10. Stashkevich I. R., Basharina O. V. Jelektronnyj resurs «Virtual'naja doska pocheta» kak jelement proforientacionnoj raboty professional'noj obrazovatel'noj organizacii [Electronic resource "Virtual Honor Board" as an element of career guidance work of a professional educational organization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2017, no. 1 (13), pp. 82-86. (In Russian)
11. Stashkevich I. R., Chashkin A. M. Proforientacionnye vozmozhnosti internet-resursa «Atlas professij» [Career guidance opportunities of the Internet resource "Atlas of professions"], Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: Problemy i perspektivy: sb. statej po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. (Krasnojarsk, 23-27 nojabrja 2015 g.) [Proc. Of All-Russian Scientific and Practical Conference «Professional self-determination of young people in the innovation region: Problems and prospects» (Krasnoyarsk, November 23-27, 2015)]. Krasnoyarsk, 2016, pp. 304-310. (In Russian)
Истомина Вероника Валерьевна, доцент кафедры «Развитие образовательной системы» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: ivv@chirpo.ru
Конышева Надежда Александровна, методист ГБПОУ «Юрюзанский технологический техникум», Челябинская область, г. Юрюзань, e-mail: spo.yutt@yandex.ru
Istomina Veronika Valerievna, associate professor of the department "Development of the educational system", Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: ivv@chirpo.ru
Konysheva Nadezhda Aleksandrovna, methodologist, Yuryuzansky Technological College, Chelyabinsk Region, Yuryuzan, e-mail: spo.yutt@yandex.ru
Сведения для цитирования: Кудряшова, Е. В. Студенческое самоуправление как фактор повышения уровня патриотизма студентов профессиональных образовательных организаций / Е. В. Кудряшова, Ю. Б. Переродина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 97-104.
УДК 371.8.07 ББК 74.57
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Е. В. Кудряшова, Ю. Б. Переродина
В статье освещаются вопросы развития студенческого самоуправления в аспекте представлений о роли студенческих общественных объединений в патриотическом воспитании студентов. Названы принципы организации и деятельности студенческого самоуправления в современной профессиональной образовательной организации. Представлен опыт организации взаимодействия органов студенческого самоуправления с органами местного самоуправления и общественными организациями как возможность соединения интересов развития личности и самореализации с интересами государства в развитии сознательного гражданского общества и подготовке профессиональных кадров.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, самоорганизация, управленческая деятельность коллектива, воспитание патриотизма, общекультурные компетенции.
Идеи самоорганизации, в том числе и са- Ш. Фурье и др.) [1]. Человек живет в общест-моуправления, были интересны философам ве, поэтому решающую роль в его формиро-с древних времен (Платон, Аристотель, Т. Мор, вании играют взаимоотношения, в которые он
вступает в своей жизни и деятельности, обретая новые качества личности. Потребность в студенческом самоуправлении возникла на основе необходимости освоения обучающимися основ самоорганизации, изучения законов, прав и обязанностей граждан. Освоение такой практики молодыми людьми становится решающим фактором в воспитании у них востребованных сегодня качеств, таких как: самостоятельность, внутренняя свобода личности, способность к самоопределению и самоутверждению, инициативность и гражданская активность.
В настоящее время деятельность органов студенческого самоуправления регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Закон устанавливает, что органы студенческого самоуправления являются обязательными для каждой образовательной организации в целях учета мнения и соблюдения прав обучающихся [2].
Явление студенческого самоуправления можно рассматривать с разных точек зрения:
- как возможность соединения интересов развития личности и самореализации с интересами государства в развитии сознательного гражданского общества и подготовке профессиональных кадров;
- как средство социально-правовой защиты студентов;
- как процесс формирования ключевых личностных качеств и общекультурных компетенций будущего конкурентоспособного специалиста;
- как субъект социального партнерства, обеспечивающий эффективную работу образовательной организации с учетом интересов студентов;
- как целенаправленный, системный и регулируемый процесс взаимодействия структурных подразделений органа местного студенческого самоуправления для достижения определенных коллективных целей;
- как неравновесную систему, способную к самодостраиванию и самоорганизации в приобретении навыков управленческой деятельности;
- как контроллер условий самоопределения и наиболее полной реализации внутреннего аксиологического потенциала обучающихся, соблюдения целей и средств развития ценностей и личностных качеств студентов и т. п.
