УДК 159.9:355 ББК 88.42 М 86
Л.И. Мохнар
Старший преподаватель кафедры психологии деятельности в особых условиях и педагогики Академии пожарной безопасности имени Героев Чернобыля, г. Черкассы, Украина; E-mail: с[email protected]
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГСЧС УКРАИНЫ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье исследуется структура культуры межличностного взаимодействия курсантов, по-новому решается проблема ее развития. Определены основные критерии и показатели культуры межличностных отношений курсантов.
Ключевые слова: культура межличностных отношений, воспитание культуры, критерии, структура межличностных отношений курсантов, когнитивный критерий культуры, эмоциональномотивационный критерий, деятельностно-практический критерий, регулятивный критерий.
L.I. Mokhnar
Senior Lecturer of Department of Psychology of Activity in Special Conditions and Pedagogy of Academy of Fire Safety named after Heroes of Chernobyl, Cherkassy, Ukraine; E-mail: [email protected]
ESSENCE AND STRUCTURE OF CULTURE OF INTERPERSONAL INTERACTION OF CADETS AT GSCHS HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF UKRAINE
Abstract. The paper focuses on the structure of culture of interpersonal interaction of the cadets. The problem of its development is solved in a new way. The main criteria and culture indicators of interpersonal relationships of cadets are identified.
Keywords: culture of interpersonal relationships, training culture, the criteria, the structure of interpersonal relationships of cadets, cognitive criterion of culture, emotional and motivational criterion, activity-practical criterion, the regulatory criterion.
В наши дни требования, предъявляемые к любой общественной деятельности, неизменно связываются с культурой. Высокая культура - необходимое условие эффективности любого труда и первостепенный фактор совершенствования личностных качеств человека. В современных условиях особенно возросла роль развития культуры межличностного взаимодействия будущего специалиста ГСЧС Украины как важного показателя его профессиональной подготовленности.
Культуру межличностного взаимодействия курсантов мы рассматриваем как высокий уровень организации деятельности и взаимоотношений между субъектами курсантского коллектива через интеграцию морально-коммуникативных, социально-психологических и деятельностно-поведенческих функций, обеспечивающих оптимальное личностное развитие будущих офицеров как субъектов межличностного взаимодействия. [1, с. 106]
Для объективной оценки эффективности воспитания культуры межличностных отношений курсантов считаем необходимым обосновать соответствующие критерии и показатели ее воспитанности у курсантов.
Выделение четких критериев является одним из требований методологии педагогических исследований. Знание же конкретных показателей, как отмечает Н. Монахов, «с одной стороны, обеспечивает целенаправленность и предметность педагогических усилий,
отвечает интересам самовоспитания, с другой стороны, показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности» [2, с. 50].
На основе анализа литературных источников нами определена структура культуры межличностных отношений курсантов, которая включает следующие критерии: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностно-практический, регулятивный. Рассмотрим подробнее каждый из названных критериев, особенности их проявления при межличностном взаимодействии курсантов в высших учебных заведениях ГСЧС Украины.
Когнитивный критерий культуры межличностных отношений курсантов выражается в определенном уровне этических знаний, которые являются основой для практического воплощения их в повседневных взаимоотношениях. Поэтому он включает знание норм морали, правил межличностного общения, способов межличностного взаимодействия, способствующих установлению позитивных отношений и предотвращающих возникновение конфликтных ситуаций. Кроме того, когнитивный критерий культуры межличностных отношений предполагает знание ценностей, образцов поведения, которые ориентируют курсантов в выборе этических действий. При этом мы исходили из понимания того, что знание личности о себе и окружающей действительности, о системе сложных социальных навыков межличностного взаимодействия, о способах поведения и определенных сценариев действий в системе взаимоотношений, умения и навыки нравственного взаимодействия, жизненный опыт, сформированность определенных качеств характеризуют компетентность личности в сфере взаимоотношений и обеспечивают эффективность в общении с другими [3, с. 480].
