Научная статья на тему 'Развитие институтов партнерства государства и бизнеса в ЖКХ'

Развитие институтов партнерства государства и бизнеса в ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
378
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТ-НОЕ ПАРТНЕРСТВО / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВО / КАПИТАЛ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / МОДЕР-НИЗАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гавриленко Ирина Григорьевна, Прокофьева Афина Игоревна

Авторами рассматривается одно из направлений повышения качества жизни населения преобразование жилищно-коммунального сектора экономики. Обоснован вывод о том, что в России качество предоставления жилищно-коммунальных услуг находится на низком уровне, что соответственно снижает качество жизни граждан, т.к. жилищно-коммунальная сфера в условиях нашей страны является одной из наиболее проблемных. Авторами проанализированы теоретические аспекты государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Установлено, что развитие успешных институтов партнерства государства и бизнеса во всем мире является одним из главных условий формирования эффективной экономической политики, роста инвестиционной и инновационной активности, повышения конкурентоспособности страны, а также развития производственной и социальной инфраструктуры. В статье указаны преимущества применения проектов государственно-частного партнерства для всех субъектов (власть, частный бизнес, население). В связи с тем, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства испытывает трудности из-за слабого финансирования, изношенного оборудования, низкого материально-технического оснащения, отсутствия квалифицированных кадров и проработанных нормативно-правовых актов в столь социально значимом секторе экономики, все это создает дополнительные сложности во взаимодействии государственных органов с потребителями услуг. Авторы предлагают выйти из данной ситуации с помощью изменения отношений, возникающих в процессе финансирования сферы ЖКХ, помочь в этом может применение актуальных и эффективных методов финансового механизма. В статье детально изучено использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях устранения проблем, связанных с неэффективностью финансового механизма отрасли. Предложенные меры, наряду с формированием экономических стимулов для жилищных и коммунальных предприятий по ресурсосбережению, привлечению и возврату заемных ресурсов, позволят сформировать механизмы привлечения долгосрочных частных инвестиций на реконструкцию, модернизацию и дальнейшее развитие жилищно-коммунального комплекса и их воз-врата в течение длительного периода за счет текущих доходов жилищных и коммунальных предприятий (проекты реконструкции и модернизации) или бюджетов (проекты строительства новых объектов). Авторы обращают внимание на эффективность применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства как в Российской Федерации, так и в Республике Башкортостан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гавриленко Ирина Григорьевна, Прокофьева Афина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of institutional partnerships between the state and business in housing

The authors consider one of the directions of improving the quality of life of the population, the transformation of the housing sector and concluded that in Russia the quality of housing and utilities services is low, which consequently reduces the quality of life of citizens and, as the housing sector in our country is one of the most problematic. On the basis of the above, the authors consider the theoretical aspects of public-private partnership in housing and communal services and concluded that the development of successful institutions partnership of government and business around the world is one of the main conditions of formation of effective economic policy, growth, investment and innovation activity, competitiveness and development of industrial and social infrastructure. In addition, the article identifies the benefits of public-private partnerships for all actors (government, private business, individuals). Due to the fact that the industry of housing and communal services is experiencing difficulties due to poor funding, obsolete equipment, low material and technical equipment, lack of qualified personnel and insufficient legal and normative acts in such a socially significant sector of the economy, it creates additional difficulties in cooperation of state bodies with service consumers. The authors concluded that to get out of this situation is possible by changing the relations arising in the process of financing of the housing sector, this can help in applying relevant and efficient methods of the financial mechanism. Also, the article worked out in detail using mechanisms of state-private partnership in the sphere of housing and communal services in order to eliminate the problems associated with the inefficiency of the financial mechanism of the industry. The proposed measures, along with the formation of economic incentives for housing and utilities on resource, recruitment and return of borrowed resources, will allow to create mechanisms of attracting long-term private investment for reconstruction, modernization and further development of housing and communal complex and return to over a long period at the expense of current incomes of housing and communal enterprises (projects of reconstruction and modernization) or budgets (projects of construction of new objects). The authors draw attention to the effectiveness of the implementation of public-private partnership in the sphere of housing and communal services in the Russian Federation and in the Republic of Bashkortostan

Текст научной работы на тему «Развитие институтов партнерства государства и бизнеса в ЖКХ»

Economy and management ín branches and fíelds of actmty

Гавриленко И. Г. Gavrilenko I. G.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Прокофьева А. И. Prokofieva А. I.

