СУЩНОСТЬ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
П.Ю. Осипов
В статье рассмотрены сущностные характеристики, отличительные особенности, проблемы выработки и реализация органами власти и управления региональной инвестиционной политики как важнейшей компоненты социально-экономической политики регионального развития.
Ключевые слова: региональная инвестиционная политика, приоритетные направления инвестирования, экономические проблемы региона, инвестиционные проекты.
Эффективность инвестиционной политики в государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональный аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.
Региональная экономическая подсистема, базирующаяся на собственных резервах и потенциале, содействующая укреплению единого экономического пространства в стране и вбирающая в себя выгоды межрегиональной интеграции, - это основное звено национального хозяйства. Подтверждением данного тезиса может служить то обстоятельство, что в Европейском Союзе (ЕС) в качестве необходимого условия успешного экономического развития рассматривают именно формирование и осуществление региональной инвестиционной политики.
В течение последних лет в результате теоретических дискуссий и общественного признания новых идей по национальному технологическому и инновационному развитию важность региона как территориальной экономической единицы значительно возросла [1]. Основная причина такого усиления внимания к региональному развитию в условиях глобализации мировой экономики, на наш взгляд, заключается в следующем.
1. В условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится способность как отдельных регионов, так и страны в целом быстро реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять оперативную адаптацию за счет арсенала средств инвестиционного развития экономики [2].
2. Важность региональной переориентации инвестиционной политики связана с ха-
рактером инновационного развития мировой экономики. Постепенно приходит эпоха наукоемкого производства, в котором не масштабы, а способность к постоянному обновлению продукции за счет внедрения новых технологий играет решающее значение в усилении конкурентных позиций нации на мировом рынке.
3. Региональная переориентация инвестиционной политики связана с особенностями создания и использования принципиально новых технологий, которые становятся все более затратными ввиду больших расходов на осуществление научных исследований и подготовку высококвалифицированных кадров.
4. Условием высокой конкурентоспособности и устойчивости многих стран на мировом рынке становится углубление промышленной и торговой специализации, что приводит к селекции промышленных отраслей, к появлению новых производств, которые в условиях существующих региональных различий позволяют максимально четко определить специализацию технологической политики, т. е. направление концентрации инвестиционного потенциала страны и ее регионов.
5. С региональной специализацией связано и то, что процесс распространения новых технологий между национальными фирмами, производящими одинаковую продукцию, происходит во много раз быстрее, чем в условиях диверсифицированного национального производства, как следствие, происходит значительное увеличение совокупного коммерческого (и экономического) эффекта для региона.
6. Немаловажной причиной усиления роли регионального инвестиционного развития является современная инновационная экономика, в которой важно создавать и развивать знания
в тех направлениях, которые могут дать нации новые конкурентные преимущества.
Исходя из изложенного, особую актуальность приобретает выработка и реализация органами власти и управления региональной инвестиционной политики, которая выступает как составная часть социально-экономической политики регионального развития.
Очевидно, что инвестиционная политика должна строиться в рамках общеэкономической государственной политики, обеспечивать решение стратегических и тактических задач социально-экономического развития регионов. Инвестиционная политика, считает Б.А. Райзберг, «...это составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направление их использования, источников получения, с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня» [3].
Н.В. Игошин шире рассматривает инвестиционную политику, по его мнению, «...это составное звено экономической политики государства, система мер, определяющая объем, структуру и направление капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе новейших достижений
науки и техники. Она стимулирует и регулирует инвестиционный процесс, создает условия для устойчивого социально-экономического развития государства, региона, отрасли, бизнеса в целом» [4].
Таким образом, сущность инвестиционной политики можно определить как целенаправленную научно-обоснованную деятельность региональных органов власти и управления по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем социально-экономического развития региона и улучшения качества жизни его населения.
Процесс осуществления региональной инвестиционной политики можно представить в виде схемы ее формирования и реализации, представляющей собой последовательность работ, выполняемых региональными органами власти и управления (рис. 1).
На первом этапе формирования инвестиционной политики определяются социальные, экологические и экономические проблемы региона, решение которых требует инвестиций как для достижения устойчивого развития региона в целом, так и для обеспечения нормальной жизнедеятельности его муниципальных образований [5].
