УДК: 378:371.13 А. Д. Кариев
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ОБУЧЕНИЮ НА ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В данной статье рассматривается модель формирования готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условие развития творческих способностей обучающихся. На основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирических исследований была разработана модель формирования готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условие развития творческих способностей обучающихся.
Ключевые слова: готовность учителя к обучению, интерактивные методы, творческие способности.
На сегодняшний день общество ощущает потребность в педагогах, которые способны эффективно управлять учебно-воспитательным процессом, используя инновационные технологии и методы обучения. По мнению ученых, основные методические инновации обусловлены применением интерактивных методов обучения [4; 6]. И данная задача может быть решена при условии сформированной готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условия развития творческих способностей обучающихся.
Для реализации формирования готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условия развития творческих способностей обучающихся нами была построена и обоснована модель.
Прежде чем раскроем сущность модели, необходимо проанализировать этимологию данного понятия.
Слово «модель» происходит от латинского слова «model» и означает на русском языке «мера». По определению В. А. Штофф, «модель — это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его, так что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [9, с. 99]. Под моделированием ученые понимают процесс замещения какого-либо реального объекта — оригинала, натуры другим объектом — моделью для изучения или фиксации важнейших свойств оригинала с помощью модели [4].
Кариев Адлет Дюсембаевич — магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогических специальностей (Университет Алматы, Республика Казахстан); e-mail: adlet.kari@mail.ru
© Кариев А. Д., 2015
66
Итак, «моделирование — метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими» [8, с. 425].
По определению Н. В. Бордовской, «моделирование (педагогическое) — это метод исследования педагогической действительности с помощью моделей; процесс разработки и построения педагогических моделей» [2, с. 111].
При разработке модели формированния готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условие развития творческих способностей обучающихся мы использовали данные анализа психолого-педагогической литературы и результаты эмпирического исследования [6; 7].
Разработанная модель формирования готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условие развития творческих способностей обучающихся включает в себя наиболее сущностные свойства и взаимосвязи этого процесса (см. схему 1).
Данная модель состоит из следующих блоков: мотивационно-целевой блок, теоретический блок, содержательный блок, процессуальный и результативный блоки.
Мотивационно-целевой блок содержит цель, задачи и мотивацию формирования готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условие развития творческих способностей обучающихся.
В качестве основных задач мы определили формирование теоретических основ интерактивных методов обучения, теории целостного педагогического процесса; развитие интереса к педагогической профессии; формирование положительной мотивации к освоению методикой применения интерактивных методов обучения; формирование умений применять интерактивные методы обучения в целостном педагогическом процессе.
Необходимо указать, что ключевой позицией нашего исследования является мотив. Поскольку, одним из важных элементов любой деятельности, в том числе и педагогической, является мотив. «Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности» [5, с. 137]. Таким образом, в психологии «мотив» понимается не только как осознанная потребность или как предмет потребности, но и как отождествление с собственно потребностью [5].
По отношению к понятию «мотив» более широким является понятие «мотивация».
Понятие «мотивация» являлось предметом исследования многих психологов (А. Н. Леонтьев, С. А. Рубинштейн, В. Г. Асеев, Л. И. Божович и др.), но в различных аспектах. В связи с этим трактовки понятия различны. Концепции мотивации, относимые только к человеку, появились в первой трети XX в.
67
Схема. Модель формирования готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условие развития творческих способностей обучающихся
Одной из них явилась теория мотивации К. Левина. Затем работу продолжали представители гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс).
В. Г. Асеев считает, что мотивация включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мо-тивационные установки (или диспозиции), идеалы. Все эти мотиваци-онные явления автор объединяет термином «побуждение» [1, с. 7].
68
Е. А. Климов считает, что готовность к профессиональной деятельности тесно связана с мотивацией деятельности. Он пишет: «Успешно выполнять свои профессиональные обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий помогает состояние психологической готовности к деятельности — психическое состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи» [3, с. 64].
По нашему мнению, готовность учителя к обучению на основе интерактивных методов как условия развития творческих способностей обучающихся зависит от профессиональной мотивации педагога.
Теоретический блок включает комплекс педагогических принципов. Учитывая специфику педагогического процесса в вузе, нами были выделены следующие принципы, способствующие формированию готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условия развития творческих способностей обучающихся:
— принцип профессиональной направленности (рассматривает в качестве основного мотива истинно педагогической направленности личности будущего учителя интерес к содержанию педагогической деятельности, в силу чего процесс формирования культуры профессионального мышления выражает необходимость в формировании потребности логического анализа своих профессионально-педагогических действий как важнейшего фактора достижения профессионализма в будущей профессиональной деятельности);
— принцип мотивационного обеспечения учебного процесса (подразумевает необходимость целенаправленного формирования у студентов мотивации на основе профессионально-педагогических знаний, решения профессиональных задач и обеспечения условий для углубления мотивированности их учебной деятельности, развития их заинтересованности и ответственности за результаты своей деятельности);
— принцип гуманистической направленности педагогического процесса (выражает необходимость формирования у будущих учителей понимания необходимости сочетания целей общества и личности, значения общечеловеческих ценностей в современном мире).
