ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
231
СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ ЮГА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО1
АРХИПОВ А.Ю.,
доктор экономических наук, профессор, директор Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected];
ВОРОНИНА Т.В.,
кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected];
ФОМИЧЕВА Е.В.,
кандидат экономических наук, доцент, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected];
КОЛОМИЕЦ А.Д.,
аспирант,
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные риски и возможности для экономики Юга России в условиях членства России в ВТО. Авторы выделяют субъекты хозяйствования и отрасли экономики Юга России, оказавшиеся в зоне риска в связи с членством России в ВТО, анализируют возникающие угрозы и меры по их преодолению. Предлагаются основные направления по формированию условий эффективного членства в ВТО на Юге России.
Кпючевые слова: ВТО; членство России в ВТО; экономика Юга России; последствия вступления в ВТО в отраслях; поддержка экспорта; создание конкурентных преимуществ.
BUSINESS ENTITIES AND INDUSTRIES OF THE SOUTH OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF RUSSIA'S MEMBERSHIP IN THE WTO
ARKHIPOV A.YU.,
Doctor of economic sciences (DSc), professor, director of Higher School of Business,
Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected];
VORONINA T.V.,
PhD (Economy), associate professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected];
FOMICHEVA E.V.,
PhD (Economy), associate professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected];
1 Работа выполнена в рамках внутреннего гранта ЮФУ № 213-01-24/2013-173 от 30.04.2013, тема «Периферийные регионы с многоукладной экономикой в сетях глобализации и в условиях асимметричных практик рыночного регулирования: стратегии и риски модернизации».
© А.Ю. Архипов, Т.В. Воронина, Е.В. Фомичева, А.Д. Коломиец, 2013
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
KOLOMIETS A.D.,
postgraduate student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
The article considers the main risks and opportunities for the economy of the South of Russia in the context of Russia's membership in the WTO. The authors point out business entities and industries of South of Russia, which proved to be at risk due to Russia's membership in the WTO, and justify emerging threats and measures to overcome them. In the article the basic lines are offered to create conditions of effective membership in the WTO in the South of Russia.
Keywords: WTO; Russia's membership in the WTO; economy of the South of Russia; consequences of the Russia's accession to the WTO for industries; support for exports; creation of the competitive advantages.
JEL classification: R11, F53.
В ходе переговорного процесса о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), длившегося 18 лет, удалось достичь относительно благоприятных условий присоединения к этой международной экономической организации: были зафиксированы договоренности об исключении из либерализации ее торговли значительной части товаров, о длительном переходном периоде для снижения импортных пошлин, о нелинейной процедуре ослабления ограничений импорта.
После официального вступления России в ВТО в августе 2012 г., первоочередной задачей становится формирование таких условий функционирования в рамках ВТО, при которых негативные последствия для экономики можно будет свести к минимуму, а выгоды от вступления реализовать в полной мере, в том числе для экономик макрорегионов, одним из которых является Юг России.
Юг России исполняет роль южного и юго-западного внешнеэкономического форпоста государства, играет важную роль в перемещении внешнеторговых грузов. Подводя первые итоги членства в ВТО для Юга России, можно отметить следующее: по результатам 2012 г. и первого квартала 2013 г., вступление России в ВТО не обусловило кардинальных изменений в направленности и содержании внешнеторговых операций. На долю товаров, в отношении которых изменился уровень тарифной защиты в связи со вступлением России в ВТО, приходится не более 3% стоимости импорта (Статистика внешней торговли, 2013). Существенных колебаний в объемах экспорта Юга России также не наблюдается. Рост или снижение объемов экспорта чаще всего связаны с сезонностью одной из профилирующих групп экспортных товаров Юга России - продукцией сельского хозяйства. По прогнозам, наибольшее увеличение экспорта произойдет на Северо-Западе (на 4,30%), в Центральных областях (на 4,14%), на Урале (на 3,36%). На Юге России увеличение экспорта прогнозируется всего на 1,18% (Эрнст энд Янг, Российская экономическая школа, 2012).
Несмотря на то, что экономика Юга России достаточно диверсифицирована, во многих отраслях макрорегиона возникают существенные риски, особенно для сельского хозяйства, машиностроения, легкой промышленности, производства изделий из металлов.
