Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТУРКМЕНСКОЙ ЖИВОПИСИ'

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТУРКМЕНСКОЙ ЖИВОПИСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
РОДИНА / ПАТРИОТИЗМ / ГУМАННОСТЬ / ИСТОРИЯ / НАРОД / ХУДОЖНИК / ТВОРЧЕСТВО / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абдыева Т.

В статье раскрывается патриотическая тема в творчестве известных туркменских художников. На примере живописных полотен прослеживаются их философские мировоззрения, а также художественные образы выдающихся личностей, вошедших в туркменскую историю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PATRIOTIC THEME IN TURKMEN PAINTING

The article reveals the patriotic theme in the work of famous Turkmen artists. On the example of paintings, their philosophical worldviews, as well as artistic images of prominent personalities who entered the Turkmen history, are traced.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТУРКМЕНСКОЙ ЖИВОПИСИ»

DOI 10.46566/2541-9285_2023_73_37

Абдыева Т. студент 5 курса кафедра искусствоведения Государственная академия художеств Туркменистана

Туркменистан

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТУРКМЕНСКОЙ ЖИВОПИСИ

Аннотация. В статье раскрывается патриотическая тема в творчестве известных туркменских художников. На примере живописных полотен прослеживаются их философские мировоззрения, а также художественные образы выдающихся личностей, вошедших в туркменскую историю.

Ключевые слова: Родина, патриотизм, гуманность, история, народ, художник, творчество, искусство.

Abdiyeva T.

5-th year student Department of Art critic Faculty of Decorative and Applied Arts State Academy of Turkmenistan Turkmenistan

THE PATRIOTIC THEME IN TURKMEN PAINTING

Annotation: The article reveals the patriotic theme in the work of famous Turkmen artists. On the example of paintings, their philosophical worldviews, as well as artistic images of prominent personalities who entered the Turkmen history, are traced.

Key words: Motherland, patriotism, humanity, history, artist, people, creativity, art.

Различные философские концепты в изобразительном искусстве начали возникать с первых дней обретения независимости. Художники со всей ответственностью подходят к творческому процессу, стремясь по -современному решать стоящие перед собой задачи, главные из которых выражаются в художественных запросах времени, мировоззрении, философских размышлениях и идеях художника. Наибольший акцент современные художники делают на объёме и содержании, для выделения которого используют весь художественный арсенал. Посредством произведений на тему жизни, судьбы, общества и природы художники насаждают в сознании людей идеи о нравственности, воспитании,

патриотизме, гуманизме, которые побуждают сердца к достижению справедливых целей человеческой цивилизации и сохранению мира [1, с.158-160].

Национальное изобразительное искусство развивается и совершенствуется день ото дня. Туркменская живопись отталкивается в первую очередь от декоративно-прикладного искусства. Её корни восходят к эпохе энеолита: живопись зарождалась на основе мистических ассоциаций с цветом. Туркмены - это народ, который пережил великие цивилизации, сумев раскрыть для всего мира тайные символы живописи. Независимость подарила художникам свободу действий, которая, в свою очередь, стала фактором возрождения туркменского искусства живописи. Живопись обладает завораживающей миросозерцательной силой. Она дошла до наших дней подобно разноцветным узорам на туркменских коврах, украшениях и изделиях рукоделия и сохранила свою ценность благодаря сакральному смыслу. В числе живописцев, проделавших плодотворную творческую работу и сумевших доставить общественности эстетическое удовольствие через отвечающие духу времени произведения, есть десятки мастеров. В их числе - И.Гылыджов, Я.Байрамов, Ч.Амангелдиев, Ш.Акмухаммедов, Д.Байрамов, Б.Ходжаммаев, А.Алмаммедов, К.Нурмырадов, С.Мередов, Г.Мередов, А.Мухаммедов, Т.Тугуров, Д.Амандурдыев, А.Акыев, П.Гаррыев, А.Кулыев и др. В жанровых работах они руководствовались избранным творческим путём с национальным философским колоритом. Одна из главных задач, которую надо выделить, заключается в том, что для возникновения индивидуального творчества требуется создание живого образа современной действительности и апробация в творчестве древних художественных традиций путём их переработки. Это касается всего нового, оно же позволяет добиться национального колорита в искусстве. Так, художники пребывают в активном поиске выразительных возможностей искусства, стремясь отобразить глубину и многогранную природу сегодняшней действительности [5, с.319-323].

