Е. В. Жилина
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Работа представлена кафедрой прикладной психологии Института психологии и социальных наук Дальневосточного государственного университета. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор К. И. Воробьева
Проведен анализ взаимосвязей между акцентуированными чертами характера и свойствами различных уровней интегральной индивидуальности. Акцентуированные черты характера оценивали в соответствии с теоретическими представлениями К.Леонгарда. Установлена взаимосвязь акцентуированных черт характера с индивидно-личностными свойствами.
The author of the article analyses the interrelations among accentuated personality traits and characteristics of different levels of integral individuality. Accentuated personality traits are estimated in accordance with K. Leonhard’s theoretic notions. The correlation among accentuated personality traits and individual features is determined.
Для современной отечественной психологии характерной устойчивой тенденцией является изучение человека как индивидуальности. Индивидуальность рассматривается как многомерная и многоуровневая система свойств, выражающая своеобразие человека как индивида и его уникальность как личности.
В концепции интегральной индивидуальности в качестве исходного ее элемен-та рассматривается индивидуальное свойство человека1. Исследование структуры индивидуальности основано на выделении природных и социально детерминированных свойств человека. Специфика интегрального исследования индивидуальности заключается в рассмотрении характера связей между одноуровневыми и разноуровневыми свойствами индивидуальности человека2.
Для выяснения места акцентуаций характера в структуре интегральной индивидуальности необходимо установить степень связи между акцентуированными чертами характера и параметрами, входящими в состав других уровней интегральной индивидуальности.
Основополагающими вопросами при изучении проблемы характера и его акцентуаций является проблема структурных компонентов, динамики характера, соотношения с другими индивидуальными психическими образованиями3. Особый интерес в этой связи представляет вопрос о месте акцентуаций характера в структуре интег-ральной индивидуальности.
Опираясь на теоретические представления Б. Ф.Ломова4, А. В.Брушлинского5, К. А. Альбухановой-Славской6, В. С. Мерлина7, В. М. Русалова8, Б. Г. Ананьева9 об организации индивидуальности можно сделать предположение, что характер и его акцентуированные черты будут занимать промежуточное положение между системой индивидуальных свойств организма (нейро-динамические свойства) и системой индивидуальных психических свойств (психодинамические и личностные свойства).
Целью данного исследования является анализ взаимосвязей между акцентуированными чертами характера и свойствами различных уровней индивидуальности.
Взаимосвязь между акцентуированными чертами характера и нейро- и психоди-
намическими свойствами интегральной индивидуальности исследовалось на выборке из 309 юношей и девушек - студентов высших учебных заведений г. Владивостока в возрасте от 17 лет до 21 года.
Для диагностики типов акцентуаций характера использовался опросник Леон-гарда - Смишека10. «Предметно-деятельностный» и «коммуникативный» аспекты темперамента диагностировались по опроснику структуры темперамента (ОСТ) В. М. Руса-лова11. Нейродинамические свойства оценивались по опроснику Я. Стреляу12.
Обработка результатов проводилась с помощью корреляционного (с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена) и факторного анализа (метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера (Rotation Method: Varimax with Kaiser Normalization). Статистический анализ
проводился с использованием программы 8Р88 11.0.
Анализ данных корреляционной матрицы акцентуированных черт характера, а также нейродинамических и психодинамических свойств индивидуальности в целом по исследуемой выборке обнаружил большое количество значимых коэффициентов корреляций. Это позволяет говорить о том, что акцентуированные черты характера являются высокоинтегрированным феноменом. Выявленные многочисленные взаимосвязи между исследуемыми признаками приводят к обнаружению скрытых общих факторов, объясняющих связи между ними.
В результате корреляционного анализа обозначились следующие значимые (р < 0,01) связи между акцентуированными чертами характера и нейродинамическими свойствами (табл. 1).
Таблица 1
Коэффициенты корреляции (согласно критерию Спирмена) между нейродинамическими свойствами и акцентуированными чертами характера (п = 309)
Свойства нервной системы Типы акцентуаций характера
гип. воз. эмот. пед. трев. цикл. дем. застр. ДИСТ. экз.