Кроме того, воспитание культуры межличностных отношений требует перевода усвоенных знаний из плана внешнего в план внутренний, ибо, как отмечает И. Бех, именно тогда «нормы, идеалы, правила, образцы поведения приобретают роль воспитательного фактора, когда превращаются в личные принципы жизнедеятельности, т.е. становятся внутренними побуждениями (мотивами) поведения личности» [4, с. 8].
С учётом этого когнитивный компонент приобретает нравственную ценность в структуре культуры межличностных отношений при условии его органического слияния с чувствами курсанта, то есть в случае, когда курсант чувствует внутреннюю потребность и готовность действовать согласно нормам морали, а также противостоять тому, что им противоречит. Только в такой ситуации, как утверждает М. Вейт «проникнутые осознанными чувствами знания становятся системообразующим элементом опыта воспитанника в установлении гуманных взаимоотношений» [5, с. 35].
Такое видение позволяет нам выделить в структуре культуры межличностных отношений курсантов когнитивный критерий, который создает основу для реализации других структурных компонентов и включает в себя знания о нормах, правилах, ценностях, принципах взаимоотношений, культуре общения, о признаках проявления культуры в межличностных взаимоотношениях, об оптимальных способах поведения в ситуациях межличностного взаимодействия и характеризует соотношение уровня развития знаний о культуре взаимоотношений, о нормах, правилах межличностного взаимодействия, о способах и средствах этического поведения в отношениях, отражает уровень знаний и их действенность в установлении и реализации взаимоотношений между курсантами.
Показателями когнитивного критерия культуры межличностных отношений курсантов мы считаем:
- знание о различных способах коммуникации;
- знания об оптимальных способах поведения в ситуациях взаимодействия;
- осознание ценностей взаимоотношений, оперирование нравственными понятиями.
Эмоционально-мотивационный критерий культуры межличностных отношений
курсантов представляет наличие эмоций, чувств, потребностей, мотивов, соответствующих высшим потребностям личности и социума.
Общеизвестно, что в межличностных отношениях эмоции и чувства выступают сложной формой поведения и реализуются в готовности человека действовать
соответствующим образом в отношении другого. Так, поведение и манеры одного из субъектов отношений определяют характер действий другого субъекта, вызывая ответные реакции. Будучи по своей природе индивидуальными переживаниями, эмоции и чувства в отношениях приобретают характер знаковых ссылок, которые требуют правильной интерпретации. Заключение о внутренних переживаниях другого строится преимущественно путем приписывания мотивов, содержание которых зависит от мировоззрения субъекта. Именно поэтому особое значение для сохранения позитивных межличностных взаимоотношений имеет способность субъектов отношений к преодолению багажа собственного опыта, ухода от своего «Я» и приближения к «Я» другого человека, способность посмотреть на ситуацию глазами другого и оценить ее именно с его позиции [3, с. 218-219].
Эффективность межличностных отношений зависит и от эмпатических навыков личности. Интенсивность развития эмпатических качеств человека, по мнению Е. Мелибруды, зависит от глубины знаний и представлений о других людях, от способности к гибкому и изобретательному использованию в отношениях. Понимание другого, как указывает ученый, связано с пониманием себя, своих потребностей, мотивов поведения [6, с. 198]. Стремясь познать себя, человек прибегает к аналогиям, и поэтому полнота, точность восприятия и понимания другого человека предопределяют успех во взаимодействии с ним. Представление о себе, основанное на представлении о другом, эффективно формируется в процессе взаимодействия людей, когда они совместно принимают решения, планируют совместные действия. В такой ситуации появляются возможности для оценки субъектами взаимоотношений друг друга, изменения своих действий и поведения партнера, организации и корректировки стратегии собственного поведения и поступков.
Эмоции тесно связаны с мотивами поведения. В мотивах поведения личности объективно воплощаются моральные нормы, правила, принципы взаимоотношений. Мотивы возникают, развиваются и формируются на основе потребностей, которые являются источником активности человека. Они регулируют его поведение, определяют направленность мышления, чувств, воли. Эмоциональные процессы, отражаясь в субъективных переживаниях, оценивают потребности личности и те обстоятельства, которые способствуют или мешают их удовлетворению, тем самым побуждая индивида к соответствующим поведенческим актам [7, с. 20]. Следовательно, эмоциональномотивационный компонент культуры межличностных отношений курсантов раскрывается в эмоционально-положительном отношении будущих специалистов службы гражданской защиты к другим, в стремлении проявлять культуру в межличностных отношениях, в реализации действий, поступков, вызванных ценностным отношением к другому, и раскрывает специфику внутренних побуждений курсантов (потребностей, мотивов, установок) по осуществлению тех или иных поступков, реализуемых в общении, в поведении, в деятельности.
