Научная статья на тему 'Проблемы внешнего финансирования агропромышленного комплекса в Забайкальском крае и пути их решения'

Проблемы внешнего финансирования агропромышленного комплекса в Забайкальском крае и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА / КРЕДИТОВАНИЕ / КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебряков А. Ю.

Проанализированы методы внешнего финансирования агропромышленного комплекса в Забайкальском крае, обоснована необходимость увеличения бюджетной поддержки, сделан вывод о необходимости развития долгосрочного кредитного финансирования под залог земель, кредитную кооперацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы внешнего финансирования агропромышленного комплекса в Забайкальском крае и пути их решения»

ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕГОФИНАНСИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

А. Ю. СЕРЕБРЯКОВ, аспирант кафедры «Финансы»

E-mail: geraik@mail. ru Байкальский государственный университет экономики и права

Проанализированы методы внешнего финансирования агропромышленного комплекса в Забайкальском крае, обоснована необходимость увеличения бюджетной поддержки, сделан вывод о необходимости развития долгосрочного кредитного финансирования под залог земель, кредитную кооперацию.

Ключевые слова: бюджетная поддержка, кредитование, кредитная кооперация.

Развитие агропромышленного комплекса (АПК) в Забайкальском крае неразрывно связано с уровнем его финансирования. Сложившаяся система финансирования отрасли не обеспечивает требуемого повышения эффективности ее функционирования. Для того чтобы наметить пути совершенствования, необходимо оценить достигнутые результаты.

По сравнению с другими отраслями экономики АПК имел невыгодные стартовые возможности перехода к рыночным методам хозяйствования, чтобы опираться в своем развитии на собственные источники финансирования. Сегодня доля убыточных предприятий остается высокой. В Забайкальском крае около половины всех организаций сельского хозяйства в 2008 г. были убыточными. Тяжелое финансовое положение предприятий во многом объясняется диспаритетом цен на производимые и покупаемые сельским хозяйством товары и услуги. По сравнению с 1990 г. индекс цен на ресурсы и услуги для села возрос к 2007 г. в72,1 раза, а цены на реализуемую сельским хозяйством продукцию увеличились за этот период всего в 11,3 раза [1]. Это лишило сельское хозяйство возможности осуществлять даже простое воспроизводство,

финансировать инвестиции, заменять устаревшие основные фонды. Как видим, на эффективность аграрного производства большое влияние оказывают внешние, не зависящие от хозяйств факторы, поэтому государственное регулирование, бюджетная поддержка необходимы для создания рентабельного сельскохозяйственного производства.

Основной формой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей являются субсидии. Доля государственной поддержки в виде субсидий на 1 руб. произведенной продукции колеблется в интервале от 3,2 до 5,4% или коп., что видноизтабл. 1.

Следует отметить, что большую часть бюджетной поддержки получают организации (в 2008 г. — 66,3 % всех ассигнований), к тому же с устойчивым финансовым состоянием. В то же время в производстве сельскохозяйственной продукции велика роль личных подсобных хозяйств (ЛПХ). В 2008 г. сельскохозяйственные организации произвели 15,4% продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства 2,8 %,а хозяйства населения — 81,8 % [2].

Поскольку значительная доля бюджетного финансирования приходится на сельскохозяйственные организации, представляется интересным рассмотреть степень воздействия полученной государственной помощи на финансовые результаты их работы. Сельскохозяйственные организации по итогам 2008 г. получили прибыль в сумме 160 165 тыс. руб. Субсидии в составе прочих доходов организаций, формирующих финансовый результат, составили 352 891 тыс. руб. За счет бюджетной поддержки удалось покрыть убыток в сумме 192 726тыс. руб. и получить прибыль. При

Таблица 1

Бюджетное субсидирование на 1 руб. продукции сельского хозяйства

Показатель Год

2006 2007 2008

Продукция сельского хозяйства, млн руб. 8 353,6 9 222,9 9 894,5

Бюджетные субсидии на сельскохозяйственное производство из федерального и краевого бюджета, тыс. руб. 264550 327 106 532 143

Бюджетные субсидии на руб. произведенной продукции, % 3,2 3,5 5,4

Источник: данные годовых отчетов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.

сложившихся показателях трудно вести речь о развитии производства, о его самофинансировании.

К внешним источникам финансирования АПК относятся кредиты банков. Основными банками, кредитующими на территории региона сельскохозяйственных товаропроизводителей, являются Читинское ОСБ № 8600, Читинский «Россельхоз-банк». Сведения об объемах кредитов, выданных банками за 2006—2008гг., представлены в табл. 2.

