УДК 371.14
DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-229-234
КАЗАНЦЕВА Виктория Алексеевна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия [email protected]
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГЕТЕРОГЕННЫХ УЧЕНИЧЕСКИХ ГРУППАХ
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы формирования опыта нравственного воспитания младших школьников, обучающихся в гетерогенных ученических группах. Актуальность данной проблемы обусловлена активизацией миграционных процессов в России, которые привели к изменению состава детей в современных школах, где рядом учатся дети - представители разных культур, говорящие на разных языках. Поступающие в начальную школу дети-мигранты часто плохо владеют русским языком, не знакомы с культурой, традициями населенного пункта, в котором они проживают в России. При всей необходимости воспитания уважения к детям мигрантов, к их культуре, обычаям не менее важно, чтобы и дети мигрантов знакомились с историей, культурными ценностями города, страны, в которой они сейчас проживают, проявляли уважение к людям, населяющим вместе с ними одну территорию. Освещаются подходы к поэтапному образованию будущих учителей начальных классов, подробно описываются требования к будущим педагогам, занимающимся нравственным воспитанием младших школьников. При этом выявлено, что молодые специалисты имеют недостаточный уровень профессиональных умений и навыков в формировании такого опыта. Этим обосновывается необходимость создания педагогических условий, включающих ряд определенных компонентов.
Ключевые слова: младший школьник, гетерогенность, обучающийся, нравственность, миграция, опыт, нравственное воспитание, ученическая группа, учитель начальных классов, общение
Victoria A. KAZANTSEVA Kuban State University Krasnodar, Russia [email protected]
ESSENCE AND CONTENT OF EXPERIENCE OF MORAL EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN STUDYING IN HETEROGENEOUS SCIENTIFIC GROUPS
The article is devoted to the theoretical analysis of the problem of forming the experience of moral education of junior schoolchildren who are studying in heterogeneous student groups. The urgency of this problem is caused by the intensification of migration processes in Russia, which led to a change in the composition of children in modern schools where children from different cultures speak different languages. Migrant children entering primary school often do not speak Russian well, they are not familiar with the culture and traditions of the settlement in which they live and Russia. Considering the necessity of fostering respect for the children of migrants, their culture and customs, it is equally important that the children of migrants get acquainted with the history, cultural values of the city, the country in which they now reside, show respect for people who share the same territory with them. The approaches to the phased education of future primary school teachers are described; the requirements for future teachers engaged in moral education of younger schoolchildren are described in detail. At the same time, it was revealed that young specialists do not have sufficient level of professional skills in the formation of such experience. This justifies the need to create pedagogical conditions, which include a number of certain components.
Keywords: junior schoolboy, heterogeneity, trainee, morality, migration, experience, moral education, student group, primary school teacher, communication
Фактически современное образование эволюционирует пропорционально задачам, которые реализуются в соответствии с внутренней политикой Российского государства, имеющей своей отличительной чертой гетерогенность, а именно - разнообразие представленных в каждом учебном коллективе различных групп учащихся.
В связи с этим назревает вопрос об актуальности проблемы формирования у будущих учителей опыта нравственного воспитания обучающихся в гетерогенных ученических группах.
Гетерогенность представляет собой совокупность показателей, демонстрирующих степень пестроты, разнородности общества, подчеркивающих богатство оттенков этого общества. Это означает, что по этим показателям нельзя сказать, выше или ниже находится индивид, занимающий социальную позицию в группе, по отношению к индивиду, занимающему позицию в другой группе. Другими словами, гетерогенность говорит нам только о различиях в позициях индивидов, но не об их ранге [4].
Из всех видов человеческой деятельности одной из наиболее важных по праву считается педагогическая, то есть деятельность, обеспечивающая передачу от поколения к поколению накопленного духовно-практического опыта. Меняются эпохи, общественные формации, мировоззрения, разрушаются старые и формируются новые системы ценностей, умирают и рождаются профессии, но ровно столько, сколько будет существовать человечество, будет востребован и труд учителя [3; 5].
В процессе общения учащихся начальных классов, а именно во взаимодействии участников классного коллектива, формируются и развиваются такие качества личности, как нравственное
сознание и нравственное поведение. Попадая в новые условия, ученик начальных классов налаживает дружеские контакты, учится вести себя в новой социальной среде, соблюдая нормы и правила нравственного поведения.
