Л.Уа. ОЯШКО
PROUECUION ОЕ INMAUES' СТУТЬ К1СИи8
А.Я. ГРИШКО,
доктор юридических наук,
профессор
(Академия ФСИН России)
ОХРАНАГРАЖДАНСКИХ ПРАВ ОСУЖДЕННЫХ
В деле противодействия преступности, в первую очередь тяжким и особо тяжким преступлениям, их рецидиву значительное место занимают исправительные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы. От деятельности последних во многом зависит достижение целей (исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами) и решение задач уголовно-исполнительного законодательства (реализация порядка и условий исполнения наказаний, средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации).
В рамках строительства гражданского общества в России за последний период учреждения, исполняющие лишение свободы, претерпели значительные изменения. Многое сделано для приведения их в соответствие с международными минимальными стандартами. Прогрессивные изменения произошли в гражданско-правовом положении осужденных.
Реализация на практике гражданского и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации позволила во многом снять проблему прав человека (в частности, осужденного) в России. По своему правовому положению осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы, не только равны со своими зарубежными «коллегами», но и в отдельных случаях их превосходят. Объективности ради следует отметить, что уже ИТК РСФСР 1992 г. из перечня мер безопасности исключил применение смирительной рубашки. Европейские тюремные правила ООН данное средство прямо допускают: «...а) для предотвращения побегов во время транспортировки при условии, что заключенные освобождаются от пут, как только они предстают перед судебными или адми-
нистративными органами; б) по причинам медицинского характера и по указанию врача; в) по приказу директора, если другие меры оказываются недействительными, когда заключенному нужно помешать причинить вред себе самому или другим или же нанести материальный ущерб» (пр. 33). Кроме того, в законодательстве РФ смирительная рубашка вообще не фигурирует в перечне специальных средств, которые могут применяться сотрудниками как уголовно-исполнительных органов, так и милиции. Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установил исчерпывающий перечень случаев, при которых сотрудники уголовно-исполнительной системы могут применить специальные средства (ст. 30).
Ведомственными нормативными актами была отменена пониженная норма питания для лиц, содержащихся в штрафных, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа. В ИТК РСФСР это изменение внесено Законом РФ от 12 июня 1992 г. № 2988-1 «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Между тем пр. 32 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными допускает применение к осужденным взысканий, сопровождающихся сокращением питания. Важно лишь, чтобы это было официально удостоверено врачом: «Наказания, предусматривающие строгое заключение или сокращение питания, можно накладывать только после осмотра заключенного врачом, который должен письменно подтвердить, что заключенный способен перенести такое наказание» (ч. 1 пр. 32). Действующее уголовно-исполнительное законодательство РФ допускает питание по пониженным нормам только в отношении неработающих осужденных,
Уголовно-исполнительное право
содержащихся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа или одиночных камерах (ч. 4 ст. 118 УИК РФ). Установление таких норм не является наказанием за какое-либо правонарушение. При наличии соответствующего медицинского заключения питание этих осужденных осуществляется по обычным нормам.
Ни в какое сравнение не идет законодательная и пенитенциарная практика большинства европейских стран и России в вопросе поддержания связей с семьей и близкими родственниками посредством предоставления заключенным права на свидание. Законодательство европейских стран предусматривает только двухчасовое свидание без права совместного проживания. А как быть в плане поддержания супружеских отношений в случае бракосочетания? Ведь правомерно поставить вопрос о соблюдении права заключенного как человека на первую брачную ночь. Статья 89 УИК РФ определяет, что «осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения». Осужденным могут также предоставляться длительные свидания продолжительностью пять суток с проживанием вне исправительного учреждения. В отличие от ИТК РСФСР УИК РФ допускает проведение длительного свидания осужденного не только с близкими родственниками, но и (в исключительных случаях, с разрешения начальника учреждения) с иными лицами. Осужденным по их просьбе разрешается заменить длительное свидание краткосрочным или телефонным разговором. Предоставление дополнительного краткосрочного и длительного свидания предусмотрено в качестве меры поощрения, применяемой к осужденным к лишению свободы (п. «д» ч. 1 ст. 113 УИК РФ).
УИК РФ сформировал серьезную нормативную основу правового положения осужденных (гл. 2 УИК РФ), дифференцированно определил правовое положение осужденных к различным видам уголовных наказаний, отбывающих лишение свободы в различных видах исправительных колоний и даже в пределах исправительной колонии одного и того же вида режима.