Риски для сельского хозяйства Юга России обусловлены тем, что по условиям присоединения к ВТО средневзвешенный уровень импортных пошлин на сельскохозяйственные товары в России снизится с 15,634 до 11,275 % к концу переходного периода (т. е. почти на 28%). В частности, в течение 8 лет снизятся импортные пошлины: на зерновые продукты с 15,1 до 10%, на масличные культуры и растительные масла с 9,0 до 7,1%, на крупы с 15,1 до 10%. Так как эти группы сельхозпродукции определяют специализацию сельского хозяйства Юга России, они наиболее уязвимы и требуют государственной поддержки в переходный период в рамках мер, допустимых ВТО.
Россия обладает одним из крупнейших в мире экономических потенциалов по производству сельхозпродукции: 8,9% мировой пашни, 2,6% пастбищ, 20% мировых запасов пресной воды (Arkhipov, Kuznetsov, Soldatova, 2013). Однако вследствие вступления страны в ВТО будет происходить выравнивание внутренних и мировых цен на ресурсы для сельскохозяйственного производства. Это приведет к росту издержек отечественного производства, что в условиях серьезной поддержки сельского хозяйства в основных странах-конкурентах Юга России на зарубежных рынках и снижения таможенных пошлин на ввозимую продукцию на Юг России приведет к снижению конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства (производство растительных масел, животных жиров, зерна, свинины) и может отразиться на объемах экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья Юга России. Сдерживающим фактором, препятствующим расширению экспорта основного продукта специализации сельского хозяйства Юга России - зерна, будут существующие на рынках ЕС тарифные квоты по ячменю и пшенице мягких сортов со средним и низким содержанием протеина.
Наиболее острые дискуссии в условиях членства России в ВТО вызывают вопросы поддержки сельского хозяйства в связи с различными ограничениями по правилам ВТО. В этой связи важной представляется классификация мер государственной поддержки сельского хозяйства в соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству: внутренние меры подразделяются на категории - «корзины». Наибольший интерес представляют меры «зеленой корзины»,
в которую включены мероприятия, не оказывающие прямого воздействия на увеличение производства или условия торговли: страхование урожаев, развитие консалтинга и информационное обеспечение сельских товаропроизводителей, модернизация сельской инфраструктуры, проведение научно-исследовательских работ и др. Согласно правилам ВТО, такие меры могут применяться без ограничений.
С одной стороны, возникают сомнения, что такие нейтральные меры смогут оказать значительное благотворное воздействие на сельское хозяйство, однако в сельском хозяйстве регионов России уже давно существуют проблемы, которые в условиях ВТО могут только обостриться, и решить которые возможно в рамках разрешенных мер. Так, 12 лет назад на Юге России для выращивания подсолнечника использовали около 85% семян российской селекции и 15% - импортной, однако сегодня продукция российских семеноводческих предприятий составляет всего порядка 10% (Козлов, Ханова, 2013). Данные цифры свидетельствуют, что на Юге России такая культура сельского хозяйства, идущая на экспорт, как подсолнечник, зависит от импорта семян, а российские семеноводческие предприятия не выдерживают конкуренции со стороны иностранных селекционеров.
Риски для машиностроения, в частности для сельхозмашиностроения и автомобилестроения, связаны с возникающей угрозой сокращения производства ряда предприятий машиностроительного комплекса Юга России, не способных конкурировать с более качественной и дешевой импортной продукцией, в первую очередь, сельскохозяйственной техникой. Условиями вступления в ВТО предусмотрено снижение пошлин на импорт сельхозтехники с 15% до 5%. Так как основными импортерами указанной продукции выступают Ростовская область (51,6%), Краснодарский край (34,5%) и Волгоградская область (8,8%), именно производители этих субъектов Юга России столкнутся с обострением конкурентной борьбы на рынках округа. Отрицательные последствия будет также иметь сокращение государственной поддержки отечественных производителей сельхозтехники. После присоединения к ВТО, государственные субсидии сельхозпроизводители в России могут получать на покупку любой техники, не только отечественной, но и импортной, что при более низкой цене импортной техники, определит выбор потребителя не в пользу крупнейшего в РФ и на Юге России завода «Ростсельмаш», который имеет проблемы со сбытом комбайнов, других отечественных производителей сельхозтехники.
Вместе с тем, уже приняты меры поддержки сельхозмашиностроения в рамках процедур ВТО, используя ее возможности. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) установила предварительную специальную защитную пошлину на импорт зерноуборочных комбайнов в Таможенный союз на уровне 27,5% до тех пор, пока не завершится текущее специальное защитное расследование, которое было инициировано заводом «Ростсельмаш» и Красноярским заводом комбайнов (Коммерсант, 2012). В уведомлении ЕЭК о начале расследования говорилось, что в 2009-2011 гг. импорт комбайнов в Таможенный союз вырос на 20,5%, при этом выпуск этой техники на заводах, подавших заявление в комиссию, за 3 года упал на 14,4%, а продажи - почти на 43%.
