ОФЕССИЯ: ТЕ О1РИ1ЯЮИ1ИИ&1ШИИЩ#А
© Н.В. Богатырева, Н.С.Кравцов, 2014
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СОТРУДНИКОВ ОТДЕЛЕНИЯ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ
Н.В. Богатырева, Н.С. Кравцов
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
E-mail: [email protected]
Изучено влияние акцентуаций характера на переживание субъективного благополучия сотрудниками отделения реанимации и интенсивной терапии одной из клинических больниц Москвы.
Ключевые слова: характер, психологическое благополучие, методы диагностики.
Проблема субъективного благополучия в настоящее время представляется очень острой из-за возрастания общественной нагрузки личности, влияния общества на личность, значимости разных форм социальности человека.
Существует несколько причин важности изучения благополучия:
• многие страны достигли того уровня благосостояния, при котором выживание больше не является глобальной проблемой; качество жизни становится важнее показателей экономического процветания, а личное счастье -важнее из-за нарастающей тенденции к индивидуализму;
• разработан ряд достоверных и надежных методов оценки благополучия, благодаря которым эта область исследования смогла превратиться в серьезную научную дисциплину.
Исследователи чаще различают 3 варианта субъективного благополучия: физическое, психологическое и социальное, что согласуется с подходом психологов к внутренней структуре личности, включающей неразрывное единство 3 ипостасей «Я». Так, У. Джеймс выделяет физическое «Я», социальное «Я» и духовное «Я». Под физическим «Я» понимают телесную организацию и все материальное, чем обладает человек, а также его ближайшие родственники. Потеря или «порча» какой-либо части физического «Я» ведет к потере «части личности». В структуру социального «Я» входят роли, нормы и стремление человека к обществу. Духовное «Я» - «полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств». Названные ипостаси «Я» неразрывно связаны, обеспечивая устойчивость и целостность личности; само это единство становится фактором субъективного благополучия.
Ценностные ориентации определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности, играют главную роль в регуляции социального поведения человека, включая диспозицию личности, ее установки, мотивы, представление о смысле жизни. Способность человека самостоятельно определять смысл жизни, свои жизненные цели и достигать их - непременное условие субъективного благополучия личности.
Акцентуации характера представляют собой крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт характера. При этом индивидуум проявляет повышенную чувствительность, уязвимость в отношении одних стрессогенных факторов при устойчивости к другим.
Выделяют 10 типов акцентуаций характера: ги-пертимный, застревающий, эмотивный, паден-тичный, тревожный, циклотимный, демонстративный, возбудимый, дистимный, экзальтированный.
Субъективное благополучие - понятие, отражающее отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим для него большое значение в силу усвоения нормативных представлений о внешней и внутренней среде, и характеризующееся ощущением удовлетворенности.
Нашей целью было выявить среди сотрудников отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) людей с акцентуациями характера и определить переживание ими благополучия.
Предварительно была сформулирована гипотеза: у респондентов с демонстративным, дис-тимным, экзальтированным, педантичным, застревающим, тревожным типами акцентуаций характера уровень ощущения субъективного благополучия ниже, чем у респондентов с гипертимным, циклотимным, возбудимым, эмотивным типами акцентуации характера.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики анкетирования:
• «Методика диагностики акцентуаций характера - опросник Г. Шмишека»; данный опросник, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности, опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. и является моди-
■иоФасшивяи т е о р и я
РА КТ
И К А
фикацией «Методики изучения акцентуаций личности К. Леонгарда»; от методики К. Леонгарда он отличается только формулировкой вопросов;
• «Шкала психологического благополучия» (ШПБ) К. Рифф - адаптированный русскоязычный вариант опросника «The scales of psychological well-being», предложенного К. Рифф; существует несколько вариантов опросника; наиболее распространенная версия содержит 84 пункта, при этом на каждую из 6 шкал приходится по 14 утверждений; обработка результатов сводится к подсчету набранных баллов и переводу баллов в нисходящую шкалу в тех случаях, когда пункт имеет обратную связь с базовой характеристикой благополучия; набранные баллы суммируются по следующим шкалам: «Самопринятие», «Автономия», «Управление средой», «Личностный рост», «Позитивные отношения с окружающими», «Цели в жизни»; кроме того, авторы считают возможным рассчитывать индекс общего психологического благополучия, который определяется путем суммирования баллов по всем 6 шкалам.