Рис. 1. Принципиальная схема формирования и реализации инвестиционной политики
На втором и третьем этапах, соответственно, на основе генеральной цели - улучшения качества жизни населения, - а также с учетом необходимости решения проблем развития региона, осуществляется выбор стратегических и тактических целей инвестирования и определяются приоритетные с точки зрения регионального сообщества направления инвестирования.
На этапе определения региональной стратегии инвестиций определяется ряд условий, которым должны отвечать все инвестиционные проекты, реализуемые в регионе:
1. Инвестиции должны быть социальноориентированными, что, прежде всего, означает приоритет социальных проблем населения региона при выборе направлений и объектов инвестирования.
2. Инвестиции должны быть регионально-ориентированными, т. е. обеспечивать приоритетное соблюдение интересов населения региона при принятии инвестиционных решений.
В качестве одного из главных критериев инвестирования должен использоваться принцип «не ухудшения» среды обитания населения региона, что подразумевает учет экологических факторов при оценке прогнозируемых результатов и последствий инвестиций. Соблюдение данного условия может быть обеспечено введением обязательной экспертизы инвестиционных проектов и предложений.
На четвертом этапе происходит формирование самой региональной инвестиционной программы, которое наглядно можно представить в виде схемы (рис. 2).
Начальным этапом формирования регионального банка инвестиционных проектов является разработка инвестиционных предложений различными субъектами регионального сообщества [3]. В 1 блок поступают инвестиционные предложения предприятий, организаций и отдельных предпринимателей региона. Во 2 блоке концентрируются предложения, разработанные муниципальными структурами и направленные на решение социально-экономических проблем муниципалитетов. В 3 блоке сосредоточены проекты,
осуществление которых будет способствовать решению проблем развития всего региона в целом (крупные инфраструктурные и транспортные проекты, проекты, повышающие привлекательность региона как места осуществления предпринимательской деятельности и т. п.). В рамках 4 блока происходит предварительная оценка поступивших предложений и проектов. В блоке 5 на основе проведенной экспертизы происходит отбор и формирование упорядоченного пакета инвестиционных проектов и предложений.
Формирование региональной инвестиционной политики в государстве осуществляется на основе различных нормативных документов, которые определяют хозяйственные решения органов государственной власти, источники, размеры, структуру и основные направления инвестиций и рациональное их использование. Инициатива инвесторов, их поведение (активность или пассивность) в большей мере определяются инвестиционным климатом [6].
В ежегодных посланиях Федеральному Собранию, Указах Президент России определяет направления инвестирования. Правительство России, органы управления субъектов Федерации уточняют количественные показатели инвестирования и детализируют распределение инвестиций в бюджетах, федеральных и региональных инвестиционных программах, так в постановлении Правительства РФ «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России» определены: роль финансирования капитальных вложений для реформирования экономики России; приоритеты федеральной инвестиционной программы; критерии отбора проектов, финансирование которых будет осуществляться с участием средств социальной части бюджета (эффективность, окупаемость, вложения в «точки роста» экономики); ориентиры (примерные нормативы с учетом состояния мирового рынка капиталов) для привлечения иностранных инвестиций; пути развития инфраструктуры инвестиционного процесса (в части развития информационно-консультативной системы и другие вопросы) [7].
Рис. 2. Формирование банка данных инвестиционных проектов и предложений
Основной задачей региональной экономической политики на краткосрочный период является обеспечение стабилизации экономики и создание условий для перехода к устойчивому экономическому развитию. Обеспечение устойчивого экономического роста диктует необходимость определения форм адаптации исторически сложившихся промышленных комплексов регионов к реально существующим экономическим условиям; осуществления модернизации этих комплексов, структурной их перестройки в направлении развития конкурентоспособных производств с выделением конкретных предприятий, базовых для данного комплекса отраслей, а также новых, ранее не свойственных ему отраслей [8].
В настоящее время субъекты РФ стремятся проводить самостоятельную политику, направленную на улучшение инвестиционного климата и обеспечение социальноэкономического развития регионов. Они разрабатывают собственные комплексные меры по привлечению отечественных и иностранных инвестиций, увязывая их с долгосрочными программами развития регионов.
