12. Плотников К.Ю. Потенциал певческой деятельности в развитии у подростка уверенности в себе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 23. - С. 216-222.
13. Плотников К.Ю. Роль музыкально-компьютерных технологий в выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута подростка. - Педагогический журнал. - 2015. - № 6. -С. 50-65.
14. Плотников К.Ю. Самореализация жизненных планов личности: модель «оркестр» // Иннова-
УДК 373. 2
ционная наука. - 2016. - №° 2. Часть 4. - С. 102-108. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-2-4.pdf. (дата обращения: 24.02.2012).
15. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (от 08.04.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/06/ primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf. (Дата обращения: 11.11.2015).
Ильяшенко Марина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
Бакаева Ольга Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина marina.ilyashenko@inbox.ru, ВakaevaON@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ И СЕМЬЕ
В статье дается обоснование актуальности и необходимости воспитания культуры речевого общения как одного из компонентов социально-коммуникативного и речевого развития, представляющих основные направления развития и образования детей дошкольного возраста. Авторы акцентируют внимание на социальном окружении ребенка-дошкольника в условиях детского сада и семьи - общения как с другими детьми и сверстниками, так и с взрослыми людьми: родителями и прародителями, педагогами. Для выявления особенностей речевого общения авторы предлагают использовать комплекс диагностических методик, включающих в себя: наблюдения за детьми; анализ педагогической документации детских садов; анализ содержание работы по воспитанию культуры общения, систематичность ее проведения; проективную методику «Рисунок семьи»; беседу с родителями. Анализ литературных источников и результаты диагностического обследования позволили определить условия дальнейшей деятельности дошкольной образовательной организации и семьи по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста культуры речевого общения.
Ключевые слова: речевое общение, культура речевого общения, развитие культуры речевого общения, педагогическое обеспечение процесса речевого общения.
иоде жизн
ошкольный возраст имеет огромное значение в воспитании культуры речевого .общения, поскольку именно в этом периоде жизни закладываются основы социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития. Данная проблема особенно актуальна на современном этапе в связи с тем, что в условиях постоянного увеличения числа контактов детей (в семье, детском саду, транспорте, во дворе и т.д.) значительно возрастает психическая нагрузка на ребенка даже при доброжелательном общении. На протяжении дня ему приходится контактировать с детьми и взрослыми, имеющими разный возраст, характер, поведение, настроение, способности, интересы, желания и потребности. По мнению Б.Д. Парыгина, в таких условиях дошкольнику необходимо выбрать определенный способ поведения и «встает вопрос о защитном механизме, предотвращающем или локализующем нервно-психические перегрузки организма» [3, с. 53]. Одним из таких защитных механизмов нервной системы ребенка от перегрузки А.В. Веденов, И.Ю. Войтович, В.М. Соковнин и др. считают формирование у него культуры общения с окружающими людьми.
Психологи и педагоги делают вывод о важности культуры общения для разностороннего развития ребенка дошкольного возраста: А.Л. Мясников показал влияние культуры общения на здоровье человека; Б.Д. Фурст доказал, что одной из причин сердечно-сосудистых заболеваний, неврозов, психоневрозов является отсутствие культуры общения в семье, в коллективе, в общественных местах; по мнению Е.А. Аркина, «только доброжелательное, спокойное общение вызывает у детей положительные эмоции, которые благоприятно влияют на состояние здоровья ребенка» [2, с. 78]; А.В. Запорожец и М.И. Лисина утверждают, что положительное общение способствует психическому развитию дошкольника, которое, как справедливо указывает Е.О. Смирнова, в частности, повышает умственную активность в ходе обучения; согласно исследованиям З.М. Богуславской, Л.И. Дуранди-ной, Д.Б. Эльконина, в процессе воспитания культуры общения развиваются положительные личностные качества, влияющие на общий уровень деятельности дошкольников.