Большая часть кредитов — 90,2 % выдана Читинскому филиалу (ЧФ) ОАО «Россельхозбанк». Наибольший их объем приходится на 2007 г. Доля долгосрочных вложений на срок свыше двух лет высока и составила по ЧФ ОАО «Россельхозбанк» - 78,4%; по ОСБ № 8600 - 91,8%. В среднем на одного заемщика приходится 299тыс. руб. Основными заемщиками являются личные подсобные хозяйства (ЛПХ) — 64,3% всех кредитов. За три года прокредитовано 8 158 ЛПХ, или 5 % от общего их числа. Несомненно, на росте кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей сказалось субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков на сумму 174,4 млн

руб. Кредитное финансирование способствовало увеличению объема реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, к 2008 г. по сравнению с 2005 г. в сопоставимых ценах на21,3 %.

Кредитное финансирование на 1 руб. продукции выросло в 2007 г. по сравнению с 2006 г. с 8,9 % до 14,6 %, но в 2008г. наблюдается снижение показателя до 8,7% на 1 руб. продукции (табл. 3). Однако кредитное финансирование в расчете на руб. продукции в исследуемом периоде больше, чем бюджетное финансирование. Большей частью кредитов воспользовались личные подсобные и крестьянские фермерские хозяйства, тогда как бюджетной поддержкой — организации.

Расширению сферы кредитования способствует сельскохозяйственная кредитная кооперация. В 2008г. выдано займов на сумму 351,2 млн руб., что составляет около 40 % от объема банковского кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионе. Сведения о деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских

Таблица 2

Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитными организациями в 2006—2008 гг.

Показатель 2006 2007 2008 Всего

Число Сумма кредита, млн руб. Число Сумма кредита, млн руб. Число Сумма кредита, млн руб. Число Сумма кредита, млн руб.

Читинский РФ ОАО «Россельхозбанк», всего..... 1 715 654,5 4 641 1 234,6 2 263 770,3 8 619 2 659,4

В том числе кредит на срок свыше 2-х лет 1 303 472,5 4 045 1 035,3 2 049 576,0 7 397 2 083,8

КредитыЛПХ, всего......... 1 668 348,5 ЗОН 672,4 2 235 584,5 6 914 1 605,4

Из них кредит на срок свыше 2-х лет 1 167 261,3 2 167 511,1 1 964 537,7 5 298 1 310,1

Кредиты Читинского ОСБ № 8600 ЛПХ 345 87,7 507 108,6 392 94,1 1 244 290,4

В том числе кредит на срок свыше 2-х лет 318 68,6 482 106,5 387 91,7 1 187 266,8

Источник: отчеты банков.

Таблица 3

Кредитное финансирование на 1 руб. продукции сельского хозяйства

в 2006—2008 гг.

Показатель 2006 2007 2008

Продукция сельского хозяйства, млн руб. 8 353,6 9 222,9 9 894,5

Кредитование сельхозтоваропроизводителей, млн руб. 742,2 1 343,2 864,4

Кредитное финансирование на 1 руб. продукции, % 8,9 14,6 8,7

Таблица 4

Показатели деятельности СКПК в Забайкальском крае в 2006—2008 гг.

Показатель 2006 2007 2008

Количество СКПК на конец года, ед. 22 29 33

Количество членов-пайщиков на конец года, ед. 7 706 13 544 16 731

Объем выданных займов за период, млн руб. 206,1 367,3 351,2

Количество выданных займов, ед. 7105 10240 9740

Сумма займа на одного заемщика, тыс. руб. 29,0 35,9 36,1

Объем привлеченных сбережений за период, млн руб. 45,6 187,3 185,9

Доходы в виде процентов к получению по предоставленным займам, тыс. руб. 27 267 60 675 79 892

Сумма полученной бюджетной поддержки, тыс. руб. — 1 246 2 889

Поступило в бюджет от кооперативов, тыс. руб. 5 540 9 813 12 848

Источник: данные Минсельхоза Забайкальского края.

кооперативов (СКПК) Забайкальского края за последние три года представлены в табл. 4.

Анализ данных табл. 4 свидетельствует о высоких темпах роста показателей деятельности кредитных кооперативов. В крае создана двухуровневая система, объединяющая 33 динамично развивающихся кооператива с 16 731 членами-пайщиками. Членами-пайщиками являются преимущественно граждане, ведущие ЛПХ (13 960 чел., или 83,4%). Большая часть займов предоставлена ЛПХ и индивидуальным предпринимателям. Более половины займов используется на приобретение техники, семян, удобрений. На одного заемщика приходится от 29 до 36,1 тыс. руб. Кооперативы получили бюджетные субсидии в сумме 4 135 тыс. руб. В свою очередь, от сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в бюджеты края и муниципальных образований поступило в виде налогов за 2006—2008 гг. 28,1 млн руб.

