АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
TOPIC ISSUE
УДК 13.00.00 ББК 6/8
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. В. Романова
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
Готовность представлена как интегративное свойство личности, сочетающее комплекс мотиваци-онных, эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других компонентов, адекватных требованиям педагогической деятельности; это сложное личностное образование, сочетающее в себе идейно-нравственные взгляды и убеждения, профессиональную направленность педагогических процессов, самообладание. В результате на основе анализа структуры готовности к педагогической деятельности определено, что готовность будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности — это целостное образование, включающее знания, умения, профессионально значимые качества, педагогические способности и состоящее из следующих компонентов — психологического, теоретического, практического, физического и психофизиологического.
Ключевые слова: воспитательная работа, готовность, учитель, физическая культура.
Актуальность. В основе успешного выполнения любой деятельности определённой направленности находится готовность к её осуществлению. Явление готовности составляет предмет изучения педагогов и психологов. Первые акцентируют внимание на выявлении факторов и условий, дидактических и воспитательных средств, позволяющих управлять становлением и развитием готовности. Психологи ориентируются на установлении характера связей и зависимостей между состоянием готовности и эффективности деятельности.
Готовность педагога к воспитательной работе является составляющей готовности к педагогической деятельности. Понимание её сущности и возможностей формирования определяется, с одной стороны, особенностями воспитательной работы, а с другой, существующей необходимостью практического переосмысления педагогической подготовки учителей, что составляет основу для проектирования соответствующих технологий её формирования.
Цель статьи: представить готовность педагога к воспитательной работе как составляющую готовности к педагогической деятельности.
В научной литературе существует много определений готовности. В то же время в большинстве литературных источников это понятие рассматривается как качественная характеристика уровня подготовки личности и соответственно считается категорией теории деятельности и категории личности [1; 17; 18]. В толковых словарях готовность трактуется как приготовление, собрание, приспособление, способность выполнить что-либо [2], доведение до полной завершённости, совершенства чего-либо, кто может и хочет что-то выполнить.
Готовность, как утверждает Л. А. Кандыбович, формируется под влиянием внешних и внутренних условий осознанного или неосознанного принятия информации [3. С. 49]. Таким образом, готовность к деятельности возникает на основе фиксированной установки. Из этого следует, что готовность — это форма реагирования, поэтому она исследуется на уровне физиологических, психологических и социальных механизмов. На современном этапе понятие «готовность» рассматривается как психолого-педагогическая категория. Психологи исследуют её в связи с эмоционально-волевым и интеллектуальным потенциалом личности по кон-
кретному виду деятельности. Педагоги изучают готовность на уровне личностных предпосылок к успешной деятельности, создаваемых в результате целенаправленного воздействия на личность. В то же время они не отрицают влияние подготовки на психологические процессы, состояние и опыт [3].
Готовность учителей к физкультурно-оздоровительной деятельности — интегративное образование личности педагога, которое характеризуется высоким уровнем овладения теоретическими знаниями в области физического воспитания учащихся, необходимыми для их эффективного применения в последующей педагогической деятельности, сформированостью профессионально-педагогической направленности на их использование, а также сформированостью педагогических умений и физической культуры личности [4. С. 118].
Всего в психолого-педагогической литературе по проблемам подготовки учителя к профессиональной деятельности употребляются понятия «готовность к действию», «подготовленность к деятельности», «готовность к деятельности», «психологическая готовность», «готовность к педагогической деятельности», «профессионально-педагогическая подготовка». Как показывает анализ литературы, в педагогических исследованиях внимание сосредоточивается на факторах и условиях, которые дают возможности для профессионального роста и развития педагога, а в психологических исследованиях устанавливается взаимосвязь между состоянием готовности и деятельностью личности. Каждое понятие имеет свою смысловую нагрузку, хотя они и имеют общие черты.
Понятие «профессиональная готовность» происходит от известного в психологии понятия «психологическая готовность», что определяется различными, но не всегда однозначными терминами: настрой, подготовленность, пригодность, установка, отношение, внимательность, мобилизация, направленность и т. д.
Под готовностью к действию понимают состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определённых действий, иподразумевают такие смысловые оттенки:
1) вооружённость человека-оператора необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками;
2) готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий в ответ на появление определённого сигнала;
3) согласие на решимость выполнить любое действие [5. С. 75].
