Исторический аспект
УДК 343.8 Yu.V. DMITRAKOV*
ББК 67.409.0
Д53 FORMATION AND DEVELOPMENT
OF PRINCIPLES OF IMPRISONMENT IN RUSSIAN PENAL LEGISLATION AFTER 1917
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы, касающиеся принципов исполнения лишения свободы, его определение и принципы, лежащие в основе построения и развития правовых норм этого института.
Ключевые слова: институт исполнения лишения свободы, принципы исполнения наказания.
ЮРИЙ
ВАСИЛЬЕВИЧ
ДМИТРАКОВ*
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПОСЛЕ 1917 ГОДА
* Начальник
(УФСИН России по Белгородскойобласти). E-mail: [email protected].
Annotation', the article deals with the actual issues of execution of imprisonment in penal legislation: definitions, principles and legal regulations.
Key words: institute of execution of imprisonment, principles of punishment.
Характеризуя сущность института исполнения лишения свободы, сформированного в период Советского государства, следует исходить из того, что этот институт подвергся серьезным изменениям. Анализ исторического материала и законодательства того периода свидетельствует о том, что с каждым годом советская пенитенциарная система все более отходила от европейских систем исполнения лишения свободы. Советское государство в лишении свободы видело две составляющие -карательный инструмент борьбы с классово чуждыми элементами и воспитание правонарушителей, которые обусловили формирование принципа исправления и перевоспитания осужденных.
В первых нормативных актах Советского государства, касающихся исполнения наказания в виде лишения свободы, акцентируется внимание на не-обходимостираздельного содержания осужденных к лишению свободы. Положение об общих местах заключения РСФСР1, принятое в ноябре 1920 г., предписывало в обязательном порядке размещать вновь прибывших осужденных в карантинных помещениях, где они должны были подвергаться всестороннему изучению. Кроме того, оно содержало требования относительно классификации осужденных. Предусматривалось несколько категорий осужденных к лишению свободы: осужденные за преступления, не имеющие корыстного характера; осужденные за преступления корыстного характера; рецидивисты той и другой группы. Все категории подлежали раздельному содержанию в различных разрядах (впоследствии - отрядах), и к ним должно было применяться дифференцированное карательное и исправительно-воспитательное воздей-ствие2. Впоследствии принцип дифференциации условий содержания осужденных в одном учреж-
дении прочно вошел в практику исполнения лишения свободы в России.
Принципы исполнения лишения свободы нашли систематизированное закрепление в ИТК РСФСР 1924 г., в частности: обязательность труда; применение прогрессивной системы лишения свободы; совершенствование и развитие сети трудовых сельскохозяйственных ремесленных и фабричных колоний и переходныхиспра-вительно-трудовых домов; развитие самодеятельных организаций осужденных; классовый подход к распределению осужденных по местам лишения свободы; организация и усиление роли культурно-просветительной работы, общего и профессионального образования; оказание постпенитенциарной помощи освобождаемым; применение льготного исчисления сроков заключения; контроль общественности за деятельностью мест лишения свободы (в рекомендациях по исполнению наказания в виде лишения свободы указывалось на необходимость «наладить работу корреспондентов и систематически освещать жизнь и работу учреждений»); стремление к самоокупаемости ИТУ; организация режима на правильном сочетании обязательного труда заключенных и культурно-просветительной работы.
Хотямногие указанные принципы исполнения лишения свободы Кодекс заимствовал из ранее принятых нормативных актов, в том числе дореволюционных, в нем отражались некоторые совершенно новые принципы, обусловленные спецификой Советского государства. Остановимся на некоторых из них более подробно.
1. Согласно ст. 8 ИТК РСФСР в ИТУ предусматривались все меры к развитию самодеятельности заключенных, направленной на приобретение свойств и профессиональных навыков, необходимых для трудовой жизни в обществе. Это принципиально новый аспект пенитенциарной политики государства; в нормативных актах Российской империи о необходимости формирования у заключенных какой-либо самодеятельности даже не упоминалось (за исключением, пожалуй, случаев, когда арестанты избирали старшего по камере). В дальнейшем указанный принцип нашел широкое распространение в деятельности исправительных учреждений России. Существует он и сегодня, но оценивать его однозначно нельзя.
