психология личности
Котова И.Б.
психология парикмахера: актуальность изучения
Интерес к внешнему облику человека, проявляемый нашими современниками, определяет и трансформирует представления о тех профессиях, которые непосредственно связаны с его созданием и позиционированием. Прежде всего, это касается парикмахеров, мастерство которых оказывается напрямую связанным с их профессиональностью, креативностью, со вкусом, с осознанием модных тенденций, характерных для различных возрастных и статусных групп.
Профессия «парикмахер» относится к числу наиболее массовых профессий индустрии моды. Ситуация, сложившаяся с профессией «парикмахер», не только в России, но и во всем мире, достаточно парадоксальна. Являясь массовой и достаточно востребованной, она все еще не приобрела того престижа и авторитета, которого уже давно заслуживает. Слишком долго представители этой профессии имели статус простых, незатейливых ремесленников, которые удовлетворяли насущные нужды людей, желающих выглядеть прилично.
Сегодня парикмахерская сфера - это миллиардная индустрия, требующая подготовки кадров, которые будут трудиться и представлять себя как на отечественном, так и на мировом уровне. Самореализация в профессии «парикмахер» связана с возможностью проявить себя, как творческой личности, создающей новые стандарты парикмахерского мастерства, которые высоко оценивает не только сам мастер, но и потребители этого вида услуг. Этот процесс будет успешным, если парикмахер обладает собственными психическими ресурсами, системной детерминацией и способностью производить «продукт», необходимый для организации самодвижения и выстраивания директивы саморазвития [1].
За парикмахерской модой стоят вековые традиции, труд, творчество и талант ее знаменитых и прославленных мастеров. Многовековая потребность человека в красоте обеспечила востребованность и дефицит парикмахерства как профессионального занятия и вида услуг, в которых нуждались и нуждаются представители каждого из вступающих в жизнь поколений. Парикмахер - это одна из самых давно известных и уважаемых профессий. Работа парикмахера -это работа с каждым человеком в отдельности, требующая учета его характера, индивидуальности и вкуса. Творческий процесс создания причесок и стрижек находится в близком родстве с творчеством в любом другом виде человеческой деятельности. Труд по уходу за волосами, выполнению причесок и стрижек по
своей сути ближе всего к искусству скульптора.
Менее всего оказались изученными психологические особенности парикмахера, который должен иметь представления о навыках и механизмах самопредъявления, самовыражения, самораскрытия и самопринятия, Я-концепции, особенностях характера, самоуверенности. Именно они задают выбор стратегий и отражают степень сформированности профессиональной идентичности. От этого зависит выбор парикмахером адекватного внешнего облика клиента и, прежде всего, прически, отражающей представление субъекта о самом себе, о его конструктивности, о наличии доминирующих и агрессивных тенденций, или, напротив, о самоподавлении, т.е. о жесткой детерминации определенными социальными ролями [ 3, 6 ].
На всех этапах человеческой истории люди демонстрировали свой интерес к внешности. Они стремились придать образу динамичность и подвижность, а яркие цветовые дополнения помогали расставить смысловые акценты, подчеркнуть эмоциональность и смелость образа. Прическа была всегда гармонично вписана в геометрию человеческого облика.
История парикмахерского искусства - это социальная история Европы, России, Америки и Мира в целом. Существует мнение, что искусство прически возникло раньше, чем искусство живописи и скульптуры. Художники, изображая облик человека, определенным образом укладывали и заплетали волосы своих героев. От эпохи к эпохе изменялись эталоны идеальной красоты. Парикмахеры всех эпох понимали, что красивую прическу можно сделать только из здоровых волос. Поэтому одним из принципов работы парикмахера был следующий: нагрузка на волосы должна быть минимальной.
Мы все живем под диктатом мира моды, даже те, кто принципиально стараются не следовать модным трендам. Дизайнеры одежды и парикмахеры-стилисты руководят нашей жизнью, поведением и принципами, хотим мы этого или нет. Мир парикмахерской моды, как и моды вообще, в целом подчиняется своду неписаных, но жестких правил. Мир парикмахерской моды - это субкультура, в которой есть свой дресс-код, свой сленг, свои правила поведения. Известно, что некоторые люди всеми силами пытаются попасть внутрь мира моды и глянца. Другие же это категорически не приемлют.
Настроение, успехи и неудачи человека напрямую зависят от качества парикмахерских услуг. Парикмахерская мода и стили не возникают сами собой. Это всегда суммирование обстоятельств: времени, господствующих стилей, знаменитых клиентов, среди которых могут быть восходящие звезды кинематографа, спорта, литературы, политики, а так же и другие публичные, медийные лица. Мир моды с пониманием относится к тому, что современные знаменитости и шага ступить не могут без персонального стилиста и парикмахера. Одним из критериев успешности парикмахера является его умение создавать образы, т.е. выражать собственную индивидуальность как художника и заявлять о своем вкусе.