Fb 0,278** -щ,036 -0,069 0,217** -0,243** -0,259** 0,321** -0,230** -0,167** -0,201**
Ft -0,095 -0,052 0,044 -0,009 -0,212** -0,327** 0,059 -0,332** 0,027 -0,203**
Ffl 0,489** -0,032 0,10 -0,157** -0,183** 0,061 0,445** -0,063 -0,286** 0,001
A=Fb/Ft 0,417** 0,022 -0,117* -0,199** -0,072 0,012 0,264** 0,015 -0,204** -0,041
Примечание: * уровень значимости 0,05; ** уровень значимости 0,01. Fe - сила нервной системы по процессу возбуждения; Fm - сила нервной системы по процессу торможения; Fd - подвижность нервных процессов; А = Fe/Fm - уравновешенность нервных процессов; гип. - гипертим-ный; воз. - возбудимый; эмот. - эмотивный; пед. - педантичный; трев. - тревожный; цикл. - цикло-тимный; дем. - демонстративный; застр. - застревающий; диет. - дистимный; экз. - экзальтированный.
Показатели силы по процессу возбуждения обнаруживают положительные корреляционные связи (на уровне значимости р < 0,01) с гипертимным (0,278) и демонстративным (0,321) типами акцентуаций характера. Также, отмечается наличие отрицательной корреляционной связи с тревожным (-0,243), циклотимным (-0,259), за-
стревающим (-0,230) и дистимным (-0,167) типами акцентуаций характера, что свидетельствует об отсутствие возбуждения как доминирующей характеристики.
Показатели силы по процессу торможения обнаруживают исключительно отрицательные (р < 0,01) связи с циклотимным (-0,327), застревающим (-0,332), экзальти-
рованным (-0,203) и тревожным (-0,212) типами акцентуаций характера.
Показатель подвижности нервных процессов имеет множественные положитель -ные связи на уровне значимости р < 0,01 с гипертимным (0,489) и демонстративным (0,445) типами акцентуаций характера, а также отрицательные с дистимным (-0,286) типом.
Уравновешенность нервных процессов (возбуждения и торможения) при р < 0,01 имеет наиболее выраженные положитель -ные связи с гипертимным (0,417), а также с демонстративным (0,264) типами.
В целом между нейродинамическими свойствами и типами акцентуаций характера выделились много-многозначные связи.
В результате применения факторного анализа выделены три группы факторов (при факторизации матрицы на 52,42%), которые распределились следующим образом (табл. 2): первый фактор включил в себя группу таких нейродинамических свойств, как подвижность и уравновешенность нервных процессов, а также силу по процессу возбуждения. В этой группе, кроме того, находятся такие акцентуированные типы, как гипертимный, демонстративный и дис-тимный с обратным знаком. Второй фак-
тор объединил силу по процессу торможения, а также застревающий и циклотим-ный типы. Третий фактор включил в себя типы акцентуаций, которые не связаны ни с одним нейродинамическим свойством: эмотивный, педантичный, экзальтированный и тревожный.
Таким образом, можно предположить, что в формировании таких типов акцентуаций, как гипертимный, демонстративный и дистимный, значительная роль отводится силе по процессу возбуждения, подвижности нервных процессов и их уравновешенности. Формирование застревающего и циклотимного типов находится под влиянием силы по процессу торможения.
Такие типы акцентуированных черт характера, как эмотивный, педантичный, экзальтированный и тревожный, не связаны ни с одним из рассмотренных свойств нервной системы, т. е. имеют в своей основе другие механизмы детерминации.
При анализе взаимосвязей акцентуированных черт характера с психодинамическими свойствами (табл. 3) отчетливо прослеживается связь между акцентуированными чертами и определенными темперамен-тальными свойствами.
Возбудимость имеет наиболее тесные, во всех случаях положительные связи
Таблица 2
Распределение факторных нагрузок между свойствами нервной системы и типами акцентуаций
характера
Параметры Факторы
1 2 3
подвижность 0,779
гипертимный 0,755
демонстративный 0,675
уравновешенность 0,667
сила по возбуждению 0,665 -0,440
дистимный -0,520
эмотивный 0,723
педантичный 0,654
экзальтированный 0,556 0,460
тревожный 0,553
возбудимый 0,496
сила по торможению -0,864
застревающий 0,651
циклотимный 0,650
(при р < 0,01) с пластичностью (0,226), социальной пластичностью (0,261), а при р < 0,05 с предметной эргичностью.