В связи с изменениями общественной жизни, которые возникают вследствие инновационных процессов в экономике и производстве, важно, чтобы студенческие общественные объединения постоянно развивали формы своей ор-
ганизации и способы деятельности. В частности, развитие должно коснуться:
- усиления роли студенческих общественных объединений в гуманистическом воспитании студентов;
- утверждения демократического образа жизни, взаимной требовательности, здорового морально-психологического климата, нравственных основ молодой студенческой семьи на основе нравственных принципов;
- контроля и организации учебной и научной деятельности, повышения эффективности и успешности учебы, активизации самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;
- формирования потребности в решении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;
- развития и углубления инициативы студенческих коллективов в организации граждан-ско-патриотического воспитания;
- формирования коллективизма;
- воспитания лидеров студенческих коллективов.
Особую актуальность в настоящий момент приобретает проблема ввода личности в режим саморазвития, который позволит человеку жить в изменяющемся мире уверенно и продуктивно. Для того чтобы воспитать молодых людей, которые могут создать будущее коллективное общество, нужно по возможности придать их связям и отношениям коллективистский характер, то есть объединить их в коллектив. Наилучшим образом социальному развитию личности студента способствует коллективная самоорганизация студенческой среды, одним из наиболее ярких проявлений которой выступает студенческое самоуправление [3; 4].
Если попытаться выделить принципы организации и деятельности студенческого самоуправления в современной профессиональной образовательной организации в целом и в ГБПОУ «ВАТТ-ККК» в частности, то целесообразно было бы структурировать их по обозначенным выше аспектам:
- принцип разнообразия форм студенческого самоуправления на всех уровнях;
- принцип рационального качественного и количественного соотношения органов студенческого самоуправления в профессиональной образовательной организации и всех ее филиалах;
- принцип взаимодействия всех органов студенческого самоуправления в сочетании с четкими разграничениями их функций;
- принцип привлечения студентов к решению вопросов жизнедеятельности на основе свободного и открытого волеизъявления;
- принцип адекватности содержания задач социального управления степени управленческой компетентности состава органов студенческого самоуправления;
- принцип делегирования сложных задач социального управления руководству профессиональной образовательной организации с участием представителей органов студенческого самоуправления;
- принцип сочетания ответственности и доверия к органам студенческого самоуправления со стороны администрации профессиональной образовательной организации, педагогического коллектива и общественных организаций;
- принцип выборности органов студенческого самоуправления, их периодическая отчетность перед студенческим коллективом, соблюдение единства прав и обязанностей;
- принцип позитивной социальной направленности партнерской деятельности, осуществляемой с участием органов студенческого самоуправления, выраженный в соблюдении баланса интересов личности, общества, государства;
- принцип информационной прозрачности деятельности партнеров;
- принцип принятия партнерскими сторонами ответственности за ход и итоги совместной деятельности.
В целом студенческое самоуправление в профессиональной образовательной организации можно рассматривать как форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студентов, развитие их социальной активности, поддержку социальных инициатив, что на сегодняшний день наиболее актуально, так как у молодых людей крепнет желание принимать полноправное участие в экономической, политической и культурной жизни государства [5; 6].
Исходя из анализа возможного потенциала студенческого самоуправления ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» (далее — ГБПОУ «ВАТТ-ККК»), мы пришли к выводу, что его можно использовать как средство формирования патриотически ориентированных качеств личности. В 2019 году ГБПОУ «ВАТТ-ККК» приказом Министерства образования и науки
Челябинской области от 19.04.2019 № 01/1489 был присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Студенческое самоуправление как средство воспитания патриотизма на основе национально-культурных традиций казачьего самоуправления».
В связи с этим одной из основных целей деятельности студенческого самоуправления становится развитие у студентов активной гра-жданско-патриотической позиции, самостоятельности в принятии решений, умения выделять главное в работе и оптимизировать пути решения задач, развитие личной инициативы, формирование крепкого коллектива, воспитание сознательности, активности, коммуникативности.
В ГБПОУ «ВАТТ-ККК» придается большое значение роли студенческого самоуправления в воспитании патриотизма и формировании общероссийской гражданской идентичности студенческой молодежи. Участие студентов в самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданско-патрио-тической позиции.
Из века в век в сознании и менталитете россиян общественное преобладало над личностным, положение и роль личности в российской истории подчинялись той цели, которая на том или ином этапе исторического развития служила сплочению нации. Патриотизм в России всегда понимался как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества, выражался в безграничном самопожертвовании и самоотверженности. А казачество всегда являлось образцом беззаветного служения Отечеству и хранителем традиций культурного наследия исторического прошлого.