В зависимости от того, какие правила и нормы существуют в группе учащихся начальных классов и как развиваются межличностные отношения в их коллективах, все это обусловливает формирование их нравственных поведения и чувств.
Проблема нравственного воспитания учащихся начальных классов достаточно актуальна в современном образовании и заключается в необходимости прогрессировать профессиональную подготовку учителей начальных классов к формированию нравственных качеств личности, обучающихся в совершенно иных условиях, а именно гетерогенной образовательной среды.
В психолого-педагогической литературе понятие «опыт» трактуется разными исследователями по-разному. К.К. Платонов, Ю.П. Поваренков под опытом профессиональной деятельности понимают целостную систему профессионально значимых знаний, умений и навыков; Л.И. Анцыферова - систему сформировавшихся в процессе жизнедеятельности способов решения профессиональных проблем; А. Турчинов - деятельность личности, распределенную в ее сознании; Ю.К. Стрелков - систему способов, приемов и правил осуществления профессиональной деятельности; Е.В. Конева - систему представлений о профессиональных ситуациях.
Если представить опыт нравственного воспитания учащихся начальных классов, которые учатся в гетерогенных группах, то можно это сделать в виде системы, которая будет включать в себя совокупность чувств (эмоций, впечатлений, переживаний и так далее), различного рода убеждений, знаний, умений, формирующихся в период усвоения будущим педагогом начальных классов на практике в процессе педагогической деятельности, ориентированной на координацию развития у обучающихся нравственного сознания и поведения, проявляющихся в их отношениях к себе, другим людям и миру в целом.
Теоретический анализ позволяет утверждать, что опыт нравственного воспитания формируется под влиянием опосредованного и непосредственного опыта.
Таким образом, если говорить об опосредованном опыте, то он включает в себя опыт: нравственного поведения, моральный, взаимодействия с представителями других этнических групп (взаимодействия лиц разной национальности), взаимодействия с инвалидами, взаимодействия с социально незащищенными слоями населения (восприятия лиц разного социального статуса), отношения к гетерогенности среды.
Если рассматривать процесс формирования опыта нравственного воспитания учащихся в гетерогенных группах с другой стороны, то значительное влияние оказывает и личностный опыт, который может быть как опосредованным, так и непосредственным. С одной стороны, это восприятие личностью знаний, умений, убеждений и чувств (опосредованный личностный опыт), с другой - это опыт, приобретенный младшими школьниками в процессе обучения (непосредственный личностный опыт).
Итогом обобщения опосредованного и непосредственного (субъектного) опытов также может являться формирование опыта нравственного воспитания младших школьников, обучающихся в гетерогенных группах.
Многие исследователями по-разному трактуют опыт - это видно из анализа современных работ по педагогике. Обычно проводят исследования в следующих направлениях педагогики: опыт оказания помощи, опыт взаимодействия, опыт решения ситуативных задач. Также достаточное внимание уделяется вопросам структуры опыта педагога. Это можно увидеть в работах Л.Н. Лисохиной, Н.Е. Щурковой, М.Н. Скаткина и др.
Стихийность формирования опыта, прослеживается в работах А.С. Белкина и Р.У. Богданова. По мнению А.С. Белкина, существует жизненный опыт и опыт жизни. Он описывает формирование опыта через трансформацию информации, которая основывается на полном анализе и оценке, как стихийный процесс. Через взаимообмен информациями между людьми происходит процесс управления развитием личности учащегося. Поэтому очень часто в научной литературе встречается такая точка зрения.
Очень важным элементом сознания личности будущего учителя является опыт.
Опыт формируется в результате концентрации внешних реакций, которые выборочно воспринимаются и индивидуально отражаются в сознании личности, определяя его разнообразие и постоянство в применении на практике.
Скрытый механизм формирования опыта можно представить как поэтапную смену фиксированных этапов, воссоздающих природу развития психических процессов.
Восприятие будущими учителями очевидных событий в своем жизненном процессе не всегда одинаково. Необходимо восприятие тех ситуаций, которые возникают в процессе их професси-
ональной подготовки, в том числе и сам теоретический и практический материал, предназначенный для его усвоения.
Немаловажным фактором является степень субъективной значимости, то есть восприятие теоретического и практического материала. Таким образом, для формирования опыта нравственного воспитания младших школьников учитель должен иметь педагогическую направленность и мотив соответствующей деятельности. Огромную роль в процессе усвоения теоретического материала и реализации его на практике играют социально обусловленные ассоциации как студента - будущего учителя, так и преподавателя.