Показателями эмоционально-мотивационного критерия культуры межличностного взаимодействия курсантов мы считаем:
- осознание необходимости соблюдения культуры взаимодействия и стремление к выявлению нравственных действий в ежедневных отношениях;
- характер эмоционального восприятия субъектов отношений;
- мотивацию действий в ситуациях взаимодействия.
Процесс осмысления сущности культуры межличностных отношений предполагает восприятие эмоционально-чувственной привлекательности культуры взаимоотношений, признание ценности каждой личности, желания и потребности собственного совершенствования. Поэтому развитие эмоционально-мотивационного компонента культуры взаимоотношений прежде требует осознания будущими специалистами службы гражданской защиты необходимости и стремления проявлять культуру в ежедневных отношениях, формирование потребности в совершенствовании своего поведения, в овладении механизмами культуры взаимоотношений.
Решению этой задачи способствуют следующие действия: анализ курсантами собственного поведения и особенностей своей личности, которые направляют его действия во взаимоотношениях с другими, выявление недостатков своего поведения в межличностном взаимодействии, анализ причин своей ролевой позиции в системе отношений во взводе, формирование потребности в усвоении этических знаний, в приобретении умений и навыков с целью применения их в повседневных взаимоотношениях.
Н. Ушакова подчеркивает, что «поступки человека, его дела - это плоды культуры личности» [8, с. 50]. Поэтому о культуре взаимоотношений будущих специалистов службы гражданской защиты объективно можно судить по их действиям, поступкам, речи и поведению в целом, которые являются составляющими деятельностно-практического критерия культуры межличностного взаимодействия. Деятельностно-практический критерий культуры межличностного взаимодействия представлен поведением курсантов в межличностных отношениях, определяется их моральными убеждениями, жизненными ценностями, уровнем сформированности знаний о правилах и нормах взаимоотношений, свидетельствует о неразрывной связи названных компонентов структуры культуры межличностных отношений. Он отображает отношение к другому человеку, самоуважение, уровень сформированности личностных качеств.
Конкретным проявлением деятельностно-практического критерия культуры межличностных отношений курсантов является особая форма их социального поведения -поступок. Выбор поведенческих форм межличностного взаимодействия зависит от чувств, которые личность переживает относительно других. На основе этих чувств, как отмечает М. Ночевник, человек вырабатывает стратегию собственного поведения и взаимоотношений. Такие чувства основываются на взаимных ожиданиях, требованиях, которые складываются между индивидами. Они закрепляются в правилах, нормах, стандартах поведения [9, с. 4041]. Особенно важным в этом аспекте, как отмечает Л. Сохань, есть выбор субъектом отношений адекватных форм поведения в случаях, когда человек испытывает антипатию по отношению к другому [10, с. 127].
Поведенческие качества человека, которые характеризуют культуру его отношения к другим, Н. Щуркова определяет следующим образом: личность учитывает присутствие другого человека и выстраивает свои действия с учетом его интересов; не посягает на его место в пространстве, контролирует свое настроение, не переводит на себя внимание всех присутствующих, не подавляет инициативы другого, всегда готова выразить дружелюбное отношение и радушие; выстраивает поведение в соответствии с ситуацией, выражая согласие с тем, что происходит [11, с. 25-26].
При определении показателей деятельностно-практического критерия культуры межличностных отношений мы считаем необходимым принять во внимание культуру общения человека, способность выбирать соответствующую тактику и стратегию этического поведения с учетом особенностей ситуации взаимоотношений, личную потребность и конкретную ситуацию, умение избегать конфликтных ситуаций и решать их; способность противостоять деструктивным формам поведения, способность осмысливать результаты своих поступков и умение вносить коррективы в свое поведение. Критерием оценки названного компонента является степень соблюдения норм и правил поведения, ее устойчивость, стабильность, независимость от эмоциональных состояний.
