Научная статья на тему 'Корпоративные программы повышения конкурентоспособности как контрактный инструмент государственного управления в сфере промышленного экспорта'

Корпоративные программы повышения конкурентоспособности как контрактный инструмент государственного управления в сфере промышленного экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная программа повышения конкурентоспособности / КППК / промышленная политика / несырьевой экспорт / субсидирование процентной ставки / реализация национальных проектов / международная кооперация и экспорт / стратегическое планирование / Corporate Competitiveness Improvement Program / CCIP / industrial policy / non-resource export / interest rate subsidies / implementation of national projects / international cooperation and export / strategic planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю В. Евстафьева

В современных условиях организации хозяйственной деятельности контрактное оформление взаимных обязательств государства и бизнеса представляется эффективным сред ством практической реализации государственных плановых документов и достижения целей развития. Вслед за инструментом специальных инвестиционных контрактов в 2019 г. был запущен еще один контрактный инструмент – корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК). С 2020 г. государственная поддержка оказывается только тем производителям-экспортерам, которые принимают на себя оформленные в КППК обязательства по достижению целевых показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт». В статье представлена характеристика инструмента, проанализированы значение его применения и первые результаты, даны рекомендации по совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ю В. Евстафьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE PROGRAMS TO INCREASE THE COMPETITIVENESS AS THE CONTRACTUAL TOOL OF STATE GOVERNANCE IN THE FIELD OF INDUSTRIAL EXPORTS

In modern conditions of the organization of economic activity, the contractual formulation of mutual obligations of the state and business seems to be an effective means of practical implementation of state planning documents and achieving of development goals. Following the special investment contract tool, another contract tool was launched in 2019 Corporate Competitiveness Improvement Programs (CCIP). Since 2020, state support has been provided only to manufacturers and exporters who assume the commitments, formalized at the CCIP to achieve the targets of the national project called “International Cooperation and Export”. The article presented the characteristics of the tool, analyzed the significance of its application and the first results, gave recommendations for improvement.

Текст научной работы на тему «Корпоративные программы повышения конкурентоспособности как контрактный инструмент государственного управления в сфере промышленного экспорта»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2020

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Ю.В. ЕВСТАФЬЕВА

младший научный сотрудник Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

КОРПОРАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК КОНТРАКТНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ЭКСПОРТА1

В современных условиях организации хозяйственной деятельности контрактное оформление взаимных обязательств государства и бизнеса представляется эффективным средством практической реализации государственных плановых документов и достижения целей развития. Вслед за инструментом специальных инвестиционных контрактов в 2019 г. был запущен еще один контрактный инструмент - корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК). С 2020 г. государственная поддержка оказывается только тем производителям-экспортерам, которые принимают на себя оформленные в КППК обязательства по достижению целевых показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт». В статье представлена характеристика инструмента, проанализированы значение его применения и первые результаты, даны рекомендации по совершенствованию. Ключевые слова: корпоративная программа повышения конкурентоспособности, КППК, промышленная политика, несырьевой экспорт, субсидирование процентной ставки, реализация национальных проектов, международная кооперация и экспорт, стратегическое планирование.

1БЬ: Б13, Ъ50, 020, 718.

Э01: 10.24411/2073-6487-2020-10036

Ввиду отсутствия основного целеполагающего документа стратегического планирования - стратегии социально-экономического развития Российской Федерации - его место в системе государственного планирования де-факто занял комплекс национальных проектов, запущенных в 2018 г. Для достижения целевых индикаторов, установ-

1 Работа выполнена в рамках фундаментальной НИР Финансового университета при Правительстве РФ по теме «Цикличность развития мирохозяйственных укладов» (ФНИР-2).

ленных национальными проектами, и для привлечения к их реализации российских предприятий ведется активная разработка различных инструментов, среди которых и корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК).

КППК применяются в практике российского государственного управления с 2019 г., имеют преимущественно экспортную ориентацию и позиционируются как один из ключевых инструментов реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт», в частности входящего в его структуру федерального проекта «Промышленный экспорт». Предполагается выделение 327 млрд руб. из федерального бюджета на финансирование инструмента КППК до 2024 г., что составляет 77% от общего финансового обеспечения указанного федерального проекта (423,9 млрд руб. за 2019-2024 гг.). Ожидается, что данная мера позволит промышленным предприятиям на льготных условиях получить кредитные ресурсы объемом 7 трлн руб.2 Однако следует отметить, что данные оценки были проведены в 2019 г., и экономический кризис, с которым столкнулась страна в последние месяцы, может негативно сказаться на реализации приведенных планов по бюджетному финансированию инструмента.