Следует обратить внимание на взаимосвязь педагогической деятельности и профессиональной готовности к ней, которая проявляется в том, что, во-первых, готовность как активное состояние личности порождает деятельность; во-вторых, готовность выступает результатом деятельности; в-третьих, готовность как качество личности определяет установки в решении профессиональных ситуаций и задач.
Определённые подходы к обоснованию понятия готовности личности к деятельности позволяют констатировать, что общим и отличным в их изучении является концентрация вокруг двух аспектов, а именно: сущности понятия «готовность» и проекции этой системы на пути её формирования. Разница в понимании сущности готовности личности к деятельности обусловлена особенностями теоретической концепции автора и сводится к тому, на каком уровне: функциональном (состояние) или личностном (свойство) — рассматривается эта проблема. На функциональном уровне готовность рассматривается как временное, особое психическое состояние, как «целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие прохождения психологических процессов в зависимости от отражения предметов и явлений действительности, состояния и психических свойств личности, предшествующих отражению» [6. С. 20].
Функциональный уровень исследования готовности нашёл конкретизацию в работах М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича [7]. Исследователи определили готовность как временное психическое состояние личности студента педагогического вуза, как внутреннюю настроенность на определённое поведение при выполнении учебных и трудовых заданий, как установку на активность и целесообразность действия во время обучения в высшей школе и с началом самостоятельной работы. Они рассматривают проблему готовности как направленность личности педагога на соответствующую деятельность и поведение; направленность активизирует и побуждает к приспособлению приобретённых знаний и умений в решении профессиональных задач.
Разнообразие определений готовности, по нашему мнению, обусловлено различными структурами деятельности и подходами в исследованиях. И всё же большинство авторов склоняются к мнению о том, что готовность является психическим состоянием, а потому она рассматривается как выборочная прогнозирующая активность личности на стадии её подготовки к деятельности [1; 3].
В психолого-педагогической литературе готовность рассматривается как динамическая структура, имеющая компоненты. К ним относятся моти-вационный (отношение к профессии, интерес к ней, стремление к успеху), ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности), операционный (развитие способностей, овладение знаниями, навыками, средствами и приёмами деятельности; процессами анализа, сравнения, обобщения), волевой (умение управлять действиями, самоконтроль, самомобилизация), оценочный (самооценка своей профессиональной подготовки) [3]. То есть профессиональная готовность рассматривается на психологическом уровне (фиксирует то, что уже сформировано в личности и что может быть развито в ней при данных условиях) и педагогическом (фиксирует то, что и каким образом должно быть сформировано и развито в соответствии с потребностями) [8].
Наше опытно-экспериментальное исследование является педагогическим, поэтому мы рассматриваем готовность с точки зрения качественной подготовленности субъекта к включению в педагогическую деятельность, особенность которой заключается в том, что она формируется в тесной взаимосвязи общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков с потребностями и интересами учителя.
В последнее время опубликован ряд научных работ, в которых рассматриваются проблемы готовности будущих учителей к различным видам педагогического труда.
Исходными положениями при изучении структуры готовности будущих учителей к профессиональной деятельности были научные исследования различных направлений. Исследуя проблему подготовки студентов к педагогической деятельности, К. М. Дурай-Новакова [9] рассматривает профессиональную готовность как закономерный результат процессов профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и профессиональной идентификации, итогов профессионального образования и самообразования, профессионального
воспитания и самовоспитания. Модель готовности к педагогической деятельности, разработанная Н. В. Кузьминой, включает в себя комплекс знаний, мотивы, направленность личности педагога, профессионально значимые качества.
Готовность — устойчивая характеристика личности, которая проявляется в сформированно-сти специальных умений и знаний, развитии способностей, убеждениях, ценностной ориентации на целесообразность творческой деятельности педагога. Готовность будущего учителя включает в себя, помимо знаний, умений и навыков, мировоззрение и общую культуру, педагогические способности и профессионально-педагогическую направленность.
Понятие готовности к различным видам деятельности можно определить как способность самостоятельно ставить цели, выбирать способы её достижения, то есть выполнять, регулировать и оценивать собственную деятельность, что, по нашему мнению является вполне закономерным утверждением, оно отвечает требованиям современности, выдвигаемым перед специалистами различных сфер деятельности, в том числе и педагогической.
Готовность студентов к спортивно-педагогической деятельности — это проявление сущностных свойств и состояния личности, интегральный показатель деятельной сущности личности, степень её профессиональной зрелости, уровень профессиональной культуры. Пути и педагогические аспекты формирования профессиональной готовности будущих учителей физической культуры следует определять с позиции целостности личности, с учётом специфики деятельности, мотивации и учебно-воспитательных процессов.