Содержательный блок модели определяет внутреннюю структуру и содержание процесса формирования готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условия развития творческих способностей обучающихся и включает в себя:
1) семинар для преподавателей «Проблемы использования интерактивных методов обучения в профессиональном педагогическом образовании»;
2) дополнение к курсу: «Современные педагогические технологии»;
3) элективный курс «Интерактивные методы обучения в современной школе» для студентов;
69
4) методическое пособие «Интерактивные методы обучения в начальной школе».
В процессуальный блок включены формы, методы, приемы и средства формирования готовности учителя к обучению на основе интерактивных методов как условия развития творческих способностей обучающихся. Основными методами обучения, используемыми для формирования готовности учителя, являются интерактивные, традиционные, игровые и проблемные методы обучения.
Следующим важным компонентом разработанной модели является результативный блок, отражающий эффективность протекания образовательного процесса и характеризующий степень достижения поставленной цели.
Таким образом, готовность учителя к обучению на основе интерактивных методов как условия развития творческих способностей обучающихся будет сформирована при реализации следующих организационно-педагогических условий: заинтересованность в усвоении будущими учителями теоретических и практических знаний об интерактивных методах обучения; обогащение психолого-педагогических дисциплин сведениями об интерактивных методах обучения; использование интерактивных методов обучения на занятиях педагогического цикла.
Список литературы
1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 304 с.
3. Климов Е. А. Психология профессионала. СПб., 2002. 492 с.
4. Лебедев А. Н. Моделирование в научно-технических исследованиях. М., 1989. 224 с.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
6. Сережникова Р. К. Становление субъектности студента в процессе профессиональной подготовки как актуализация его творческого потенциала / / Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 70 — 74.
7. Сережникова Р. К. Культура профессионально-педагогического поведения преподавателя / / Педагогическое образование и наука. 2014. № 3. С. 133—138.
8. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев [и др.]. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
9. Штофф В. А. Моделирование в философии. М.: Наука,1996. 301 с.
* * *
Kariyev Аdlet D.
THE MODEL OF FORMATION OF TEACHER'S READINESS
FOR TEACHING BASED ON INTERACTIVE METHODS AS A CONDITION
OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS
(Almaty University, Republic of Kazakhstan)
70
This article discusses the model of formation of teacher's readiness for teaching based on interactive methods as a condition for the development of creative abilities of students. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature and empirical research, a model of formation of teacher's readiness for training based on interactive methods as a condition for the development of creative abilities of students has been developed
Keywords: teacher's readiness for training, interactive methods, creativity.
References
1. Aseev V. G. Motivatsiya povedeniya i formirovanie lichnosti (Motivation of behaviour and personality formation), Moscow, Mysl', 1976. 158 p.
2. Bordovskaya N. V., Rean A. A. Pedagogika (The pedagogy), Textbook for high schools, Piter, 2000. 304 p.
3. Klimov E. A. Psikhologiya professionala (Psychology professional), St. Petersburg, 2002. 492 p.
4. Lebedev A. N. Modelirovanie v nauchno-tekhnicheskikh issledovaniyakh (Modeling in scientific and technical research), Moscow, 1989. 224 p.
5. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' (Activities. The consciousness. Personality), Moscow, Politizdat, 1975. 304 p.
6. Serezhnikova R. K. The formation of the subjectivity of the student in the process of professional preparation as the actualization of his creative potential [Stanovlenie sub"ektnosti studenta v protsesse profes-sional'noy podgotovki kak aktualizatsiya ego tvorcheskogo potentsiala], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2012, no. 3, pp. 70 - 74.
7. Serezhnikova R. K. The culture of professional and pedagogical behaviour of the teacher [Kul'tura professional'no-pedagogicheskogo povedeniya prepodavatelya], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2014, no. 3, pp. 133—138.
8. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' (Encyclopedic dictionary of philosophy), Chief Ed L. F. Il'ichev, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalev et al., Moscow, Sovetskaya ehnciklopediya, 1983. 840 p.
9. SHtoff V. A. Modelirovanie v filosofii (Modeling in philosophy), Moscow, Nauka, 1996. 301 p.
•Jc -Jc -Jc
71