Снижение импортных пошлин на ввоз новых импортных автомобилей осложнит функционирование производственного объединения «ТагАЗ» в г. Таганроге, на котором также предполагались массовые сокращения работников. Одной из первых защитных мер для автомобильной промышленности стало введение осенью 2012 г. утилизационного сбора на автомобили, который распространяется на все ввозимые иномарки, включая новые и подержанные. Однако летом 2013 г. Европейский союз (а также присоединившиеся к нему США, Китай, Япония и Украина) опротестовал в ВТО правомерность такого сбора. Основная претензия состоит в том, что импортеры платят сбор, а местные производители лишь дают гарантии по утилизации, т. е. фактически экономят средства. По оценкам европейских экспертов, в итоге российская автомобильная промышленность получает преференции более чем на 3 млрд евро в год (Кукол, 2013).
Риски для производителей изделий из металлов обусловлены тем, что в течение 3-5 лет импортные пошлины на металлоизделия снизятся с 10-15 до 5%, что также приведет к обострению конкуренции на рынке РФ, Юга России и его субъектов. Угроза возникает для производителей труб и металлоконструкций. Ввоз металлов и изделий из них на Юг России из Украины, а также из Китая регулировали специальные соглашения, но по данным Фонда развития трубной промышленности, их отмена может привести к росту импорта труб в РФ на 40%, а ущерб для российских металлургов за 5 лет может составить до 5 млрд долл.
В то же время, с даты присоединения РФ к ВТО Европейский союз отменил квоты на российские поставки металлов и изделий из них. Для Юга России указанная товарная группа является одной из ведущих, а часть поставок ориентирована на рынки Евросоюза, что можно рассматривать как положительный фактор для металлургических предприятий Юга России.
Что касается легкой промышленности, в 1990 г. ее доля в общем объеме промышленного производства составляла 8,4% (Российский статистический ежегодник, 1994) и соответствовала уровню развитых стран, таких как США, Германия и Италия, которые на протяжении многих лет сохраняют этот показатель на уровне 8-12% (Прохоров, 2009). В настоящее время доля легкой, в том числе обувной, промышленности в общем объеме производства равна около 1%. В 2012 г. доля производства кожи, изделий из кожи и обуви в ВВП РФ составила 0,04% (Федеральная служба государственной статистики, 2013а). Вступление в ВТО будет способствовать дальнейшему вытеснению российских производителей с отечественного рынка обуви, в том числе на Юге России, где обувная промышленность традиционно развита. При отмене всех субсидий и снижении импортных пошлин произойдет выравнивание цен на китайскую обувь и обувь производителей Юга России, что приведет к значительному усилению конкуренции для отечественных обувщиков. РФ не сможет инициировать антидемпинговые претензии к КНР, так как издержки на пошив обуви в Китае ниже.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3
Кроме последствий вступления России в ВТО для отдельных отраслей хозяйства необходимо также проанализировать возможное влияние вступления на такие субъекты хозяйствования, как малый и средний бизнес. В связи с тем, что в среднем 20-30% малых и средних предприятий (МСП) Юга России ведут внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), приоритетное значение для большинства МСП будут иметь последствия вступления России в ВТО, связанные с изменениями на отечественном рынке, а не на внешних рынках. Доля малых предприятий России, функционирующих в отраслях, больше всего затронутых изменениями в связи с вступлением в ВТО (сельское хозяйство, машиностроение, легкая промышленность) относительно мала - около 12% (Федеральная служба государственной статистики, 2013Ь). Однако в обороте средних предприятий России такая доля намного выше - около 30% (Федеральная служба государственной статистики, 2013^. Малые и средние предприятия широко представлены в группе отраслей, на которых вступление в ВТО может оказать скорее нейтральное влияние (услуги, строительство, транспорт, розничная торговля). В отраслях, наиболее выигрывающих в результате членства России в ВТО (такие капиталоемкие стратегические отрасли, как нефтегазовая отрасль, металлургия) (Волгарев, 2012), малые и средние предприятия представлены незначительно. Так, с точки зрения своей отраслевой специфики подавляющая часть малых и средних предприятий никак не выигрывает от вступления в ВТО, вместе с тем, в краткосрочной перспективе защищена от немедленных негативных последствий вступления в ВТО. При этом средние предприятия оказываются в более невыгодном положении, так как почти треть средних предприятий функционирует в наиболее «пострадавших» отраслях.
