СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010
ния и модернизации основных фондов.
При предоставлении таких кредитов для хозяйств было необходимо выполнение следующих условий:
— стимулирование освоения сельхозтоваропроизводителями современных аграрных технологий;
— создание условий для повсеместного внедрения в сельскохозяйственное производство высокотехнологичных машин и оборудования;
— приобретение новой высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования;
— формирование эффективно действующего парка машин и оборудования, позволяющего освоить прогрессивные технологии;
— организация и развитие технических центров для комплексного обеспечения новой техникой и технологиями и технического сервиса.
Для получения кредитов такого рода будет необходимо предоставление следующего пакета документов:
— бухгалтерский баланс и формы финансовой отчетности сельскохозяйственного предприятия за последние 3 года, для оценки его финансового состояния;
— сведения об остатке средств на банковских счетах предприятия;
— стратегический план обновления парка сельхозмашин на предприятии.
— документы, подтвержающие наличие движимого и недвижимого имущества, находящегося в распоряжении предприятия, и его обремененности залогом и другими кредитными формами.
В дальнейшем, при использовании предоставленных средств, сельхозпредприятие должно будет предоставить перечень документов, подтверждающих целевое использование кредитов:
— документы, подтверждающие создание центра технического обслуживания в рамках организационной структуры сельхозпредприятия;
— копии контрактов на покупку новой сельхозтехники в течение срока использования кредита;
— документы, подтверждающие поставки на ус-
ловиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий.
В условиях финансового кризиса необходимо диверсифицировать экономику, в том числе это возможно за счет развития сельского хозяйства. Бюджетная поддержка аграриев в ближайшей перспективе вызовет активное привлечение инвестиций и увеличение объемов производства. Государству необходимо лишь создать ресурсные возможности для реализации конкурентных преимуществ сельского хозяйства.
Библиографический список
1. Ушвицкий, Л. Финансовая устойчивость аграрного сектора региона и пути ее повышения/Л. Ушвицкий, Н. Васильева, М. Ушвицкий // АПК : экономика и управление. — 2008. — №5. - С. 57-60.
2. Алтухов, А. Финансово-кредитные механизмы регулирования агропроизводства / А. Алтухов // Экономика сельского хозяйства России. — 2007. — № 2. — С.17.
3. Алиев, М. И. Роль государства в адаптации предприятий АПК Саратовской области к кризисным явлениям в экономике в 2009 г. /М. И. Алиев //Вестник СТАУ им. Н. И. Вавилова. — 2009. - №4. - С. 46-51.
ЦИФРОВА Роз-Мари Васильевна, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина.
Адрес для переписки: 410031, ул. Соборная, 23/25. КАЗАКОВА Лилия Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова.
Адрес для переписки: 410012, ул. Театральная пл., 1.
Статья поступила в редакцию 07.10.2009 г.
© Р.-М. В. Цифрова, Л. В. Громова
УДК 336.71 Е- ю. БИРЮКОВА
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия,
г. Омск
СУЩНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
БАНКОВСКОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ключевая проблема банковского предпринимательства на современном этапе — совершенствование деятельности банков в условиях жесткой конкуренции. Банки вынуждены искать новые методы работы, повышая качество обслуживания, которое является определяющим фактором конкурентоспособности.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, банковское предпринимательство, система менеджмента качества.
Важная роль в стабилизации функционирования нув в результате функционального разделения и спе-и становлении цивилизованной рыночной экономи- циа-лизации форм общественного капитала, банков-ка России принадлежит банковской системе. Возник- ский капитал в его функциональном состоянии пред-
ставляет собой обособившуюся, относительно самостоятельную форму финансового предпринимательства.
Предпринимательская активность во всех отраслях экономики является важным фактором экономического прогресса. В основе предпринимательской деятельности лежат нововведения, инновации в области производства и предоставления услуг, ведущие к освоению новых рынков. Банковская сфера не является исключением.
Предпринимательская деятельность — прежде всего это интеллектуальная деятельность человека, который своей энергией и инициативностью достигает определенных целей, получая пользу для себя и общества.
