Научная статья на тему 'СУЛТАНЫ МИРА В ЖИВОПИСИ: ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ'

СУЛТАНЫ МИРА В ЖИВОПИСИ: ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шарапат Махмудова

В своей книге «Песня мира, песня дружбы и братства» Национальный Лидер туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедов подчеркивает: «Туркменский народ сам историей научен уважать национальное единство и добрососедские отношения, а также миролюбивые и дружеские связи с другими народами». Наши предки были сторонниками мира и согласия как в защите родины, так и в сохранении спокойствия в стране. Только в случае отказа другой стороны от мирных инициатив они были вынуждены вступать в бой для самообороны. Эти события отражают исторические факты, связанные с судьбами султанов, правивших в разные исторические периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЛТАНЫ МИРА В ЖИВОПИСИ: ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ»

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

НАУКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

УДК-75.05 "

СУЛТАНЫ МИРА В ЖИВОПИСИ: ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ Шарапат Махмудова

Студентка 3-го курса кафедры "Живопись" факультета "Изобразительное искусство"

В своей книге «Песня мира, песня дружбы и братства» Национальный Лидер туркменского народа Гурбангулы Бердымухамедов подчеркивает: «Туркменский народ сам историей научен уважать национальное единство и добрососедские отношения, а также миролюбивые и дружеские связи с другими народами» [1, с. 47]. Наши предки были сторонниками мира и согласия как в защите родины, так и в сохранении спокойствия в стране. Только в случае отказа другой стороны от мирных инициатив они были вынуждены вступать в бой для самообороны. Эти события отражают исторические факты, связанные с судьбами султанов, правивших в разные исторические периоды.

А.МиЪаттескго. Втп фу^Итн. agzybirlikde. 1996

Туркменские художники, изображая различные исторические события в своих произведениях, достойно отдали место сторонникам мира в своем творчестве. В независимом и постоянно нейтральном Туркменистане одной из главных задач художников является создание образов великих личностей в изобразительном искусстве. Современные художники, следуя национальным традициям и древней истории нашего народа, стремятся реализовывать поиски в различных техниках изобразительного искусства.

В период независимости творческий мир мастера живописи Алламурата Мухаммедова расширяется. Он является мастером, который умеет выражать свои мысли на языке живописи.

Одной из особенностей его творчества является способность выражать исторические события с использованием определенной композиции и большого масштаба монументальности. Его произведение «С детьми Огузхана — наша сила в единстве» (1996) относится к историческому и эпическому жанрам. Цвета в произведении пробуждают национальные особенности, создавая яркую и гармоничную атмосферу. Огуз-хан, собирая своих сыновей, дает им советы, которые должны укрепить их силы. В центре композиции находится сам Огуз-хан, а с двух сторон — его дети. В заднем плане изображены всадники, белый юрт и величественные горы. Это момент, когда Огуз-хан призывает своих сыновей и дает им наставления перед важным походом. Его призыв к единству до сих пор остается актуальным.

. г X Ъ'ф

и*

(^.АтаодекИуезд Ваугат Ьап. 1997

В туркменской истории большую роль сыграл великий правитель, министр, поэт и полководец Байрам-хан, чье имя оставило глубокий след в процветании Великой Монгольской империи.

Его образ многократно изображали туркменские художники и скульпторы. Среди них в первые годы независимости глубокое изучение и воплощение образа этого великого человека в своей работе проделал художник Чары Амангелдиев. Его портрет Байрам-хана (1997) раскрывает образ мудрого правителя.

В период независимости творчество художника Чары Амангелдиева, создавшего образ Байрам хана, продолжает привлекать внимание искусствоведов, таких как Гурбанджемал Кураева. По мнению Кураевой, художнику удалось создать яркое изображение Байрам хана благодаря вниманию к деталям и разнообразию стилей. Значительное влияние на создание образа Байрам хана оказали работы индийского ученого Рам Кишора Панди. Изучив его материалы, художник создает образ сильного и мудрого человека с крепким здоровьем, благородной внешностью и достойной осанкой. Черты лица Байрам хана, включая темную бороду, придают его образу мягкость и спокойствие, а в глазах читается наблюдательность и живой интерес к красоте мира.

Художник мастерски передает эти черты в портрете, используя яркие и гармоничные цвета, такие как красный, желтый, зеленый и синий, что подчеркивает героизм и выдающиеся качества персонажа.

Также, в своем творчестве Чары Амангелдиев уделяет большое внимание историческим моментам. В его произведении «Три государства» (1998) изображены Байрам хан, монгольский император Хумаюн и шах Тахмасп, и роль Байрам хана как дипломата и военачальника ярко прослеживается в этом произведении. Он сыграл ключевую роль в возвращении Хумаюна на трон, организовав помощь шаха Тахмаспа. Это произведение показывает Байрам хана как великого стратега, который укреплял дисциплину в армии и принимал важнейшие решения для процветания своего государства.

