Экономика
СУЩНОСТЬ И ИСТОЧНИКИ ПОДДЕРЖКИ и РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ
А.П. МАЛЫШЕВА, аспирант,
И.В. САМСОНОВА,
кандидат экономических наук, доцент, Якутская ГСХА
Ключевые слова: сельская кредитная кооперация, поддержка, регулирование, источники поддержки, Республика Саха (Якутия).
Любая система хозяйствования при решении организационно-экономических задач требует привлечения денежных и других ресурсов, и меры, направленные на развитие и функционирование, стабилизацию отраслей народного хозяйства России, не являются исключением. Программы создания и развития сельской кредитной кооперации предусматривают использование ресурсов, которые реализуются через систему поддержки и регулирования. С её помощью решается важнейшая задача рыночной экономики -денежное обеспечение аграрного сектора экономики и социальной инфраструктуры сельской местности.
Природа и сущность системы поддержки и регулирования обуславливается движением капитала. В ходе оборота часть денег обособляется от обращения товаров и совершает относительно самостоятельное движение. Постоянно находясь в обращении, капитал меняет свою форму, и Карл Маркс, рассматривая совокупный общественный капитал, отмечал, что «...одна часть его, хотя и постоянно составляющаяся из новых элементов и изменяющаяся даже по величине, постоянно находится на рынке в виде товара, который должен превратиться в деньги; другая часть находится на рынке в виде денег, которые должны превратиться в товар. Он постоянно находится в процессе этого превращения, этого метаморфоза форм» [3, С. 293].
Существуют два наиболее распространённых направления в регулировании экономики: неоклассическое и кейнсианское. Неоклассическое направление стоит на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы. Сторонниками данного направления являются А. Маршалл, Э. Чемберлин, М. Фридмен, Ф. Хайек и другие. Основатель кейнсианского направления Дж. М. Кейнс исходит из необходимости вмешательства государства в рыночную систему, особенно в условиях депрессии и связанной с ней безработицы [4].
Развитие рыночной экономики выявило чётко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. И, как отмечает В.Д. Камаев, «.что не в состоянии сделать
изнутри сам рыночный механизм, то должно быть предусмотрено в сложном комплексе государственных мер». Цель государства в рыночной экономике - не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования [1].
Государственная поддержка и регулирование отраслей народного хозяйства реализуется в экономической политике государства. В системе государственных мер регулирования и поддержки существуют практическая и научная стороны. Практический аспект представляет собой совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Задача научного подхода - систематическое и объективное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, образующих механизм государственного воздействия на экономику. В зависимости от выбранных критериев имеется несколько вариантов их классификации.
Существуют следующие направления поддержки: формирование рынка продукции, услуг; налогообложение; страхование; развитие социальной сферы; кредитование.
К формам регулирования относятся административные, экономические и институциональные меры. Под экономическими мерами понимаются финансовый и денежно-кредитный механизмы. Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Административные меры подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения. Их функция - обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений. К институциональным мерам относятся следующие: формирование исполнительных структур государственной власти, подготовка экономических программ и экономических прогнозов, обеспечение функционирования институтов консультантов
677007, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Красильникова, 15; тел.: 8 (4112) 35-89-44, 8-9246607542; e-mail: [email protected]
и экспертных советов по проблемам экономики, поддержка исследовательских центров по экономике и институтов экономической информации и др.
В рыночных условиях целесообразно применять следующие формы регулирования со стороны государства: государственное управление отраслью, объектом; налоговое регулирование; денежно-кредитное регулирование; бюджетное регулирование; регулирование посредством формирования государственных программ и государственных заказов; ценовое регулирование; регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда; социальное регулирование; государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды; регулирование посредством ограничения и запросов.
Исходным звеном системы поддержки и регулирования являются предприятия, организации, домашние хозяйства, которые перечисляют в бюджет налоги, получают из бюджета определённую часть средств, размер которых зависит от возможностей бюджета и намеченных приоритетов, рассчитываются за приобретённые товары и услуги. Этот постоянный кругооборот средств неизбежно включает финансы и кредиты, обеспечивающие непрерывный процесс расширенного воспроизводства.
