Научная статья на тему 'Сущность и характеристика общения детей среднего дошкольного возраста'

Сущность и характеристика общения детей среднего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2452
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Татаурова Анна Сергеевна

В данной статье представлена характеристика различных подходов к определению понятия общения. В работе раскрывается сущность понятия общения, описана его роль в развитии и становлении личности ребенка. Дана характеристика таких понятий как речевое общение и речевая деятельность. Описываются виды и основные формы общения детей дошкольного возраста. Рассмотрены особенности общения детей пятого года жизни. Особое внимание уделяется значению своевременного развития речи и мышления для общего психического развития и для успешной социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Татаурова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и характеристика общения детей среднего дошкольного возраста»

Телесно-кинестетический интеллект - решает поставленные задачи, создает и передает идеи и эмоции посредством движений тела. Запоминать информацию, накладывая ее на движения, делать частые перерывы в занятиях, чтобы поиграть, выполнить несколько физических упражнений, использовать ролевые игры в обучении

Натуралистический интеллект - Любят наблюдать и выявлять различия в условиях жизни в разных странах, интересуются народными традициями. Можно мотивировать их на описание внешнего вида, повадок животных, использовать на уроках иллюстрации природных явлений, животного и растительного мира

Межличностный интеллект - хорошо работают в сотрудничестве, обладают лидерскими и дипломатическими качествами, На занятиях следует использовать групповую работу, поощрять ребенка высказывать собственное мнение, назначать его организатором внеклассных вечеров, викторин и т.п.

Внутриличностный интеллект - дети с данным типом интеллекта лучше понимают собственные эмоций, цели и намерений, внутрений мир. У детей с этим типом интеллекта обостренное чувство собственного достоинства, любят работать в одиночестве. Предлагаются индивидуальные задания, обсуждение сделанного, подробный разбор ошибок, ведение дневника, индивидуальные поручения, например, подобрать материал по теме [4].

Использование теории множественного интеллекта способствует организовать учебный процесс, который будет учитывать разные стили обучения, требующий вовлечения разных типов интеллекта, познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен. Это поможет мотивировать ребенка к обучению и приобрести необходимый опыт.

Список литературы

1. Евстифеева О.В. Школа, где можно учиться своим способом // Эксперимент и инновации в школе, 2012. № 3. С. 5-11.

2. Гарднер Говард. Структура Разума. Теория множественного интеллекта. М., СПб., К.: Вильямс, 2007. 512 с.

3. ЧошановМ. Теория множественности интеллекта // Директор школы, 2000. № 3. С. 69-75.

4. Официальный сайт теории множественного интеллекта: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://multipleinteUigencesoasis.org/about/the-components-of-mi/ (дата обращения: 10.05.2018).

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Зотова И.В.1, Татаурова А.С.2

'Зотова Ирина Васильевна- кандидат педагогических наук, доцент; 2Татаурова Анна Сергеевна- студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в данной статье представлена характеристика различных подходов к определению понятия общения. В работе раскрывается сущность понятия общения, описана его роль в развитии и становлении личности ребенка. Дана характеристика таких понятий как речевое общение и речевая деятельность. Описываются виды и основные формы общения детей дошкольного возраста. Рассмотрены особенности общения детей пятого года жизни. Особое внимание уделяется значению своевременного развития речи и мышления для общего психического развития и для успешной социализации личности.

Ключевые слова: общение, речевое общение, речевая деятельность, развитие, воспитание, дети дошкольного возраста.

УДК 372.183

В дошкольном возрасте начинают формироваться элементарные навыки общения. Именно в этот период строится фундамент, на котором основано благополучное развитие личности.

Важнейшим условием для общего психического развития личности ребенка и для его успешной социализации является развитие сферы общения.

Посредством речевого общения ребёнок не только получает отдельные знания и умения - у него происходят значительные изменения различных психических процессов. Неоднократно учёные Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, М.Е. Хватцев обращали внимание на значимость своевременного развития речи и мышления в становлении личности ребёнка, на их взаимозависимую роль в онтогенезе.

В психолого-педагогической литературе существует много определений общения. Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты.

С точки зрения психологии, общение понимается как процесс установления поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение).

Более простое определение дается М.И. Лисиной: общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата [1]. Общению характерны следующие свойства:

- общение есть взаимонаправленное действие;

- оно подразумевает активность каждого из его участников;

- участники его рассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению;

- каждый из участников этого процесса выступает как личность.

