Сущность и роль планово-расчетных обоснований выбора и регулирования инвестиционных проектов в регионе
H.П. Космин
Экономический факультет Мурманского гуманитарного института, кафедра экономики и управления
Аннотация. Рассматривается сущность и роль планово-расчетных обоснований выбора и регулирования инвестиционных проектов в регионе. В связи с этим приводится схема соподчиненности и взаимодействия органов планирования и регулирования проектного инвестирования средств в основные фонды, создания новшеств прикладного и фундаментального характера. Рассматривается схема этапов инвестиционного процесса хозяйствующего субъекта региона, а также схема взаимодействия формируемых средств инвестирования, направления их в основной капитал и создание новшеств.
Abstract. The paper has analyzed the substance and role of choice and regulation substantiation of investment projects in a region. The scheme of hierarchy and interaction of the organs of planning and regulation of project investment funds in capital assets has been given. The scheme of stages of investment process has been considered as well.
I. Введение
Эффективность реализации инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов, комплексов и объектов региональной экономики зависит в значительной степени от результатов научных исследований в области оптимального текущего, перспективного и стратегического планирования и регулирования инвестированных денежных средств. Прежде всего, это касается вопроса обновления основных производственных фондов, создания и внедрения новшеств технического, технологического и иного характера.
2. Анализ соподчиненности и взаимодействия органов планирования и регулирования проектного инвестирования средств в основные фонды, создание новшеств прикладного и фундаментального характера
Проектное инвестирование в регионе (субъекте Российской Федерации), в соответствии с нашими представлениями, может быть выражено как непрерывный процесс вложения денежных средств в основной капитал и создаваемые новшества региональных инфраструктурных объектов, хозяйствующих субъектов, и в совокупность дифференцированных или суммарных инвестиций на базе планово-расчетных обоснований приоритетности и эффективности направлений финансовых средств в объекты инвестирования и последующего регулирования и корректировки объемов вкладываемых средств. При этом проектное инвестирование должно осуществляться органами управления исполнительной власти региона за счет собственных и федеральных средств, а также средств хозяйствующих субъектов.
В этой связи следует отметить, что бюджетные вложения в объекты инфраструктурного комплекса, в основные фонды муниципальных и государственных унитарных предприятий производственной и социальной сфер региона осуществляют субъекты планирования и регулирования проектного инвестирования региона. Финансирование отдельных проектных инвестиций осуществляет конкретный субъект управления: хозяйственное общество, товарищество, кооператив, некоммерческая организация, учреждение (Дидык, Залкинд, 2001).
Поэтому такие основные функции управления процессом инвестирования, как планирование и регулирование, осуществляются каждым из субъектов индивидуально. Коммерческие (частные, коллективно-долевые) организационно-правовые структуры планируют и регулируют проектное инвестирование, исходя из своих и привлеченных финансовых средств, направляя инвестиции в модернизацию и обновление собственного основного капитала, в создание новшеств - результатов выполненных хозяйствующим субъектом научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Региональный субъект управления инвестиционным процессом планирует и регулирует прежде всего проектные и программные вложения финансовых средств в основной капитал и создание новшеств за счет бюджетных и заемных средств и в целом осуществляет индикативное (рекомендательное) планирование всего объема инвестиций региона, включая и денежные средства индивидуальных и корпоративных хозяйствующих субъектов (рис. 1).
-► прямые регулирующие воздействия, планируемые для реализации меры,
----■► опосредованное влияние органа регулирования и планирования инвестиций.