В отечественной научной литературе тематика реализации национальных проектов занимает значительное место. Отдельные аспекты осуществления национального проекта «Международная кооперация и экспорт» рассмотрены в работах Д. А. Изотова, А.А. Кешишяна, Н.О. Якушева [1; 2; 6]. Вопросы создания экономических стимулов для экспортеров и государственной поддержки несырьевого экспорта освещены в работах В.С. Кудряшова, Д.И. Полунина и Г.Г. Павловой, В.Ф. Шарова, М.Р. Пинской и С.В. Богачева [3; 4; 5]. Вместе с тем недавно введенный инструмент КППК пока остается вне поля зрения исследователей.

Целью статьи является введение в научный оборот понятия корпоративных программ повышения конкурентоспособности и оценка перспектив КППК как контрактного инструмента достижения целевых показателей стратегических планов развития, которыми по своей сути являются национальные проекты.

2 Корпоративные программы повышения конкурентоспособности: государственная поддержка организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности / Российский экспортный центр. export67.com/files/417/ kppk_2019-03-13.pdf (дата обращения: 31.03.2020). Механизм государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности: в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» / Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. investural.com/files/KPPK_Prezentaciya_Minpromtorg.pdf (дата обращения: 31.03.2020).

Корпоративные программы повышения конкурентоспособности: общая характеристика

Инструмент КППК регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. № 1913 (далее - Постановление №191), в соответствии с которым «корпоративная программа повышения конкурентоспособности - программа деятельности организации, направленная на повышение конкурентоспособности, увеличение объемов производства и экспорта продукции». Нормативно закреплено, что срок реализации такой программы может составлять от двух до шести лет. Однако если учитывать, что КППК должна быть завершена до 31 декабря 2024 г., то максимальная продолжительность программы с самого начала могла бы составлять не более пяти лет.

Инструмент предполагает заключение соглашений между экспортирующими (планирующими экспорт) компаниями и Минпромтор-гом России, в рамках которых компании берут на себя обязательства по наращиванию объемов производства и реализации конкурентоспособной продукции на внутреннем и зарубежных рынках, а государство - по субсидированию инвестиционного и иного банковского финансирования. Инвестиционное финансирование предполагает кредитование проектов по созданию экспортно ориентированных производств на территории России4 и/или за рубежом5. К иному финансированию относятся экспортные кредиты (кредиты на поставку продукции (ее компонентов) на экспорт, кредиты иностранным покупателям российской продукции и банкам этих покупателей, включая компенсацию части страховой премии соответствующих экспортных кредитов) и иные инструменты финансирования, аналогичные кредиту по экономической сути: различные виды аккредитивов, финансирование под уступку денежного требования, факторинг, форфейтинг и другие формы уступки.

Воспользоваться инструментом КППК могут как действующие экспортеры, так и организации, которые планируют осуществление

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. № 191 «О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производствавысокотехнологичной продукции».

4 Доля экспортной выручки в общем планируемом объеме выручки создаваемого (модернизируемого) предприятия должна составлять не менее 30%.

5 Доля продукции либо ее компонентов российского производства в производимой, перерабатываемой или обслуживаемой продукции должна составлять не менее 30%.

экспортной деятельности в будущем. При этом их первая экспортная выручка должна быть зафиксирована не позднее 31 декабря 2022 г., если производство находится на территории России, и не позднее 31 декабря 2023 г. - для российских производств на территории иностранных государств.

Субсидируемая из федерального бюджета процентная ставка фиксируется на весь срок действия КППК и составляет 4,5% годовых. Таким образом, фактическая процентная ставка по одинаковым финансовым инструментам будет индивидуальной для каждого заемщика, реализующего КППК, и составит величину банковской ставки по одобренному кредиту за вычетом субсидируемой части. Также компенсации подлежит часть страховой премии по договорам страхования экспортных кредитов.