Живопись - самое прекрасное искусство, скрашивающее наше существование. Она играет едва ли не ключевую роль в независимом нейтральном Туркменском государстве. Эпоха независимости - это время обновления направлений, качества и содержания всего искусства в соответствии с национальным менталитетом. Как результат, туркменская живопись внедрила в национальное искусство достижения других народов планеты в этой области. Новое время предоставила туркменскому художнику возможность вырваться вперёд, адаптируясь к новой рыночной экономике, опираясь на безграничную силу и смекалку. В работах туркменских живописцев начала 1990-х годов можно видеть признаки восточного искусства, сохранившегося на, так сказать, геномном уровне. Традиции использования светлой цветовой гаммы и декора в

композиционной структуре более всего преобладали в творчестве Иззата Гылыджова (1923-2006). Безграничная любовь Иззата Назаровича к туркменскому народу выражена в созданных им художественных образах. В работах «Танец» (1994) и «Волшебные узоры» (2001) тёплыми тонами отображается художественное воплощение народного празднества. Само произведение представляет собой сбалансированную на квадратном полотне композицию. В нём искусно отображены динамика, шум и роскошь пышного торжества. В построении образов использован метод декорирования, типичный для «восточных миниатюр». Его произведения завораживают зрителя. В картине художник стремится поделиться с другими со своими чувствами гордости за Родину и любви к ней.

Живопись наиболее ярко отражает сражения наших предков за Отечество. В творчестве братьев Амана и Чары Амангелдиевых национальная история нашей страны раскрывается в своём неповторимом стиле. Исторические эпизоды описаны в их произведениях «Противостояние» (1991) и «Битва» (2009). Эффективно используя своё мастерство, эти художники несут в мир произведения, символизирующие наше национальное искусство. Среди них - художественные образы личностей, вошедших в туркменскую историю. Ч.Амангельдиев (1933-2018). Уникальным живописным мастерством ему удаётся создать художественный образ «Байрам-хан Туркмена» (1997). Ему удалось реалистично изобразить время, в котором жил Байрам-хан. Байрам-хану, считавшему храбрость за высокую честь и долг, присущи не только неукротимая энергия и творческий талант, но и острый ум и глубокая мудрость. Гармония в светлом колорите произведении красного, коричневого, зелёного, жёлтого и синего, раскрывает многогранный характер персонажа. Художник представляет образ Байрам-хана как мыслителя и смелого полководца.

Художник изображает образ исторической личности - основателя Парфянского царства - «Великого Аршак-шаха» (1997) в момент триумфа. В произведении он изображён в круглом зале в крепости Ниса, во время провозглашения новой государственности. Герой картины расположен близко к зрителю. Здесь раскрывается слава и величие. В следующей своей работе «Три царства» (1998) Ч.Амангельдиев через три художественных образа описывает достижения туркмен в исторической хронологии, как государствообразующего народа. Он представляет государство Сельджукидов в художественном образе Султана Санджара. С объявлением Байрам-хана туркмена, правившего государством в Индии, «Ханом ханов», отражается статус, достигнутый в истории туркмен моголов. Мощь Османской империи, основанной в Передней Азии и потрясшей весь мир, отразилась в художественном облике султана Османа. Эти образы решены в аллегорической метафоре [5, с.297-304].

Образ матери, которым пронизано творчество Чары Амангельдиева, находит в его творчестве широкое содержательное выражение. Например, его работа «Материнство» (1999) привлекает серебристыми оттенками и прекрасной цветовой гармонией. В произведении женщина с любовью кормит материнским молоком своего ребёнка. И здесь художественный образ Матери - земли искусно выражен в форме аллегории. Чувство патриотизма, впитанное с молоком матери, художник отразил как основной ключ произведения. Человечество формируется родительским воспитанием. В этом отношении данная работа заслуживает первоочередного упоминания.

