Научная статья на тему 'Ведущие задачи воспитания младших школьников в условиях национальнорегиональной образовательной системы'

Ведущие задачи воспитания младших школьников в условиях национальнорегиональной образовательной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / МЫШЛЕНИЕ / РОДНАЯ РЕЧЬ / ОБУЧЕНИЕ / РОДНОЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / СПОСОБНОСТИ / УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / INTELLIGENCE / REASONING / NATIVE LANGUAGE / EDUCATION / CULTURE OF SPEECH / ABILITY / MENTAL DEVELOPMENT / NATIONAL SCHOOL / MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадулаева Ф. Р., Абасалиева Д. З.

В статье раскрываются особенности формирования умственного и духовно-нравственного воспитания младших школьников в полиэтническом регионе, решаются проблемы умственного и духовного развития учащихся начальной школы. Обоснована необходимость развивать у обучающихся в национальных школах родную речь как важный компонент умственного воспитания. Авторы делают выводы о том, что важнейшей задачей национально-региональной образовательной системы является индивидуализация обучения путём учёта традиций, региональных особенностей культурной и национальной среды, влияющих непосредственно на формирование личности ребенка. Только вернув учащихся к истокам, можно будет повысить их национальный менталитет, возродить уважение к своему этносу, тем самым сохранить сам этнос, его язык и культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TASKS OF UP-BRINGING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF A NATIONAL-REGIONAL EDUCATION SYSTEM

The article presents research on problems of mental and spiritual development of elementary school students. The researchers reveal features of forming of mental and spiritual moral education of young schoolpupils in a polyethnic region. The article substantiates the need to develop mother tongue of pupils, enrolled in national schools, as an important component of their mental education. The authors conclude that the most important task of the national-regional education system is individualization of instruction through consideration of traditions, regional characteristics and national cultural environment, directly influencing the formation of a child's personality. Making schoolchildren think of their national culture is a necessary ground to enhance their national mentality, to revive the respect for their ethnicity and thus to preserve the ethnic group itself, its language and culture.

Текст научной работы на тему «Ведущие задачи воспитания младших школьников в условиях национальнорегиональной образовательной системы»

4. Efremova O.N. O metodah organizacii samostoyatel'noj raboty studentov. Vysshee obrazovanie vRossii. 2011; 2: 149 - 153.

5. Shukshina T.I., Tat'yanina T.V. Razvitie professional'noj pedagogicheskoj kompetentnosti pedagoga vysshej shkoly s ispol'zovaniem gumanitarnyh tehnologij. Rossijskij nauchnyjzhurnal. 2010; 17: 79 - 84.

Статья поступила в редакцию 15.02.16

УДК 378

Asadulaeva F.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Psychology of Primary

Education, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]

Abasalieva D.Z., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), Е-mail: [email protected]

THE MAIN TASKS OF UP-BRINGING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF A NATIONAL-REGIONAL EDUCATION SYSTEM. The article presents research on problems of mental and spiritual development of elementary school students. The researchers reveal features of forming of mental and spiritual moral education of young schoolpupils in a polyethnic region. The article substantiates the need to develop mother tongue of pupils, enrolled in national schools, as an important component of their mental education. The authors conclude that the most important task of the national-regional education system is individualization of instruction through consideration of traditions, regional characteristics and national cultural environment, directly influencing the formation of a child's personality. Making schoolchildren think of their national culture is a necessary ground to enhance their national mentality, to revive the respect for their ethnicity and thus to preserve the ethnic group itself, its language and culture.

Key words: intelligence, reasoning, native language, education, native language, culture of speech, ability, mental development, national school, multi-ethnic environment.