Субсидия из федерального бюджета является строго целевой. Установлены квоты использования субсидии по кредитным продуктам и лимиты по отраслям (см. рис. 1, 2). Квоты распределены таким образом, что более 40% общего объема предоставляемых субсидиарных средств направляется на инвестиционные проекты в России и за рубежом. Отраслевые лимиты для инвестиционных проектов за рубежом не устанавливаются.

■ Инвестиционные проекты за рубежом Инвесгиц нонные проекты в России

■ Прочие кредитные продукты

Источник: составлено автором по: Постановление № 191.

Рис. 1. Установленные квоты по кредитным продуктам в рамках инструмента

КППК, %.

■ Машиностроение

■ Химическая промышленность

■ Металлургическая промышленность

■ Лесопромышленный комплекс

■ Фармацевтическая и косметическая пром ы ш л енность

■ Легкая промышленность

■ Прочие отрасли промышленности

Источник: составлено автором по: Постановление № 191.

Рис. 2. Установленные лимиты предоставления субсидии в рамках инструмента КППК по укрупненным отраслям промышленности, %.

Механизм предоставления господдержки

Чтобы получить субсидирование процентной ставки, компании-экспортеру необходимо утвердить собственную корпоративную программу повышения конкурентоспособности и подать заявку на участие этой КППК в отборе, по результатам которого компания может быть включена в специальный перечень производителей. Все заявленные КППК, соответствующие установленным требованиям, ранжируют по показателю результативности использования субсидированного финансирования, который рассчитывается как отношение совокупного прироста экспортной выручки и выручки на внутреннем рынке к полученному финансированию. Заявлять свои КППК могут только предприятия несырьевых и неэнергетических отраслей промышленности. С компаниями, прошедшими отбор, Минпромторг России заключает соглашения о реализации КППК. Во время проведения первого отбора КППК действовало правило, по которому отсекались последние 20% полученного в результате ранжирования рейтинга, если количество организаций в нем было больше пяти. Позже данная норма была упразднена.

Согласно паспорту национального проекта «Международная кооперация и экспорт», минимальный рост объема экспорта на 1 руб. государственной поддержки должен составлять 15 руб. в 2020 г., и 16 руб.- начиная с 2021 г.6Для расчета значения показателя ранжирования для каждой отрасли введены дифференцированные по годам поправочные коэффициенты, которые корректируют вклад роста внутреннего и экспортного рынков в результативность.

Получателем субсидии от Минпромторга России на компенсацию недополученной прибыли является банк, предоставляющий финансирование организации, реализующей КППК. Таким образом, заемщик за субсидией не обращается, заявку на предоставление субсидии через акционерное общество «Российский экспортный центр» (РЭЦ) подает кредитная организация, предварительно заключив трехстороннее соглашение о предоставлении субсидии с Минпромторгом России и РЭЦ. Обращает на себя внимание тот факт, что организация-экспортер в данном случае стороной договора не является. Тем не менее она обязана не реже одного раза в год предоставлять в Минпромторг России отчет о выполнении КППК. Инструмент не предусматривает каких-либо штрафных санкций для предприятия в случае невыпол-

6 Паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)).

нения программы. Все риски несут кредитные организации, которые обязаны уплачивать штрафы в федеральный бюджет в случае, если организация, реализующая КППК, не достигла целевого значения показателя результативности.

К организации, включенной в специальный перечень реализующих КППК предприятий, при обращении за банковским финансированием применяются стандартные процедуры оценки финансового положения заемщика. Кредитная организация самостоятельно принимает итоговое решение о выдаче кредита и его условиях. Данная мера должна способствовать отсечению неэффективных проектов, с чем государство самостоятельно справляется не всегда.

Организация-производитель обязана заключить кредитное соглашение с одной или несколькими кредитными организациями в течение года со дня заключения соглашения о реализации КППК с Мин-промторгом России. В противном случае соглашение о реализации КППК расторгается. Потенциальным заемщикам не запрещается обращаться в несколько кредитных организаций одновременно для получения наилучших условий кредитования.

