Фомина Э.А.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ
ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению положения основных отраслей экономики России в результате интеграции и членства в ВТО.
Ключевые слова. Институциональные обязательства, селективный протекционизм, таможенные пошлины, интеграция, либерализация, таможенная политика, модернизация.
Fomina E.A.
IMPROVEMENT OF CUSTOMS POLICY IN THE CONDITIONS OF RUSSIA'S MEMBERSHIP IN THE WTO
Abstract. This article is devoted to the situation of the main sectors of the Russian economy in the result of integration and membership in the WTO.
Key words. Institutional commitments, selective protectionism, customs duties, integration, liberalization, customs policy, competition, modernization.
Россия вступила в ВТО 22 августа 2012 года. Вступив в ВТО, Россия стала частью глобального института, осуществляющего регулирование современного мирового торгового порядка [2, c. 82] и взяла на себя соответствующие институциональные обязательства. От вступления в ВТО Россия ожидала получить статус полноправного участника международного торгового порядка, хотела исключить возможность какой-либо дискриминации своих интересов и получить право отстаивать свои права при разрешении споров в суде ВТО.
Процесс становления России частью ВТО был связан с мерами по устранению негативных последствий этого процесса для национальной экономики. Так, была проведена большая работа по недопущению ожидавшегося роста безработицы в связи с сокращением производства, по недопущению потери продовольственной безопасности, угрозы существования моногородов, утраты суверенитета страны. Вместе с тем, ориентируясь на закономерности глобализации, правительство России стремилось к полной интеграции в систему международных хозяйственных связей. На тот момент вступление в ВТО виделось необходимым шагом. Прошедший с момента вступления в ВТО период является сравнительно коротким для того, чтобы делать какие-либо однозначные выводы о промежуточных результатах. По некоторым аспектам ещё не закончилась переходная стадия. Вопрос о выгодности членства в ВТО до сих пор остается дискуссионным.
Сторонники дальнейшего членства России в ВТО - это, в основном, теоретики, люди, не имеющие отношения к борьбе за выживание своих предприятий. Они высказываются так. В. Гар-тунг, первый зампред Комитета Госдумы по промышленности, говорит: «Статистика катастрофическая, но выход из организации обойдется нам дороже, чем борьба с последствиями от вступле-
ГРНТИ 72.15.41 © Фомина Э.А., 2018
Эльмира Анатольевна Фомина - старший государственный таможенный инспектор Балтийской таможни (Санкт-Петербург).
Контактные данные для связи с автором: 188680 Ленинградская обл., Всеволожский р-н, д. Старая, ул. Верхняя, 1 (Russia, Leningrad reg., Vsevolozhsk district, Staraya, Verkhnyaya str., 1). Тел.: +7 931 585 75 16. E-mail: [email protected].
ния». Академик Р. Гринберг заявил: «Ставить на обсуждение этот вопрос - очень экзотическая затея. Мы не должны бросаться из крайности в крайность. Мой призыв простой: у нас нет альтернативы, кроме как остаться в ВТО и бороться за изменение правил, которые нам не нравятся. Наша задача еще и в том, чтобы в рамках Таможенного союза сформировать единую индустриальную политику и проводить ее в жизнь» [3, с. 126]. В.П. Оболенский в своей статье «Что дало и чему не мешает членство в ВТО?» пишет, что «международного престижа и доверия нашей стране выход из ВТО явно не добавит. Не принесет он пользы и российским участникам внешнеэкономической деятельности» [1, с. 3].
Сторонники выхода из ВТО - это практически все российское предпринимательство. Они высказывают противоположные мысли. Например, К. Бабкин, президент Промышленного союза «Новое Содружество», сообщает: «Ни одна из надежд не оправдалась, а потери экономики даже превысили пессимистические прогнозы. В выходе из ВТО ничего экзотического нет, и это можно сделать путём подачи жалобы в Конституционный суд. Если нам невыгодно оставаться в ВТО, если ВТО мешает развитию сельского хозяйства, экономики в целом, грех там оставаться» [3, с. 126].
