Научная статья на тему 'Субъектно-объектные отношения в системе культурно-просветительной работы'

Субъектно-объектные отношения в системе культурно-просветительной работы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
319
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ОБЪЕКТ ВОЗДЕЙСТВИЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СИСТЕМА КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / SUBJECT OF EDUCATIONAL IMPACT / THE IMPACT SITES / CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK / THE SYSTEM OF CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Морозова Надежда Михайловна

Проблема взаимоотношений субъекта (познающего) и объекта (познаваемого) является одной из центральных проблем философии. В рамках решения этой проблемы в статье рассматриваются сущность, характер отношений субъекта и объекта в системе культурно-просветительной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Морозова Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT OBJECT RELATIONS IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK

One of the most crucial philosophical issues is the problem of the subject (knower) and object (known) relation. Dealing with this problem the article considers the essence and the nature of the relationship between subject and object in the cultural and educational work.

Текст научной работы на тему «Субъектно-объектные отношения в системе культурно-просветительной работы»

Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Н.М. Морозова,

доктор философских наук, доцент

СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

SUBJECT OBJECT RELATIONS IN THE CULTURAL AND EDUCATIONAL WORK

Проблема взаимоотношений субъекта (познающего) и объекта (познаваемого) является одной из центральных проблем философии. В рамках решения этой проблемы в статье рассматриваются сущность, характер отношений субъекта и объекта в системе культурно-просветительной работы.

One of the most crucial philosophical issues is the problem of the subject (knower) and object (known) relation. Dealing with this problem the article considers the essence and the nature of the relationship between subject and object in the cultural and educational work.

Культурно-просветительная работа как воспитательный процесс представляет собой сложившуюся систему, основными элементами которой являются субъект воспитательного воздействия, объект воздействия, содержание воспитательного воздействия, средства, формы, методы воспитательного воздействия. Каждый элемент важен в данной системе, так как несет определенную смысловую нагрузку, выполняет свои функции, реализует конкретные цели и задачи. Центральным элементом представленной системы несомненно будет «объект воздействия», без которого культурно-просветительная работа сама по себе не могла бы существовать и не имела бы никакого значения.

Напомним, что в теории познания «объектом познания является то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности и в познании. Объект не просто совпадает с объективной реальностью. Он выступает как такая ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом» [3]. Проблема отношения субъекта к объекту как отношения познающего к познаваемому всегда была одной из центральных проблем философии. В рамках решения этой проблемы понимались и понимаются и природа, и сущность субъекта и объекта. В культурно-просветительной работе субъект воспитательного воздействия — это тот, кто оказывает воспитательное воздей-

223

Философские науки

ствие, а объект воздействия — это тот, на кого направлено воздействие.

Если мы будем рассматривать объект воздействия в отдельно взятом вузе, то это будут обучаемые в нем молодые люди. Воздействовать на подобный объект достаточно сложно, так как это люди, которые уже достигли определенной степени физической и духовной зрелости, определенного уровня развития, имеют какой-то жизненный опыт. Таким образом, объект есть те, на кого направлена культурнопросветительная работа. Для того, чтобы ее осуществление достигало максимальной эффективности, важно досконально знать объект, на который предстоит воздействовать.

Ориентируясь на разные признаки объекта воспитательного воздействия культурно-просветительной работы, можно осуществить его классификацию. По своему составу объект воздействия может быть массовым (аудитория массового мероприятия), групповым (состав самодеятельного коллектива, кружка, объединения по интересам) и индивидуальным.

В зависимости от своей временной продолжительности объект воздействия может быть стабильным, постоянно действующим, когда одна и та же группа людей участвует в мероприятиях, специально для нее предназначенных (например, проводимых часто, длительный период и систематический) и единовременным, когда объединение объектов воздействия является кратковременным, легко распадающимся и по длительности не превышающим пределов одного мероприятия.

Дифференцируется объект воздействия и в зависимости от его «охвата», вовлечения в культурно-просветительную работу: реальный объект и потенциальный. Реальный объект воздействия — это контингент, регулярно посещающий культурно-просветительные мероприятия и постоянно в них участвующий. Потенциальный объект воздействия — контингент, находящийся «в зоне обслуживания», то есть в рамках института, который не постоянно посещает культурнопросветительные мероприятия и не постоянно в них участвует, несмотря на то, что структура свободного времени и некоторые другие условия труда и быта создают реальные возможности для такого посещения и участия.