2. Принцип контроля общественности проявлялся в том, что в соответствии со ст. 19 ИТК РСФСР (1924 г.) при каждом месте заключения учреждалась наблюдательная комиссия в составе: начальника места заключения; народ-
ного судьи; представителя бюро профессиональных союзов. Основная функция комиссии заключалась в контроле за законностью принимаемых решений в отношении осужденных.
Наблюдательные комиссии успешно просуществовали до 90-х годов прошлого века и довольно активно (в зависимости от их состава и личности председателя) вмешивались в процесс исполнения наказаний, особенно если возникали вопросы изменения правового положения осужденных. Деятельность комиссий была апробирована временем, и их отмена вряд ли может быть оправдана с позиций современного гуманитарного процесса и формирования гражданского общества.
3. Принцип ресоциализации осужденных нашел отражение во многих нормах Кодекса. Так, система мест заключения предусматривала постепенное расширение свободы передвижения и других прав осужденных. Наряду с домами заключения, где осужденные содержались в строгой изоляции (прототип современного ареста), существовала разветвленная сеть трудовых колоний, куда направлялись осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, если судом устанавливалось, что, принадлежа к трудящимся, они по несознательности совершили преступление в первый раз, случайно или вследствие тяжелых материальных условий и не внушали опасений в смысле побега. Кроме того, в трудовые колонии могли переводиться трудящиеся, осужденные и на больший срок, если до отбытия назначенного судом срока лишения свободы осталось не более пяти лет. Эти категории осужденных могли пользоваться в течение дня свободой передвижения по территории колонии, могли быть отправлены без надзора по разным поручениям за пределы колонии. В целом режим в трудовых колониях должен был быть приближенным к условиям работы и распорядка в соответствующих (сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных) хозяйственных организациях для свободных граждан. Существовали также переходные исправительно-трудовые дома, ставшие прототипом колоний-поселений, созданных в 1963 г. Рассматриваемый принцип впоследствии не только нашел развитие в уголовно-исполнительном законодательстве, но и был положен в основу формирования системы учреждений, исполняющих лишение свободы.
Кодекс уделяет серьезное внимание социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы, которая фактически была возведена в ранг принципиаль-
Истрический аспект
Исторический аспект
ных положений исполнения лишения свободы, составляла обязательный атрибут этого непростого института уголовно-исполнительного права.
Согласно ст. 227 ИТК РСФСР (1924) помощь освобождаемым из мест заключения включала в себя: а) оказание материальной помощи неимущим осужденным; б) оказание необходимой поддержки при возвращении их на родину или на место постоянного жительства; в) предоставление на первое время помещения и питания на льготных условиях; г) предоставление ссуд на приобретение рабочих инструментов и обзаведение необходимыми предметами домашнего обихода; д) устройство мастерских и предприятий для привлечения к труду бывших заключенных; е) приискание им занятий со стороны соответствующих служб; ж) оказание юридической и медицинской помощи; з) профессиональное и общеобразовательное обучение. Организация помощи освобождаемым возлагалась на Г лав-ное управление местами заключения и его местные органы. Как положительную следует расценивать его рекомендацию о создании в структуре учебно-воспитательных частей в местах лишения свободы юридических бюро для консультирования заключенных по правовым вопросам, составления кассационных жалоб, заявлений, просьб и помилований в судебные, следственные и иные инстанции. Допускалось участие в работе бюро и заключенных, обладающих необходимымипознаниями и доверием администрации места лишения свободы3.
В последующие годы исполнение лишения свободы строилось на ведомственных нормативных актах с явным карательным уклоном, а исполнительный процесс сводился к труду и жестким режимным требованиям.
