Привалова Светлана Евгеньевна
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье представлены результаты анализа научной литературы, посвященной изучению развития коммуникативно-речевых навыков и умений у дошкольников. Раскрываются основные положения, связанные с понятиями "речевые навыки и умения", "коммуникативные умения", "коммуникативная компетентность". Дано краткое описание экспериментальной работы по изучению уровня сформированности коммуникативных умений как наиболее важной составляющей в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/8-1/57.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 8(62): в 2-х ч. Ч. 1. C. 195-198. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2016/8-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
Список литературы
1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 2-13.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 2005. 335 с.
3. Гейхман Л. К. Интерактивное обучение общению (подходы и модель). Пермь: Изд-во Пермского государственного университета, 2002. 260 с.
4. Гейхман Л. К. Особенности преподавания педагогики в подготовке магистров технического университета // Педагогическое образование и наука. М.: Изд-во некоммерческого партнерства «Международная академия наук педагогического образования», 2010. № 2. С. 87-90.
5. Липский И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004. 320 с.
6. Назарова Н М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / редкол.: С. В. Алехина и др. М.: МГППУ, 2011. С. 9-11.
7. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 224 с.
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // Федеральные целевые программы России. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2016/450 (дата обращения: 01.05.2016).
9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2002. Вып. от 23 апреля. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 01.05.2016).
10. Шагеева Ф. Т., Курамшин И. Я., Иванов В. Г. Проектирование проблемных модулей: учебно-методическое пособие. Казань: КГТУ, 2006. 250 с.
11. Baartman L. K. J., Bastiaens T. J., Kirschner P. A., van der V., Cees P. M. The Wheel of Competency Assessment: Presenting Quality Criteria for Competency Assessment Programs // Studies in Educational Evaluation. 2006. No. 32 (2). P. 153-170.
12. Hogan R., Benson M. Personality, Leadership and Globalization: Linking to Global Organizational Effectiveness // Advances in Global Leadership / W. H. Mobley (ed.). London: EM Publishing, 2009. Vol. 5. Р. 11-34.
13. Levin D. M., Ustinova L. A. Practical Aspects of Competence-Based Teaching Approach Realization in Higher Educational Establishments // International Magazine of Experimental Education. 2014. No. 6. P. 23-25.
SCIENTIFIC APPROACHES AND TECHNOLOGIES OF TRAINING THE DISCIPLINE "PEDAGOGY" TO STUDENTS OF NON-PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Pavlova Svetlana Aleksandrovna, Ph. D. in Pedagogy Gzhel State University sve862@yandex. ru
The article examines scientific approaches and training technologies, module structuring and level differentiation of educational process in teaching Pedagogy to students of non-pedagogical institutions of higher education. The methods of analysis, synthesis, description and generalization are used. The interrelation of creative type of learners' thinking with variants of educational environment in the course of teaching educational field of discipline "Pedagogy" and its role in preparation of a higher education institution graduate to professional activity is revealed.
Key words and phrases: Pedagogy; students of non-pedagogical higher education institutions; project approach; competence approach; competence; cognitive competence; technology of module training.
УДК 373.24
В статье представлены результаты анализа научной литературы, посвященной изучению развития коммуникативно-речевых навыков и умений у дошкольников. Раскрываются основные положения, связанные с понятиями «речевые навыки и умения», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетентность». Дано краткое описание экспериментальной работы по изучению уровня сформированности коммуникативных умений как наиболее важной составляющей в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.
Ключевые слова и фразы: дошкольники; речевые навыки и умения; коммуникативные умения; уровни сформированности; диагностика коммуникативных умений.
Привалова Светлана Евгеньевна, к. пед. н., доцент
Уральский государственный педагогический университет privalov. vasiШ@mail. гы
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Содержание коммуникативного развития дошкольников, в соответствии с современным социальным заказом, находит отражение в образовательных областях «социально-коммуникативное развитие» (ФГОС
дошкольного образования). В социально-коммуникативном развитии можно выделить частную задачу: «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками» [8].