магистрант кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 332.8

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ЖКХ

Авторами рассматривается одно из направлений повышения качества жизни населения — преобразование жилищно-коммунального сектора экономики. Обоснован вывод о том, что в России качество предоставления жилищно-коммунальных услуг находится на низком уровне, что соответственно снижает качество жизни граждан, т.к. жилищно-коммунальная сфера в условиях нашей страны является одной из наиболее проблемных. Авторами проанализированы теоретические аспекты государственно-частного партнерства в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Установлено, что развитие успешных институтов партнерства государства и бизнеса во всем мире является одним из главных условий формирования эффективной экономической политики, роста инвестиционной и инновационной активности, повышения конкурентоспособности страны, а также развития производственной и социальной инфраструктуры. В статье указаны преимущества применения проектов государственно-частного партнерства для всех субъектов (власть, частный бизнес, население). В связи с тем, что отрасль жилищно-коммунального хозяйства испытывает трудности из-за слабого финансирования, изношенного оборудования, низкого материально-технического оснащения, отсутствия квалифицированных кадров и проработанных нормативно-правовых актов в столь социально значимом секторе экономики, все это создает дополнительные сложности во взаимодействии государственных органов с потребителями услуг. Авторы предлагают выйти из данной ситуации с помощью изменения отношений, возникающих в процессе финансирования сферы ЖКХ, помочь в этом может применение актуальных и эффективных методов финансового механизма. В статье детально изучено использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях устранения проблем, связанных с неэффективностью финансового механизма отрасли. Предложенные меры, наряду с формированием экономических стимулов для жилищных и коммунальных предприятий по ресурсосбережению, привлечению и возврату заемных ресурсов, позволят сформировать механизмы привлечения долгосрочных частных инвестиций на реконструкцию, модернизацию и дальнейшее развитие жилищно-коммунального комплекса и их возврата в течение длительного периода за счет текущих доходов жилищных и коммунальных предприятий (проекты реконструкции и модернизации) или бюджетов (проекты строительства новых объектов). Авторы обращают внимание на эффективность применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства как в Российской Федерации, так и в Республике Башкортостан.

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, экономика, государственно-частное партнерство, бизнес, государство, капитал, финансирование, реформирование, модернизация, потребности, услуги.

THE DEVELOPMENT OF INSTITUTIONAL PARTNERSHIPS BETWEEN THE STATE AND BUSINESS IN HOUSING

The authors consider one of the directions of improving the quality of life of the population, the transformation of the housing sector and concluded that in Russia the quality of housing and utilities services is low, which consequently reduces the quality of life of citizens and, as the housing sector in our country is one of the most problematic. On the basis of the above, the authors consider the theoretical aspects of public-private partnership in housing and communal services and concluded that the development of successful institutions partnership of government and business around the world is one of the main conditions of formation of effective economic policy, growth, investment and innovation activity, competitiveness and development of industrial and social infrastructure. In addition, the article identifies the benefits of public-private partnerships for all actors (government, private business, individuals). Due to the fact that the industry of housing and communal services is experiencing difficulties due to poor funding, obsolete equipment, low material and technical equipment, lack of qualified personnel and insufficient legal and normative acts in such a socially significant sector of the economy, it creates additional difficulties in cooperation of state bodies with service consumers. The authors concluded that to get out of this situation is possible by changing the relations arising in the process of financing of the housing sector, this can help in applying relevant and efficient methods of the financial mechanism. Also, the article worked out in detail using mechanisms of state-private partnership in the sphere of housing and communal services in order to eliminate the problems associated with the inefficiency of the financial mechanism of the industry. The proposed measures, along with the formation of economic incentives for housing and utilities on resource, recruitment and return of borrowed resources, will allow to create mechanisms of attracting long-term private investment for reconstruction, modernization and further development of housing and communal complex and return to over a long period at the expense of current incomes of housing and communal enterprises (projects of reconstruction and modernization) or budgets (projects of construction of new objects). The authors draw attention to the effectiveness of the implementation of public-private partnership in the sphere of housing and communal services in the Russian Federation and in the Republic of Bashkortostan.

