НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ
а.В. какун, аспирант Культура межличностных
Московский педагогический отношений в педагогическом
государственный университет коллективе
В статье раскрываются теоретические предпосылки и технологии формирования культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе.
Ключевые слова: культура, межличностные отношения, педагогический коллектив.
В связи с переоценкой социальных ценностей в пользу индивидуализма и личного успеха на периферию общественного, а потому и научного интереса оказался вытеснен такой значимый феномен российской повседневности, как коллективизм. Между тем в силу известных социокультурных и даже цивилизационных причин исследования коллективной жизни и «общинного » поведения всегда занимали в отечественном обществоведении привилегированное место. Подтверждением тому могут служить обзоры литературы по социологии и социальной психологии дореволюционного [1] и советского [2] периодов. Известными авторитетами в этой области считаются Н.Я. Данилевский, Н. К. Михайловский, Н.И. Кареев, Н.А. Бердяев, К.С. Аксаков, А.А. Богданов, В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко. Из классиков советской социальной психологии, плодотворно работавших в парадигме общения и акцентировавших внимание на «коллективоцентризме» отечественной общественной науки, можно упомянуть Г.М. Андрееву, Б.Ф. Ломова, К.А. Абульханову-Славскую, Л.П. Буеву, А.А. Бодалева [3]. Ими был накоплен мощный эмпирический и теоретический опыт осмысления культурного ресурса коллектива, который, надо признать, длительное время оставался невостребованным.
Судя по всему, сегодня буквально на наших глазах в этой сфере происходит существенный сдвиг в идеологических и методологических установках. Заявленная Президентом России Национальная образовательная инициатива «Наша новая шко-
ла» (www. mon.gov.ru/press/news), пафос которой - акцент на социализирующей функции школы и инициативной самодеятельности учителя как главного субъекта намечаемыхреформ, свидетельствует о новых тенденциях в государственной образовательной политике. Среди очевидных механизмов модернизации школьного образования (финансовых, институциональных, нормативных) можно при желании увидеть и указания на специфический организационный ресурс, до сих пор остававшийся в тени, но сегодня вновь актуализированный. Речь идет о роли педагогических коллективов, об использовании их творческих, синергийных возможностей в повышении качества образовательного процесса.
Все вышесказанное явилось концептуальной рамкой проведенного нами эмпирического исследования,нацеленного на измерение наличного уровня культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе московской школы. Его результаты послужили основанием практической тренинговой работы по повышению этого уровня. Как это ни парадоксально, в данной работе приходится опираться на методики современной зарубежной социальной психологии.
Какпоказало наше исследование, культура межличностных отношений в педагогическом коллективе школы тесно связана с личностной культурой самого педагога, которая рассматривалась нами как синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, общего развития и профессионально-педагогических качеств, педагоги-
Научный дебют
151
ческой этики и системы многогранных отношений, стиля деятельности и поведения.
Основы культуры межличностных отношений педагог приобретает в процессе усвоения определенной суммы знаний и превращения их в стройную систему убеждений, осознания роли своей профессии в социальном процессе. Поэтому формирование культуры совместной деятельности в коллективе предполагает активное включение механизмов самовоспитания и саморегуляции.
Наше исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Москвы. В нем приняли участие 100 педагогов-предметников (50 педагогов в контрольной группе и 50 - в экспериментальной), имеющих одинаковый педагогический стаж. Разработанные нами анкеты позволили прежде всего выявить исходный уровень развития культуры межличностных отношений в данных группах. Готовность педагогов экспериментальных и контрольных групп к развитию культуры межличностных отношений рассматривалась спозиции мотивационно-цен-ностного, содержательного, практического компонентов.
