Научная статья на тему 'СУБСИДИРОВАННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

СУБСИДИРОВАННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СУБСИДИРОВАННЫЙ КРЕДИТ / БЮДЖЕТ / ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / COMMERCIAL BANKS / COMPETITIVENESS / SUBSIDIZED CREDIT / BUDGET / EXPORT-ORIENTED ENTERPRISES / CORPORATE PROGRAMS TO IMPROVE COMPETITIVENESS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / NATIONAL PROJECT / FINANCIAL AND CREDIT ORGANIZATION / SOURCES OF FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никонец О. Е., Кожемяко Н. П.

В Российской Федерации и в зарубежных странах происходит развитие механизма государственно-частного партнёрства. Понятие государственно-частного партнёрства и практика его применения привлекает к себе особое внимание. Этот инструмент активно используется для объединения интересов публичных партнеров и частных инвесторов, для решения инфраструктурных, социальных и общеэкономических задач. Государственно-частное партнерство представляет собой механизм формирования и привлечения в экономическую систему ресурсов различного характера: финансовых, интеллектуальных и т.д. Процесс государственно-частного партнерства позволяет создавать благоприятную базу для развития инновационной и конкурентоспособной экономики. Для эффективности его реализации используют различные финансовые инструменты. Одним из нововведений в рамках государственно-частного партнёрства в РФ является использование субсидированной процентной ставки по кредиту финансово-кредитными организациями предприятиям-участникам программы повышения конкурентоспособности. Актуальность использования нового инструмента обуславливается тем, что повышается доступность кредитных ресурсов, российский кредитный рынок становится конкурентоспособным по сравнению с европейским, предприятия получают возможности укреплять свою конкурентоспособность. Целью исследования явилось изучение особенностей формирования и развития государственно-частного партнёрства на региональном уровне за счет применения новых инструментов, например, за счет субсидированного кредитования. Методологическую основу исследования составили общеметодологические и частные методы исследования: диалектический, востребованный при изучении явлений в их взаимосвязи и развитии; методы системного, сравнительного, экономико-статистического анализа; синтез - в процессе обобщения материалов теоретического и эмпирического исследования. В статье определены инструменты для повышения эффективности применения механизма государственно-частного партнёрства на уровне регионов и направления повышения эффективности и конкурентоспособности экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никонец О. Е., Кожемяко Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSIDIZED LENDING AS AN EFFECTIVE TOOL FOR INTERACTION BETWEEN THE STATE AND INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE FRAMEWORK OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

The mechanism of public-private partnership is being developed in the Russian Federation and in foreign countries. The concept of public-private partnership and the practice of its application attracts special attention. This tool is actively used to unite the interests of public partners and private investors, to solve infrastructure, social and General economic problems. Public-private partnership is a mechanism for generating and attracting various types of resources to the economic system: financial, intellectual, etc. The process of public-private partnership allows creating a favorable base for the development of an innovative and competitive economy. Various financial instruments are used for effective implementation. One of the innovations in the framework of public-private partnership in the Russian Federation is the use of subsidized interest rates on loans by financial and credit organizations to enterprises participating in the program for improving competitiveness. The relevance of using the new tool is due to the fact that the availability of credit resources increases, the Russian credit market becomes competitive in comparison with the European one, and enterprises get opportunities to strengthen their competitiveness. The purpose of the study was to study the features of formation and development of public-private partnerships at the regional level through the use of new tools, for example, through subsidized lending. The methodological basis of the study was General and private research methods: dialectical, in demand for the study of phenomena in their interrelation and development; methods of systematic, comparative, economic and statistical analysis; synthesis - the process of generalization of theoretical and empirical research. The article defines tools for improving the effectiveness of the public-private partnership mechanism at the regional level and directions for improving the efficiency and competitiveness of economic systems.

Текст научной работы на тему «СУБСИДИРОВАННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

УДК: 336.774

ББК: 65.262

Никонец О.Е., Кожемяко Н.П.

СУБСИДИРОВАННОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Nikonets O.E., Kozhemyako N.P. SUBSIDIZED LENDING AS AN EFFECTIVE TOOL FOR INTERACTION BETWEEN THE STATE AND INDUSTRIAL ENTERPRISES IN THE FRAMEWORK OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Ключевые слова: коммерческие банки, конкурентоспособность, субсидированный кредит, бюджет, экспортно-ориентированные предприятия, корпоративные программы повышения конкурентоспособности, государственно-частное партнерство, национальный проект, финансово-кредитная организация, источники финансирования.