Гуманизация уголовно-исполнительного законодательства и приведение его в соответствие с международными стандартами не завершились разработкой и принятием Уголовно-исполнительного кодекса РФ, этот процесс продолжается и в настоящее время.
Федеральный закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений
Уголовно-исполнительное право
в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» расширил перечень субъектов контроля за исполнением уголовных наказаний, оптимизировал систему исправительных учреждений (созданы колонии-поселения для лиц, впервые совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, единая система воспитательных колоний и др.). Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"» внес изменения в УИК РФ, направленные на значительное смягчение условий отбывания наказания в виде лишения свободы. В частности, сокращены сроки, по истечении которых положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены в колонию-поселение, изменен порядок представления осужденного к условно-досрочному освобождению, установленный ст. 175 УИК РФ, принят ряд норм, направленных на совершенствование механизма реализации некоторых неимущественных прав и законных интересов осужденных, закреплены положения Правил, устанавливающих минимальные стандарты обеспечения осужденных индивидуальными средствами гигиены (ст. 99 УИК РФ), гуманизированы условия отбывания лишения свободы для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих детей. Кроме того, принято Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности, на мирное время», снимающее дополнительные ограничения в этой сфере.
Предварительный анализ норм ГК РФ и УИК РФ, иных федеральных законов, закрепляющих правовое положение осужденных, принимаемых в их развитие, показывает, что права осужденных получили достаточное законодательное определение. Проблема большей частью сводится к гарантиям реализации прав осужденных (защиты) в практической деятельности исправительных учреждений.
В указанном плане за последние годы проделана немалая работа. Во ФСИН России утвержден план мероприятий, направленных на улучшение состояния дел по соблюдению законности и прав человека в местах лишения свободы. Непосредственно в регионах обеспечение прав человека в исправительных учреждениях организовано на основе целевых программ и перспективных планов, расширены полномочия организационно-инспекторского управления и помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС. Контроль за реализацией мероприятий по обеспечению законности и соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе осуществляется на основе данных статистической отчетности по направлениям деятельности структурных подразделений, результатов работы с жалобами и рассмотрения критических публикаций в средствах массовой информации, при инспектировании учреждений и территориальных органов ФСИН России.
Так, в 2005 г. проведено 12 инспектирований, по итогам которых работа 5 территориальных органов признана неудовлетворительной, два начальника территориальных органов УИС освобождены от занимаемой должности. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и низкую исполнительскую дисциплину соответственно на 122 и 265 руководителей и сотрудников подразделений наложены дисциплинарные взыскания.
На оперативных совещаниях при директоре ФСИН России и коллегиях территориальных органов уголовно-исполнительной системы регулярно рассматриваются вопросы, касающиеся организации работы по соблюдению законности и прав человека в местах лишения свободы.
Состояние и организация работы по обеспечению и соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе постоянно контролируются международными организациями. С 1998 г. организовано более 13 проверок мест лишения свободы в Российской Федерации представителями Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП).
Вопросы соблюдения прав человека в местах лишения свободы постоянно контролируются Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, которым ежеквартально осуществляются проверки учреждений.
Для повышения квалификации и подготовки специалистов соответствующего уровня на базе
высших образовательных учреждений ФСИН России организовано обучение персонала следственных изоляторов и исправительных учреждений в рамках специального курса «Обеспечение прав человека в уголовно-исполнительной системе», а также психологов и социальных работников.
Следует отметить, что Европейский Суд по правам человека, Конституционный Суд Российской Федерации в своей практике руководствуются не формальным закреплением тех или иных норм, а их фактической реализацией1 . В противном случае реализация гражданских прав (имущественных и неимущественных) ставится в зависимость от усмотрения руководителей учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, что открывает возможность для недопустимых произвольных властных действий в отношении лиц, чьи конституционные гражданские права ограничиваются в связи с отбыванием наказания.
Данный тезис подтверждается наличием жалоб и обращений осужденных на действия сотрудников (работников) уголовно-исполнительной системы. На начало 2006 г. их количество составило более 13 тысяч, правда, подтвердились только 354. По выявленным фактам нарушений законности и прав человека прокурорами вынесено: 422 постановления, 537 протестов, 3045 представлений; возбуждено 8 производств об административном правонарушении, 12 уголовных дел.
Пример Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ воспринят Верховным Судом РФ. Подтверждением этому служит Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 декабря 1999 г. № С1-7 / СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие».
Вопросам гражданско-правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в литературе уделялось определенное внимание. Прежде всего следует назвать работы монографического характера Н. И. Карусева, И.П. Гришина, В.В. Меркулова, В.А. Рыбакова.