К критериям сформированности моти-вационно-ценностного компонента культуры межличностных отношений мы отнесли: содержание потребностей и мотивации в межличностном взаимодействии педагогов в коллективе, сформированность системы профессионально-ценностных ориен-таций, уровень стабильности профессиональных интересов. Результаты диагностики позволили сделать вывод, что к началу экспериментальной работы уровень сформированности этого компонента у педагогов экспериментальной и контрольной групп примерно одинаков и недостаточно высок.
Критериями сформированности содержательного компонента являются знание возрастных и индивидуальных особенностей личности для эффективного профессионального взаимодействия внутри педагогического коллектива, знание приемов вза-
имодействия с коллективом и отдельной личностью, знание структуры профессиональной педагогической деятельности, способов решения профессиональных задач. Диагностика показала средний уровень сформированности данного компонента культуры межличностных отношений у педагогов (27,9% - контрольная группа и 27,7% - экспериментальная).
Что касается критериев сформированности практического компонента культуры межличностных отношений (умение вести себя корректно, находить адекватные средства при любой ситуации взаимодействия в педагогическом коллективе, способность креативно мыслить в процессе профессиональной педагогической деятельности), то данные как контрольной, так и экспериментальной групп свидетельствуют о невысоком уровне его сформированности (42,5% и 42,7 % соответственно).
Итак, к началу целенаправленной работы по формированию культуры межличностных отношений у педагогов в контрольной и экспериментальной группах уровни владения профессионально-значимыми знаниями и умениями, а также уровни сформированности мотивационно-цен-ностной сферы были примерно одинаковыми. Мы исходили из того, что целью формирования культуры межличностных отношений у педагогов является, с одной стороны, развитие профессиональной направленности при межличностном взаимодействии, а с другой - накопление собственного коммуникативного опыта в процессе непосредственной профессиональной деятельности, когда происходит трансформация как коммуникативных навыков, так и профессионально значимых качеств у педагогов [4]. Культура возникает лишь тогда, когда совокупность различных качеств личности образует систему и переходит в новое, индивидуально-неповторимое, уникальное качество.
Исходя из этого можно заключить, что методологическим основанием для разработки целей формирования культуры меж-
152
Высшее образование в России • № 5, 2009
личностных отношений у педагогов в нашем исследовании является принцип целостности, на основе которого возможны разработка и апробация соответствующих педагогических технологий.
Для выявления условий формирования культуры межличностных отношений у педагогов была разработана технологическая карта, которая позволяет обеспечить не только целостность, но и осознанную алгоритмизацию процесса формирования культуры межличностных отношений, дает возможность предвидеть результат и анализировать каждый этап, так как наглядно представляет векторы развития культуры межличностных отношений какв содержательном, так и во временном их ракурсе [5].
Этапы, отраженные в технологии формирования культуры межличностных отношений, представляют собой взаимообусловленные стадии сложного процесса развития межличностных отношений в педагогическом коллективе школы. Они характеризуются разной степенью автоматизма, сознательности, скорости и сочетаемости компонентов обобщенного действия. Содержательный этап включает в себя три модуля, необходимых для формирования культуры межличностных отношений: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.
Коммуникативный модуль способствовал формированию установки на субъект-субъектное взаимодействие педагогов внутри коллектива, умения устанавливать и поддерживать контакт, навыков активного слушания с учетом эмоционального состояния партнеров по взаимодействию. Данные умения формировались при помощи тренингов эффективной коммуникации, самопрезентации, деловой коммуникации. Кроме того, проводились семинары по усвоению правил корректных взаимоотношений, интерактивной культуры, этикета, а также вечера профессиональных открытий и находок [6].
Интерактивный модуль был представлен в виде тренингов уверенности в себе,
креативности, развития лидерских качеств, конструктивного поведения в конфликте. Организация совместного коллективного досуга, участие в различных социальных проектах способствовали осознанию различий между уверенным, неуверенным и агрессивным поведением и пониманию его источников; формированию навыков самопрезентации; ослаблению жесткости установок, стереотипов и идентификаций, блокирующих проявления творчества, способностей к управлению факторами креативного процесса [7].