Keywords: commercial banks, competitiveness, subsidized credit, budget, export-oriented enterprises, corporate programs to improve competitiveness, public-private partnership, national project, financial and credit organization, sources of financing.

Аннотация: в Российской Федерации и в зарубежных странах происходит развитие механизма государственно-частного партнёрства. Понятие государственно-частного партнёрства и практика его применения привлекает к себе особое внимание. Этот инструмент активно используется для объединения интересов публичных партнеров и частных инвесторов, для решения инфраструктурных, социальных и общеэкономических задач. Государственно-частное партнерство представляет собой механизм формирования и привлечения в экономическую систему ресурсов различного характера: финансовых, интеллектуальных и т.д. Процесс государственно-частного партнерства позволяет создавать благоприятную базу для развития инновационной и конкурентоспособной экономики. Для эффективности его реализации используют различные финансовые инструменты. Одним из нововведений в рамках государственно-частного партнёрства в РФ является использование субсидированной процентной ставки по кредиту финансово-кредитными организациями предприятиям-участникам программы повышения конкурентоспособности.

Актуальность использования нового инструмента обуславливается тем, что повышается доступность кредитных ресурсов, российский кредитный рынок становится конкурентоспособным по сравнению с европейским, предприятия получают возможности укреплять свою конкурентоспособность.

Целью исследования явилось изучение особенностей формирования и развития государственно-частного партнёрства на региональном уровне за счет применения новых инструментов, например, за счет субсидированного кредитования.

Методологическую основу исследования составили общеметодологические и частные методы исследования: диалектический, востребованный при изучении явлений в их взаимосвязи и развитии; методы системного, сравнительного, экономико-статистического анализа; синтез - в процессе обобщения материалов теоретического и эмпирического исследования.

В статье определены инструменты для повышения эффективности применения механизма государственно-частного партнёрства на уровне регионов и направления повышения эффективности и конкурентоспособности экономических систем.

Abstract: the mechanism of public-private partnership is being developed in the Russian Federation and in foreign countries. The concept of public-private partnership and the practice of its application attracts special attention. This tool is actively used to unite the interests of public part-

ners and private investors, to solve infrastructure, social and General economic problems. Public-private partnership is a mechanism for generating and attracting various types of resources to the economic system: financial, intellectual, etc. The process of public-private partnership allows creating a favorable base for the development of an innovative and competitive economy. Various financial instruments are used for effective implementation. One of the innovations in the framework of public-private partnership in the Russian Federation is the use of subsidized interest rates on loans by financial and credit organizations to enterprises participating in the program for improving competitiveness.

The relevance of using the new tool is due to the fact that the availability of credit resources increases, the Russian credit market becomes competitive in comparison with the European one, and enterprises get opportunities to strengthen their competitiveness.

The purpose of the study was to study the features offormation and development of public-private partnerships at the regional level through the use of new tools, for example, through subsidized lending.

The methodological basis of the study was General and private research methods: dialectical, in demandfor the study ofphenomena in their interrelation and development; methods of systematic, comparative, economic and statistical analysis; synthesis - the process of generalization of theoretical and empirical research.

The article defines tools for improving the effectiveness of the public-private partnership mechanism at the regional level and directions for improving the efficiency and competitiveness of economic systems.

В современных условиях особую значимость приобретает механизм взаимодействия государства, бизнес-единиц и общества в формировании и развитии конкурентоспособного и инновационного государства. Одним из мощных стимулов для эффективного развития экономики является механизм государственно-частного партнёрства. Особая эффективность этого механизма проявляется именно в развитии не только объектов рыночной инфраструктуры, но и социальной, общественной инфраструктуры. За счет реализации механизма государственно-частного партнёрства повышается эффективность использования территорий, объектов государственной собственности, инвестиционного потенциала, повышается конкурентоспособность предприятий, продукции, товаров, услуг и государства. В связи с этим, актуальность развития данной формы партнерства очевидна. Однако есть и определенные проблемы в развитии этой формы на мезоуровне, на уровне регионов.

Целью исследования явилось изучение особенностей формирования и развития государственно-частного партнёрства на региональном уровне за счет применения новых инструментов, например, за счет субсидированного кредитования.