Интересный вывод сделал Олег Дерипаска, президент ОК «Русал»: «Так как Россия недостаточно подготовилась к ВТО, теперь ей срочно нужно создавать условия для роста промышленности. И надо понимать, что делать это придется в открытом режиме. Пока мы пожинаем только часть плодов. Проблемы, с которыми мы столкнулись, это наши проблемы, а не тех, кто нас зазывал в ВТО. И теперь нужно расхлебывать их, используя все ресурсы, которые у нас есть в стране. А их не так уж и много. Государство должно целиком пересмотреть подходы к промышленной политике, в таможенном, антимонопольном законодательстве, финансовой системе. Это единственный способ остаться конкурентоспособными» [3, с. 126].
Официальные власти пока не рассматривают пути выхода из ВТО [4, с. 132]. Президент РФ В.В. Путин заявил: «ВТО - не абсолютное зло или абсолютное добро. ВТО - это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее» [1, с. 6]. Среди возможных вариантов выхода - это исключение из ВТО или приостановление деятельности России. В этих случаях важно, чтобы Россия смогла адаптироваться к агрессивности мирового рынка и защитить свои национальные интересы, поскольку нахождение в ВТО подвергает экономику нашего государства большим рискам [4, с. 132]. Об этом свидетельствует инициированное странами Запада введение санкций по отношению к России.
Свой взгляд на членство в ВТО предлагает и автор, с точки зрения изменений в таможенной политике. Результаты анализа таможенных изменений в связи с вступлением в ВТО представлены в таблице. Анализ положения отраслей российской экономики в связи с либерализацией таможенной политики показал, что существуют проблемы, обусловленные снижением тарифов, таможенных пошлин, наплывом конкурентов, девальвацией валюты и нехваткой государственной поддержки. Процесс реабилитации российских отраслей промышленности возможен путем комплексного подхода к восстановлению экономики страны. Но одним из наиболее безболезненных вариантов защиты национальных производителей в условиях членства в ВТО может стать применение селективного протекционизма.
Именно применение селективного протекционизма, подразумевающего точечную защиту отдельных товаров в целых группах товаров в соответствии с ТНВЭД ЕАЭС, позволит России обеспечить защиту национальной экономики, не нарушая правовых обязательств в ВТО. Мерами селективного протекционизма могут быть специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Опыт применения таких мер в ЕАЭС при защите внутренних рынков участников регионального блока имеется. Так с 2012 г. департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК инициировал более 30 расследований: 21 в области демпинга, 10 в области специальных мер и 1 в части компенсационных мер.
В сельском хозяйстве рекомендуется сохранить применение квот на импорт живых свиней и птицы, а также дополнительно предлагается ввести сезонные таможенные пошлины (на зимний период). По крупам также необходимо введение сезонных таможенных пошлин. Перспективным может стать производство соков, джемов и солений, в связи с чем рекомендуется поддержать это направление компенсационными таможенными пошлинами.
Таблица
Таможенная политика России по отраслям промышленности после вступления в ВТО
и ее влияние на дальнейшее развитие отраслей
Отрасль Изменения в сфере таможенной политики, обусловленные вступлением России в ВТО Тенденции развития отрасли после 2012 г.