Перцептивный модуль направлен на развитие способностей адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения. Получаемые в нем сведения побуждают педагогов к переосмыслению сложившихся представлений, а также способствуют самосовершенствованию. В данном модуле мы проводили тренинги сензитивности, эм-патийности, толерантности, саморегуляции поведения.
Основные методические средства нашей программы: короткие лекции, групповая дискуссия, психодрама, управляемое воображение, визуализация, рисуночные техники, ролевые игры, психогимнастические упражнения [8].
Какпоказало наше исследование, переход к интенсивному включению в межличностную деятельность малоэффективен, если отсутствует важное, на наш взгляд, звено - специфическая тренировочная форма работы, позволяющая педагогу на предварительном этапе включиться в смоделированную деятельность межличностного взаимодействия, где он имеет возможность проанализировать свои коммуникативные умения, приобрести недостающие. Своеобразие этой формы не только в тренинговом характере обучения, но и в самой организации: глубокое погружение педагогов в коммуникативную деятельность, в своеобразие процесса обучения, сопряженного с организацией всей жизнедеятельности и коммуникативного взаимодействия.
Научный дебют
153
Исходя из последовательности формирования культуры межличностных отношений, можно выделить три основных этапа этой деятельности:
1-й этап - формирование навыков межличностного взаимодействия в коллективе;
2-й этап - автоматизация навыков межличностного взаимодействия;
3-й этап - развитие эффективных межличностных отношений при помощи упражнений.
Результаты повторной диагностики показали, что респонденты экспериментальной группы после проведения экспериментальной работы находятся на высоком и среднем уровнях (48,1% и 52,9% соответственно), что позволяет говорить о том, что педагоги обладают знаниями о феномене личности, их межличностные взаимодействия осознанны, они имеют устоявшиеся личностные нормы и ценности, у них развиты эмпатийные и толерантные свойства личности, они умеют сопереживать собеседнику и понимать его, обладают навыками саморегуляции и самоконтроля.
Таким образом, результаты повторной диагностики позволяют говорить об эффективности разработанной программы формирования культуры межличностных отношений у педагогов. Проблема состоит в том, чтобы логически увязать между собой апробированные средства и, обеспечив их взаимосвязь, использовать в комплексе, где каждому элементу подготовки нашлось бы нужное место и определенная роль.
Как показало наше исследование, в настоящее время возникла и всё более осознаётся потребность в технологии формирования культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы.
Возвращаясь к началу статьи, следует подчеркнуть решающую роль в исследованных нами процессах выпускников педвузов. От их компетентности в конечном счете зависит судьба «нашей новой школы».
Литература
1. Будилова Е.А. Социально-психологичес-
кие проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983. 231 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Отечественная
социальная психология // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Бруш-линского. М.: ИП РАН, 1997. 576 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.:
Наука, 1994; Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 124-136; Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 218-241; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 315с; Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 135 с.
4. См.: Игра в тренинге: возможности игро-
вого взаимодействия / Под ред. Е.А. Ле-вановой. СПб.: Питер, 2006.
5. См.: Кипнис М. Тренинг коммуникации.
Сер. «Действенный тренинг». М.: Ось-89, 2007. 128 с.
6. См.: Кристофер Л., Смит Л. Тренинг ли-
дерства. Сер. «Эффективный тренинг». СПб.: Питер, 2001. 320 с.
7. См.: Левина М.М. Технологии профессио-
нального педагогического образования: учеб. пособ. для студентов. М.: Академия, 2001. 272 с.
8. См.: Морено Я. Психодрама. М.: Апрель-
Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001. 528 с.
KAKUN A. CULTURE OF INTERPERSONAL RELATIONS IN PEDAGOGICAL COLLECTIVE
The author analyses the theoretical prerequisites for interpersonal relations culture development in pedagogical collective and describes the appropriate technologies.
Keywords: culture, interpersonal relations, pedagogical collective.