Таким образом, как основные можно предложить следующие меры, необходимые для формирования условий эффективного функционирования предприятий и отраслей Юга России в условиях ВТО.
Во-первых, необходима поддержка экспортного производства на Юге России, направленная не только на улучшение доступа производителей на зарубежные рынки, но и, в первую очередь, на создание новых рабочих мест в экспортоориентированных производствах, включающая принятие и реализацию целевых программ поддержки экспорта на федеральном уровне и уровне субъектов Юга России, диверсификацию экспорта, прежде всего, через стимулы к экспорту готовой продукции, или с более высокой степенью переработки сырья, обеспечение реального механизма возврата НДС экспортерам. Для активизации экспорта зерна целесообразно рассмотреть вопрос об учреждении биржевой торговли зерном.
Важным направлением поддержки экспортного производства призвано стать улучшение инфраструктуры ВЭД Юга России, предполагающее:
• организацию информационно-консультационного обеспечения действующих и потенциальных организаций - экспортеров на Юге России, что будет повышать шансы новых экспортеров найти свою специализацию и экспортную нишу;
• развитие транспортной системы, портов, грузовых терминалов, применение льготного тарифа на железнодорожные перевозки зерна, что позволит устранить асимметрию между локализацией экспортеров и равномерным их распределением по территории Юга России: их большая часть находится в крупных городах макрорегиона, они же являются сегодня основными получателями субсидий;
• формирование положительного инвестиционного имиджа Юга России и его субъектов для зарубежных инвесторов;
• развитие индустрии гостеприимства Юга России, обеспечивающей визиты бизнес-миссий, деловой туризм, конгрессно-выставочную деятельность, что способствует повышению информированности о субъектах Юга России и их бизнес-возможностях.
• создание сети торговых домов за рубежом, выполняющих функции по защите интересов российских бизнесменов, по созданию привлекательного образа российских товаров и их продвижению в зарубежные торговые сети. В структуру торгового дома должны включаться не только офисные помещения, но и торгово-логистические мощности (Проценко, 2013).
Во-вторых, необходима поддержка уязвимых отраслей Юга России, конкурирующих с импортом. На Юге России, опираясь на мировой опыт, необходимо использовать разрешенные варианты поддержки российских экспортеров. Важно не упустить шанс и увеличить субсидии сельскохозяйственным производителям на начальном этапе присоединения к ВТО из бюджетов всех уровней (с существующего до разрешенного уровня). За эти годы сельхозпроизводители смогут обновить производственные фонды, купить технику. Отмеченный пятилетний период для наращивания конкурентоспособности производителей Юга России чрезвычайно важен, так как основные конкуренты США и ЕС субсидируют свое сельское хозяйство на уровне 20 и 40 млрд долл. соответственно. Для сельского хозяйства важно максимально полно использовать меры «зеленой корзины»: предусмотреть средства для увеличения финансирования из федерального и бюджетов субъектов Юга России на транспортную систему, мелиорацию, вакцины, селекционную работу, подготовку специалистов, страхование и т. п. В сфере информационного обеспечения, НИР, необходим больший контакт с бизнес-сообществом, для того, чтобы разработки и исследования проводились по актуальным проблемам, стоящим перед аграрными предприятиями.
В-третьих, важно создание новых конкурентных преимуществ Юга России за счет активного развития сотрудничества в приграничных регионах, где в условиях членства в ВТО должен увеличиться объем международной торговли и зарубежных инвестиций. В этих условиях на ситуации на Юге России, как приграничного макрорегиона, должно положительно отразиться развитие обрабатывающих производств и создание промышленного кластера в рамках еврорегиона «Донбасс». Реализация этого проекта может обеспечить: восстановление существовавших технологических кооперационных цепочек между предприятиями Ростовской области и Луганской, Донецкой
областей Украины в машиностроении, а также рост производства и экспорта несырьевой продукции Юга России. Необходимо также наращивать потенциал ВЭД Юга России со странами-партнерами по Таможенному союзу, которые пока не являются членами ВТО.
В-четвертых, необходима концентрация усилий на достижении отмены или пересмотра ограничений по доступу российских товаров на зарубежные рынки в рамках полноправного участия в ВТО.