Эмотивность обнаруживает значимые корреляционные связи (р < 0,01) со всеми свойствами темперамента, кроме социального темпа: с эргичностью (0,167), социальной эргичностью (0,147), пластичностью (0,166), социальной пластичностью (0,282), темпом (0,142), эмоциональностью (0,152), социальной эмоциональностью (0,252).
Педантичность коррелировала с пятью показателями темперамента (р < 0,01): эргич-ность (0,157), пластичность (0,244), социальная пластичность (0,303), темпом (0,206), социальной эмоциональностью (0,358).
Тревожность обнаружила четыре значимые корреляционные связи (при р < 0,01) с такими свойствами темперамента, как социальная эргичность (0,163), социальная пластичность (0,305), темп (0,269) и социальная эмоциональность (0,296).
Таблица 3
Коэффициенты корреляции между психодинамическими свойствами и типами акцентуаций
характера(п = 309)
Пока- затель г В Э П Т ц д 3 Дис. Экз.
ЭРГ 0,220** 0,142* 0,167** 0,157** 0,096 0,097 0,192** 0,062 -0,047 0,127*
СЭРГ 0,127* -0,026 0,147** 0,038 0,163** 0,221** 0,198** 0,016 -0,227** 0,056
П 0,023 0,226** 0,166** 0,244** 0,140* 0,193** -0,002 0,176** 0,215** 0,339**
СП -0,194** 0,261** 0,282** 0,303** 0,305** 0,189** 0,016 0,208** 0,244** 0,262**
Т -0,051 0,055 0,142** 0,206** 0,269** 0,263** 0,048 0,189** 0,046 0,135*
СТ 0,149** 0,103 0,054 0,013 -0,019 0,058 0,253** 0,025 -0,032 0,009
эм 0,339** 0,091 0,152** 0,051 0,045 0,096 0,389** 0,045 -0,221** 0,027
СЭМ 0,058 0,248** 0,252** 0,358** 0,296** 0,207** 0,017 0,223** 0,272** 0,333**
Примечание: * уровень значимости 0,05; ** уровень значимости 0,01. ЭРГ - эргичность; СЭРГ - социальная эргичность; П - пластичность; СП - социальная пластичность; Т - темп; СТ -социальный темп; ЭМ - эмоциональность; СЭМ - социальная эмоциональность; Г - гипертимный; В - возбудимый; Э - эмотивный; П - педантичный; Т - тревожный; Ц - циклотимный; Д - демонстративный; 3 - застревающий; Дис. - дистимический; Экз. - экзальтированный.
Циклотимность обнаружила наиболее значимые связи (р < 0,01), так же как и педантичность, с пятью свойствами темперамента: социальной эргичностью (0,221), пластичностью (0,193), социальной пластичностью (0,189), темпом (0,263), социальной эмоциональностью (0,207).
Демонстративность коррелирует на уровне значимости р < 0,01 с эргичностью (0,192), социальной эргичностью (0,198), а также с социальным темпом (0,253) и эмоциональностью (0,389).
Застревание наиболее тесным образом связано (р < 0,01) с пластичностью (0,176) и социальной пластичностью (0,208), темпом (0,189), а также с эмоциональностью (0,223).
Дистимность имеет значимые (р < 0,01) как положительные, так и отрицательные корреляционные связи. Так, отрицательно связана данная черта с социальной эргичностью (-0,227) и эмоциональностью (-0,221). Положительно - с пластичностью (0,215), социальной пластичностью (0,244) и социальной эмоциональностью (0,272). В общем
дистимный тип имеет по целому ряду свойств темперамента приблизительно одинаковые значения коэффициентов корреляции с гипертимным типом, но отличающиеся от них наличием отрицательных связей.