Методологической базой исследования выступили работы таких авторов как Л.В. Акифьевой, А.А. Алпатова, М.А. Дерябиной, А.Г. Зельднера, В.П. Иванова, В.А. Кабашкина, В.В. Курченкова, Н.Ю. Лапиной, А.В. Лобановой, Г.А. Маховиковой, Л.Е. Мошковой, В.П. Офина, А.В. Пушкина, И.Е. Рисина, В.Е. Сазонова, Т.А. Сибуриной и др.

В статье использованы общеметодологические и частные методы исследования: диалектический, востребованный при изучении явлений в их взаимосвязи и развитии; методы системного, сравнительного, экономико-статистического анализа; синтез - в процессе обобщения материалов теоретического и эмпирического исследования.

Современные экономические условия характеризуются замедлением темпов роста экономического развития, что требует новых подходов к финансированию отраслей национальной экономики. Российский кредитный рынок, начиная с 2014-2015 гг., характеризовался периодом роста процентов ставок по кредитам и устойчивым формированием периода затишья в отдельных секторах экономики, что дополнительно усугублялось санкционными мероприятиями. Именно в этот период на рынке особо остро возникла необходимость в применении но-

вых инструментов для развития инвестиций. Одним из таких инструментов является государственно-частное партнерство (от англ. Public Private Partnership).

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) активно используется на зарубежных рынках с 80-х годов ХХ века1. Взаимодействие государства и частного сектора экономики необходимо для решения важных общественных, социальных и государственных задач.

Одним из направлений ГЧП является развитие инвестиционных составляющих за счет национальных и инфраструктурных проектов в сфере экономики, таких как международная кооперация и экспорт, малый и средний бизнес, производительность труда и поддержка занятости. Реализация данных проектов позволяет увеличить доступность инвестиционных кредитных средств при помощи механизма субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов2. Впервые государство запустило программу ипотечных займов с субсидированием процентной ставки в 2015 г., а в дальнейшем это направление получило развитие в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и реформ господдержки промышленности, инициированных вице-премьером РФ Дмитрием Ко-заком. 23 февраля 2019 года премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства России №191 о государственной поддержке промышленных предприятий, которые реализуют корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК). Постановление Правительства РФ № 191 установило правила формирования единого перечня организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, а также порядок предоставления финансово-кредитным ор-

1 Акифьева Л.В. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций в жилищно-коммунальную сферу / Экономика и экономические науки. Вестник НГИЭИ, Вып. № 7, 2012.

С. 3-12.

2

Буньковский Д.В. Меры поддержки развития предпринимательства на местном уровне / Д.В. Буньковский // Управление устойчивым развитием. 2019. № 2 (21). С. 5-12.

ганизациям субсидий из федерального бюджета. Данный инструмент поддержки предприятий создаст более оптимальные и выгодные условия получения заемных средств. Для эффективной реализации данного постановления Правительством РФ были предусмотрены ресурсы в бюджете страны.

Правительством РФ определены Основные направления развития экономики за счет реализации национальных проектов на

2020 - 2022 годы. Согласно перспективным направления развития в ближайшие 6 лет на реализацию национальных проектов будет направлено 18,2 трлн рублей, их них 13,2 трлн. рублей средств федерального бюджета. Расходы федерального бюджета представим в таблице 13.

По большинству национальных проектов бюджетные ассигнования на 2020 -

2021 годы увеличиваются по сравнению с Федеральным законом № 459-ФЗ, так, например, доля расходов на реализацию национальных проектов в процентах к ВВП увеличивается в 2019 году с 1,6% до 2,1% в

2022 году. Большинство национальных проектов направлены именно на поддержание бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности отраслей экономики. Доля таких проектов в 2019 г. составляет 8,1%, а к 2024 г. должна увеличиться до 12,1%, при этом объем финансирования также возрастает с 151,6 млрд руб. в 2019 г. до 297,1 млрд руб.

В таблице 2 представлены изменения объемов финансового обеспечения реализации национальных проектов, комплексного плана и входящих в них федеральных проектов в 2020 - 2022 годах по отношению к показателям Федерального закона № 459-ФЗ.

