УДК 378.2
doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-3-20-26
СУЩНОСТЬ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Григорьева Юлия Ивановна
МАОУ СОШ № 9, г. Тамбов, Россия, e-mail: gryu85@yandex.ru
В статье рассмотрено понятие «профессионально-педагогическая готовность» на основе анализа различных трактовок данной категории рядом авторов. Представлены разнообразные точки зрения на проблему компонентов профессиональной готовности будущего педагога. Предложена авторская трактовка готовности будущего учителя к развитию творческих способностей обучающихся, и выделены ее основные компоненты. Раскрыты возможности каждого компонента готовности с точки зрения их значимости для развития творческих способностей учащихся. Отражены этапы становления готовности будущего учителя к развитию творческих способностей школьников.
Ключевые слова: творческие способности, будущий учитель, профессионально-педагогическая готовность, готовность к развитию творческих способностей, учащиеся, компоненты готовности, этапы готовности
Современному учителю недостаточно иметь глубокие предметные знания и владеть практическими умениями и навыками. Выполнение профессиональных функций предполагает развитие у обучающихся способности к самореализации творческих возможностей, ориентации на самообразование, осуществление грамотного выбора в нестандартных ситуациях, способности выйти за пределы привычного видения, чему напрямую способствует развитие творческого потенциала обучающихся. Таким образом, необходимость развития творческих способностей учащихся сегодня подразумевает под собой сформированную готовность будущего учителя к данному виду деятельности.
Для выявления сущности и структурных компонентов готовности будущего учителя к развитию творческих способностей у учащихся необходимо первоначально определить ключевое понятие «готовность». В словарных источниках понятие «готовность» истолковывается по-разному:
- состояние или свойство готового [1];
- состояние готовности, состояние подготовки к чему-то; решение на что-либо, желание, склонность, намерение; согласие что-то сделать, состояние, в котором все было сделано, изготовлено, все подготовлено к чему-то [2];
- сделать что-нибудь предварительно для устройства, организации; кого (что) обу-
чить, дать необходимые знания для чего-нибудь; кого (что) предварительным сообщением расположить к восприятию чего-нибудь; состояние, подготовка к чему-то [3];
- согласие, желание сделать что-либо [4];
- осознанная установка на предстоящую деятельность, обусловленная высоким уровнем развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности или коллектива, который обеспечивает успех предстоящей деятельности [5];
- психологическая настроенность на что-либо; желание угодить; услужливость [6];
- активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи, включающая в себя знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия [7];
- форма установки, характеризующаяся направленностью на выполнение того или иного действия, что предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовности к противодействию возникающих в процессе выполнения действия препятствий [8].
Таким образом, готовность можно понимать как состояние, результат или установку на что-нибудь.
В настоящей работе мы более подробно остановимся на понятии «профессионально-педагогическая готовность» будущего учителя и рассмотрим его через призму готовности
к развитию творческих способностей у учащихся. У истоков разработки научных основ профессиональной готовности будущего учителя стояли П. П. Блонский, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий, значительный вклад в решение проблемы профессиональной готовности внес А. С. Макаренко.
В конце XX в. в науке сложился общий подход к пониманию сущности и структуры педагогической деятельности, а готовность к ее осуществлению стала рассматриваться как овладение профессиональными функциями, приобретенными на основе освоения знаний, умений и навыков.
Большой вклад в разработку проблемы профессионально-педагогической готовности внесли исследования Л. Г. Ахгариевой, Л. К. Веретенниковой, М. М. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Крутецкого, Е. Г. Овчинниковой, В. А. Сластенина и др.
В. А. Сластенин рассматривает профессионально-педагогическую готовность как целостную проявленность личности, представляющую собой «сложный синтез ... взаимосвязанных структурных компонентов» [9].
Л. К. Веретенникова отмечает, что готовность учителя к педагогической деятельности есть интегративное образование, включающее в себя профессионально значимые качества педагога, совокупность необходимых для этой деятельности общих и специфических знаний, умений, навыков и потребности в осуществлении этой деятельности [10].
В работах Н. В. Кузьминой готовность к профессиональной педагогической деятельно-
сти характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники [11].