Учитывая то, что Верхнеуральский район издавна был оплотом культуры местного Ураль -ского казачества, логичным стало открытие на базе ГБПОУ «ВАТТ-ККК» казачьего кадетского корпуса, основой воспитания в котором являются национально-культурные традиции казачьего самоуправления, исторически выверенного и сохраненного, патриотически насыщенного и обусловленного. Все структурные подразделения техникума находятся на территориях, которые входили в состав Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии. Здесь всегда был исконно казачий край. В Верхнеуральске размещался штаб Второго отдела Оренбургского казачьего войска. Большая часть населения относилась к казачьему сословию со его особым жизненным укладом, бытом и традициями по воспитанию молодежи на основах преданности
Отечеству. Многие семьи свято хранят память о своих героических предках, сохраняя семейные истории, предметы быта, награды и фотографии казаков — верных служителей Отечеству. На территории Верхнеуральского муниципального района работает краеведческий музей, в котором собрано большое количество артефактов героического и культурного прошлого верхнеуральских казаков, проводятся тематические мероприятия. В плане содействия развитию молодежного казачьего движения администрация Верхнеуральского муниципального района при поддержке епархии, органов местного казачьего самоуправления, ветеранов проводит активную политику приобщения молодежи к культуре и традициям героического казачьего прошлого и настоящего.
Можно выделить основные качества, над которыми трудятся активисты: законопослушность, ответственность за поступки, добросовестность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, уважение к согражданам, служение Отечеству, социальная ответственность, активная гражданская позиция, гармоничное сочетание патриотических, национальных, интернациональных чувств и др.
Объектами воспитательного внимания и воздействия лидеров студенческого самоуправления ГБПОУ «ВАТТ-КИК» становятся именно эти качества личности, которые на сегодняшнем этапе развития отечественной истории служат сплочению народа. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства становится в деятельности актива студенческого самоуправления одним из наиболее важных аспектов.
Субъектами студенческого самоуправления выступают студенческие коллективы, которые выполняют ряд функций, конкретизированных направлениями деятельности. Для организации студенческого самоуправления в техникуме выбирается студенческий совет, разрабатывается положение по студенческому совету на основе таких основополагающих документов, как: Устав ГБПОУ «ВАТТ-ККК», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Конвенция о правах ребенка. Студенческий совет способствует результативному взаимодействию между обучающимися, педагогическим коллективом, администрацией техникума, администрацией Верхнеуральского муниципального района, представителями епархии, органами местного казачьего самоуправления, ветеранами. Высшим органом студенческого са-
моуправления является студенческая конференция, которая имеет право принимать к своему рассмотрению вопросы компетенции соответствующего студенческого коллектива. Студенческий совет возглавляет председатель, который выбирается из числа активных студентов на отчетно-выборной конференции студентов техникума. В его функции входит руководство студенческим советом и координация деятельности всего актива.
Исполнительными органами совета студенческого самоуправления являются постоянно действующие коллективы:
- учебно-производственный сектор,;
- гражданско-патриотический сектор,;
- культурно-массовый сектор,;
- жилищно-бытовой сектор,;
- сектор спортивной работы.
Название «сектор» выбрано не случайно. Сектор как часть некоей общности, круга, в рамках которого осуществляется проявление политики студенческого самоуправления как целостности. Кроме того, понятие «круг» в казачьей терминологии имеет значение «высший орган казачьего самоуправления».
У каждого сектора существуют свои функции, полномочия и сфера деятельности. Мероприятия проводятся как совместно, так и по отдельности. Основные функции студенческого самоуправления можно выделить по следующим основаниям:
- координация деятельности общественных и структурных подразделений профессиональной образовательной организации по работе со студентами;
- взаимодействие органов студенческого самоуправления с другими профессиональными образовательными организациями Уральского региона;
- поиск и включение в общественную работу социально активных студентов, стимулирование деятельности студенческих объединений;
- участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом в профессиональной образовательной организации;
- представление интересов студентов на всех уровнях;
- разработка и реализация собственных социально значимых программ и поддержка студенческих инициатив;
- создание единого информационного пространства для студентов и администрации профессиональной образовательной организации, включая все филиалы;
- профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде;
- трудоустройство (решение проблемы вторичной занятости студентов и поиска работы для выпускников, формирование трудовых студенческих отрядов);
- участие в процессе назначения стипендий и распределении мест в общежитиях;
- поддержка студенческих семей;
- поддержка малообеспеченных категорий студентов;
- организация досуга, отдыха и оздоровления студентов;
- анализ студенческих проблем, определение перспектив и путей их решения;
- выражение интересов студенческой молодежи в среде общественности;
- взаимодействие с администрацией Верхнеуральского муниципального района, органами местного казачьего самоуправления, ветеранами, местной епархией.