Кроме того, объект воздействия может быть однородным и смешанным (по демографическим, социально-профессиональным и другим показателям), организованным и неорганизованным, закрытым и открытым и т.д. Таким образом, существуют различные классификации объекта воздействия. В данном случае важно обра-

щать внимание на классификационные признаки, именно они служат определенным ориентиром в выборе нужных средств, методов и форм культурно-просветительной работы.

Сегодня в теории и практике отечественного образования центральное место занимает гуманитарная парадигма. Основным ее образовательным ориентиром является личность, ее собственно «человеческие» качества, ее способности, умения и навыки. Педагогический опыт показывает, что преподавателю, воспитателю все чаще приходится сталкиваться с проблемой «отчужденности обучаемого» от образования, воспитания, культуры в целом. Молодые люди не имеют четких ценностных ориентиров, не понимают роли образования и воспитания в своей жизни, а тем более, роли культурно-просветительной работы. Их интересы, потребности в большей степени направлены на потребление материальных ценностей. Естественно, мы говорим не обо всех молодых людях. Но даже лучшие среди них имеют достаточно слабую общеобразовательную подготовку: пишут с ошибками, читают мало, их эстетические и культурные потребности ориентированы на массовую культуру. Поэтому воспитание активной в социальном плане личности, понимающей, «что такое хорошо и что такое плохо», умеющей правильно оценивать культурно-исторические факты, имеющей сформированную систему ценностей, является важной задача педагога. Социальная активность человека выявляет своеобразие индивида, углубляет и расширяет связи личности с обществом. Проявляя творческую инициативу, человек неизбежно использует социальный опыт, что требует от него знания такого опыта, овладения способами социального действия. Человек оказывает влияние на общество не непосредственно, а через различные институты, благодаря которым результаты индивидуальной деятельности становятся общим достоянием, находят применение в той или иной сфере общественной жизни. Такими опосредованными путями воздействия творческой инициативы людей на общество и являются субъекты культурно -просветительной работы: сотрудники клубов, музеев, библиотек, кураторы учебных групп и пр., в связи с чем важное значение приобретает организация культурно-просветительной работы, дающая дополнительную возможность «достучаться» до сердца каждого молодого человека. И не просто «достучаться» до него, а использовать культурно-просветительную работу как средство, с помощью которого можно расширить общественно-политический кругозор

224

Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015

так называемого объекта воздействия, развить его эстетический вкус, потребность в освоении духовной культуры, повысить научную и техническую информированность, непосредственно связанную с профессиональной деятельностью, а опосредованно — с общественной и творческой. Как видим, культурно-просветительная работа охватывает самые разные стороны общественной жизни.

Огромную роль в культурно -просвети -тельной работе играет правильное восприятие объекта воздействия. Между субъектом воспитательного воздействия и его объектом в идеале должны установиться доверительные отношения. От объекта воздействия требуется умение активно участвовать в работе, организованной субъектами воспитательного воздействия. Для реализации своего творческого потенциала объект воздействия при помощи субъекта должен находить общезначимые формы своей активности. Социальная активность совокупности субъектов «складывается из активности и творческой энергии отдельных людей, личностей», то есть совокупности объектов [1. — С. 6].

В процессе культурно-просветительной работы выражается и индивидуальность объекта, его установки, ориентации, склонности, способности, дарования. Для этого субъекту необходимо постоянно совершенствоваться и в методах, ив способах воздействия на объект. Ему приходится создавать новые формы духовной и материальной деятельности по освоению объекта. Формы, содержание активности объекта, в свою очередь, зависят как от условий его жизнедеятельности, от социального типа личности, так и от индивидуальных особенностей. Культурно-просветительная работа на основе подобного рассмотрения объекта и субъекта воспитательного воздействия предстает как единство начала социального и индивидуального.

Субъект воспитательного воздействия и его объект воздействия развиваются в их совместной деятельности одновременно. Таким образом, творческое потребление духовной культуры превращает объект воспитательного воздействия в ее «соучастника». «Мой любимый читатель, - писал М. Пришвин, - это читатель-творец, который прочитанное сливает со своим личным опытом и продолжает творчество автора...» [2. — C. 153]. И субъект, и объект воздействия в культурно-просветительной деятельности зависят от таких собственных качеств, как мировоззрение, нравственные убеждения, жизненные цели, ценностные ориентации, интересы, мотивы, уста-

новки, неизбежно накладывающие отпечаток на проводимую субъектом деятельность.

