УДК 377:378
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Р.Х. Гильмеева, Е.Ю. Левина1
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания 26.4521.2017/5.1
Аннотация. В условиях современной геополитической и социокультурной нестабильности именно система образования является прогностической опорой общества, способной переломить существующую ситуацию. Вопросы обеспечения комплексной безопасности образовательной организации авторы исследуют с позиций как личной, так и общественной безопасности, рассматривая ее как социальный проект. Предлагаются концептуальные основания системы комплексной безопасности образовательной организации, позволяющие осуществить ее проектирование с организационных, технико-технологических, психолого-педагогических позиций. Статья предназначена для руководителей образовательных организаций, специалистов и исследователей в области безопасности.
Ключевые слова: система образования, образовательная организация, комплексная безопасность, социальное проектирование.
COMPLEX SAFETY OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
AS SOCIAL PROJECT OF THE EDUCATION SYSTEM
R. Gilmeeva, E. Levina
Abstract. In the conditions of modern geopolitical and sociocultural instability the education system is the predictive support of society capable to refract the existing state. Authors investigate questions of ensuring complex safety of the educational organization from positions of both personal, and public safety, considering her as the social project. The conceptual bases of system of complex safety of the educational organization allowing to carry out her design from organizational, technical and technological, psychology and pedagogical positions are offered. Article is intended for heads of the educational organizations, experts and researchers in the field of safety.
Keywords: education system, educational organization, complex safety, social design.
Природа существующих сегодня угроз социуму такова, что каждый человек не может чувствовать себя в полной мере защищенным от разного рода опасностей [1]. Государству, очевидно, требуется поддержка социальных институтов и всех членов гражданского общества для противодействия социальным и физическим угрозам.
В этих условиях система образования способна оказать существенное содействие обществу в реализации целей и задач безопасности [2]. Тот факт, что в деятельность образовательных организаций вовлечено все подрастающее поколение страны, позволяет прогнозировать, что четко выстроенная система комплексной безопасности образовательных организаций, включающая совокупность образовательно-воспитательных воздействий, способна осуществить значительные позитивные преобразования каждого молодого человека. Мы считаем, что институт образования обязан нести социальную ответственность как качественную характеристику функционирования в рамках своей деятельности, в том числе, и за состояние защищенности всех участников образовательных отношений (обучающихся, работников
образования, самой образовательной организации) [3].
Специфика образования заключается в реализации двух важнейших задач безопасности одновременно:
- обеспечения безопасности образовательного пространства (образовательной среды и образовательной организации) от всех видов физических, социальных и личностных угроз;
- формирования культуры безопасности обучающихся посредством организации целенаправленной подготовки и системы воспитательных мероприятий.
Мы определяем основную задачу социальной ответственности образования в сфере обеспечения безопасности как разработку механизма действий, результат которых -гарантия интеграции ценностей, запросов общества и личности в сфере безопасности, ограниченной рамками образовательной системы [4;5]. Согласно концептам социальной ответственности образования [3;6], базу обеспечения безопасности образовательного пространства будут составлять:
- понимание высокой степени долга всей системы образования и всех участников образовательных отношений за обеспечение
безопасности (личности, коллектива, самой образовательной организации);
- достижение высокого качества организационной, образовательной и воспитательной деятельности в сфере безопасности и их положительной результативности в рамках образовательной системы или организации.
Рассматривая позицию обеспечения безопасности в рамках любой образовательной организации, мы проектируем обеспечение комплексной безопасности системно, работая по ряду направлений: антитеррористическая защищенность (личности и образовательной организации); психологическая безопасность (личности и образовательной среды); информационная безопасность (личности и информационного контента образовательной организации); профилактика наркомании и правонарушений (среди обучающихся образовательной организации); физическая охрана и инженерно-техническая защита, гражданская оборона, пожарная безопасность (всех участников образовательных отношений); охрана труда (работников образования) [7;8].
В сложившейся образовательной практике сосуществуют две формы достижения комплексной безопасности образовательных организаций: пассивная, предполагающая фокусирование ориентиров среды на сохранении достигнутого состояния; активная,
заключающаяся в разработке безопасной траектории деятельности образовательной организации в целях адаптации к современным условиям.
