Научная статья на тему 'Студенческое самоуправление как фактор формирования социально безопасной среды вуза'

Студенческое самоуправление как фактор формирования социально безопасной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ И УГРОЗЫ / КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / SAFETY / RISKS AND THREATS / COMPREHENSIVE SAFETY OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / SOCIAL SAFETY / STUDENT SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самородова В. В.

В статье рассмотрены современные вызовы безопасности личности. Цель статьи раскрыть потенциал молодежного самоуправления в образовательных организациях высшего образования. Автором выделена комплексная задача образовательных организаций, включающая в себя не только исключительно образовательные функции, но и воспитательные аспекты всего процесса подготовки молодых людей к взрослой жизни, в частности задача формирования культуры безопасности, опирающейся на духовно-нравственные позиции. Показаны роль и место обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций; проанализированы точки зрения на ее организацию. Раскрыта сущность социальной безопасности образовательной среды, определяющей условия развития культуры безопасности студентов вуза. Показано, что студенческое самоуправление может выступить ключевым фактором вовлечения учащейся молодежи в общественную жизнь вуза, что будет способствовать формированию барьеров для развития и распространения деструктивных идеологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самородова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT SELF-GOVERNMENT AS A FACTOR FORMATION OF SOCIALLY SAFE ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article deals with modern challenges of individual safety. The purpose of the article is to reveal the potential of youth self-government in educational institutions of higher education. The author identifies a complex task of educational organizations, which includes not only educational functions, but also educational aspects of the entire process of preparing young people for adulthood, in particular the task of forming a culture of safety, based on spiritual and moral aspects. The role and place of complex safety of educational organizations is revealed, the points of view on its organization are analyzed. The essence of social safety of the educational environment, which determines the conditions for the development of safety culture of University students, is revealed. It is shown that student self-government can be a key factor in the involvement of students in the social life of the University, which will contribute to the formation of barriers to the development and spread of destructive ideologies.

Текст научной работы на тему «Студенческое самоуправление как фактор формирования социально безопасной среды вуза»

УДК 378

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

В.В. Самородова

Аннотация. В статье рассмотрены современные вызовы безопасности личности. Цель статьи - раскрыть потенциал молодежного самоуправления в образовательных организациях высшего образования. Автором выделена комплексная задача образовательных организаций, включающая в себя не только исключительно образовательные функции, но и воспитательные аспекты всего процесса подготовки молодых людей к взрослой жизни, в частности задача формирования культуры безопасности, опирающейся на духовно -нравственные позиции. Показаны роль и место обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций; проанализированы точки зрения на ее организацию. Раскрыта сущность социальной безопасности образовательной среды, определяющей условия развития культуры безопасности студентов вуза. Показано, что студенческое самоуправление может выступить ключевым фактором вовлечения учащейся молодежи в общественную жизнь вуза, что будет способствовать формированию барьеров для развития и распространения деструктивных идеологий.

Ключевые слова: безопасность, риски и угрозы, комплексная безопасность образовательных организаций, социальная безопасность, студенческое самоуправление.

STUDENT SELF-GOVERNMENT AS A FACTOR FORMATION OF SOCIALLY SAFE ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

V. Samorodova

Abstract. The article deals with modern challenges of individual safety. The purpose of the article is to reveal the potential of youth self-government in educational institutions of higher education. The author identifies a complex task of educational organizations, which includes not only educational functions, but also educational aspects of the entire process of preparing young people for adulthood, in particular the task of forming a culture of safety, based on spiritual and moral aspects. The role and place of complex safety of educational organizations is revealed, the points of view on its organization are analyzed. The essence of social safety of the educational environment, which determines the conditions for the development of safety culture of University students, is revealed. It is shown that student self-government can be a key factor in the involvement of students in the social life of the University, which will contribute to the formation of barriers to the development and spread of destructive ideologies.

Keywords: safety, risks and threats, comprehensive safety of educational organizations, social safety, student self-government.