В деле обеспечения реализации гражданских прав осужденных значительная роль принадлежит их охране.
Нормы, обеспечивающие непосредственно охрану гражданских прав осужденных, по мнению автора, содержатся и в уголовно-исполнительном законодательстве. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает систему
Уголовно-исполнительное право
контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания: контроль государственной власти (ст. 19 УИК РФ); судебный контроль (ст. 20 УИК РФ); ведомственный контроль (ст. 21 УИК РФ); прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 22 УИК РФ); контроль за соблюдением гражданских прав осужденных осуществляют также общественные объединения (ст. 23 УИК РФ).
В соответствии со ст. 19 УИК РФ федеральным органам государственной власти предоставлено право контролировать деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, расположенных на их территориях. Порядок такого контроля регламентируется законодательством Российской Федерации.
В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Значит, осужденные имеют полное право на рассмотрение заявлений в суде. При этом ч. 2 ст. 20 УИК РФ содержит конкретное указание на наличие данного права у осужденных.
Право осужденных на обращения с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами в суд и обязанность соответствующих органов рассмотреть и принять меры в порядке, установленном законом, является важным организационно-правовым способом обеспечения законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, охраны прав и законных интересов осужденных.
Так, в ч. 4 ст. 15 УИК РФ указывается, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.
Заявления могут быть вручены осужденными непосредственно судье. На основании п. «г» ч. 1 ст. 24 УИК РФ судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания, при исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на это разрешения. Заявления осужденных рас-
сматриваются судом в обычном для всех государственных органов порядке. В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» суды общей юрисдикции рассматривают заявления на любые действия, кроме тех, которые относятся к компетенции Конституционного Суда РФ или требуют иного порядка рассмотрения.
Обеспечению гражданских прав осужденных способствует деятельность общественных объединений (ст. 23 УИК РФ).
Рассмотрение заявлений в суде производится по правилам гражданского судопроизводства. По выявленным недостаткам и нарушениям выносится частное определение, предлагаются меры по восстановлению нарушенных прав. В случае если решение суда не удовлетворяет заявителя, он имеет право обжаловать его в кассационном порядке.
За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами (ст. 21 УИК РФ).
Учреждения и органы, исполняющие наказания, находятся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний согласно Положению о ней (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314). Последняя является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
ФСИН России осуществляет ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целом, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей (п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний).
Учитывая наибольшую ущемленность в возможности реализации своих гражданских прав лицами, отбывающими лишение свободы, в рамках ведомственного осуществляется функциональный контроль за охраной гражданских прав в определенной, конкретной сфере. Последний направляет, как правило, на охрану прав осужденных в наиболее важных сферах.
Так, в соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста России
Уголовно-исполнительное право
от 30 декабря 2005 г. № 2612, устанавливается порядок оказания администрацией исправительного учреждения содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобожденным из мест лишения свободы. Положением предусматривается оказание социальной помощи всем осужденным, в первую очередь инвалидам, престарелым, пенсионерам, лицам, переведенным из воспитательных колоний, беременным женщинам, женщинам, имеющим при себе детей, несовершеннолетним, лицам, больным неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями, не имеющим определенного места жительства, утратившим родственные связи, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью.
Другим важным нормативным актом в рассматриваемой сфере является Инструкция об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, утвержденная приказом Минюста России от 31 января 2006 г. № 163. В ней, в частности, определены цели ведомственного контроля в указанной сфере: реализация государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний в части, касающейся соблюдения прав человека; защита прав осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при исполнении уголовных наказаний и содержания под стражей.
Основными задачами ведомственного контроля являются: выявление и устранение нарушений прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы; выработка мер, направленных на устранение и предупреждение нарушений прав человека, а также причин и условий, им способствующих; подготовка материалов по вопросам соблюдения прав человека при исполнении наказаний для информирования Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» посвящена гл. IV «Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу». В ней содержатся нормы, опреде-
ляющие: предмет надзора, полномочия прокурора, обязательность исполнения постановлений и требований прокурора.
Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под последними понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица -общественные объединения (ст. 3).
Федеральный закон «Об общественных объединениях» устанавливает организационно-правовые формы последних: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия (ст. 7).
