«СУДЬБА» СПРАВЕДЛИВОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
М. В. Макеева
Аннотация. Статья посвящена анализу характера изменений в понимании социальной справедливости, присущих современному российскому обществу. Своеобразие современной трактовки справедливости заключается, с точки зрения автора, в преобладании равенства уравнительного толка над свободой и в связи реализации принципов справедливости и контроля над их исполнением с деятельностью государства.
Ключевые слова: социальная справедливость, равенство, свобода, Россия.
Summary. The article analyzes the character of changes in understanding social justice in modern Russian society. The author argues that the specificity of the modern treatment of justice consists in the prevalence of equality of leveling type over freedom and in the link between implementation of the principles of justice and its control with the activity of the state.
Keywords: social justice, equality, freedom, Russia.
Отсчет» современности в российском обществе производится с 90-х гг. ХХ в., когда политической элитой были инициированы радикальные преобразования экономических и политических институтов. Трансформации сопровождались резкой сменой политической идеологии. Руководство страны решительно отказалось от социалистических политических ориентаций и приняло на вооружение либеральную идеологию либертарианского толка. Она соединяет высокую оценку предпринимательства, рыночного механизма, низких налогов со строгим соблюдением гражданских прав и свобод и скепсисом по отношению к пользе государства. Рассматривающая государство как врага, эта доктрина делает акцент на свободе человека от всякого вмешательства в любую сферу жизни. Для
нее характерна абсолютная вера в рыночный механизм, который способен не только поднять эффективность экономики, но и решить все острые социальные проблемы, обеспечить функционирование демократии.
Усилиями политической пропаганды понятие «социальная справедливость» приобрело негативный смысл, стало прочно увязываться с недостатками и просчетами политики коммунистической партии. В результате резкой смены идеологий, институциональных трансформаций во всех социальных сферах, в умах и сердцах людей произошла «ценностная революция», которая, впрочем, так и осталась незавершенной. Ценностные представления резко размежевались по таким вопросам, как демократия, справедливость, деньги, равенство, терпеливость. Однако уже с 1998 г. справедли-
359
фундаментальная наука вузам
360
вость входит в число восьми наиболее значимых ценностей, среди которых также семья, безопасность, мир, порядок, труд, деньги, свобода [1, с. 66-69].
Проведенные отечественными социологами исследования говорят о присутствии в общественном сознании идей уравнительного равенства, патерналистских настроений, о низкой гражданской активности общества, то есть о наличии традиционных российских черт ментальности. Вместе с тем результаты изучения ценностных ори-ентаций констатируют усвоение частью общества «достижительных» западных ценностей. Эти группы населения в основном представлены в крупных городах. Возникла ситуация, которую В. А. Ядов характеризует как «ан-клавизацию, гибридизацию, то есть появление "форпостов" социального прогресса западноевропейского типа в мегаполисах и примыкающих к ним регионах при сохранении обширных относительно "застойных" регионов от Калмыкии и Татарстана до исконно русских областей» [2, с. 386-387].
Социальная справедливость видится большинству наших сограждан как усиление социальной защищенности, правопорядка и совершенствование оплаты труда [3, с. 81].
Что же касается формально выраженных принципов социальной справедливости, то они к настоящему времени недостаточно четко артикулированы государством. Это относится, прежде всего, к правовой справедливости, трактовки которой определяются типом правопонимания. В современной отечественной теории права идет сложный поиск нового типа правопонима-ния, синтезирующего исторический опыт и современные достижения юридического знания. Принятие Конститу-
ции России 1993 г., в основу которой была положена человекоцентристская естественно-правовая доктрина с ее трактовкой права как системы, базирующейся на неотчуждаемых правах человека, должно было ознаменовать начало принципиально нового этапа в развитии отечественной теории права и юриспруденции в целом. Однако этого не произошло. Многие теоретики права и подавляющее большинство специалистов в области отраслевого правоведения продолжают придерживаться принципов легизма, доставшихся в наследство от советского периода. Парадоксальность ситуации заключается в том, что именно легисты, которые должны были бы выстраивать свои теоретические конструкции в соответствии с действующим законодательством, развивают идеи, противоречащие Основному закону страны. Более того, многими из них оспаривается тот факт, что в основу Конституции положен именно естественно-правовой тип правопонимания [4, с. 13-23].
