Казанский педагогический журнал, 2018, №1
ПЕДАГОГИКА
УДК 377:378
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ФГБНУ «ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ
ПРОБЛЕМ» ЗА 2017 ГОД
Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова
Аннотация. В статье раскрываются основные научные результаты Института, полученные в процессе выполнения государственного задания за 2017г. Особое внимание уделено научно-исследовательским проектам, выполняемым по Программе фундаментальных исследований Российской академии образования и достижениям Института, полученным в результате реализации международного сотрудничества с зарубежными образовательными и научными Центрами и институтами в рамках международных академических программ. Отдельно в статье рассматриваются результаты прикладного исследования Института, выполняемого в интересах департаментов МОиН РФ.
Ключевые слова: система образования, модернизация профессионального образования, развитие, научно-методическое обеспечение, комплексная безопасность.
MAIN RESULTS OF RESEARCH WORK OF FSBSI „INSTITUTE OF PEDAGOGY,
PSYCHOLOGY AND SOCIAL PROBLEMS" FOR THE 2017 YEAR
F. Mukhametzyanova, G. Shaikhutdinova
Abstract. The article describes the main scientific results of the Institute, obtained through the execution of the state task for 2017. Particular attention is paid to scientific research projects implemented under the Program of fundamental research of the Russian Academy of education and the achievements of the Institute, received in result of realization of international cooperation with foreign educational and scientific Centers and institutions within the framework of international academic programs. The article separately discusses the results of applied research of the Institute performed in the interests of the departments of the Ministry of education and science of the Russian Federation.
Keywords: system of education, modernization of professional education, development, scientific-methodological support, complex safety.
В 2017 году Институт работал по государственному заданию, включающему тематику, связанную с решением научных и прикладных задач в области профессионального образования и научно-методического
обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций.
Исследования, проводимые Институтом, полностью соответствуют основным научным направлениям фундаментальных и прикладных исследований Российской академии образования и Министерства образования и науки РФ и опираются на академический ресурс фундаментальности с выделением
первоочередных задач образовательной практики в Российской Федерации и ее регионах. В результате теоретических и экспериментальных психолого-педагогических исследований решены актуальные проблемы развития
профессионального образования разных уровней в условиях тесной взаимосвязи задач формирования инновационной экономики и
модернизации системы профессионального образования.
В области профессионального образования Институт ведет разработки в рамках двух проектов:
- исследование и анализ современных методологических, психолого-педагогических, научно-методических и социологических проблем в сфере профессионального образования;
- разработка учебно-методического обеспечения переподготовки и повышения
квалификации образовательного профессиональной молодежи.
В процессе Государственной
субъектов кластера ориентации
научно-сфере учащейся
исследования на основе Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года авторами разработана структура и содержание, цели и задачи концепции научно-методического обеспечения инновационного
в
развития профессионального образования (Мухаметзянова Ф.Ш., Масленникова В.Ш.). В концепции рассматривается понятийно -категориальный аппарат в рамках новой отрасли педагогических знаний - педагогической инноватики; раскрыта сущностная
характеристика системы научно-методического обеспечения инновационного развития; определены основные его направления.
Кроме того, дана характеристика современных методологических подходов к научно-методическому обеспечению
инновационного развития профессионального образования: синергетический, кластерный, итерационный, трансдисциплинарный, проектно-целевой. В исследовании представлены организационно-педагогические условия
эффективности процесса научно-методического обеспечения инновационного развития профессионального образования, его ресурсное обеспечение и диагностический инструментарий.
В области методологии педагогики профессионального образования ведется исследование по теме «Итерационный подход как методологическое основание реформирования современного профессионального образования» (государственная регистрация № 01201352110) (Щербаков В.С., Левина Е.Ю.). Авторами разработаны базовые концепты научно-методического обеспечения; представлены педагогические требования к структуре и содержанию научно-методического обеспечения итерационного подхода [43].
Базовыми концептами разработанного обеспечения являются системность и научность как отражение связи всех агентов развития профессионального образования на основе примата эффективности; нарративное описание, направленное на спецификацию миссии, целей и характера развития профессионального образования с учетом динамических характеристик внутренней и внешней среды системы профессионального образования; наличие возможности прогноза и механизма реакции на изменения; наличие инструментария диагностики эффективности развития; наличие объективированной системы оценки достижения стратегической цели. Выявлен перечень пробелов отечественного профессионального образования, деструктивно влияющих на развитие системы профессионального образования:
преемственности (между уровнями образования); образовательной методологии; управленческих подходах и механизмов реализации решений [7].