В теоретических исследованиях понятие «культура общения» встречается достаточно часто. При
© Ильяшенко М.В., Бакаева О.Н, 2016 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика jii- № 2
35
этом Б.В. Бушелева, Э.В. Соколов ограничиваются лишь односторонним толкованием ее сущности, понимая под культурой общения «владение этикетом, правилами приличий; нормативными эталонами» [4, с. 26]. Согласно точке зрения Э.В. Соколова, «культура общения» представляет собой коммуникативную деятельность, выраженную с помощью обмена информацией посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно и принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами. Культура общения - это прижизненное личностное образование, которое, безусловно, оказывает влияние на качество деятельности общения и формируется благодаря систематическому участию личности в ней [4, с. 34].
В работах Б.В. Бушелевой, О.С. Богдановой, Л.И. Дурандиной, М.Т. Евграфовой, Л.В. Лидак, Т.В. Панченко, Т.В. Пуртовой, Л.В. Чепиковой и др. культура общения рассматривается как составная часть общей культуры поведения и необходимое условие социально-коммуникативного развития личности. А культура поведения представляется как «своеобразная связь человека с человеком, основанная на стремлении к естественному и разумному поведению, ненавязчивому вниманию, тактичности, следованию правилам этики» [6, с. 89].
Функция правил культурного общения состоит в том, что они являются закодированными сигналами отношения человека к окружающим. Культуру речевого общения исследователи связывают с развитием общей культуры человека. Она тесно связана с проблемой восприятия речи, формированием «чувства коммуникативной целесообразности», точности и уместности высказывания в определенной ситуации, а также с воспитанием вежливости и гуманного, уважительного отношения к окружающим. Как справедливо отмечает А.А. Бодалев, «важнейшим компонентом успешного общения, помимо соответствующего развития у человека познавательной и эмоциональной сферы, является его умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним» [1, с. 62].
Таким образом, анализ литературных источников показывает, что развитие мотивов культурного общения в большей степени обусловлено не только возрастом, а всей воспитательной работой с детьми в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.
Значение семейного воспитания для социально-коммуникативного и речевого развития ребенка трудно переоценить. Ю.П. Азаров, Т.В. Андреева, В.Н. Дружинин, Л.В. Загик, В.М. Иванова, В.К. Ко-тырло, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, Л.А. Петровская, Н.А. Стародубова, А.С. Спиваковская, А.М. Счастная, В.Я. Титаренко, С.Н. Токарева и др.
утверждают, что семья соответствует требованиям общества постепенного приобщения ребенка к социальной жизни, расширения его кругозора и опыта. Здесь ребенок общается с представителями разного возраста, пола, различных профессий, к тому же родными и близкими ему людьми, что позволяет широко проявлять и развивать эмоциональные и интеллектуальные потребности. Общение в семье, как подчеркивает М.И. Лисина, всегда происходит на эмоциональной основе, для внутрисемейного общения характерно сопереживание. Такое сопереживание важно для развития нравственно-эмоциональной сферы ребенка, оно делает его более отзывчивым, чутким к переживаниям других людей [4, с. 174].
По мнению И.В. Гребенникова, «...если общение родителей и детей насыщено глубоким содержанием и осуществляется в процессе их разнообразной совместной деятельности, то оно сильно и неповторимо влияет на передачу детям нравственно-эстетических, интеллектуальных и эмоционально-психологических ценностей, на поведение и всестороннее развитие подрастающего человека в целом» [5, с. 39].
Продолжительность и успех общения в семье зависят от сложившихся межличностных отношений. Их формирование строится на: внутрисемейной позиции родителей, умении (или неумении) организовать жизнь и деятельность всей семьи (Т.А Маркова, О.Л. Зверева); эмоциональных контактах между родителями и детьми, позиции самого ребенка (Т.А. Репина, А.Д. Кошелева, Л.А. Арутюнова.); характере внутрисемейных отношений (В. Сатир, А.С. Спиваковская); культурно-образовательном уровне взрослых членов семьи, наличии у них свободного времени и организации досуга (И.В. Гребенников, А.А. Микаелян, Т.М. Барино-ва, Р.К. Сережникова). Межличностное общение в семье различается по характеру отношения членов семьи друг к другу и по способу выражения этого отношения. При этом с содержательной, внутренней стороны общение выступает как отношение человека к человеку, а обращение выступает как форма, внешняя сторона общения. Как справедливо утверждает В.А. Петровский, совместная деятельность взрослых и детей, их содружество воздействуют на развитие не только личности ребенка, но и взрослого [7, с. 79].