Вопросами теории формирования коммуникативных умений школьников занимались такие авторы, как А. В. Мудрик, И. Ю. Забродина, Л. Р. Мунирова [2; 3; 4]. Как утверждают психологи, именно вербальное взаимодействие со взрослыми имеет решающее значение как для освоения ребенком окружающего мира, так и для овладения им способами мышления (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин) [1; 7; 11].
На каждом этапе развития, в процессе овладения речью, перед дошкольником в различных видах деятельности возникает все больше задач (познавательных, регулятивных и т.д.), для решения которых требуется обращение к речевой коммуникации. Таким образом, одновременно формируются средства для реализации речевого замысла (система языковых знаков), а также приемы и способы коммуникации. А. М. Шахнарович выделяет составляющие коммуникативной компетентности: языковую способность (фонетический, лексический, грамматический уровни), текстовую деятельность (монолог), интеракцию (диалог), правила прагматики [10].
Растущая потребность в общении стимулирует накопление и развитие у ребенка речевых умений и навыков (расширяется количественный состав лексических единиц, усложняется структура предложений, совершенствуются текстовые умения). К началу школьного обучения у детей старшего дошкольного возраста совершенствуются речевые умения и навыки, которые способствуют структурному (умение начинать и завершать рассказ, не отступать от темы и т.д.) и смысловому (умение раскрывать основную идею, подбирать лексические единицы с учетом тематического единства и т.д.) оформлению высказываний в разных формах -в соответствии с замыслом, условиями и целью общения.
К таким речевым навыкам и умениям можно отнести:
- отчетливое и правильное произношение всех звуков и слов родного языка, соответствующее нормам реализации речи (орфоэпические, акцентологические и т.д.);
- умение отбирать для высказывания подходящее по смыслу слово (например, из синонимичного ряда выбрать нужное слово: идти, плестись, волочиться, тащиться, мчаться, бежать и т.д.);
- построение словосочетаний и различных типов простых и сложных предложений, соответствующее закономерностям языка;
- реализовывать текстовые умения в различных типах речи (описание, повествование, элементы рассуждения), соответствующие коммуникативно-целесообразной речи, условиям и целям сообщения.
Перечислим коммуникативные умения, наиболее значимые для детей дошкольного возраста:
- умения, связанные с восприятием: умение дослушать и выслушать; умение учитывать эмоциональное состояние партнера;
- умения по ориентации в ситуации общения: умение учитывать собеседника; умение учитывать ситуацию общения;
- умения, связанные с воспроизведением: учет в собственной речи эмоционального состояния партнера; умение согласовывать действия, мнения с потребностями партнеров и корректировать их;
- умения, связанные с участием в разговоре: умение поддерживать беседу как со взрослыми, так и с детьми; умение отбирать материал, интересный для собеседника [6].
С целью изучения сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (43 дошкольника) нами проводились диагностические задания, направленные на выявление уровня усвоения способов действия при взаимодействии со взрослыми и сверстниками, автор Н. Е. Веракса [5]. Также было использовано диагностическое задание «Интервью», направленное на выявление уровня сформированности умения получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, автор О. В. Дыбина [9].
В задачи диагностики входило следующее: 1) понимание ребенком задач, предъявляемых взрослыми в различных ситуациях взаимодействия; 2) понимание ребенком эмоционального состояния сверстника; 3) изучение представления ребенка о способах выражения своего отношения ко взрослому; 4) изучение представления ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику.
Результаты диагностики показали, что уровень усвоения способов действий при взаимодействии со взрослым и сверстником у старших дошкольников не высок. Только 23% детей легко понимают, что от них требует взрослый. Выполняя задания, стараются соблюдать поставленные условия. Имеют представление об общепринятых нормах и стараются самостоятельно их выполнять. А также четко распознают ситуации взаимодействия, представленные на картинках, и эмоциональное состояние сверстников.