Отсутствие общепризнанной (авторитетной для правовой практики) доктрины негативным образом сказывается на состоянии правотворческой и правоприменительной практики. Существует множество примеров, демонстрирующих противоречия, существующие в правовом поле страны. Так, например, в 2003 г. Конституционный Суд РФ проверял соответствие конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия для лиц, неоднократно судимых. По сути, обсуждался вопрос о нарушение принципа "non bis in idem" - «нельзя взыскивать дважды за одно и то же». Конституционный Суд признал правомерность положений Уголовного ко-
Преподаватель
3 / 2011
декса, считающего, что, имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость предполагает применение к данному человеку более строгих мер уголовной ответственности в случае совершения им нового преступления.
Реализуя свое право на особое мнение, судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н. В. Витрук и А. Л. Кононов выразили несогласие с указанным подходом. Н. В. Витрук видит противоречие принципу справедливости в том, что лицо, отбывшее наказание, искупившее свою вину, продолжает находиться под подозрением при совершении им нового преступления. Это подозрение является публичным «клеймом» государства. Судимость становится дополнительным наказанием в случае совершения нового преступления [5, с. 7]. Спор вокруг этой проблемы вызван тем, что нормы, посвященные регулированию неоднократности и рецидива, сформулированы абстрактно, их применение не позволяет в полной мере учитывать конкретные особенности обстоятельств дела, в том числе особенности лиц, совершивших преступления, что влечет несправедливость применения правовых норм.
Таким образом, неопределенность во взглядах на содержание и сущность правовых норм, характер их применения придает рассуждениям о правовой справедливости чисто умозрительный характер.
Трансформация правового пространства, неопределенность в подходах к правовой справедливости привели к появлению в российской действительности чрезвычайно опасного социального явления - массовых неправовых действий, получивших закрепление в устойчивых неправовых практиках. Неправовые практики - важный канал
становления новых социальных неравенств, мощный барьер, стоящий на пути приспособления к новым условиям одних индивидов, и (как правило, остающийся безнаказанным) способ нелегитимного продвижения других. Существенное повышение массовости и устойчивости неправовых социальных практик оказывается одним из важных препятствий к успешному реформированию российского общества [6, с. 23].
Также недостаточно внятно выглядит ситуация в отношении социальной защиты населения. С формальной точки зрения позиция современного российского государства сформулирована в Конституции 1993 г., провозгласившей Российскую Федерацию социальным государством. Политика социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституционная гарантия предоставляет человеку в случае возникновения определенных жизненных проблем (бедность, болезнь, старость и т.д.) возможность предъявить требования к государству о действенной помощи в их решении. Государство, в свою очередь, реализуя конституционные гарантии, обязано принять соответствующую «социальную программу» и обеспечить ее надлежащее выполнение необходимыми материальными ресурсами и мерами принуждения. Основой для этого является свобода экономической деятельности, предпринимательства, различных видов творческой деятельности и т.п., развиваемые и поддерживаемые государством в современном экономически развитом демократическом обществе. Очевидно, что самая свободная рыночная экономика не может существовать без участия в ее развитии государства. Не случайно, в ч. 1 и 2 ст. 7 Конституции РФ речь идет о
361
фундаментальная наука вузам
362
политике государства, направленной на создание указанных условий.
В правовом государстве с рыночной экономикой такая политика выражается в издании законов, обеспечивающих поддержку свободного развития рыночных отношений и создающих адекватную им налоговую систему. Социальное обеспечение представляет собой систему социально-экономических мероприятий, гарантирующих: материальное обеспечение граждан в старости, в период временной нетрудоспособности, при потере кормильца в семье; обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям, семьям со сравнительно низкими доходами на душу населения и др. Законодательством (ст. 39 Конституции РФ) предусмотрено материальное обеспечение и обслуживание граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети. Перечень социальных средств или гарантий является «открытым». Он может быть дополнен и расширен, и для этого не обязательно вносить поправки в Конституцию, о чем свидетельствует упоминание об «иных гарантиях социальной защиты» (ч. 2, ст. 7) и о гарантиях социального обеспечения «в иных случаях, установленных законом» (ст. 39). Другими словами, если какие-либо новые жизненные проблемы граждан станут социальной проблемой, то может быть инициирован процесс создания нового вида социальных гарантий.
На пути воплощения этого, в сущности верного, социального подхода к реализации требований социальной справедливости в современном российском обществе стоит множество серьезных нерешенных социальных проблем.