Ф.Р. Асадулаева, канд. пед. наук, зав. каф, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский

государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

Д.З. Абасалиева, ст. преп. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный

педагогический университет, г Махачкала, E-mail: [email protected]

ВЕДУЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В статье раскрываются особенности формирования умственного и духовно-нравственного воспитания младших школьников в полиэтническом регионе, решаются проблемы умственного и духовного развития учащихся начальной школы. Обоснована необходимость развивать у обучающихся в национальных школах родную речь как важный компонент умственного воспитания. Авторы делают выводы о том, что важнейшей задачей национально-региональной образовательной системы является индивидуализация обучения путём учёта традиций, региональных особенностей культурной и национальной среды, влияющих непосредственно на формирование личности ребенка. Только вернув учащихся к истокам, можно будет повысить их национальный менталитет, возродить уважение к своему этносу, тем самым сохранить сам этнос, его язык и культуру.

Ключевые слова: интеллект, мышление, родная речь, обучение, родной язык, культура речи, способности, умственное развитие, национальная школа, полиэтническая среда.

Показателем умственного развития является мышление, связанное с языком и речью. Интеллект появляется на ранней стадии развития и интенсивно совершенствуется на разных возрастных этапах. Однако он может развиваться и совершенствоваться при условии овладения речью. Без речевого общения общество не может существовать. В национальной школе главной задачей на языке обучения является подготовка учащихся к тому, чтобы они могли чётко, ясно выражать мысли и суждения на нём. Восприятие письменной речи предполагает «вживание» ученика в этикет. Овладевая письменной речью, младший школьник должен научиться излагать мысли так, чтобы они были понятны. Рост запаса слов у детей зависит от условий, в которых они растут и развиваются, от культуры речи родителей и других факторов. Разумеется, усвоение словаря языка обучения - процесс сложный и охватывающий длительный период его жизни. В соответствии с задачами развивающего обучения дети должны не просто приобрести знания, умения, навыки, но и овладеть творческим подходом к учебной деятельности, приобрести устойчивые интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.

В связи с этим на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирование творческого мышления учащихся. Поэтому одна из важнейших задач в обучении учащихся языку - это развитие речи и её культуры, ясности и точности в выражении мыслей и чувств. Умение говорить красноречиво считается богатством, поэтому прекрасные чувства, мысли передаются с помощью языка. Фундамент овладения правильной речью должен быть заложен в начальных классах. Огромное значение имеет речь и самого учителя, ибо его слово является способом организации процесса обучения, создание условий обратной связи, то есть взаимного понимания учителя и ученика. Сама жизнь настоятельно требует, чтобы обучение в национальной началь-

ной школе было на родном языке, который ученик усвоит с уст матери, а потом уже на литературном языке села, района, где продолжается обучение.

В становлении личности учащихся ведущее место занимает начальный этап развития и воспитания, поэтому приобщение детей к национальной культуре с детского сада имеет также неоценимое значение. Основная задача национальной школы дать представление о равенстве, справедливости, добре и дружбе. Учебно-воспитательный процесс надо строить с учетом этнопсихологических особенностей ребят представителей разных народностей. Одно из условий достижения этого - создание предпосылок развития чувства равенства языков, и культур. Поэтому, целесообразно создание условий для изучения родной культуры на своем языке, ознакомление с различными национальными играми, праздниками, обычаями и другими духовными ценностями. Уже в начальной школе им следует прививать уважение к законам и обычаям предков, передаваемых из поколения в поколение. По возможности надо помочь ребёнку изучить свою родословную, происхождение фамилии, значение его имени. Необходимо обращать внимание на нравственно-этническую культуру учащихся; знакомить детей с декоративно-прикладными видами искусства, с творчеством национальных художников на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, учить исполнению народных песен и танцев. В период обучения у учащихся начальных классов следует развивать способности к образному восприятию мира, учить их прослеживать связь своих действий с окружающим миром, соразмерять их с образами.

Главной целью образовательно-воспитательной системы должно стать создание гуманистической атмосферы, ориентированной на личностный подход в формировании каждого ученика. Формирование национальной культуры учащихся - это процесс, который направляет и корректирует всю деятельность

коллектива школы по развитию индивидуальных качеств личности. В центре внимания становится ученик с его интересами, особенностями психики, уровнем самосознания и национальной культурой. Здесь формируется ученик с его индивидуально личностным отношением к языку, миру, к себе, к народу. Особенно ценным является мысль о том, что прекрасное следует искать в реальной жизни. Перед начальной школой стоит задача - научить школьника правильно и точно формулировать свои мысли, помочь ему постичь искусство слова и художественной речи, ибо эмоциональная сила подлинно художественного произведения несравнима ни с чем [1; 2].