Key words: housing and communal services, economics, public-private partnership, businesses, government, capital, financing, reform, modernization, need, services.

Одним из направлений повышения качества жизни населения является преобразование жилищно-коммунального сектора экономики. Важным вопросом в реформировании жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) остается повышение качества предоставляемых услуг, т.к. они являются необходимыми всем жителям страны в силу того, что данные услуги призваны удовлетворять основные физиологические потребности граждан всех социальных слоев. Это означает, что Россия — социально-ориентированная страна, обеспечивающая качественными и доступными услугами население. Вдобавок к важным вопросам реформирования системы

жилищно-коммунального хозяйства относятся жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также предоставляют коммунальные услуги населению [1, С. 65].

В России качество предоставления жилищно-коммунальных услуг находится на низком уровне, что соответственно снижает качество жизни граждан, т.к. жилищно-коммунальная сфера в условиях нашей страны является одной из наиболее проблемных. Отрасль жилищно-коммунального хозяйства испытывает трудности в связи со слабым финансированием, изношенным оборудова-

ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

нием, низким материально-техническим оснащением, отсутствием квалифицированных кадров и проработанных нормативно-правовых актов в столь социально значимом секторе экономики, что в свою очередь создает сложности во взаимодействии государственных органов с потребителями услуг [2, С. 32-33]. Отсюда следует, что органам государственной власти необходимо детально прорабатывать приоритетные направления развития сферы жилищно-коммунального хозяйства в России.

Развитие успешных институтов партнерства государства и бизнеса во всем мире является одним из главных условий формирования эффективной экономической политики, роста инвестиционной и инновационной активности, повышения конкурентоспособности страны, а также развития производственной и социальной инфраструктуры. В наши дни использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в ЖКХ является весьма актуальным.

Государственно-частное партнерство — это использование ресурсов бизнеса, частного инвестора для удовлетворения общественных интересов и потребностей. Главной идеей создания ГЧП является убежденность в том, что частные организации способны работать более эффективно, чем бюрократические государственные структуры, и владеют большими финансовыми ресурсами, нежели государство [3, С. 178].

Необходимо обратить внимание и на то, что использование механизмов ГЧП является выгодным для всех субъектов (власть, частный бизнес, население). Стоит отметить, что увеличение роли частного капитала в сфере ЖКХ не должно означать сведение на нет роли государства. Должна происходить корректировка этой роли: государство превращается из саморегулирующегося поставщика жилищно-коммунальных услуг в независимого регулятора поставок все расширяющегося спектра услуг, осуществляемых частным сектором. Для государства ГЧП представляет собой способ привлечения частного капитала к финансированию и управлению той собственностью, которую государство оставляет

за собой; для бизнеса ГЧП — это способ получить надежную прибыль на объектах государственной собственности или на оказании услуг, которые закреплены за государством. Государство должно играть ведущую роль при реализации проектов в сфере ЖКХ [4, С. 85]. Именно государство, на наш взгляд, формирует институциональную среду, определяющую характер партнерства, вырабатывает стратегию и принципы, на которых строятся отношения бизнеса с обществом и властью, контролирует цены, доходы, качество услуг, вырабатывает подходы к тарифной политике. Главным положительным моментом реализации механизма ГЧП для бизнеса являются компенсация затрат и разделение рисков, что достигается посредством использования разнообразных публичных прерогатив в виде инструментов бюджета, публичной собственности, законодательных установлений. Вместе с тем, ГЧП-проекты рассматриваются частным бизнесом как одно из направлений долгосрочного инвестирования с приемлемым уровнем доходности и риска. ГЧП призвано стимулировать предпринимательскую активность с помощью использования специальных мер:

• налоговые преференции (в частности, по имущественным налогам) при налогообложении объектов и систем инфраструктуры ЖКХ;

• повышение доступности кредитных ресурсов для реализации инвестиционных инфраструктурных проектов за счет субсидирования части банковских процентных ставок из средств государственного бюджета, а также государственные гарантии по займам;

• предоставление государственных гарантий по привлекаемым для финансирования наиболее значимых инвестиционных проектов капиталам отечественных и иностранных инвесторов;

• содействие в организации консорциумов и других объединений инвесторов для финансирования капиталоемких проектов, в том числе с участием иностранных инвесторов;

• расширение элементов платности пользования инфраструктурой для покрытия соответствующих эксплуатационных расходов [5, С. 129-130].

С помощью эффективного использования ГЧП-проектов в сфере ЖКХ население получает неоспоримую выгоду в виде обеспечения оптимального соотношения «цена — качество» услуг ЖКХ, развития инфраструктуры в целом, а также увеличения числа рабочих мест и обеспечения занятости населения.

В мире сформировались наиболее успешные схемы взаимодействия государства с частным сектором. Мы выделим следующие формы ГЧП:

• концессии (государство является полноправным собственником имущества, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока определенные в соглашении функции и наделяет его соответствующими правами);

• контракты (на выполнение работ, оказание общественных услуг, управление, поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи);

• аренда (в традиционной форме — договора аренды, а также в форме лизинга);

• соглашения о разделе продукции;

• совместные предприятия [6, С. 44].

Интересным представляется опыт ГЧП в

г. Тюмень. Областная Дума до 2015 г. не принимала законодательный документ, регулирующий отношения ГЧП, хотя муниципальные власти начали использовать экономические принципы партнерства в сфере жилищного обслуживания еще задолго до этого. Они разработали юридическую форму договора на энергообслуживание и определили режим расчета учетной цены и форму соглашения о сотрудничестве между Администрацией г. Тюмень и ОАО «Сбербанк» (кредиты для выполнения энергосервисных контрактов составляют более 50 % от стоимости контрактов). В 2013 г. Сбербанк России и Schneider Electric подписали меморандум о сотрудничестве в реализации технологий ЭСКО (световые технологии). В целях привлечения внебюджетного финансирования для реализации инфраструктурных проектов между Администрацией г. Иркутск и НП «Центр развития государственно-частного партнерства» было заключено соглашение о взаимодействии, согласно которому стороны намерены содействовать реализации проектов с

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

использованием механизмов ГЧП в сферах энергосбережения, развития социальной инфраструктуры и инвестиционной деятельности [7, С. 356].

Проекты ГЧП в Республике Башкортостан носят в основном крупный и временный характер — государственная власть дает задание на постройку той или иной инфраструктуры к различным мероприятиям, например, к Саммиту ШОС и БРИКС 2015 г., или же в ходе собственных муниципальных и региональных программ при поддержке регионального бюджета создается крупное ГЧП, преимущественно связанное со строительством. В республике в 2017 г. реализуются сразу 3 проекта на принципах ГЧП в сфере ЖКХ: проект теплоснабжения в г. Туймазы, готовится к реализации проект по теплоснабжению в г. Октябрьский, одним из первых в республике готовится к реализации проект водоснабжения в селе Мишкино с объемом инвестиций более 111 млн руб. [8, С. 144].