Научно-методическое обеспечение
реализации итерационного подхода структурно должно содержать следующие блоки:
педагогические интерпретированные
потребности общества в профессионалах определенного качества и уровня подготовки; философию нового профессионального образовании, отражающую современные парадигмы и принципы функционирования профессионального образования как системы; телеологический (целевой) блок,
сформированный в квалитативных параметрах и содержащий возможность технологического переложения целей в образовательные процессы; процессуально-технологический блок,
обеспечивающий переход от знаниецентристских образовательных моделей к деятельностно-операционным (переход от классической учебной деятельности к квазипрофессиональной и от нее к профессиональной деятельности); диагностико-оценочный блок, пронизывающий всю структуру профессиональной подготовки и
обеспечивающий качественное управление процессом профессионального становления и, в конечном итоге, приводящий к
запрограммированному результату подготовки.
В процессе исследования расписан на технологическом уровне алгоритм разработки сценариев) образовательных систем и процессов на основе итерационного подхода, включающий этапы и соответствующие им шаги.
Как считают авторы, особое значение в рамках обеспечения имеет формирование и организация информационных потоков. Информационное содержание источников определяется тенденциями развития мирового и отечественного социально-экономического
состояния в целом, значимыми мировыми политическими и социально-экономическими событиями и прогнозом интерпретируемых данных на функционирование сопряженных процессов.
В рамках исследования разработана и предлагается методика оценки источников информации с позиций как качества источника, так и качества информации источников на основе шкалирования и формирования матрицы рангов.
При реализации итерационного подхода к управлению образовательными системами выявляются различные отклонения от запланированных уровней затрат всех видов и ожидаемых результатов, вызванные изменениями во внешней и внутренней среде развития образовательной системы, например, смена идеологической или образовательной парадигмы, технико-технологические достижения,
цифровизация образования и др. Это вынуждает регулярно, по мере выявления отклонений, обращаться к анализу, на основе которого будут осуществляться корректировки различных
параметров стратегических проектов, в том числе и переоценка показателей их эффективности без принципиального изменения самой схемы итерационного подхода [33]. В рамках итерационного подхода осуществлен мониторинг и анализ управляемости в 300 вузов РФ. При этом мониторинг предусматривал поиск проблемных зон, их анализ, возможную корректировку, анализ итоговых результатов (т.е. полный итерационный цикл). Данный анализ позволил создать исследовательскую классификацию вузов и качественно-количественный анализ
рассогласования между экспертными и реальными показателями управляемости вузов.
Исследование проблем и особенностей психических состояний аддиктивной личности в профессиональном образовании - одна из важнейших задач социальной психологии как в научно-теоретическом, так и в эмпирико-прикладном плане. К сожалению, проблема наркотической, алкогольной, игровой и др. видов зависимостей с течением времени не ослабевает, а, наоборот, становится все более глобальнее и масштабнее. Поэтому проведение исследований в этой области имеет актуальное значение не только для развития общих фундаментальных знаний о психических состояниях аддиктивной личности, но и для развития специфических знаний в целях профилактики и коррекции аддикций у субъектов в профессиональной школе. Психические состояния определяют в значительной степени успешность деятельности субъекта, его здоровье как физическое, так и психическое.
По теме «Особенности психических состояний аддиктивных личностей, обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях разных уровней» (государственная регистрация № 01201454268) (Грязнов А.Н., Хусаинова С.В.. Чеверикина Е.Н.) в процессе решения проблемы исследователями раскрыты положения; уточнены понятия; собраны экспериментальные данные, факты и их описания, позволяющие вскрыть специфику психических состояний аддиктивной личности в профессиональной школе разных уровней [30].
Авторы считают, что сущность исследования психических состояний учащихся и преподавателей учреждений профессионального образования разных уровней, склонных к аддикциям, заключается в выявлении закономерностей взаимосвязи психических состояний и индивидуальных особенностей личности, склонной к аддикциям в связи с тем, что любое психическое состояние может являться как переживанием, так и деятельностью, имеющей определенное внешнее выражение.
В исследовании разработаны теоретические аспекты поэтапной социализации личности, склонной к аддикциям, включающие в себя дополнительные элементы механизма адаптации и, в случае отклонения поведения обучающегося от установленных норм и правил образовательной организации, обеспечивающие подключение психологического сопровождения.
Поэтапная социализации включает в себя «Академическую модель» сопровождения учащейся молодежи, склонной к аддиктивному поведению. Особенности «Академической модели» допускают процесс обучения по двум траекториям для двух групп обучающихся: условно нормированных и склонных к аддикции. Эти две траектории различаются алгоритмом сопровождения, обучением и выходом из этого процесса [29].
Академическая модель сопровождения обучающихся связана с процессом вхождения в учебно-профессиональную деятельность,
различается по принципу дифференциации: либо принятия образовательной среды, либо адаптации к ней. Принятие обучающимся образовательной среды определяет его готовность к присвоению профессиональных навыков. Обучающиеся, склонные к аддикциям, нуждаются в психологическом сопровождении для их оптимального состояния и адаптации к образовательной среде и получению профессиональных навыков. Как показывает экспериментальная работа, результатом сопровождения является эффективность прохождения обучения [36].