Для проведения исследования были сформированы 2 релевантные группы из сотрудников ОРИТ: экспериментальная - медсестры и контрольная -врачи анестезиологи-реаниматологи.
В табл. 1 представлены результаты анкетирования 16 респондентов по опроснику Г. Шмишека.
В экспериментальной группе были выявлены следующие типы акцентуаций характера: эмо-тивный, возбудимый, гипертимный, цикло-тимный, демонстративный, экзальтированный, в контрольной группе - эмотивный, гипертимный, циклотимный, экзальтированный, застревающий, педантичный. Застревающий, педантичный, дис-тимный, тревожный типы акцентуаций характера у медсестер выявлены не были, а в группе врачей не выявлены дистимный, тревожный, возбудимый, демонстративный типы.
Анализ психологического благополучия по методике ШПБ показал, что в экспериментальной и контрольной группах у 50% респондентов - высокий и нормативный показатель психологического благополучия и у 50% - низкий (табл. 2).
В экспериментальной группе у респондентов (медсестры) с низким общим показателем психологического благополучия по отдельным шкалам определено следующее:
• позитивные отношения с окружающими: у 4 респондентов - низкие значения, высоких и нормативных значений не выявлено;
• автономия: у 3 медсестер - низкие значения, у 1 - нормативное значение;
Таблица :
Типы акцентуаций характера у респондентов, выявленные с помощью опросника Г. Шмишека
Тип акцентуации характера Абс. %
Экспериментальная группа
Эмотивный 1 12,5
Возбудимый 1 12,5
Гипертимный 1 12,5
Циклотимный 1 12,5
Демонстративный 1 12,5
Экзальтированный 2 25
Застревающий - -
Педантичный - -
Дистимный 1 12,5
Тревожный - -
Контрольная группа
Эмотивный 1 12,5
Возбудимый - -
Гипертимный 1 12,5
Циклотимный 2 25
Демонстративный - -
Экзальтированный 2 25
Застревающий 1 12,5
Педантичный 1 12,5
Дистимный - -
Тревожный - -
Результаты исследования по ШПБ К. Рифф
Таблица 2
Психологическое благополучие, баллы
Респондент Компонент Общий показатель, баллы
ПО А УС ЛР ЦЖ С
Экспериментальная группа
1 60 64 65 64 64 60 377
2 45 65 56 68 53 67 354
3 60 65 62 67 63 63 380
4 61 70 57 56 58 63 365
5 56 55 54 48 47 49 309
6 55 53 58 52 54 47 319
7 32 64 54 62 62 46 320
8 50 48 50 56 54 58 316
Контрольная группа
1 55 53 54 72 60 47 341
2 63 51 50 61 63 61 349
3 4 55 44 64 53 60 68 53 52 73 61 68 63 373 341
5 55 43 38 61 63 41 301
6 39 69 48 45 51 58 310
7 51 47 59 61 60 58 336
8 57 47 55 54 55 58 326
Примечание. Здесь и в табл. 3: ПО - позитивные отношения с окружающими; А - автономия; УС - управление средой; ЛР - личностный рост; ЦЖ - цели в жизни; С - самопринятие; голубым цветом выделены низкие значения.