Экзальтированность имеет три положительные связи на уровне значимости р < 0,01: с пластичностью (0,339), социальной пластичностью (0,262) и социальной эмоциональностью (0,333). На уровне значимости р < 0,05 также имеется две положительные связи с эргичностью (0,127) и темпом (0,135).
Таким образом, каждому типу акцентуаций соответствует свой набор свойств темперамента.
В результате применения факторного анализа выделили три группы факторов (при факторизации матрицы на 51,456%) (табл. 4).
Первый фактор объединил в себя такие свойства темперамента, как пластичность, социальная эмоциональность, социальная пластичность, и такие типы акцентуаций, как возбудимый, педантичный, дистимный и экзальтированный. Необходимо отметить, что дистимный тип не имеет строгой
локализации и представлен наряду с первой группой также и в третьей, но с отрицательным значением. Второй фактор включил темп и социальную эргичность как свойства темперамента и циклотимный, тревожный, застревающий и эмотивный типы акцентуаций характера. Несколько выбивается из контекста включение в данную группу тех акцентуаций, которые объединяются по признаку эмоциональная нестабильность. Возможно, данные типы акцентуаций имеют двоякую природу. Третий фактор содержит такие психодинамические свойства, как эмоциональность, эргичность, а также гипертимный, демонстративный акцентуированные типы.
Не вошло в состав ни одной из перечисленных групп такое свойство темперамента, как «социальный темп», т. е. данная характеристика не связана ни с одной из акцентуированных черт характера.
Полученные данные свидетельствуют о том, что существует по крайней мере три типа взаимодействий между темпераментом и акцентуированными чертами характера, что согласуется с ранее полученными данными13. В случае положительных связей
Таблица 4
Распределение факторных нагрузок между свойствами темперамента и типами акцентуаций характера
Показатель Факторы
1 2 3
пластичность 0,652
социальная эмоциональность 0,643
возбудимый 0,596
дистимный 0,546 -0,488
педантичный 0,516
социальная пластичность 0,512
экзальтированный 0,478 0,432
циклотимный 0,670
темп 0,646
тревожный 0,552
социальная эргичность 0,541
застревающий 0,441
эмотивный 0,410
гипертимный 0,762
демонстративный 0,732
эмоциональность 0,644
эргичность 0,484
социальный темп
мы можем говорить об акцентуированной черте как усилении соответствующего свойства темперамента. При отрицательной связи, возможно, речь идет о компенсаторном значении акцентуации по отношению к определенному свойству темперамента14. В случае отсутствия значимых связей мы предполагаем независимость друг от друга данных характеристик.
Исследование взаимосвязи между индивидуальными свойствами, принадлежащи-
ми различным иерархическим уровням, методом корреляционного анализа позволяет заключить, что эти связи являются много-многозначными, т. е. от одного и того же индивидуального свойства одного уровня зависит определенная совокупность индивидуальных свойств другого уровня и наоборот. Характер связей между индивидуальными свойствами различных уровней индивидуальности специфичен для каждой группы.
ПРИМЕЧАНИЯ
I Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
2Мерлин В. С. Психология индивидуальности: Избр. пс. труды. М., 1996.
3Бороздина Л. В. Психология характера: Исторический очерк. Ч. I. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997; Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5: Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983; Ковалев А. Г., Мясищев В. Г. Психические особенности человека. Т. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1957; Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997; Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Педагогика-Пресс, 1995; Левитов Н. Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1964; Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. Ростов н/Д.: Феникс, 2000; Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС; ЗАО «Изд-во ЭКСМО-Пресс», 1999; Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М., 1996; Страхов И. В. Психология характера. Саратов, 1970.
4 Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
5 Брушлинский А. В. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека // Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978. С. 11-21.
6 Альбуханова-Славская К. А., Серенкова В. Ф. Индивидуальная типизация в изучении реальности личности и сознания // Индивидуальность в современном мире. Смоленск, 1995. Ч. 1. С. 5-12.
7 Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
8 Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. № 4. С. 23-35.
9 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
10 Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2004.
II Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. М.: ИП РАН, «СМЫСЛ», 1992.
12 Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Описание и руководство к использованию / Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992.
13 Русалов В. М., Манолова О. Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 3. С. 65-73.
14 Там же.