Одной из самых главных и сложных является проблема массовой бедности. Понимание бедности как зла, как несправедливости, можно временно терпеть, но нельзя принимать ее как норму жизни. Признавать нищету ближних как норму жизни - значит отвергнуть русскую культуру, традиции, менталитет [7, с. 77-78]. Наверное, это и побудило Всемирный русский народный Собор в марте 2007 г. обратиться к насущным и чрезвычайно злободневным вопросам: «Богатство и бедность: исторические вызовы России». В пастырском слове Святейший Патриарх Алексий II подчеркнул, что культ обогащения как главная цель жизни человека принимается сегодня с академических кафедр, телеэкранов, газетных страниц. На Соборе было сказано, что Россия вышла из системы справедливого общества. Может ли быть справедливым общество, если разрыв между богатыми и бедными постоянно растет? Децильный коэффициент (разница между 10% наиболее богатых и 10% самых бедных) накануне Собора равнялся 15, а уже в феврале 2008 г. Счетная палата назвала в целом по России цифру 30, а по Москве - 41 (ни для кого не секрет, что истинные объемы доходов скрываются, поэтому есть предположение, что этот разрыв гораздо больший). В то же время в благополучной Швеции разрыв между бедными и богатыми - 4 раза, в странах ЕС - 6-7 раз, причем в Европе семикратный разрыв считается критическим.
Масштабы проблемы бедности в России столь велики, что решение этой проблемы является общенациональной задачей. Для преодоления бедности требуется объединение усилий государства, структур гражданского общества, бизнес-структур. Исторический опыт российского государства, в частности,
Преподаватель
3 / 2011
ситуация начала ХХ в. учит, что вопросы, касающиеся низкого уровня материального достатка широких слоев населения могут вызвать серьезные социальные потрясения. Современные критерии социальной справедливости ставят на повестку дня необходимость повышения качества жизни населения. Качество жизни предстает в виде стратегической общественной цели, современного исторического идеала социальной справедливости.
Выработка приемлемых для всего социума представлений об основных принципах социальной справедливости в любом, даже достаточно стабильном обществе - дело всегда чрезвычайно трудное. Достижение консенсуса возможно при условии соответствия артикулированных идей институтам, обеспечивающим их реальное функционирование.
Решение этой задачи во многом зависит от активных действий социальных субъектов: государства, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества, отдельных граждан. Только конструктивный, равноправный, заинтересованный диалог этих социальных субъектов может привести к кристаллизации общественно приемлемых значений социальной справедливости.
Таким образом, в России под влиянием объективных факторов сложилась специфическая трактовка справедливости. Ее своеобразие сводится к преобладанию равенства уравнительного толка над свободой. Реализация принципов справедливости, контроль над ее исполнением связывается с деятельностью государства.
В современном российском обществе трансформация экономических и политических институтов ослабила действие справедливости-нормы. Происхо-
дит изменение формальных принципов справедливости, которые расходятся с представлениями в массовом сознании. Это может привести к тому, что ценностное восприятие нормы может быть со знаком «минус», то есть оцениваться как несправедливость. Выработка адекватных современному времени и российской культуре позиций в отношении социальной справедливости является насущной социальной задачей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лапкин В. В. Трансформация политических ценностей российских избирателей // Политическая наука: Динамика политического сознания и поведения. - М., 2002. - № 2.
2. Ядов В. А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов // Куда идет Россия?..: Власть, общество, личность. - М., 2000.
3. Аргунова В. Н. Представления о социальной справедливости в современном российском обществе: разрыв или связь поколений? // Личность. Культура. Общество: Междисциплинарный науч.-практ. журн. социальных и гуманитарных наук.
- М., 2003. - Т. 5. - Вып. 1/2. 363
4. Лапаева В. В. Либертарное правопонима-ние в контексте актуальных правовых проблем современной России // Общественные науки и современность. - 2008.
- № 5.
5. Архипов С. И. Субъект права в центре правовой системы // Государство и право.
- 2005. - № 7.
6. Заславкая Т. И., Шабанова М. А. Социальные механизмы трансформации неправовых практик // Общественные науки и современность. - 2001. - № 5.
7. Львов Д. С. Справедливость и духовный мир человека // Политический журнал. -2007. - № 7.
8. Семигин Г. Ю. Социальная справедливость и право: основы взаимодействия // Социологические исследования. -2009. - № 3. П
вЕК