В 50-70-е годы в уголовно-исполнительном законодательстве восстанавливаются многие принципиальные положения исполнения лишения свободы, характерные для законодательства 20-30-х годов: определение правового положения осужденных и его гарантий, прогрессивные условия отбывания наказания с содержанием в различных учреждениях, внимание государства к материально-бытовому обеспечению осужденных, соблюдению законности при применении средств исправления и др.
Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (1969) и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1970) в общих положениях в опреде-
ленной степени были свободны от классового подхода к правовому регулированию исполнения лишения свободы, более четко формулировали отправные моменты исполнения наказаний. Например, в них был определены и нормативно установлены предмет правового регулирования и система исправительно-трудового законодательства; закреплены основания исполнения наказания; конкретизированы места отбывания наказания; закреплены понятие и содержание правового положения осужденных к лишению свободы; установлена обязательность контроля за исправительно-трудовыми учреждениями и определены его формы, а также необходимость участия общественности в исправлении осужденных4.
Вместе с тем развитию принципов исполнения лишения свободы и на их основе выполнению главной задачи - исправление и перевоспитание осужденных мешало стремление администрации во что бы то ни стало выполнять план по выводу осужденных на оплачиваемые работы. Труд стал не только средством исполнения наказания, но и принципом, определяющим эффективность этого процесса.
В ИТК РСФСР были закреплены фактически сложившиеся к концу 60-х годов общественные отношения в сфере исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Принятый исправительно-трудовой закон оказался реализуемым практически по всем нормам, то есть сформулированная к тому времени модель развития исправительно-трудового дела (на основе практики) впервые «была полностью воплощена в законодательств©)5 (ранее и впоследствии российские пенитенциарные правовые акты были далеки от действительности, и даже принятый в 1997 г. Уголовно-исполнительный кодекс РФ длительное время во многом оставался лишь намерением).
При подготовке проекта Основ уголовноисполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик был разработан раздел «Принципы исполнения наказаний», включавший в себя целую систему принципов: законности, равенства осужденных перед законом при исполнении наказания, гуманизма, демократизма, справедливости, индивидуализации исполнения наказания, основные средства исправления. Это был не просто перечень принципов, а развернутая правовая их харак-теристика6. Этот документ представлял собой прогрессивный шаг по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства. Нормы-принципы придавали данному кодифи-
цированному нормативному акту совершенно новое качественное значение. Хотя в последующем проект закона не был востребован, его идеи оказали влияние на дальнейшее нормотворчество в России и были учтены в процессе разработки и принятия Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (1997). В нем было закреплено положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство основано на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Однако, будучи декларированы, они не раскрывают своей содержательной части (ст. 8 УИК РФ), их понятийный смысл трактуется лишь в теоретических источниках. Правовая основа исполнения наказаний не стала более качественной и действенной в силу того, что указанные принципы не получили полного оформления в качестве норм-принципов, к которым можно было бы апеллировать, хотя правовые принципы доступны для восприятия и на уровне обыденного сознания, являясь важной частью правовой идеологии. Например, Н. И. Привезенцев, характеризуя принцип законности, отмечает «Законность есть ценность, к которой стремятся и которую потребляют все члены общества (по-видимому, в разной степени)»7.
Действующий УИК РФ, несмотря на выраженный прогрессивный характер, не воспринял многие исторические наработки относительно принципов уголовно-исполнительного права в целом и института лишения свободы в частности. Статья 8 УИК РФ формально и не в полной мере закрепляет принципы уголовноисполнительного законодательства, то есть базовые для отрасли, а также отдельные группы норм, регулирующих исполнение конкретных видов уголовных наказаний. В результате продолжается универсализация принципов исполнения наказания без учета специфики конкретного его вида, хотя в истории уголовно-исполнительного законодательства были попытки выделить и обосновать группу принципов, касающихся исключительно лишения свободы, которые, к сожалению, не нашли последующего развития.