При разработке академической модели сопровождения обучающихся, авторами выявлен внутренний механизм, который при отсутствии рациональности приводит к снижению совладания со стрессом. Он определен как механизм преодоления реактивных образований проекций, относительно которого включается преобразование позитивного отношения к объекту в негативное на уровне, приравненном к неосознанности (аффект) или, наоборот, при переходе в форму проекции субъектом приписываются не признаваемые и не одобряемые собственные мысли, чувства и мотивы другому субъекту.
Низкие показатели формирования реактивных образований и высокие показатели создания проекций инициируют вырабатывание дополнительного механизма преодоления реактивных образований проекций у субъекта, склонного к аддикциям. Экспериментально установлено, что психические состояния переживаемые студентами в учебно-профессиональной деятельности, обусловливают
вырабатывание их личностных качеств, определяющих специфику отношения к будущей профессиональной деятельности.
Изменения, происходящие в
профессиональной школе в связи с изменением ФГОС СПО, позволяют со всей очевидностью констатировать, что нужны классификационные характеристики инновационных технологий, успешно решающие задачу эффективной реализации государственных стандартов в общеобразовательной (гуманитарной и естественнонаучной) и профессиональной подготовках на основе модульно-компетентностного и проектно-целевого
подходов к формированию общих, профессиональных компетенций и
профессиональных квалификаций будущего специалиста [37, 39, 40].
Так, по теме «Теоретические основания естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования»
(государственная регистрация № 01201352107) (Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю., Прокофьева Е.Н., Шигапова Н.В.) учеными института разработаны научные основы проектирования содержания и технологий естественнонаучной и профессиональной подготовки современного специалиста на социально - педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях [6].
На социально-педагогическом уровне разрешено противоречие между лимитированием времени, отведенного на изучение естественнонаучных и профессиональных дисциплин и увеличением объема естественнонаучной информации. На научно -теоретическом уровне внесен вклад в теорию естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки современного специалиста, заключающийся в укрупнения дидактических единиц в процессе модульно-компетентностного проектирования учебных курсов и разработки сквозной технологии оценивания результатов обучения студентов [4, 35, 42].
На научно-методическом уровне разработаны и апробированы компетентностно-
ориентированные механизмы и алгоритмы, позволяющие сформировать компетенции более высокого уровня обобщения. На основе вышесказанного разработаны: содержание курса физики (А.Р. Камалеева); интегрированного курса «Физика и электротехника» (В.В.Семакова); содержание междисциплинарных курсов профессионального модуля (С.Ю.Грузкова); содержание дисциплины БЖД (Е.Н.Прокофьева).
По теме «Теоретико-методологические основы реализации федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС) в процессе гуманитарной подготовки студентов» (государственная регистрация № 01201352104) (Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Л.Ю.) авторами разработано научно-методическое обеспечение проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в гуманитарной подготовке на трех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом [3]. На методологическом уровне раскрываются компетентностный, системно-деятельностный и проектно-целевой подходы. Доминантная роль отведена проектно-целевому подходу как одному из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обогащенному
инновационными технологиями и
обеспечивающему проектирование
педагогической системы, стратегически ориентированной на разработку проектно-целевых механизмов реализации ФГОС в гуманитарной подготовке. На теоретическом уровне определены системные и функциональные закономерности и принципы, обеспечивающие проектирование гуманитарного образования в соответствии с системообразующей,
моделирующей и критериальной функциями [2].
На методическом уровне раскрывается совокупность взаимосвязанных,
взаимодополняющих методов и приемов предметной деятельности преподавателя в процессе поликомпонентного модульного структурирования учебного материала по предмету: мотивационно-целевого, понятийно-терминологического, содержательно-
технологического, контрольно-диагностического, учебно-методического компонентов.
Разработанное исследователями научно-методическое обеспечение проектно-целевого подхода к реализации ФГОС СПО в гуманитарной подготовке направлено на интегративную целостность формирования общих и профессиональных компетенций и сохранение необходимой доли гуманитарной составляющей в профессиональном образовании. Имеющийся в настоящее время крен в сторону сугубо профессиональной подготовки, заданный стандартами, в которых практически отсутствуют компетенции, характеризующие российские мировоззренческие гражданские идентификации выпускников СПО и ВО, компенсирован проектно-целевым подходом на основе реализации его механизмов в гуманитарной подготовке будущих специалистов в профессиональной школе [22, 34, 41].