В исследованиях Т. И. Шалавиной профессионально-педагогическая готовность рассматривается как индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение. Это предполагает создание ситуаций в учебном процессе, обеспечивающих смысло-творческую деятельность, в результате которой формируется целостно-личностное развитие будущего специалиста и субъективное присвоение содержания профессиональной подготовки. В итоге достигается высокий уровень подготовки. Здесь готовность рассматривается как интегративное профессионально значимое свойство личности, обеспечивающее ей развивающий переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности и включающее совокупность личностных профессионально значимые качеств, опыта личности, профессиональных знаний, практических умений и навыков [12].
Е. Г. Овчинникова полагает, что профессионально-педагогическая готовность - это, прежде всего, результат обучения, сложное целенаправленное проявление личности, включающее ее убеждения, взгляды, мотивы, знания, умения и навыки [13].
Ряд других исследователей в области педагогики и психологии категорию профессионально-педагогической готовности определяют следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Авторы Профессионально-педагогическая готовность
Ю. К. Васильев условие и регулятор деятельности
Н. Д. Левитов наличие у субъекта определенных способностей
И. Г. Вжалава, Д. Н. Узнадзе психологическое состояние, признак установки
В. А. Крутецкий набор психических свойств личности, определяющих приспособленность к деятельности
Л. И. Разборова наличие устойчивых качеств личности и состояний, способствующих эффективности этой деятельности
Б. Оскарссон, В. И. Байденко наличие «базовых навыков»
Н. А. Батчева система, формирующая личность и характеризующая ее активность для совершения успешной деятельности
А. Э. Штейнмец совокупность психических образований - побуждений, понятий, умений, представлений, качеств личности, которые обеспечивают мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности
Определение категории «профессионально-педагогическая готовность» различными учеными
Различные авторы трактуют готовность к профессиональной педагогической деятельности в виде структуры, состоящей из различных ком-
понентов, из которых и слагается готовность будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся (табл. 2).
Таблица 2
Трактовка различными авторами категории «готовность к профессиональной педагогической деятельности»
Авторы Компоненты готовности
Л. К. Веретенникова - мотивационный, способствующий развитию у будущего учителя разнообразных потребностей и интересов в профессионально-личностном и творческом росте, его стремления к инновациям в педагогическом процессе; - познавательный, включающий в себя совокупность необходимых для его творческой деятельности интегрированных знаний, умений и навыков; - эмоционально-волевой, предполагающий формирование у учителя целеустремленности, настойчивости, уверенности в себе, самореализации и самоконтроля [14]
Т. Н. Банщикова, С. В. Путеева, В. А. Сластенин, Ю. В. Прошунина - ориентировочный (уровень профессионального развития познавательной сферы личности специалиста: профессионального восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); - побудительный (определяет профессиональную направленность личности и силу прилагаемых ею усилий, степень усердия в деятельности); - исполнительный (включает в себя профессиональное мастерство (совокупность профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития профессионально важных способностей и подготовленности специалиста, его способности к саморегуляции поведения и деятельности) [15; 16]
В. А. Сластенин - психологическая готовность - сформированная (с разной степенью) направленность на педагогическую деятельность, установка на работу в школе; - научно-теоретическая готовность - наличие определенного объема общественно-политических, психолого-педагогических и специальных знаний, необходимых для педагогической деятельности; - практическая готовность - наличие сформированных профессионально-педагогических умений и навыков; - психофизическая готовность - наличие соответствующих предпосылок для овладения педагогической деятельностью и определенной педагогической специальностью, сформированность профессионально значимых качеств личности; - физическая готовность - соответствие состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной работоспособности [9]
М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович - мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес, склонность и другие устойчивые профессиональные мотивы); - ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях профессиональной деятельности, ее требованиях к личности); - операционный (владение способами и методами профессиональной деятельности, необходимыми знаниями, умениями и навыками, процессами анализа, сравнения, обобщения и другими); - волевой (самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение своих обязанностей); - оценочный (самооценка своей профессиональной подготовки и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным практическим образцам) [17]
К. М. Дурай-Новакова - мотивационный (профессионально значимые потребности, интересы и мотивы педагогической деятельности); - ориентационно-познавательно-оценочный (знание и представления о содержании профессии, требования профессиональных ролей, способы решения профессионально-педагогических задач); - эмоционально-волевой (чувство ответственности за результаты педагогической деятельности, самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение профессиональных обязанностей; - операционно-действенный (мобилизация и актуализация профессиональных знаний, умений, навыков и профессионально значимых свойств личности, адаптация к требованиям, предписаниям профессиональных ролей и к условиям педагогической деятельности; - установочно-поведенческий (настрой на добросовестную работу) [ 18]
Таким образом, анализируя разные взгляды на определение профессионально-педагогической готовности будущего учителя, можно выделить общее в определении данного понятия - это система интегративных свойств, качеств и опыта личности, индивидуальная форма интерпретации содержания образования, обладающая признаками общей теоретической и методической готовности к профессиональной деятельности. А также готовность обладает определенной спецификой -это профессиональные умения и навыки, индивидуальный стиль их реализации, практико-ориентированный опыт деятельности, рефлексия профессиональной деятельности.
