УДК 330.191.6+330.012.22
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ДОТАЦИОННОМ РЕГИОНЕ
© А.М. Муратов
В статье рассмотрены проблемы выработки и реализации органами власти и управления региональной инвестиционной политики, предложены направления развития инвестиционного процесса в дотационном регионе, а также разработаны рекомендации по совершенствованию механизма формирования и реализации региональной инвестиционной политики.
Ключевые слова: региональная инвестиционная политика; дотационный регион; процессносубъектный подход; целевые установки инвестиционной деятельности в дотационном регионе.
Определяющую роль в решении проблем социально-экономического развития страны и регионов играют инвестиции. Сокращение объемов инвестиций является важнейшим показателем вхождения экономики любой страны в состояние кризиса, а оживление инвестиционной активности - непременным условием выхода на устойчивую траекторию экономического развития.
Однако, несмотря на положительную экономическую динамику в 2006-2008 гг., в Российской Федерации к настоящему времени создались неблагоприятные условия для активизации инвестиционной деятельности: макроэкономическая ситуация в 2008 г. характеризовалась крайней неустойчивостью динамики основных показателей на протяжении года; инерционный рост первого полугодия 2008 г., поддержанный накопленным потенциалом, благоприятной ситуацией на мировом рынке сырьевых ресурсов, во втором полугодии сменился замедлением темпов экономического развития; снизились темпы роста инвестиций в основной капитал (в декабре 2008 г. их объем стал ниже на 2,3 % по сравнению с декабрем 2007 г.) [1].
Активные меры государства, направленные на смягчение последствий кризиса, влекут за собой значительное повышение роли государства в экономической жизни.
В данном контексте акцентирование внимания на региональном развитии дотационных регионов связано с тем, что традиционные бюджетные источники финансирования не могут в необходимой мере обеспечить потребности региона, возникает проблема привлечения и эффективного использования других инвестиционных ресурсов для улучшения качества жизни населения и увеличе-
ния вклада региона в решение проблем федерального уровня.
На основании этого в большинстве субъектов Федерации задача развития инвестиционных процессов на этапе выхода из кризиса приобрела особую значимость, от ее решения зависят сокращение сроков преодоления экономической нестабильности и перспективы экономического роста.
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, осуществляемых региональными органами власти и управления по привлечению и рациональному использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью устойчивого, сбалансированного и социально-ориентированного развития региона.
Эффективной инвестиционной политикой станет та стратегия, которая будет включать несколько уровней. В частности, речь идет о создании федеральным правительством общенациональной стратегии пространственного развития, в которой регион «видит» свое место; о координации со стратегиями развития бизнеса в регионе и увязке региональных инвестиционных программ с бизнес-проектами в части развития инфраструктуры и подготовки кадров; о выделении в приоритетную группу инвестиций в человеческий капитал для всех регионов, обоснование инвестиций в инфраструктуру в четкой привязке к бизнес-проектам для максимизации эффекта бюджетных расходов; об оценке объективного «коридора возможностей» региона с учетом базовых тенденций пространственного развития и собственных преимуществ / барьеров; о разработке инвестпрограмм, реализуемых в границах этого «коридора» [2].
Проблеме синтеза разноуровневых составляющих региональной инвестиционной политики должного внимания не уделяется. До настоящего времени многими российскими экономистами региональная политика по-прежнему рассматривается как политика федерального центра в отношении регионов, направленная на сглаживание различий в уровнях развития отдельных регионов с помощью трансфертов из федерального бюджета, развитие в регионах социальной сферы и создание условий для предпринимательства.
В большинстве регионов проводимая ими региональная инвестиционная политика имеет вполне самостоятельную значимость, основанную, прежде всего, на взаимодействии региональной власти с местными предпринимательскими кругами и отдельными корпорациями и на существовании относительно обособленной региональной подсистемы внутри национальной экономики.
Основной целью перспективной региональной инвестиционной политики дотационного региона является обеспечение экономического подъема и повышения уровня жизни в регионе, в основном, за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные создать собственный инвестиционный потенциал региона и содействовать ориентации отраслей и производств к рыночным условиям, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке и активизировать продвижение на внешний рынок. Именно на этой основе должны решаться задачи обеспечения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и сбалансированности областного бюджета, ослабляться напряженность в социальной сфере.