Актуальной для практики является задача разработки учебно-методического обеспечения переподготовки и повышения квалификации субъектов научно-образовательного кластера в сфере профессиональной ориентации учащейся молодежи [18]. По теме «Научно-методическое обеспечение профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера (на примере строительной и нефтехимической отрасли)» (государственная регистрация № 115020230027) (Мухаметзянова Ф.Ш., Трегубова Т.М., Шайхутдинова Г.А., Шибанкова Л.А.) авторами разработана модель учебно-методического обеспечения переподготовки и повышения квалификации субъектов научно -
образовательного кластера в сфере профессиональной ориентации. Основным критерием корректности разработанной модели переподготовки и повышения квалификации субъектов научно-образовательного кластера в сфере профессиональной ориентации является ее способность соответствовать общей цели, где решение задач имеет консолидирующий характер и направлено на совместную работу по всем направлениям работы не для разграничения зон применения имеющегося потенциала субъектов данной интегрированной системы, а для оптимизации использования имеющихся ресурсов в решении проблемы профессионального самоопределения учащейся молодежи [28, 32].
Реализация модели переподготовки и повышения квалификации субъектов научно-образовательного кластера в сфере профессиональной ориентации направлена на:
1) Обеспечение качественной профориентационной работы во всех сегментах научно-образовательного кластера.
2) Обеспечение преемственности и непрерывности образования на всех уровнях профильного образования на основе внедрения альтернативных образовательных программ и современных тенденций развития учебно-воспитательного процесса.
3) Создание условий для творческой самореализации педагогических работников.
4) Создание непрерывной подготовки кадров, которая позволит реализовать вышеуказанные основы и качественно организовать работу с одаренными детьми и молодежью по техническому направлению: научно-исследовательская работа, работа по подготовке к
олимпиадам различного уровня и т.д.
Исследователями определено, что для достижения основной цели профориентационной работы (формирование профессиональных интересов у учащейся молодежи, профессиональное самоопределение учащейся молодежи, самореализация) необходимо
совершенствование профессиональных
компетенций работников образования и специалистов, занимающихся
профориентационной работой в условиях научно-образовательного кластера.
С этой целью авторами разработана дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) "Профориентация в условиях научно-образовательного кластера", состоящая из четырех модулей и отражающая четыре основных направлений деятельности субъектов научно-образовательного кластера в области профориентацинной работы с учащейся молодежью (организационная и правовая основа профориентационной деятельности, российский и международный опыт, управление, условия повышения эффективности профориентационной деятельности).
ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» в 2017 году активно развивал международное сотрудничество с зарубежными образовательными и научными Центрами и институтами в рамках международных академических программ ТЕМПУС-IV 6 раунд, ЭРАЗМУС+, Программы Фулбрайт (FULBRIGHT), Британских Советов, Германской службы академических обменов (DAAD) и др.
Институт участвовал в международных проектах, тематика которых охватывает широкий круг вопросов, имеющих приоритетное значение для осуществления реформ всех уровней образования, демократизации российского государства и формирования гражданского общества (см. табл. 1).
Указанные проекты направлены на разработку комплексных моделей научно -методического обеспечения инновационного развития профессионального образования разных уровней в интересах динамики изменяющегося рынка труда, расширяющегося рынка образовательных услуг, а также создания условий для профессиональной и социальной самореализации граждан в период становления общества, основанного на знаниях [17, 26, 27].
Таблица 1.Международные проекты ФГБНУ «ИППСП»
п/п Название проекта Цель Результаты сотрудничества
1. Проект "Поддержка развития высшего образования (ИБ8Р/ЛРР). Проведение мероприятий в рамках XVII Всемирной недели международного образования (14-17 ноября 2017 г.); развитие международного образовательного и научного сотрудничества; поддержка внедрения современных форматов образования в профессиональной школе в контексте реализации Концепции обучения в течение всей жизни и Болонского процесса. Повышение значимости международного сотрудничества; стимулирование развития академической мобильности научных работников и преподавателей; проведение международных конференций в режиме on-line и семинаров, обмен литературой; перекрестное рецензирование нового поколения учебников в модульно-компетентностном формате.
2. Программа «ТЕМПУС» Проект "ЛЬЬМББТ" -"Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и воспитание толерантности в России» Разработка научно-методического обеспечения и координация деятельности преподавателей вузов по внедрению Центров поликультурного образования и формирования толерантности для обучения по авторским инновационным образовательным программам с использованием конструктивного европейского опыта В 2017 году проведено экспертное исследование уровня сформированности толерантности и поликультурной компетентности у различных целевых групп (студентов вузов, преподавателей вузов, учащихся общеобразовательных школ и их родителей), высокий уровень сформированности которой свидетельствует о создании системы непрерывного поликультурного образования в РТ под эгидой ИППСП. Продолжено внедрение в образовательный процесс вузов и школ, разработанных в рамках Проекта авторских модульных программ и методических рекомендаций. Проведено экспертное исследование устойчивости проекта (февраль 2017 г.). Проведен международный аудит результатов внедрения Программы (ноябрь 2017).