Форма обращения родителей к детям способствует возникновению у них эмоционально-положительных или эмоционально-отрицательных реакций по отношению к общению и формирует понятие у ребенка о норме обращения с окружающими, а также радость, удовлетворение или страх перед речевым взаимодействием со взрослым. Характер обращений зависит от уровня индивидуальной культуры общающихся: чем он выше, тем вежливее, спокойнее будет форма обращения,
36
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
несмотря ни на что, так как воспитанные в индивиде определенные нормы поведения сдерживают проявление эмоций, подчиняя их существующим в обществе правилам этикета.
Таким образом, общение в семье зависит от характера отношений между членами семьи и формы обращения друг к другу. Формируясь в процессе жизнедеятельности семьи под влиянием разных явлений семейной жизни, отношение и обращение определяют и соответствующий тип общения.
В исследованиях Д.Д. Бакиевой, Л.П. Загик, В.М. Ивановой, Г.П. Климовой, Г.А. Новокшоно-вой, В.В. Поповой, В.И. Сикоровой, Н.А. Стародубовой, Р.К. Сережниковой и др. определены задачи, средства и методы воспитания детей дошкольного возраста требующие, чтобы дети не механически осваивали нормы культуры общения, но и глубоко понимали, почему их нужно придерживаться (культура семьи, культура поведения родителей; уровень педагогических знаний; уровень образования; возраст родителей; тип, структура и состав семьи; характер отношений членов семьи; единство требований к ребенку в семье; общение ребенка со взрослым во время просмотра телевизионных передач, чтения и обсуждения книг, журналов и газет, совместных бесед, прослушивания радиопередач; личный пример родителей; поощрение). Именно при этих условиях ребенок при любых обстоятельствах будет культурно общаться с окружающими.
В ходе констатирующего эксперимента, включающего в себя наблюдения за детьми; анализ педагогической документации дошкольной организации; анализ содержание работы по воспитанию культуры общения, систематичность ее проведения; педагогическая помощь семье по данному вопросу; анализ рисунков детей о своей семье, с помощью которых выявлялось отношение ребенка к членам семьи, его эмоциональное самочувствие в условиях семьи; проведение индивидуальных бесед с родителями, которые были направлены на выяснение того, как в своей воспитательной деятельности родители способствуют развитию культуры речи и общения, насколько используют возникающие ситуации для ознакомления детей с правилами поведения, как часто родители в своей речи представляют образцы формул и выражений речевого этикета.
Анализ планов образовательной работы дошкольных организаций выявил, что педагоги периодически планируют деятельность по воспитанию культуры общения. Но, как правило, они не придают особого значения ее словесному оформлению, поскольку в планах редко ставятся задачи воспитания разнообразных форм культуры поведения. Иногда указывается содержание того или иного правила, но не раскрываются конкретные способы их реализации. Обычно эти задачи и формулиру-
ются в обобщенном виде. При этом абсолютно игнорируется методика работы в этой области. Чаще всего в планах встречаются такие записи: «Приучать детей здороваться», «Добиваться, чтобы дети благодарили за оказанную помощь», «Добиваться, чтобы дети не забывали прощаться, уходя домой», «Добиваться, чтобы дети благодарили, выходя из-за стола» и т.п. Следует отметить, что все усилия дошкольных работников нередко направлены только на формирование морального сознания, т.е. детей знакомят с правилами поведения и рассказывают, как себя вести в разных ситуациях. В образовательном процессе преобладают словесные методы и приемы: указания, замечания, обсуждение поступков литературных героев, назидания. В деятельности педагога недооценивается роль эмоций в общей системе усвоения дошкольниками моральных правил, не используются в должной мере этически ценные ситуации, побуждающие к внутренней активности ребенка. В результате у детей не всегда есть возможность реализовать свои знания в поведении, у них не развиваются социальные эмоции сопереживания, сочувствия, гордости за успехи других людей, а главное - у детей не формируется психологическая готовность действовать правильно по собственной инициативе. Все это приводит к разрыву между знаниями правил морали и умением их применять во взаимоотношениях с окружающими.