Покажем организацию и работу некоторых секторов.
Гражданско-патриотический сектор несет ответственность за работу музея техникума, осуществляет шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, могилами казаков. В этот сектор входят следующие студенческие объединения: «Волонтеры техникума», «Казачий кадетский корпус», «Добровольная народная дружина». В их функции входит организация тематических мероприятий, на которые приглашаются ветераны, представители казачества, представители духовенства. Общаясь с ними, постигая правду из первых уст, ребята всерьез задумываются над сложнейшими нравственными вопросами и делают свои выводы.
В рамках культурных мероприятий районного масштаба студенты и кадеты ГБПОУ «ВАТТ-ККК» являются одними из самых активных участников, проявляя в мероприятиях смекалку, удаль, творческие способности. При этом хочется отметить, что тематика районных мероприятий также созвучна с деятельностью студенческого самоуправления техникума в формировании патриотизма молодежи: концерты, посвященные Дню защитника Отечества, Дню призывника, Дню пограничника, Дню молодежи, Дню полиции, уголовного розыска и кадровых подразделений, Дню комсомола, Дню матери; открытие памятников и памятных стел; митинги, посвященные началу Великой Отечественной войны, Дню героев Отечества, годовщине вывода войск из Афганистана; Парад Победы в Великой Отечественной войне
на центральных площадях районов; областной фестиваль традиционной казачьей культуры «Родники золотой долины»; крещенские купания; мероприятия военно-патриотического характера — «Дмитриев день» (традиционный день мужской культуры), «Школа выживания», «Дань предкам», «Международный день добровольца», «Зарница».
Внутри профессиональной образовательной организации, включая все филиалы, проходят ежегодные конкурсы «Казачья удаль», полевые военно-патриотические сборы казачьих объединений Уйского муниципального района, областной конкурс «Казачий спас».
Кадеты ежегодно представляют Челябинскую область в конкурсах УРФО на звание «Лучший казачий кадетский корпус», где соревнуются в интеллектуальных конкурсах на знание истории, в военно-спортивных соревнованиях. Воспитанники очень ответственно, активно и с большим удовольствием участвуют в этих мероприятиях; возможно, именно поэтому команды регулярно занимают призовые места.
Волонтеры реализуют множество проектов, среди которых целевые проекты «Казачий курень», «От сердца к сердцу», «Волонтером быть здорово!», «Субботник».
Культурно-массовый сектор органа студенческого самоуправления помогает в организации и проведении внутренних мероприятий. Были проведены посвящение в студенты, смотр-конкурс художественной самодеятельности «Творчество в нашем стиле!», конкурс новогодних представлений среди студентов общежитий «Новогодние фантазии» и традиционный конкурс «Казачья удаль».
В своей практической деятельности студенческий совет часто сталкивается с конфликтами ценностей и интересов, которые, как правило, проявляются в отношении отдельных студентов к студенческому совету, его интересам, корпоративной культуре и имиджу профессиональной образовательной организации. Многие пассивны в учебной и общественной жизни техникума, испытывают трудности в постановке учебных и жизненных целей, обладают завышенной или заниженной самооценкой. Сложно привлечь таких студентов к участию в различных мероприятиях, сложно формировать в них лидерские качества, отвечающие критериям коллективизма, гражданственности, патриотизма.
Но исходя из того, что каждый человек — индивидуальность, воспитательные
возможности различных взаимовлияний используются в соответствии со сложившимися обстоятельствами. В этом случае задачей студенческого актива является не отторжение « индивидуалистов», а использование их лично ст-ных особенностей для более эффективного формирования у студентов значимых качеств. А студенческое самоуправление способствует развитию талантливой молодежи, которая четко осознает свои права и обязанности, умеет пользоваться своим правом и несет полную ответственность за последствия своих решений.
На наш взгляд, основной критерий эффективности деятельности студенческого самоуправления заключается в повышении уровня активности каждого студента в различных сферах деятельности. Главное в изменении смысла деятельности студенческого самоуправления состоит в том, что оно приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своего профессионального и культурно-нравственного самоопределения. Организация студенческого самоуправления позволяет развивать творческую инициативу студентов, их ответственность и гражданско-патриотическую позицию, самостоятельность и социальную активность.