3. Программа ЭРАЗМУС +, проект БЭТБР-«Совершенство -вание практики преподавания в вузах России и Китая» на основе лучших европейских образовательных практик Германии, Великобритании, Португалии и Италии». Разработка и внедрение новых технологий обучения в вузы России и Китая на основе анализа и адаптации конструктивного опыта деятельности университетов Германии, Великобритания, Португалии, Италии. 1. Определить проблемы, потребности и возникающие барьеры в использовании европейских инновационных технологий и обучающих методов в РФ и Китае. 2. Интернационализировать содержание обучения и согласовать использование образовательных технологий в странах ЕС, РФ и Китая через серию обучающих семинаров, мастер-классов, конференций, тем самым повысить и улучшить квалификацию профессорско-преподавательского состава вузов России. 3. Внедрить сеть Центров Обучения инновационным технологиям. 4. Разработать ряд методических рекомендаций для педагогических кадров по совершенствованию практики преподавания. 5.Повысить качество профессиональной подготовки специалистов, увеличить востребованность выпускников на рынке труда
В 2017 году в ходе реализации мероприятий Проектов было отмечено, что произошли изменения в характере взаимодействия сторон, участвующих в совместных проектах. Если на начальных этапах осуществлялось «прямое» внедрение зарубежного опыта без учета российских образовательных традиций и менталитета, то на сегодняшний день оно постепенно уступает место формированию общего дискурса и взаимному обучению и обогащению партнеров по совместному Проекту (прежде всего, в рамках Проектов ТЕМПУС и ЭРАЗМУ С+).
Результаты исследований Института имеют не только научную ценность, но и высокую практическую значимость. На международном уровне о востребованности исследований Института свидетельствует рост числа публикаций сотрудников института в изданиях, индексируемых в международных базах данных (WebofScience, Scopus), а также прирост числа публикаций по результатам исследований и разработок в ведущих российских научных журналах. Научные сотрудники Института все активнее приглашаются к участию в редакционных коллегиях и экспертных советах международных научных журналов с высоким рейтингом, в частности "Professional Development -Профессиональное развитие (США), "Scottish Educational Review" - Вестник образования Шотландии (Великобритания), "Educazione Interculturale" - "Поликультурное Образование" (Италия) и др.
На федеральном уровне - разработанный учеными пакет научно-методических и учебно-методических материалов (монографии, учебные пособия, методические пособия и рекомендации для педагогов и обучающихся), направленных на обеспечение инновационного развития системы образования, широко используется в процессе подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов.
Институт заключил договора о партнерстве и сотрудничестве с 25 учебными заведениями разных уровней (Москва, Белгород, Ростов-на-Дону, Ижевск и др.), где проходят апробацию научные разработки Института, а также проводятся обучающие семинары для профессорско-преподавательского состава по применению новейших достижений
педагогической науки.
На региональном уровне можно отметить роль института в деятельности образовательных организаций Республики Татарстан (школ, техникумов, вузов). Растет число заказных научных исследований Институту со стороны образовательных организаций Республики Татарстан, что отражается в росте привлечения
внебюджетных средств одновременно с дополнительным увеличением внутренних затрат на исследования и разработки.
В 2017 году Институт проводил научно-исследовательские работы в интересах департаментов Министерства образования и науки РФ по проекту "Проведение мониторинга и оценки эффективности работы образовательных организаций в сфере обеспечения комплексной безопасности. Разработка нормативных материалов по обеспечению комплексной безопасности в образовательных организациях, подведомственных Минобрнауки России. Разработка и реализация программ повышения квалификации для руководителей
образовательных организаций по профилактике проявлений экстремизма и терроризма"
Разработка и реализация комплекса идей, обеспечивающих создание системы образования как ключевого фактора безопасности и противодействия идеологии экстремизма и терроризма, представлены результатами научных педагогических и психологических исследований по следующим направлениям: концептуальные основы модели социально-ориентированной безопасной личности (Ф.Ш. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова) [8, 38]; базовые концепты обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве (Ф.Ш.
Мухаметзянова, Е.Ю. Левина); теоретико-методологические основы системы комплексной безопасности образовательной организации (Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю.) [38]; научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды (Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова, Л.А. Шибанкова) [21, 23, 24]; проектирование системы комплексной безопасности образовательной организации (Р.Х. Гильмеева, Е.Ю. Левина) [1]; теоретико-методологические основания системы обеспечения психологической безопасности в образовательной организации (Хусаинова С.В.) [31]; арт-терапевтическая коррекция социального здоровья молодежи в системе комплексной безопасности образовательной организации (Л.Ю. Мухаметзянова) [9]; сущность и структура профессиональной компетентности педагога по предупреждению и профилактике идеологии экстремизма в молодежной среде (С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева) [5].