В-пятых, представляется актуальным развитие программ поддержки малых и средних предприятий Юга России с помощью совершенствования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и развития программ неспецифических субсидий для МСП, так как такие меры способствуют развитию малого и среднего бизнеса в условиях конкуренции; расширения работы центров поддержки экспорта для МСП; стимулирования работы МСП на рынках стран Таможенного союза, так как рынки этих стран являются более понятными и доступными для МСП по сравнению с рынками стран дальнего зарубежья; включения МСП в работу отраслевых союзов для защиты и продвижения своих интересов в рамках членства России в ВТО.
В целом, все рассмотренные меры должны способствовать эффективной работе субъектов хозяйствования и отраслей экономики Юга России в условиях членства нашей страны в ВТО, созданию новых возможностей для выхода на международные рынки, повышению их конкурентоспособности и устойчивости в современной турбулентной экономике.
ЛИТЕРАТУРА
Волгарев М. (2012). Россия на пороге ВТО: как Вам подготовиться // Генеральный директор. № 6(78). C. 68-74.
Российский статистический ежегодник. (1994). М.: Госкомстат России.
Козлов В., Ханова В. (2013). Вот вам ВТО - прямо у нас во дворе // Эксперт Юг. № 28-29. C. 30-36.
Коммерсант. (2012). № 245(5030). Доступно на: http://www.kommersant. ru/doc/2098561.
Кукол Е. (2013). Утиль не доехал до суда // Российская газета. № 6143(167). Доступно на: http://www. rg.ru/2013/08/01/sbor.html.
ПрохоровВ.Т. (ред.) (2009). Современные подходы по обеспечению спроса на продукцию обувных предприятий Южного федерального округа. Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС».
ПроценкоН. (2013). Окна в мир российских товаров // Эксперт Юг. № 28-29. C. 18-21.
Статистика внешней торговли (2013). Доступно на: http://yutu.customs.ru/index.php?option=com_content&vie w=category&id=62&Itemid=64.
Федеральная служба государственной статистики. (2013а). Валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности. Доступно на: http://www.gks.ru/.
Федеральная служба государственной статистики. (2013b). Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) по отдельным видам экономической деятельности за 2012 год. Доступно на: http://www.gks.ru.
Федеральная служба государственной статистики. (2013с). Оборот средних организаций по видам экономической деятельности за 2012 г. Доступно на: http://www.gks.ru.
Эрнст энд Янг, российская экономическая школа. ( 2012). ВТОрична для России? Вступление России в ВТО: аналитический обзор. 93 с.
Arkhipov A., Kuznetsov V., Soldatova I. (2013). Investment and Innovation State Support of Agriculture in Russia as a Condition of WTO // China-USA Business Review, vol. 12, no. 7, pp. 637-645.
REFERENCES
Ernst & Young, The New Economic School. (2012). Secondary for Russia? Russia's accession to the WTO: analytical review. 93 p.
Federal State Statistics Service. (2013а). Gross value added by economic activity. Available at: http://www.gks.ru/.
Federal State Statistics Service. (2013b). Main indicators of small enterprises (excluding micro) by economic activity in 2012. Available at: http://www.gks.ru.
Federal State Statistics Service. (2013с). Turnover of medium-sized enterprises by economic activity in 2012. Available at: http://www.gks.ru.
Foreign Trade Statistics. (2013). Available at: http://yutu.customs.ru/index.php?option=com_content&view=categ ory&id=62&Itemid=64.
Goskomstat Rossii. (1994). Russian Statistical Yearbook. М.
Kommersant. (2012). Combines are protected from imports. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2098561.
Kozlov V., Hanova V. (2013). Here is WTO - right in our backyard. Expert Ug, no. 28-29, pp. 30-36.
Kukol Е. (2013). Scrap did not get to court. Rossiyskaya Gazeta, no. 6143(167). Available at: http://www. rg.ru/2013/08/01/sbor.html.
Prohorov V.L (ed.). (2009). Modern approaches to ensure the demand for production of footwear enterprises in the Southern Federal District. Shahty: URGUES.
Protsenko N. (2013). Window into the world of Russian goods. Expert Ug, no. 28-29, pp. 18-21.
VolgarevM. (2012). Russia at the doorstep of WTO: how to prepare. Generalny director, no. 6(78), pp. 68-74.
Arkhipov A., Kuznetsov V., Soldatova I. (2013). Investment and Innovation State Support of Agriculture in Russia as a Condition of WTO. China-USA Business Review, vol. 12, no. 7, pp. 637-645.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 3