КППК в современной промышленной политике

Общая «формула» инструмента КППК может быть представлена как государственная поддержка в обмен на долгосрочные обязательства по производству и реализации продукции в определенном объеме на внутреннем и внешних рынках, что полностью соответствует логике контрактной формы взаимоотношений публичной стороны и хозяйствующих субъектов в целях реализации документов стратегического планирования. Заявительный характер гарантирует участие рыночных компаний в реализации целевых показателей по несырьевому и неэнергетическому экспорту лишь в той мере, в которой это соответствует их собственным коммерческим интересам. Вместе с тем Правительство Российской Федерации активно стимулирует рыночных игроков выстраивать собственную бизнес-модель в увязке с целями государства, канализируя выделяемые бюджетные средства в контрактные инструменты. Введение инструмента КППК свидетельствует об изменении государственной политики в отношении предоставления льгот и субсидий: их получение будет возможно лишь при принятии компаниями определенных обязательств.

Как и в отношении специальных инвестиционных контрактов (СПИК), никакие новые субсидии, льготы и преференции не вводились: КППК, по сути, является новой формой предоставления давно используемых субсидий, направленных на стимулирование промышленного экспорта. Изменена была только величина субсидиру-

емой процентной ставки, которая до введения КППК составляла 3% по кредитам, не связанным с инвестициями. Вместе с тем, в отличие от СПИК, заключение соглашения о реализации КППК безальтернативно для компаний, претендующих на господдержку, ввиду того что ее предоставление вне инструмента прекращено. Включение субсидирования инвестиционного финансирования предприятий в России в инструмент КППК представляется обоснованным, так как для увеличения производства конкурентоспособной продукции и выхода компаний на экспортные рынки в будущем требуется расширение и обновление производственной базы.

С точки зрения администрирования государственной поддержки промышленного производства и экспорта, ключевое значение введения инструмента КППК заключается в переходе от прямого субсидирования затрат производителей к льготному кредитованию через банковскую систему. Представляется, что это приведет к росту эффективности государственной поддержки. Во-первых, банковская экспертиза заявок компаний гарантирует высокое качество формируемого государством «портфеля проектов» по производству промышленной продукции с целью дальнейшего экспорта. Во-вторых, предусмотренные штрафные санкции в случае недостижения заемщиком целевых показателей по КППК заставляют кредитные организации строго контролировать использование предоставляемого финансирования.

Нормативно закрепленные условия использования инструмента КППК обеспечивают соблюдение его целевой направленности. Риски реэкспорта продукции в рамках данного инструмента нивелированы посредством включения в список документов, предоставляемых организацией-экспортером при подаче заявки, заключения Минпромторга России о подтверждении производства продукции на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719. Предусмотрена возможность предоставления письменного обязательства по получению заключения о подтверждении производства промышленной продукции (де-факто гарантийного письма)7. Указанные документы не предоставляются, если организация является держателем специального инвестиционного контракта, стороной которого является Российская Федерация, или продукция подлежит экспорту для последующего использования в производстве в рамках проекта по организации российского производства за рубежом. Компания не допускается к использованию инструмента в случае, если она имеет

7 Производители фармацевтической продукции вместо заключения Минпромторга России предоставляют соответствующую лицензию на производство лекарственных средств.

неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов и др., задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в течение трех последних лет находилась в процессе ликвидации или банкротства, является иностранным юридическим лицом или доля в уставном капитале юридических лиц, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, превышает 50%.

Финансирование, полученное на льготных условиях в рамках инструмента КППК, не может быть направлено на пополнение оборотных средств организации-экспортера. Направление средств на возмещение ранее понесенных инвестиционных затрат (как и рефинансирование длящихся инвестиционных проектов) также не предусмотрено. В соответствии с действующим законодательством воспользоваться инструментом могут только производители направляемой на экспорт продукции, товаропроводящие организации (торговые дома, транспортно-экспедиторские компании, сбытовые посредники за рубежом и прочие) не могут претендовать на государственную поддержку.

С 2020 г. на базе КППК предоставляются не только субсидии по кредитам, но и другие меры государственной поддержки, ряд из которых направлен на стимулирование спроса на произведенную в рамках программ продукцию, в частности путем снижения ее фактической стоимости для потребителя. Компании, осуществляющие КППК, имеют преференциальное право на получение так называемой логистической (транспортной) субсидии8 - компенсации части затрат на перевозку промышленной продукции. Упрощенный доступ к столь востребованной мере государственной поддержки, безусловно, повышает привлекательность инструмента КППК среди экспортирующих промышленных производителей, для которых величина логистической субсидии определяет географию рынков сбыта.