Источники поддержки предприятия подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние источники поддержки: использование собственных средств (прежде всего чистой прибыли) и амортизационных отчислений. Вследствие заниженной оценки имущества и пониженных отчислений в резервные фонды возникают дополнительные источники поддержки за счёт собственных средств предприятий: чистый оборотный капитал, оценочные резервы, доходы будущих периодов, просроченная задолженность поставщикам.
Внешние источники поддержки: использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Также внешним источником поддержки явля-
Rural credit cooperation, support, regulation, support sources, Republic Sakha (Yakutia).
ется использование денежных ресурсов учредителей (участников) предприятия. Использование денежных ресурсов учредителей (участников) предприятия часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает условия получения банковских кредитов (в случае дефицита ликвидных средств).
Поддержка предприятия за счёт заёмного капитала - это предоставление денежных средств кредиторами на условиях возвратности и платности. Содержание данного способа состоит не в участии своими денежными средствами в капитале предприятия, а в обычных кредитных отношениях между заёмщиком и субъектами рыночных отношений. Поддержка за счёт заёмных средств подразделяется на два вида: за счёт краткосрочного привлечённого капитала и за счёт долгосрочного привлечённого капитала.
Помимо указанных выше источников поддержки как предприятия, так и отрасли к ним целесообразно отнести средства общественных структур, занимающихся некоммерческой деятельностью, и средства международных организаций, участвующих своим капиталом в мероприятиях развития отраслей народного хозяйства. Использование данных источников в России ещё не получило достаточного распространения, но существуют реальные возможности для их применения на примере опыта зарубежных стран.
Сравнение различных источников поддержки позволяет предприятию выбрать наиболее оптимальный вариант финансового обеспечения операционной деятельности и расходов капитального характера.
Современные тенденции в развитии сельского хозяйства России обусловлены рядом факторов, среди которых главным является реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и объективная потребность аграрного сектора и сельского населения в финансовых ресурсах.
Объектами прямой государственной поддержки в рамках приоритетного национального проекта стали К(Ф)Х и ЛПХ, получающие субсидируемые кредиты. Другим малым формам хозяйствования косвенная поддержка оказывается через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, включая кредитные, естественно, в том случае, если они будут их пайщиками.
Протекционизм сельской кредитной кооперации в Республике Саха (Якутия) осуществлялся на условиях софинанси-рования - 4-сторонних соглашений, заключённых между сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на наслежном уровне, местным самоуправлением наслега, муниципальным образованием улуса (района) и Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) - с
лицевого счёта Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на расчётный счёт кооператива.
Был установлен следующий порядок выплаты бюджетных средств.
1. Софинансирование на создание наслежных сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов 1-го уровня из расчёта 2400 руб. встречного финансирования по факту внесения обязательного паевого взноса в размере не менее 800 руб. Направления использования средств софинан-сирования кооперативом:
1) предоставление займов пайщикам на организацию сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования (не менее 60%);
2) предоставление потребительских займов малому бизнесу на селе;
3) предоставление займов членам кооператива на потребительские цели.
2. Софинансирование на страхование поголовья продуктивного скота (коров и кобыл) в хозяйствах у пайщиков кооператива по ставке 500 руб. на голову коровы, кобылы при условии софи-нансирования и оформления поголовья в качестве залога. Цель - использование страховых полисов на обеспечение банковских кредитов, сохранность продуктивного скота.
3. Софинансирование сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам на организацию строительства и реконструкцию сай-ылыков, конебаз на примере «Добрых дел», в т.ч.:
1) до 970 тыс. руб. на 1 типовой проект летней фермы (сайылыка);
2) до 107 тыс. руб. на 1 типовой проект конебазы с дополнительным предоставлением электрогенератора (мини-электростанции) на лизинговой основе по утверждённому перечню при условии софинансирования собственных средств кооператива или будущего арендатора.