Поиски субъектами РФ собственных подходов к активизации инвестиционной деятельности ведутся в широком диапазоне: от стремления сохранить дотации из федерального бюджета на поддержание расположенных на территории региона предприятий депрессивных отраслей, до мобилизации
собственных финансовых ресурсов через займы и содействие в привлечении негосударственного сектора к осуществлению региональных инвестиционных программ и проектов [9].
По мнению действующего министра регионального развития, в настоящее время необходимо внедрить на федеральном уровне прежде всего такие механизмы, которые обеспечивают согласованность действий федеральных, региональных и местных властей по снятию инфраструктурных ограничений, по развитию производственной инфраструктуры. Основными инструментами федерального центра в этом плане являются стратегия развития страны с привязкой ее к территориям, схема территориального планирования Российской Федерации и федеральные или долгосрочные целевые программы развития страны [10]. После получения этого набора инструментов регионы должны выработать свои собственные стратегии, схемы территориального планирования и долгосрочные инвестиционные программы. «Все, что входит в зону их ответственности, они должны решать самостоятельно».
Основной целью перспективной региональной инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема и повышение уровня жизни в регионах в основном за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные
создать собственный инвестиционный потенциал региона и содействовать ориентации отраслей и производств к рыночным условиям, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке и активизировать продвижение на внешний рынок [11].
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи.
1. Создать законодательное, организационное, инфраструктурное и информационное обеспечение для осуществления инвестиционной деятельности.
2. Привлечь внимание российских и иностранных инвесторов к региону, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики региона и представить его как перспективного партнера, обеспечить активное взаимодействие с потенциальными участниками инвестиционного процесса с целью вовлечения их в инвестиционную деятельность, участие региона в реализации федеральных целевых программ.
3. Обеспечить продвижение инвестиционных проектов предприятий региона на российский и внешний рынки инвестиционных проектов.
4. Содействовать предприятиям региона в привлечении частных инвестиций.
5. Мобилизовать инвестиционные ресурсы региона и обеспечить их эффективное использование.
6. Осуществить оценку инвестиционного потенциала региона.
Названные задачи воспроизведены в инвестиционной политике субъектов РФ. В то же время этот состав дополняется другими значимыми для регионов задачами. Так, например, главная задача в этой сфере для администрации Тамбовской области - создание условий, способствующих притоку инвестиционных ресурсов в экономику области [12].
Рассмотренное разнообразие задач отражает своеобразие подходов государственных органов субъектов РФ к разработке региональной инвестиционной политики, а также факторов, определяющих перспективы развития инвестиционной сферы региона.
1. Рохчин В.Е. Местная инвестиционная политика: разработка и механизм реализации // Гуманитарные науки. 1996. № 1-2.
2. Асаул А.Н., Денисова И.В. Состояние инвестиционного климата региона - основа развития строительного комплекса. Доклад на Годичном 39 собрании Санкт-Петербургских Научных Советов по экономическим проблемам Российской академии наук. 3 марта. 2001 г. СПб., 2001.
3. РайзбергБ.А. Основы бизнеса. М., 1996.
4. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование. М., 2002.
5. Багаряков А.В. Совершенствование механизма инвестиционной политики в регионе: дис. ... канд. эконом. наук. М., 2006.
6. Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 1 (318).
7. Постановление Правительства РФ № 1016 от 13.10.1995 г. «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России».
8. Бетин О.И. Некоторые аспекты региональной социально-экономической политики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2003. № 1.
9. Инвестиционный климат в России (доклад Экспертного института) / рук. авт. кол. Е. Ясин // Вопр. экономики. 1999. № 12.
10. Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросу о региональной инвестиционной политике от 11.10.2007 г. М., 2007.
11. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград, 2001.
12. Инвестиционная политика администрации Тамбовской области. Режим доступа: Шр:// www.regadm.tambov.ru/Inv/lnv_po1.shtm1. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 27.05.2008 г.
Osipov P.Yu. The essence аnd conceptual provisions of regional investment policy. In the article the essential characteristics, distinctive features, the problems of development and realization by the power authorities and management of regional investment policy as the major components of socio-economic policy of the regional development are considered.
Key words: regional investment policy, priority directions of investment, economic problems of the region, investment projects.