Действие лизинговой субсидии9 распространяется в преференциальном порядке на предметы лизинга, произведенные производителями, реализующими КППК, либо изготовленные на базе промышленной продукции, производители которой реализуют КППК (в отношении машиностроительной продукции). Преференциальный доступ реализующие КППК компании будут иметь и к некоторым другим

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 1214 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1908 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на стимулирование спроса и повышение конкурентоспособности Российской промышленной продукции и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

мерам, например, субсидиям на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках объектов интеллектуальной собственности10.

Опыт применения КППК

В 2019 г. было подано более 800 заявок от компаний на заключение соглашений о реализации КППК. По результатам отбора 711 организаций из 70 регионов, в том числе 69 системообразующих производителей (производителей федерального значения), было внесено в единый перечень производителей, реализующих КППК11.

Наибольшее количество отобранных КППК приходится на химическую промышленность (145 отобранных заявок) и лесопромышленный комплекс (127) (см. табл.). 29,1% от всего банковского финансирования первого окна отбора запросили производители химической промышленности, еще 23,5% - компании лесопромышленного комплекса. В то же время удельный вес объема запрашиваемой кредитной поддержки тяжелого машиностроения - 0,6%, судостроения - 0,3%, нефтегазового машиностроения, как и станкоинструментальной промышленности, - около 0,1%.

По результатам отбора общий объем средств, запланированных к инвестированию, составил около 2,5 трлн руб., однако соглашения о реализации КППК с Минпромторгом России заключили не все предприятия. По данным министерства, на конец декабря 2019 г. было заключено более 360 соглашений с предприятиями с объемом запрашиваемого финансирования около 1,7 трлн руб.12 Ввиду того, что данный показатель более чем в четыре раза меньше объема финансовых ресурсов, которые планировалось привлечь при помощи данного инструмента (7 трлн руб.), Минпромторг России будет проводить

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2019 г. № 1606 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2016 г. № 1368».

11 Минпромторг России поддержит компании, реализующие механизмы КППК // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. ттргош1:о^. gov.rU/press-centre/news/#lminpromtorg_rossii_podderzhit_kompanii_realizuyushhie_ mehanizmy_kppk (дата обращения: 19.03.2020).

12 Денис Мантуров дал интервью об итогах года телеканалу «Россия-24» // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. minpromtorg.gov. ru/press-centre/news/#ldenis_manturov_dal_intervyu_ob_itogah_goda_telekanalu_ rossiya24 (дата обращения: 25.03.2020). Интервью Дениса Мантурова газете «Известия» // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!intervyu_denisa_manturova_gazete_izvestiya (дата обращения: 25.03.2020).

второй этап отбора в 2020 г.13 Происходящий экономический кризис предсказуемо скажется на востребованности инструмента, так как запускать новые инвестиционные проекты в текущих условиях готовы немногие.

Тот факт, что при запуске инструмента в начале 2019 г. анонсировались такие целевые показатели по количеству КППК, как 250 - в 2019 г., 300 - в 2021 г. и 320 - в 2024 г.14 (отражают целевые показатели национального проекта «Международная кооперация и экспорт»), свидетельствует о том, что расчетная величина проектов (объем запрашиваемого финансирования по одной КППК) была намного большей, чем реально заявленных и поддержанных. Данное обстоятельство полностью отражает сложившуюся ситуацию в российской экономике: снижение процентной ставки на 4,5 % является недостаточным и не делает коммерчески привлекательными инвестиционные и (или) экспортные проекты для большинства несырьевых и неэнергетических промышленных производителей.

Ограничения инструмента и рекомендации

по их устранению

Проведенный анализ КППК как контрактного инструмента взаимодействия государства и бизнеса выявил ряд ограничений для его применения.

1. Ограничение срока действия корпоративных программ повышения конкурентоспособности 2024 г. Инструмент изначально проектировался как средство выполнения национального проекта «Международная кооперация и экспорт», который, как и остальные национальные проекты, рассчитан до 2024 г. Ввиду того, что фактический срок такой программы мог составлять от двух до пяти лет, данный инструмент относится к краткосрочным и среднесрочным, однако он мог бы быть успешно использован для реализации долгосрочных планов и стратегий развития.

