигиены при оказании парикмахерских услуг; основы физиологии кожи и волос; материаловедение; организация и технологии парикмахерских услуг; технология создания постижерных работ; моделирование и художественное оформление причесок; основы проектной деятельности; этапы создания профессионального портфолио.
Праксиологический компонент структуры технологической компетенции студентов специальности «Парикмахер» включает профессиональные умения и
навыки, критическое осмысление учебно-познавательного и профессионального опыта. Формирование системы умений и навыков, относящихся к одному и тому же виду профессиональной деятельности, обеспечивает успешное обучение по выбранной студентом специальности. Определим состав гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских умений студентов специализации «Парикмахер» (классификация профессиональных умений Н.В. Кузьминой).
Гностические умения решают задачи накопления, получения и применения новых знаний при изучении дисциплин предметной подготовки.
Предметными умениями являются:
В познавательной сфере:
- владеть способами бесконфликтного общения;
- владеть навыками проектной деятельности;
- распознавать виды и назначение причесок, инструментов, оборудования, применяемого для создания образа.
В трудовой сфере:
- применять нормативную документацию по санитарно-эпидемиологической обработке инструментов и приспособлений;
- соблюдать правила личной гигиены;
- выделять зоны головы;
- проектировать создание прически и составлять операционную (технологическую) карты выполнения работы;
- обосновать критерии и показатели качества промежуточных и конечных результатов труда;
- использовать технологические приемы и техники в процессе моделирования;
- использовать средства для оформления и закрепления прически, средства декоративного оформления прически;
- определять назначение прически;
- разрабатывать форму прически и стрижки (стиль, силуэт, колористику, силуэтные и контурные линии, конструктивно-декоративные линии);
- выполнять рабочие эскизы причесок;
- владеть технологиями создания различных видов причесок в соответствии с технологическими требованиями;
- документировать результаты труда и проектной деятельности.
В коммуникативной сфере:
- использовать средства делового общения при работе в группах;
- управлять конфликтами в процессе учебной и профессиональной деятельности;
- выполнять правила этики в профессиональной деятельности парикмахера;
- презентовать проект, профессиональное портфолио парикмахера.
Метапредметными умениями студентов являются:
- создание алгоритма процесса познавательно-трудовой деятельности;
- систематическое самосовершенствование в области новых видов парикмахерских услуг и тенденций моды;
- аргументированный и структурированный подход к обоснованию выбранного технологического решения;
- использование дополнительных источников информации при проектировании причесок;
анализ результатов учебной и профессиональной деятельности по принятым критериям и показателям (метод портфолио, проектный метод);
- разрешение противоречий, возникающих при технологических процессах создания причесок, квалификационных работ и профессиональных портфолио.
Проектировочные умения проявляются в успешности планирования предстоящей работы, предвидения
ее результата. Проектировочные умения предполагают следующие умения: формировать цели и задачи предстоящей деятельности; прогнозировать эффективность выбранных методов и технологий; проводить оценку качества достигнутых результатов; определять логику и последовательность работы; продумывать и использовать различные варианты решений; продумывать структуру своего проекта, портфолио; предусматривать типичные ошибки и недочеты в работе [9].
Коммуникативные умения характеризуют межличностные взаимоотношения. Коммуникативные умения студентов специальности «Парикмахер» предполагают: умение делать социально-психологический прогноз ситуации общения, способность к программированию процесса общения с собеседником, использование невербальных способов коммуникации, предупреждение конфликта, установление благоприятных межличностных взаимоотношений, создание ситуации успеха, эм-патия, определение типа личности человека [10, 11, 12].
Организаторские умения необходимы для решения задачи реализации запланированного. Проявляются данные умения в рациональной подготовке рабочего места парикмахера, контроле над качеством выполненных работ, в эффективной организации своего времени, в планировании своего профессионального и личностного развития.
Таким образом, праксиологический компонент технологической компетенции студентов по специальности «Парикмахер» включает основы гностических, проектировочных, коммуникативных, организаторских умений и навыков, учебного и жизненного опыта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3
2. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001.
3. Профессиональная этика гражданского служащего. Справочник в структурно-логических схемах / Под общ.ред. П.А. Бакланова. М.: Издание Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,2012. - 90 с.
4. Дзюбенко И.А. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 1820.
5. Белашов П.Д. Сущность понятия «компетенция» и «компетентность» в научной литературе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 79-84.
6. Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Компетентностный подход: проблемы терминологии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2. С. 212-220
7. Приказ Минобрнауки РФ от 13.04.2010 N 329 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100116 Парикмахерское искусство» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.05.2010 N 17172).
8. Положением об эксперименте по формированию индивидуальной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в Сургутском политехническом колледже.
9. Герасимова М.С. Сущность, структура и содержание технологической компетенции в педагогической теории и практике // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. №5. С. 194-198.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
11. Рассказов Ф.Д., Муллер О.Ю. Создание условий для инклюзивного обучения студентов в Сургутском государственном университете. Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. № 3 (4). С. 213-216.
12. Косенок С.М., Рассказов Ф.Д. Управление образовательными системами. Учебно-методическое пособие / Сургут, 2012. - 53 с.