Рис. 1. Схема соподчиненности и взаимодействия органов планирования и регулирования проектного инвестирования средств в основные фонды, создание новшеств прикладного и фундаментального характера
Особенности регионального обеспечения денежными средствами проектного инвестирования заключаются в том, что субъекту управления инвестиционным процессом региона необходимо устанавливать балансовое соответствие имеющихся и предназначенных на эти цели бюджетных средств, а также привлекаемых отечественных и прямых иностранных инвестиций с требуемыми и в то же время приоритетными объемами инвестиций для модернизации, технического перевооружения и нового строительства основных фондов производственной и социальной инфраструктуры региона, государственных и муниципальных предприятий, создания новшеств технологического, технического и иного характера (Дидык, Бритвина, 2001). При этом субъекту планирования и регулирования инвестиций региона, на наш взгляд, целесообразно решать задачу координации участия в процессе инвестирования федеральных средств в рамках тех или иных социально-экономических и научно-инновационных программ, региональных бюджетных средств и свободных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, участвующих в региональных и федеральных проектах и программах.
3. Анализ этапов инвестиционного процесса хозяйствующего субъекта региона
В экономической литературе некоторые авторы проектное инвестирование средств в рамках конкретного хозяйствующего субъекта представляют как поэтапный процесс финансирования экономически целесообразных вариантов модернизации, технического перевооружения или нового строительства элементов основных фондов, объектов производственной и социальной сфер региона. При этом выделяют три этапа: предварительный, финансового обеспечения и окупаемости инвестиций (Поршнев и др., 1999).
Такая позиция представляет проектное инвестирование как процесс, длительность которого зависит не только от объемов вложения финансовых средств и трудоемкости выполнения работ по модернизации, техническому перевооружению и новому строительству, но и от периодов планово-расчетных обоснований экономической целесообразности проектного инвестирования, длительности процесса модернизации, обновления основных фондов, создания технологических, технических и иных новшеств, а также периода эксплуатации объекта инвестирования, в течение которого текущие и единовременные затраты средств должны быть окуплены.
Инвестиционный процесс делится на следующие этапы:
— начально-подготовительный, в рамках которого определяется приоритетность направлений финансовых средств в те или иные отрасли, объекты инфраструктурного комплекса, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, обосновывается на планово-расчетной и прогностической базе выбор наиболее экономически результативного варианта проектного инвестирования в регионе;
— процессно-инвестиционный этап, включающий последовательное осуществление избранного проекта (его варианта), финансирование модернизации и обновления основных фондов, создания новшеств;
— эксплуатационный, устанавливающий окупаемость средств инвестирования,
Рис. 2. Схема этапов инвестиционного процесса хозяйствующего субъекта региона
Такое деление, на наш взгляд, предоставляет достаточно полную возможность региональному субъекту управления инвестиционным процессом возмещать все виды затрат на модернизацию, обновление основных фондов в составе объектов инфраструктурного комплекса, государственных и муниципальных хозяйствующих субъектов (рис. 2).
Однако представление инвестиционного процесса в виде этапов не исключает и, по нашему мнению, усиливает его финансово-инвестиционную, социально-экономическую направленность, детализирует осуществление и определяет его планово-расчетную и регулирующую сущность. Представление инвестиционного процесса, как последовательно реализуемого комплекса подготовительных, процессно-инвестиционных и эксплуатационных работ, объединяет и в целом определяет текущий и среднесрочный характер их планирования.
Так, например, начально-подготовительный этап осуществления инвестиционного проекта для регионального субъекта планирования и регулирования инвестиций, направленных в основной капитал и новшества социальной и производственной сфер (блок 1, рис. 2), по сути дела, является объектом текущего и перспективного планирования и регулирования. Это положение объясняется тем, что в регионе выбор отраслевых или инфраструктурных приоритетов для направления финансовых средств в объекты инвестирования может характеризоваться как текущей, так и перспективной плановой обоснованностью, исходя из сложившихся экономических, инновационных и финансовых тенденций развития. При этом, по нашему мнению, возможны варианты предполагаемых направлений средств инвестирования в основной капитал, новшества региональных объектов инфраструктурного комплекса хозяйствующих субъектов.
Один из таких вариантов избирается региональным органом планирования и регулирования на базе среднесрочного прогнозирования экономических результатов, затрат, обобщающего и частных показателей эффективности инвестиционного проекта, исходя из проектов аналогичного и эталонного характера.