4. Софинансирование на информационное обеспечение реализации национального приоритетного проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования» из расчёта 1 комплект автоматизированного рабочего места с программным обеспечением.
«Сельский административный округ» на 1 сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив.
5. Негосударственное пенсионное обеспечение - финансирование встречных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд через сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы с доведением им лимитов по данной статье расходов.
Средства государственной поддержки Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) направляло с учётом оценки эффективности деятельности кооперативов на основе применения двух групп показателей.
Первая группа показывает развитие
Экономика
кооперативов и включает такие показатели, как увеличение числа пайщиков; повышение объёма займов, выданных сельским товаропроизводителям; уровень возврата займов; рост объёма собственных ресурсов; увеличение дохода кооператива, пайщиков.
Вторая группа показателей основана на оценке эффективности вложений и направлена на рост объёмов производства продукции сельского хозяйства, объёма доходов от реализации, денежных доходов, создание новых рабочих мест, строительство и ввод новых скотомест (в т.ч. летник, коне-база), повышение уровня технической вооружённости.
В настоящее время в Республике Саха (Якутия) функционирует 171 сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив, зарегистрированный в 23 улусах.
Государственная поддержка сельских кредитных кооперативов в 20062007 годах составила 82,1 млн руб., в т.ч. на создание фонда финансовой взаимопомощи - 57,6 млн руб., на строительство сайылыков (летние фермы) -46,6 млн руб., на информационное обеспечение - 5,9 млн руб. Пайщиками сельских кредитных кооперативов на создание паевого фонда внесено паевых взносов на сумму 33 млн руб.
За 2006-2007 годы выдано 3800 кредитов и займов на сумму более 620 млн руб., в т.ч. в 2007 году выдано 2700 кредитов и займов на сумму 441 млн руб. В 2007 году из федерального бюджета получены субсидии в размере 11 млн руб. против 430 тыс. руб. за прошлый год. При этом встречное софинансирование со стороны республики составило 137 тыс. руб. На основании соглашений из республиканского бюджета направлено кооперативам в виде софинансирования 58 млн руб. Выдано займов за два года на 195 млн руб., или оборачиваемость средств составила 1,8 раза.
В результате реализации мероприятий по направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования»:
■ объём реализации продукции, производимой личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, увеличен на 6,9%;
■ за два года в рамках реализации проекта создано 190 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т.ч. за 2007 год - 85 кооперативов, из них кредитных - 80, заготовительных (перерабатывающих) - 5; объём реализации продукции, работ и услуг в среднем на один кооператив составил 2600 тыс. руб.; прирост к уровню 2006 года составил 20%.
Малые формы хозяйствования заняли свою нишу в аграрном секторе экономики. Они выполняют присущие им функции и способствуют сглаживанию социальной напряжённости в сельской местности.
На эту категорию сельскохозяй-
Экономика
ственных товаропроизводителей должны быть распространены все формы государственной поддержки, агрономическое и ветеринарное обслуживание, поставка племенного скота, сельскохозяйственного инвентаря, оборудования
по лизингу, пользование пунктами технического проката техники для обработки земельных участков. Растущее значение малых форм хозяйствования в продовольственном обеспечении накладывает на органы государственной
власти обязательства по их поддержке в повышении культуры производства, внедрении современных технологий, организации сбыта производимой продукции и правовом обеспечении их хозяйственной деятельности.
Литература
1. Камаев В. Д. Экономическая теория. М., 1998. С. 315-320.
2. Долан Э., Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М. ; Л., 1991. С. 432.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М. : Государственное изд-во политической литературы, 1961. Т. 25. Ч. 2.
4. Государственное регулирование экономики: учеб. для вузов / под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. М. : НПО «Экономика», 2000. 735 с.
5. О поддержке кредитной кооперации на селе в рамках национального приоритетного проекта «Развитие АПК» по направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования» на 2006 год : распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 03 апр. 2006 г. № 382-р.
6. Самсонова И. В., Павлова М. Б. Сельская кредитная кооперация: теория, практика, проблемы. Якутск, 2008. 113 с.