В целом можно считать, что образовательный процесс охватывает решение основных задач, направленных на воспитание культуры общения у дошкольников, однако он осуществляется без логической последовательности; воспитательные мероприятия эпизодичны, не предусматривают усложнения, повторения, закрепления знаний, полученных в образовательной или самостоятельной деятельности; педагоги недостаточно используют игровую деятельность для реализации потребности у детей в эмоциональных переживаниях, в увлекательной перспективе, в общении со сверстниками. Они, как правило, стремятся ускорить «взросление» детей, заполнить их жизнь важными с их точки зрения видами деятельности - чтением книг, решением задач, заучиванием стихотворений, рисованием и т.д.
Проводя работу с дошкольниками, с целью изучения эмоционального самочувствия ребенка в семье и выявления особенностей внутрисемейных отношений, была использована проективная методика «Рисунок семьи». Основная задача состояла в том, чтобы на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия ребенком отношений в семье, лучше понять характер взаимоотношений между членами семейного коллектива.
Детям была дана инструкция: нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь. После вы-
полнения задания задавались следующие вопросы: Кто тут нарисован? Где находятся родители (сестры, братья, бабушка, дедушка)? Что они делают? Им весело или скучно? Почему ты так думаешь? Почему ты изобразил маму (папу) именно этим цветом? и др. При опросе пытались определить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок забыл нарисовать кого-то из членов семьи и т.д.
Анализ рисунков дошкольников и индивидуальные беседы с ними выявили, что в большинстве случаев (58%) преобладают доверительные отношения ребенка с матерью (дошкольники рисуют маму во всех случаях крупным планом и ярким цветом), с ней ребенок делится своими впечатлениями, чаще играет и общается. Особенно в рисунках девочек (87%) заметно стремление показать свое сходство с мамой, что подчеркивалось различными деталями, цветом. Здесь, на наш взгляд, нашли отражение близкие отношения с мамой, желание подражать ей, брать с нее пример.
В 72% рисунков детей фигуры были расположены рядом - это говорило о сплоченности семьи, о доброжелательных отношениях между ее членами; 28% - фигуры были удалены друг от друга, что свидетельствует о разобщенности и недоверии детей и родителей.
Анализируя свои рисунки, 36% старших дошкольников подбирали неточные выражения, от этого еще более путались, запинались, использовали слова-паразиты, излишне жестикулируя и пытались, таким образом, заполнить возникшие паузы. Воспринимая информацию, они часто перебивали собеседника и проявляли нетерпение, когда говорил взрослый.
Беседуя с родителями (лицами их заменяющими), нас интересовало, знают ли дети вежливые слова, умеют ли пользоваться ими в общении со сверстниками и взрослыми. В процессе бесед ставились следующие вопросы: Какие вежливые («волшебные») слова использует в речи ваш ребенок? Всегда ли он благодарит за оказанную помощь или услугу? Умеет ли ваш ребенок извиниться? Благодарит после приема пищи? Что он вам говорит, проснувшись утром? Как ребенок общается со сверстниками? и т.д.
Из бесед было выявлено, что 96% родителей постоянно воспитывают у детей привычку выполнять определенные правила общения: умения здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за оказанную услугу, не вмешиваться в разговор, если нечаянно толкнул -извиниться и т.д. И самое главное, как отмечали некоторые родители (34%), нужно добиваться, чтобы дети не формально пользовались такими словами, а выражали при этом истинные чувства уважения и признательности. 42% родителей отметили
и такой факт, что дети далеко не всегда поступают правильно; их проявления крайне непрочны, они сохраняются лишь в определенных конкретных условиях. Дети не проявляют себя вежливо и с родителями или лицами, их заменяющими. К тому же взрослые чаще напоминают детям о культуре общения по отношению к взрослым и не всегда видят невежливые проявления во взаимоотношениях детей друг с другом.
