КАЧЕСТВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Назаров А.Г., к.п.н., заместитель председателя Комитета по гражданскому, арбитражному и процессуальному законодательству
Государственной Думы ФС РФ
В данной статье рассматривается проблема определения качественных параметров региональной инвестиционной политики, представлено видение автора на обоснование системы принципов инвестиционной политики, содержание механизма ее реализации, разработку направлений стимулирования инвестиционной активности на региональном уровне.
Ключевые слова: качественные параметры, инвестиционная политика, регион, принципы инвестирования, механизм, инвестиционная активность.
QUALITATIVE PARAMETERS OF THE REGIONAL INVESTMENT POLICY
Nazarov A., Ph.D., Deputy Chairman of the Committee on civil, arbitral and procedural legislation of the State Duma
This article discusses the problem of determining the quality parameters of the regional investment policy, outlined the vision of the author S justification of the principles of investment policy the contents of the mechanism for its implementation, the development trends in investment activities at regional level.
Keywords: quality parameters, investment policies, the region, the principles of investing, the mechanism, investment activity.
В развитых странах мира инвестиционная политика ставится во главу угла всех принимаемых решений на макроуровне: объем инвестиций рассматривается в качестве важнейшего критерия устойчивого развития национальной экономики, а динамика инвестиционных вложений как индикатор состояния эффективного совокупного спроса, как фактор, влияющий в будущем на объем национального производства, уровень занятости и потребления населения.
В последние время достаточно большое количество научных исследований посвящено системной организации регулирования инвестиционных процессов на субфедеральном уровне. Безусловно, регулирование инвестиционной деятельности в субъектах федерации воплощено в инвестиционной политике государства или отдельного региона, однако в настоящей статье автор предлагает описать лишь основные качественные параметры - те, которые определяют эффективность ее реализации, создают благоприятные экономические, правовые и организационные условия для участников инвестиционной деятельности в регионах России.
Под инвестиционной политикой многие специалисты предлагают понимать целенаправленную деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития1.
Инвестиционная политика определяет среднесрочные и долгосрочные цели инвестиционной деятельности и основные пути их достижения. Она строится на основе социально-экономических и научно-технических прогнозов и служит базой для выбора инвестиционной стратегии, разработки инвестиционных программ и проектов, предлагая критерии для их оценки и отбора. Это особенно важно в условиях длительности инвестиционного цикла, многофакторности и изменчивости рыночной конъюнктуры.
Не менее важна инвестиционная политика региональных и муниципальных уровней управления, которая должна учитывать перспективы развития территориальных единиц с учетом их особенностей, служить основой для выработки целевых программ поддержки наиболее перспективных проектов.
Среди многочисленных исследований можно встретить следующее определение сущности региональной инвестиционной политики - это совокупность организационных и экономических мер по привлечению инвестиций с целью возрождения экономики регионов, ликвидации структурных деформаций, формирования благоприятной рыночной среды с учетом интеграции региона в единое экономическое пространство2.
Как представляется, важнейшим качественным параметром инвес-
тиционной политики, формируемой на региональном уровне, является четкое обоснование системы принципов ее разработки и реализации, которая определяет стержень инвестиционного развития региона.
По мнению ряда специалистов, основными принципами инвестиционной политики являются3: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность, а также социальная, экологическая и экономическая безопасность. Эти принципы должны реализовываться в инвестиционной политике органов власти различного уровня. При этом инвестиционная политика на федеральном уровне должна активизировать инвестиционную деятельность на уровне регионов и предприятий.
Многие авторы полагают, что в современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться при учете четырех базовых принципов4:
- совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
- осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
- организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);
- осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.
Учет этих принципов позволяет разрабатывать и реализовывать более эффективные мероприятия в рамках региональной инвестиционной деятельности. В то же время необходимо учитывать, что инвестиционная политика формируется под воздействием различных факторов и имеет рамки, определяемые институциональной системой региона.
Так, возрастающая роль регионов в экономических и управленческих преобразованиях в России предопределила сосредоточение приоритетного внимания к управлению, концентрации и эффективному использованию инвестиционных ресурсов. В то же время, рассмотрение и анализ институциональных форм управления инвестиционной политикой на региональном уровне требует учета параметров структурной перестройки и взаимосвязи со стратегическим направлением развития региона в масштабах всей страны. На наш взгляд, институциональные рамки определяют правила инвестирования и являются факторами, влияющими на качество инвестиционных решений, принимаемых органами власти и управления.