Несмотря на положительный опыт использования проектов ГЧП в РФ и РБ, стоит признать, что в эпоху кризиса государство не способно всецело финансировать жилищно-коммунальные проекты, так как правительство просто не располагает необходимым количеством бюджетных средств. В данном случае на помощь приходит ГЧП, однако оно все же не способно устранить проблему неэффективности государства как инвестора. Во-первых, невозможно всецело модернизировать инфраструктуру до тех пор, пока не будет устранена проблема коррупции. С этой целью необходимо проведение открытых тендеров на реализацию проектов, создание механизмов общественного контроля за использованием средств и результатами инвестиционной деятельности. Во-вторых, развитие в РФ ГЧП сдерживает многообразие законов в данной сфере, что стало острой проблемой. В-третьих, отсутствие механизмов эффективного финансирования. В-четвертых, имеется проблема взаимодействия государства с малым бизнесом в сфере ЖКХ, т.к. он наиболее тесно связан с конечным потребителем жилищно-коммунальных услуг.

EcONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

Необходимо с помощью закона закрепить перечень гарантий для ГЧП в области малого бизнеса и частного сектора экономики.

Следует обратить внимание на то, что помимо проблем, связанных с ГЧП, существует и проблема использования финансового механизма в сфере ЖКХ, который не позволяет эффективно работать и развиваться жилищному хозяйству в целом. Выйти из данной ситуации можно с помощью изменения отношений, возникающих в процессе финансирования сферы ЖКХ, помочь в этом может применение актуальных и эффективных методов финансового механизма. Одним из основных составляющих финансового механизма сферы ЖКХ в регионе является тарифная политика. Каждый потребитель услуг ЖКХ должен быть уверен в «прозрачности» тарифов, где должны быть отражены все расходы на содержание и ремонт объектов жилищной сферы. Руководители организаций в ЖКХ республики вынуждены повышать затраты на производство из-за используемой системы определения тарифов по квартплате и жилищно-коммунальных услуг, что в конечном счете ведет к отсутствию сбережения ресурсов.

Задолженность по финансовым обязательствам организаций, осуществляющих деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда Республики Башкортостан, представляет собой острую проблему, что наглядно представлено в таблице 1. Исходя из этого, предприятия не могут оказать

услуги или выполнить работы в полном объеме, т.к. все полученные средства расходуются на содержание организации и выплату заработной платы сотрудникам.

Из таблицы 1 видно ежегодное возрастание суммарной задолженности по обязательствам организаций, работающих в сфере ЖКХ. Таким предприятиям требуется больше финансовых средств, чем в реальности они получают из бюджета, отсюда и возникают огромные задолженности. Таким образом, появляется устаревание материально-технической базы сферы ЖКХ. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что на сегодняшний момент в Республике Башкортостан имеется острая необходимость привлечения инвестиций в систему ЖКХ с помощью привлечения частного партнера.

Необходимо отметить, что ГЧП так и не стало эффективным инструментом привлечения инвестиций в эту сферу. Оптимальным вариантом привлечения частных инвесторов в ЖКХ является механизм компенсации государственным бюджетом процентной ставки по кредиту, взятому организацией коммунального комплекса на модернизацию своих основных производственных фондов [10, С. 91-92]. Реализация данной меры должна сопровождаться решением ряда задач. В частности, каждый из выбранных муниципалитетов совместно с коммунальной организацией должен четко прорабатывать и подготавливать инвестиционную программу организации коммунального комплекса с эко-

Таблица 1. Задолженность по финансовым обязательствам организаций, осуществляющих деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда Республики Башкортостан (млн руб.) [11]

Задолженность " ■——_ 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Суммарная задолженность по обязательствам: 2473,1 3553,9 3880,1 3875,0 5800,7 7497,1

в том числе просроченная 95,1 89,4 171,8 390,5 214,8 1436,9

Из суммарной задолженности:

кредиторская задолженность 2097,4 3244,0 3628,0 3701,9 5710,0 7450,6

в том числе просроченная 95,1 89,4 171,8 390,5 214,8 1436,9

Задолженность по кредитам банков и полученным займам 375,7 309,9 252,1 173,1 90,7 46,5