2. Необходимость принятия отдельных КППК для получения каждого вида финансирования (например, если компания претендует на получение инвестиционного финансирования проектов по организации российских производств за рубежом и торговое финансирование одновременно). Данная особенность обусловлена необходимо-

13 Утвержден единый перечень производителей, реализующих КППК // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. minpromtorg.gov.ru/ press-centre/news/#!utverzhden_edinyy_perechen_proizvoditeley_realizuyushhih_ кррк (дата обращения: 19.03.2020).

14 Нарастающим итогом за 2019-2024 гг.

стью ранжирования заявленных КППК по каждому отдельному виду финансирования с учетом нормативно установленных квот и отраслевых лимитов. Таким образом, неспособность обеспечить получение господдержки по различным направлениям деятельности в рамках одной КППК вынуждает производственные предприятия утверждать несколько корпоративных программ повышения конкурентоспособности одновременно.

3. После утверждения компанией ККПК требуется заключение как минимум трех соглашений, что затрудняет использование инструмента (см. рис. 3). Наибольшую сложность в данной связи создает невозможность включения кредитной организации в соглашение о реализации КППК.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

МИНПРОМТОРГ РОССИИ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

Корпоративная программа повышения конкурентоспособности (КППК)

Соглашение о реализации КППК

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

с БАНК N

V У

Договор банковского финансирования

МИНПРОМТОРГ РОССИИ

РОССИИСКИИ ЭКСПОРТНЫЙ ЦЕНТР

БАНК

Соглашение о предоставлении субсидии

Источник: составлено автором по: Постановление № 191. Рис. 3. Процедура использования инструмента КППК.

4. Установленная процедура ранжирования всех заявленных КППК исключает возможность непрерывного принятия к рассмотрению программ компаний (по мере их поступления). Отборы КППК компаний проводятся дискретно. Проведение первого отбора в 2019 г. сразу после введения данного инструмента в правовое поле проводилось наспех, что не могло не отразиться на общем качестве программ, которое, несомненно, было бы выше при более тщательной подготовке. Компаниям изначально отводилось только 45 дней на разработку КППК, которая, по сути, является инвестиционной программой или, в зависимости от целей финансирования, программой развития

бизнеса, на сбор и предоставление всех необходимых документов. Позже срок приема заявок был продлен на 31 день по причине своей очевидной недостаточности. Представляется, что свои КППК предоставили главным образом те участники, которые уже планировали осуществление проектов требуемой направленности. В ряде случаев компании подавали заявки лишь с целью неупущения возможностей получения потенциальной господдержки в будущем, не заявляя потребность в финансировании. Это связано с тем, что на этапе объявления сбора заявок было анонсировано, что в дальнейшем все меры поддержки экспорта будут предоставляться лишь компаниям, имеющим соглашение о реализации КППК с Минпромторгом России. Следует отметь, что на момент сбора заявок нормативно было закреплено проведение только отбора 2019 г., а министерство воздерживалось от публичных заявлений о возможности проведения дополнительных отборов КППК в будущем. Результатом поспешной подачи производителями заявок ради участия в инициативе стало незаключение соглашений о реализации КППК, по минимальным оценкам, третью компаний, заявленные программы которых прошли отбор.

5. Субсидирование инвестиционного кредитования, предоставляемое в рамках инструмента, не предусматривает обязательного технологического совершенствования производства: привлеченные средства организация, заключившая соглашение о реализации КППК, может направить на экстенсивное наращивание производственных мощностей, что хотя и приведет к увеличению выпуска промышленной продукции, как в натуральных, так и в денежных единицах, но не обеспечит увеличение доли инновационной составляющей в добавленной стоимости. Технологическая сложность экспортируемой продукции, как и технический уровень промышленного производства, не принимаются во внимание и не влияют на оказание или неоказание господдержки. Прирост выручки от экспорта и продаж на внутреннем рынке, исходя из которого рассчитывается результативность КППК, не предполагает очищения от инфляции и учета изменения курса национальной валюты, что позволяет говорить об искажениях реального роста производства и сбыта произведенной продукции в сторону его увеличения.

6. Продолжающееся расширение списка мер господдержки с преференциальным доступом для предприятий-держателей соглашений о реализации КППК с Минпромторгом России без обеспечения возможности присоединения новых производителей к использованию инструмента создает неравные условия ведения хозяйственной деятельности. Компании, не претендовавшие на получение инвестиционного или торгового финансирования на льготных условиях (например, уже имевшие кредитные соглашения и реализовывающие свои

проекты) и, следовательно, не заявлявшие свои КППК в рамках окна отбора 2019 г., оказываются в проигрышном положении при распределении других льгот и субсидий, подведенных под данный инструмент позже15.