В контексте нравственного воспитания в связи с воздействием социального опыта данный процесс бессознательно ассоциируется либо с организацией специально спланированных мероприятий, включающих в себя инсценировки, выступления, декларации нравственных ценностей самими обучающимися, либо с нравственными поучениями и назиданиями учителя.
Логичность воздействия социально обусловленной ассоциации на восприятие любого объекта становится препятствием в процессе формирования у будущих педагогов деятельности по нравственному воспитанию учащихся начальных классов. Один психологический механизма автоматически запускает другой - внешнее воздействие (действие предпочтительного восприятия объекта).
Формирование у будущих учителей определенного социального опыта является необходимостью, так как обучение инновационным методам и приемам деятельности по нравственному воспитанию, безусловно, имеет избирательный характер. Такой новый социальный опыт формируется уже непосредственно, а не опосредованно, только в действии и через действия.
Память, воображение и мышление также влияют на формирование опыта.
Любой процесс обобщения формирует фиксированные представления о причинно-следственных связях между явлениями. Для постепенного расширения объема избирательности принимаемой информации необходимо развитие у будущих педагогов начальных классов глубины мышления для становления ее основой.
Явление «шаблон» - немаловажный фактор формирования опыта у будущих учителей нравственного воспитания обучающихся в процессе их профессиональной подготовки, который неизбежно зафиксирован предшествующим опосредованным и непосредственным опытом. Шаблон, привычки или стереотип олицетворяют собой упрощенный эмоционально окрашенный образ какого-либо явления, процесса или предмета. Шаблоны восприятия опыта нравственного воспитания часто становятся психологическими препятствиями его формирования и пополнения.
За время обучения у учащихся начальных классов происходят ежедневно сложные ситуации, которые возникают в процессе воспитания младших школьников и требуют пристального внимания. Метод наблюдения является одним из способов разрушения шаблонов, привычек и т.д. Взывание к методу наблюдения в процессе формирования у будущих учителей опыта нравственного воспитания учащихся начальных классов, которые обучаются в гетерогенных группах, будет способствовать разрушению несерьезного отношения к реализуемой деятельности.
Важную роль в период формирования опыта играют социально-психологические механизмы памяти. В памяти хранятся основные элементы социального опыта, который так или иначе связан с опытом прошлых поколений. Опыт, передаваемый из прошлого поколения следующему и используемый им, называется традицией. Если говорить о традиции, то знание их направленности и содержания делает существенно легче процесс нравственного воспитания.
Структура опыта - это взаимосвязь трех его компонентов:
— интеллектуального (когнитивного);
— эмоционального (аффективного);
— поведенческого.
Интеллектуальный компонент отвечает за рациональную составляющую опыта. В процессе определенных действий переживания субъекта деятельности включают в себя эмоции - все это и есть переход опыта. Если рассматривать память школьника, то эмоциональный компонент связан с ней, актуализация происходит в моменты, тождественные с теми ситуациями, которые у субъекта деятельности в жизни уже происходили. Факторы мотивации и повторения аналогичных действий в схожих ситуациях связаны с различного рода эмоциями и с определенным поведением субъекта. Поведенческий компонент отражает особенности деятельности ее субъекта.
Пять компонентов выделяет Р.У. Богданова, анализируя смысл и содержание созидательного опыта человека:
— созидательно-преобразующий компонент, который включает опыт умения созидательно преобразовывать знания, культуру и себя самого;
— познавательно-мировозреческий, который включает опыт, связанный с умениями осмыслять и понимать мир;
— духовно-нравственный, связанный с нравственными ценностями человека и его духовной жизнью, его нравственными поступками;
— социально-гражданский компонент, отражающий гражданскую позицию субъекта деятельности, его действия на благо всего общества, его ответственность, чувство долга, патриотизм и добросовестность;
— эмоционально-волевой компонент, включающий в себя переживания человека, связанные с его прошлым опытом, с событиями его жизни [1].
Структуру опыта как взаимосвязь трех его компонентов рассматривает С.В. Христофоров:
— компонент, включающий в себя эмоции, чувства, ценности и отношения, проявляющиеся также на разных уровнях, - ориентационный;
— компонент, который включает в себя различные знания, проявляющиеся на трех основных уровнях: знания о сущностных характеристиках какого-либо явления или процесса, алгоритмизированные знания о том, что и как делать, как поступить в определенных ситуациях, эмоциональные и технологические знания, - когнитивный;
— компонент, который отражает всю систему умений субъекта деятельности, - непосредственный и опосредованный - технологический [2].