3 Официальный сайт Минфин РФ [сайт]. - Текст: электронный. https://www.minfin.ru/common/upload/ library/2018/12/main/BDG_2019_all .pdf

Таблица 2 - Объем финансового обеспечения реализации национальных проектов, комплексного плана и входящих в них федеральных проектов в 2020 - 2022 годах по отношению к показателям Федерального закона № 459-ФЗ, %1

Таблица 1 - Расходы федерального бюджета РФ, млрд руб.

Наименование 2019 2020 2021 2022 2023 2024 20192024

ВСЕГО 1 777,6 1 982,7 2 217,8 2 692,9 2 514,3 2 281,7 13 466,9

Культура 14,2 14,7 17,8 20,8 21,9 20,4 109,8

Цифровая экономика 108,0 124,2 177,9 258,0 233,4 198,6 1 100,1

Образование 108,0 125,9 134,7 119,2 118,0 122,3 728,2

Жилье и городская среда 105,3 105,2 108,4 189,1 193,1 190,0 891,1

Экология 56,9 88,0 123,0 146,2 152,1 123,4 689,7

Малое и среднее предприниматель- 60,6 38,5 51,3 95,4 93,6 74,9 414,4

ство и поддержка индивидуальной

предпринимательской инициативы

Производительность труда и под- 7,1 6,9 6,9 7,5 7,8 8,2 44,4

держка занятости

Здравоохранение 160,3 299,7 240,0 253,5 210,4 207,4 1 371,4

Демография 525,9 616,0 634,8 588,3 463,9 434,3 3 263,2

Безопасные и качественные автомо- 129,7 104,3 137,4 23,9 23,2 22,4 440,9

бильные дороги

Наука 37,0 47,4 69,8 96,1 97,9 91,4 439,6

Международная 86,2 74,5 124,0 219,4 206,7 177,8 888,6

кооперация и экспорт

Комплексный план модерниза- 378,3 337,2 391,9 675,4 692,3 610,5 3 085,5

ции и развития магистральной инфраструктуры

Наименование 2020 2021 2022

ВСЕГО на реализацию национальных проектов 105,7 105,5 104,9

Международная кооперация и экспорт: в том числе

Промышленный экспорт 87,4 92,8 97,2

Экспорт продукции АПК 100 100 100

Логистика международной торговли 100 100 100

Экспорт услуг 100 100 100

Системные меры развития международной кооперации и экспорта 220,1 348,4 468,6

В 2022 году планируется увеличение бюджетных ассигнований по отношению к показателям 2021 года по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» в объеме 95 378,50 млн рублей или 76,9%2.

Информация о выделяемых бюджетных ассигнованиях, направленных на реализацию национальных проектов в рамках Госпрограммы, представлена в таблице 3:

1 Официальный сайт Минфин РФ [сайт]. - Текст: электронный. -https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=127852-maket_poyasnitelnoi_zapiski_k_proektu_federalnogo_zakona_o_federalnom_byudzhete_na_2020_god_i_na_planovyi_ period_ 2021_i_2022_godov

2

Борщевский, Г.А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для вузов / Г.А. Борщевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 412 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06541-1. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/450650

Таблица 3 - Бюджетные ассигнования, направленные на развитие национальных проектов, млн руб._

Наименование 2020 2021 2022

Экономическое развитие и инновационная экономика 49 407, 2 63 803, 7 107 179, 4

Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам 26 927,3 35 395,7 55 658 900,0

Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства 5 860, 3 9835,7 32 034, 1

Популяризация предпринимательства 341,0 862,0 1 532, 0

Информационная инфраструктура 3 192,88 3 314,0 4 420,4

Нормативное регулирование цифровой среды 264,8 264,8 265,5

Цифровое государственное управление 153,2 152,7 152,7

Экспорт услуг 821,3 821,3 831,8

Основными целевыми ориентирами для реализации данных программ являются ускорение технологического развития экономики, повышение инвестиционной привлекательности экономики, ускорение цифровых технологий.

В качестве меры по развитию инвестиций в рамках национальных и инфраструктурных проектов в сфере экономики предлагается расширение масштабной программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов1.