Таким образом, к показателям деятельностно-практического компонента культуры критерия межличностных отношений курсантов отнесены:
- соблюдение общепринятых правил поведения в отношениях с другими;
- негативное отношение к проявлениям антикультуры во взаимоотношениях с другими;
- соблюдение этических аспектов поведения в конфликтных ситуациях взаимодействия.
Известно, что воспитанной является та личность, которая во взаимоотношениях с другими действует не по какому-то принуждению, а по собственной воле. Т. Грибоедова
акцентирует внимание на том, что нравственность появляется там, где есть свободный осознанный выбор под собственную ответственность [12, с. 13]. Поэтому важным условием эффективного взаимодействия будущих специалистов службы гражданской защиты с другими является их способность к сознательной регуляции своего поведения. Курсант должен помнить, что его желания, потребности, интересы в любой момент могут пересечься с интересами, потребностями, желаниями других людей, поэтому, чтобы своими действиями и поступками не причинять неприятностей другим, он должен постоянно контролировать собственное поведение, сознательно выбирать нравственные действия с учетом конкретных обстоятельств ситуации взаимодействия. Развитие культуры общения личности, как утверждает И. Шиляева, - многоуровневый процесс. «Воспитание культуры общения личности должно быть нацелено на формирование субъекта культуры, способного критически оценивать все достоинства и недостатки современной социокультурной ситуации, умеющего безошибочно распознавать процессы, разрушающие основы культуры, и по мере сил противодействовать им» [13, с. 339].
Именно вследствие этого проблема культуры межличностных отношений предполагает воспитание у курсантов способности свободно управлять своим поведением и поступками, контролировать собственные эмоции, иначе говоря, связана с необходимостью формирования умений и навыков саморегуляции. Важным условием формирования способности к регуляции поведения является адекватное представление о себе, положительная оценка своей личности в целом, самоуважение, стремление развивать лучшие качества. Регуляция культуры взаимоотношений, по Г. Васяновичу, предполагает наличие идеала, который содержит портрет «лучшего Я», систему норм, выполнение которых является средством достижения моральной цели, идеала, оценку поведения; специфические формы социального контроля, обеспечивающие выполнение норм. [14, с. 11-14]. Способность к построению взаимоотношений требует также умений саморефлексии, самоанализа. Следовательно, регулятивный компонент культуры межличностных отношений предполагает способность будущих специалистов службы гражданской защиты объективно оценивать себя, других, ситуацию взаимодействия и умение прогнозировать последствия взаимодействия; высокую степень самоконтроля собственных эмоциональных состояний, потребностей, интересов, желаний; способность действовать в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения; умение корректировать возможные нарушения во взаимоотношениях с другими.
Средствами развития саморегуляции поведения у курсантов являются решение задач, связанных с организацией жизнедеятельности в учебном взводе; обсуждение и решение проблем, возникающих в отношениях между курсантом и командиром; создание ситуации нравственного выбора с целью выработки у курсантов навыков саморегуляции.
Таким образом, регулятивный критерий культуры межличностного взаимодействия отражает способность курсантов к саморегуляции собственного поведения, эмоциональных состояний. Уровень саморегуляции курсантами поведения во взаимоотношениях с другими определяется степенью развития их самопознания, самоанализа, самооценки, самоконтроля.
Показателями регулятивного критерия культуры межличностного взаимодействия являются:
- степень развития у курсантов саморегуляции и контроля своего поведения в отношениях с другими;
- способность делать сознательный нравственный выбор на основе сложившихся оценочных эталонов;
- саморегуляция эмоций, состояний, чувств, поведения.
Все вышеупомянутые критерии и показатели воспитанности культуры межличностного взаимодействия не только раскрывают и характеризуют сложный процесс воспитания молодежи в высших учебных заведениях, но и дают основания определять те теоретические и практические основы, которые позволят обеспечить выполнение профессиональных функций и высокий уровень общей культуры будущих специалистов
государственной службы чрезвычайных ситуаций Украины.