Реализация основных направлений деятельности студенческого самоуправления в ГБПОУ «ВАТТ-ККК» позволяет в комплексе содействовать воспитанию духовно-нравственной, гражданско-патриотической и профессионально-трудовой культуры студентов техникума, развивать их автономность. А это возможно лишь в том случае, когда студент является активным субъектом общественной жизни техникума, участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций, осознаёет всю ответственность за качество своей подготовки к предстоящей профессиональной и гражданско-патриотической деятельности.
Таким образом, развитие принципов студенческого самоуправления в деятельности актива студентов ГБПОУ «ВАТТ-ККК» можно классифицировать по следующим основаниям, которые позволяют спроектировать пролонгированный результат воспитания патриотизма в среде студентов техникума:
- интересы развития личности и профессиональной самореализации созвучны с интересами государства в развитии сознательного гражданского общества и подготовке профессиональных кадров;
- студенческое самоуправление является средством социально-правовой защиты студентов;
- студенческое самоуправление обеспечивает воспитание ключевых профессионально-личностных компетенций патриотически направленного характера деятельности;
- организация патриотического воспитания в рамках социального партнерства обеспечивает эффективную работу образовательной организации с учетом интересов студентов и жизнедеятельности местного сообщества;
- в результате повышения роли коллективных дел достигаются определенные коллективные цели;
- студенческое самоуправление как неравновесная система обретает опыт самоорганизации в приобретении навыков управленческой деятельности при решении нестандартных задач жизнедеятельности студенческого коллектива и отдельной личности в условиях современной реальности;
- достигаются личностные цели успешного профессионального самоопределения и успешной учебной деятельности;
- студенческое самоуправление, выступая как контроллер условий самоопределения и наиболее полной реализации внутреннего аксиологического потенциала обучающихся, способствует развитию ценностей и личностных качеств студентов.
Библиографический список
1. Петрова, Т. И. Студенческое самоуправление: история и современность / Т. И. Петрова, А. Х. Хамидуллина. — ЫРЬ: https://novainfo.ru/article/13068 (дата обращения: 30.05.2019).
2. Антонова, Н. Н. Структура и функции ученического самоуправления в Миасском строительном техникуме / Н. Н. Антонова, В. М. Черкасов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2014. — № 1 (05). — С. 105-108.
3. Черкасов, В. М. Ученическое самоуправление как основа формирования конкурентоспособного специалиста / В. М. Черкасов // Профессиональное образование и рынок труда. — 2014. — № 9. — С. 24-25.
4. Элементы педагогической системы А. С. Макаренко в современном профессиональном образовании: результаты инновационной работы // Инновационное развитие профес-
сионального образования. — 2016. — Прил. № 3 (11). — Электрон. текст. дан. (1,35 Гб). — 1 опт. компакт-диск (CD-ROM).
5. Вячин, И. Е. Деятельность органов студенческого самоуправления колледжа как средство развития самоорганизации студентов / И. Е. Вячин // Наука XXI века: опыт прошлого — взгляд в будущее : материалы III науч.-практ. конф. (Омск, 15 апр. 2017 г.). — Омск : Изд-во СибАДИ, 2017. — С. 240-244.
6. Кологреев, В. А. Система патриотического воспитания на примере Казачьего кадетского корпуса имени генерал-майора В. В. Платошина Димитровоградского технического колледжа / В. А. Кологреев // Методист. — 2017. — № 4. — С. 21-23.
For citation: Kudrjashova, E. V. Student self-governance as a factor of improving the patriotism level of students of vocational educational organizations / E. V. Kudrjashova, Yu. B. Pererodina // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 3 (23). — P. 97-104.
STUDENT SELF-GOVERNANCE AS A FACTOR OF IMPROVING THE PATRIOTISM LEVEL OF STUDENTS OF VOCATIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
E. V. Kudrjashova, Yu. B. Pererodina
The article highlights the issues of development of student self-government in the aspect of ideas about the role of student public associations in the patriotic education of students. The principles of the organization and activity of student self-government in a modern professional educational organization are named. The experience of organizing the interaction of student self-government with local governments and public organizations is presented as an opportunity to combine the interests of personal development and self-realization with the interests of the state in the development of a conscious civil society and the training of professional personnel.
Key words: student self-government, self-organization, managerial activity of the collective, education of patriotism, general cultural competencies.