Вопрос обеспечения безопасности в образовательных организациях высшего образования нашей страны, крайне актуальный в современных условиях, весьма широк и многогранен. Сегодня государство и общество сталкивается с новыми, небывалыми по своим масштабам, вызовами, угрозами и опасностями - терроризмом, идеологическими диверсиями, распространением различного рода деструктивных экстремистских идеологий и идей, в том числе призывающих к конкретным актам насилия, девиантному поведению, а также к саморазрушению, вплоть до суицидов. Основным объектом этих угроз является наша молодежь, что обусловлено ее высокой неустойчивостью, колебаниями, молодежным нигилизмом и протестной активностью. Кроме того, с развитием технического прогресса и технологий также расширяются опасности техногенных и

экологических катастроф, чрезвычайных ситуаций, затрагивающих все население страны, то есть возникают как социальные, так и технические риски [1;2].

Все это требует от работников высшего образования создания многоцелевой и многоуровневой комплексной системы безопасности вузов, которая охватывала бы все необходимые вопросы этой сферы - от всестороннего обеспечения физической защиты, пожарной безопасности, подготовленности сотрудников и обучающихся к чрезвычайным ситуациям до комплекса мероприятий по предупреждению (профилактике) деструктивных идеологий и аддикций в молодежной среде, созданию эффективной системы противодействия им и иным современным вызовам. Очевидно, что обеспечение физической и «духовной» безопасности личности является реализацией

социальной ответственности системы образования в целом, подразумевая «ответственность участников образовательных отношений (образовательных организаций, работников образования, обучающихся) за обеспечение и реализацию мер защиты образовательных организаций и образовательной среды от разного вида внешних и внутренних угроз [3].

С позиций формирования ответа на вызовы и угрозы безопасности автор рассматривает комплексную безопасность в образовательных организациях высшего образования как совокупность мер и мероприятий, осуществляемых во взаимодействии с Министерством науки и высшего образования РФ, органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими службами и общественными организациями по обеспечению всестороннего безопасного функционирования, а также формированию культуры безопасности сотрудников и обучающихся образовательных организаций, их готовности к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

В последнее время Министерством науки и высшего образования России совместно с другими уполномоченными ведомствами проводится глобальная работа по созданию системы и обеспечению функционирования комплексной безопасности высших

образовательных и научных учреждений. Исследуя вопросы обеспечения комплексной безопасности вузов с разнообразных позиций, явно сформировался спектр текущих задач, требующих решения и привлечения к этой деятельности всех участников образовательных отношений [4-7].

Практика показывает, что эта деятельность требует выработки единых подходов, требований и постоянную координацию с

заинтересованными министерствами,

ведомствами и службами как на уровне федерального центра, так и на местах. В связи с этим от некоторых вузов звучат предложения о необходимости создания единого центра по вопросам комплексной безопасности на уровне Министерства, сосредоточения всех вопросов безопасности под единым руководством в самих вузах. Они резонно указывают на то, что это позволит избежать путаницы, двойной и тройной работы, существенно снизит некоторые финансовые затраты. Это связано с тем, что смежные и аналогичные мероприятия по противопожарной безопасности,

антитеррористической защищенности и

физической охране подведомственных организаций могут проводиться при кураторстве различных департаментов Министерства, по различным методическим и практическим указаниям с различным финансированием. Это серьезно отражается на реальной мобилизационной готовности объектов к чрезвычайным ситуациям. Аналогичная ситуация с реализацией антикриминальных,

антитеррористических и антиэкстремистских проектов, в том числе идеологического характера.