Сравнение и обобщение компонентов профессионально-педагогической готовности будущих педагогов, выделенных различными авторами, позволяет утверждать, что они в целом адекватны общепедагогическим компонентам педагогического творчества.
В нашей работе в качестве элементов профессионально-педагогической готовности мы рассматриваем следующие компоненты: 1) моти-вационный; 2) когнитивный; 3) операционный; 4) оценочный, которые являются основой готовности педагога к развитию творческих способностей обучающихся.
Мотивационный компонент готовности. Мотив является центральным системообразующим фактором в деятельности (А. Н. Леонтьев). «Мотивация деятельности - совокупность причин, побуждающих и направляющих деятельность (потребности, цели, идеалы, установки, уровень притязаний, нормы, направления)» [7]. Из этого следует, что, в первую очередь, необходимо проявить внимание к формированию у будущего учителя устойчивой мотивации к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения.
Для успешного развития творческих способностей в процессе обучения учителю важно поддержать развитие познавательных потребностей обучающихся, а это возможно лишь при наличии у самого учителя сформированной познавательной потребности, побуждающей его к организации совместной творческой деятельности с учащимися, к развитию их творческих способностей.
Интерес к профессиональной деятельности как творческой имеет огромное значение для эффективной работы будущего учителя по развитию творческих способностей учеников, причем важен профессиональный интерес как личностное психическое состояние, выражающее направленность личности, ее стремление.
Сформированность мотивационного компонента в процессе подготовки будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся влияет на успешное достижение конечной цели этого процесса - сформированности готовности в целом.
Когнитивный компонент готовности
включает систему указаний, на которую реально опирается человек при выполнении действия.
Будущему учителю схема когнитивной основы деятельности может быть дана в готовом виде (в виде учебной карты) или же составлена самим им под руководством опытного преподавателя. В схеме когнитивной основы деятельности должны быть представлены все знания о предмете, с которым предстоит работать, об условиях, которые необходимо соблюдать, а также знания о самой деятельности, входящих в нее действий и операций, порядке их выполнения.
Когнитивная основа деятельности будущего учителя по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения на момент его сформированной готовности к этой деятельности должна включать знания сущности творческих способностей и условий их развития, а также знания сущности творческой деятельности, методов и приемов организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения. Иными словами, знания теории и методики развития творческих способностей.
Весомой составляющей когнитивного компонента также являются предметные знания и знания методики преподавания предмета.
Операционный компонент готовности будущего учителя включает в себя сформированные у него способы осуществления (операции) деятельности по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения. Иными словами, операционный компонент готовности включает в себя сформированные умения и навыки, необходимые для развития творческих способностей учащихся.
Профессиональные умения учителя можно разделить на те, которые составляют его теоретическую и практическую готовность.
Теоретическая деятельность, которая заключается в обобщенном умении педагогически мыслить, предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проектных и рефлексивных умений.
Аналитическое умение состоит из ряда частных умений:
- расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления);
- осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;
- находить в теории обучения идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
- правильно диагностировать педагогическое явление;
- находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее рационального решения.
Прогностические умения определяют умения учителя прогнозировать конечный результат образовательного процесса. Прогнозирование опи-
рается на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.
Способствующими развитию творческих способностей учащихся можно считать следующие прогностические умения:
- выдвигать цели и задачи по развитию творческих способностей каждого учащегося;
- отбирать способы достижения поставленной цели;
- предвидеть результат, с учетом возможных отклонений и нежелательных явлений;
- определять этапы процесса обучения с целью развития творческих способностей учащихся;
- планировать совместно с учащимися деятельность по развитию их творческих способностей.
К проектным умениям относится специальная группа умений, проявляющаяся в материализации результатов прогнозирования в конкретных планах обучения. Разработка проекта образовательной работы означает прежде всего перевод на педагогический язык целей обучения, их максимальную конкретизацию и обоснование способов их поэтапной реализации.