Большими возможностями для реализации эстетического воспитания обладают фольклор (колыбельные песни, прибаутки; загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, календарно-об-рядовая поэзия, притчи, сказки). Он способствует приобщению детей к эстетике быта, формированию положительного эмоционально ценностного отношения к окружающему миру, языку предков.

Фундаментом и основой школы было и остается её начальное звено - начальные классы. Развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение языком обучения необходимо начинать именно в начальной школе, где обучаются дети разных национальностей. В одних источниках такие школы называют школами совместного обучения, в других - школами с многонациональным составом учащихся, а наиболее часто используется название «школы со смешанным национальным составом».

История развития каждого народа представляет собой взаимодействие общечеловеческого и национального в духовном, материальном и морально-этническом плане. Национальная школа как социальный институт строит свою деятельность на основе этого взаимодействия. Нравственные, этические и эстетические категории, обращение к духовным, культурным, экологическим ценностям позволяют осознать мир на новом уровне, рассматривать естественно научное, гуманитарное и экологическое знание как часть общечеловеческой и национальной культуры.

Но национальная школа, на наш взгляд, имеет и особенности, присущие только ей. Это обусловлено такими факторами, как окружающая среда, история, культура, язык этноса, его традиции. Обращение к прогрессивному прошлому своего народа позитивно влияет на развитие национального самосознания учащихся. Это правомерно, ибо без учета и анализа деятельности предшествующих поколений нет смысла говорить о достижениях культуры, образования и воспитания в настоящем. Поэтому школа в современных условиях должна развиваться с учетом традиций этноса, языка матери в обучении и воспитании учащихся. Дети должны понимать других, научиться уважать собственную культуру, любить и знать родной язык предков - это первое, что должна донести школа до сознания ребёнка в рамках системы национально-регионального образования. Тем самым создание региональной системы образования решает комплекс задач. Речь идёт о сохранении нации, её культуры и языка, а главное -о физическом выживании народа. Школа, если не прямо, то косвенно может способствовать повышению устойчивости национальных образований; важно не допустить противопоставления родной национальной культуры русской.

В своей статье «Родное слово» К.Д. Ушинский писал, что язык связан с генетикой, что «землю можно купить, богатство обрести, а язык - культурное богатство, сокровище, которое создал человек». Умение правильно и красиво говорить, читать и писать, справедливо считается важным аспектом общей культу-

Библиографический список

ры учащихся. Языковые права составляют единое целое с правами этносов на признание их культуры как равной другим, подтверждение права народа на сохранение своей самобытности [3, с. 127]. Поэтому сегодня важнейшей задачей национально-региональной образовательной системы является индивидуализация обучения путем учета традиций, региональных особенностей культурной и национальной среды, влияющих непосредственно на формирование личности ребенка. Только вернув учащихся к истокам, можно будет повысить их национальный менталитет, возродить уважение к своему этносу, тем самым сохранить сам этнос, его язык и культуру.

Перемены в современном обществе не могли не сказаться на решении такой важной проблемы. Вновь вспоминая К.Д. Ушинского [3], отметим его слова о том, что, принимая язык за органическое создание народной мысли и чувства, в котором выражаются результаты духовной жизни народа, мы, конечно, понимаем, почему в языке каждого народа выражается особенный характер, почему язык является лучшей характеристикой народа. Поэтому верное средство проникнуть в характер народа - учить этот язык, эту речь; и чем глубже вошли мы в язык народа, чем глубже вошли в его характер и нравственный родник. Действительно, язык народа приобщает младшего школьника к культуре своего народа, создает условия духовного и умственного развития. Ученик, хорошо владеющий своим родным языком, знающий его историю, традиции, обычаи, устное народное творчество и природу родного края, сможет лучше усвоить общекультурные компетенции в области межнационального общения и национального самосознания.