Все эти предложения и способы их реализации еще предстоит обсудить. Отдельные эксперты, соглашаясь с вышеизложенным мнением, возражают по поводу предложений об объединении под единое руководство, особенно на уровне вузов, условно говоря, «силового блока» по физической защите объектов и «контентного блока» по информационно-идеологической и воспитательной работе, требующей, зачастую, особо тонкого и даже индивидуального подхода. В последнее время специалисты отмечают возникновение проблем информационно-технической безопасности, поэтому можно говорить уже о возникновении третьего - «информационно-технического» блока. В любом случае все эти блоки по своей значимости являются основополагающими во всей системе безопасности вузов. Так, реализуя объединенное представление, исследователи комплексной безопасности, базируясь на результатах мониторинга комплексной безопасности вузов РФ [8], предлагают единый социальный проект пролонгированного действия «Обеспечение комплексной безопасности образовательной организации» [9]. По мнению его авторов, данный проект должен заключаться в разработке безопасной траектории

«жизнедеятельности» образовательной

организации в целях адаптации к современным условиям и реализоваться через создание «контуров безопасности», направленных на обеспечение безопасности личности:

инфраструктурного, социального,

психодидактического [10;11].

Любой тип безопасности подразумевает:

- понимание безопасности как ценности (аксиологический компонент);

- знания о рисках, угрозах и их источниках, способах противостояния им (когнитивный компонент);

- наличие навыков и умений, готовности действовать в случае угроз безопасности (деятельностный компонент).

Базируясь на определении социальной безопасности образовательной среды вуза как на

степени «защищенности участников

образовательных отношений от деструктивно-личностных и физических угроз, позволяющей снизить риски развития деструктивных процессов и личностных аддикций, тем самым предотвращая возникновение социальных проблем и конфликтов» [3], хочется особо подчеркнуть, что всю работу по обеспечению безопасности вузов невозможно эффективно построить без широкого вовлечения в нее «постоянного» и «переменного» состава -педагогических работников и студентов. При этом необходимо не просто формально, на бумаге, создать, условно говоря, «пожарные команды». Необходимо формировать системы взаимопонимания, взаимодействия и

многосторонней ответственности всех сторон, приоритет безопасности (обеспечение, формирование, готовность) как обязательное условия образовательной деятельности.

Очевидно, что этот контекст весьма сложен, так как состав обучаемых постоянно меняется. Но практика показывает, что в тех вузах, где реально, а не для отчета в вышестоящие инстанции удалось создать атмосферу вовлечения молодежи в вопросы обеспечения собственной безопасности, сформировать у нее чувство сопричастности и ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, в связи с этим существенно повышается уровень эффективности всей системы комплексной безопасности. Проводимые Минобрнауки России и другими заинтересованными ведомствами проверки показывают, что в последние годы многие вузы достигли в этой сфере значительных успехов. Но, что особенно отрадно, они смогли найти формы привлечения студенческих коллективов даже к скучной, во многом технической работе. Очень интересен опыт создания во взаимодействии с соответствующими службами студенческих оперативных отрядов по обеспечению гражданской обороны, добровольных пожарных дружин и дружин по обеспечению безопасности движения в районах массовых скоплений студентов, внештатных студенческих структур по обеспечению правопорядка, осуществляющих свою деятельность в тесном взаимодействии с органами студенческого самоуправления.

Еще больше возможностей увлечь студентов в «контентных» информационно-идеологических и информационно-технических проектах. Этот блок ведет не только к укреплению внутренней безопасности, но и несет значительный предупредительно-профилактический и учебно-воспитательный эффект. В качестве одной из целей развития образования, заданных указом

Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», закреплено воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно -нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Эффективность работы, проводимой для достижения указанной цели, является определяющим фактором в вопросах противодействия распространению в

образовательных учреждениях радикальных, асоциальных и иных деструктивных идеологий.