Речевое общение — это мотивированное взаимодействие между участниками коммуникации, которое направлено на достижение определенной цели. Речевое общение используется во всех видах деятельности (трудовую, социальную, познавательную и т.п.), и имеет огромное значение в развитии человека в социуме. Для слаженного речевого взаимодействия с другими индивидами человеку необходимо ориентироваться в ситуациях общения, учитывать социальные роли собеседников (учитель — ученик, начальник — подчиненный, продавец — покупатель, кондуктор — пассажир, отец — сын, муж — жена и т.д.) и их социальный статус, цели которые ставит перед собой собеседник. Также эффективность речевого общения зависит от учета индивидуальных психологических особенностей участников общения: есть люди энергичные, агрессивные, вспыльчивые, спокойные, а иногда и меланхоличные и т.д. Очевидно, что речевое поведение этих людей будет существенно отличаться. Речевое общение связано с деятельностью, которую совершает человек, когда создает продукт речи (говорит или пишет) или воспринимает этот продукт (слушает или читает). Таким образом, речевая деятельность — это сознательная целенаправленная активность, которую выражает человек в разных ситуациях речевого общения. Итогом речевой деятельности является текст и мысль, которые возникают после знакомства с данным текстом. Речевую деятельность следует отличать от речевого воздействия. Последнее можно определить как оказание влияния на собеседника при помощи речевых средств, которые побуждают собеседника к совершению какого либо поступка, необходимого говорящему (пишущему).

Основными функциями общения являются:

- организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);

- формирование и развитие межличностных отношений;

- познание людьми друг друга;

Общение - необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания. Общение - первый вид деятельности, которым овладевает человек в онтогенезе. Как утверждал А.Н. Леонтьев, общение в форме совместной деятельности, в форме речевого или мысленного общения составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе.

Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга [2].

66

Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

A.А.Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми [3].

B.Н. Куликов предлагает рассматривать общение как процесс обмена информацией и взаимодействие людей на основе взаимопонимания [4].

Исследования дошкольного детства показали, что коммуникативное становление личности (связь с обществом) в период от 4 до 5 лет носит в некоторой степени стихийный характер.

Общение дошкольника с взрослым имеет свои особенности:

1. общение ситуативно: в одной ситуации - это один ребенок и одни формы поведения, в другой ситуации тот же ребенок резко меняется. Он по-другому двигается, по-другому разговаривает;

2. несмотря на ситуативность, у ребенка-дошкольника вырабатывается определенный стиль поведения с разными взрослыми;

3. общение постепенно начинает носить деловой (содержательный) характер.

Дети продолжают взаимодействовать с взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно -следственные связи отражается в детских ответах. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. В то же время детские представления о мире надолго остаются в памяти человека. Поэтому ответы взрослого несмотря на простоту и доступность, должны отражать реальное положение вещей. Главное, чтобы взрослый отвечал на вопросы детей, чтобы их интересы не остались незамеченными. Дело в том, что в дошкольном возрасте складывается новая потребность -потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества с взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважении, в признании взрослым становится главной потребностью, побуждающей ребенка к общению.

В поведении детей это выражается в том, что они начинают обижаться, когда взрослый негативно оценивает их действия, ругает, часто делает замечания. Если дети до трех-четырех лет, как правило, не реагируют на замечания взрослого, то в более старшем возрасте они уже ждут оценки. Им важно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил их действия, ответил на их вопросы. Если ребенку слишком часто делают замечания, постоянно подчеркивают его неумение или неспособность к какому-нибудь занятию, у него пропадает всякий интерес к этому делу, и он стремится избежать его.

Дети среднего дошкольного возраста активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В среднем возрасте используются несколько форм общения:

- деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество с взрослыми развивает у ребенка ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты;

- познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей;

- личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить с взрослыми проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с взрослыми своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой для него социальной позиции будущего школьника.

Форма общения сверстников в среднем дошкольном возрасте - ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. Это связано с изменением ведущей деятельности, считает А. Г. Рузская [5].

Формируется сюжетно ролевая игра, где ребенок моделирует человеческие отношения. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание, речь. То есть сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и

67

возможности развития коммуникативных навыков и умений. Для этого необходимо взаимодействие нескольких партнеров. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. В игре можно выделить два типа отношений: реальные и ролевые. Дети четко отличают эти два типа отношений. Отличие такого сотрудничества от сотрудничества взрослых в том, что для дошкольников важен не результат, а процесс. Взаимодействия носят ситуативный характер.

Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.

У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои неудачи. Дошкольник стремится привлечь внимание к себе. Ребенок не разделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет устойчивый интерес ко всему, что делает сверстник. Взрослый является вспомогательным звеном в налаживании контактов друг с другом. Правильно организованное общение обогащает детей впечатлениями, учит сопереживать, радоваться, сердиться, помогает преодолеть робость, способствует становлению личности, формирует представление о другом человеке - ровеснике и о самом себе.

Таким образом, становление человека как личности возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно. Следует отметить, что в этом развитии ставится акцент на общение детей друг с другом.

Список литературы

1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: Просвещение, 1986. 144 с.

2. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989. 216 с.

3. АндрееваГ.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2010. 368 с.

4. Парыгин Б. Социальная психология / Б. Парыгин. М.: СПбГУП, 2003. 620 с.

5. ЛеонтьевА.А. Психология общения./ А.А. Леонтьев. М.: Смысл. Академия, 2008. 368 с.

6. Бодалев А.А. Личность и общение /А.А. Бодалев. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.