1 И Е ] 1 1 и я пил П Р ОФЕССИЯ: ТЕ ОШ1Я№Н1П1РВШТ1т^^Н
1 N 3 №
Таблица 3
Сводная таблица результатов исследования по 2 методикам
Респондент Психологическое благополучие, баллы
Тип акцентуаций характера Компонент Общий показатель, баллы
ПО А УС ЛР ЦЖ С
Экспериментальная группа
1 Эмотивный 60 64 65 64 64 60 377
2 Возбудимый 45 65 56 68 53 67 354
3 Гипертимный 60 65 62 67 63 63 380
4 Циклотимный 61 70 57 56 58 63 365
5 Демонстративный 56 55 54 48 47 49 309
6 Экзальтированный 55 53 58 52 54 47 319
7 Дистимный 32 64 54 62 62 46 320
8 Экзальтированный 50 48 50 56 54 58 316
Контрольная группа
1 Эмотивный 55 53 54 72 60 47 341
2 Циклотимный 63 51 50 61 63 61 349
3 Гипертимный 55 64 60 53 73 68 373
4 Циклотимный 44 53 68 52 61 63 341
5 Экзальтированный 55 43 38 61 63 41 301
6 Застревающий 39 69 48 45 51 58 310
7 Педантичный 51 47 59 61 60 58 336
8 Экзальтированный 57 47 55 54 55 58 326
• управление средой: у 4 медсестер - низкие значения, высоких и нормативных значений не выявлено;
• личностный рост: у 3 медсестер - низкие значения, у 1 - нормативное;
• цели в жизни: у 2 медсестер - низкие значения, у 2 - высокие и нормативные;
• самопринятие: у 3 медсестер - низкие значения, у 1 - нормативное.
В экспериментальной группе медсестер с высоким и нормативным общим показателем психологического благополучия по отдельным шкалам определено следующее:
• позитивные отношения с окружающими: у 3 - высокие и нормативные значения, у 1 -низкое значение;
• автономия: у 2 - нормативные; у 2 - низкие;
• управление средой: у 3 - высокие и нормативные значения, у 1 - низкое;
• личностный рост: у 3 - высокие и нормативные значения, у 1 - низкое;
• цели в жизни: у 4 - высокие и нормативные значения, низких значений не выявлено;
• самопринятие: у 4 - высокие и нормативные значения, низких значений не выявлено.
В контрольной группе (врачи анестезиологи-реаниматологи) с низким общим показателем психологического благополучия по отдельным шкалам определено следующее:
• позитивные отношения с окружающими: у 3 - низкие значения, у 1 - низкое значение;
• автономия: у 3 - низкие значения, у 1 - нормативное;
• управление средой: у 3 - низкие значения, у 1 - высоких и нормативных значений не выявлено;
• личностный рост: у 4 - низкие значения, высоких и нормативных значений не выявлено;
• цели в жизни: у 3 - низкие значения, у 1 -высокие и нормативные;
• самопринятие: у 2 - низкие значения, у 2 -нормативные.
В контрольной группе (врачи анестезиологи-реаниматологи) с высоким общим показателем психологического благополучия по отдельным шкалам определено следующее:
• позитивные отношения с окружающими: у 1 - высокие и нормативные значения, у 3 -низкие,
• автономия: у 2 - нормативные значения; у 2 -низкие;
• управление средой: у 2 - высокие и нормативные значения, у 2 - низкие;
• личностный рост: у 3 - высокие и нормативные значения, у 1 - низкое;
• цели в жизни: у 4 - высокие и нормативные значения, низких значений не выявлено;
• самопринятие: у 4 - высокие и нормативные значения, низких значений не выявлено.
Таким образом, в результате изучения влияния акцентуаций характера на переживание психологического благополучия по 2 методикам у 50% испытуемых определены высокие и нормативные значения и у 50% - низкие.
К 50% испытуемых с высокими и нормативными значениями психологического благополучия относятся лица с гипертимным, циклотимным, возбудимым, эмотивным типами акцентуаций характера. Эти респонденты имеют более конкретные ценностные и, таким образом, смысложизненные ориентации, которые легче реализуются. У них также больше выражена мотивация к реализации поставленных целей. Большинство этих испытуемых склонны к непрерывному саморазвитию, личностному росту, самосовершенствованию. Они позитивно относятся к себе: принимают свои как хорошие, так и плохие качества.