В последнее время был защищён ряд диссертационных работ, посвящённых подготовке будущих учителей физической культуры к отдельным сторонам профессиональной деятельности: применение информационных технологий, решение профессиональных ситуаций, преподавание основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе, работы по физическому воспитанию в начальной школе.
В научно-методической литературе готовность к педагогической деятельности, как и готовность к любым видам деятельности, исследуется в пределах её компонентного состава. Функционально в структуре профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности исследователи
выделяют следующие компоненты: информационный и деятельностный; мотивационный, содержательно-процессуальный и исполнительный [10]; мотивационный, ориентационно-познавательный, эмоционально-волевой, операционно-действенный, установочно-оценочный [3]; операционный, волевой, оценочный; личностный и процессуальный (операционально-технический); мотивационный, креативный, операционный, рефлексивный; эмоциональный и факторный [11].
Функциональная структура готовности к профессиональному творчеству включает в себя ценностно-мотивационные, когнитивные, операционно-деятельностные компоненты, которые обеспечивают оптимальное функционирование студентов в условиях учебного процесса вуза и включение их в педагогическую деятельность.
Исследуя проблемы подготовки к профессиональной деятельности учителя по физической культуре, О. В. Петунин разработал объективную структуру готовности к профессиональной деятельности, которая объединяет следующие элементы: мотивационный, информационный (когнитивный), деятельностный и технический (специфический для физического воспитания) [12]. В схеме профессиональной готовности будущего специалиста по физическому воспитанию В. А. Сластёнин выделяет психологическую, научно-теоретическую, практическую, психофизиологическую и физическую готовность [1].
Психологическая готовность раскрывает моти-вационно-ценностное отношение студентов к труду учителя. Сущность процесса формирования мотивационно-ценностного отношения связана с преобразованием общественно значимых целей педагогической деятельности в личностно значимые. Это зависит от уровня основных потребностей, интересов, идеалов, мотивов.
Готовность как психическое состояние личности — это внутренний настрой учителя на определённое поведение при решении спортивных и педагогических задач, установка на активную и целенаправленную деятельность. Активное, позитивное отношение к деятельности — необходимое условие для формирования готовности. От того, будет ли это отношение положительным или отрицательным, кратковременным, случайным или стабильным, значительно зависят эффективность деятельности, степень активности личности, с которой она и будет стремиться получить положительные результаты в своей работе. Итак,
мотивация является важным компонентом готовности, так как влияет на создание необходимых отношений, установок, опыта личности, профессионально значимых качеств, совершенства в деятельности, мастерства, обеспечивающих индивиду сознательное осуществление деятельности.
Научно-теоретическая готовность характеризуется наличием определённого объёма социально-гуманитарных, психолого-педагогических, медико-биологических и специальных знаний, которые являются основой формирования профессиональной готовности в целом. Важными особенностями знаний считаем комплексность, личностную окрашенность, их формирование одновременно на разных уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом. Кроме этого, профессиональная подготовка обязательно предусматривает комплекс знаний профессионального направления, по которым можно определить характерные особенности будущей профессии, современное состояние, условия и перспективы её развития.
Практическая готовность связана с наличием сформированных на должном уровне у будущих учителей профессиональных умений и навыков. О. А. Абдуллина определяет содержание и объём педагогических умений, необходимых для учителей разных предметов, и выделяет следующие группы: дидактические (организация учебного процесса и руководство познавательной деятельностью), воспитательные; пропагандистские; методические и исследовательские (направленные на изучение передового педагогического опыта, анализ и обобщение личного опыта), а также умение в области самообразовательной работы педагога [13. С. 137].
Следует отметить исследования О. В. Петунина [12], который считает, что содержание профессиональных умений учителя физической культуры состоит из специфических двигательных и собственно педагогических. Как ведущие следует выделить спортивные, учебные и педагогические умения. В перечень педагогических умений учителя физической культуры относит спортивные, организационные, методические, конструктивные, коммуникативные и познавательные.