Основной задачей нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» является государственная поддержка предприятиям промышленности с целью повышения конкурентоспособности их продукции. Реализация данных задач предполагает запуск достаточно сложного механизма, предполагающего всесторонний учет в рамках шестилетнего плана инструментов, методов, приемов государственной поддержки. Реализация данной направления не нова и является известной мировому и российскому рынку стратегии государственно-частного партнёрства. Однако новый механизм субсидирования требует тщательного учета правил ВТО и нормам внутреннего законодательства, чтобы исключить претензии ВТО к действующим и потенциальным экспортерам и обеспечить прозрачность сделок, ис-

ключив дискриминационный доступ к мерам государственной поддержки.

Реализации программы обеспечивает повышение конкурентоспособности продукции и выравнивает условия получения доступа к доступным кредитным ресурсам для российских компаний-производителей и их зарубежных компаний, конкурирующих в аналогичных сегментах рынка2. Так как западные кредиты значительно дешевле и часто бывают длиннее, то реализация нового механизма субсидирования кредитов посредством федерального бюджета позволит оказать соответствующую поддержку российскому бизнесу. Размер субсидий определен в размере 4,5% годовых и предоставляется компаниям-производителям, взявшим на себя обязательства по повышению конкурентоспособности своей продукции. Это, безусловно, создаст условия формирования дешевых денег для инвесторов, занимающихся производством конкурентоспособной продукции и для покупателей российской продукции.

Величина субсидии по каждому экспортному кредиту (Сп), рассчитывается по следующей формуле3: Сс

Сп = Дп х

(1)

С%

где Дп - прогнозная сумма дохода финансово-кредитной организации (например, величина процентных платежей, комиссии за

1 Верховая О.В., Фитчин А.А. Кожемяко Н.П. Инструменты государственной поддержки лесопромышленного комплекса Российской Федерации / Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 1241-1252

2 Йескомб Э.Р. Государственно-частное партнерство: Основные принципы финансирования / Йескомб Э.Р. - М.: Альпина Паблишер, 2015 - 457 с.

3 Официальный сайт Правительства РФ [сайт]. -Текст: электронный. http://government.ru/docs/all/ 120788/?раяе=6

дисконтирование), которая определяется в соответствии процентной ставкой для заемщика Сс - субсидируемая ставка; С% - размер процентной ставки для заемщика.

Предельный размер финансирования

60 млрд. рублей

для компаний, производящих конкурентоспособную продукупю на территории иностранных государств и/или для экспортно-ориентированных компании (для одного проекта)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 млрд. рублей

для компаний, входящих в КППК с экпортным проектом

Рисунок 1 - Величина финансирования проектов1

В целях развития производства конкурентоспособной промышленной продукции в рамках реализации федерального проекта

«Промышленный экспорт» национального проекта «Международная кооперация и экспорт» определён порядок формирования и утверждения единого списка организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, являющихся производителями федерального и регионального значения2.

В целях формирования единого перечня Министерством промышленности и торговли Российской Федерации осуществляется структурирование организаций, включенных в проект единого перечня, по отраслям промышленности. Ранжирование организаций осуществляется по значениям показателя ранжирования, характеризующего ожидаемую общую результативность использования средств финансирования, исчисляемую с даты начала реализации корпоративной программы повышения конкурентоспособности. Показатели ранжирования проектов представлены на рисунке 2.

Показатель ранжирования

Для организаций, заявивших один из таких видов финансирования, как инвестиционное финансирование проектов по организации экспортно ориентированных производств на территории Российской Федерации либо иное финансирование Для организаций, заявивших такой вид финансирования, как инвестиционное финансирование проектов по организации российских производств в иностранных государствах

2024 2024 2024 X £ X К + X £ ,х К + X £ X К ^ £2017е Ка ^ Кг2 Кг3 л г г г 2024 т? г

- V " V

где: 8 2о17е - базовый объем экспортной выручки организации за 2017 год; К 1Ь К д К й - поправочные коэффициенты 8 м - ежегодный прирост объема экспортной выручки организации по отношению к базовому объему экспортной выручки организации за 2017 год. Для проектов организации экспортно ориентированных производств на территории Российской Федерации показатель не может быть равен нулю с 31 декабря 2022 г., для иного финансирования - с 2020 года включительно; 8 1у - ежегодный прирост объема выручки организации на внутреннем рынке по отношению к базовому объему экспортной выручки организации за 2017 год; V - запрашиваемый объем финансирования, необходимый для реализации корпоративной программы повышения конкурентоспособности где: 8 (а* - ежегодный прирост объема экспорта продукции либо компонентов российского происхождения, необходимых для создания и (или) обеспечения функционирования российского производства в иностранных государствах, предусмотренного корпоративной программой повышения конкурентоспособности, с началом экспорта не позднее 31 декабря 2023 г

Ранжирование организаций проводится на основании ожидаемой общей результативности использования средств финансирования и значений показателя ранжирования

Рисунок 2 - Показатели ранжирования проектов

1 Кожемяко Н.П. Управления стратегическим развитием лесного сектора Российской Федерации на

принципах частно-государственного партнерства // М.: ФГУП «ГНЦ ЛПК», 2011. - 160 с.

