ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
ВАК 08.00.10
o.a. алексеева
директор департамента финансов и бюджетной политики министерства сельского хозяйства российской Федерации
финансовая поддержка инноваций в сельском хозяйстве
В настоящее время осуществляется переход к инновационному социально ориентированному типу развития страны. На первый план выходит необходимость проведения структурной модернизации экономики в направлении развития эффективных, конкурентоспособных производств, использующих инновационные технологии и инструменты.
Осуществление перехода возможно путём проведения ряда институциональных реформ, одна из которых - создание финансовых механизмов поддержки инновационной деятельности.
За период реализации национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 г. № 446 (Государственная программа развития сельского хозяйства), произошли значительные изменения, повлекшие возникновение положительных тенденций в развитии инновационной деятельности в агропромышленном комплексе (АПК).
Однако проблемы технического обеспечения производства, его модернизации и перевооружения, нестабильного финансово-экономического положения сельхозпредприятий, неразвитости системы сельскохозяйственного консультирования остаются основными причинами, сдерживающими внедрение в сельскохозяйственное производство инновационных, в том числе ресурсосберегающих технологий.
На решение существующих проблем должны быть направлены как финансовые средства, так
и организационные меры, которые позволят создать основу для совершенствования условий появления и внедрения инноваций в АПК.
Финансирование инновационных проектов в АПК может быть представлено в форме:
- дефицитного финансирования (государственные бюджетные кредиты на возвратной основе; ассигнования из бюджета на безвозмездной основе; финансирование по целевым федеральным инновационным программам; финансирование программ из государственных международных заимствований);
- акционерного или корпоративного финансирования (участие в уставном капитале организации, покупка ценных бумаг);
- проектного финансирования (инвестируется непосредственно инновационный проект с полным, либо ограниченным правом регресса на заёмщика, либо без него) [1].
Источниками финансирования инноваций в агропромышленном комплексе могут являться:
- централизованные ресурсы (средства бюджетной системы: федерального, региональных, муниципальных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов);
- заёмные ресурсы (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты, лизинг, др.);
- привлечённые финансовые средства (средства, получаемые от продажи акций), как на фондовом рынке, так и за счёт средств венчурного финансирования;
- собственные финансовые и внутрихозяйственные ресурсы (прибыль, роялти, износ основных фондов, возмещения страховых компаний и др.);
- паевые и иные взносы сельскохозяйственных товаропроизводителей, физических и юридических лиц;
- иностранные инвестиции.
Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются централизованные ресурсы (бюджетные ассигнования), за счёт которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты.
Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, образуют федеральные целевые инвестиционные программы, порядок разработки, рассмотрения и утверждения которых строго регламентирован законодательством Российской Федерации.
В рамках государственного финансирования предусматривается предоставление субсидий организациям агропромышленного комплекса, в том числе и осуществляющим инновационную деятельность.
Средства федерального бюджета в виде субсидий направляются бюджетам субъектов Российской Федерации, которые имеют свои программы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (в т.ч. поддержки инновационной деятельности). Данные программы могут быть поддержаны за счёт средств федерального бюджета на условиях софинансирования. Таким образом, сельскохозяйственный товаропроизводитель получает возмещение произведённых им ранее расходов в установленном законодательством размере из федерального и регионального бюджетов.
В настоящее время основными направлениями государственной поддержки в сфере АПК являются:
- обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих её переработку, и оказывающих соответствующие услуги, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
- развитие племенного животноводства;
- развитие элитного семеноводства;
- обеспечение производства продукции животноводства;
- обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
- обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
- обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населённые пункты автомобильных дорог;
- предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
- информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики;
- поддержка малого и среднего предпринимательства (в рамках исполнения Федерального закона от 24.07.2007 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства» № 209-ФЗ).
Централизованные государственные ресурсы предоставляются также в форме пополнения капиталов специализирующихся на поддержке сельского хозяйства институтов развития АПК.
Государственной программой развития сельского хозяйства предусмотрено выделение средств федерального бюджета в 2008-2012 гг. в размере 9,7 млрд руб. на увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» в целях поддержки и повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. В 2009 г. в рамках антикризисных мер ОАО «Россельхозбанк» получил 45 млрд руб. из федерального бюджета в форме взноса в уставный капитал на цели кредитования организаций АПК и развитие системы земельно-ипотечного кредитования [7].
Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения идёт по многим направлениям банковской деятельности: инвестиционное кредитование крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий; кредитование малого агробизнеса, в т.ч. фермерских и личных подсобных хозяйств.