В эру Возрождения новой эпохи могущественного государства изучение национальных ценностей нашего народа и взращивание глубоких эмоциональных мыслей способствуют дальнейшему совершенствованию менталитета нашего общества. Эпосы, занимающие прочное место в литературном наследии нашего народа, прорабатываются нашими мастерами-наставниками. Среди них можно отметить картины Ч.Амангельдиева, Я.Байрамова, А.Мухаммедова и других. Влияние национальности лежит в основе их произведений. Работы народного художника Туркменистана Ярлы Байрамова (1942 -2013) успешно соответствуют современным нормам и радуют публику. Сегодня его работы хранятся в музейных собраниях зарубежных стран и становятся достоянием личных коллекций. Многогранный кругозор художника оставил важный след в новейшей истории туркменского изобразительного искусства. Великий философ, туркменский мастер, посвятивший себя истории, стремится удовлетворить жаждущую прекрасного душу туркменского народа, возродить в своих произведениях образы исторических личностей нации. Этот смелый подход отразился в достижении нераскрытых чаяний мастера, которые он годами хранил в своём сердце. В своих произведениях Я.Байрамов мастерски использует яркие краски и умело оживляет эпические личности в их естестве. Туркменский художник стремится явить всему миру чистоту духовного мира радетельного туркменского народа. Его произведения в эпическом жанре «Гёроглы на поле брани» (1992), «Горкут-ата» (1997), «Огуз-хан Туркмен» (1997), «Гёроглы» и «Гёроглы с дружиной». (1997), монументальные исторические произведения, такие как «Гёроглы» (2001) - очень смелые и прекрасно исполненные произведения. На протяжении веков Гёроглы является духовной гордостью туркменского народа, любимым героем, живёт в сердце каждого туркмена [5, с.336].

Число мастеров-художников, выразивших чудесную природу нашей любимой страны в жанре пейзажа, также очень велико. Но среди них педагог Мятергулы Оразбердиев (1938-2017) большую часть жизни посвятил художественному образованию и воспитал десятки учеников. Его живописные произведения прославляют нашу мирную Родину. Например,

такие работы художника, как «Осень» (1996), «Весна» (2001) и другие работы раскрываются филигранно с национальным колоритом.

Портретный жанр занимает очень важное место в истории мирового изобразительного искусства. Ведь портреты, как известно, облегчают изучение образа личностей, оставивших след в истории изобразительного искусства. Дурды Байрамов (1938-2014) удостоился признания как мастер портретного жанра в туркменской живописи. Портреты его современников, признаны уникальными образцами в истории искусства. На работах Д.Байрамова изображены люди самых разных профессий. Среди них «Я.Аннануров» (1990-1998), «К.Оразнепесов» (1992), «А.Амангелдиев» (1993-1995), «Иззат Гылыджов» (1997), «Народный артист Ш.Акмухаммедов» (1999), «Б.Овганов» (2002), известный туркменский искусствовед «Г.Овезбердиев» (1992) и портреты других художников. В произведениях Д.Байрамова в основном портреты деятелей культуры и науки. Например, «Народный бахши О.Нобатов» (1992-1993), «Учёный К.Мухамметбердиев» (1999), «Композитор В.Мухатов» (1998), «Академик А.Бабаев» (2000), «Народный писатель Р.Эсенов» (2002), «Режиссёр Д.Ораев» (1998), «Кинорежиссёр Я.Сеидов» (1993) и другие портреты составляют большую галерею [5, с.312]. В своей работе «Аннагельди Джульгаев» (1997) художник изображает одного из музыкантов-наставников, оставивших след в туркменском искусстве. Это портрет музыканта-виртуоза, прославившего в своё время туркменскую народную музыку. В его образе художник отражает представителя музыкального искусства и придаёт мелодику картине с помощью цвета. В своей работе «Бабасары Аннамырадов» (2013) он передаёт образ мастера, известного своими работами в туркменском скульптурном искусстве, как и упомянутый выше мастер. В картине он находится в своей мастерской. Окружающие его объёмные фигуры - собственные творения скульптора. В картине запечатлён момент его пребывания в творческих изысканиях.

Произведения, раскрывающие образ личностей, оставивших след в той или иной сфере жизни народа и человечества, или момент решения важного события, способствуют отображению истории нации и возрождению её духа. В изобразительном искусстве независимого Туркменистана задача создания образа наших великих личностей занимает центральное место в творчестве художников. Современные художники следуют национальным традициям и древней истории нашего народа и стремятся проводить исследования в различных техниках искусства. Очень важный вклад в туркменское наследие внесло создание образов наших исторических деятелей в изобразительном искусстве Туркменистана. Туркменские художники проделали огромную работу по отображению на картине пройденного народом исторического пути. Опираясь на программу развития культуры, принятую на государственном уровне, туркменские художники используют научные труды учёных и проводят

большие работы по изображению исторических периодов и личностей [2, с. 17-20].