Парикмахерская мода - это диалог, который человек ведет со стилистом, с
собой, со случайными прохожими или с близким окружением. В прическе обычно передается определенная информация: приверженность к тому или другому стилю, социальный статус, степень следования существующей моде. Прическа - это визуальное подкрепление образа, это своеобразный язык, с помощью которого мы передаем то, что хотим продемонстрировать. Значимость профессии «парикмахер» обусловлена также тем, что прическа мужчин и женщин является базовым элементом внешнего вида. Известно, что по очертанию прически происходит наиболее быстрая дифференциация человека по гендерному признаку. Являясь атрибутом внешнего облика, прическа в значительной мере обусловливает восприятие и оценку человека, его отнесение к одному из социальных или профессиональных типов: художник, музыкант, учитель, продавец, телеведущий, спортсмен, модельер, рекламист и др. Осознание особенностей своего внешнего облика, его превосходства или недостатка лежит в основе самоутверждения человека и его уверенности в себе.
Стремление изменить внешность - это попытка решить некую внутреннюю проблему. За этим всегда лежит попытка решения внутреннего конфликта. Следует обратить внимание на то, что вообще люди предпочитают «менять» либо части тела, «ответственные» за социальную и особенно сексуальную привлекательность, либо такие особенности тела, которые появляются в связи с изменением возраста. Чтобы создать «воображаемую» клиентом прическу, парикмахер должен понять то, насколько он придерживается модных тенденций, т.е. соблюдает модный градус обыденной жизни [ 4,9].
Парикмахер-стилист должен хорошо чувствовать время и знать то, какие идеи господствуют в парикмахерской моде разных социальных страт. Ведь прическа - это зеркальное отражение вкусовых пристрастий человека. Многие клиенты находятся в состоянии постоянной примерки. Почти любой образ они готовы принять на себя, так как многие образы им доступны и известны. С помощью цвета, длины, фактуры волос, их пропорции, качества и ухоженности человек пытается создать желаемый образ.
Прически осуществляют специфические сигнальные функции, а используемые парикмахером стили представляют собой как бы систему светофоров, которые диктуют свои правила. Влияние культурных стандартов на восприятие и интерпретацию внешности относится к числу значимых вопросов, определяющих качество и благополучие жизни человека. За счет актуализации проблем внешности идет интенсивное развитие косметической индустрии, которая дает уверенные обещания ее улучшения. Внешность является значимой детерми-нантой становления и функционирования личности. В процессе формирования представлений о себе и своем Я человек опирается на то, какие эмоции он у себя вызывает, насколько он отвечает эталонам, которые кажутся ему престижными и знаковыми [1 ].
Н.Рамси и Д. Харкорт указывают, что в современном обществе обеспокоенность людей своей внешностью достигла размеров эпидемии. При этом они ссылаются на сведения о том, что за исключением идентичных близнецов, в мире
существуют более 6 млрд. вариантов внешности. Индустрия красоты заинтересована в неудовлетворенности мужчин и женщин своей внешностью, несмотря на наличие потенциальных рисков, связанных с ее улучшением. Поэтому постоянно растет количество подростков и взрослых, которые готовы предпринимать действия для изменения своей внешности [7].
В исследовании Джудит Ланглуа и ее коллег выявлено, что привлекательные взрослые добиваются большего успеха в своей профессии, больше нравятся другим, являются более популярными, имеют более обширный сексуальный опыт, чаще ходят на свидания, обладают большей уверенностью в себе, имеют более высокую самооценку, лучшие социальные навыки и даже лучшее психическое здоровье. Индустрия моды и красоты использует для рекламирования типичные образы, которые быстро проникают в массовое сознание людей [12 ].
Следовательно, парикмахер должен иметь представление о навыках и механизмах самопредъявления, самовыражения, самораскрытия, самопринятия, которые использует он сам и его клиенты. Именно они задают выбор стратегий и отражают степень сформированности гендерной идентичности, Я-концепции, особенности характера, самоуверенности. От этого будет зависеть выбор парикмахером адекватного внешнего облика клиента и, прежде всего, прически, отражающей представление субъекта о самом себе, о его конструктивности, о наличии доминирующих или агрессивных тенденций, или, напротив, о самоподавлении или о жесткой детерминации определенными социальными ролями.
Определить время существования профессии парикмахера достаточно сложно. Имеющиеся об этом сведения достаточно неоднозначны и противоречивы. Но то, что эта профессия одна из древних, не вызывает сомнения. Известно, что само слово «парикмахер» произошло от немецкого «Peruckenmacher», что означает — мастер, делающий парики. Слово «hairdresser» появилось в Европе в 1600-х годах. В то время была мода на сложные, замысловато украшенные женские прически [ 4,5].
Бытует мнение, что профессия «парикмахер» была окончательно узаконена тогда, когда мастер по прическам Legros de Rumigny был объявлен первым официальным парикмахером французского двора. Но это одна из многих точек зрения, которую пропагандировали сами французы. Франция всегда продвигала идею, что она является законодательницей мировой моды, в том числе, и парикмахерской. В 1765 году Legros de Rumigny опубликовал свою книгу Art de la Coiffure des Dames «Искусство женских причесок», в которой были изображены прически, придуманные им самим [2].