Наибольшие затруднения вызвал у родителей вопрос о том, как ведет себя ребенок со сверстниками. Ответы «хорошо», «нормально» показывают, что большинство опрошенных родителей (56%) просто не обращали внимания на эту сторону жизни сына или дочери. Для 34% респондентов был характерен следующий ответ: «Со слов сына (дочери) - хорошо». Однако некоторые родители (8%), в основном мамы сыновей ответили: «Воспитатель часто жалуется, что ребенок груб в обращении с товарищами, зачастую использует в качестве обращений прозвища, что приводит к ненужным конфликтам и ссорам».
Таким образом, полученные данные позволили определить задачи и методы дальнейшей работы, связанной с педагогическим обеспечением процесса развития культуры речевого общения в условиях дошкольной образовательной организации и семьи. Оно определяется: созданием развивающей образовательной речевой среды в детском саду и семье; созданием ситуаций речевого общения и взаимодействия; обеспечением и организацией совместных досуговых мероприятий, направленных на моделирование ситуаций взаимодействия детей и взрослых; демонстрацией положительного примера уважительного отношения в диадах: «взрослый - взрослый», «взрослый - ребенок» и «ребенок - ребенок»; организацией и проведением разнообразных совместных игр (сюжетно-роле-вых, конструктивных, компьютерных, театрализованных, дидактических, игр-драматизаций и др.); организацией совместных экскурсий и прогулок в природу, музеи, выставки и т.д.; посещением культурно-просветительных учреждений; разнообразие содержания и расширение круга общения родителей и детей; а также взаимодействием дошкольной организации с семьей по воспитанию у дошкольников культуры речевого общения; работа педагога по повышению педагогических знаний у родителей.
Создание развивающей образовательной ситуации должно включать: организацию и проведение образовательной деятельности, ситуаций социального развития, бесед с детьми, дидактических игр, чтение художественной литературы, анализ и последующее обыгрывание пословиц и поговорок и т.д. Вместе с детьми и родителями следует: организовывать открытые просмотры, благодаря которым, дошкольники будут поставлены в ситуа-
38
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
ции речевого взаимодействия, в ситуации сочинять интересные и содержательные рассказы о совместной деятельности и совместном отдыхе; оформлять портфолио, в которых размещаются рассказы детей и родителей обо всем интересном, что происходит в их жизни; оформлять фотоальбомы и т.п. Эти материалы могут послужить поводом для организации родительских собраний и консультативных пунктов в ДОО. Успех этой работы имеет прямую зависимость от заинтересованности родителей, которые с желанием и активностью откликаются на предложения педагога по воспитанию у детей культуры речевого общения.
В качестве педагогического обеспечения работы с родителями по повышению их педагогических знаний являются статьи из журналов «Вопросы психологии», «Дошкольное воспитание» и др., с содержанием которых было предложено ознакомиться разным членам семей. Вот некоторые из них: Ельцова О., Крицкая Л., Шадрова Н. Детское речевое творчество как условие полноценного общения; Клименкова О. Игра как азбука общения; Кривцова С. Как научиться слушать друг друга без предубеждений и пристрастий; Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог; Рябкова Н. Учимся говорить правильно; Сафонова О. Активизация речевого общения старших дошкольников; Яшина В. Речевая среда и дети и др. Последующая работа проводились с учетом особенностей организации форм взаимодействия ДОО с семьей, предусматривающих обсуждение предложенных материалов: дискуссии, диспуты, круглые столы и т.д.
Только совместная работа педагога с родителями ДОО подведет ребенка к осознанию необходимости общения со сверстниками, с разными членами семьи, уважительного к ним отношения, определению своего места как полноправного партнера общения. Несомненен и положительный результат такой деятельности, поскольку создается реальная возможность ввести детей в круг межвозрастного и межнационального общения, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения социального окружения, а самое главное, научить их умению общаться со сверстниками и взрослыми и при этом учитывать основные правила и требования культурного обращения и взаимодействия с ними.
Библиографический список
1. Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. - Л.: Лениздат, 1988. - 271 с.
2. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. - Киев: Рад. школа, 1988. - 125 с.
3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. - 143 с.
4. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М.И. Лисиной. -М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
5. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1981. - 95 с.
6. Развитие речи и речевого общения дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Изд-во РАО, 1995. - 152 с.
7. Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.