Последний вариант, по нашему мнению, вполне коррелирует с представлением обеспечения комплексной безопасности образовательной организации как разработки и реализации стратегического социального проекта длительностью в один учебный год.
Социальный проект «Обеспечение комплексной безопасности образовательной организации» направлен на внесение организационных, технологических, психолого-педагогических изменений в деятельность образовательных организаций и предполагает системную трансформацию объекта - качеств образовательной организации, взаимодействий участников образовательных отношений, свойств образовательной среды.
Субъектами данного социального проектирования выступают все участники образовательных отношений.
Результатом проекта «Обеспечение комплексной безопасности образовательной организации» является создание безопасной
образовательной среды (физический, социальный, образовательный компонент) как совокупности системы возможностей для участников образовательных отношений, связанных с удовлетворением потребностей в безопасности и трансформацией этих потребностей в жизненные ценности. Реализация такой среды предполагает совместные целенаправленные усилия руководящего состава, педагогов и обучающихся образовательной организации через осознание и ценностное принятие общей цели и программы действий, реализацию соответствующих функций и стадий их достижения. При этом задействуются все составляющие компоненты среды -ценностные, ресурсные, управленческие.
Концептуальная идея проекта «Обеспечение комплексной безопасности образовательной организации» заключается в ее представлении, как совокупности трех контуров безопасности, направленных на обеспечение безопасности личности: инфраструктурного, социального, психодидактического.
Инфраструктурный контур определяет позиции физической защищенности самой образовательной организации и участников образовательных отношений от различного вида угроз, формируя физическое и предметное окружение образовательной среды. Данный контур обеспечивается материально-технической организацией учебно-воспитательного процесса в рамках учебных занятий, производственной практики, внеучебной работы, условиями быта студентов в общежитии.
Социальный контур определяют обеспечение прав и свобод участников образовательных отношений в рамках законодательства РФ и социокультурная специфика образовательной организации: традиции и особенности среды, необходимость сохранения этнокультурной, гражданской и общечеловеческой идентичности; гармонизация межнациональных и
межэтнических отношений. Этот контур формируется на общечеловеческих культурных принципах, обеспечивая защищенность жизненно важных образовательных потребностей субъектов образования, и развивает культурный микросоциум, в котором доминируют поликультурные нормы и «создаются» духовно-нравственные законы личности.
Психодидактический контур определяется реализацией образовательных и воспитательных процессов в различных направлениях безопасности и формируется посредством реализации образовательных программ и системы профилактических мероприятий в сфере безопасности жизнедеятельности. Существенный вклад в его организацию вносят кадровый состав
образовательной организации и научно-методическая база обеспечения безопасности.
Задача образовательной организации в сфере обеспечения комплексной безопасности нам видится в текущей защите от угроз безопасности и формировании таких личностных качеств обучающихся, которые бы позволили не только противостоять текущим угрозам, но и снизить их в перспективе на завтрашний день [9]. Решение этой задачи мы сводим к поэтапному формированию у учащихся, начиная с самого малого возраста, сначала системы базовых национальных ценностей (патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, «человечество», «семья», «природа», «наука», «труд и творчество», «искусство и литература» [10], традиционные российские религии), затем духовно-нравственного иммунитета [11], как способа сохранения позитивных идеалов и ценностей социума, обеспечивающих стабильное состояние морального здоровья нации и способности к преодолению деструктивных внешних и внутренних воздействий, и, наконец, культуры безопасности жизнедеятельности, как потребности к осознанию личной ответственности и к самоконтролю при любых видах деятельности, обеспечивающей личную и общественную безопасность.
Научно-теоретическую основу
рассматриваемого социального проекта составляет проектно-целевой подход, предполагающий рассмотрение целей, содержания, технологий образования как проекта инновационной деятельности [12]. Проектно-целевой подход - это совокупность концептуальных идей, обеспечивающих проектирование организационно-педагогической системы в соответствии с заданной целью и стратегически ориентирующих на разработку проектно-целевых механизмов [13;14].
Его основу составляет проектный метод управления, направленный на достижение баланса между рисками, ресурсами и качеством деятельности в сфере безопасности образовательной организации. Проектное управление предполагает четкое планирование деятельности (например, посредством формирования дорожных карт для каждого направления комплексной безопасности); анализ, минимизацию и учет рисков отклонений от плана; адаптационный механизм для управления изменениями (внешних и внутренних компонентов образовательной среды).