Если рассматривать предпринимательство с различных точек зрения, таких как: содержание и направленность предпринимательской деятельности, связь с основными стадиями воспроизводственного процесса, объект приложения капитала, получение конкретных результатов деятельности, то можно выделить следующие виды:
• производственное,
• коммерческо-торговое,
• финансово-кредитное,
• посредническое,
• страховое [1].
Финансовое предпринимательство является особой формой коммерческого предпринимательства, где предметом купли-продажи являются национальные деньги и ценные бумаги, которые передаются покупателю или предоставляются в кредит.
Кредитное предпринимательство — это привлечение денежных вкладов с выплатой их обладателям вознаграждения в виде процента, с последующим возвратом вклада. При этом привлеченные деньги могут выдаваться ссудозаемщикам под кредитный процент.
Организация финансово-кредитного предпринимательства предполагает наличие специализированных организаций: коммерческих банков, финансово-кредитных компаний.
Важнейшая роль предпринимательской деятельности в сфере финансов отводится банковскому предпринимательству, которое является специфической формой финансово-кредитного предпринимательства.
Банковское предпринимательство — это деятельность банков, которая реализуется с использованием инноваций, с полной ответственностью за риски и реализацию интересов общества, связанных с выполнением конкретных функций, равно как и другие виды предпринимательской деятельности.
К функциям банковского предпринимательства можно отнести:
• максимально полное и высококачественное банковское обеспечение экономики и населения;
• развитие некоторых нетрадиционных видов банковских услуг;
• активное вовлечение банковских средств в инвестиционные процессы, происходящие в экономике;
• постоянное повышение имиджа банковской системы [2].
Банковское предпринимательство имеет определенные противоречия.
С позиции необходимости подъема национальной экономики требуется расширение кредитования реального сектора. Другая сторона — это получение банками большей прибыли, что влечет за собой бо-
лее тщательный выбор ссудозаемщиков: мониторинг их финансового состояния, диверсификацию банковского портфеля с целью снижения кредитных рисков.
В настоящее время банковская система нашей страны прошла этап, когда наблюдалось стихийноэкстенсивное развитие финансового сектора, которое позволяло банкам получать высокие спекулятивные доходы по причине инфляции. На современном этапе деньги в банковской сфере можно заработать только профессионализмом и умением. Ключевая проблема банковского предпринимательства сейчас — это совершенствование организации деятельности банка на основе современной маркетинговой концепции с учетом специфики рынка банковских услуг. Ведь важнейшей ролью банковского предпринимательства является перераспределение свободных денежных средств хозяйственных агентов и населения для превращения их в капитал, способный приносить высокий доход. Этот вид предпринимательства является двигателем научно-технического прогресса, инвестиционной активности, инициирует экономический рост и повышает уровень жизни в целом.
Для решения этой проблемы происходит формирование новых и трансформация старых элементов кредитно-финансовой инфраструктуры, налаживаются новые связи, внедряются новые банковские технологии, отвечающие международным стандартам. Этот процесс очень сложен и противоречив, его результатом может стать снижение эффективности банковской деятельности, и в итоге процесс реформирования может зайти в тупик. Чтобы этого не произошло, банки ведут поиск новых организационных структур, более эффективных форм работы, современных программно-информационных технологий и высококвалифицированных кадров — все это направлено на повышение качества обслуживания клиентов.
Повышение требований к качеству корпоративного управления и повышение конкурентоспособности является одной из первостепенных задач, стоящих перед кредитными организациями. Сейчас устойчивое развитие кредитной организации основывается на непрерывном улучшении качества ее деятельности.
Чтобы повысить качество деятельности, многие банки перенимают западный опыт, например применяют методы всеобщего контроля качества TQC (Total Quality Control), реинжиниринга бизнес-процессов BPR (Business Process Reengineering), всеобщего менеджмента качества TQM (Total Quality Management), методы непрерывного совершенствования Kaizen, концепцию «бережливого производства» Lean Production и т.д.