в том числе просроченная — — — — — —

Дебиторская задолженность 2660,0 3085,6 3079,0 3403,7 4096,6 6483,0

в том числе просроченная 139,8 213,7 276,6 249,6 272,5 282,8

номическим обоснованием и анализом периода окупаемости программы по привлеченным средствам. При этом инвестиционная программа подлежит проверке независимыми экспертами. После согласования инвестиционной программы муниципалитету необходимо заключить предварительный договор с поставщиком оборудования, предназначенного для модернизации системы коммунальной инфраструктуры. После этого рассчитывается необходимое увеличение тарифа для обслуживания основного долга. После модернизации инфраструктуры часть дохода организации коммунального комплекса, образовавшаяся за счет экономии средств, выделяемых на ежегодный ремонт, может быть направлена на обслуживание основного долга по кредиту. Как результат, мы можем получить существенное увеличение привлекаемого капитала, удешевление кредитных ресурсов, расширение круга потенциальных инвесторов. Использование данного механизма открывает такие возможности, как долгосрочное кредитование сферы ЖКХ на условиях, привлекательных как для инвесторов, так и для муниципалитетов.

По нашему мнению, наиболее востребованными и эффективными моделями структурирования проектов ГЧП могут быть следующие. Допустим, речь идет только о новом строительстве. Тогда подходит модель BOLT (Build — Own — Lease — Transfer). В этом случае собственность проекта частная, эксплуатация нового объекта будет выполняться специализированной уполномоченной компанией. Особенность модели — выделение объектов строительства в отдельный имущественный комплекс и привлечение нового частного инвестора. Источник возврата средств частному инвестору — арендный или выкупной платеж. Есть и другие модели — когда идет как о новом строительстве, так и реконструкции объектов. Например, это концессия. Собственность объекта в данном случае государственная, эксплуатант — частный инвестор, особенность модели — реализация на базе существующего имущественного комплекса. Источник возврата средств

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

частному инвестору — тарифная выручка. Еще одна модель — аренда с инвестициями. Эксплуатантом здесь также является частный инвестор. Особенность модели — реализация на базе имеющегося имущественного комплекса при наличии частного инвестора. Источник возврата средств инвестору — опять же, тарифная выручка. И, наконец, еще одна модель — энергосервисный контракт. Собственность создаваемого объекта в ее рамках — государственная. Эксплуатантом выступает энергосервисная компания. Особенность модели — наличие нового частного инвестора. Способ возврата средств частному инвестору — платежи заказчика за счет экономии электроэнергии [8, С. 34-35]. Таким образом, существует множество эффективных и актуальных моделей структурирования проектов ГЧП в ЖКХ.

Выводы

Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства является одним из приоритетных направлений развития экономики на современном этапе.

Рассмотренные меры наряду с формированием экономических стимулов для жилищных и коммунальных предприятий по ресурсосбережению, привлечению и возврату заемных ресурсов позволят сформировать механизмы привлечения долгосрочных частных инвестиций на реконструкцию, модернизацию и дальнейшее развитие жилищно-коммунального комплекса и возврата в течение длительного периода за счет текущих доходов жилищных и коммунальных предприятий (проекты реконструкции и модернизации) или бюджетов (проекты строительства новых объектов).

Решить наболевшие проблемы в сфере ЖКХ призвана Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, принятая Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 г. № 80-р с целью обеспечения механизма реализации долгосрочных целей и задач экономического и социального развития страны, региона, муниципального предприятия, способствую-

Economy and management ín branches and fíelds of actmty

щая быстрой реализации новых перспективных коммунальных услуг, которые возникают в связи с развитием научно-технического прогресса в стране и мире, а также с целью

обеспечения взаимосвязи стратегического, текущего и оперативного управления в сфере ЖКХ.

Список литературы

1. Валиев Ш.З., Гавриленко И.Г. Мониторинг рынка услуг по управлению многоквартирными домами — региональный аспект // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 17. С. 63-71.

2. Гавриленко И.Г. Формирование региональной инфраструктуры поддержки объединений собственников жилья (ТСЖ) — ключевой фактор развития жилищного самоуправления // Казанская наука. 2013. № 6. С. 31-35.

3. Гавриленко И.Г., Хисаева А.И. О проблемах, препятствующих эффективному управлению многоквартирными домами // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 6 (101). С. 176-181.