Проектные механизмы строятся на основе адаптации принципов, выделенных А.Ф. Красноперовым [15], как принципы обеспечения
состояния комплексной безопасности объектов (субъектов) социальной сферы:
- принцип «единства государственной власти и общества», заключающийся в реализации поставленных государством целей и задач в области безопасности посредством выполнения законов, планов и программ;
- «принцип взаимной ответственности субъектов (личности, предприятия, государства) в обеспечении состояния комплексной безопасности», предполагающий в контексте образовательных организаций социальную ответственность всех участников образовательных отношений за реализацию системы мер комплексной безопасности, установленных руководителем образовательной организации;
- принцип «учета психологии человека, микро- и макрогрупп, этноса, общества, страны», обусловливающий разработку системы учебно-воспитательных действий и профилактических мероприятий, коррелируемых со спецификой данной образовательной организации (возрастной контингент обучающихся, региональный, этнический компоненты и проч.);
- принцип «научного анализа проблем комплексной безопасности с позиций внутренней и внешней политики, правового обеспечения, морали личности, общества и государства», предполагающий наличие адаптивных и сценарных механизмов в управлении комплексной безопасностью образовательной организации с целью реализации социокультурных и организационных задач в рамках текущей геополитической обстановки;
- принцип «качественно-количественной оценки ресурсов и объективное прогнозирование их потребностей для прогрессивного развития государства», требующий мониторинга состояния комплексной защищенности всех участников образовательных отношений от всех видов угроз;
- принцип наличия «оперативной, упреждающей информации для населения и организаций страны о возможных (внутренних или внешних) факторах опасностей и (или) угроз», обусловливающий наличие системы превентивных мер и профилактических мероприятий в целях обеспечения комплексной безопасности образовательной организации;
- принцип «обеспечения надежности (в пределах устойчивости) функционирования систем комплексной безопасности, их универсальности и приспособленности к переменным условиям в экстремальных ситуациях» предполагающий проведение плановых проверок и мероприятий по функционированию систем обеспечения
комплексной безопасности и готовности всех участников образовательных отношений к действиям в экстремальных ситуациях.
В контексте проектирования системы комплексной безопасности образовательной организации реализация проектно-целевого подхода заключается в организации многообразия организационных, учебных, воспитательных проектов, ориентированных на достижение максимальной защищенности участников образовательных отношений и самой образовательной организации от всех видов угроз.
Целеполагание, как составляющая проектно-целевого подхода, обусловливается
потребностями личности, образовательных организаций, общества и государства в формировании, сохранении и развитии безопасного образовательного пространства.
Структурными элементами проектно-целевого подхода к проектированию безопасной образовательной среды являются: цели и содержание обучения; средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения; организация образовательной деятельности со всех позиций; субъекты процесса обучения; результат деятельности, в числе которых и уровень личностно-профессиональной подготовки педагогов и обучающихся, определяемый культурой безопасности.