Следующим качественным параметром региональной инвестиционной политики, на наш взгляд, является специфический меха-
1 См., например: Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 67.
2 Ларионов А.Н. Региональная инвестиционная политика: проблемы и пути решения // Вестн. Волгогр. архитектур.-строит. акад. Сер.: Гуманитар. науки. 2000 . Вып. 1. - С. 48-54.
3 См., например: Крутик А.Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 482 с.; Ковалев В.В., Валдайцев С.В. Инвестиции. Учебник. - М.: Проспект, 2006. - 288 с.
4 Шастин А.В. Государственная инвестиционная политика и инвестиционный процесс в трансформируемой экономике России: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01: Омск, 2005.
Рис.1. Механизм реализации региональной инвестиционной политики.
низм ее реализации. На рисунке 1 показаны основные элементы механизма реализации региональной инвестиционной политики.
Мы полагаем, что указанный механизм должен включать следующие блоки: создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; выбор источников и методов финансирования инвестиций; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; определение сроков реализации инвестиционных решений.
Практика показывает, что региональная инвестиционная политика в условиях становления рыночной среды опирается на недостаточно эффективный экономический механизм ее реализации. Кроме того, многие регионы не готовы проводить инвестиционную политику в соответствии с требованиями рынка. Одной из причин такой ситуации является, к сожалению, недостаточный опыт и квалификация региональных властей в проведении инвестиционной политики.
Так как инвестиции служат одним из главных факторов повышения эффективности хозяйствования, в условиях финансово-экономического кризиса особую важность приобрел вопрос нахождения количественного увеличения и качественного улучшения инвестиционных процессов.
Следует также подчеркнуть, что качественные параметры инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.
Вместе с тем, активизация инвестиционной политики регионов приводит к возникновению ряда проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе: усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства.
Безусловно, российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а, следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.
Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов снижают качество инвестиционного процесса.
В то же время, для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые риски5. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы макси-
мальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.
Мы полагаем, что весомое значение в повышении качественных параметров региональной инвестиционной политики должно принадлежать научно обоснованной системе стимулирования инновационной активности на региональном уровне. Она должна включать:
- предложения по формированию отраслевых и региональных советов по технологической политике;
- предложения по развитию механизмов активизации взаимодействия участников инновационной деятельности;
- меры государственного стимулирования создания интегрированных структур науки, образования, промышленности и объектов инновационной инфраструктуры с целью создания непрерывной системы разработки, освоения в производстве, промышленного выпуска и реализации инновационной продукции;
- механизмы развития системы венчурного инвестирования и привлечения внебюджетных средств для финансирования высоко рисковых проектов, в том числе через систему региональных и отраслевых фондов поддержки инновационной деятельности, включая фонды стартового финансирования и венчурного предпринимательства.
Таким образом, качественные параметры региональной инвестиционной политики во многом повышают эффективность практической реализации инвестиционной деятельности, предоставляют возможность региональным органам управления оперативно решать текущие и перспективные задачи по созданию благоприятных условий для повышения качества инвестиционных решений.
В комплексе мер по повышению качества инвестиционной политики на региональном уровне необходимо: развивать инвестиционное законодательство в российских регионах; выработать единую концепцию управления инвестиционной деятельностью в субъектах федерации; обеспечить формирование благоприятного инвестиционного климата; повысить эффективность стимулирующего инструментария в сфере региональных инвестиций.
Литература:
1. Бисикало Е.Э. Механизмы структурных сдвигов и структурноинвестиционная политика в регионе: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. -Иркутск, 1999. - 190 с.
2. Ковалев В.В., Валдайцев С.В. Инвестиции. Учебник. - М.: Проспект, 2006. - 288 с.
3. Крутик А.Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2000. - 482 с.;
4. Ларионов А.Н. Региональная инвестиционная политика: проблемы и пути решения // Вестн. Волгогр. архитектур.-строит. акад. Сер.: Гуманитар. науки. 2000 . Вып. 1. - С. 48-54.
5. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2000. - С. 67.
6. Шастин А.В. Государственная инвестиционная политика и инвестиционный процесс в трансформируемой экономике России: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01: Омск, 2005.
5 Бисикало Е.Э. Механизмы структурных сдвигов и структурно-инвестиционная политика в регионе: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05.
- Иркутск, 1999. - 190 с.