Примечания:
1. Шириев А.А. Психология воинского коллектива в условиях современного развития военных сил // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 2 (2). С. 105-10S.
2. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика: (опыт
экспериментального исследования). М.: Педагогика, 19S1. 144 с.
3. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2003. 544 с.
4. Бех І.Д. Виховання особистості: у 2 кн. Навч.-метод. видання. Кн. 1: Особистісно орієнтований підхід: науково-практичні засади. Київ: Либідь, 2003. 2S0 с.
5. Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе учащихся общеобразовательной школы: учеб. пособие. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 19S5. 14S с.
6. Мелибруда Е.Я. Ты - Мы: психологические возможности улучшения общения: пер. с польского / вступ. ст. и общ. ред. А.А. Бодалева и А.Б. Добровича. М.: Прогресс, 19S6. 25б с.
7. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев: Политиздат Украины, 19S7. 140 с.
S. Ушакова Н.Е. Добираясь до глубин: этика в социуме и соционике // Психология и социология межличностных отношений. 2004. № 4. С. 4S-51.
9. Ночевник М.Н. Культура и этика общения. Ташкент: Узбекистан, 19S5. 192 с.
10. Культура межличностного общения // Культура жизни личности: проблемы теории и методологии социал.-психол. исслед. / Л.В. Сохань, В.А. Тихонович, Е.А. Донченко [и др.]. Киев: Наукова думка, 19SS. С. 122-130.
11. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Пед. общество России, 2000. 192 с.
12. Грибоедова Т.П. Нравственное развитие личности школьника: подходы к диагностике. Новокузнецк: ИПК, 2001. б4 с.
13. Шиляева И.Ф. Культура общения современной личности: детерминанты и факторы развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 3 (б). С. 337-340.
14. Васянович Г.П. Педагогічна етика: навч.-метод. посіб. Львів: Норма, 2005. 344 с.
References:
1. Shiriev A.A. Psychology of a military community in the conditions of modern development of military forces // The vector of science of Tolyatti State University. 2010. No. 2 (2). P. 105-10S.
2. Monakhov N.I. The study of education efficiency: theory and methods: (experience of experimental study). M.: Pedagogy, 19S1. 144 pp
3. Kunitsyna V.N., Kazarinova N.V., Pogolsha V.M. Interpersonal communication: a manual for higher schools. SPb.: Piter, 2003. 544 pp.
4. Bekh I.D. Education of a person: in 2 books. Scient. and method. ed. Book 1: A personality-centered approach: scient. and practical conf. Kiev: Libid, 2003. 2S0 pp.
5. Veit M.A. Formation of humane relations in an educational group of pupils of comprehensive school: a manual. M.: MGPI of V.I. Lenin, 19S5. 14S pp.
6. Melibruda E.Ya. You and We: psychological possibilities of communication improvement: transl. from Polish / introduction and general ed. by A.A. Bodalev and A.B. Dobrovich. M.: Progress, 19S6. 25б pp.
7. Dodonov B.I. In the world of emotions. Kiev: Politizdat of the Ukraine, 19S7. 140 pp.
S. Ushakova N.E. Getting up to the depths: ethics in society and socionics // Psychology and sociology of interpersonal relations. 2004. No. 4. P. 4S-51.
9. Nochevnik M.N. Culture and ethics of communication. Tashkent: Uzbekistan, 19S5. 192 pp.
10. Culture of interpersonal communication // Culture of person’s life: problems of theory and methodology of social and psychol. studies / L.V. Sokhan, V.A. Tikhonovich, E.A. Donchenko [etc.]. Kiev: Naukova dumka, 19SS. P.122-130.
11. Shchurkova N.E. Ethics of school life. M.: Pedagogical society of Russia, 2000. 192 pp.
12. Griboedova T.P. Moral development of schoolchild’s personality: approaches to diagnostics. Novokuznetsk: IPK, 2001. б4 pp.
13. Shilyaeva I.F. The culture of communication of a modern person: determinants and factors of development // Vector of science of Tolyatti State University. 2011. No. З (б). P. 337-340.
14. Vasyanovich G.P. Pedagogical ethics: scient. and method. manual. Lvov: Norma, 2005. 344 pp.