Психофизиологическая готовность предполагает наличие предпосылок для овладения педагогической деятельностью и предъявляет существенные требования к психофизиологическим качествам личности. К ним прежде всего относятся особенно-
сти нервной системы, сила и подвижность нервных процессов. С точки зрения исследователей, такие высокие требования к свойствам нервной системы обусловлены тем, что учителю физической культуры необходимо обладать высокой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать своё внимание, хранить в течение рабочего времени высокий общий эмоциональный тонус, быть всегда активным и одновременно выдержанным и спокойным [1]. Характерны постоянные нагрузки на голосовой аппарат, неумелое пользование которым приводит к профессиональным заболеваниям.
Физическая готовность определяется соответствием состояния здоровья и физического развития требованиям педагогической деятельности и профессиональной трудоспособности. Педагогическая деятельность специалиста по физическому воспитанию относится к группе физического труда смешанного типа, которая сочетает элементы физического, психомоторного и умственного компонентов. Такой комбинаторный вид деятельности предполагает условно равное соотношение всех компонентов при реализации результатов деятельности. Вместе с тем физический компонент — один из основных, от которого зависит владение техникой показа физических упражнений, общий уровень здоровья и двигательной подготовленности учителя физической культуры, адекватной требованиям профессии. Учитель в течение всего урока не только испытывает большие физические нагрузки, но и текущим методом демонстрирует высокую технику исполнения движений и физических упражнений, будучи «наглядным образцом» для детей. Поэтому специфика деятельности обусловливает высокий уровень развития физических и координационно-двигательных способностей.
Следующий компонент готовности к педагогической деятельности — профессионально значимые качества. К ним относятся профессиональная компетентность (владение материалом, развитость, эрудиция, информированность, начитанность и др.) и личностные качества. Они характеризуют интеллектуальную и эмоционально-волевую сторону личности, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога. В. А. Сластёнин отмечает, что работа учителя будет наиболее успешной только в том случае, если основные качества его личности соответствуют
характеру этой профессиональной деятельности [1].
Несмотря на это, учёные предлагают ряд личностных качеств, важных для профессии учителя, при этом пытаются определить наиболее существенные с точки зрения эффективности педагогической деятельности. К значимым качествам учителя можно отнести чуткость, терпение, требовательность, уважение к детям, понимание и милосердие; справедливость, положительный эмоциональный настрой, чувство меры, педагогический такт, культуру речи, личный пример.
По мнению И. П. Подласого, к личностным качествам педагога относятся человечность, порядочность, ответственность, оптимизм, интерес к жизни воспитанников, объективность, щедрость, потребность в общении, скромность, доброжелательность, самокритичность и многое другое [14. С. 242], а также, как считает К. К. Платонов, выдержка, доступность и общительность, умение работать коллективно, находчивость и сообразительность в работе [15. С. 9].
М. А. Галагузова выделяет такие личностные качества современного педагога: гуманистические (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства) психологические характеристики (высокий уровень подвижности психических процессов, эмоциональных и волевых характеристик, устойчивость психического состояния) психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка); психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатийность, визуальность, красноречие) [16. С. 28].
Принципиальное значение для готовности к деятельности педагога имеет такое качество, как динамизм личности, то есть способность учителя к активному педагогическому воздействию на ученика. К профессионально значимым качествам, характеризующим готовность к педагогической деятельности, принадлежит экспрессивность: артистизм, эмоциональность, яркое представление учебного материала, развитость языка, богатая мимика, хорошие манеры.
Среди профессионально значимых качеств педагога следует выделить доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые. Негативно влияющими на педагогическую деятельность считаем следующие качества: мстительность, неуравновешенность, несобранность, безразличие к воспитанникам, высокомерие, предвзятость. Несовместимые с профессией учителя — грубость, рукоприкладство, безответственность,
профессиональную некомпетентность, ограниченность мировоззрения, безнравственность, алкоголизм и т. д.
Одним из главных признаков готовности к педагогической деятельности учителя физической культуры считаем основные профессионально важные качества и объединяем их в следующие группы: качества, которые определяют направленность личности (идейные убеждения, социальные нужды, моральная ориентация, осознание социальной и общественной связи, общественная ответственность, общественная активность); качества, которые определяют физкультурно-педагогиче-скую направленность личности (любовь к детям, интерес к физической культуре, наблюдательность, педагогический такт, организационные возможности, требовательность, самооценка, сдержанность, профессиональная работоспособность); качества, которые определяют познавательную активность (интересы, чувство нового, готовность к самообразованию).