Важно, чтобы в уголовно-исполнительном законодательстве нашли отражение и нормы-принципы данной отрасли права, и нормы-
принципы института исполнения лишения свободы.
Итак, в современных условиях институт уголовно-исполнительного права исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы является наиболее сложным как в реализации правоограничений и мер исправительного воздействия, так и в решении общих социальных задач. Серьезной его проблемой остается то, что на законодательномуровне пока полностью не выстроена система принципов его исполнения, которая охватывала бы узловые вопросы уголовно-исполнительной политики, законодательства, отражала оптимальное соотношение правового положения осужденных с требованиями обеспечения прав человека, личными и профессиональными качествами персонала ИУ. Принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК РФ) и принципы деятельности УИС (ст. 1 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») являются и принципами исполнения наказания в виде лишения свободы на определенный срок. Однако они не в полной мере отражают важные стороны проявления данного института, а значит, не способны в полной мере придать должную эффективность как правовому регулированию исполнения лишения свободы на определенный срок, так и в целом деятельности государства и исправительных учреждений при решении задачи ресоциализации осужденных.
Степень актуальности принципов исполнения наказания в виде лишения свободы на определенный срок и их содержательная часть в значительной мере находят отражение в принципах уголовно-исполнительного законодательства. Эти принципиальные положения отражают существо правового положения осужденных, привносят определенность и конкретность в процесс исполнения данного вида наказания. К ним отнесены следующие требования:
- изоляцию осужденных и исправительное принуждение обеспечивают исправительные учреждения (ч. 1 ст. 56 УК РФ, ст. 74 УИК РФ);
- местом отбывания наказания являются исправительные учреждения, расположенные в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором осужденные проживали или были осуждены (ч. 1 ст. 73 УИК РФ);
- отбывание осужденными всего срока наказания в одном ИУ (ч. 1 ст. 81 УИК РФ);
Истрический аспект
Исторический аспект
- правопорядок в ИУ (режим) - основа применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК РФ);
- необходимадифференциация осужденных по видам условий отбывания наказания в пределах одного ИУ (ч. 1 и 2 ст. 87 УИК РФ);
- обязательный характер носит привлечение осужденных к труду (ч. 1 ст. 103 УИК РФ), участию в воспитательных мероприятиях (ч. 3 ст. 109 УИК РФ), получению начального профессионального образования и к профессиональной подготовке (ч. 1 ст. 108 УК РФ), получе-
нию основного общего образования лиц не старше 30 лет (ч. 1 ст. 112 УИК РФ);
- необходимо оказывать помощь лицам, освобождаемым из исправительных учреждений (гл. 22 УИК РФ);
- государство несет ответственность за обеспечение прав осужденных в местах лишения свободы (ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ);
- государство обеспечивает безопасность и охрану здоровья осужденных при исполнении наказания в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).
1 См.: Сборник документовпо историиуголовногозаконодательстваСССР и РСФСР (1917-1952 гг.). М., 2000. С. 83-86.
2 См.: УпоровИ.В. Пенитенциарная политикаРоссии в ХУШ-ХХ вв.: историко-правовой анализ тенденций развития. СПб., 2004. С. 52-59.
3 См.: ГАРФ Ф. 4042. Оп. 4. Д. 2. Л. 12.
4 См.: Уголовно-исполнительное право России / под ред. А.И. Зубкова М., 2000. С. 242.
5 Зубков А.И. Необходимаболее высокая практичность научных исследований в сфере исправительного дела // Совершенствование законодательства и практики учреждений, исполняющих наказания, на основе КонституцииРоссийскойФедерации М., 1995. С. 14.
6 См.: Проект Основ уголовно-исполнительногозаконодательстваСоюза ССР и союзных республик/ А.С. Мих-лин, И.В. Шмаров [и др.]. М., 1990. С. 12.
7 ПривезенцевН.И. Законностьв российскомобществе (история, теория и практика). СПб., 1998. С. 103.