Учеными разработан комплекс научных подходов (итерационный, процессный, проектно-целевой, личностно-деятельностный,
гуманистический, психодинамический,
трансперсональный, риск-ресурсный), и обоснованы принципы (законности,
регионализации, комплексности, принцип
прогнозирования рисков, принцип
совершенствования, принцип документирования и контроля) к обеспечению комплексной безопасности образовательной организации с целью противодействия пропаганде идеологии экстремизма, снижения социально-
психологической напряженности в обществе. Обоснованы основные требования к проектированию содержания методических разработок разного уровня для работы в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма, в основе которых лежит междисциплинарный подход к определению их содержания с учетом требований государства и общества и интеграции теоретических знаний с практическим наработками в этой области. На основе вышесказанного учеными института разработаны методические рекомендации в помощь руководителю образовательной организации по восьми направлениям, связанным с комплексной безопасностью [11-16, 19, 20].
Проведено два этапа мониторинга оценки эффективности работы руководителей по обеспечению комплексной безопасности в образовательных организациях Российской Федерации.
Разработана и реализована программа повышения квалификации руководителей образовательных организаций, подведомственных Минобрнауки РФ в сфере обеспечения комплексной безопасности образовательной
организации.
Материалы и разработки Института применяются при проведении курсов повышения квалификации работников общего и профессионального образования, могут быть рекомендованы для использования
Министерством образования и науки РФ в целях разработки мероприятий по модернизации системы профессионального образования и обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций. Сферами возможного применения результатов
исследований могут быть не только учреждения профессионального образования разных уровней, но и органы управления профессиональным образованием на федеральном и региональном уровнях, система дополнительного
профессионального образования, службы занятости населения и др.
По итогам 2017 года опубликованы и внедряются в практику профессионального образования: 5 монографий, 1 учебно-методический комплекс, 2 учебных пособия, 2 учебно-методических пособия, 1 научно-методическое пособие, 9 методических рекомендаций, 2 дополнительные
профессиональные программы. Подготовлено 146 статей, из них: 14 статей Web Of Sciens, 11 статей Скопус, 33 статей ВАК, 88 публикаций в сборниках научных статей и материалах конференций.
Литература:
1. Гильмеева Р.Х., Левина Е.Ю. Комплексная безопасность образовательных организаций как социальный проект / Р.Х. Гильмеева, Е.Ю.Левина // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №5. - С. 17-23.
2. Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Л.Ю. Технологии реализации ФГОС СПО в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода / Р.Х. Гильмеева, Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №3. - С.8-13.
3. Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Л.Ю., Залялова А.Г., Зеленкова Е.В. Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки студентов на основе проектно-целевого подхода: учебно-методический комплекс для работников профессионального образования / под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора, чл.- корр. РАО Ф.Ш. Мухаметзяновой. Авторский коллектив: Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Л.Ю., Залялова А.Г., Зеленкова Е.В. - Казань: «Данис», 2017. - 211с.
4. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р., Русскова О.Б. Процедура оценки эффективности инновационных образовательных технологий по естественнонаучным и профессиональным дисциплинам / С.Ю.Грузкова, А.Р.Камалеева, О.Б.Русскова // Инновации в образовании. - 2017. - №3. - С.15-28.
5. Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю. О формировании готовности педагогов к профилактике радикальных идеологий среди учащейся молодежи / А.Р. Камалеева, С.Ю.
Грузкова // Казанский педагогический
журнал. - 2017. - №5. - С.36-41.
6. Камалеева А.Р., Грузкова С.Ю., Прокофьева Е.Н., Шигапова Н.В., Семакова В.В., Русскова О.Б. Естественнонаучная и профессиональная подготовка рабочих и специалистов в условиях динамичных технологических перемен: монография / А.Р. Камалеева, С.Ю. Грузкова, Е.Н. Прокофьева, Н.В. Шигапова, В.В.Семакова, О.Б.Русскова / под научной редакцией член-корр. РАО, д.п.н., проф. Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань: Издательство «Данис» ИПП ПО РАО, 2017. - 175 с.
7. Левина Е.Ю. Модели управления высшим образованием: кросс-культурный страновый анализ / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2017. -№ 1. - С. 36-44.
8. Масленникова В.Ш. Педагогика безопасности как теория обеспечения безопасности личности в образовательной организации / В.Ш.Масленникова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №5. - С.36-41.
9. Мухаметзянова Л.Ю. Арт-терапевтическая коррекция социального здоровья студентов / Л.Ю. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал.- 2017. - №5. - С.65-70.
10. Мухаметзянова Ф.Ш., Абраковнов А.П., Валиуллин Р.Ф., Прокофьева Е.Н. Обеспечение пожарной безопасности в образовательный организациях, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации: методические рекомендации / Ф.Ш. Мухаметзянова, А.П.
Абраковнов, Р.Ф. Валиуллин Е.Н. Прокофьева / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». - Казань: «Данис», 2017. - 36 с.
11. Мухаметзянова Ф.Ш., Валиуллин Р.Ф. Охрана труда в образовательных организациях: методические рекомендации. / Мухаметзянова Ф.Ш., Валиуллин Р.Ф. -Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». - Казань: «Данис», 2017. - 60с.