Анализ литературы показал, что исследователи рассматривают процесс формирования опыта обучающихся в системе «учитель - ученик».
Под технологией рефлексивного мышления (опыт обновляется в процессе рефлексии прошедших или происходящих событий) понимается реализация технологии критического мышления (стадия вызова сменяется стадией апелляции к имеющемуся у обучающихся опыту).
Таким образом, анализ современных представлений содержании опыта в педагогической деятельности, а также сущности, структуры дает возможность раскрыть сущностно-смысловые и структурно-содержательные характеристики опыта нравственного воспитания учащихся, обучающихся в гетерогенных начальных классах.
Опыт нравственного воспитания младших школьников, обучающихся в гетерогенных классах, может быть представлен как система нравственных и профессиональных ценностей учителя, его представлений о формах, средствах и методах педагогического воздействия на когнитивную, ценностно-смысловую, мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую и поведенческую сферы личности учащихся начальных классов, которые проявляются в межличностном взаимодействии учащихся начальных классов в гетерогенной ученической группе.
Понятие «формирование» граничит с такими понятиями, как развитие, обучение, воспитание и образование. Достаточно часто понятия «развитие» и «формирование» употребляются как синонимы. Проследить здесь логику достаточно легко: и формирование, и развитие обозначают эволюционный процесс, приводящий к общим позитивным изменениям. Однако понятие «развитие» обозначает количественные и качественные изменения, происходящие в организме человека, в его психике, личностной сфере и пр. В данном случае аспект воздействия извне имеет минимальное значение. Понятие же «формирование» в большей степени, чем понятие «развитие», связано с педагогическим воздействием. Формирование - это, скорее, результат развития, обусловленный как субъективными, так и объективными факторами.
В педагогике под термином «формирование» понимают процесс становления чего- или кого-либо, который объективно и субъективно обусловлен.
Термин «формирование» заключается в воздействии на сознание обучающихся, которое осуществляет педагог в целях создания таких педагогических условий, которые обеспечивают возникновение и развитие у обучающихся нужных и ожидаемых качеств.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что формирование опыта нравственного воспитания младших школьников, обучающихся в гетерогенных группах, можно представить в форме процесса по воздействию педагогов высшего учебного заведения (вуза) на сознание будущих учителей (студентов) с целью создать у них меняющуюся систему ценностей, склада мышления и практических навыков, необходимых им для эффективного осуществления воспитательной деятельности и достижения ее целей, заключающихся в актуализации воспитательного потенциала гетерогенной ученической группы.
Процесс, при котором происходит смена четырех этапов, который связан с внешними факторами воздействия и состоит из их выборочного перехода извне структур социальной деятель-
ности внутрь, объединения и накопления, называется процессом формирования опыта нравственного воспитания обучающихся в гетерогенных группах.
Необходимо выявить структуру формирования опыта нравственного воспитания обучающихся в гетерогенных группах для раскрытия сущностно-смысловых и структурно-содержательных характеристик процесса формирования у будущих учителей начальных классов данного опыта.
Можно предположить, что структура опыта нравственного воспитания младших школьников, обучающихся в гетерогенных классах, может быть представлена как взаимосвязанность следующих компонентов:
1) Компонент, отражающий три уровня профессиональных знаний, - когнитивный:
- знания об уровне сформированности у детей нравственности, комплекс знаний о воспитательной работе в начальной школе, о психических особенностях развития младших школьников, об организации процесса межличностного взаимодействии и характеристиках межличностных отношений в классном коллективе младших школьников;
- знания о формах, методах, средствах и приемах воспитательного воздействия;
- знания о закономерностях построения взаимодействия разных категорий детей.
Когнитивный компонент включает в себя следующие элементы: креативность и способность учителя к интеллектуальной научно-исследовательской и проектной деятельностям.
2) Компонент, демонстрирующий способность педагога понимать проблему, получить данные о школьниках, о нравственном их развитии, которое проявляется по отношению к своим одноклассникам, родителям и к окружающему миру, - герменевтический.
3) Компонент, который включает в себя сформированные практические умения и навыки взаимодействия детей в ученической группе, - операционально-технологический. Также данный компонент имеет «вторую сторону медали», а именно - умения учителя мотивировать своих «подопечных», влияя на их умение проявлять педагогический такт, умения планировать и реализовы-вать единый подход к нравственному воспитанию младших школьников.