В ходе реализации социального проекта «Обеспечение комплексной безопасности образовательной организации» необходимо осуществить четкое планирование предметно-практической деятельности всех участников образовательных отношений в контексте обеспечения комплексной безопасности образовательной организации. В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения и ее руководителя. Разнообразие способов организации системы комплексной безопасности выявлено нами в ходе проведенного сотрудниками ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем» мониторинга обеспечения комплексной безопасности вузов РФ в 2016 - 2017 гг. (в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ) [4]. Множественность вариантов позволила обобщить их по признакам системности, продуктивности и комплексности:
1) негативный вариант, представляющий собой разрозненную деятельность руководства вуза в сфере направлений комплексной безопасности. Как правило, в таком варианте, необходимый уровень комплексной безопасности
достигается не более чем на 60% за счет обязательных технико-технологических
характеристик здания, оставляя «за бортом» личностный фактор безопасности, решающий на момент создания или возникновения ситуаций опасности;
2) конструктивный вариант, представляющий собой активную деятельность по каждому из направлений обеспечения комплексной безопасности, однако отличающийся недостаточной системой, отсутствием единого «стержня» организации. При этом варианте обеспеченность комплексной безопасности достигает не более чем 85%. Его особенностью являются явные «перекосы» в пользу одного или нескольких направлений (как правило, технико-технологических) и связаны с видением ответственных лиц и уровнем их квалификации в той или иной сфере обеспечения комплексной безопасности. Выявленные недостатки обнаружены нами, в основном, в деятельности педагогов и психологов, очевидно, самих не осознающих необходимость изменений в собственной профессиональной деятельности и не обладающих необходимым уровнем подготовки в сфере комплексной безопасности образовательных организаций. Это явным образом сказывается на формировании культуры безопасности обучающихся, понимании ими опасностей и угроз современного мира и проецируется в их личностную и профессиональную деятельность в дальнейшем;
3) эффективный вариант (90 - 100% обеспечение комплексной безопасности), при котором, очевидно, процесс создания системы начинается «сверху», с назначения руководителя по комплексной безопасности; выявлению необходимых направлений обеспечения комплексной безопасности образовательной организации с учетом региональных, социальных, технико-технологических условий функционирования; подборе кадров по каждому направлению комплексной безопасности и их профессиональной переподготовке по курируемому ими направлению; разработки системы организационных, технико-технологических, психолого-педагогических законодательно обоснованных мер и мероприятий по каждому из направлений, их распределению в течение учебного года; разработки системы контроля диагностических показателей по каждому из направлений, их анализу и, возможно, корректировке деятельности. К сожалению, этот вариант в полной мере продемонстрирован менее чем в 10% вузов РФ.
Результат анализа данных мониторинга обеспечения комплексной безопасности вузов позволяет рекомендовать эффективную модель организации системы комплексной безопасности образовательной организации как базовую и использовать передовой организационно-педагогический опыт, адаптируя его к текущим потребностям и ресурсам образовательной организации.
Срок реализации проекта «Обеспечение комплексной безопасности образовательной организации» рекомендуется установить в один учебный год. В начале каждого учебного года необходимо:
- проанализировать текущее состояние защищенности образовательной организации с позиций актуальной геополитической и социокультурной обстановки;
- определить продуктивность мер и мероприятий по обеспечению защищенности, образовательной и воспитательной деятельности в сфере безопасности;
- разработать новый план (дорожную карту) системы мероприятий с реальными индикаторами деятельности по каждому направлению обеспечения комплексной безопасности.
Круг лиц, задействованных на данном этапе -руководитель образовательной организации, ответственное лицо за комплексную безопасность, ответственные лица по всем направлениям комплексной безопасности, педагоги-психологи, кураторы групп (классные руководители).
Ресурсы социального проекта «Обеспечение комплексной безопасности образовательной организации» зависят от финансовых и материально-технических возможностей
образовательной организации, минимальная организация которых должна отвечать действующему законодательству по каждому из направлений обеспечения комплексной безопасности. Особое внимание необходимо уделить актуальности подготовке руководителя образовательной организации и ответственных лиц, педагогическому составу в сфере комплексной безопасности, транслирующих свои знания посредством организации
образовательной деятельности.
Ответственность за реализацию социального проекта «Обеспечение комплексной безопасности образовательной организации» и его этапов несет руководитель образовательной организации, он же осуществляет внутренний
контроль деятельности. Внешний контроль за обеспечением направлений комплексной безопасности обеспечивает Министерство образования и науки РФ, соответствующие профильные ведомства. Необходимо понимать, что первостепенной задачей контроля каждого из контуров безопасности образовательной организации (инфраструктурного, социального и психодидактического) выступает определение возможных проблем, пробелов, рисков и угроз в целях совершенствования всей системы и обеспечения защищенности участников образовательных отношений, в том числе, и в перспективе.