Целями региональной инвестиционной политики также являются: создание условий, благоприятствующих развитию бизнеса в регионе; повышение уровня конкурентоспособности дотационного региона; содействие в привлечении передовых отечественных и зарубежных технологий, научных разработок и передового опыта, создании новых производств, выводе предприятий из кризиса; пополнение бюджета региона; формирование и продвижение имиджа региона как региона, привлекательного для российских и зарубежных инвесторов.
В целом, в систему формирования и реализации региональной инвестиционной политики нами включены три взаимосвязанных и взаимозависимых укрупненных блока (рис. 1).
Первый - это блок «исходных составляющих». В него включены основные объективные предпосылки (факторы), от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации. К ним относятся факторы, характеризующие инвестиционный климат в регионе, охватывающие, в свою очередь, характеристики, формирующие инвестиционный потенциал региона и уровень инвестиционных рисков. Блок исходных составляющих включает в себя также группы факторов внешнего и внутреннего воздействия. Первые связаны с влиянием условий деятельности, определяемых федеральным законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой, а также обязательств, вытекающих из международных договоров и межрегиональных соглашений. Факторы внутреннего воздействия связаны, с одной стороны, с объективно обусловленными региональными особенностями экономики (которые, в свою очередь, определяют комплекс природногеографических, исторических, демографических и других факторов), с другой - с такими предпосылками интенсивности инвестиционной деятельности, как масштаб инвестиционных инициатив субъектов хозяйствования, т. е. инвестиционных намерений.
Второй - это блок собственно формирования инвестиционной политики. Он состоит из следующих основных этапов: определение целей и главных приоритетов инвестиционной политики, формирование региональной инвестиционной программы, разработка
принципов механизма реализации инвестиционной политики. Очевидно, что цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач общей социально-экономической политики конкретного региона.
Третий - блок механизма реализации инвестиционной политики, состоит, по существу, из средств, с помощью которых предусматривается достижение целей такой политики. Главными компонентами этого механизма являются комплекс применяемых методов управления (экономических, админи-
стративных, социально-психологических) и системы обеспечения его действия (правового, организационного, информационного).
Целенаправленное воздействие структур регионального управления на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социальноэкономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики [3].
Таким образом, формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социальноэкономической системы региона.
Для развития инвестиционных процессов в экономике дотационных регионов России территориальный аспект функционирования, регулирования и управления играет исключительно важную роль [4]. Именно там реализуются конкретные мероприятия по изменению структуры производства, его диверсификации и обновлению, в регионах осуществляется привязка инвестиционных проектов к конкретным предприятиям, развивается предпринимательство и проводятся рыночные реформы. Без самого активного участия самих российских регионов в решении этих проблем невозможны ни преодоление инвестиционного кризиса, ни экономическая стабилизация в целом.
В существующей экономической ситуации региональные инвестиционные процессы характеризуются рядом негативных тенденций. Направления развития инвестиционных процессов в дотационных регионах России связаны с преодолением главных отрицательных черт (рис. 2):
- низкой доли конкурентоспособной продукции на товарных рынках, обеспеченной устойчивым перспективным спросом;
- низкой эффективности инвестиционных ресурсов, помещаемых в отечественное производство товаров и платных услуг (за счет сокращения сроков строительства и освоения мощностей, уровня рентабельности производства и т. д.);
- высоких инвестиционных рисков в большинстве дотационных регионов России;
- нереализованных региональных возможностей инвестирования вследствие неоп-тимальности процесса обоснования и реализации инвестиционных проектов и программ;
- региональных и отраслевых различий инвестиционных возможностей, усложняющих достижение сбалансированности инвестиционного комплекса регионов Российской Федерации.
Направлением развития инвестиционного развития в регионе нами принимается также развитие компетенций (от лат. - принадлежность по праву) - совокупности полномочий, которыми располагает какой-либо орган или должностное лицо, определенных Конституцией, законами, уставами, положениями, инструкциями. К ним непосредственно отнесены развитие системы образования и переподготовки кадров и развитие консультационной инфраструктуры инвестиционной деятельности.
Одной из важнейших проблем экономического развития дотационного региона является уменьшение объема капитала в реальном выражении, что свидетельствует о недостаточности капитала как экономического ресурса, не менее важной проблемой является также недостаточная инвестиционная активность экономических субъектов [5].