Для развития творческих способностей учащихся в процессе обучения необходимы следующие проектные умения:
- достигать поставленную цель и овладевать содержанием обучения в процессе решения конкретных педагогических задач;
- учитывать потребности и интересы учащихся, личного опыта и личностно-деловых качеств при определении задач и отборе содержания творческой деятельности учащихся;
- выявлять круг главных и второстепенных вопросов для каждого этапа развития творческих способностей учащихся;
- планировать совместные творческие дела;
- организовывать индивидуальную работу с учащимися с целью искоренения имеющихся недостатков в развитии их творческих способностей;
- планировать систему приемов стимулирования творческой активности учащихся и содержания негативных проявлений в их поведении.
Сформированность рефлексивных умений будет определять оценочный компонент готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения.
Оценочный компонент готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения включает в себя сформированные у него умения осуществлять контрольно-оценочную деятельность, направленную на себя.
Выделение данных умений определено, прежде всего, тем условием, что анализ результатов деятельности по развитию творческих способностей учащихся без тщательного анализа условий их получения не может считаться достоверным. Конечные результаты по развитию творческих способностей учащихся в процессе обучения могут быть как положительными, так и отрицательными. Отрицательные результаты могут иметь разные причины. Для учителя очень важно установить, в какой мере оба результата являются следствием его деятельности. Отсюда и возникает необходимость анализировать собственную деятельность, для чего и нужны особые умения.
Каждый из рассмотренных компонентов профессионально-педагогической готовности включает в себя определенное количество показателей данной готовности. В данной работе за основу мы взяли следующие основные показатели компонентов готовности педагога к развитию творческих способностей учащихся (табл. 3).
Таблица 3
Компоненты готовности Показатели компонентов готовности
Мотивационный - ориентация на участие в творческой педагогической деятельности; - открытость новым видам деятельности, необходимым для работы на творческом уровне; - наличие творческих интересов, самостоятельности в решении творческих задач
Когнитивный - знание сущности творческой деятельности и ее закономерностей; - знание сущности творческих способностей учащихся и методик их развития; - знание вариативных способов реализации процесса обучения
- наличие умений проектирования творческой деятельности и прогнозирования ее результатов; - степень владения способами и средствами, обеспечивающими творческий характер деятельности; - владение педагогическими технологиями и способами их творческого использования
Операционный
Оценочный - умение анализировать правильность постановки целей развития творческих способностей учащихся, их «перевода» в конкретные задачи; - умение анализировать соответствие содержания деятельности учащихся поставленным задачам и эффективность применяемых методик творческой деятельности; - умение анализировать результаты реализации поставленных задач развития творческих способностей учащихся
Основные показатели компонентов готовности педагога к развитию творческих способностей учащихся
Следовательно, готовность будущего педагога к развитию творческих способностей учащихся мы будем рассматривать как инте-гративную личностно-профессиональную характеристику, отличительными чертами которой являются: мотивированность на творческую деятельность (свою и учащихся), владение знаниями, умениями и навыками организации творческой деятельности (своей и учащихся), креативное решение профессионально-педагогических задач.
Развитие и становление готовности будущего учителя к развитию творческих способностей проходит несколько этапов:
- осведомленность о профессии;
- приобретение необходимых знаний, умений и навыков;
- реализация знаний, умений и навыков в конкретных условиях профессиональной деятельности;
- самосовершенствование и саморазвитие: (развитие профессиональных мотивов, положительного отношения к избранной специальности, в повышении требовательности к себе, самокритичности и т. д.).
Готовность будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся в результате прохождения этих этапов становится устойчивым личностным качеством.
Оценка профессионально-педагогической готовности будущего учителя к развитию творческих способностей учащихся достаточна сложна. Она требует выделения мотивационного, ориентацион-ного, операционного и оценочного компонентов. Достаточная развитость, выраженность и их целостное единство - показатель высокого уровня профессиональной готовности будущего учителя к работе по развитию творческих способностей учащихся.
Литература
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1998. Т. 1.
2. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1996. Т. 1.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2002.
4. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1981-1984. Т. 1.
5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
6. Ефремова Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. М., 2000. Т. 1.
7. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. М., 2001.
8. Кондаков И. М. Психологический словарь. М., 2000.
9. Сластенин В. А. Педагогика. М., 2002.
10. Веретенникова Л. К. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань,1997.
11. Кузьмина Н. В. Педагогическая психология. СПб., 2008.