Подводя итоги, хочется отметить, что работа по обеспечению комплексной безопасности образовательных организаций сложна и многогранна. Разнообразные меры и мероприятия, реализуемые органами
государственной власти, специальных служб, социальных институтов, направлены на обеспечение защищенности образовательных организаций, и прежде всего, детей и молодежи с самых разнообразных позиций. Однако, ситуация на данный момент такова, что данные меры недостаточно эффективны, не только потому, что возникают все новые угрозы безопасности, в том числе и геополитические, и социокультурные, но и потому, что данная проблема, несмотря на ее очевидную комплексность, не имеет системного разрешения и концептуального видения на уровне ее реализации в образовательных организациях. Эффективно решать эти вопросы в системе образования сегодня позволит только тесное взаимодействие со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, общественными организациями, а также активное вовлечение в этот процесс всех участников образовательных отношений. Именно поэтому нами предлагается проектный концепт, позволяющий с учетом региональных, этнических и образовательных особенностей и традиций построить целостную адаптивную систему комплексной безопасности, обновляемую с периодом в один учебный год. Работая не только на нивелирование сложившейся ситуации в области безопасности, препятствуя распространению радикальных идеологий и решая задачи сегодняшнего дня, система образования, образовательные организации имеют уникальную возможность работы на перспективу, обусловливая безопасность образования и общества в отсроченный период.
Литература:
24. Научные основы безопасного образования: теория и практика: коллективная монография / Мухаметзянова Ф.Ш., Гильмеева Р.Х., Грузкова С.Ю., Грязнов А.Н., Камалеева А.Р., Левина Е.Ю., Масленникова В.Ш., Мухаметзянова Л.Ю., Прокофьева Е.Н., Трегубова Т.М., Угарова Н.М., Хусаинова С.В., Чеверикина Е.А., Шайхутдинова Г.А., Шибанкова Л.А., Щербаков В.С.; под редакцией член-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Ф.Ш. Мухаметзяновой. - Казань: "Данис", 2016. - 268 с.
25. Самородова В.В. Образование как инструмент обеспечения безопасности / В.В. Самородова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №3. - С. 1721.
26. Мухаметзянова Ф.Ш. Социальная ответственность образования: приоритеты и закономерности / Ф.Ш. Мухаметзянова // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - №5. - С. 13-16.
27. Мухаметзянова Ф.Ш., Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Абраковнов А.П. Обеспечение безопасности как фактор социальной ответственности образования (по результатам мониторинга вузов) / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Н. Прокофьева, Е.Ю. Левина, А.П. Абраковнов // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 5(118). - С. 76-81.
28. Левина Е.Ю., Хусаинова С.В., Прокофьева Е.Н. Социальная безопасность в образовательной среде: критерии качества / Е.Ю. Левина, С.В. Хусаинова, Е.Н. Прокофьева // Человек. Общество. Инклюзия. - 2017. - № 2(30). - С. 27-31.
29. Левина Е.Ю. Качество как детерминанта социальной ответственности образования / Е.Ю. Левина // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 2 (26). - С. 42-47.
30. Загребина Е.И. К вопросу комплексной безопасности образовательных учреждений // Загребина Е.И. // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1 (108). - С. 97-103.
31. Прокофьева Е.Н. Модель управления комплексной безопасностью образовательных
организаций / Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 3. - С. 57-61.
32. Мухаметзянова Ф.Ш., Левина Е.Ю. Концепты обеспечения безопасности личности в образовательном пространстве / Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 17-19.
33. Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2009.
34. Гильмеева Р.Х. Формирование духовно-нравственного иммунитета молодежи как условие профилактики экстремизма в безопасной образовательной среде / Р.Х. Гильмеева // Казанский педагогический журнал. - 2015. - Т. 3. - № 6-3. - С. 5661.
35. Мухаметзянова Г.В. Проектно-целевой подход в формировании профессиональных компетенций в едином образовательном пространстве / Г..В. Мухаметзянова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2010. - Т. 2. № 2. - С. 125130.
36. Гильмеева Р.Х. Интегративная модель реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода / Р.Х. Гильмеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 2-1. - С. 58-61.
37. Гильмеева Р.Х. Формирование поликультурной компетенции студента на основе проектно-целевого подхода в процессе гуманитарной подготовки / Р.Х. Гильмеева // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. - 2016. - № 6 (73). - С. 31-41.
38. Красноперов А.Ф. Социальная безопасность как условие устойчивого состояния и развития социосферы // Ученые записки РГСУ. - 2010. - № 10. -С. 50-53.
Сведения об авторах:
Гильмеева Римма Хамидовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», email: rimma.prof@mail.ru
Левина Елена Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: kpj07@mail.ru
Data about the authors:
R. Gilmeeva (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: rimma.prof@mail.ru
E. Levina (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, senior research associate of FGBNU "Institute of pedagogics, psychology and social problems", e-mail: kpj07@mail.ru