Немаловажным направлением развития инвестиционного процесса в дотационном регионе является оптимизация структуры и инфраструктуры регионального инвестиционного рынка, что предполагает развитие системы страховых гарантий процесса инвестирования, интеграцию регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов, развитие институтов инвестиционного финансирования и расширение оптимальных форм инвестирования кредитными учреждениями.
Одним из направлений развития инвестиционной деятельности в регионе является развитие институтов инвестиционного финансирования и активизация участия банков в инвестиционном процессе. С одной стороны, коммерческие банки заинтересованы в стабильной экономической среде, являющейся необходимым условием их деятельности, а с другой - устойчивость экономического развития региона во многом зависит от степени надежности банковской системы, ее эффективного функционирования. Вместе с
Рис. 1. Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики
тем, поскольку интересы отдельного банка как коммерческого образования ориентированы на получение максимальной прибыли при допустимом уровне риска, участие кредитных учреждений в инвестировании экономики региона происходит лишь при наличии благоприятных условий.
Весомым фактором, препятствующим развитию инвестиционного процесса в российских региональных условиях, является несовершенство системы страхования инвестиций. В целях улучшения страхования инвестиций государство должно активно поддерживать создание инфраструктуры страхования инвестиций (инвестиционных рисков, кредитных вложений), введение специаль-
ных видов обязательного страхования. Основным вопросом, связанным с организацией страховой защиты инвестиционного процесса, следует считать обеспечение имущественных интересов, связанных с правами собственности, самой собственностью (имуществом) или обязательствами по возврату заемных средств, если инвестиции осуществлялись за счет привлеченных средств. Создание реальной системы страховых гарантий вложенных средств будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности сферы долевого ипотечного финансирования и привлечению дополнительных внебюджетных источников в целом.
Рис. 2. Направления развития инвестиционного процесса в дотационном регионе1
1 Разработано автором.
Способствовать развитию инвестиционного процесса на уровне региона возможно путем создания системы организаций, способных осуществлять страхование инвестиционных рисков как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Для этого следует, прежде всего, пойти на создание: частной коммерческой страховой компании; россий-
ской государственной структуры для защиты интересов российских предпринимателей за рубежом; условий для участия России в системе MIGA, а также сотрудничества с государственными организациями других стран, осуществляющих страхование инвестиционных рисков.
Рис. 3. Процессно-субъектный подход к совершенствованию механизма формирования и реализации экономической политики дотационного региона1
1 Разработано автором.
В целях повышения эффективности региональной инвестиционной политики дотационного региона нами предлагается процессно-субъектный подход к совершенствованию механизма формирования и реализации экономической политики региона (рис. 3).
Предлагается новый вариант организационной структуры управления инвестиционными процессами в регионе, включающей следующие основные подразделения:
- комитет анализа базовых отраслей и инвестиционной политики (разработка предложений по приоритетным направлениям развития региона; разработка проектов инвестиционной политики и инвестиционной программы региона и представление их на рассмотрение в областную конкурсную комиссию; отбор инвестиционных, инновационных и консалтинговых структур для участия в разработке региональных инвестиционных программ и представления интересов региона при формировании программ федерального уровня; участие в разработке проектов федеральных целевых программ в территориальном разрезе по приоритетным направлениям развития экономики; организация и проведение конкурсов инвестиционных проектов для определения приоритетных направлений, требующих государственной поддержки; аккумуляция инвестиционных предложений соискателей инвестиций; поиск и отбор отечественных и зарубежных инвесторов путем представления инвестиционных проектов через каталоги, на выставках, конференциях и т. д.; подготовка предложений по передаче месторождений полезных ископаемых, сосредоточенных на территории области в концессии; осуществление информационного обеспечения инвестиционной деятельности в области путем разработки, публикации и обновления «инвестиционного атласа региона», раскрывающего привлекательность и инвестиционный потенциал региона в отраслевом и территориальном разрезах);
- группу инвестиционной политики (утверждение и контроль реализации инвестиционной составляющей программы области; координация деятельности отраслевых департаментов правительства администрации области, администраций районов и городов, руководителей предприятий и организаций в области поиска источников и привлечения
инвестиций; принятие решений по формам государственной поддержки для инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для развития экономики региона с учетом их экономической эффективности и сроков окупаемости капитальных затрат);
- областную конкурсную комиссию по рассмотрению инвестиционных проектов (определение объемов финансирования инвестиций из бюджета области; принимать решения о включении инвестиционных проектов в федеральные целевые программы с предложениями о частичном финансировании или предоставлении гарантий; отбор иностранных инвесторов по инвестиционным проектам, входящим в региональную программу);
- областную экспертную группу по оценке инвестиционных проектов, включающую специалистов в области маркетинга (выработка коллегиальных решений в сфере стратегии и тактики инвестиционной деятельности в регионе; участие в рассмотрении направлений и наиболее перспективных инвестиционных проектов ведущих ученых, руководителей производственных структур и администрации области);
- консультационное маркетинговое агентство.