References
1. Petrova T. I., Khamidullina A. Kh. Studencheskoe samoupravlenie: Istorija i sovremennost' [Student self-government: History and modernity], available at: https://novainfo.ru/article/13068 (accessed: 30.05.2019). (In Russian)
2. Antonova N. N., Cherkasov V. M. Struktura i funkcii uchenicheskogo samoupravlenija v Mi-asskom stroitel'nom tehnikume [The structure and functions of student self-government in the Miass construction college], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2014, no. 1 (05), pp. 105-108. (In Russian)
3. Cherkasov V. M. Uchenicheskoe samoupravlenie kak osnova formirovanija konkurentos-posobnogo specialista [Student self-government as the basis for the formation of a competitive specialist], Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational education and the labor market], 2014, no. 9, pp. 24-25. (In Russian)
4. Jelementy pedagogicheskoj sistemy A. S. Makarenko v sovremennom professional'nom obra-zovanii : Rezul'taty innovacionnoj raboty [Elements of the pedagogical system of A. S. Makarenko in modern professional education: Results of innovative work], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2016, App. no. 3 (11), the electron. text. dan. (1.35 GB), 1 opt. compact disk (CD-ROM). (In Russian)
5. Vyachin, I. E. Dejatel'nost' organov studencheskogo samoupravlenija kolledzha kak sredstvo razvitija samoorganizacii studentov [The activities of student self-government bodies of the college as a means of developing students' self-organization], Nauka XXI veka: Opyt proshlogo — vzgljad v bu-dushhee: materialy III nauch.-prakt. konf. (Omsk, 15 apr. 2017 g.) [Proc. of III scientific and practical. conf. "Science of the XXI century: Experience of the past — a look into the future" (Omsk, April 15, 2017)], Omsk, 2017, pp. 240-244. (In Russian)
6. Kologreev V. A. Sistema patrioticheskogo vospitanija na primere Kazach'ego kadetskogo korpusa imeni general-majora V. V. Platoshina Dimitrovogradskogo tehnicheskogo kolledzha [The system of patriotic education on the example of the Cossack cadet corps named after Major General V. V. Platoshin of the Dimitrovograd Technical College], Metodist[Methodist], 2017, no. 4, pp. 21-23. (In Russian)
Кудряшова Елена Вячеславовна, заместитель директора по ВР ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», Челябинская область, г. Верх-неуральск
Переродина Юлия Борисовна, заместитель директора по ТО ГБПОУ «Верхнеуральский агро-технологический техникум — казачий кадетский корпус», Челябинская область, г. Верхнеуральск, e-mail: yla-mama@mail.ru
Kudrjashova Elena Vjacheslavovna, Deputy Director of upbringing work, Verkhneuralsk Agro-technological College — Cossack Cadet Corps, Chelyabinsk Region, Verkhneuralsk
Pererodina Yulia Borisovna, Deputy Director of Technical Maintenance, Verkhneuralsk Agrotechno-logical College — Cossack Cadet Corps, Chelyabinsk Region, Verkhneuralsk, e-mail: yla-mama@mail.ru
Сведения для цитирования: Чернецов, П. И. Трудоустройство инвалидов молодого возраста в современных условиях рынка труда / П. И. Чернецов, И. В. Шадчин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 104-112.
УДК 376:331 ББК 65.272
ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РЫНКА ТРУДА
П. И. Чернецов, И. В. Шадчин
Авторы представляют региональный опыт содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью. Проанализированы результаты мониторинга сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве.
Ключевые слова: инвалид молодого возраста, профессиональное образование, работодатель, рынок труда, барьеры, выпускник ПОО, трудоустройство.
Отношение к инвалидам выступает одним из базовых индикативов зрелости общества, его консолидации и жизнеспособности. Здоровое общество никогда не допустит пренебрежительного отношения к гражданам с инвалидностью.
В наши дни государство уделяет неусыпное внимание проблеме профессионального саморазвития инвалидов молодого возраста — выпускников профессиональных образовательных организаций.
В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения инвалид молодого возраста — инвалид в возрасте от 18 до 44 лет [1].
Трудоустройство инвалидов различных нозологий — ключевая стадия их профессиональной жизни, а успешность трудоустройства — один из базовых индикативов качества образования. Залогом успешного вхождения выпускников-инвалидов в современный социум
Таблица 1
Численность инвалидов в Челябинской области по возрастным группам по состоянию на 1 июля 2019 года (по данным Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов»)
———.................. 18-30 лет 31-40 лет 41-50 лет 51-60 лет Свыше 60 лет
Численность инвалидов (чел.) 10 831 15 607 18 713 34 423 140 946