Кочеткова С.А. Государственно-частное партнёрство: учебное пособие. - М.: Издательский дом Академии естествознания, 2016. - 174 с.

Однако в данной программе есть определённые вопросы, требующие корректировки и уточнений, например, в программе не отражен критерий градации конкурентоспособных предприятий по видам производимой продукции, что создает неравные условия для участников программы, так как производимая продукция имеет разную величину добавленной стоимости, что, безусловно, отражается на финансовых показателях компании при равных условиях получения субсидированных кредитов1. Основной целью программа КППК является повышение конкурентоспособности, рост объемов производства и реализации продукции. Организациям, входящим в программы КППК открывается доступ к механизмам льготного инвестиционного кредитования по таким направлениям как создание экспортно-ориентированнного производства в России и/или за рубежом, постэкспортное финансирование и международный факторинг, аккредитивы, кредиты иностранным покупателям и банкам иностранных покупателей2.

Для реализации программы КППК необходимо достижение следующих показателей:

1. Соблюдение показателей результативности реализации КППК:

- ежегодный прирост объема экспортный выручки относительно 2017 года;

- ежегодный прирост объема выручки на внутреннем рынке (к предшествующему периоду);

- результативность использования субсидированного финансирования. Результативность рассчитывается как отношение совокупного прироста экспортной выручки и выручки на внутреннем рынке к полученному финансированию (с учетом поправочных коэффициентов)3.

1 Никонец О.Е. Развитие банковской инфраструктуры в условиях цифровизации экономики / О.Е. Никонец // В сборнике: Современная наука: актуальные проблемы и перспективы развития 2019. С. 155-159.

2

Тесленко И.В. Государственно-частное партнерство как инструмент консолидации ресурсов субъектов экономики региона // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6; URL: http://www.science-

education.ru/120-16064

3

Лашкеевич, А.Н. Конкурентоспособность банков в системе розничных услуг в условиях цифровизации

Для организаций, реализующих проект создания новых производств за рубежом:

- ежегодный прирост объема экспортный выручки (к предшествующему периоду);

- результативность использования субсидированного финансирования. Результативность рассчитывается как отношение совокупного прироста экспортной выручки к полученному финансированию (с учетом поправочных коэффициентов)4.

2. Обязанности:

- организация предоставляет в Мин-промторг России регулярный отчет о выполнении КППК и достижении показателей результативности, а также заявленных мероприятий реализации КППК (не реже одного раза в год);

- Минпромторг России обязуется предоставлять субсидии банку (субсидирование процентной ставки), предоставляющему финансировании организации, реализующей КПП

3. Ответственность:

- если организация не выполняет показатели результативности, Минпромторг России приостанавливает субсидирование банков, предоставляющих финансирование организации, реализующей КППК;

- если организация не устраняет факт невыполнения показателей результативности до 31.12 следующего года, Минпром-торг России расторгает соглашение о реализации КППК и прекращает субсидирование банка (процентной ставки)

Общий механизм реализации программы представлен на рисунке 3.

[Электронный ресурс] / Лашкеевич А.Н., Никонец О.Е. - Электрон. журн. Экономика. Социология. Право. 2019. № 2 (14). С. 51-56. - Режим доступа: https://elibrary.ru

4

Никонец, О.Е. Повышение эффективности инфраструктуры банковской системы России в современных условиях / О.Е. Никонец, С.С. Беликов. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018.

КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 ФЕВРАЛЯ 2019 ГОДА № 191

Корпоративная программа повышения конкурентоспособности (КППК) КШ1К - программа деятельности организации, направленная на повышение конкурентоспособности, увеличение объемов производства и экспорта продукции Государственная поддержка организаций, реализующих КППК Предоставление организациям, реализующим КППК, доступ к механизмам льготного кредитования по направлениям: инвестиционные кредиты на создание экс-портоориентированного производства в России и/или за рубежом, постэкпортное финансирование и международной факторинг, аккредитивы, кредиты иностранным покупателям и банкам иностранных покупателей

Участники КППК

Федеральные компании системообразующие предприятия (производители промышленной продукции), их дочерние и зависимые лица Взаимодействуют непосредственно с Минпромторгом России при поддержке РЭЦ Региональные компании иные производители промышленной продукции, зарегистрированные в субъекте Российской Федерации Взаимодействуют с уполномоченным органом субъекта при поддержке региональной сети РЭЦ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВА] НИЯ К ОРГАН ИЗАЦИЯМ, РЕАЛИЗУЮЩИМ КППК

Подтверждение факта производства соблюдается одно из следующих условий 1. Получено заключение о подтверждении производства продукции на территории РФ 2. Участник промышленного кластера производит продукцию, на которую получено заключение о подтверждении производства продукции на территории РФ 3. Получена лицензия на производство лекарственных средств - для производителей фармацевтической продукции 4. Продукция экспортируется (подлежит экспорту) для последующего использования российскими производствами в иностранных государствах 5. Заключен СПИК Нормативные условия 1. Не является иностранным юридическим лицом, а также «офшорной» компанией 2. В течение 3 последних лет не находился в процессе ликвидации или банкротства Отсутствие просрочек и задолженности 1.Отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов по ним 2. Отсутствует иная просроченная задолженность перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации не ранее чем за 30 дней до подачи заявки

Рисунок 3 - Механизм реализации КППК

На рисунке 4 представлен механизм товке соглашения. соглашения о реализации КППК при подго-

Рисунок 4 - Подготовка соглашения о реализации КППК

Российский экспортный центр в рамках программы выполняет две задачи1:

- является агентом Правительства по субсидии банкам,

- консультирует экспортеров в части подготовки КППК.

На рисунке 5 представлен механизм предоставления государственной поддержки участников КППК.

Рисунок 5 - Механизм предоставления государственной поддержки участникам КППК

1 Чернов Е.С. Взаимодействие власти, бизнес-структур и структур гражданского общества в управлении социально-экономическим развитием региона / Е.С. Чернов // Региональная экономическая стратегия: вопросы выбора технологии практической реализации: материалы научного семинара / под. ред. К.В. Гетманцева, Т.А. Мясниковой. Краснодар: КубГУ, - 2018 -С. 255-258.

Рисунок 6 - Отраслевые лимиты субсидирования на компенсацию процентной ставки1

На период 2019-2024 Национальным проектом заложено 327 млрд руб. на механизмы поддержки КППК. 2019 году для организаций, не заключивших КППК, может субсидироваться до 3% от коммерческой ставки банка (по кредитам, не связанным с инвестициями). Максимальный объём одного кредита до 60 млрд руб. по инвестиционным кредитам и до 30 млрд руб. по прочим кредитам. Субсидируется до 4,5% годовых от коммерческой ставки банка2.

Лимиты использования субсидии по кредитным продуктам:

- инвестиционные за рубежом -10% от общего объема субсидии;

- инвестиционные в РФ - 32,5% от общего объема субсидии;

- прочие -57,5% от общего объема субсидии.

В рамках данной программы субсидируются процентные ставки по кредитам, предоставленным коммерческими банками на реализацию корпоративных программ повышения конкурентоспособности.

Предприятия - участники КППК будут доказывать состоятельность своих программ развития и повышения конкурентоспособности в банках, который, в свою очередь, будет оценивать состоятельность финансовой модели предприятия и принимать решение о предоставлении кредита, а Мин-промторг России осуществит субсидирование процентной ставки.

Одним из направлений региональной финансовой политики регионов является рост бюджетных доходов, которое обеспечивает достижение региональных показателей экономического роста и формирование внутреннего потенциала. Одним из приоритетных направлений достижения данной цели является развитие государственно-частного партнёрства с применением различных инструментов, одним из которых является субсидированное кредитование. Эффективным проводником для реализации этого механизма является программа КППК, позволяющая создавать дополнительные благоприятные условия для повы-

1 Официальный сайт Банка России [сайт]. - Текст: электронный. https://cbr.ru/

2 Официальный сайт Правительства РФ [сайт]. - Текст: электронный. http://government.ru/docs/all/120788/ ?page=6

шения конкурентоспособности предприятий, регионов и государства.