4) Компонент, который раскрывает интересы учителя, его потребности в осуществлении нравственного воспитания, - аксиологический.
5) Компонент, включающий в себя спектр эмоций и чувств учителя, основанный на личном опыте и реализующий свой опыт в воспитательной деятельности младших
ков, - эмоционально-оценочный.
6) Компонент, состоящий из элементов: рефлексия, саморегуляция воспитательной деятельности, самоанализ действий учителя в различного рода педагогических ситуациях, - рефлек-сивно-регуляторный.
В соответствии с вышеизложенным формирование опыта нравственного воспитания обучающихся в гетерогенных группах можно представить как итог создания педагогических условий для поэтапного развития его компонентов: когнитивного, герменевтического, операционально-технологического, аксиологического, эмоционально-оценочного и рефлексивно-регуляторного.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Богданова Р.У. Развитие творческой индивидуальности субъектов образования / Р.У. Богданова. - СПб.: Речь, 2000. - 220 с.
2. Волкодав Т.В. Профессионально-личностная готовность педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями / / Концепт [Электронный ресурс]. - 2015. - Т. 37. - С. 101-105. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95643.htm.
3. Гребенникова В.М., Дорошенко В.В. Этика педагогической деятельности в контексте новой образовательной парадигмы // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -
№ 1-1.
4. Казанцева В.А. Гетерогенность и социальное неравенство в начальной школе - актуальная проблема современности // Концепт [Электронный ресурс]. - 2015. - Т. 37. - С. 21-25. Социальное неравенство: проблемы и риски гетерогеннных групп. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95627.htm (дата обращения: 18.02.2016). Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, г. Киров. ISSN: 2304-120X.
5. Карпенко А.В., Домрачева О.Е. Способы организации нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности // Концепт. - 2017. - Т. 38. - С. 98-103.
REFERENCES
1. Bogdanova, R.U. Razvitie tvorcheskoj individual'nosti sub#ektov obrazovanija. R.U. Bogdanova. [Development of creative individuality of the subjects of education. R. U. Bogdanova]. SPb.: Rech', 2000. 220 p.
2. Volkodav T.V. Professional'no-lichnostnaja gotovnost' pedagogov i obrazovatel'nyh menedzherov k rabote s geterogennymi gruppami i organizacijami. [ Professional-personal readiness of teachers and educational managers to work with heterogeneous groups and organizations of the economy]. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2015. T. 37. pp. 101-105. Available at: URL: http://e-koncept.ru/2015/95643.htm.
3. Grebennikova V.M., Doroshenko V.V. Jetika pedagogicheskoj dejatel'nosti v kontekste novoj obra-zovatel'noj paradigm. [Ethics teaching activities in the context of new educational paradigm]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. No. 1-1.
4. Kazanceva V.A. Geterogennost' i social'noe neravenstvo v nachal'noj shkole - aktual'naja problema sovremennosti. [ Heterogeneity and social inequality in elementary school a current problem in the paper]. Koncept: jelektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal. T. 37. pp. 21-25. Social'noe neravenstvo: problemy i riski geterogennnyh grupp. [Social inequality: issues and risks getero-gennykh groups]. Available at: http://e-koncept.ru/2015/95627.htm (accessed: 18.02.16), Mezhregional'nyj centr innovacionnyh tehnologij v obrazovanii, g. Kirov, 2015, T. 37. pp. 21-25 ISSN: 2304-120X.
5. Karpenko A.V., Domracheva O. E. Sposoby organizacii nravstvennogo vospitanija mladshih shkol'nikov v processe uchebnoj dejatel'nosti.[ The Ways of organizing the moral education of younger schoolchildren in the process of educational activity are considered]. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2017. T. 38. pp. 98-103.
Информация об авторе:
Казанцева Виктория Алексеевна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия [email protected]
Получена: 07.12.2017
Для цитирования: Казанцева В.А. Сущность и содержание опыта нравственного воспитания младших школьников, обучающихся в гетерогенных ученических группах. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 6. Часть 2. с.229-234. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-229-234.
Information about the author:
Victoria A. Kazantseva, Kuban State University,
Krasnodar, Russia
Received: 07.12.2017
For citation: Kazantseva V.A. Essence and content of experience of moral education of young schoolchildren studying in heterogeneous scientific groups. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.6 Part.2. Pp. 229-234. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-229-234. (in Russian)