Успешная практика некоторых учебных организаций высшего образования показывает, что органы студенческого самоуправления при поддержке заинтересованных руководителей и преподавателей вуза способны обеспечивать постоянный эффективный мониторинг многих проблемных зон жизнедеятельности

образовательного учреждения и принимать оперативные решения по предотвращению всякого рода негативных явлений. Все мы видим, какой варварской идеологической агрессии с разных сторон подвергаются умы молодых людей. Хорошо продуманными и организованными идеологическими диверсиями их пытаются морально и нравственно разложить, посеять недоверие и пренебрежение к своему собственному государству, ненависть к достижениям нашего народа, его истории и культуре, побудить к конкретным антиобщественным действиям экстремистского характера, асоциальному поведению, вплоть до склонения к самоубийству. Необходимо четко и ясно понимать, что если не организовать этой идеологической агрессии срочное

противодействие, то это, в конечном итоге, может иметь крайне негативные долговременные последствия для всего нашего общества. Необходимо создать некий барьер - «духовно-нравственный иммунитет» [12], то есть формирование и укрепление, прежде всего в образовательной среде, гражданской устойчивости к проявлениям экстремизма, этнической, религиозной, социальной или иной нетерпимости, распространению

человеконенавистнических идей и идеологий. Данная позиция позволит не только развиться целостной личности, но и будет способствовать изменению социума после окончания обучения молодого человека, распространяясь через его профессиональную деятельность, семью, социальные связи.

Хорошо организованное студенческое самоуправление - вот ключевой фактор вовлечения учащейся молодежи в общественную жизнь вуза. Формирование чувства сопричастности каждого студента ко всему происходящему в своем учебном заведении создает основу для психологического неприятия всем студенческим коллективом любых нарушений установленных правил. Студент начинает любить и оберегать свой вуз так, как он оберегает свой дом. Именно органы самоуправления обеспечивают максимальную численную вовлеченность студентов в общественную жизнь, такие студенты максимально загружены и контентно, то есть содержательно. Поэтому на современном этапе перед образовательными и воспитательными учреждениями и организациями нашей страны ставится комплексная задача, включающая в себя не только исключительно образовательные функции, но и духовно-нравственные воспитательные аспекты всего процесса подготовки молодых людей к взрослой жизни. Необходимо не только вложить в них знания и умения, но сформировать в них личность, гражданскую, этнокультурную и, при необходимости, религиозную идентичность на основе патриотизма, любви к Родине. Это позволит создать в каждом из них непреодолимый внутренний барьер для невосприимчивости к деструктивной пропаганде.

Многие недооценивают важность формирования гражданской идентичности человека. Не случайно ведь вербовщики деструктивных сект и террористических организаций, паразитирующие на некоторых мировых религиях, ставят перед своими потенциальными жертвами тестовый вопрос именно по этой теме. Они просят молодых людей выбрать для себя, что для них приоритетнее: вера или патриотизм и любовь к Родине, целенаправленно разделяя их и умышленно порождая сомнения в ценностных ориентирах (религия, этнос, родина). Статистика показывает, что формирование гражданской идентичности, вовлеченность в общественно-политические процессы государства, региона, города, в общественную жизнь коллектива вуза, курса, группы позволяет значительно снизить риск молодежных суицидов, давая понимание значимости для группы, вуза и социума в целом каждого действия молодого человека.

Важнейшим аспектом формирования социальной безопасности образовательной среды является проблема справедливости. Это понятие включает в себя и социальную, и правовую, и

повседневную, «бытовую» справедливости. В этой связи в студенческих коллективах необходимо искоренять проявления социального и материального превосходства, максимально исключить несправедливость со стороны административного и профессорско-

преподавательского состава. В этом случае, нельзя не упомянуть о коррупции, исключительно разлагающе действующей на молодого человека. У тех представителей молодежи, которые получили какие-либо преференции от коррупции, формируется искаженное представление о морали, нравственности, появляется желание решать, таким образом, все насущные вопросы. И, наоборот, у остальной части молодежи появляется разлагающий негатив по отношению ко всему нашему обществу и государству.