Таким образом, реализация механизма государственно-частного партнёрства финансовых институтов, государства и промышленных предприятий позволит предприятиям повысить свою конкурентоспособность и состоятельность, сохранить высокотехнологичные и высокооплачиваемые рабочие места за счёт увеличения объёма реализации продукции на внутреннем и внешних рынках. Системообразующим

стимулом для инвесторов, доказавшим свою эффективность, является механизм приоритетных проектов. И одним из вопросов остается общая эффективность национальных проектов: Решая данную проблематику, государство должно давать ровно столько поддержки, чтобы минимизировать свои вложения, но при этом инвесторы получали бы свою минимальную доходность. Только в этом случае всё будет более контролируемо и оптимально для всех участников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акифьева, Л.В. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций в жилищно-коммунальную сферу / Экономика и экономические науки. Вестник НГИЭИ. - 2012. - Вып. № 7. - С. 3-12.

2. Буньковский, Д.В. Меры поддержки развития предпринимательства на местном уровне / Д.В. Буньковский // Управление устойчивым развитием. - 2019. - № 2 (21). - С. 5-12.

3. Борщевский, Г.А. Государственно-частное партнерство: учебник и практикум для вузов / Г.А. Борщевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 412 с. -(Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06541-1. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/450650.

4. Верховая, О.В., Фитчин, А.А., Кожемяко, Н.П. Инструменты государственной поддержки лесопромышленного комплекса Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 5 (94). - С. 1241-1252.

5. Иескомб, Э.Р. Государственно-частное партнерство: Основные принципы финансирования / Э.Р. Иескомб - М.: Альпина Паблишер, 2015 - 457 с.

6. Кожемяко, Н.П. Управления стратегическим развитием лесного сектора Российской Федерации на принципах частно-государственного партнерства. - М.: ФГУП «ГНЦ ЛПК», 2011. - 160 с.

7. Кочеткова, С.А. Государственно-частное партнёрство: учебное пособие. - М.: Издательский дом Академии естествознания, 2016. - 174 с.

8. Лашкеевич, А.Н. Конкурентоспособность банков в системе розничных услуг в условиях цифровизации [Электронный ресурс] / А.Н. Лашкеевич, О.Е. Никонец. - Электрон. журн. Экономика. Социология. Право. - 2019. - № 2 (14). - С. 51-56. - Режим доступа: https://elibrary.ru

9. Никонец, О.Е. Повышение эффективности инфраструктуры банковской системы России в современных условиях / О.Е. Никонец, С.С. Беликов. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2018.

10. Никонец, О.Е. Развитие банковской инфраструктуры в условиях цифровизации экономики / О.Е. Никонец // в сборнике: Современная наука: актуальные проблемы и перспективы развития. - 2019. - С. 155-159.

11. Тесленко, И.В. Государственно-частное партнерство как инструмент консолидации ресурсов субъектов экономики региона // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/120-16064.

12. Чернов, Е.С. Взаимодействие власти, бизнес-структур и структур гражданского общества в управлении социально-экономическим развитием региона / Е.С. Чернов // Региональная экономическая стратегия: вопросы выбора технологии практической реализации: материалы научного семинара / под ред. К.В. Гетманцева, Т.А. Мясниковой. - Краснодар: КубГУ, - 2018 - С. 255-258.

13. Официальный сайт Правительства РФ [сайт]. - Текст: электронный. кйр;//§оуегптеп1.ги/ёос8/а11/120788/?ра§е=6

14. Официальный сайт Минфина РФ [сайт]. - Текст: электронный. -https;//www.minfln.гu/гu/document/?id_4=127852-maket_poyasnite1noi_zapiski_k_pгoektu_ Геёега1по§о_2акопа_о_Геёега1пот_Ьуиё2Ье1е_па_2020_§оё_1_па_р1апоуу1_рег1оё_2021_1_2022 _godov

15. Официальный сайт Минфина РФ [сайт]. - Текст: электронный. https;//www.minfin.гu/common/up1oad/1iЬгaгy/2018/12/main/BDG_2019_a11.pdf

16. Официальный сайт Банка России [сайт]. - Текст : электронный. https://cbr.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.