В рамках осуществления антикризисных мер и Государственной программы развития сельского хозяйства, Правительство Российской Федерации инвестировало в 2009 г. в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» 25 млрд руб. на поставку племенной продукции и оборудования для животноводства в целях повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности животноводства и увеличения вклада агропромышленного комплекса в решение задачи по удвоению ВВП [4].
Эффективным инструментом государственно-частного партнёрства является Инвестиционный фонд Российской Федерации, с участием которого на 01 января 2011 г. шла реализация 35 проектов, в том числе в сфере АПК: проект «Первая очередь программы развития АПК Тамбовской области», общей стоимостью 14,8 млрд руб, в т.ч. 215,68 млн руб. за счёт бюджетных ассигнований фонда; проект «Строительство комбикормового завода в Рузаевском районе Республики Мордовия», общей стоимостью в 583,3 млн руб., в т.ч. 39,67 млн руб. за счёт бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда [6].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65 создан и финан-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
сируется государством Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Впервые в российской практике, в целях стимулирования инновационной активности, фонд внедрил несколько новых инструментов финансирования инновационной деятельности: программы «Старт», «Развитие», «Интер», «Ставка», «Темп», «Пуск». Например, согласно условиям программы «Ставка», малым предприятиям, реализующим проекты инновационного характера, компенсируется часть процентной ставки банковского кредита и лизинговых платежей в части процентной ставки лизинговых компаний [8].
В качестве источников финансирования инноваций в российском агропромышленном комплексе, в виде заёмных ресурсов, особо широко представлено банковское кредитование.
С начала 2005 г. по вторую половину 2008 г. накопленный объём кредитов и займов, привлечённых предприятиями сельского хозяйства (по крупным и средним предприятиям, данные Росстата), увеличивался с темпом 52% в среднем за год, против 36% по нефинансовому сектору в целом [2, с. 1].
По данным Банка России с 1.04.2009 г. по 1.04.2010 г. прирост кредитов сельскому хозяйству, выданных российскими банками, был положительным и составил 121 млрд руб., что кардинально отличается от ситуации в целом по банковской системе, зафиксировавшей снижение кредитов предприятиям на 205 млрд руб. за аналогичный период [2, с. 2].
В силу того, что у предпринимателей может возникнуть срочная необходимость привлечения средств, пусть и под более высокие проценты, микрокредитование является одним из наиболее перспективных и востребованных форм привлечения заёмных ресурсов для фермеров и малых агропредприятий.
Предоставлением небольших займов на сельских территориях занимаются, в основном, сельские кредитные кооперативы, которые являются одним из видов потребительских кооперативов и образуются для кредитования членов данных кооперативов и сбережения их денежных средств.
На 1 января 2010 г., по данным статистического регистра, в России зарегистрировано 1836 сельских кредитных кооперативов. В некоторых субъектах Российской Федерации объёмы предоставления кредитными кооперативами займов сопоставимы с объёмами банковских кредитов (например, в Тюменской области в 2009 г. кредитными кооперативами выдано 711 млн руб. субсидируемых займов, коммерческими банками - 725 млн руб. субсидируемых кредитов) [3].
Важную роль в создании инновационного климата в агропромышленном комплексе играют инновационные фонды, которые формируются за счёт средств организаций и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов.
Сконцентрировать средства на приоритетных направлениях инновационной деятельности призваны инновационные фонды и фонды целевого капитала. Финансовые средства на конкурсной основе предоставляются прошедшим независимую экспертизу инновационным проектам на возвратной или безвозвратной основе. Кроме того, инновационные фонды часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных предприятий.
При финансировании инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределённостью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнёрских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.
Так, в 2009 г. Управляющая компания «ИПФ-Агро» зарегистрировала первый в России кредитный фонд «ИПФ-Агропромкредит», цель которого -кредитование предприятий агропромышленного комплекса. На начальном этапе фонд формировался в размере 300 млн рублей. В дальнейшем, размер закрытого паевого инвестиционного фонда может быть увеличен до 25 млрд рублей [9].
Основной целью деятельности кредитного фонда «ИПФ-Агропромкредит» является финансирование аграрных проектов на территории субъектов Российской Федерации.
Инновационную деятельность организация может вести за счёт собственных средств. К собственным ресурсам предприятия - источникам финансирования инновационной деятельности, относятся: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; амортизационные отчисления; средства от реализации имущества; средства акционеров.