К 50% испытуемых с низкими значениями психологического благополучия относятся респонденты с демонстративным, дистимным, экзальтированным, педантичным, застревающим типами акцентуаций характера. У подавляющего большинства этих респондентов определен низкий уровень осмысленности жизни, смысложизненные ориен-
^^^^^ПЯНоЧИЛСМИИЯЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 1 И Е 1 1 U 1 1 LUJJJ
I I с I И ► l
тации отличаются абстрактным характером и принципиальной нереализуемостью, а мотиваци-онная составляющая выражена значительно слабее, чем у респондентов с высокими и нормативными значениями психологического благополучия. У этих испытуемых отсутствует ощущение личностного прогресса, они недовольны собой: обеспокоены некоторыми чертами собственной личности, хотели бы быть не такими, какие они есть.
В табл. 3 представлены сводные данные исследования по 2 методикам.
В ходе исследования выдвинутая гипотеза частично подтвердилась: у респондентов с демонстративным, дистимным, экзальтированным, педантичным, застревающим типами акцентуаций характера ощущение субъективного благополучия ниже, чем у респондентов с гипертимным, цикло-тимным, возбудимым, эмотивным типами.
Гипотеза о влиянии тревожного типа акцентуации характера на переживание благополучия не подтвердилась, так как в данной группе не выявлено ни одного человека с таким типом акцентуаций.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что общий уровень психологического благополучия напрямую связан с акцентуациями характера.
Психологическое благополучие личности имеет довольно сложную структуру, целесообразно выделять его когнитивный и эмоциональный компоненты. Кроме того, в психологическом благополучии обобщенно представлены актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением.
Профиль психологического благополучия меняется с возрастом. 2 аспекта благополучия - позитивные отношения с окружающими и самопринятие - остаются постоянными на протяжении всей жизни, другие же изменяются.
Характеризуя ощущение человеком психологического благополучия, любое переживание сравнивают с нормой, эталоном, идеалом, которые присутствуют в сознании самого индивидуума в виде некого варианта самооценки, самоотношения, зависящего от типа акцентуаций характера.
Исследование показало, что люди с гипер-тимным, циклотимным, возбудимым, эмотивным типами акцентуаций личности имеют высокий и нормативный уровень психологического благополучия, а люди с демонстративным, дистимным, экзальтированным, педантичным, застревающим типами акцентуаций - низкий.
Рекомендуемая литература
Бочарова, Е.Е. Соотношение эмоциональных компонентов и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации // Пробл. социальной психологии личности, 2008. - Сб. научн. ст. -Саратов ун-та.
Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология / Пер. с англ. М. Бабичевой. - М.: Время, 2009. - 192 с.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
Личко А.Е. Истерики, рвущиеся к власти (Александр Керенский и Георгий Гапон) // Обозр. психиат. и мед. психол. - 1991; 1: 130-142.
Позднякова Е. Понятие феномена «психологическое благополучие» в современной психологии личности // Психологический журнал. - 2007; 3.
Романова В.Я. Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: АСТ: Астрель, 2008. - 720 с.
Савельева, О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности. Актуальные проблемы психологии личности: Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции. Москва, 20 августа 2009 г.
Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию. Учебник для студентов медицинских вузов. -М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2000. - 416 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум. Ред. -сост. Л.Д. Столяренко. Изд. 11-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 686 с
Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. - 2002; 2: 143-148.
Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическое благополучие. -2005; 3: 95-129.
EMOTIONAL PROCESSES IN INTENSIVE CARE UNIT WORKERS
N.V. Bogatyreva, N.S. Kravtsov I.M. Sechenov First Moscow State Medical University The paper gives the results of studying the impact of different accentuations of personality traits on the experience of subjective well-being by the intensive care unit workers of a Moscow clinical hospital.
Key words: character, psychological well-being, emotional processes, diagnostic methods.