12. Мухаметзянова Ф.Ш., Валиуллин Р.Ф., Садрисламов Г.Ф. Гражданская оборона. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации: методические рекомендации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Ф. Валиуллин, Г.Ф. Садрисламов / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». - Казань: «Данис», 2017. - 52 с.
13. Мухаметзянова Ф.Ш., Валиуллин Р.Ф., Садрисламов Г.Ф. Обеспечение физической охраны и инженерно-технической защиты в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Ф. Валиуллин, Г.Ф. Садрисламов / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». - Казань: «Данис», 2017. - 36 с.
14. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю., Костров Е.Н. Обеспечение информационной безопасности в образовательной организации: методические рекомендации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина, Е.Н. Костров / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». - Казань: «Данис», 2017. - 44 с.
15. Мухаметзянова Ф.Ш., Прокофьева Е.Н. Обеспечение антитеррористической защищенности образовательной организации: методические рекомендации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». - Казань: «Данис», 2017. - 72 с.
16. Мухаметзянова Ф.Ш., Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Шайхутдинова Г.А. Комплексная безопасность образовательной организации: методические рекомендации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, Е.Ю. Левина, Г.А. Шайхутдинова / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». - Казань: «Данис», 2017. - 48 с.
17. Мухаметзянова Ф.Ш., Трегубова Т.М. Формирование толерантной личности в культурно-образовательном пространстве регионов России и за рубежом: роль международных проектов /Ф.Ш. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова // Гуманитарные науки. -2017. - № 4(40). - С. 126-131.
18. Мухаметзянова Ф.Ш., Трегубова Т.М, Шайхутдинова Г.А., Шибанкова Л.А. Методические подходы к подготовке субъектов научно-образовательного кластера к профессиональной ориентации учащейся молодежи: учебное пособие //Ф.Ш.Мухаметзянова, Т.М.Трегубова, Г.А.Шайхутдинова, Л.А.Шибанкова. - Казань: "Данис", 2017. - 96 с.
19. Мухаметзянова Ф.Ш., Хусаинова С.В., Шайхутдинова Г.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательных организациях: методические рекомендации / Ф.Ш. Мухаметзянова, С.В. Хусаинова, Г.А. Шайхутдинова / Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». - Казань: «Данис», 2017. -56 с.
20. Мухаметзянова Ф.Ш., Хусаинова С.В., Шайхутдинова Г.А. Профилактика наркомании и правонарушений в образовательной организации/ Ф.Ш. Мухаметзянова, С.В. Хусаинова, Г.А. Шайхутдинова/ Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем». - Казань: «Данис», 2017. -36 с.
21. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Проектирование дорожной карты мероприятий по профилактике радикальных идеологий в образовательной организации /Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5. - С.30-35.
22. Мухаметзянова, Л.Ю. Технологическое обеспечение формирования художественной компетентности студентов в процессе реализации ФГОС СПО в профессиональной школе культуры и искусства / Л.Ю. Мухаметзянова // Инновации в образовании. - 2017. - № 8. - С. 36-41.
23. Мухаметзянова, Ф.Ш., Шибанкова Л.А. Научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды /Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №
5. - С. 8-16.
24. Прокофьева Е.Н. Анализ рискообразующих факторов комплексной безопасности образовательной организации / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №5 - С. 23-29.
25. Самородова В.В. Образование как инструмент обеспечения безопасности / В.В. Самородова // Казанский педагогический журнал. - Казань. - 2017. - № 3. - С. 17-21
26. Теория и практика поликультурного образования: результаты проекта ALLMEET программы TEMPUS: коллективная монография /Ф.Ш. Мухаметзянова, М. Куконато, Т.М. Трегубова, О.Г. Смолянинова и др. /отв.ред. О.Г. Смолянинова, Т.М. Трегубова. - Красноярск: Гротеск, 2017. - 172 с. - 500 экз.
27. Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы в Республике Татарстан: коллективная монография /Ф.Ш. Мухаметзянова, М. Куконато, Р.Х. Гильмеева, Е.Н. Костров, В.Ш. Масленникова, Т.М. Трегубова, Г.А. Шайхутдинова, Л.А. Шибанкова / под науч. ред. член-корр. РАО, д.п.н., проф. Ф.М.Мухаметзяновой. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис -XXI век», 2017. - 109 с.
28. Трегубова Т.М., Шибанкова Л.А. Подготовка субъектов научно-образовательного кластера к профориентационной работе / Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №
6. - С. 52-55.
29. Хусаинова С.В. Академический аддикт как феномен учебно-профессиональной деятельности / С.В. Хусаинова // Национальное здоровье. - 2017. - № 1-2. - С. 238244.
30. Хусаинова С.В. Грязнов А.Н., Рерке В.И., Бубнова И.С., Чеверикина Е.А. Особенности психических состояний учащихся и преподавателей учреждений профессионального образования разных уровней, склонных к аддикциям: коллективная монография / под научной редакцией член-корр. РАО, д.п.н., проф. Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань: «Данис», 2017. - 173 с.