7. Привязка КППК к бюджетному финансированию, в рамках лимитов которого выполняются обязательства публичной стороны соглашения о реализации КППК в лице Минпромторга России, ограничивает применение этого инструмента фактическими возможностями федерального бюджета. Трехлетнее бюджетное планирование не позволяет гарантировать исполнение обязательств государства перед бизнесом по КППК на большем горизонте. Увеличение охвата производственных предприятий также ограничивается возможностями федерального бюджета. К тому жеподдержка крайне неравномерно распределена по годам реализации национального проекта. Так, в 2019 г. было затрачено только 3 млрд руб. (изначально было выделено 9,5 млрд руб.16), в 2020 г. выделено5,6 млрд руб., в 2021 г. планируется выделение 19 млрд руб., а в 2022 г. -88 млрд руб.17Даже если бюджеты на плановый период 2021-2022 гг. будут выполнены, то всего с 2019 г. по 2022 г. на цели поддержки промышленного производства и экспорта через инструмент КППК будет затрачено около 116 млрд руб., что составит только 35 % от объема финансового обеспечения, анонсированного при запуске инструмента (327 млрд руб. до 2024 г.).

Проанализированный опыт применения инструмента КППК позволяет дать ряд рекомендаций по его развитию и совершенствованию. В первую очередь необходимо обеспечить равный доступ всех заинтересованных производителей к мерам государственной поддержки, для чего провести дополнительный отбор компаний, претендующих не только на субсидирование процентной ставки по банковскому финансированию, но и на другие стимулирующие меры. При этом предприятия должны иметь достаточно времени для разработки и утверждения собственных корпоративных программ как ключевых документов корпоративного стратегического планирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 После завершения приема заявок от организаций был принят ряд правительственных постановлений, устанавливающих преференциальный доступ реализующих КППК компаний к государственным субсидиям, в частности особо значимой для экспортной деятельности логистической субсидии. Следовательно, прочие производители будут получать субсидиарную государственную поддержку из неизрасходованных средств в пределах лимитов, то есть по остаточному принципу.

16 Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на

2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

17 Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на

2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Представляется целесообразным разработать аналогичный долгосрочный инструмент поддержки производителей, а успешный опыт КППК распространить на другие отрасли народного хозяйства, в том числе на сферу услуг. Одновременно необходимо провести диверсификацию мер поддержки для производителей с целью снижения зависимости инструмента от бюджетного финансирования, что будет способствовать повышению привлекательности КППК и росту его востребованности. В частности, использование специальных инструментов рефинансирования Банка России позволило бы существенно снизить процентные ставки по привлекаемым кредитам.

В апреле 2020 г. РЭЦ совместно с Минпромторгом России были подготовлены некоторые изменения инструмента, которые среди прочего основывались на обращениях объединений производителей промышленной продукции, кредитных организаций и субъектов Российской Федерации. В частности, устанавливается частота проведения отборов программ предприятий для заключения последующих соглашений с Минпромторгом России: предполагается, что заседания отборочной комиссии будут проходить три раза в год. Также предложено предусмотреть субсидирование инвестиционного финансирования проектов по реализации ЕРС-контрактов18 за рубежом. Ожидается, что данная мера позволить привлечь к использованию инструмента компании, реализующие проекты по созданию промышленных объектов. В связи с де-факто чрезвычайной ситуацией, обусловленной пандемией коронавируса и новой волной экономического кризиса, в качестве одной из мер поддержки отечественных производителей предлагается продлить возможность получения субсидирования процентных ставок по кредитам экспортирующих организаций в размере 3 % годовых без заключения соглашения о реализации КППК (данная мера действовала во время так называемого переходного периода в 2019 г.)19. Российский союз промышленников и предпринимателей выступил с предложением переноса обязательств по началу экспортных поставок для компаний, принявших КППК, с 2022 г. на 2023 г.20 Ввиду того что неблагоприятная внешнеторговая конъюнктура сохранится еще неопределенное время, можно ожидать рост предложений от предпринимательского сообщества по отсрочиванию выполнения обязательств по заключенным с государством соглашениям.