Таким образом, вопросы обеспечения социальной безопасности образовательной среды тесно переплетаются с учебно-воспитательными задачами вуза и становятся неотъемлемой частью всего учебного процесса. Посредством студенческих организаций и вузовского студенческого самоуправления и на их основе возможно обеспечить широкий спектр информационно-пропагандистской и

просветительской работы по соответствующим направлениям социальной безопасности, обеспечить справедливость при решении самых сложных вопросов, в том числе во взаимоотношениях студентов между собой, студента с преподавателями и администрацией вузов, организовать эффективную борьбу с коррупцией. Можно говорить о том, что в широком смысле слова мы должны сформировать у нашей молодежи культуру безопасности, которая будет включать в себя целый комплекс знаний и умений, навыков и действий в той или иной опасной (физической, социальной, психологической) ситуации. Она позволит молодому человеку четко идентифицировать степень общественной или личной (для него) опасности того или иного негативного явления и найти верные алгоритмы действий для ее нейтрализации. Основными направлениями профилактики асоциальных и иных негативных явлений в вузе, в том числе связанных с распространением деструктивных идеологий, должны стать: организация максимальной занятости студентов, стремление отвлечь их от влияния негативных факторов, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выработку в их сознании и поведении устойчивого иммунитета и нетерпимости к терроризму, экстремизму и деструктивным

религиозным культам, которые представляют особую опасность для безопасности личности. Для реализации этих задач в каждом вузе, исходя из его возможностей и материальной базы, может быть разработана система мер, цель которой -

создание единой образовательной, научной, духовно-нравственной и культурно-досуговой среды, где каждый студент может проявить себя в различных сферах жизнедеятельности и реализовать свои лучшие личностные качества.

Литература:

1. Муравьева Е.В., Сибгатова К.И., Хисматова А.Т. Формирование риск-мышления в аспекте требований Сендайской программы / Е.В. Муравьева, К.И. Сибгатова, А.Т. Хисматова // Вестник НЦ БЖД. -2017. - №3 (33). - С. 43-47.

2. Самородова В.В. Образование как инструмент обеспечения безопасности / В.В. Самородова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 3(122). -С. 17-22.

3. Левина Е.Ю., Хусаинова С.В., Прокофьева Е.Н. Социальная безопасность в образовательной среде: критерии качества // Е.Ю. Левина, С.В. Хусаинова, Е.Н. Прокофьева // Человек. Общество. Инклюзия. - 2017. - № 2(30). - С. 27-31.

4. Кисляков П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи / П.А. Кисляков. - М.: Шуйский государственный педагогический университет; Логос, 2011.

5. Лызь Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.А. Лызь. -Ставрополь, 2006.

6. Самородова В.В. Конструктивный диалог с молодежью как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма / В.В. Самородова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6(125). -С. 9-12.

7. Прокофьева Е.Н. Модель управления комплексной безопасностью образовательных организаций / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 57-61.

8. Мухаметзянова Ф.Ш. Обеспечение безопасности как фактор социальной ответственности образования (по результатам мониторинга вузов) / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, Е.Ю. Левина, А.П. Абраковнов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 5(118). - С. 76-81.

9. Гильмеева Р.Х., Левина Е.Ю. Комплексная безопасность образовательных организаций как социальный проект / Р.Х. Гильмеева, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5(124). -С. 17-23.

10. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю. Концепты обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 17-19.

11. Козлов В.Е., Масленникова В.Ш., Левина Е.Ю. Аттитюд культуры безопасности образовательных организаций / В.Е. Козлов, В.Ш. Масленникова, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 5(130). - С. 27-31.

12. Гильмеева Р.Х. Духовно-нравственный иммунитет как фактор социализации молодежи: сборник материалов / Р.Х. Гильмеева // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики / Материалы 11-ой Международной научно-практической конференции; под общей редакцией Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. - Казань: КГАСУ, 2017. -Т.1. - С. 8-13.

Сведения об авторе:

Самородова Вера Валентиновна (г. Москва, Россия), заместитель директора Департамента государственной службы и кадров Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, e-mail: [email protected]

Data about the author:

V. Samorodova (Moscow, Russia), Deputy Director of the Department of Public Service and Personnel of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, e-mail: [email protected]

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

DOI: 10.34772/KPJ.2019.137.6.003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.