В том случае, когда таких проектов в регионе достаточно для представительной выборки экономических показателей, прогнозирование экономико-математическими методами может быть статическим и значимым. Если же в качестве аналога, эталона выступает один региональный инвестиционный проект, то прогнозные величины результатов, затрат и уровней эффективности инвестирования избранного для финансирования варианта вложений средств в основной капитал, новшества могут быть определены по конечным данным завершенного инвестиционного проекта, исходя из установления аналитическими методами пропорциональности объемов финансирования, длительности исполненного и инвестируемого проекта, стоимостных объемов производства продукции, оказания услуг (Акулов, Рудаков, 2001).
Однако текущее и среднесрочное прогнозирование экономических результатов, затрат и в целом эффективности нового инвестиционного проекта на начально-подготовительной стадии регионального инвестиционного проекта, на наш взгляд, должно осуществляться на основе прогнозных (предполагаемых) цен на те или иные виды продукции, оказываемых услуг, производимых объектом инвестирования, а также натуральных объемов продукции и услуг в течение года или всего установленного инвестором срока эксплуатации основных фондов, внедренных в производство новшеств технологического и технического характера.
Следует в этой связи отметить, что уровень объективности планово-расчетных экономических величин избираемого варианта проекта для финансирования в существенной мере зависит от точности определения объемов производства продукции, оказания услуг объектом инвестирования, а также маркетинговых исследований, проводимых хозяйствующим субъектом в целях установления равновесности между рыночным спросом на продукцию, услуги определенного качества и возможным их предложением потребителям.
Таким образом, этапиость инвестирования органически должна включать текущее и перспективное планирование, а также конкретный комплекс регулирующих мер по устранению возможных или уже действующих отклонений от намеченных целевых ориентиров результативности, затратности и эффективности инвестиционных вложений в новшества, основные фонды производственной и социальной сфер региона. Если на начально-подготовительном этапе обоснований экономической целесообразности избираемого для финансирования инвестиционного проекта планирование и регулирующие меры носят среднесрочный (перспективный) характер, то в процессе непосредственного инвестирования (блок 2, рис. 2) планирование и регулирование приобретают текущий характер, так как планово-расчетные и регулирующие мероприятия и оперативные действия направлены на последовательную модернизацию и обновление основных фондов социальной и производственной сфер региона в течение таких временных периодов, как месяц, квартал, год. Впрочем, среднесрочный характер (более одного года) может иметь и непосредственно сам процесс инвестирования в том случае, если модернизация, техническое перевооружение и новое строительство осуществляются с комплексом объектов производственной и социальной сфер, и период инвестирования в этом случае превышает период текущего планово-расчетного обоснования.
Этап эксплуатации объекта инвестирования (блок 3, рис. 2) также может иметь текущий и среднесрочный характер, в зависимости от размеров получаемой чистой прибыли, служащей годовой мерой окупаемости инвестиционных вложений.
В целом выделение в этапах инвестиционного процесса текущей и перспективной направленности планирования и регулирования, на наш взгляд, не решает проблемы экономической целесообразности выбора объекта инвестирования, последующего финансирования его модернизации и обновления, но в конечном итоге содействует повышению точности расчетов экономических результатов и затрат, росту объемов экономии финансовых и материально-технических ресурсов, уровней эффективности их использования.
Поэтому этапы инвестиционного процесса отдельных хозяйствующих субъектов региона должны входить в механизм планирования и регулирования инвестиций, в целом инвестиционного проекта на основе взаимодействия таких его элементов, как методы и способы планово-расчетных обоснований, регулирующих воздействий, видов планирования и регулирования.
4. Анализ взаимодействия формируемых средств инвестирования, направление их в основной капитал и создание новшеств
В целях повышения темпов экономического роста региона (увеличения объемов валового регионального продукта), по нашему мнению, целесообразно создавать и финансировать региональные программы развития инфраструктурных комплексов производственной и социальной сфер, приоритетных в экономическом отношении отраслей регионального хозяйства, основных комплексов и организационно-правовых структур (Космин, 2003). При этом прямое и инновационное инвестирование денежных средств в развитие основного капитала, его влияние на экономический рост можно представить в виде рис. 3.