Интеллект у человеческого индивида появляется ещё в раннем возрасте и интенсивно развивается и совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Важнейшим условием такого развития и совершенствования является своевременное и достаточное для данного возраста овладение языком (речью). Следовательно, если учителям, педагогическим коллективам школ со смешанным национальным составом учащихся, вместе с родителями удаётся повернуть процесс социализации детей в направлении формирования у них национальных чувств, национального сознания, национальной гордости и других качеств, характеризующих национальную характеристику личности, то они тем самым будут способствовать достижению гармонии национального и интернационального в их личности [4, с. 67]. Одним из путей достижения этой гармонии является обучение языку того народа, той этнической общности, представителем которого они являются. Разумеется, эту проблему нельзя решать путём использования административных мер. Тут нужны хорошо продуманные меры побуждения и убеждения.

Успех в решении задач умственного развития учащихся в начальных классах в полиэтнической среде зависит и от дошкольной подготовки детей, от того уровня умственного развития, который они получили до школы. А этот уровень очень часто определяется той ролью, которую в дошкольном возрасте играет язык. Наибольшие трудности в решении задач умственного развития возникают у тех детей, которые до школы в должной мере не овладели ни своим, национальным языком, ни тем, на котором ведется обучение в школе. Возникшее на такой основе отставание умственного развития очень трудно преодолевается. Осознание всего этого позволит решить целый комплекс сложных, пока ещё не решённых, но имеющих большое теоретическое и практическое значение вопросов.

1. Асадулаева Ф.Р, Абасалиева Д.З. Родной язык как средство овладения знаниями в школьном образовании. Москва, 2014.

2. Асадулаева Ф.Р, Абдулатипова Э.А. Особенности и трудности учебного процесса в начальных школах Дагестана. Москва, 2014.

3. Ушинский К.Д. Родное слово. Избранные педагогические произведения. Москва, 1954.

4. Асадулаева Ф.Р., Сулаева И.М. Сущность и особенности организации учебно-воспитательного процесса в школах полиэтнической среды. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51).

References

1. Asadulaeva F.R., Abasalieva D.Z. Rodnojyazyk kak sredstvo ovladeniya znaniyami vshkol'nom obrazovanii. Moskva, 2014.

2. Asadulaeva F.R., Abdulatipova 'E.A. Osobennosti i trudnosti uchebnogo processa vnachal'nyh shkolah Dagestana. Moskva, 2014.

3. Ushinskij K.D. Rodnoe slovo. Izbrannye pedagogicheskie proizvedeniya. Moskva, 1954.

4. Asadulaeva F.R., Sulaeva I.M. Suschnost' i osobennosti organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa v shkolah poli'etnicheskoj sredy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51).

Статья поступила в редакцию 15.02.16

УДК 373.2

Belotserkovets N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol

State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Chupaha I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol State

Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD FOR PRESCHOOL EDUCATION AS AN ANTHROPOLOGICAL BASIS OF POSITIVE SOCIALIZATION AND INDIVIDUALIZATION AMONG PRESCHOOL PUPILS. In the era of educational reforms and standardization it is necessary to pay attention to each level of education. The stage of pre-school education for the first time receives its own standard, replacing the concept of guidelines and requirements. The authors have tried to look at the Federal State Educational Standards of Preschool Education through a lens of positive socialization and individualization of a personality of a child. The authors conclude that considering the Federal Standard of Preschool Education as an anthropological basis of positive socialization and individualization of children of preschool age, it can create real conditions for teachers and parents, under which it becomes possible to realize approaches to a personality of a child as the main value, to build relationships on the principle of "subject-subject" interaction and develop the individuality of each student.

Key words: Federal State Educational Standard of Preschool Education, preschool education and socialization of an individual, positive socialization and individualization, culture.