31. Хусаинова С.В. Исследование личностно-социальной устойчивости учащейся молодежи в современных реалиях / С.В. Хусаинова //Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5. -. С. 106-112.
32. Шайхутдинова Г.А. Подготовка преподавателей для профессиональной образовательной организации: подходы к проблеме /Г.А. Шайхутдинова // Инновации в образовании. - 2017. - №1. - С.54-64.
33. Щербаков В.С., Левина Е.Ю. Структура и содержание научно-методического обеспечения итера-
ционного подхода к модернизации профессионального образования: учебно-методическое пособие В.С.Щербаков, Е.Ю. Левина / под научной редакцией Мухаметзяновой Ф.Ш. -Казань: «Данис», 2017. - 137 с.
34. Gilmeeva R.Kh. et all. Mechanisms for Designing Students' Humanitarian Training as of Pedagogical System / R.Kh. Gilmeeva, V.A. Ignatova, V.V. Nevolina, M.Yu. Fadeyeva, V.V. Kurushin, N. V. Kosolapova, V. A. Mishchenko // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. - 2017. - 12 (7b). - p.1117-1126.
35. Kamaleeva A.R., Gruzkova S.Yu., Sofinskaya O.V., Shigapova N.V. Influence of selection of technologies of realization of natural- science and vocational training on effectiveness of educational process // Recent trend in Science and Technology management № 1, V. 2 The collection includes 7th International Conference «Recent trend in Science and Technology management» by SCIEURO in London, 23-29 January 2017. - p.137-148.
36. Khusainova S.V. et all. Research of teachers professional addictions in order to improve the safety of the educational environment / S.V. Khusainova, M.M. Mishina, V.R. Shlychkov, O.N. Shlychkova, E.B. Redkina, V.Z. Yusupov // Man in India. - 2017. - №3 (97). - p.467-475.
37. Levina E.Y. et all. Structure and Contentofe-Learning Information Environment Based on Geo-Information Technologies / E.Y. Levina, A.R. Masalimova, N.I. Kryukova, V.V. Grebennikov, N. N. Marchuk, D. A. Shirev, K.A. Renglikh, R. V. Shagieva // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education.- 2017.- 13(8). - p.5019-5031
38. Maslennikova V. Sh., Shaykhutdinova G. A., Yavorskiy O.O. Conceptual Ideas Of Complex Safety Of The Personality In The Educational Organizations// IFTE 2017 III International Forum on Teacher Education /European proceedings of social & behavioral sciences EpSBS. - 2017.- № 3. - p.502-507.
39. Maslennikova V.Sh., Kamaleeva A.R., Shigapova N.V. To the question of use of innovative technologies in system of professional education // V.ShMaslennikova, A.R.Kamaleeva, N.V. Shigapova // Science and Technology. - 2017. - №1. - p. 77.82
40. Mukhametzyanova F. Sh., Gorev P.M., Masalimova A.R., Makarova E.V. Developing creativity of schoolchildren through the course "Developmental mathematics" // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2017. - № 6 (13). - P. 1799-1815.
41. Mukhametzyanova L.Yu. et all. Formation of students emotional intelligence as a factor of their academic development / L.Yu. Mukhametzyanova , M.A. Bezborodova, A.A. Korzhanova, L.G. Akhmetov, M.V. Sotnikov, E.R. Khairullina // Man in India. - 2017. - №3 (97). - p.543-552.
42. Prokofieva E.N. et all. Formation of university students safety culture in modern socio-cultural and technogenic conditions / E.N. Prokofieva, V.V. Smirnova, S.B. Ignatov, F.V. Khazratova, V.N. Igonin, V.V. Murugova // Man in India. - 2017. - №3 (97). - p.553-563.
43. Shcherbakov V.S. et all. Iteration as a Regulatory Function of Education Management / V.S. Shcherbakov, S. I. Ashmarina, M.O. Suraeva, R.A. Kurbanov, A.M. Belyalova, R.A. Gurbanov, J.V. Torkunova // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. - 2017. - 12(7b). - p.1211-1219
44. Shibankova L.A. et all. Organizational model of scientific and methodical maintenance of comprehensive security of the educational environment // L.A. Shibankova, A.R. Fayzullina, V.V. Dzhamalova, N.N. Kozlova, D.A. Krylov, V. A. Komelina. // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). - 2017. - 2. - p.159-166.
Сведения об авторах:
Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, профессор, доктор педагогических наук, директор ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: ipppo-rao@mail.ru
Шайхутдинова Галия Айратовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем)
Data about the authors:
F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), corresponding member of Russian joint stock company, professor, doctor of pedagogical sciences, director of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: ipppo-rao@mail.ru
G. Shaikhutdinova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, scientific secretary of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: us-ippporao@mail.ru