Наконец, мастер живописи Бабагельды Овганов создал образ султана Тогрул бея, одного из самых справедливых и мудрых правителей туркменской истории, в своей картине «Тогрул бег, торжественный прием туркмен в Багдаде» (2004). В этом произведении художник с большой детализацией изображает Тогрул бея, сидящего на белом коне, окруженного гордостью и восхищением народа и его подданных.

В произведении, переведенном Аманмырат Язгулыевым, «История династии Сельджуков» (по версии Ямадеддина Испихани) отмечается, что «султан Тогрул-бек, прибыв в Багдад, остановился у величественной и великолепной плотины, расположенной на берегу реки Тигр. Его армии было недостаточно места, и небеса сражались с его знаменами» [5, 13 с.]. Художник изображает Тогрула в военной одежде, с его армией, входящей в Багдад. Местные народы, изображенные в традиционных костюмах, четко передают уникальность каждого персонажа. Центральной фигурой картины является сам Тогрул-бек. На заднем плане изображены большие группы людей и вид на величественную крепость. Гармония цветов и светотеневые эффекты придают произведению реалистичный оттенок.

- з -

Туркменский художник Реджепмухаммет Бердиев в своем произведении «Джалаеддин Менгбурн» (2004) создает образ исторического деятеля Джалаеддина, стремившегося к миру и спокойной жизни для своего народа. Джалаеддин был одним из тех, кто активно противостоял монгольским набегам. После разрушения Гурганжа монголами в 1220 году, Джалаеддин, по слухам, покидая город, столкнулся с армией Чингисхана. Он вступил в бой с армией монголов, состоящей из 700 всадников, и победил. В своем произведении художник изображает Джалаеддина в военной форме, вооруженного и с оружием в руках. Его героизм и решительность выражены в суровом выражении лица, а также в композиции, где бурное небо и темная атмосфера подчеркивают важность события.

Художник Ишангулы Ишангульев в своем произведении «Мелик-шах» (2010) изображает султана Мелик-шаха, одного из самых великих правителей Сельджукской Туркмении, который отличался справедливостью, мужеством и дальновидностью. Он был известен своей решимостью в борьбе с врагами и созданием могущественного государства. Художник передает величие и мудрость Мелик-шаха через образ властного и мудрого правителя, который покоряет врагов и приводит свою страну к процветанию [5, 69 с.].

Используя такие исторические данные, I. Ишангулыев описывает образ великого хана, который сидит на своем боевом коне. Художник изображает динамичную часть композиции в двух планах: в основном — через всадника на лошади, а в заднем плане — с помощью юношей, дающих отдых своим коням. В произведении, выполненном в ярких цветах, одеяния султана меняются в зависимости от их цвета. Художник с помощью красного цвета на коне изображает могущественного султана, а синим цветом на его мантии — мудрого и миролюбивого правителя.

Дипломатия султана Санджара в основном была ориентирована на мир. Это ясно показано в произведении художника Аннадурды Мырадалиева «Султан Санжар» (2011). Миролюбие стало основным принципом внешней политики султана Санджара (1118-1157), а также важным базовым принципом внешней политики и дипломатии Великой Сельджукской империи.

Художник дополняет образ султана, изображая его в торжественном портрете, где выражение его лица служит свидетельством справедливости его правления. Султан на картине изображен в дворце, а в фоне показан вид города с его великолепной архитектурой, что является примером процветающего государства того времени.

В истории туркменского народа среди героических и славных личностей, оставивших значительный след, в художественных образах отображается священное чувство патриотизма. Одной из основных задач туркменского изобразительного искусства является создание ярких памятников всем тем, кто отдал свою жизнь за родину и землю, чтобы будущие поколения жили в мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердимухамедов Г. Песнь мира, дружбы и братства. - А.: Государственная издательская служба Туркменистана, 2016.

2. Экаев О. Тюркмены в Хорезмшахском — Ануштегинидском империи и Султан Джалаэддин / Журнал «Мирас». № 4, 2020.

3. Гурбангельдиев Ж. Основное значение политико-дипломатических принципов Султана Санджара / Журнал «Мирас». № 4, 2023.

4. Ходжагулыев К. Исторические личности в туркменской истории / Журнал «Билим». № 5, 2019.

5. Ымадеддин Исфахани. История династии Сельджуков (Турецкое государство Великого Сельджука). - Ашхабад: Наука, 2021.

6. Ягшимырадов Н. История изобразительного искусства Туркменистана. - А.: Наука, 2013.

7. Имамкулиева Т. Великие дела совершаются силой пера и слова // Нейтральный Туркменистан, 8.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.