A.A. PAVLOV
SUBJECTS OF THE SOCIETY IN THE ACTIVITY OF THE PENAL SERVICE OF RUSSIA
А.А. ПАВЛОВ (Вологодский институт права и экономики ФСИН России)
СУБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
W V
российской федерации
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. (ИТК РСФСР) и современный Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) не содержат в себе понятия «субъект общественности». Данное определение необходимо, так как позволяет уяснить основные признаки, компетенцию и функциональное предназначение представителей общественности в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Субъект какой-либо деятельности обладает правами и обязанностями, а также определенной компетенцией в данной деятельности. Анализируя нормы ИТК РСФСР, предшествовавшего современному УИК РФ, можно выделить в качестве субъектов наблюдательные комиссии (ст. 110 ИТК РСФСР), комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 111 ИТК РСФСР), шефские трудовые коллективы и общественные организации (ст. 112 ИТК РСФСР), советы общественности в воспитательно-трудовых колониях (ст. 113 ИТК РСФСР), общественных воспитателей осужденных несовершеннолетних (ст. 114 ИТК РСФСР).
Статья 115 ИТК РСФСР содержала положение, согласно которому в работе по исправлению и перевоспитанию осужденных могли использоваться различные формы участия общественности. Предполагается, что в данном случае речь шла не о формах, а о других субъектах. Например, родительские комитеты, которые прямо не указывались в ИТК РСФСР, но в воспитательных колониях содействовали администрации в ее деятельности. С конца 80-х годов ХХ века активно
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
начали создаваться правозащитные организации, которые объявили своей целью защиту прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, нередко возглавляемые бывшими осужденными или их родственниками.
Примером такой организации является Российская милосердно-благотворительная община врача-гуманиста доктора Гааза. Ее целями и задачами были обозначены оказание помощи осужденным в виде лишения свободы, прежде всего несовершеннолетним и женщинам, в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительных учреждений, в шефстве над местами лишения свободы. Иногда помощь оказывалась и родственникам лиц, отбывающих наказание1 .
Статья 23 УИК РФ содержит термин «общественные организации», который должен охватить всех субъектов общественности, имеющих возможность работать в учреждениях УИС, однако, на наш взгляд, он их не охватывает. Кроме того, при построении гражданского общества общественные организации не только содействуют работе учреждений УИС, но и контролируют их деятельность (данное право закреплено в ч. 2 ст. 23 УИК РФ).
В юридической литературе выделяются три группы субъектов контроля за деятельностью учреждений пенитенциарной системы: субъекты государственного контроля; субъекты общественного контроля; субъекты международного контроля2. Понятия «субъект общественности» и «субъекты контроля» неравнозначны.
Уголовно-исполнительное право
• •
□. □. □ □ □ о
В части 2 ст. 23 УИК РФ указывается, что общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, не разделяя субъекты общественности на имеющие возможность осуществления контрольных функций и лишенные такой возможности. В данной статье указываются только контролирующие общественные объединения, но исключаются другие виды общественных объединений, например, родственники осужденных, что, на наш взгляд, вполне допустимо. Следовательно, ч. 2 ст. 23 УИК РФ может быть дополнена положением об участии граждан в контролирующей деятельности.
В соответствии со ст. 111 УИК РФ в исправительных учреждениях могут создаваться самодеятельные организации осужденных к лишению свободы (субъекты общественности), которые по всем признакам являются общественными объединениями, работают под контролем администрации и не могут контролировать деятельность учреждений УИС.
К числу субъектов общественности относятся: общественные объединения; органы местного самоуправления; администрация организаций, в которых осужденные отбывают некоторые виды наказаний; депутаты и комиссии, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; священнослужители; представители средств массовой информации; попечительские советы и родительские комитеты, создаваемые в воспитательных колониях; комиссии по делам несовершенно-летних3. Их представители имеют право посещать учреждения УИС и получать необходимую информацию о деятельности учреждения при соблюдении установленных законом правил. При этом следует учесть, что основным направлением деятельности большинства указанных субъектов является содействие администрации учреждений в решении административно-хозяйственных проблем, в трудовом, правовом и физическом воспитании осужденных и их духовно-нравственном развитии. Контролирующая функция общественных объединений была традиционно на последнем месте.