Парикмахерская мода напрямую связана с экономической ситуацией страны. Чем она лучше, тем более востребована мода. В эпоху экономических кризисов спрос на парикмахерские услуги резко снижается. В годы кризиса модными становятся люди, которые не увлекаются ни своей внешностью, ни жизнью вообще.
На сегодня озабоченность внешностью стала трендом. Это обусловлено тем, что при стремлении достичь успеха очень важно, как мы выглядим. Парик-
махерская мода не является изолированной от моды вообще. Она ее значимый компонент. Прически представляют собой существенную часть моды. Некоторые прически направлены на стирание границ между полами. Это обусловлено стремлением подчеркнуть, что гендерные различия не являются существенными. Существуют периоды, когда красота выходит из моды. Время от времени в парикмахерской моде возникают идеи, которые «приходят» из других стран. Так уже в течение ряда последних десятилетий в Европу приходят японские и азиатские мотивы. Наиболее распространены прически, которые придают образу человека естественность.
Зачастую модные образы мужчин и женщин переходят в обыденную жизнь из кинематографа. Многие люди подчеркивают с помощью своей прически радикальность. Существуют стилистика хиппи, нео-хиппи, реперов и других. Иногда прически являются протестными. Это касается дредов, бритых голов. Интересно изучить, как долго сохраняется парикмахерская мода, как появляется новый цвет волос. Не меньшее значение имеет связь прически и сексуального градуса обыденной жизни. Известно, что многие парикмахеры используют провокатив-ную стилистику. Такая стилистика мгновенно получает резонанс.
Сегодня в моде оптимистичная и надежная красота, отражающая идеалы демократии, основанной на индивидуализме и связи с природой. Она отражает стремление к внутренней, а не к внешней красоте. У прически есть не только свой стиль, но и своя музыка, своя живая энергия, которая задевает не только себя, но и других, тех, для кого мы «свои», а не «чужие». Как показывает история, прическа всегда отражает состояние человеческого духа и представления своей эпохи о красоте и популярности. За парикмахерской модой стоят вековые традиции, уникальное мастерство, труд, творчество и талант.
Многовековая потребность человека в красоте обеспечила востребованность и дефицит парикмахерства как профессионального занятия и вида услуг, в которых нуждались и нуждаются представители каждого из вступающих в жизнь поколений. Идеалы красоты существуют на протяжении многих сотен лет. Представители различных эволюционных теорий считают, что привлекательные лица представляют собой биологические «украшения», так как они сообщают полезную информацию другим людям. Они действуют как своего рода сертификат здоровья, который указывает на ценность человека в качестве потенциального супруга [ 8, 10].
В разные времена «наводить марафет» и следить за модой могли себе позволить только богатые люди, у которых были на это время и деньги.
Сегодня ситуация изменилась. Ни один человек не обходится в наши дни без визита в парикмахерскую, а слава известных мастеров причесок достигает международных масштабов. Как показывает анализ имеющейся литературы, до настоящего времени психологические компоненты кода профессиональной успешности парикмахера еще недостаточно изучены. Однако отечественными и зарубежными мастерами уже накоплен опыт, который позволяет оценивать те психологические факторы, которые обусловливают успешность их деятельно-
сти. Наиболее часто знаменитые парикмахеры говорят о безусловном значении психологической компетентности. Она включает: знания о специфике профессии и ее основных функциях; осознание значимости внешнего облика для создания образа, для саморазвития и самореализации; коммуникативную компетентность; оценку своих психических ресурсов; самооценку профессиональных достижений; вычленение факторов, обусловливающих профессиональное выгорание и мн. др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев А.А., Н.В.Васина. Познание человека человеком.- СПб.: Речь, 2005.- 324 с.
2. Константинов А.В.. Как стать Парикмахером. - М.: Омега, 1995.-320 с.
3. Котова И.Б. Профессиональное бытие личности: исследовательские ракурсы // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: Материалы III Международной конференции 17-19 октября 2013, Кисловодск - Ставрополь - Москва : ООО Издательский Дом «ТЭСЭРА», 2013, Ч.1., С. 58 - 60. (в соавт. с Казиевой Н.Н.).
4. Курова Т. Б. История прически// www.kuvvatov.ru
5. Мельников И.В. Парикмахер: учебное пособие 2009 г., 278с.
6. Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности: Монография. -М.:ИНФРА-М, 2015. - 320 с.
7. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности/ Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2009.- 256 с.
8. Резанова Н. Е. История женских причесок Изд-во: Зебра Серия: Популярная энциклопедия моды. 2013 г. - 304 с.
9. Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М., 155; Г и н з б у р г В. В. Элементы антропологии для медиков. Л., 1963.
10. Сыромятникова И.С.История прически. Изд-во Рипол Классик 2008 г.- 304 с.
11. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. NY-Ancchor Books,
1959.
12. Langlois J.H., Ritter J.M., Roggman L.A. Facial diversity and infant preferences for attractive faces. Developmental Psychology. 1991. - 27, 79-.