Для улучшения инновационного климата в различных отраслях и сферах многие государства разрабатывают и вводят схемы ускоренной амортизации, что позволяет предприятиям в ходе инновационных процессов быстрее формировать амортизационный фонд, обновляя и модернизируя свои основные фонды.
К собственным источникам относится фонд развития производства, который образуется в порядке, устанавливаемом самим предприятием за счёт прибыли, остающейся в его распоряжении в целях, определённых инновационной политикой организации.
Финансовыми инструментами поддержки инновационного развития АПК являются также кредитные инвестиции, инвестиции в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности, прямые вложения в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемые на основе заключения партнёрских соглашений о совместном
ведении инновационной деятельности, использование лизинга.
Инвесторы могут финансировать инновационную деятельность, вкладывая средства в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности, причём источником возврата средств является вся хозяйственная деятельность заёмщика, включая доходы от реализации проекта.
В качестве результативного источника финансирования инновационной деятельности в агропромышленном секторе может выступать иностранный капитал в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Однако это потребует введения инициатив по установлению системы налоговых и иных льгот для отечественных и иностранных разработчиков в России, участию в создании необходимой инфраструктуры для инвестиционных проектов российских и иностранных компаний в области НИОКР, в т.ч. с использованием форм инновационного государственно-частного партнёрства.
Эффективным инструментом финансирования инноваций в АПК является одна из разновидностей акционерных инвестиций - венчурное финансирование, которое позволяет привлечь значительные финансовые ресурсы в наиболее рискованный первичный этап инновационного процесса, где выявляется перспективность предложенной инновации.
По данным Российской Ассоциации венчурного инвестирования, в России венчурный бизнес поддерживается, в основном, венчурными фондами зарубежного происхождения - более чем на 90% [10].
Ограничения развития венчурного бизнеса в России связаны с отсутствием исчерпывающего законодательства по регулированию таких фондов, поскольку венчурный бизнес по своей природе связан с повышенным уровнем риска, который многократно увеличивает присущие аграрному бизнесу риски, для его организации в сфере АПК на
начальном этапе необходима существенная поддержка государства.
Попытки инвестирования в российский АПК западные венчурные компании предпринимают с середины 1990-х годов. Так, венчурный фонд Agribusiness Partners International L.P. (США) в 1999 г вложил $20 млн в инновационный липецкий бройлерный проект «Куриное Царство», а в 2007 г продал его группе «Черкизово» за $143 млн. В 2007 г Датские Danrus Agro и Avgas совместно с российскими компаниями учредили в Тамбовской области ООО «Сельхоз-Инвест» и ООО «Пикагро». Объём вложений в оба проекта - по 1,670 млрд руб. Проект предусматривает к 2020 г. построить оснащённые инновационным оборудованием свиноводческие комплексы с годовым выходом 100 тыс. т мяса [5].
Государство, выступая инициатором создания венчурных агропромышленных фондов, являясь гарантом снижения рисков, привлекает частный бизнес, что способствует развитию венчурной инфраструктуры и, как следствие, развитию инновационной среды. Так, в Республике Татарстан создан и приносит значимую поддержку инновационному развитию агропромышленного комплекса паевой Инвестиционный венчурный фонд, одним из направлений деятельности которого является создание гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Таким образом, провести инновационную реформу российского сельского хозяйства, с выходом на высокотехнологическое производство и конкурентоспособную продукцию, возможно при осуществлении комплексного подхода к развитию инновационной системы путём объединения государственного ресурса и усилий предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнёрства в условиях развития институтов и инструментов финансовой поддержки1.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуров С А. Классификация источников и форм финансирования инновационной деятельности // Российский экономический интернет-журнал. - М., 2009.
2. Мамонов М.Е. О кредитовании банками сельского хозяйства: Исследование Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. - М., 2010. www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/CredSH/crdsh.pdf.
3. Национальный доклад Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «О ходе и реализации в 2009 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.». - М., 2010.
4. Отчет ОАО «Росагролизинг» о результатах деятельности за 2009 г. Утв. Решением Совета директоров, протокол № 3 от 10.06.2010 г.
5. Корепанова С. This is Russia // АгроИнвестор. - М., 2008. - № 6.
6. www.minregion.ru - официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации.
7. www.rshb.ru - сайт ОАО «Россельхозбанк».
8. www.fasie.ru - сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
9. www.rbcdaily.ru/2009/09/01/finance/428837 - новостная строка RBC Daily.
10. www.rvca.ru - портал Российской Ассоциации венчурного инвестирования.
1 Материал поступил в редакцию 30 декабря 2010 г.