Таким образом, готовность к педагогической деятельности включает ряд различных компонентов, которые взаимосвязаны, зависят друг от друга, но каждый из них требует к себе специфической внимания. Проведённый анализ позволяет утверждать, что готовность к профессиональной деятельности учителя физической культуры, как и готовность к педагогической деятельности в целом, имеет одинаковые компоненты. Вместе с тем она характеризуется особыми специфическими элементами, направленными на физическое воспитание и оздоровление детей. На основании этого и на основе анализа структуры готовности к педагогической деятельности считаем, что готовность будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности — это целостное образование, включающее знания, умения, профессионально значимые качества, педагогические способности и состоящее из следующих компонентов — психологического, теоретического, практического, физического и психофизиологического. К основным средствам и методам педагогического воздействия, направленным на формирование профессиональной готовности учителей физической культуры в процессе обучения в высшем учебном заведении, относятся те, которые способствуют развитию внимания, наблюдательности, самостоятельности, инициативности, нестандартности мышления и активизации исследовательской деятельности студентов.
Список литературы
1. Сластёнин, В. А. Деятельностное содержание профессионально-личностного развития педагога / В. А. Сластёнин // Пед. образование и наука. — 2006. — № 4. — С. 5.
2. Даль, В. К. Толковый словарь русского языка / В. К. Даль. — М., 2011. — 736 с.
3. Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности / Л. А. Кандыбович. — Минск : Из-во БГУ, 1996. — 175 с.
4. Напреев, С. Г. Проблема готовности учителей к физкультурно-оздоровительной деятельности / С. Г. Напреев // Вестн. Череповец. гос. ун-та. — 2011. — Т. 2, № 2 (30). — С. 118-121.
5. Психология : словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М. : Просвещение, 1990. — 494 с.
6. Левитов, Н. Д. О психологических состояниях человека / Н. Д. Левитов. — М. : Просвещение, 1994. — 344 с.
7. Дьяченко, М. И. Готовность к деятельности в напряжённых ситуациях. Психологический аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск : Университетское, 1995. — 221 с.
8. Петровский, А. В. Психология : учеб. для студентов вузов / А. В. Петровский ; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М. : Академия, 2012. — 512 с.
9. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / К. М. Дурай-Новакова. — М., 1983. — 32 с.
10. Сафин, Р. С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей : учеб. пособие / Р. С. Сафин, М. Я. Виленский. — М. : Высш. шк., 1999. — 159 с.
11. Уманский, Л. И. Психологическая организация деятельности школьника : учеб. пособие для студентов пединститутов / Л. И. Уманский. — М. : Просвещение, 1990. — 160 с.
12. Петунин, О. В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры / О. В. Петунин. — М. : Просвещение, 2000. — 112 с.
13. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : для пед. спец. высш. учеб. заведений / О. А. Абдуллина. — М. : Просвещение, 1999. — 144 с.
14. Подласый, И. П. Педагогика : Кн. 1. / И. П. Под-ласый. — М., 1999. —282 с.
15. Платонов, К. Проблемы способностей / К. Пла -тонов. — М. : Медицина, 2002. — 312 с.
16. Социальная педагогика : курс лекций / под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М. : Владос, 2010. — 416 с.
17. Романова, Е. В. Мотивация молодёжи к занятиям физической культурой (на примере студентов Алтайского края) / Е. В. Романова, Л. В. Готовчикова
// Здоровье человека, теория и методика физ. культуры и спорта. — 2017. — № 1 (4). — С. 49-59. — URL: http://joumal.asu.ru/zosh/article/view/1739
18. Романова, Е. В. Гармоничное воспитание личности в аксиологической теории ранних евразийцев
Поступила в редакцию 20 февраля 2019 г.
/ Е. В. Романова // Здоровье человека, теория и методика физ. культуры и спорта. — 2016. — № 1. — С. 4-18. — URL: http://journal.asu.ru/zosh/artide/ view/1034
Для цитирования: Романова, И. В. Готовность педагога к воспитательной работе как составляющая готовности к педагогической деятельности / И. В. Романова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 1. — С. 14-21.
Сведения об авторе
Романова Инна Валентиновна — учитель физической культуры, аспирант Севастопольского государственного университета. Севастополь, Россия. riv2011@mail.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 1, pp. 14-21.
Readiness of Teacher to Educator Work as Constituent of Readiness to Pedagogical Activity
Romanova I.V.