4. Сабирова З.Э. Государственно-частное партнерство: учеб. пособие / ГБОУ ВПО «БАГСУ». Уфа, 2014. 108 с.

5. Сабирова З.Э. Приоритеты и направления развития государственно-частного партнерства в сфере социальных услуг // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). Серия: Экономика. 2012. № 2 (14). С. 119-136.

6. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Реализация проектов государственно-частного партнерства в социально значимых отраслях // Вестник Университета (Государственный университет управления). М., 2014. № 2. С. 43-45.

7. Даутова А.Р. Основные методы сбора информации и организация информационных отношений в муниципальном образовании // Актуальные проблемы современных общественных наук. Социальный вектор развития государственного управления и экономики: матер. VI Всеросс. науч.-практ. конф. / БАГСУ. Уфа, 2016. С. 351-357.

8. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Государственно-частное партнерство в раз-

витии социально значимых бытовых услуг в регионе: монография. Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2012. 179 с.

9. Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Башкортостан: статистический сборник. Уфа: Башкортостанстат, 2016. 90 с.

10. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Основные формы реализации государственно-частного партнерства в социальной сфере // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2013. № 3 (5). С. 88-92.

11. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Механизмы государственно-частного партнерства в сфере услуг // Актуальные вопросы современной экономики: матер. междунар. науч.-практ. заоч. конф.: в 2 ч., 15 апреля 2016 г. / Уфимский государственный университет экономики и сервиса. Уфа, 2016. Ч. II. С. 32-35.

References

1. Valiev S.Z., Gavrilenko I.G. Monitoring of the Market of Services on Managing Apartment Buildings — Regional Aspect // Bulletin of Volga Region State University of Service. Series: Economics. 2011. No. 17. P. 63-71.

2. Gavrilenko I.G. Formation of the Regional Infrastructure of Support of Associations of Homeowners (HOA) is a Key Factor for the Development of Housing Self-Government // Kazan Science. 2013. № 6. P. 31-35.

3. Gavrilenko I.G., Isaeva A.I. On the Problems Impeding the Effective Management of Apartment Buildings // Vestnik of Irkutsk State Technical University. 2015. № 6 (101). P. 176-181.

4. Sabirova Z.E. Public-Private Partnerships: a Training Manual / SBEE HPE «BUGS». Ufa, 2014. 108 p.

5. Sabirova Z.E. Priorities and Directions of Development of Public-Private Partnership in

the Field of social Services // Vestnik BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). Series: Economics. 2012. No. 2 (14). P. 119-136.

6. Zainasheva Z.G., Sabirova Z.E. Implementation of Public-Private Partnership in Socially Important Sectors // Bulletin of the University (State University of Management). M., 2014. No. 2. P. 43-45.

7. Dautova A.R. Basic Methods of Information Gathering and Organization of Information Relations in the Municipality // Actual Problems of Modern Social Sciences. The Social Vector of Development of Public Administration and Economics: Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference / BAGSU. Ufa, 2016. P. 351-357.

8. Zainasheva Z.G., Sabirova Z.E. Public-Private Partnership in the Development of Socially Important Services in the Region:

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Monograph. Ufa: Ufa State Academy of Economics and Service, 2012. 179 p.

9. Housing and Communal Services of the Republic of Bashkortostan: Statistical Compendium. Ufa: Bashkortostanstat, 2016. 90 p.

10. Zainasheva Z.G., Sabirova Z.E. Main Forms of Implementation of Public-Private Partnerships in the Social Sphere // Bulletin USAES. Science, Education, Economy. Series: Economy. 2013. № 3 (5). P. 88-92.

11. Zainasheva Z.G., Sabirova Z.E. Mechanisms of State-Private Partnership in the Sphere of Services // Actual Problems of Modern Economy: Proceedings of the International Scientific-Practical Corresponding Conference: in 2 p., April, 15, 2016 / Ufa State University of Economics and Service. Ufa, 2016. P. II. P. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.