У 54% детей выявлен средний уровень при выполнении заданий комплексной методики. Многие дети невнимательно слушают задания взрослого. Не всегда могут сориентироваться в ситуации общения. Для решения какой-либо ситуации обращаются за помощью к взрослому. В ситуациях взаимодействия с другими людьми дети имеют недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях.
У 23% детей выявлен низкий уровень: дети стараются уйти от решения проблемной ситуации. Они тяжело ориентируются в ситуации взаимодействия. С трудом различают эмоциональное состояние окружающих. При этом в ситуациях взаимодействия с другими людьми дети не имеют четких представлений о социально приемлемых действиях.
На следующем этапе проводилось диагностическое задание «Интервью» с группами детей (5-6 человек). Одному ребенку предлагается взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города «Веснушки» (по названию группы) - остальных ребят, как они живут в своем городке, чем занимаются; взять «интервью»
у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада. Во время работы детям разрешалось обращаться за помощью к взрослому, если были затруднения в формулировке вопроса.
В результате анализа разговоров детей со сверстниками и взрослыми составлена характеристика умения получать необходимую информацию в общении.
Показатели умения получать необходимую информацию в общении: количество вопросов сверстнику и взрослому, степень самостоятельности, развернутость вопросов, логичность и последовательность вопросов.
Результаты проведения диагностического задания «Интервью» говорят о следующем, что из 43 детей только 19 без затруднений находили способ взаимодействия со сверстниками и взрослым. Строили развернутые, содержательные вопросы. Например, Катя спросила: «Сережа, скажите, вам нравится жить в этой стране?», а Макар спросил: «Скажи, а что ты кушал сегодня с утра?». Дима обратился с вопросом к взрослому с таким вопросом: «Скажите, а завтра к нам придут гости из университета?». Десять детей затруднялись в нахождении темы и формулировке вопросов. Множество вопросов были краткими, не взаимосвязанными между собой. Например, Вика спросила: «Как поживаешь?», «Ты кто?».
Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «радио»: корреспондент должен сделать сообщение для жителей города в рубрике «Новости» (дети должны рассказать другим результаты своего опроса).
В результате анализа выполнения детьми задания составлена характеристика умения передать полученную в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослыми информацию.
Показатели умения передачи полученной информации: степень самостоятельности передачи информации, сохранение логичности и последовательности полученной информации.
Анализ результатов показал, что 11 человек из 43 с интересом включаются в выполнение задания, не испытывают трудностей при донесении полученной информации до окружающих, самостоятельно выстраивают последовательность своих «новостей». 12 детей так же самостоятельно пытаются донести информацию до слушателей, но у них присутствуют нарушения в логики и последовательности изложения речевого материала. 14 дошкольников выполняют задание только с помощью взрослого, остальные же вовсе отказались выполнять задание.
Результаты второго диагностического задания показали, что уровень развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста невысокий. Только 19% детей охотно выполняют предложенное задание, легко вступают в контакт со сверстником и взрослым, имеют представление о способах взаимодействия с другими, могут последовательно и самостоятельно рассказать остальным о результатах своего опроса.
Средний уровень выявлен у 38% дошкольников. Несмотря на то, что дети старались самостоятельно формулировать вопросы, все же плохо ориентировались в способах взаимодействия со сверстником. Затруднялись в передаче полученной в ходе «интервью» информации.
Низкий уровень выявлен у 42% детей: они затруднялись или же вовсе отказывались в выполнении задания даже с помощью взрослого. Практически не имеют представлений о способах взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, полученные результаты показали, что у большинства детей умение получать и передавать информацию находится на среднем уровне. Однако высокий уровень, в процентном соотношении, уступает низкому, который необходимо развивать. При проведении первого диагностического задания, среди особенностей усвоения способов действий при взаимодействии со взрослым и сверстником мы определили, что большинство дошкольников не всегда могут сориентироваться в ситуации общения. Для решения какой-либо ситуации обращаются за помощью к взрослому, а при взаимодействии с другими людьми имеют недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях.