Произведения наших художников, внёсших существенный вклад в туркменское изобразительное искусство в жанре исторического портрета, в частности «Прибытие Султана Санджара в Мерв» (1990), «Султан Санджар» (1997), «Алп Арслан» (1997) Амана Амангельдиева, «Церемония встречи Тогрул-бек Туркмена в Багдаде» (2004) Бабагельди Овганова, «Джелалетдин Менбурун» Реджепберди Бердыева (2004), «Даянч-хан» (2003) Ахмета Халлыева, «Тогрул-бек Туркмен» (2010) Ишангулы Ишангулыева проявляют не только успехи авторов в живописи, но и их новаторские идеи. Можно сказать, что на картине Р.Бердиева (1948) «Джелалетдин Менбурун» (2004) изображён момент перед войной. Мы можем почувствовать это по выражению лица Менбуруна. Зритель видит образ великой личности, уверенно смотрящей вперёд. Работа выполнена в художественном стиле плакатного искусства. Азат Мырадов (1979) стремился придать масштабность в работе «Султан Джелалетдин» (2016). Основным акцентом произведения является образ султана Джелалетдина, стоящего на высоком холме с правой стороны. Рядом с ним воины в действии. Художник пытается передать естественное движение в композиционной структуре посредством динамики бесчисленных стрел, гербов и знамён. В произведении описывается внешний вид города и раскрывается, что эта собравшаяся военная сила предназначалась для боевой страды. Экспрессивность в движении в произведении показывается посредством диагонального построения. Художник мастерски сочетает тёплые и холодные тона, работа похожа на сцену из кинофильма.

В произведении «Джелалетдин» (2018) Овгана Овганова (1980) изображается решающий момент войны, то есть столкновение врагов. Он стремится придать каждому персонажу индивидуальность. Используя естественную перспективу в композиционном построении, он пытается раскрыть решающий момент сражения. В работе преобладают тёплые тона, что считается признаком будущей победы. Художник выполняет свою работу в классической манере живописи и изображает славные победы немногочисленного туркменского войска под предводительством Джелалетдина в войне против орды монголов.

Историческое событие, известное как Геокдепинское сражение, также нашло отображение в живописи. Картина этого трагического события присутствует в творчестве многих художников [4, с.257-260]. Первой среди них является работа «Защитник Геокдепе» (1990) кисти Чары Амангельдиева, способ прославления характерного для художника героизма решён в образе человека, а именно - женщины с оружием в руке. В своей работе «Мелодия Геокдепе» (2000) художник самостоятельно раскрывает историческое событие, оставившее неизгладимый след в недавней истории туркменского народа. Вооружённая туркменка

защищает от врага свой священный очаг. Хотя развязка войны очевидна, женская фигура здесь символизирует Родину. Она выражает решительную готовность к последнему бою. «Геокдепе» Азата Мырадова (2013) решается акцентированием внимания на главном герое, изображая характерное для этого художника масштабное поле. В произведении прославляется переход туркмен в наступление, а Нурберди-хан верхом на коне призывает их к борьбе. За ними проглядывается очертания башни крепости Геокдепе. Художник изображает батальную сцену диагональной композицией из движущихся фигур. В произведении народный образ обобщается и выражается его целостность. Художник пытается показать природу рассвета в своём творчестве. Поэтому он больше использует холодные цвета. Произведение приобретает очень впечатляющий, напряжённый характер. Не будет ошибкой сказать, что художник через свои произведения прославляет мужество и бесстрашие туркменского народа.

С первых лет независимости и по сегодняшний день художники с большой ответственностью подходят к своему творчеству и стараются решать стоящие перед ними задачи по-современному. Художественные стремления, мировоззрения, философские мысли и идеи, востребованные временем, являются главной задачей. Эти идеи, прежде всего, проявляются в искусстве живописи. В результате усилий, направленных на туркменское искусство в эру Возрождения новой эпохи могущественного государства, возникли задачи по приданию нового колорита образу наших исторических личностей в различных областях изобразительного искусства.

Использованные источники:

1. Бердимухамедов Г. К новым высотам прогресса. Избранные произведения. - Т.ХШ-Л.: ТГИС, 2020 - с.160

2. Гундогдыев О. Рыцари Азии. -Л.: ТГИС, 2011 - с.17

3. Джикиев А. Очерки происхождения и формирования туркменского народа в эпоху средневековья. - Л.: Туркменистан, 1991.

4. Jumayew §. Turkmenistanyn taryhy. - ТБКО, 2011 -257-260 б.

5. Yag§ymyradow N. Turkmenistanyn §ekШendiri§ sungatynyn taryhy. -Л.: У1ут, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.