Уяснение понятия общественного объединения, их форм является важным с точки зрения установления его отличий от других общественных формирований, которые не могут осуществлять такие функции, как: оказание содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания; участие в исправлении осужденных; контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Уместно привести Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (п. 3), которым на комиссии по вопросам помилования возложена функция общественного контроля за условиями содержания осужденных. Это положение не согласуется с требованиями ст. 23 УИК РФ, в соответствии с которыми таким правом наделены только общественные объединения, а не общественные комиссии, и лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Кроме того, члены комиссии по вопросам помилования не включены в приведенный в ст. 24 УИК РФ перечень лиц, имеющих право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального разрешения. В связи с этим необходимо исключение указанной задачи из перечня основных задач комиссий по вопросам помилования.
Для осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, оказания им содействия в исправлении осужденных, а также гласности в деятельности указанных учреждений и органов УИК РФ чет-
Уголовно-исполнительное право
ко определяет порядок их посещения представителями органов государственной власти, общественных организаций и объединений. Согласно ст. 24 УИК РФ без специального на то разрешения посещать места отбывания наказания могут: 1) Президент РФ и Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; 2) президенты и главы правительств субъектов Российской Федерации - в пределах соответствующих территорий; 3) главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий; 4) Генеральный прокурор и прокуроры субъектов Российской Федерации, а также подчиненные им прокуроры и прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях; 5) должностные лица вышестоящих органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ; 6) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях дислокации учреждений и органов, исполняющих наказания; 7) депутаты и члены комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, - в пределах соответствующих территорий.
По специальному разрешению администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, либо вышестоящих органов могут посещать данные учреждения и органы представители средств массовой информации, зарегистрированных в Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ, и иные лица, например священнослужители, научные работники. При этом кино-, фото- и видеосъемка осужденных, а также их интервьюирование осуществляется только с письменного согласия самих осужденных. Кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных, осуществляется с выданного в письменной форме разрешения администрации учреждения или органа, исполняющего наказание.
Анализ теории вопроса защиты гражданских прав осужденных, практики их реализации, в частности, позволяет сделать следующие выводы:
1. Лица, осужденные к наказанию, являются гражданами Российской Федерации со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, если иное не следует из положений законодательства. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей.
2. Гражданская правосубъектность объединяет в себе право- и дееспособность. Под правовым статусом осужденного следует понимать конкретный объем прав и обязанностей, явствующий из судебного постановления (решение, приговор суда), наличия судимости, вида совершенного преступления и вида наказания, условий его отбывания. При этом особенности правового статуса осужденного обусловлены не самим фактом наличия тех или иных условий отбывания наказания, а правовым режимом последних, определяемых уголовно-исполнительным законодательством.
Гражданско-правовое положение осужденного относится к его общему правовому положению, как часть к целому, определяется гражданской право- и дееспособностью данного лица и, как уже отмечалось автором ранее, образует гражданскую правосубъектность. Правовое положение осужденных складывается:
- из прав и обязанностей, являющихся общими правами и обязанностями всех граждан Российской Федерации и предусмотренных нормами государственного, административного, трудового, гражданского, семейного, других отраслей права;
- специфических прав и обязанностей, установленных нормами уголовно-исполнительного права;
- прав и обязанностей, предусмотренных нормами административного, уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального права и возникающих только в случае совершения лицом во время отбывания наказания дисциплинарного проступка либо преступления, а также в связи с изменением условий содержания, разрешением передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения (ст. 96 УИК РФ); выездов осужденных за пределы исправительных учреждений (ст. 97 УИК РФ); представлением к условно-досрочному освобождению; с амнистией, помилованием и т. д.
4. Анализ норм российского уголовно-исполнительного законодательства и Европейских пенитенциарных правил, истории развития национального законодательства в сфере исполнения наказаний, в целом систематический анализ положения уголовно-исполнительной системы России, его соотношения с международными стандартами свидетельствует о том, что в конце XX - начале XXI столетия в Российской Федерации проделана значительная работа по гуманизации системы наказаний, совершенствованию их правового регулирования, улучшению условий отбывания наказаний осужденны-
Уголовно-исполнительное право
2006. № 1
ми. В то же время новые Европейские пенитенциарные правила обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования положения осужденных, практики исполнения наказаний. Это прежде всего касается улучшения жилищных условий.
1 См.: Калашников против Российской Федерации // Рос. газ. 2002. 17 окт.
2 См.: Бюл. Министерства юстиции Российской Федерации. 2006. № 3.
3 См.: Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 31 января 2006 г. № 16 // Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 февраля 2006 г. № 8; Бюл. Министерства юстиции Российской Федерации. 2006. № 3.
Уголовно-исполнительное право
2006. № 1 23