Sevastopol State University, Sevastopol, Russia. riv2011@mail.ru
The aim of the article is presentation of readiness of teacher to educator work as making readiness to pedagogical activity. In the real article readiness is presented as integrative property of personality, combining the complex of motivational, emotional, intellectual, volitional and other components, to the adequate requirements of pedagogical activity; this difficult personality education, combining in itself ideological-moral looks and persuasions, professional orientation of pedagogical processes, self-possession. As a result on the basis of analysis of structure of readiness it is certain to pedagogical activity, that readiness of future teachers of physical culture to professional activity is this integral education, including knowledge, abilities, professionally meaningful qualities, pedagogical capabilities and consists of next components: psychological, theoretical, practical, physical and physiological.
Keywords: educator work, readiness, teacher, physical culture.
References
1. Slastenin V.A. Deyatel'nostnoye soderzhaniye professional'no-lichnostnogo razvitiya pedagoga [Maintenance of professionally-personality development of teacher]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka [Pedagogical education and science], 2006, no 4, p. 5. (In Russ.).
2. Dal V.K. Tolkovyy slovar' russkogo yazyika [Explanatory dictionary of Russian]. M., 2011. 736 p. (In Russ.).
3. Kandybovich L.A. Psikhologicheskiye problemy gotovnosti k deyatel'nosti [Psychological problems of readiness to activity]. Minsk, 1996. 175 p. (In Russ.).
4. Napreyev S.G. Problema gotovnosti uchiteley k fizkul'turno-ozdorovitel'noy deyatel'nosti [Problem of readiness of teachers to athletic-health activity]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets state University], 2011, vol. 2, no. 2 (30), pp. 118-121. (In Russ.).
5. Psikhologiya: slovar' [Psychology. Dictionary] / ed. A.V. Petrovskiy, M.G. Yaroshevskiy. Moscow, 1990. 494 p. (In Russ.).
6. Levitov N.D. O psikhologicheskikh sostoyaniyakh cheloveka [About the psychological states of man]. Moscow, 1994. 344 p. (In Russ.).
7. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Gotovnost' k deyatel'nosti v napryazhyonnykh situatsiyakh. Psik-hologicheskiy aspekt [Readiness to activity in tense situations. Psychological aspect]. Minsk, 1995. 221 p. (In Russ.).
8. Petrovskiy A.V Psikhologiya [Psychology]. Moscow, 2012. 512 p. (In Russ.).
9. Duray-Novakova K.M. Formirovaniye professi-onal'noy gotovnosti studentov k pedagogicheskoy dey-atelnosti [Forming of professional readiness of students to pedagogical activity.Thesis]. Moscow, 1983. 32 p. (In Russ.).
10. Safin R.S., Vilenskiy M.Ya. Professional'naya
napravlennost'fizicheskogo vospitaniya studentov peda-gogicheskikh spetsial'nostey [Professional orientation of students of pedagogical specialities]. Moscow, 1999. 159 p. (In Russ.).
11. Umanskiy L.I. Psikhologicheskaya organizatsiya deyatel'nosti shkol'nika [Psychological organization of activity of schoolboy]. Moscow, 1990. 160 p. (In Russ.).
12. Petunin O.V. Formirovaniye professional'nogo masterstva uchitelya fizicheskoy kul'tury [Forming of professional mastery of teacher of physical culture]. Moscow, 2000. 112 p. (In Russ.).
13. Abdullina O.A. Obshchepedagogicheskaya pod-gotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Rreparation of teacher in the system of higher pedagogical education]. Moscow, 1999. 144 p. (In Russ.).
14. Podlasyy I.P. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, 1999. 282 p. (In Russ.).
15. Platonov K. Problemy sposobnostey [Problem of capabilities]. Moscow, 2002. 312 p. (In Russ.).
16. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogics]. Moscow, 2010. 416 p. (In Russ.).
17. Romanova E.V., Gotovchikova L.V. Motivatsiya molodezhi k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy (na prim-ere studentov altayskogo kraya) [Motivation of youth to occupations by physical culture (on the example of students of the Altai territory)]. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kulturyi i sporta [Human Health, theory and methods of physical culture and sports], 2017, no. 1 (4), pp. 49-59. Available at: http://journal.asu.ru/ zosh/article/view/1739
18. Romanova E.V. Garmonichnoye vospitaniye lich-nosti v aksiologicheskoy teorii rannikh yevraziytsev [Harmonious education of personality in the axiological theory of early Eurasians]. Zdorov'ye cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul'turyi i sporta [Human Health, theory and methods of physical culture and sports], 2016, no. 1, pp. 4-18. Available at: http://journal.asu.ru/zosh/ article/view/1034