18 EPC-контракт - это вид договора между заказчиком и подрядчиком, разновидность комплексного подряда; аббревиатура от англ. engineering, procurementand construction (инжиниринг, снабжение, строительство и пуско-наладочные работы).

19 По состоянию на 15 мая 2020 г. изменения не были утверждены.

20 Бизнес обкладывается соломой. Коммерсант. www.kommersant.ru/doc/4343413? query=рспп (дата обращения: 15.05.2020).

Заключение

Введение в правовое поле такого инструмента, как КППК, свидетельствует о том, что государство расширяет перечень контрактных инструментов, используемых для привлечения частного сектора к реализации планов экономического развития, и последовательно переходит к использованию договорно-правовых форм взаимодействия с бизнесом. Теперь государственная адресная поддержка будет оказываться только тем хозяйствующим субъектам, которые берут на себя обязательства по достижению плановых показателей стратегических документов.

На субсидиарную поддержку в рамках КППК заложена значительная сумма (более 300 млрд руб. до 2024 г.), однако уже сейчас можно предположить, что рассмотренные в статье ограничения не позволят в полной мере реализовать потенциал инструмента. Так как инструмент носит заявительный характер, эти ограничения могут привести к снижению востребованности инструмента промышленными производителями, которые, к тому же, будут ослаблены текущим экономическим кризисом. Без изменения нормативной правовой базы и обеспечения возможности безотлагательного доступа к инструменту всех заинтересованных организаций невозможно освоение выделяемых средств в полном объеме, а значит достижение целевых показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в части промышленного экспорта будет под угрозой срыва. Таким образом, внесение поправок, направленных на совершенствование инструмента, представляется весьма своевременным и необходимым, как и открытие второго окна отбора программ компаний.

В целом инструмент КППК является перспективным решением в области администрирования государственной поддержки промышленного экспорта, отвечающим современным требованиям контрактации обязательств сторон. Плодотворными представляются распространение положительного опыта использования КППК на другие несырьевые отрасли промышленности и сферу услуг, а также разработка на базе КППК аналогичного инструмента долгосрочной поддержки промышленных производителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изотов Д.А. Экономические аспекты «Майских указов» 2018 года: международная кооперация и экспорт // Регионалистика. 2018. Т. 5. № 4. С. 66-77.

2. Кешишян А.А. Вопросы финансирования национального проекта «Международная кооперация и экспорт» // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1. С. 251-253.

3. Кудряшов В. С. Стимулирование и поддержка экспорта предприятий малого

и среднего бизнеса в Российской Федерации и за рубежом // Juvenis scientia. 2018.

№9. С. 25-29.

4. Полунин Д.И., Павлова Г.Г. Основные направления поддержки предприятий на федеральном и региональном уровнях в рамках реализации проекта «Международная кооперация и экспорт» // Общество, экономика, управление. 2019. Т. 4. № 4. С. 55-59.

5. Шаров В.Ф., Пинская М.Р., Богачев С.В. Совершенствование государственной поддержки экспортного кредитования внешней торговли в евразийском пространстве // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 5. С. 74-86.

6. Якушев Н.О. Анализ и ключевые риски в реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» // Вопросы региональной экономики. 2019. № 4 (41). С. 107-114.

ABOUT THE AUTHOR

Yevstafyeva Yulia Valeryevna - Junior Scientific Associate of the Department of Economic Theory of Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

[email protected]

CORPORATE PROGRAMS TO INCREASE THE COMPETITIVENESS AS THE CONTRACTUAL TOOL OF STATE GOVERNANCE IN THE FIELD OF INDUSTRIAL EXPORTS

In modern conditions of the organization of economic activity, the contractual formulation of mutual obligations of the state and business seems to be an effective means of practical implementation of state planning documents and achieving of development goals. Following the special investment contract tool, another contract tool was launched in 2019 - Corporate Competitiveness Improvement Programs (CCIP). Since 2020, state support has been provided only to manufacturers and exporters who assume the commitments, formalized at the CCIP to achieve the targets of the national project called "International Cooperation and Export". The article presented the characteristics of the tool, analyzed the significance of its application and the first results, gave recommendations for improvement. Key words: Corporate Competitiveness Improvement Program, CCIP, industrial policy, non-resource export, interest rate subsidies, implementation of national projects, international cooperation and export, strategic planning.

JEL: F13, L50, O20, Z18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.