12. Шалавина Т. И. Формирование профессионально значимых качеств будущего учителя на этапе допрофессиональной подготовки. Новокузнецк, 2002.
13. Овчинникова Е. Г. Разработка учебных программ в учреждениях дополнительного образования детей. Кемерово, 2001.
14. Сластенин В. А., Веретенникова Л. К. Формирование творческого потенциала школьников. М., 1999.
15. Банщикова Т. Н., Путеева С. В. Профессиональная готовность педагога к управлению педагогическим процессом // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 2 (14). С. 14-17.
16. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М., 2003.
17. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1967.
18. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. . д-ра пед. наук. М., 1983.
References
1. Dal' V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 t. [Explanatory dictionary of living great Russian language: in 4 vol.] M., 1998. T. 1.
2. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: v 4 t. [Explanatory dictionary of Russian language: in 4 vol.] / pod red. D. N. Ushakova. M., 1996. T. 1.
3. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of Russian language]. M., 2002.
4. Slovar' russkogo yazyka: v 4 t. [Explanatory dictionary of Russian language: in 4 vol.] / pod red. А. P. Evgen'evoj. M., 1981-1984. T. 1.
5. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov А. Yu. Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary]. M., 2000.
6. Efremova T. F. Novyj tolkovoslovo-obrazovatel'nyj slovar' russkogo yazyka: v 2 t. [New explanatory and word-formation dictionary of Russian: in 2 vol.] M., 2000. T. 1.
7. Dyachenko M. I., Kandybovich L. А. Psikho-logicheskij slovar'-spravochnik [Psychological dictionary reference]. M., 2001.
8. Kondakov I. M. Psikhologicheskij slovar' [Psychological dictionary]. M., 2000.
9. Slastenin V. A. Pedagogika [Pedagogics]. M., 2002.
10. Veretennikova L. K. Podgotovka budushchikh uchitelej k formirovaniyu tvorcheskogo potentsiala shkol'nikov [Training of future teachers for formation of creative potential of school students]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 1997.
11. Kuz'mina N. V. Pedagogicheskaya psikho-logiya [Pedagogical psychology]. SPb., 2008.
12. Shalavina T. I. Formirovaniye professional'no znachimykh kachestv budushchego uchitelya na etape doprofessional'noj podgotovki [Formation of professionally significant qualities of future teacher at a stage of preprofessional preparation]. Novokuznetsk, 2002.
13. Ovchinnikova E. G. Razrabotka uchebnykh programm v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazo-vaniya detej [Curriculum development in institutions of additional education of children]. Kemerovo, 2001.
14. Slastenin V. A., Veretennikova L. K. Formiro-vaniye tvorcheskogo potentsiala shkol'nikov [Formation of creative potential of school students]. M., 1999.
15. Banshchikova T. N., Puteeva S. V. Professional'naya gotovnost' pedagoga k upravleniyu pedagogicheskim protsessom [Professional readiness of the teacher for management of pedagogical process] // Sbornik nauchnykh trudov Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya «Gumanitarnye nauki». 2005. № 2 (14). S. 14 - 17.
16. Slastenin V. A., Kashirin V. P. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and pedagogics]. M., 2003.
17. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psikhologicheskiye problemy gotovnosti k deyatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk, 1967.
18. Duraj-Novakova K. M. Formirovaniye professional'noj gotovnosti studentov k pedagogicheskoj deyatel'nosti [Formation of professional readiness of students for pedagogical activity]: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1983.
* * *
ESSENCE OF READINESS OF FUTURE TEACHER FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PUPILS
Grigoryeva Yuliya Ivanovna
MAEI SSch № 9, Russia, Tambov e-mail: gryu85@yandex.ru
In article the author considered the concept «professional and pedagogical readiness» on the basis of the analysis of various interpretations of this category by a number of authors, presented the various points of view on a problem of components of professional readiness of future teacher, offered own interpretation of readiness of future teacher for development of creative abilities of students, allocated its main components, opened possibilities of each component of readiness from the point of view of their importance for development of creative abilities of pupils, reflected stages of formation of readiness of future teacher for development of creative abilities of school students.
Key words: creative abilities, future teacher, professional and pedagogical readiness, readiness for development of creative abilities, pupils, readiness components, readiness stages
Об авторе:
Григорьева Юлия Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 9, г. Тамбов
About the author:
Grigoryeva Yuliya Ivanovna, Teacher of Russian and Literature, MAEI SSch № 9, Tambov