производство парфюмерно-косметических и гигиенических товаров, мехов и шуб, а также цветов срезанные и бутонов, вкусовых товаров (чай, кофе), кондитерских изделий, шоколада и иных сладостей, а также алкоголя снижение импортных ставок таможенных пошлин в отношении указанных товаров несмотря на снижение импортных пошлин наблюдается рост цен, обусловленный девальвацией рубля
АПК снижение импортных таможенных пошлин, отраслевой протекционизм в виде продовольственного эмбарго позитивные сдвиги, сопровождаемые ростом экспорта указанных товаров. Государственная поддержка отечественных производителей продовольственных товаров в рамках программы импортозамещения
нефтегазовый сектор снижение импортных и экспортных таможенных пошлин нефтегазовый сектор развивается в сложной ситуации, преодолеть трудности от вступления в ВТО и санкции помогает программа импортозамещения и либеральная таможенная политика
лекарственно-фармацевтическая отрасль скрытый протекционизм удорожание импортных лекарств и проблема функционирования национальных производителей аналогов фармацевтической продукции, импортируемой из-за рубежа
мясная продукция снижены таможенные пошлины на импорт с одновременным установлением нетарифных ограничений таможенной политики появляется активная конкуренция, национальные производители нуждаются в мерах государственной поддержки, которую в соответствии с нормами ВТО приходится сокращать, отмена квот на импорт может привести к ухудшению положения отрасли
легкая промышленность снижены ставки таможенных пошлин ухудшение положения национальных производителей ввиду появления конкурентов, обусловленное девальвацией рубля; удорожание сырья для производства одежды, однако все-таки некоторая поддержка отрасли государством проводится, в том числе и вопреки запретам ВТО
обрабатывающая промышленность снижены ставки таможенных пошлин появляется конкуренция, национальным производителям приходится очень нелегко, однако анализ статистических данных показывает, что потенциал отрасли есть и объемы отгрузок растут постепенно
машиностроение снижены ставки таможенных пошлин появляется конкуренция, национальным производители объединяются с зарубежными компаниями в рамках кооперации
производство сельскохозяйственных машин снижены ставки таможенных пошлин отечественные производители кооперируются с зарубежными предприятиями по производству аналогичных товаров
автомобилестроение снижены ставки таможенных пошлин, применяются меры скрытого протекционизма в виде утилизационного сбора появляется конкуренция, ухудшение положения национальных производителей ввиду появления конкурентов, рост цен за счет удорожания сырья и комплектующих
Окончание таблицы
Отрасль Изменения в сфере таможенной политики, обусловленные вступлением России в ВТО Тенденции развития отрасли после 2012 г.
ОПК снижены ставки таможенных пошлин постепенный рост экспорта в рамках государственной программы модернизации
Составлено автором.
Молоко, сливки несгущенные, сыры и творог - это товары первой необходимости, которые должны быть качественными и не нести риск для здоровья нации. Поэтому считается очевидным -создать стандарты качества, в соответствии с которыми в РФ не будут ввозиться молочные продукты порошкового типа. Кроме того, в импорте этих товаров нужно сменить направление со стран Запада на страны ЕАЭС (например, Республика Беларусь).
Сельскохозяйственная техника нужна РФ, развивать местное производство ее важно, поэтому можно ввести импортную квоту и компенсационную пошлину. В отношение лекарственных средств, как и в случае с молочными продуктами, нужно усилить качество и безопасность импорта. На импорт шин и покрышек предлагается ввести по аналогии с автомобилями утилизационный сбор.
В обрабатывающей промышленности необходимо также таможенное регулирование путем применения специальных таможенных пошлин. В металлургии возможно применить антидемпинговые пошлины. По легкой и текстильной промышленности предлагается совместная поддержка государственными средствами и селективными мерами защиты. При этом, по всем секторам должен быть усилен контроль за эффективностью деятельности. В связи с чем могут быть предприняты селективные меры как государственной поддержки, так и таможенно-тарифных мер защиты.
Таким образом, анализ таможенной политики на примере отраслевого положения экономики России сформировал вывод о том, что таможенная политика нуждается в модернизации с целью обеспечения защиты национальных производителей. И таким модернизирующим фактором может стать селективный протекционизм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Оболенский В.П. Что дало и чему не мешает членство России в ВТО? // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 5.
2. Портанский А.П. Многосторонняя торговая система и перспективы ее реформирования. М.: ИМЭМО РАН, 2015.
3. Трегубова В.М. Вступление России в ВТО: ожидания и реальность // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 10 (056).
4. Чаплыгин В.Г., Долина В.М. Россия и ВТО на современном этапе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. № 9.