Субъектно-объектные отношения в культурно-просветительной деятельности, как видим, напрямую связаны с индивидуальными характеристиками конкретной личности. Курсант, как взрослый, сформировавшийся человек,

— это не только объект, но и одновременно субъект воспитательного воздействия, так как он может, в свою очередь, также воздействовать на другой объект, поэтому такое качество, как активность, приобретает в данном случае решающее значение. Активность, самодеятельность и инициатива объекта воздействия в процессе культурно-просветительной работы может достичь такого уровня, что различия между объектом и субъектом будут сводиться к минимуму, так как объект воздействия — аудитория на вечерах, праздниках, диспутах, различных конференциях, представлениях, митингах, фестивалях и т.п. — становится действенным субъектом воспитательного процесса.

Субъект культурно-просветительной деятельности — это и отдельный человек, и группа, и общество в целом, поэтому взаимоотношения между субъектом и объектом носят осознанный характер. Сознательное воздействие субъекта на объект предполагает заранее поставленную воспитательную цель, то есть внутреннюю основу воспитательного процесса. Субъект в данном случае является сознательным выразителем этой цели. Объект воспитания или объект воздействия в культурно-просветительной работе — это также конкретный человек, отдельная группа людей, коллектив или общество в целом. Как видим, субъект и объект по своему составу практически совпадают. Их отличие в различных функциях, целях. В этом и состоит одна из особенностей субъектнообъектных отношений в культурно-просветительной работе. Постоянный процесс взаимодействия объекта и субъекта воспитательного воздействия является особенностью функционирования культурно-просветительной работы, отличающий ее от других направлений воспитания в целом.

Другой особенностью субъектно-объектных отношений в культурно-просветительной работе является наличие двусторонней связи — прямой и обратной — между объектом и субъектом воспитательного воздействия. Эта связь осуществляется через систему воспитательных действий

— средств, форм и методов.

Культурно-просветительная деятельность, как деятельность творческого характера, связана с желанием и потребностью объекта воспита-

225

Философские науки

тельного воздействия участвовать в ней, осуществлять замыслы субъекта. Объект воспитательного воздействия может быть социально активен и пассивен. Пассивность в данном случае может быть связана с неспособностью объекта реализовывать планы субъекта, обусловленной отсутствием определенных личностных данных, например творческих способностей. Но пассивность может следовать и из жизненных позиций, ценностных ориентаций, установок. И в том, и в другом случае субъект воспитательного воздействия должен выявить причины пассивности объекта, его настоящие интересы и потребности. Ведь обычно оценка деятельности субъекта воспитательного воздействия определяется ее результативностью. Характерными результатами работы субъекта воспитательного воздействия культурно-просветительной работы является повышение, в каком-то смысле даже некоторое преобразование уровня интересов личности, расширение ее кругозора, вовлечение в общественную жизнь института.

Систематическое и всестороннее изучение объекта воспитательного воздействия играет важную роль в процессе организации культурно-просветительной работы в вузах МВД Рос-

сии. Необходимо точно знать не только сегодняшний уровень интересов и потребностей объекта воздействия, но и перспективу, тенденции его развития, соотношение объективного и субъективного, социального и индивидуального.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — С. 6.

2. Объект и субъект познания [Электронный ресурс]. — URL: http: // abc. vvsu. ru (дата обращения: 26.03.2015).

3. Пришвин М. О творческом поведении. — М: Просвещение, 1994. — С. 153.

REFERENCES

1. Anufriev E.A. Sotsialnaya rol i aktivnost lichnosti. — M.: Izd-vo MGU, 1991. — S. 6.

2. Ob'ekt i sub'ekt poznaniya [Elektronnyiy resurs]. — URL: http: // abc. vvsu. ru (data obrascheniya: 26.03.2015).

3. Prishvin M. O tvorcheskom povedenii. — M: Prosveschenie, 1994. — S. 153.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Морозова Надежда Михайловна. Профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин. Доктор философских наук, доцент.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: [email protected]

Россия, 394065 г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 247-64-83.

Morozova Nadezhda Mihailovna. Professor of the Chair of Social and Human Science. Doctor of Philosophy, Assistant professor.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

E-mail: [email protected]

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 247-64-83.

Ключевые слова: субъект воспитательного воздействия; объект воздействия; культурнопросветительная работа; система культурно-просветительной работы; учебно-воспитательный процесс.

Key words: subject of educational impact; the impact sites; cultural and educational work; the system of cultural and educational work; educational process.

УДК 379 (075)

226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.