Даже старейшие российские банки с устоявшимися традициями и отлаженными механизмами работы вынуждены выбирать новые методы организации работы, икать пути оптимизации бизнес-процессов, обучать персонал работе в новых условиях. Конечно, нововведения не сразу дают желаемые результаты. Зачастую это связано с нежеланием персонала работать по-новому. В решении этой проблемы ключевая роль отводится руководству, которое должно грамотно мотивировать персонал для работы по новым правилам и процедурам. При активном же участии персонала и следовании всем принципам внедряемых методов, можно добиться невероятных результатов: снижения издержек времени, сокращения трудозатрат, устранения дефектов и т.д. и как резуль-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (86) 2010 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
тат — получение большей прибыли.
Особым подходом к разработке и реализации стратегии деятельносги кредитных организаций является создание системы менеджмента качества (СМК). СМК — система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, это реализация установленной руководством предприятия политики и цели предприятия, включая политику в области качества [3].
Внедрение СМК для банка — это возможность оптимизировать структуру и технологию деятельности, в том числе четко распределять полномочия и ответственность персонала, обеспечить прозрачность внутренних процессов, повысить эффективность принятая управленческих решений. Все эти действия помогут улучшить качество финансовых услуг и минимизировать риски. Сертификация на соответствие требованиям ШО 9001:2000 увеличивает шансы банков на победу в тендерах, повышает доверие клиентов, дает выход к тесному сотрудничеству с перспективными иностранными партнерами.
Результат создания СМК в банковской сфере — наличие эффективной системы управления, которая позволит изменяться под внешними условиями, развивать бизнес за счёт унификации системы управления и взаимодействия филиальной сета.
Развитие банковского предпринимательства — необходимый процесс ддя развития экономики страны в целом. Поэтому необходимо модернизировать банковскую систему путем внедрения новых передовых технологий отечественной и зарубежной прак-
тики для создания научно обоснованных положений для определения направлений развития банковского предпринимательства. Большое количес тво участников рынка банковских услуг на современном этапе предполагает непрерывное совершенствование качества предоставляемых услуг. Для достижения этого необходимо применять новые методы работы, основанные на зарубежном опыте и международных стандартах.
Библиографический список
1. Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы, методы / Б.З. Мильнер |и др.| // Общество и экономика. — 2004. — №17. — С. 118— 174.
2. Лопатин, В.А. Система управления бизнес-процессами / В.А.Лопатин //Управление в кредитной организации. — 2008. — № 6. - С. 77-99.
Стандарт ISO 9001:2000 в банках. Особенности создания системы менеджмента качества в кредитных организациях [Электронный ресурс). — Электронные данные. — Режим доступа : http://www. ISO-9001.ru
БИРЮКОВА Евгения Юрьевна, аспирантка кафедры «Управление качеством и сертификация» Сибирской автомобильно-дорожной академии, старший бухгалтер Омского отделения № 8634 Сбербанка России.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected] Статья поступила в редакцию 22.10.2009 г.
© Е. Ю. Бирюкова
УДК 336 71(47+571 12) д. Н. СТАДУХИН
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
В статье приведены инновационные механизмы развития системы ипотечного кредитования в России в условиях кризиса на федеральном (региональном) уровне и на уровне хозяйствующих субъектов — банков, позволяющие смягчить негативные эффекты, вызванные кризисом, социальную и экономическую напряженность, а также обеспечить скорейшее восстановление основных экономических и социальных показателей. Ключевые слова: инновации, социальная защита, банки, ипотечное кредитование.
В условиях развития финансового кризиса в России и в мире перед управленческими кадрами государственных и частных структур встают задачи смягчения негативных эффектов, вызванных кризисом, социальной и экономической напряженности, а также обеспечения скорейшего восстановления основных экономических и социальных показателей. Одним из наиболее действенных инструментов, широко используемых в ходе настоящего кризиса, являются меры экономической и социальной поддержки различных отраслей и групп населения.
Остановимся на социальной поддержке различных слоев населения, так как данные меры позволяют не только смягчить социальный климат, но и служат росту платежеспособного спроса в стране и улучшают макро- и микроэкономическую ситуацию в целом. Для решения нарастающих социальных проблем целесообразно, на взгляд автора, подключить к их решению хозяйствующие субъекты, прежде всего те, в руках которых находятся финансовые ресурсы общества. Наиболее эффективным из всех предприятий представляется подключение кредит-