При проведении диагностического задания «Интервью», было выявлено, что подавляющее количество детей затрудняются в поиске способов получения и передачи полученной информации в ходе взаимодействия со сверстниками или взрослыми. Даже при помощи взрослого некоторые дошкольники вовсе отказывались принимать участие в предложенной ситуации.
Сравнивая результаты диагностики, отмечаем, что дети затрудняются в подборе адекватных коммуникативным ситуациям и партнерам средств общения; недостаточно владеют представлениями о том, какие формы обращения нужны в конфликтных ситуациях, при их характеристике уходят от ответа или обращаются за помощью к педагогу. Коммуникативная деятельность не планируется детьми, они спонтанны в подборе средств, часто меняют их в ходе общения, дошкольники не осознают степень воздействия эмоциональных проявлений и затрудняются при их словесном определении. Таким образом, можно сделать следующий вывод: только в процессе коммуникативной деятельности дошкольники используют речь как средство общения, средство обмена информацией. Пытаются выстроить свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, проявляя начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем коммуникативно-речевого развития дошкольников.
Список литературы
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна;
3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.
2. Забродина И. Ю. Педагогическая коррекция межличностного общения старшеклассников как средство их профессионального самоопределения в сфере «Человек - человек»: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 1997. 19 с.
3. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
4. Мунирова Л. Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: дисс. ... к. пед. н. М., 1993. 205 с.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
6. Привалова С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России: сб. статей. Екатеринбург, 2015. № 7. С. 94-99.
7. Развитие общения у дошкольников, характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. 288 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: УЦ Перспектива, 2014. 32 с.
9. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О. В. Дыбинина и др. Тольяти: ТГУ, 2009. 114 с.
10. Шахнарович А. М Языковая личность и языковая способность // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность: сб. статей. М., 1995. С. 213-223.
11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 554 с.
THE RESULTS OF STUDYING THE FORMATION OF PRESCHOOLERS' COMMUNICATIVE SKILLS
Privalova Svetlana Evgen'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Ural State Pedagogical University [email protected]
The article presents the results of the analysis of scientific literature devoted to the study of the development of communicative-speech skills and abilities among preschoolers. The main theses connected with the following notions: "speech skills and abilities", "communicative skills", "communicative competence", are revealed. The brief description of experimental work in studying the level of formation of communicative skills as the most important component in socio-communicative development of preschoolers is given.
Key words and phrases: preschoolers; speech skills and abilities; communicative skills; levels of formation; diagnostics of communicative skills.
УДК 372.8
В статье рассматривается проблема использования кейс-метода в профессионально-ориентированном обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза. Показано, что использование данного метода на уроках иностранного языка отражает основные современные дидактические и лингвистические принципы обучения. В статье приведены возможности данного образовательного метода, этапы работы с ним, а также практические рекомендации.
Ключевые слова и фразы: кейс-метод; профессионально-ориентированное обучение иностранному языку; дидактический принцип; лингвистический принцип; интерактивная форма обучения.
Рожнова Екатерина Александровна Симакова Светлана Михайловна
Самарский государственный технический университет [email protected]; [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ В ВУЗЕ
Где это только возможно, обучение должно стать переживанием.
А. Эйнштейн
За последние годы произошла существенная переоценка роли и места дисциплины «Иностранный язык» в содержании образования высшей школы. Все сильнее осознается развивающий потенциал этого предмета в современном обществе, его огромная роль в решении многих задач образования и воспитания студентов неязыкового вуза, а также междисциплинарный статус иностранного языка. Сегодня в вузе в соответствии с рабочими программами последнего поколения ФГОС ВО, которые определяют основные направления модернизации структуры и содержания высшего образовании России, данная учебная дисциплина рассматривается как одна из наиболее востребованных. Следовательно, необходимо найти более универсальные методы обучения иностранному языку, которые дадут возможность достичь более высокого уровня подготовки специалистов, интегрируя языковую и профессиональную сферы.
Мы полагаем, что одна из главных задач процесса обучения - не только дать всестороннее образование, но и расположить студента к самостоятельному получению знаний, к постоянному стремлению углубляться