Как видно на рис. 3, формируемые инвестиции (блок 2) из сбережений населения, бюджетных, свободных и заемных средств региона и хозяйствующих субъектов (блок 1) направляются в обновление и модернизацию основных фондов региональной экономики (блок 5), а также на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, фундаментальные исследования (блок 3). При этом создаваемые технологические и технические новшества (блок 4) реализуются в производстве. Они являются основой не только модернизации наиболее активной части основных производственных фондов региона, но и совершенствования технологических процессов, обновления той части основных фондов предприятий региона, которая идентифицируется по внедряемым техническим новшествам.
Поэтому региональным органам планирования и регулирования инвестиций следует в процессе вложения денежных средств в основной капитал учитывать и инновационное инвестирование, результаты которого выступают в виде инноваций - технологических, технических и иных новшеств, реализуемых в производстве, выступают, повышая технический уровень основных фондов, степень технологичности производства, способствуя модернизации и обновлению основных фондов.
Процесс взаимодействия инвестиций, основных фондов региональной экономики, научно-инновационного процесса и его результатов, внедряемых в производственной и социальной сферах, представленный блоками 2, 3, 4 и 5, по нашему мнению, является центральным в воспроизводстве основных фондов. Остальные блоки представляют взаимодействующие элементы производственного цикла, а совместно с блоками 2, 3, 4 и 5 - полный производственный цикл на базе модернизации и обновления основных фондов, инновационного инвестирования, способствующих экономическому росту региона, его объектов инвестирования.
Рис. 3. Схема взаимодействия формируемых средств инвестирования, направления их в основной капитал и создание новшеств
Так, выпуская на базе обновленных фондов продукцию, оказывая услуги потребителям (блок 6), реализуя ее (блок 7), оплачивая труд персонала (блок 8), аккумулируя амортизационные отчисления для планового погашения изношенной части основных производственных фондов, чистую прибыль (блок 9), предприятия и население региона, непосредственно сам регион имеют свободные денежные средства (блок 1) для расширенного воспроизводства. Они приобретают для инвестиционных проектов и производственно-хозяйственной деятельности различные виды ресурсов (блок 10) на рынке товаров и услуг.
5. Заключение
Таким образом, проектное инвестирование в регионе характеризуется непрерывностью и поэтапностью вложения средств в основной капитал. За счет совокупности суммарных инвестиций региональных хозяйствующих субъектов создаются новшества технического, технологического и иного характера. Проектное инвестирование при этом ориентировано на решение следующих задач:
выполнение начально-подготовительных, процессно-инвестиционных и эксплуатационных работ по достижению экономического, финансового и социального результатов проектного инвестирования;
осуществление планово-расчетного обоснования, выбора экономически и социально-значимых инвестиционных проектов;
своевременное принятие регулирующих мер по рационализации взаимодействия элементов инвестиционного процесса для достижения необходимой эффективности, использование средств по обновлению основных производственных фондов и создания новшеств.
Литература
Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учеб. пособие. ПетрГУ, 316 е., 2001.
Дидык В., Бритвина Е. Региональная инвестиционная политика как фактор устойчивого развития.
Наука и бизнес на Мурмане, № 5, с.85-90, 2001. Дидык В., Залкинд Л. Методология воспроизводственного подхода в анализе инвестиционного процесса региона. Тезисы докладов Межрегиональной научно-практической конференции, 19-20 апреля 2001 г. Апатиты, КНЦРАН, с.11-13, 2001. Космин Н.П. Некоторые аспекты формирования рационального механизма инвестиционно-
инновационного процесса. Вестник МГТУ, т.6, № 2, с.222-227, 2003. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Соломатина H.A. Управление организацией: Учебник. М., ИНФРА-М, с.669, 1999.