Таким образом, организационные и методические решения региональных органов по реализации инвестиционных процессов, как на уровне региона, так и конкретных предприятий, повышают эффективность инвестиционной политики и определяют основные направления не только функционирования, но и развития различных территорий Российской Федерации.
1. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / Абрамов А. [и др.]; науч. ред. Е.Т. Гайдар. М., 2010.
2. Кручинина В.М. Механизм активизации инвестиционного процесса в реальном секторе экономики (воспроизводственный аспект): автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.
3. Багаряков А.В. Совершенствование механизма инвестиционной политики в регионе: автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2006.
4. Ларин С.Н., Богомолова Н.В. Основные тенденции инвестиционной деятельности в регионе: зарубежный опыт и российская действительность // Вопр. экономики. 2004. № 1.
5. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград, 2001.
Поступила в редакцию 7.09.2009 г.
Muratov A.M. Perfection of the investment policy in subsidized region. In the article problems of development and realization of regional investment policy by the go-
veming bodies are considered, directions of development of investment process in subsidized region are offered, and also recommendations about perfection of the mechanism of formation and realization of a regional investment policy are developed.
Key words: regional investment policy; subsidized region; processed-subject approach; purposes of investment activity in subsidized region.
УДК 330.191.6+330.012.22
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ РЕГИОНОВ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
© Н.А. Муравьева
В исследовании на основе эволюционного подхода выделены этапы развития агропромышленных регионов, охарактеризованы современные тенденции функционирования агропромышленного комплекса в условиях экономической нестабильности, результатом которого является уточнение особенностей современного периода развития агропромышленных регионов России.
Ключевые слова: агропромышленный регион; эволюционный подход; современные тенденции.
Агропромышленный регион - целостная система, представляющая собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием производства сельскохозяйственной продукции и доведением ее до потребителя.
Сельское хозяйство - одна из системообразующих отраслей экономики любой страны. Независимо от почвенно-климатических условий даже самые развитые промышленные страны вкладывают огромные средства в развитие отечественного сельского хозяйства.
Экономическая стабильность страны зависит от многих критериев, но при наступлении кризиса в сельском хозяйстве агропромышленные регионы сразу же подвергаются тяжелому удару, что негативно сказывается и на самой экономике и в результате приводит к потере огромного количества бесплатных природных ресурсов, и эти потери приходится оплачивать при импорте продовольствия.
На протяжении сотен лет российское село претерпело множество перемен, анализ которых свидетельствует о том, что большинство из них, прежде всего, затрагивало систему управления отрасли. Каждый раз успех реформ определялся тем, насколько позитивными были предусмотренные ими изменения.
При проведении анализа развития сельского хозяйства России можно отметить, что
большая часть реформ не учитывала интересы российских крестьян. Результатом чего стало обнищание селян, ослабление роли государства, обострение социальной напряженности в обществе. Были случаи, когда доведенные до отчаяния крестьяне использовали активные методы протеста против политики властей. Крестьянами были организованы военные действия в период с 1606 г. по 1607 г. под предводительством И.И. Болотникова, с 1670 г. по 1671 г. - С.Г. Разина, с 1773 г. по 1775 г. - Е.И. Пугачева и с 1920 г. по 1921 г. под предводительством А.С. Антонова [1].
На основании данных, приведенных в табл. 1, прослеживается влияние методов государственного управления на сельскую экономику.
Одной из существенных составляющих российского сельского хозяйства является животноводство. Все крупные социальные изменения сразу сказывались на нем.
То, что произошло с животноводством в ходе реформы после 1990 г., не имеет прецедентов в истории - наблюдается безостановочное и быстрое сокращение поголовья в том же темпе, как за 4 года коллективизации, с той лишь разницей, что нет снижения темпов падения и перехода к росту. Поголовье скота упало за годы реформы более чем в два