Созданные в субъектах Федерации комиссии по вопросам помилования обязаны осуществлять свои функции, при этом решая задачи общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на тер-
Уголовно-исполнительное право
ритории субъекта Федерации указов Президента РФ по вопросам помилования и условий содержания осужденных4. Однако их контролирующая функция не подтверждена законодательно в рамках полномочий, предоставляемых Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Особенностью такого общественного объединения, как Общественная палата Российской Федерации, образованная в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», являются контролирующие функции за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, в том числе правоохранительных органов.
Правом контролировать обладают и общественные наблюдательные комиссии, созданные в соответствии со ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», которые до настоящего времени не могут в полной мере выполнять контролирующие функции из-за неопределенности компетенции. Эта проблема должна быть устранена с принятием Закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности». В виде законопроекта данный документ появился еще в 1999 г., дорабатывался, в настоящее время в первом чтении был рассмотрен на заседании Государственной Думы в 2006 г., однако не принят в окончательном варианте.
Контролирующую деятельность за учреждениями пенитенциарной системы общественно-государственного уровня осуществляет аппарат У полномоченного по правам человека в РФ и субъектах Федерации5, хотя не имеет властных полномочий.
В соответствии со ст. 2 Закона «Об У пол-номоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Недостатком данного закона, на наш взгляд, является то, что проверка нарушения прав человека возможна лишь при поступле-
□□□□□□□□ общественности.
нии жалобы, если уже имеется судебное решение по рассматриваемому вопросу, которое не удовлетворяет заявителя. Это исключает инициативу У полномоченного как основания проведения проверок.
Целесообразно предоставить У полномочен-ному право на осуществление проверок и оказание правовой помощи в учреждениях УИС без наличия какой-либо жалобы, имеющей судебное решение, (особенно в воспитательных колониях УИС, учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа Министерства образования и науки Российской Федерации). Для этого необходимо в субъектах Федерации создать институт общественных контролеров (визитеров) при У полномоченном по правам человека, которые имели бы право посещать учреждения, исполняющие наказания, без специального разрешения и согласования с их администрацией и право на индивидуальные беседы с осужденными, а также напрямую получать заявления о жалобах и привлекать для проверки указанных фактов прокурора, а в необходимых случаях - представителей средств массовой информации (СМИ). Отчет о деятельности созданных органов при Уполномоченном по правам человека должен публиковаться в СМИ субъекта Федерации. В настоящее время эта идея не вызывает одобрения руководства учреждений УИС. По результатам проведенного нами анкетирования в 12 субъектах Российской Федерации посещение учреждений УИС У полномоченным по правам человека происходит не чаще одного раза в 6 месяцев, этого явно недостаточно.
На основании изложенного можно дать определение понятия «субъект общественности» применительно к специфике деятельности в пенитенциарной системе.
Субъект общественности в деятельности уголовно-исполнительной системы - это граждане, общественные, производственные, религиозные и благотворительные организации, попечительские советы, наблюдательные и контролирующие комиссии при органах законодательной или исполнительной власти, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ и законодательством, нормами международного права и учредительными документами в целях содействия учреждениям уголовно-исполнительной системы в реализации поставленных перед ними задач (в рамках предоставленных законом полномочий), соблюдения прав и свобод человека и гражданина в процессе отбывания наказания.
1 См.: Уголовно-исполнительное право России: Учеб. пособие. М., 2001. С. 186.
2 См.: Зубарев С.М. Теория и практика контроля за деятельностью персонала пенитенциарной системы. М., 2006. С. 46.
3 См.: Уголовно-исполнительное право России: Учеб. пособие / Под ред. О.Г. Перминова М., 2001. С. 184.
4 См.: О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 // Рос. газ. 2001. 30 дек.
5 См.: Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
Уголовно-исполнительное право
• •