Н.И. Белоцерковец, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, Ставропольский

государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

И.В. Чупаха, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования Ставропольский государственный

педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ФГОС ДО КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

В эпоху реформирования системы образования и её стандартизации необходимо уделять должное внимание каждой ступени образования. Уникальной в этом смысле становится ступень дошкольного образования, впервые получившая свой собственный стандарт, пришедший на смену концепции, ориентиров и требований. В статье авторы постарались посмотреть на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования через призму позитивной социализации и индивидуализации личности дошкольника. Авторы делают вывод о том, что, рассматривая ФГОС ДО как антропологическое основание позитивной социализации и индивидуализации личности ребёнка дошкольного возраста, можно создавать реальные условия для педагогов и родителей, при которых становится возможным реализовывать подходы к личности ребёнка, как самой главной ценности, выстроить отношения по принципу «субъект-субъектного» взаимодействия и развить индивидуальность каждого.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, дошкольное образование, социализация личности, позитивная социализация и индивидуализация, культура.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [1] новый, революционный документ как для системы дошкольного образования в частности, так и для образования Российской Федерации в целом. Его разработка продиктована рядом объективных условий: социально-политические, экономические условия, уровень развития науки и образования; и субъективными условиями, связанными с особенностями педагогической профессии как вида человеческой деятельности, существование которой не возможно без учёта нравственно-личностного портрета конкретного педагога дошкольного образования. Дошкольное образование сегодня -первая, полноправная ступень общего образования в стране. И не случайно, приоритетной задачей стандарта, по мнению его главного разработчика А.Г. Асмолова, является «...позитивная социализация и индивидуализация личности... Стандарт - поддержки разнообразия детства» [2].

Под социализацией мы понимаем процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности. Социализация личности - непрерывный процесс, который длится на протяжении всей жизни. Он включает в себя этапы, каждый из которых специализируется на решении определенных задач, без их проработки последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен [3]. Поэтому социализация ребёнка дошкольного возраста - не просто сложное явление, явление многомерное, в основе которого лежит ряд факторов: наследственность, среда, деятельность, саморазвитие, самопознание, мотивы, но процесс, от которого зависит эффективность социализации последующих жизненных этапов.

Работая со стандартом, большинство педагогов сталкиваются с уже знакомыми терминами, такими как «деятельность», «сотрудничество с семьёй» и совершенно новыми, требующими личностного понимания и самоопределения, а именно: «амплификация детского развития», «самоценность детства», «социальная ситуация развития», «позитивная социализация и индивидуализация» [4].

Под индивидуализацией образования мы пониманием процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, направленный на удовлетворение потребностей и интересов каждого дошкольника, с опорой на индивидуальный опыт личности.

В этом случае позитивная социализация представляет собой комплекс условий, способствующих социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста (П. 3.2.5. ФГОС До), а именно:

- обеспечение эмоционального благополучия, через непосредственное общение в системе: «ребёнок - взрослый», «взрослый - ребёнок», «ребёнок - сверстник», «ребёнок - социум»;

- поддержка индивидуальности и инициативы детей, которая возможна в условиях свободного выбора деятельности, удовлетворения потребностей и интересов в общении, игре, познании и др. деятельности; умении принимать решения, выражать свои эмоции и чувства; в поддержке детской инициативы через оказание недирективной помощи;

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях на принципах сотрудничества, партнерства, позитивного толерантного отношения к каждому участнику образовательного процесса (в том числе и детей с ОВЗ), через развитие коммуникативных способностей, способствующих разрешению конфликтных ситуаций;

- организация вариативного развивающегося образования, построенного с учётом «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка и учитывающего его индивидуальность; включение в образовательный процесс культуросообразных практик, направленных на овладение ценностями культуры; поддержка спонтанной детской игры и ее обогащение;

- взаимодействие с родителями воспитанников (лиц их замещающими или законными представителями)

В процессе социализации осуществляется развитие ребёнка дошкольного возраста, смысл которого заключён в формировании «Я-концепции» и определяется в понятиях: саморазвитие, самовоспитание, самоопределение, самооценка, самоанализ, самосознание, самоутверждение и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.