Исходя из анализа работ авторов, развивающих теоретические аспекты финансирования, а также анализа практики финансирования в регионе, приходим к выводу, что методы и формы финансирования в сельском хозяйстве, несмотря на все позитивные изменения, требуют дальнейшего совершенствования.

В целях стимулирования эффективного хозяйствования, позволяющего вести расширенное воспроизводство, важнейшее значение имеет абсолютный размер бюджетных ассигнований, рациональное их распределение, а также порядок доведения ихдо получателей. Исходной точкой при

этом должна быть реально обоснованная потребность села в этой поддержке.

Существует несколько точек зрения на определение необходимого уровня субсидирования, например, на основе норматива субсидий на 1 га сельскохозяйственных угодий, на поголовье, на единицу стоимости валовой продукции, на единицу стоимости товарной продукции, в процентах от стоимости валовой продукции сельского хозяйства. Расчеты общей потребности в бюджетных средствах по нормативу от стоимости валовой продукции сельского хозяйства показали, что для обеспечения расширенного воспроизводства на уровне 10 % объем бюджетного финансирования сельского хозяйства должен составлять 20 % от стоимости валовой продукции сельского хозяйства [3]. Если опираться в расчетах общей потребности сельского хозяйства в бюджетном финансировании на предложенный норматив, то объем бюджетного финансирования отрасли в Забайкальском крае должен был бы составить в 2008г. 1 978,9 млн руб., что в 3,7 раза больше, чем профинансировано.

Необходима система организации кредитования отрасли, ориентированная на реального товаропроизводителя в области процентных ставок; условия предоставления кредитадолжны учитывать специфику отрасли и сочетать рыночные принципы банковского кредитования с льготной процентной политикой государства, а также необходимо повышение отдачи кредитных ресурсов посредством эффективного их использования. Одной из важнейших мер по привлечению долгосрочных финансовых

ресурсов в агропромышленный комплекс является ипотека — кредитование под залог земли.

В Забайкальском крае существуют предпосылки для земельно-ипотечного кредитования. В 2001г. проведена кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения; в марте 2009 г. было принято постановление думой Забайкальского края о приватизации сельскохозяйственных земель с 2010 г. и отменено ранее принятое постановление о приватизации сельскохозяйственных земель с 2050 г.

Кредитная кооперация является одной из перспективных форм аккумуляции денежных ресурсов населения для кредитования мелкотоварных хозяйств. Для наращивания их ресурсной базы нужно апробировать новые варианты привлечения средств, в частности, средств банков, государства и ассоциаций кредитных кооперативов. Так, Читинский ОАО «Россельхозбанк» осуществлял прямое кредитование СКПК. Но известны и иные варианты взаимодействия банков и кооперативов:

1) рефинансирование банком заемного портфеля действующих СКПК для удешевления привлекаемых ими ресурсов;

2) ассоциированное членство, т. е. вхождение банка в кредитный кооператив в качестве ассоциированного члена с внесением паевого взноса;

3) работа с кооперативами по договору возмездного оказания услуг с целью привлечения за вознаграждение для кредитования в ОАО «Россельхозбанк» заемщиков в районах края.

Для получения финансовой и методической поддержки целесообразно вступить в кредитный кооператив третьего уровня.

Представляется возможным увеличить объем бюджетной поддержки кредитных кооперативов в регионе за счет федерального бюджета, в рамках

софинансирования экономически значимых эффективных региональных программ [4]. Субсидии могут получать те регионы, которые предоставят в Министерство сельского хозяйства РФ региональные программы и пройдут отбор по установленным критериям. Так, в частности, для программ по развитию региональных систем сельскохозяйственных потребительских кооперативов отбор ведется по двум критериям — комплексность системы программных мероприятий и критерий развития (т. е. охват сельского населения мероприятиями программы, рост доходов кооперативов, увеличение числа работающих кооперативов и пр.).

Предлагаемые методы финансирования будут охватывать все формы хозяйствования на селе и способствовать экономии бюджетных средств региона.

Список литературы

1. Борхунов Н. А. Методология обоснования норматива бюджетного финансирования сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2007. № 7. С. 57.

2. Емельянов А. Структурная перестройка: цели и результаты // Экономист. 2008. № 2. С. 88.

3. Пояснительная записка к годовому отчету Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и продовольствия Забайкальского края за 2008 г.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008. № 1096 «Правила распределения и предоставления в 2009—2011 годах из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.